1822-1825 - Штауберт Александр Егорович (постановление...)
Лермонтовский музей (1883-1917)
Завод радиотехнического оборудования . Концерн ПВО "Алмаз-Антей"
В 1819-1820 г. в Петербурге была основана Военно-строительная и Кондукторская школа для подготовки специалистов среднего звена. Для школы был выделен участок на углу Обводного канала и Ново-Петергофского пр.а, на котором в 1820 г. инж. В. К. Треттер построил двухэтажный каменный дом. В 1822-1825 гг. арх. А. Е. Штауберт перестроил дом Кондукторской школы, придав ему классический облик. Теперь здание состояло из главного корпуса и трех флигелей. Во второй половине ХIХ века был надстроен третий этаж северо-западного флигеля и оформлен актовый зал. В 1917 г. восточный фасад украсил горельеф скульптора И. Крестовского, посвященный памяти выпускников, погибших во время Первой мировой войны.
В 1839 г. сюда перевели Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров
Школа гвардейских подпрапорщиков учреждена 9 мая 1823 г. для подготовки офицеров гвардейской кавалерии. Она была открыта в присутствии великого князя Николая Павловича с задачей "докончить военное воспитание молодых дворян, поступающих на службу в пехотные гвардейские полки".Обучение проводилось два года. Два года спустя школа переехала во дворец Чернышева у Синего моста. В 1826 г. при школе сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии и она получила наименование Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. С 1838 г. прием стал осуществляться по конкурсному экзамену из детей 13-15 лет, желающих служить в гвардии. Срок обучения стал четырехлетним. Лучшие выпускники школы производились в офицеры наравне с камер-пажами Пажеского корпуса, а остальные - наравне с пажами. В 1839 г. школа окончательно переселилась к Обводному каналу в расширенное здание Кондукторской школы. В 1859 г. в связи с упразднением звания подпрапорщика школа стала называться Николаевским училищем гвардейских юнкеров. В 1864 г. училище было преобразовано в Николаевское кавалерийское училище. В 1882 г. одновременно с преобразованием военных гимназий в Кадетские корпуса пансион назван Николаевским Кадетским корпусом в честь монарха, в царствование которого “положено начало” заведению. В 1918 г. Николаевское кавалерийское училище было закрыто.
Завод Радиотехнического Оборудования 1 января 1966 г. на основании приказа Министра Радиотехнической промышленности СССР за № 430 от 20.12.1965. организация п/я 487 (см. наб. Обводного канала 197-201) объединена с заводом Радиотехнического оборудования под названием последнего - ЛЗРТО - Ленинградский завод Радиотехнического оборудования, подчиненный 13-му Главному Управлению Министерства. До объединения ЛЗРТО организовался 03 апреля 1961 г. по приказу №9118 Ленинградского Совета народного хозяйства на базе 71 военного завода тракторного производства, который перебазировался в другое место. Завод РТО и организация п/ящ. 487 выпускали однородную продукцию радиоаппаратуры. В силу чего возникла их необходимость объединения. Кроме того, необходимо устранить нерентабельность в бывших заводах мелкого масштаба, и переход на новое планирование производства продукции в заводе и хозрасчет.
Ускорению радиопрофилирования завода РТО способствовал перевод специалистов по радиотехнике с завода полиграфических машин.
Слияние двух предприятий позволило создать в системе радиопромышленности страны высокопотенциальное объединение по выпуску оборонной радиотехники, которое стало постоянно участвовать в выполнении перспективных заданий государственной важности.
Приказом Министерства радиопромышленности СССР №227/к от 14.03.1990 г. ЛЗРТО переименован в Производственное объединение "Ленинградский завод радиотехнического оборудования" (ПО "ЛЗРТО").
В 1992 г. ПО "ЛЗРТО" было преобразовано в Государственный завод радиотехнического оборудования (ГЗРТО). Основание: Устав завода, зарегистрированный под №233 от 11.03.1992 г. ГЗРТО приказом Минэкономики РФ от 27.04.1999 г. №216 переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод радиотехнического оборудования" (ФГУП "ЗРТО").
С 26 декабря 2002 г. в результате приватизации завод преобразован в Открытое акционерное общество «Завод радиотехнического оборудования» в составе ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Осенью 2007 г. руководством ОАО «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» было принято решение о реализации проекта создания Северо-Западного регионального центра.
Идея строительства СЗРЦ на базе ОАО «ГОЗ Обуховский завод» полностью соответствует программе вывода промышленных предприятий из центра города, которую реализует правительство Санкт-Петербурга, и позволяет высвободить значительные площади для их дальнейшего использования в непроизводственных целях.
В соответствии с проектом создания СЗРЦ на территорию Обуховского завода планировалось из центра Санкт-Петербурга перевести предприятия, входящие в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей»: ОАО «Завод радиотехнического оборудования», ОАО «Ордена Трудового Красного знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры», ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» и ОАО «Российский институт радионавигации и времени».
С 2011 г. АО "Завод Радиотехнического Оборудования" располагается на пр. Обуховской Обороны, 120 лит.
(zrto.org сайт завода 13.04.2012 sperling,spbarchives.ru 09.09.2017; Наталия)
Ленинградский завод радиотехнического оборудования. Основан в августе 1951 г. С 1951 - Завод No 779 МСП, МРП, п/я 487, в декабре 1965 вошел в состав Ленинградского завода радиотехнического оборудования, ФГУП «Завод радиотехнического оборудования». Продукция: электрофоны Ласточка, Юбилейный, РГ-5С «Невский».
Корпус по 12-й Красноармейской Фото - Виктор М, 05.2017.
Со стороны Красноармейской ул. сейчас снесены складские помещения и оттуда открывается вид на "тылы" здания. Фото - oliodeny, 2017
Полностью здание училища передали ЛЗРТО в 1977-1978 г., когда сюда перевели администрацию с Обводного канала, 199-201. До этого РТО занимал флигель, выходящий на Обводный канал.
