Публикация
Дом М. С. Мальцевой -
|
Архитекторы: | Сюзор П. Ю. Моравицкий С. А. Балбашевский И. Л. |
Год постройки: | 1872, 1911-1912 |
Стиль: | Модерн |
Дом М. С. Мальцевой - модерн (Кириков)
Дом Общества для заклада движимых имуществ
1-я четверть XIX века - автор не установлен
1872 - арх. Сюзор Павел Юльевич - надстройка, изменение фасада (не сохран.)
1911-1912 - гражд. инж. Моравицкий Сигизмунд Антонович - новое здание
военн. инж. Балбашевский Иван Леонардович - завершение (Список...)
Фиксационный
чертеж 1872 г
1872 г.
Генеральный
план
Разрешение от
12 августа 1872 г.
1872 г. Новый фасад здания
План
3-го эт.
План
4-го эт.
1912 г.
Генеральный
план
Разрешение от
17 февраля 1912 г.
(добавил
Фрагмент схемы
РГИС 2019 г.
При строительстве этого здания был снесен стоявший на этом месте дом, который, как мне кажется, был интереснее по архитектуре. Чертежи этого дома есть в делах:
1. Чертежи дома на участке, принадлежавшем М. С. Мальцевой, М. С. Бутурлиной, Пантелеймоновскому отделению акционерного общества для заклада движимых имуществ по Литейному пр., 29 Крайние даты документов: 1871 - 1912 Количество листов: 70
2. Чертежи дома М. С. Мальцевой по Литейному пр.,29 Крайние даты документов: 19.10.1871 - 10.02.1898 Количество листов: 44
Это было эффектное, монументальное ампирное здание первой половины XIX в. По чертежу неясно, были ли на фасаде колонны или пилястры, но судя по тому, что после перестройки (см. далее) на фасаде были колонны, можно предположить, что они были здесь и раньше, с самого начала.
В 1872 г. дом был перестроен для жены коллежского секретаря Марии Сергеевны Мальцевой по проекту П. Ю. Сюзора. Представлены
Представлены планы
О том, что этот проект был осуществлен, свидетельствуют фиксационные чертежи 1887 г. в деле (2).
В 1912 - 1913 гг. [
Таким образом, существовавшие надворные флигели были перестроены, а лицевой дом - снесен и заменен новым.
В [
(добавил
Существующий в настоящее время шестиэтажный дом построен в 1911-1912 гг. по проекту арх. С. А. Моравицкого.
Постройка выделяется лаконичностью и соразмерностью частей. Фасад облицован гранитом различных оттенков с декоративной каменной штукатуркой.
После смерти Моравицкого работы завершал военн. инж. И. Л. Балбашевский.
Для дома характерна и художественная обработка дворовых фасадов.
(по материалам [
Фото -
08.2016.
Фото -
08.2016.
Фото -
люблюпитер, 08.2016.
Двор.
Фото -
Двор
Первый двор
Второй двор
Фото -
06.2019.
Черная лестница
Фото -
06.2019.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1812)
Все фото -
фасадная
парадная
Декор над межэтажной
лестничной площадкой
Холл
Декор над лестничным
маршем
Фото -
.
Фрагмент камина
Фото -
07.11.2010
.
Фото -
Левая парадная
Фото -
02.2011.
Правая
парадная.
Левая парадная
Фото -
Елена, 01.2014.
Парадная
лестница №1.
Декор над камином
Фото - люблюпитер, 04.2015.
Черная
лестница
Фото -
06.2019.
Современный шестиэтажный дом построен в 1911-1912 гг. по проекту рано умершего арх. С. А. Моравицкого.
Ныне существующий ... дом. И инф-ция по раннюю смерть арх-ра должна быть вынесена или в скобки, или в др. предл., если это столь необходимо упоминать. А упоминать нужно - именно в контексте того, что постройку завершал др. спец-т.
1926, 1927, 1928, 1929: 28-е почтово-телеграфное отделение; сберкасса № 20, пр. Володарского, 29. («Весь Ленинград - 1926". С. 128),(«Весь Ленинград - 1927". С. 135), («Весь Ленинград и область - 1928". С. 159), («Весь Ленинград и область - 1929". С. 137).
1930, 1931: 28-е почтово-телеграфное отделение; сберкасса № 64, пр. Володарского, 29. («Весь Ленинград и область - 1930". С. 148), («Весь Ленинград - 1931". С. 156).
