К 1823 г. Лазаревское кладбище стало тесным, и справа от него было организовано новое кладбище, сначала называвшееся Ново-Лазаревским.
Храма на этом кладбище сначала не было. Он был заложен только 26 сентября 1869 г. по проекту Н. П. Гребенки и построен на средства братьев Д. М. и Н. М. Полежаевых. Освящена церковь была 2 февраля 1873 г.
Крестообразная в плане церковь была построена в русско-византийском стиле. Внизу был устроен семейный склеп Полежаевых: "20 мест с 13 могилами". Храм был одноэтажным, с массивным шатровым верхом, увенчанным маковкой.
В церкви находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по церкви и кладбище стало называться Тихвинским.
В 1901 г. произведен ремонт под руководством лаврского арх. Л. П. Андреева.
В 1918 г. у алтаря был погребен протоиерей Петр Скипетров, застреленный большевиками, когда они пытались захватить лавру. ( [95]. С. 23, [76] С. 224)
9 мая 1931 г. постановлением президиума Ленсовета церковь была закрыта и передана райотделу связи. Здание сделали двухэтажным, унижчтожив внутреннюю и внешнюю отделку, разместили почту и общежитие. Почта находилась здесь в 1935-1937 гг. В 1985 г. после капремонта здесь был создан выставочный зал Музея городской скульптуры.
В 2000 г. уже был научный отдел Музея городской скульптуры.
Здание сохранилось, утрачено шатровое завершение ([76] С. 224)
В здании располагался Выставочный зал Государственного музея городской скульптуры. Сейчас в здании - постоянная экспозиция "Монументальная скульптура Санкт-Петербурга". (Мышь белая)
Флора Фарнезская кон. XVIII в. Флора - римская богиня цветов и весеннего цветения - обычно изображалась в виде прекрасной женщины в длинном одеянии с венком в руках. Античная статуя, обычно называемая Флорой, принадлежит к числу многочисленных копий статуй, найденных в XVI в. при раскопках в термах Каракаллы в Риме и находившейся в собрании Папы Римского Павла III Фарнезе (отсюда и название). Часто копии скульптур Геракла и Флоры устанавливаются вместе: как символы силы и плодородия. С 1833 г. до 2008 г. мраморные скульптуры Геракла и Флоры были установлены на главной аллее Александровского сада. После реставрации 2013-2014 гг. на их месте установлены копии. Геркулес Фарнезский. кон. XVIII в. Геркулес (римский вариант Геракл) - один из наиболее известных героев древнегреческой мифологии, обладавший богатырской силой и совершивший 12 подвигов. Мраморное изваяние Геркулеса принадлежит к числу многочисленных копий колоссальной статуи античного происхождения, найденной в XVI в. при раскопках в термах Каракаллы в Риме и находившейся в собрании Папы Римского Павла III Фарнезе (отсюда и название). Судя по надписи, скульптура создана в III в. Афинским мастером Гликоном, который в свою очередь, копировал не сохранившийся бронзовый оригинал Лисиппа (2-я пол. IV в до н.э.). С 1833 г. до 2008 г. мраморные скульптуры Геракла и Флоры были установлены на главной аллее Александровского сада. После реставрации 2013-2014 гг. на их месте установлены копии. (люблюпитер)
1965, 1973: 167-е отделение связи, Невский пр., 179-а. ([108], С. 145); ([211], С. 251)
Памятник федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
Ангел. фото из альбома "Александро- Невская лавра в СПб" 1874 г.
Надгробие Михаила Воронцова.
Часовня на могиле А.Н. Муравьева.
Могила Сперанского все фото из альбома "Александро- Невская лавра в СПб" 1874 г.
Памятник на могиле Стасова
Лестница выставочного зала.
1-й зал.
2-й зал.
Модель головы для памятника Петру I М. А. Колло 1767 г. Отлит 1977 г.
Модель конной статуи для памятника Александру III Ск. П. П. Трубецкой 1909 г. Отлит 1955 г.
Памятник "Слава Российскому флоту" Ск. М. К. Аникушин арх. Т. П. Садовский 1996 г.
Подвигу экипажа миноносца "Стерегущий" Ск. К.В. Изенберг арх. А. И. фон Гоген 1911 г.