А до этого в здании была гинекологическая больница, а на 1-м этаже временно располагалась 25-я поликлиника (когда в основном ее здании на Фонтанке делался ремонт). (gordey2003)
Во дворе бывшего училища еще в 1960-е функционировал манеж, похоже и была секция верховой езды. Мальчишкой смотрел пару соревнований, давно было в памяти остались препятствия для лошадей, похоже конкур. (Рюрикович)
Во дворе был манеж и конюшни. В них располагалась единственная на тот момент в Ленинграде школа Высшего спортивного мастерства по конному спорту. По крайней мере, еще году в 1974 г. После она пререехала на Марата, откуда тоже была благополучно выселена. (narniya)
Лермонтовский Музей
Лермонтовский музей помещается по Ново-Петергофскому пр., в здании Николаевскаго
Кавалерийскаго училища, и открыт ежедневно, с 8 до 12 час. утра.
Музей основан в память поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, который воспитывался в Николаевском Кавалерийском училище и в нем же написал свои первые произведения, обратившия на него внимание общества.
Музей был открыт в 1883 г., 16-го августа. Основателем его был директор училища генерал Бильдерлинг, почему его портрет висит над входной дверью.
Музей занимает всего одну комнату. При входе в Музей, направо - картина Кондратенко "Домик в Пятигорске", где жил Лермонтов; портреты Лермонтова, его отца, матери и учителя; его деда, прадеда и бабушки, которая была воспитательницей юнаго поэта.
На этой же стене рисунок тушью, сделанный самим поэтом: "Миневры в Красном Селе".
Против входной двери, на стене, висит картина, изображающая место дуэли поэта с майором Мартыновым, близ Пятигорска и снимки: часовни, где погребен поэт; дома Верзилиных, в котором произошла ссора Лермонтова с Мартыновым и памятника на могиле поэта.
На левой стене выставлены рисунки, работы самого поэта.
Здесь же портрет кн. Васильчикова - друга Лермонтова и картина Кондратенко "Грот Лермонтова".
В углах зала, на вращающихся подставках, помещаются: снимки, рисунки и иллюстрации к некоторым произведениям Лермонтова ( Боярин Орша, Демон, Княжна Мери, Сказка о купце Калашникове) и фотографии местностей, имеющих отношение к некоторым событиям из жизни поэта.
В Музее собраны: все сочинения Лермонтова; журналы, где помещены его статьи; музыкальные произведения с текстом из его стихотворений; рукописи и тетради Лермонтова, некоторые его письма; проекты памятников ему, портреты его, начиная с детских, и кончая последним портретом его, в чине поручика Тензинскаго пехотного полка; альбомы с портретами его родственников, современников и товарищей; полное дело о дуэли с французским подданнным Барантом, за которую поэт был удален из гусарского полка. В одной из витрин хранятся вещи, принадлежавшие поэту: кинжал, пожертвованная Музею принцем Лейхтенбергским шашка, трость, черкесский пояс и пороховница из серебра с буквою Л. Здесь же - альбом матери поэта, небольшая книжка в красном сафьяне, чувяки из красного сафьяна, щеточка, бумажник.
У левой стены - столик Лермонтова, на котором лежит поясное изображение покойного поэта. На небольшом столике, у окна, лежит портфель, работы бабушки поэта. У другого окна гипсовый бюст поэта, работы Зичи .
Посреди Музея стоит большая модель памятника Лермонтову, сделанная из дуба; на одной стороне вырезаны год и число рождения и смерти поэта, а с другой - названия полков, где он служил. Памятник представляет, украшенную лирой и пальмовыми ветвями из бронзы, усеченнную пирамиду, на которой поставлен бюст поэта.
(Путеводитель по С.-Петербургу. Изданiе С.-Петербургскаго Городскаго Общественнаго Управленiя.С.-Петербургъ.1903.С.289-290., люблюпитер )
В 1917 г. училище было расформировано, а собрание Лермонтовского музея почти целиком передано в Пушкинский Дом. (nasledie-rus.ru Наше наследие № 111 2014 г. 22.10.2017)
В 1907 г. по инициативе начальника Николаевского кавалерийского училища генерал-майора Де-Витта образован Комитет по сооружению памятника М.Ю. Лермонтову перед зданием училища на Ново-Петергофском проспекте. Поэт был в 1834 г. выпущен из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров прапорщиком в Лейб-гвардии Гусарский полк 1 октября 1913 г. состоялась закладка памятника по проекту Б. М. Микешина. Отливка скульптуры производилась на бронзолитейном заводе Карла Робекки в Петербурге. Открытие памятника намечалось на 1 октября 1914 г., но этому помешала начавшаяся война, торжественное открытие и освящение памятника состоялось 9 мая 1916 г.
Также в 1916 г. открыты бронзовые других выпускников: композитора М. П. Мусоргского, ученого-географа П. П. Семенова-Тянь-Шанского и генерала Н. П. Слепцова (все три - скульптора В. В. Лишева) ([95], C. 232)
Как сообщили в Государственном музее городской скульптуры, памятники-бюсты М. П. Мусоргскому и П. П. Семенову-Тян-Шанскому - выпускникам Кавалерийского училища - были выполнены скульптором В. В. Лишевым и установлены в 1916 г. на Лермонтовском проспекте, у здания бывшего Кавалерийского училища. В 20-е годы бюсты были сняты и до настоящего времени не сохранились. Художественно-экспертный совет по монументальной скульптуре Главного управления культуры Исполкома Ленсовета принял решение об исполнении новых бюстов Мусоргского и Семенова-Тян-Шанского. Работа над бюстами поручена ленинградскому скульптору А. П. Тимченко.
(В рубрике «Отвечает «ВЛ» из "Вечернего Ленинграда" от 17.04.1985 добавил: Александр ОТ)
В 1914 г. Большая Мастерская ул., Могилевская ул. и Ново-Петергофский пр. были объединены в Лермонтовский пр.
1940: Детский сад Ленинского района № 22 - Лермонтовский пр., 54 (Ленинград - 1940. С. 333)
<a href='https://www.citywalls.ru/house5020.html' target='_blank'>Николаевское кавалерийское училище Завод радиотехнического оборудования.Концерн "Алмаз-Антей" на Citywalls.ru</a>
"В 1819-1820 г. в Петербурге была основана Военно-строительная и Кондукторская школа путей сообщения для подготовки специалистов-железнодорожников среднего звена."