1932, 1933, 1934, 1935, 1937, 1939: 28-е почтово-телеграфное отделение; 64-я сберкасса при 28-м отделении, пр. Володарского, 29. («Весь Ленинград - 1932". С. 136, 303), («Весь Ленинград - 1933". С. 408, 435), («Весь Ленинград - 1934". С. 382, 413), («Весь Ленинград - 1935". С. 452, 493), (1937- Ленинград список абонентов", С. 290, 298).
1939, 1940: 28-е почтово-телеграфное отделение; 64-е отделение Дзержинской районной центральной сберкассы, пр. Володарского, 29. («Ленинград - 1939", с. 207, 217), («Ленинград - 1940", с. 262, 274).
1965, 1988: 28-е отделение связи, Литейный пр., 29. ([108], с. 144), ([125], с. 354).
1973: Почтово-телеграфные отделения сявзи
192028 — Литейный пр., 29 ([211]. С.250)
1973: Переговорные телефонные пункты по районам
Дзержинский р-н
Литейный пр., 29 ([211]. С.254)
1973: Междугородный монетный телефон-автомат
Дзержинский р-н
Литейный пр., 29, 28-е отд. Связи ([211]. С. 257)
почему в титуле Сюзор? к существующему дому он не имеет никакого отношения.
да.
искренне рекомендую кураторам сайта такой общий принцип:
1. в голове публикации - сведения только о таких стройках-перестройках здания ( и соответственно о произведших их зодчих - техниках),
которые сейчас можно видеть и потрогать, как снаружи, так и внутри
иначе получается копилка различных курьезов, особенно при использовании поиска
2. в основном тексте сведения о перестройках здания вести в обратно- хронологическом порядке
(как в резюме при поиске работы )
1988: 28-е городское отделение связи, Литейный пр., 29. ([125], С. 354)
TopPlan2009:
- Отделение почтовой связи N28 Центрального района - Литейный пр., 29
- ООО "Дофин" салон детской мебели - Литейный пр., 29
- ЗАО "Русский Персонал" агентство по подбору персонала - Литейный пр., 29; 2-й двор
- "Эталон" - Литейный пр., 29
Примечание: Фасадные работы
Виды работ: ремонтные работы, отделочные работы, кровельные работы
1934, 1935: 360-й детский очаг Смольнинского р-на, района, Литейный пр., 29. («Весь Ленинград - 1934". С. 300), («Весь Ленинград - 1935". С. 355).
1937 нет
1939, 1940: Детский сад Дзержинского р-на № 25, Литейный пр., 29. («Ленинград - 1939", с. 264), («Ленинград - 1940", с. 332).
"Для дома характерна и художественная обработка дворовых фасадов." - судя по фото, её нет или она минимальна.
Ответ на ""Для дома характерна и художественная обработка дв" от Алексей von Fricken
Это Исаченко.
Моравицкий Сигизмунд Антонович. Доходный дом О-ва закладов движимых имуществ. 1912-1913 ([99]. С. 219). О Балбашевском по этому адресу ничего не сказано.
Ответ на "Это Исаченко. Моравицкий Сигизмунд Антонович. Дохо" от Liz
Данные о Балбашевском были в более ранней работе: Архитекторы-строители Петербурга - Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Авторы-составители В.Г.Исаченко, Б.М.Кириков, С.Г.Федоров, А.М.Гинзбург. Л., 1982. (Понятно, что никакой выставки на самом деле не было.) В списке работ И.Л.Балбашевского об этом доме сказано: 1912 - 1913, завершение (автор проекта - С.А.Моравицкий).
Следует заметить, что С.А.Моравицкий умер в 1912 г. (в возрасте 32 лет). Значит, И.Л.Балбашевский завершил строительство после смерти автора проекта.
В предисловии к [99] сказано (с.9): "Мы пытались определить основного автора (или авторов) проектных решений. Помощники и производители строительных работ оставлены за скобками." Очевидно, поэтому данные о Балбашевском и исчезли. Нужно ли их оставлять здесь в публикации, не знаю.
Ответ на "Данные о Балбашевском были в более ранней работе:&" от S.P.
А откуда понятно, что выставки не было? Вы точно это знаете?