Модель памятника А. В. Суворову Ск. М. И. Козловский 1801 г.
"Посвящение блокадному ребенку" Ск. Л. С. Ланец 2002 г.
Слепой Ск. Д. Д. Каминкер 2002 г.
Организатор Ск. Д. Д. Каминкер 2003 г. Отлив 2008 г.
Петр I. Модель памятника в Кронштадте Неизвестный ск. по оригиналу Т. Н. Жака 1841 г.
Модель памятника М. И. Кутузову Ск. Б. И. Орловский, арх.В. П. Стасов 1837 г.
Модель памятника М. Б. Барклаю де Толли Ск. Б. И. Орловский, арх.В. П. Стасов 1837 г.
Конь с водничим "Укротитель коня" Ск. П. К. Клодт 1849 г.
Конь с водничим Ск. П. К. Клодт 1838 г.
Ростральная колонна Уменьшенное повторение южной колонны Н. С. Дубровский 1965 г.
Модель памятника Николаю I Ск. П. К. Клодт арх. О. Монферран 1856 г. Отлив 1890 г.
Медный всадник Неизвестный ск. XIX в.по оригиналу Э. М. Фальконе 1782 г. Копия 1955 г.
11.06.2016 1-й этаж.
Флора Форнезская. кон.XVIII в. мрамор, высота 2,5 м.
Геркулес Фарнезский. кон. XVIII в., мрамор, высота 2,5 м.
<a href='https://www.citywalls.ru/house5133.html' target='_blank'>Свято-Троицкая Александро-Невская лавра -Церковь Тихвинской иконы Божией Матери - Выставочный зал на Citywalls.ru</a>
Кстати, глядя на теперешнее здание, как-то о неорусском стиле мало думаешь. И еще - там указано "произведен ремонт". А ремонт не повлек переделок фасадов и/или интерьеров?
Странно почему написано, что почта находилась тут только в 1935-1937? Я помню с бабушкой в эту почту еще в конце 1970х ходил. По моим воспоминаниям она работала тут до конца 1980х.
И безусловно сейчас о неорусском стиле ничего не напоминает.
Почту, вероятно, надо искать по адресу пл. Ал-дра Невского.
"В 1869-1873 годах по проекту Гребенки была построена церковь-усыпальница во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Храм был одноэтажный, с массивным верхом, увенчанный маковкой. В 1930-е годы здание сделали двухэтажным, уничтожили внутреннюю и внешнюю отделку и разместили в нем почту и общежитие. В 1985 г. после капитального ремонта здесь был создан выставочный зал Музея городской скульптуры."
ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 1133Д Чертежи здания Тихвинской церкви Полежаевых на участке, принадлежавшем кладбищу Александро-Невской Лавры по наб.р.Монастырки и наб.р.Б.Невы Начальная дата: 1869 Конечная дата: 1869 Количество листов: 17 Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/1133D
Я нашел эти материалы еще год назад. Но всё сомневался, нужно ли их выкладывать. В конце концов решил выложить все листы дела, но только по ссылкам. Кто захочет, посмотрит.
Я только теперь внимательно посмотрел генеральный план - и увидел интересные (как мне кажется) вещи.
1. В 1869 г. территория Тихвинского кладбища была меньше, чем сейчас, и церковь строилась чуть в стороне от могил. (Правда, тогда непонятно, почему на западном фасаде не предусматривался вход. Может быть, уже предполагалось расширение кладбища?)
2. Оказывается, перед южным фасадом надвратной церкви была круглая площадка, окруженная с двух сторон оградами Лазаревского и Тихвинского кладбищ.
Возможно я не слишком глубоко посмотрела, круглая площадка есть на планах Шуберта 1828 г.
Есть в ВПб на 1894 г.
На плане 1913 г. ее уже нет. В планах ВПб тоже. "Пропажу" надо искать в этом периоде.
Расширение кладбища, если правильно помню, происходило за счет лаврских огородов.
Насчет входов церкви, думаю это чисто практическое решение - западный фасад выходит в дальнюю часть кладбища, наверное, предположили входы с Лаврского проезда.
Нет ссылок.
Кстати, глядя на теперешнее здание, как-то о неорусском стиле мало думаешь. И еще - там указано "произведен ремонт". А ремонт не повлек переделок фасадов и/или интерьеров?