А можно совсем наивный вопрос, а как это, железных дорог в это время даже в Англии еще не было, а в России железнодорожники уже были? Непонятно.
Ха-ха. Ну Векслер... Не зря у него в этой статье Загородный пр. с Обводным пересекался. Я не задумалась. Вобще-то Институт корпуса инж. путей сообщения был основан в 1809 . Дорожники, а тут и кондукторы, но конечно не железнодорожные...
А Вы за что 1-ю Мировую со строчной? Ее значение колоссально. Ну то что не меньше, чем Временного прав-ва. И кстати сказать, Временных прав-в было несколько: 4 + Директория.
В общем, принято писать 1-я Мировая или Первая мировая война. А то в многих публ-циях этот опечаток :)) видел в прежнее время.
До конца года планируется отдать под инвестпроект промышленную зону во дворе Николаевского кавалерийского училища на Лермонтовском проспекте, 54, в Петербурге. Сейчас там квартирует ОАО «Завод радиотехнического оборудования», и компания намерена перебраться на проспект Обуховской Обороны.
Площадь участка, который продадут вместе с цехами, — более 6 гектаров. «Заинтересованность есть у нескольких инвесторов», — сообщили газете «Коммерсантъ» в концерне «Алмаз-Антей», куда входит завод.
Наименование объекта: Главное здание с тремя флигелями Дата постройки: 1822-1825 Автор: арх. Штауберт А.Е. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
В рубрике «Отвечает «ВЛ» из "Вечернего Ленинграда" от 17.04.1985:
Б. ЕРМОЛАЕВ. Когда-то у здания бывшего Кавалерийского училища были установлены бюсты М. П. Мусоргскому и П. П. Семенову-Тян-Шанскому, Затем они исчезли, и дальнейшая их судьба неизвестна. Будут ли они восстановлены вновь?
Как сообщили в Государственном музее городской скульптуры, памятники-бюсты М. П. Мусоргскому и П. П. Семенову-Тян-Шанскому — выпускникам Кавалерийского училища — были выполнены скульптором В. В. Лишевым и установлены в 1916 году на Лермонтовском проспекте, у здания бывшего Кавалерийского училища. В 20-е годы бюсты были сняты и до настоящего времени не сохранились. Художественно-экспертный совет по монументальной скульптуре Главного управления культуры Исполкома Ленсовета принял решение об исполнении новых бюстов Мусоргского и Семенова-Тян-Шанского. Работа над бюстами поручена ленинградскому скульптору А. П. Тимченко.
Со авторами-скульпторами этих бюстов на сайте путаница.
А то получается, что это Училище со времен Михаила Юрьевич всё еще существует. 2. Текст публикации заканчивается на 1918 годе, но жизнь здания продожалась, и публика не прочь узнать об этой жизни здания после "смерти" Училища. :)
Также и в текст надо внести СТРОЧКУ про размещение завода.
Скорее всего он появился здесь после ВОВ или перед началом ВОВ.
ОАО «Завод Радиотехнического Оборудования» Концерн ПВО «Алмаз-Антей»
(Знающие люди сообразят, чем там люди занимаются на благо нашей многострадальной Родины. )
1 января 1966 года на основании приказа Министра Радиотехнической промышленности СССР за № 430 от 20.12.1965 года организация п/я 487 объединена с заводом Радиотехнического оборудования под названием последнего — ЛЗРТО -Ленинградский завод Радиотехнического оборудования (далее Государственный завод радиотехнического оборудования), подчиненному 13 Главному Управлению Министерства.
До объединения Завод радиотехнического оборудования организовался 3 апреля 1961 года по приказу Ленинградского Совета народного хозяйства на базе 71 военного завода тракторного производства. Ускорению радиопрофилирования завода РТО способствовал перевод специалистов по радиотехнике с завода полиграфических машин.
Слияние двух предприятий позволило создать в системе радиопромышленности страны высокопотенциальное объединение по выпуску оборонной радиотехники, которое стало постоянно участвовать в выполнении перспективных заданий государственной важности.
С 26 декабря 2002 года в результате приватизации завод преобразован в Открытое акционерное общество «Завод радиотехнического оборудования» в составе ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Осенью 2007 года руководством ОАО «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» было принято решение о реализации проекта создания Северо-Западного регионального центра.
Идея строительства СЗРЦ на базе ОАО «ГОЗ Обуховский завод» полностью соответствует программе вывода промышленных предприятий из центра города, которую реализует правительство Санкт-Петербурга, и позволяет высвободить значительные площади для их дальнейшего использования в непроизводственных целях.
В соответствии с проектом создания СЗРЦ на территорию Обуховского завода планируется из центра Санкт-Петербурга перевести предприятия, входящие в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей»: ОАО «Завод радиотехнического оборудования», ОАО «Ордена Трудового Красного знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры», ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» и ОАО «Российский институт радионавигации и времени».
Первый этап строительства СЗРЦ, включающий в себя реструктуризацию и объединение двух предприятий Концерна: ОАО «ГОЗ Обуховский завод» и ОАО «Завод радиотехнического оборудования», будет реализован в 2011 — 2013 годах.
В рамках второго этапа к 2015 году на площадку Обуховского завода переедут остальные предприятия Концерна, находящиеся на территории Санкт-Петербурга с сохранением профиля выпускаемых изделий.
На 3-м этаже был женский абортарий и отделение для сохранения беременности. Я лежала на "сохранении" в 1977 году. Направлена в больницу из Купчина ( Фрунзенский район).Палаты были на 10 человек, высокие потолки, ухаживали за нами очень хорошо, но соседство через площадку с теми, кто не хотел иметь детей несколько шокировало тогда, мы были молодыми и очень чувствительными. Хотя с медицинской точки зрения это было оправдано.При входе на первом этаже попадаешь в зал, и наверх ведет красивая лестница, как во дворце. Во время войны здесь находилась часть,сформированная из добровольцев, мой отец Соколов В.Г. и его друг по двору Волобуев Е.И. добровольцами уходили отсюда на фронт в район Урицкого, они прибавили себе года, потом их вернули в военшколу №2, которая дислоцировалась в Адмиральтействе.