Ответ на "А откуда понятно, что выставки не было? Вы точно э" от Liz
Я это знаю уже давно и совершенно точно. Но, кроме того, об этом написано и в предисловии к [99]. (Сейчас мне некогда писать цитату, если нужно, потом напишу).
Дело в том, что это было советское время, когда было очень трудно издать книгу такого рода. И Исаченко придумал хитрый ход: выпустить книгу под видом каталога выставки. Этот номер прошел. А позже Исаченко повторил то же самое еще в одном справочнике, где он был единственным автором: Зодчие Петербурга второй половины XIX века. Каталог выставки. Автор-составитель В.Г.Исаченко. Л., 1985.
При строительстве этого здания был снесен стоявший на этом месте дом, который, как мне кажется, был интереснее по архитектуре. Чертежи этого дома есть в делах:
1. Чертежи дома на участке, принадлежавшем М.С.Мальцевой, М.С.Бутурлиной, Пантелеймоновскому отделению акционерного общества для заклада движимых имуществ по Литейному пр., 29
Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4213
Крайние даты документов: 1871–1912
Количество листов: 70
Постоянная ссылка:
2. Чертежи дома М.С.Мальцевой по Литейному пр.,29
Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.457
Крайние даты документов: 19.10.1871–10.02.1898
Количество листов: 44
Постоянная ссылка:
Старый фасад дома, фиксационный чертеж 1872 г. ((1), лист 16-17):
Это было эффектное, монументальное ампирное здание первой половины XIX в. По чертежу неясно, были ли на фасаде колонны или пилястры, но судя по тому, что после перестройки (см. далее) на фасаде были колонны, можно предположить, что они были здесь и раньше, с самого начала.
В 1872 г. дом был перестроен для жены коллежского секретаря Марии Сергеевны Мальцевой по проекту П.Ю.Сюзора. По ссылкам представлены
По ссылкам представлены планы
О том, что этот проект был осуществлен, свидетельствуют фиксационные чертежи 1887 г. в деле (2).
В 1912 - 1913 гг. [99] на этом месте был построен новый доходный дом Общества для заклада движимых имуществ по проекту С.А.Моравицкого. По ссылкам можно посмотреть
Таким образом, существовавшие надворные флигели были перестроены, а лицевой дом - снесен и заменен новым.
Примечание. В [99] данная работа П.Ю.Сюзора отсутствует.
P.S. У меня есть некоторое сомнение: может быть, дать отдельную публикацию по этому дому? (Учитывая то, что от него не осталось старых стен.)
P.P.S. Об этом я сеголня написал на
P.P.P.S. Только сейчас заметил: в названии публикации - ошибка: написано "Дом М.С.Мальцева", а на самом деле - дом М.С.Мальцевой (см. чертежи). Надо исправить.
ТЕРПИЛОВСКИЙ Генрих Романович (1908 - 1988) - композитор, один из основоположников советского джаза, музыкальный обозреватель. Аранжировщик Л. Утесова. Знал 4 языка - переписывался с Д. Эллингтоном, Г. Миллером и др. "В конце двадцатых годов в своей квартире на Литейном проспекте он с приятелями организовал первый в стране джаз-клуб". В 1935 г. арестован и выслан в Алма-Ату, затем арестовывался еще 2 раза. Скончался в Перми.
Тел. Ж-2-59-11.
// Список абонентов ЛТС. Л., 1937.
Мать: Евгения Александровна Евтеева-Терпиловская. (1883-1937) – дворянка, полька, по другим данным - русская. Арестована 26.01.1933. В 1937 г. - заключенная БеломорБалт комбината НКВД. Снова осуждена и расстреляна в Сандармохе. Реабилитирована в 1989.
Из воспоминаний актрисы Клавдии Пугачевой (1906-1996): "В 1918 году по инициативе одного из руководителей тогдашнего Наркомпроса Златы Ионовны Лилиной была создана «Детская художественная студия им. 3. И. Лилиной», во главе которой стала актриса бывшего Императорского Александрийского театра Ольга Александровна Шумская. Ею же были приглашены в студию в качестве педагогов актёры Александрийского театра Юрьев, Ге, Студенцов, Мгебров и из Мариинского (бывшего также Императорского театра) Петров, Бакланов, Снеткова. Когда я поступала в студию, она только что переехала в новое помещение на Литейный проспект, 29,где занимала две большие квартиры. В одной из них жила сама Шумская, а другая полностью была отдана под общежитие студистов для их занятий и жилья. В самой большой комнате была даже построена маленькая сцена. Дети в студии были живущие и приходящие. Шумская отбирала талантливых детей из детских домов и переводила их к себе в студию. Приходящих ребят было меньше, так как целью студии было, главным образом, художественное воспитание детей, взятых из детских домов.