Абортарий здесь действительно был. Полностью здание училища передали ЛЗРТО в 1977-1978 году, когда сюда перевели администрацию с Обводного канала 199-201. До этого РТО занимал флигель, выходящий на Обводный канал.
А до этого в здании была гинекологическая больница (и абортарий соответственно), а на 1-м этаже временно располагалась 25-я поликлиника (когда в основном ее здании на Фонтанке делался ремонт).
Сейчас РТО действительно переводят в помещения Обуховского завода (около Вантового моста), но из-за некачественного строительства на новой площадке и др. причин перевод затягивается, хотя на новом месте уже работают
Во дворе бывшего училища еще в 60-е годы функционировал манеж, похоже и была секция верховой езды. Мальчишкой смотрел пару соревнований, давно было в памяти остались препятствия для лошадей, похоже конкур ? Что сейчас в этом здании?
Памятник юнкерам училища, погибшим в Великой войне, во дворе здания. Уникальность этого барельефа в том, что это единственный в Петербурге памятник Первой мировой войне и один из редчайших в России. Фото январь 2016
Не знаю, как сейчас, но прошлой весной с 12-й Роты открывался необыкновенный по красоте вид на здание училища, в т.ч. на церковную часть. Обидно будет, если застроят и даже снимка не останется.
По поводу публикации. Когда начинаешь читать первую фразу в разделе "Лермонтовский музей", подпрыгиваешь. Потом, конечно, становится понятно, что это цитата, но все же. Может быть, своими словами передать содержание этого предложения, чтобы не подпрыгивать, а потом можно и кавычки поставить.
В конце о бюстах: ... П. П. Семенова-Тянь-Шанского - скульптор В. В. Лишев, который учились в школе. Чтобы избежать сомнений, кто именно учился в школе, лучше фамилии обоих скульпторов взять в скобки.
Ну и с жертвами империалистической войны явный перебор. Мало ли какой дури насочиняли в советское время, зачем же повторять. Это ведь памятник юнкерам училища, зачем эти экивоки?
из http://www.ntv.ru/novosti/841929/#ixzz2tK2HNpGr от 14.02.2014 "...открылся вид на домовую церковь с барельефом на фасаде. Уникальность этого барельефа в том, что это единственный в Петербурге памятник Первой мировой войне и один из редчайших в России. Эта настенная композиция появилась в то время, когда в здании располагалось Николаевское кавалерийское училище. На произвольной экскурсии по коридорам предприятия, где выставлена целая историческая экспозиция, сотрудник Эрмитажа искусствовед Алексей Лепорк искренне изумлялся неизвестным ему ранее фактам. И вообще тому, что заводчане, руководствуясь лишь интересом, обнародовали сведения и сохранили старый интерьер: лестницы, церкви. Здесь даже воссоздали расколотые когда-то памятные доски, которые тоже преподнесли сюрпризы. Сегодня, в год 100-летия с начала Первой мировой войны, на волне активных обсуждений необходимости создания памятника оказалось: он уже существует. И он аутентичный. И потому, что сделан был во время той войны, и потому, что здание, которое рельеф украшает, имело непосредственное отношение к тем событиям. Алексей Лепорк, искусствовед: «Это дает тот шанс сделать не новый памятник, а сделать новый комплекс на основе этого памятника. Если открыть проход к этому памятнику¸ у нас будет настоящий памятник. Не придуманный сегодня, взятый из головы, а памятник, который был тогда. И в этом вся его ценность. Тогда погибли эти юнкера, и они о них вспоминали». То, что в России почти нет памятников Первой мировой, вполне объяснимо. Их просто не успели поставить. Эта война оказалась стёрта естественным образом, не идеологией даже. Следом были революция, Гражданская война…"
Во дворе был манеж. И конюшни. В них располагалась единственная на тот момент в Ленинграде школа Высшего спортивного мастерства по конному спорту. По крайней мере, еще году в 1974. Пыталась туда попасть, но конкурс был огромный, не получилось. После она пререехала на Марата, откуда тоже была благополучно выселена. Не везет Питеру с конным спортом.
...во двор выходит пристроенная к зданию училища церковь Сошествия Святого Духа на апостолов. Вот на наружной стене апсиды этой церкви и был устроен в 1917 году, между двух революций, мемориал в память выпускников Николаевского кавалерийского училища, погибших на фронтах Великой войны. Автор памятника скульптор И.В. Крестовский, сын писателя. Сейчас здание училища со стороны улицы окружает глухой забор, так что увидеть зады церкви и памятник (частично) можно только из окон стоящего напротив дома. Но какова дальнейшая судьба памятника? Можно ли будет к нему подойти или он снова скроется за какими-нибудь строениями, которые вздумают выстроить на пустыре? Кажется, ответа на этот вопрос пока нет, или он известен не слишком широко. Памятник павшим юнкерам появился здесь неслучайно. Николаевское кавалерийское училище имело хорошие и давние традиции, восходящие еще к Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1834 году Лермонтов. Его память чтили в училище, как чтили память Пушкина в Александровском лицее. И здесь в училище тоже был прекрасный музей - музей Лермонтова. Вот какая прекрасная песня была у здешних юнкеров -https://www.youtube.com/watch?v=FfoAWjBSCDA Украденная у юнкеров музыка всем нам хорошо знакома.
Зал, что на фото 35-39, очень похож на церковный, хотя расположен в правом крыле на 2 этаже, а церковь находится по центру. Я сегодня здесь был, вход свободный, здесь мебельный магазин, фотографировать разрешают, но освещение не очень подходящее для съемки. Есть нечто похожее на алтарь.
В Школе было принято носить собственное обмундирование, строго придерживаясь формы, что являлось довольно сложной «наукой». Казенного обмундирования старший курс не носил никогда, а младший — только в стенах Школы. Собственное обмундирование подчинялось следующим правилам: шинель должна быть такой длины, чтобы доходить до шпор. Покрой каждой части обмундирования был строго определен и все портные столицы, работавшие на Школу, знали эти правила, как «Отче Наш». Этишкет, портупея и пояс должны были быть обязательно казенными, выбеленные меловой краской, так как относились к Высочайше установленной форме гвардейской кавалерии и потому никакие фантазии в этой области не допускались и строго карались, Шпоры были, как выше говорилось, марки знаменитого Савельева и, независимо от их разновидности, издавали мелодичный «малиновый» звон, хотя и различных тонов, начиная от солидного баритона и до нежного дисканта.
Довоенный Петербург хорошо знал и любил красочных николаевских юнкеров, которых дамы называли «наши красные шапочки». Даже такой противник всякой военщины, как писатель-граф Лев Николаевич Толстой, согласно записок его дочери, однажды, приехав из Петербурга, в восторге сказал встретившим его домашним:
« — Каких я сейчас двух кавалерийских юнкеров видал на Невском!.. Что за молодцы, что за фигуры... в шинелях до пят, какая свежесть, рост, сила... и вдруг, как нарочно, навстречу нам генерал!.. Если бы вы только видали, как они окаменели мгновенно, звякнули шпорами, как поднесли руки к околышу. Ах, какое великолепие, какая прелесть!..»
В первую же среду моего пребывания в Школе мой «дядька» — корнет Борис Костылев, с которым мы были не только однокашниками по корпусу, но и сидели до седьмого класса на одной скамейке, повел меня и Прибыткова, вышедшего одновременно со мной из нашего корпуса в Школу, в белый зал нижнего этажа, куда в этот день из года в год являлись поставщики, чтобы мы могли себе заказать собственный юнкерский гардероб. В белой зале с колоннами мы застали целый ряд представителей столичных портных, сапожников, фуражечников и т. п. специалистов. Все это были знаменитости Петербурга — великие артисты своего ремесла, причем почти каждый из них специализировался на какой-нибудь одной части обмундирования. Так оказалось, что сапоги нужно заказывать у Мещанинова, шинель у Паца и т. д. Здесь же, с огромным открытым ящиком всевозможных шпор, стоял и представитель Савельева, на товар которого мы, «молодые», пока что, бросали лишь восхищенные взоры ,не имея еще права на это лучшее украшение кавалериста.
Кстати, в помещении, что на фото 38-40, 43,48 (мебельный магазин) был актовый зал гинекологической больницы. И в нем до 90-х годов висело 3 огромных 5-ти метровых бронзовых люстры (центральную из которых можно встретить на даче бывшего директора завода РТО). Остальные 2 пропали позже. А в центральном корпусе училища, который стал боольницей, а потом перешел заводу - был абортарий.
Судя по масштабам мебельного магазина как раз в нём, скорей всего, и проходили соревнования по конному спорту в 1974 году (конкур). Довелось присутствовать.
С тех пор могли всё перестроить, добавив лишнее перекрытие. Просто я не вижу другого подходящего зала. А для конкура в помещении большая площадь не нужна. Были трибуны рядов 10, приличная видимость, пробегал И. Кизимов, из выступавших или тренеров помню только женскую фамилию Фарутина. Проходили и соревнования ветеранов при небольшой высоте препятствий.
"Во дворе был манеж и конюшни. В них располагалась единственная на тот момент в Ленинграде школа Высшего спортивного мастерства по конному спорту. По крайней мере, еще году в 1974 г. После она пререехала на Марата, откуда тоже была благополучно выселена."
По всей видимости имелось ввиду это снесенное здание, 1895 г. п.
P.S. На моем сайте до сих пор была гравюра, представленная в предыдущем комментарии. Теперь, когда я нашел фотографии, я безо всякого сожаления заменил ее этими фотографиями.
Северо-Западный региональный центр концерна ВКО «Алмаз-Антей» в 2020 году выставит на продажу комплекс зданий на набережной Обводного канала, вырученные средства пойдут на погашение кредита банка ВТБ. Информацию «Фонтанке» 22 января подтвердил представитель концерна. Ранее один из корпусов рассматривали в качестве возможной площадки для размещения трехмерной панорамы «Дорога через войну».
Речь идет о земельных участках; семи нежилых зданиях по адресу: Лермонтовский проспект, литеры А, Б, С, Ф, У, Х и Ц дома №54; очистительных сооружениях и дробеструйном отделении. Общая площадь зданий превышает 33 тыс. кв. м, а территории — 62,6 тыс. кв. м. На продажу объекты будут выставлены как единый имущественный комплекс.
Сейчас объект законсервирован, а собственник проводит ряд реставрационных и охранных мероприятий в рамках подготовки объекта к продаже.
Здания являются частью ансамбля Николаевского кавалерийского училища, памятника федерального значения. В него входят главное здание с тремя флигелями, манеж, центральный и восточный корпуса, расположенные вдоль набережной канала. https://www.fontanka.ru/2020/01/23/074/
На проспект выходила прекрасная решетка с орлами, но ее убрали, когда по распоряжению Хрущева убирали решетки в городе. Тенистый ухоженный сад был закрыт. Там было какое-то военное училище и нас, детей из дома 55 пускали гулять в сад и в кино по воскресеньям в большой актовый зал. В дальнем дворе были конюшни и манеж. В какой-то момент при хрущевской реформе в здании находился Совнархоз, точно не помню названия этой конторы.
"Непосредственно перед памятник Лермонтову установлены два фонаря с канделябрами. В темное время суток они не горят в отличие от других светильников сквера. В ходе проверки, которую этим летом устроили власти, выяснилось, что фонари являются «элементами благоустройства, обладающими признаками бесхозяйного имущества», они были «самовольно установлены». Комитет по благоустройству принял решение о демонтаже фонарей." Подробности http://kanoner.com/2021/08/16/168490/
В августе 1884 года я явился в Петербурге в Николаевское кавалерийское училище, которое помещалось на Ново-Петергофском проспекте, около Балтийского вокзала. Туда я явился, конечно, не без волнения, столько рассказов наслышался о том, что на младшем курсе попадаешь сразу же на звериное положение, что старший курс именует себя корнетами, издевается над зверьми и чуть ли не ездит на них верхом. Впоследствии оказалось, что многое, конечно, было сильно преувеличено. Я попал в первый взвод, взводным офицером которого был штабс-ротмистр Кирасирского Его Величества полка Григорков. Моим взводным был граф Татищев, а вахмистром Свечин. Внизу помещались столовая, кухня, цейхауз, приемные и квартира Начальника училища генерала Бильдерлинга; в следующем этаже помещались юнкера, первый и второй полуэскадроны, разделенные площадкой; в каждом полуэскадроне по два взвода, разделенные коридором, в конце которого находились умывальни и уборные. На следующем этаже находился большой зал, комната для курения и Лермонтовский музей. Курить разрешалось только в курительной, одна половина которой принадлежала корнетам, а другая зверям. Иногда корнеты пели там звериаду, после которой обыкновенно выгоняли зверей из курилки. Начиналось с:
Пора начать нам звериаду,
Собрались звери все толпой,
Бессмысленных баранов стадо
Подтянет вас корнет лихой.