Воспитательницами студии были Зинаида Ивановна Кравцова, интеллигентная дама, которая жила с двумя сыновьями в этом же доме ниже этажом, и старшая воспитательница Татьяна Михайловна Уткина. Шумская увлекалась тогда школой Айседоры Дункан и преподавала нам пластику и ритмику. Шумская была большой грузной женщиной, весьма эмоциональной, но с твёрдым и решительным характером. Не знаю, какая она была актриса и числилась ли за театром после того, как стала директрисой студии, но она была тесно связана с театром и его людьми.
Актеры, преподававшие у нас, получали за это хорошие пайки. Помню рюкзаки за спиной у наших педагогов в определённые числа месяца. У всех, кроме Юрия Михайловича Юрьева. Носил ли ему кто паёк домой или он его вовсе не получал, не знаю, но рюкзака мы никогда у него не видели.
Детей Шумская одевала с большим вкусом, несмотря на убогие возможности того времени. Она придумывала невероятные вещи. В общежитии были только девочки, все как на подбор очень привлекательные. Иногда девочки появлялись на улицах, одетые как сестры милосердия – в коричневых или синих платьицах, в зависимости от того, какой доставался материал, в белых передниках с красным крестом на груди. На головах белые косыночки с аккуратной строчкой (которую делали сами девочки), с маленьким красным крестиком спереди на голове. В руках они несли «новые» сандалики, шагая по улице босиком. Студия не была разделена на классы – драматический, музыкальный, балетный и пр. Дети занимались всем, и пристрастие ребёнка к тому или иному предмету проявлялось постепенно. Общие предметы изучали в школе. Дети ходили в бывшую гимназию Юргенса , ставшую 21-й Совшколой на Фонтанке, а некоторые учились в бывшем Тенишевском училище.
«Ой, девочки, вы же счастливые, вы же видите лучшее, что у нас есть, а что я вижу? Только солдат в окно», – говорила Елизавета Михайловна. Напротив студии стоял полк, и солдаты иногда глазели в окна. «Правда, есть такие хорошенькие, что лучше вашего Студенцова (кстати, она потом вышла замуж за одного из солдат). – Но не всё же на них смотреть!» – «Ой, Елизавета Михайловна, а Вы ходите вместе с нами на спектакли», – утешали её мы. – «Да? А кто будет чинить ваше бельё?» Она была милым и непосредственным человеком.
Мы очень любили своих педагогов, воспитательниц и всех окружавших нас людей. Наши воспитательницы не были профессионалами и, может быть, поэтому были особенно нежны с детьми. Зинаида Ивановна Кравцова была нежной матерью своих двух сыновей Жени и Миши. С Мишей мы дружили, он был младший, поэтому она по-матерински относилась и к нам. Татьяна Михайловна Уткина, она же Танечка, была студенткой, она была старше всех девочек – серьёзная, умная и иногда строгая – но всегда справедливая. Студия процветала.
И вдруг как гром среди ясного неба! Шумскую будут судить «за истязание малолетних детей». Трудно представить, что началось в студии. Мы ничего не знали. Оказывается, Шумская – она же, как выяснилось, баронесса фон Геккен – избила нашу студийку Лялю Короленко за то, что та отказалась вечером обслужить как горничная её гостей. Ляля подала на неё в суд. И вот мы все в зале суда, ждём, когда выведут Шумскую. Но её так и не вывели, так как она сумела удрать из-под стражи и уехать в Париж, забрав с собой все свои драгоценности. На слова судьи «введите подсудимую» вышел солдат и объявил, что «подсудимой нет». Так печально закончила своё существование эта студия. Писали тогда о студии много, осуждали методологию и неправильное воспитание детей, «прививавшее им ненужную эстетику» и тому подобное. Горю нашему не было границ. Живущих в студии девочек вновь раскидали по разным детским домам, а приходящие разошлись кто куда".
// Пугачева К. Прекрасные черты. - URL:
Стиль-модерн.Б.М.Кириков."Архитектура петербургского модерна" 2003г.