……..
и затем: «Можете вы уходить, уходить, а не то вас вышибем, палками, палками» и т. д. После этого звери бросали курить и удалялись из курилки.
Сильные эмоции у меня вызывает Песня юнкеров Николаевского кавалерийского училища... особенно имея представление, что с ними сталось в годы Первой мировой войны и после...
Да. И в ролике есть фотографии юнкеров, вероятно, в интерьерах училища. Мимо него я довольно часто езжу и почти всегда в голове начинает крутиться эта песня.
Помнится, в нашем пионерском детстве была песенка "... буль-буль-буль баклажечка походная моя..." - эх, кто б знал.
А в начале 1990-х гг. я бывала там на заводе по делам. Вид цехов и территории был затрапезный, всё уже шло под откос...
Не могу удержаться от распирающего меня флуда, но! Справедливости ради стоит отметить: популяризовал эту песню (принёс в ширнармассы - по-советски, в электорат - по-современному) мой великий земляк киевлянин Михаил Афанасьевич Булгаков:
Интереснейший вопрос о том, как традиции РИА и Белой Гвардии перешли в РККА и в Советскую Армию. Но они перешли. И этот вопрос ждёт серьёзнейшего исследователя.
В 90-е актриса и певица Татьяна Кабанова (известная исполнительница песен А. Вертинского) "На Лермонтовском проспекте, в доме №54 — флигеле бывшего царского Николаевского училища открывает театр-клуб "Русский шансон". Именитой актрисе шли навстречу, ей помогали, ее поддерживали, ей внушали уверенность в себе друзья и единомышленники. На открытии клуба было весело и шумно. Пришедшие актеры театра и кино, исполнители многих жанров, в том числе и мэтры шансона — говорили много и тепло. На сцене уютного Театра выступали как начинающие артисты, так и самые яркие звезды жанра Сергей Трофимов, Михаил Круг, Александр Розенбаум, "Братья Жемчужные" и другие. Но, увы! — клуб, просуществовав всего один сезон, закрылся, не выдержав финансовых потрясений".
"Звериада" – традиционная кадетская или юнкерская песня. Коллективное творчество кадет и юнкеров носило, как правило, подпольный характер, ибо было направлено против официальных порядков и выражалось в нецензурной форме. Наиболее известным памятником кадетского и юнкерского эпоса являлась "Звериада". Кроме нее, существовали "Золотая книга" Морского корпуса, "Эпопея" Михайловского артиллерийского училища, аналоги армейского "Журавля" в кадетских корпусах.
Начало устойчивой традиции кадетского фольклора было положено, очевидно, в первые годы XIX в., когда стали зарождаться негативные традиции - грубость, культ физической силы, враждебное отношение к преподавателям. В Морском корпусе в начале XIX в. в стиле "Россиады" М.М. Хераскова писались длинные поэмы, прославлявшие бои "стенка на стенку" между гардемаринами и кадетами.
Относительно времени и места создания знаменитой "Звериады" единого мнения у исследователей нет. По утверждению Н.Н. Ауровой, "Звериаду" в 1-м кадетском корпусе дополняли в течение столетия. Следовательно, ее создание можно отнести к 1810-м гг. Однако в мемуарах кадет 1-го корпуса (равно как прочих кадетских корпусов) александровской и николаевской эпох нет упоминаний о традиции составления "Звериады". К.Ф. Рылеев, учившийся в 1-м корпусе в 1801-1814 гг., в 1813 г. написал шуточную поэму "Кулакияда", в которой описывались похороны повара Кулакова и давалась юмористическая характеристика знаменитого эконома А.П. Боброва . Однако к "Звериаде" "Кулакияда" не имела ни малейшего отношения.
Традициями Николаевского кавалерийского училища авторство "Звериады" приписывалось М.Ю. Лермонтову, учившемуся в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1832-1834 гг. Е.А. Теляковский считал, что созданная Лермонтовым стихотворная шутка-сатира являлась основой всех последующих "Звериад"; последние изменения она претерпела в 1858 г. Однако, по уверению бывшего питомца Школы Т. Познанского, во время его пребывания в школе в конце 40-х - начале 50-х гг. ничего не было известно о создании великим поэтом сочинения с таким названием. Познанский допускал, что Лермонтов мог написать какие-нибудь сатирические стихи на преподавателей, однако в Школе они распространения не получили и во всяком случае не являлись первой "Звериадой". Состав же преподавателей, высмеянных в первой редакции "Звериады", говорит о том, что она была создана не ранее 1852 г., то есть через 18 лет после выпуска Лермонтова из заведения и через 11 лет после его гибели. Что же касается самого названия "Звериада", то Т. Познанский скромно признался в том, что именно он, Познанский, окончивший курс в 1853 г., являлся автором сочинения с таким названием, и свидетелями его авторства могли выступить все выпускники Школы, окончившие курс одновременно с ним. По мнению М.О. Петухова, факт отсутствия вариантов "Звериады", в которых говорилось бы о преподавателях, служивших в заведении во время обучения там Лермонтова, говорит о том, что автором "Звериады" или какого-то ее аналога под иным названием великий поэт быть не мог.
Итак, можно прийти к выводу о том, что "Звериада" была составлена впервые в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в начале 1850-х гг.
Структурно "Звериада" состояла из вступления (знаменитого ухания филина в полночном Дудергофском лагере: "Пора! Пора! Пора! Пора!") и двух основных частей. В первой части говорилось о кутежах, пьянстве, мотовстве, амурных похождениях юнкеров былых времен, о необходимости борьбы с "пехотным духом" и задаче воспитания младших юнкеров ("зверей") в духе уважения к кавалерийским традициям - ловкости, находчивости, лихости ("Споемте, братцы, "Звериаду", / Собрались "звери" все кругом, / Бессмысленных баранов стадо, / Подтянет вас корнет лихой!"). Конец первой части был серьезно-торжественный: "Бывали в школе бури, свалки, бывало много разных бед, / Но славной конницы заветы всегда хранил младой корнет. / За друга друг стоял горою, в беде друг друга выручал, / И были вечными друзьями солдат, корнет и генерал".
Некоторые куплеты "Звериады" были, по всей вероятности, включены в текст уже в эмиграции: "В стенах родимых нашей школы в последний раз мы пропоем, / О том, как жил в былые годы наш вечно славный эскадрон. / Забыто все, забыт обычай, черты заветной больше нет, / И взвод Второй наш знаменитый, где сам стихи слагал поэт… / К чему, зачем, что людям надо? / Зачем презренной клеветой / Они пролили каплю яда / В преданье старины седой".
Вторая часть ("прощальная") представляла собой сборник эпиграмм на придирчивых преподавателей и офицеров и нелюбимые науки ("Прощайте, иксы, плюсы, зеты, / Научных формул легион, / Банкеты, траверсы, барбеты, / Езда в манеже без стремен").
"Звериада" Николаевского кавалерийского училища, как самый старый и устоявшийся памятник военно-школьного фольклора, по-видимому, не нуждалась в письменной фиксации. По крайней мере, никаких упоминаний о книге или альбоме с таким названием в описаниях традиций "Славной школы" нет.
В Елизаветградском кавалерийском училище "Звериада" представляла собой не сборник эпиграмм, а шутливое описание обстоятельств появления "цука", имевшее оригинальную и вполне литературную форму. В песне "Южной школы" рассказывалось о том, как в училище в разгар юнкерской попойки по случаю основания заведения явились на колеснице, в сопровождении амуров, сатиров и нимф, главные покровители юнкеров - Вакх и Венера. Сев среди юнкеров и подняв кубок, Вакх завещал юнкерам хранить кавалерийские традиции и не гнаться за карьерой. Чтобы молодые питомцы училища могли усвоить эти заветы, они, по мысли Вакха, должны были год пробыть в "зверской шкуре", подчиняясь во всем "корнетам" - своим старшим товарищам, старательно изучая формы полков, приседая, вертясь и выполняя все прочие требования. После этой речи молодые юнкера превратились в настоящих зверей и начали следовать указаниям, а Вакх со свитой покинул училище, строго наказав "зверям: "Зверье мохнатое, пыхтите, / Для красных места в Школе нет, / перед корнетом трепещите, / Чтоб каждый стал потом корнет" [8].
В кадетские корпуса "Звериада", по-видимому, проникла вслед за "цуком" и другими кавалерийскими традициями лишь в конце XIX в. Однако, подчеркивая свою связь с кавалерией (например, облачаясь во время традиционных парадов в кавалерийскую форму), кадеты отрицали генетическую связь своих "Звериад" со "Звериадой" "Славной школы". Почти канонической стала версия о том, что песни именно с таким названием, в которых обличались педагоги, появились в кадетских корпусах еще в николаевскую эпоху.
Кадеты Донского корпуса утверждали, что их корпусная летопись поначалу называлась "Звери ада" (или "Звери-ада"), ибо "зверями" в этом корпусе традиционно именовали не младших воспитанников, а педагогов. Такого же мнения придерживались и кадеты Николаевского кадетского корпуса, наиболее близкого к Николаевскому кавалерийскому училищу, хотя в кавалерийских учебных заведениях "зверями" всегда именовали младших. Один из куплетов "Звериады" был даже переделан следующим образом: "Так спойте ж песню, звери ада, / Вы здесь собрались все гурьбой, / Бессмысленных баранов стадо - / Подтянет вас кадет лихой!" В этой трактовке "Звериада" была описанием всех провинностей "зверей ада" (т.е. педагогов) перед кадетами.
"Звериада" представляла собой "традиционную кадетскую песню, на определенный мотив и определенного стихотворного размера, в которой обычно высмеиваются корпусное начальство и вообще весь учебно-педагогический персонал данного корпуса" . "Звериада" обычно начиналась словами "Когда наш корпус основался" и заканчивалась прощанием с корпусом; основное внимание уделялось характеристике преподавателей, офицеров, "жилы-эконома", с которыми кадеты прощались навсегда, и описаниям мнимых страданий кадет. Неподражаемо изящный юмор "Славной школы" был чужд кадетам, поэтому ежегодные дополнения к первоначальному тексту были грубыми, циничными и зачастую бессмысленными.
2 года назад фотографировала данный корпусю Внутри, конечно, есть уникальные помещения. Надеюсь ПИК их не разрушит. Все фото в диске по ссылке, но вот самые любимые https://disk.yandex.ru/d/WvGQFaLYVSf7GQ
А ведь и не скачать ни по одному (скачивается уменьшенное фото), ни скопом. Жаль. Спасибо еще раз в любом случае. Хоть скриншоты делай с каждого фото (они по 10-15 Мб). 300 фото, вес папки 3,61 ГБ. При таком ужатии фото, какое в комментариях, качество страдает, а фотографии шикарные и представляют очень большую историческую ценность.
1941 г. 1 ноября. (Оперативн. сводка N66.) Ленинский р-н. Место и очаг поражения (31.10.41) - Лермонтовский пр., 54. Характер и размеры поражения и разрушения - 1 артснаряд - в жилой дом. Разрушены 3 квартиры. Пострадавших: ранено - 7 человек, убит - 1 человек. Время обнаружения ч/м - 13.05. Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - отд. МСК 3 уч-ка, группа самозащиты дома. Время ввода подразделений - 13.15. Время окончания работ - 13.35. Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшим оказана помощь. Всего по Ленинскому р-ну за 31 октября 1941 г. : артснарядов - 8. Пострадавших: ранено - 25 человек, убито - 7 человек. (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.302).
В один из таких дней, мы, после утренних лекций и завтрака, копошились во взводах, переодевая сапоги к езде в манеже и перебрасываясь обычными замечаниями и словами. Наша небольшая группка — человека три-четыре стояла около одного из окон, выходивших в сад, за которым лежал Ново-Петергофский. Сквозь деревья был хорошо виден въезд во двор школы, растворенные настежь железные ворота, полосатая будка сторожа, стоявшего у каменного столба.
На Ново-Петергофском было тихо, буднично, лежал темный, растертый ездою снег, двигались редкие пешеходы. Нам был хорошо виден какой-то старый лабазник, в белом фартуке и с длинною седою бородой клином, стоявший на панели, у входа в свою лавку, расположенную против нашей школы.
И вдруг мы заметили — этот момент почему-то именно был нами замечен, — как лабазник и другой стоящий рядом с ним человек — неожиданно сняли с голов шапки и низко, в пояс, поклонились кому-то.
Кому-то невидимому нам, двигавшемуся со стороны невидимого же Ново-Петергофского, поклонились эти два человека, случайно попавшие в наш кругозор…
И вслед за этим — из-за угла нашего классного флигеля, выехали сани, запряженные в пару крупных вороных коней, покрытых синею сеткой. Полный кучер, с густою черною бородою, в синем кафтане и голубой четырехугольной шапке сидел на козлах, спокойно правя мощными руками красивой и собранной парой.
За кучером на санях сидел офицер, одетый в обычное серое офицерское пальто.
Мы все одновременно поняли и узнали — Царь!
И кто-то восторженно крикнул «ура», которое дружно подхватили другие — и через секунду — это «ура» уже мощно гремело во всех взводах.
— Приехал! Он уже внизу, у дежурной комнаты! Встречать, вниз, в прихожую! Ура!
Растерявшийся и озабоченный влетел во взвод наш сменный офицер — князь Урусов.
— Что вы делаете?! Как же можно кричать во взводах! Нужно спешить в класс и в манеж — начинаются строевые занятия!.. Марш на места!
У нас, действительно, был час разборки и сборки оружия, за которым уже шла езда.
Как облитые холодною водою, помчались мы в классы, тогда как другие смены торопливо бежали в манеж.
В классе нам пришлось сидеть не долго. Где-то у соседей грянул ответ на приветствие — «Здравия желаем, Ваше Императорское Величество» — и спустя две-три минуты — стеклянные двери классной комнаты отворились и в нее просто и свободно вошел Император Николай II-й — в сюртуке Преображенского полковника, с золотыми флигель-адъютантскими аксельбантами у плеча.
Царь — среднего роста, с чистым и белым лицом, окаймленным небольшою русою бородкой, волосы причесаны «на пробор» с левой стороны…
На ногах — простые матовые, хромовые сапоги, в левой руке обыкновенная офицерская фуражка с красным околышем.
Император, улыбаясь, осмотрел наши ряды, подошел к окну, прислонился к его косяку — и стал слушать ответы юнкеров по стрелковому делу и уставам.
Кто-то, отвечая у доски — неожиданно запутался, сбился — и стал «плавать».
Царь его поправил, подсказал дальнейшее и вывел «плавающего» на верную дорогу…
В эти минуты, когда говорилось о построении кавалерийского полка в резервную колонну — как бы неожиданно исчез в классе Император… У косяка окна стоял простой штаб офицер армии, по-видимому хорошо знавший уставные построения, так как все, что говорил Царь, оказалось вполне согласно со строевым уставом…
Когда Император, поблагодарив нас, вышел из класса и, сопровождаемый Начальником Училища и другими офицерами направился в Церковь, а из нее в манеж — мы уже не считались с расписаниями и правилами — и без всякого удержу бросились вслед за ним — пробираясь черными лестницами и всевозможными окольными путями.
В манеже шла езда двух каких-то смен, и Царь, заняв место по обычному кавалерийскому порядку на середине манежа, наблюдал езду юнкеров.
Менялись направления, делались вольты, менялись аллюры, производилась строевая вольтижировка и, наконец, брались хворостяные и соломенные барьеры.
А предманежники в это время наполнялись и наполнялись остальными юнкерами всех смен, всех курсов, эскадроном и сотней.
Незаметно наполнились людьми училищные дворы, и всю часть Ново-Петергофского проспекта перед зданием школы — уже наполняла густая, пестрая и любопытная толпа петербургской окраины.
— Царь!.. Царь!.. У юнкеров… Один приехал!
Чинно и спокойно, тихими ровным шагом, следуя за Императором, подал свою вороную пару к воротам манежа солидный и бородатый кучер…
И в минуту окружили ее юнкера, обходили со всех сторон сани, оглаживали и похлопывали красивых, мощных и благородных животных, привезших к нам в гости Верховного Вождя необозримой и великой Империи.
Но Вождь еще был в манеже, где шла лихая скачка через препятствия и все еще раздавались певучие команды офицеров, представлявших смены.
И вдруг распахнулись большие входные двери в манеж — заклубились облака густого пара, мешавшегося с холодным внешним воздухом, и среднего роста Преображенский полковник, улыбаясь и прикладывая руку к козырьку, вышел к своему экипажу.
Загремело, полилось «ура», которому уже не было удержа… Все смешалось вокруг того места, где находились царские сани — и офицеры, и юнкера и «штатские из манежа», и все разношерстное и рабочее, что выбросило из себя на дворы изобиловавшее постройками и службами училище — все жило необычною, пламенною жизнью минуты, какую только и мог породить и вызвать царский приезд.
Царь с трудом уселся на сиденье саней.
... Император еще раз обернулся, сделал приветный знак рукой в белой перчатке…
Царь…
Царь Великой, Необъятной страны, Вождь неисчислимой, победоносной, славной на весь мир Армии…
Так думалось, так чувствовалось, так горело тогда в сердцах…
После этого — три дня было пустым наше училище.
Царь приказал всех освободить в трехдневный отпуск, простить все наказания и перевести всех штрафованных в высший разряд…
Вадимов Евгений. "Корнеты и звери (Славная школа)".
Спасибо, Сергей Генрихович! Там не указано. Но проведём некоторые исследования. Автор Вадимов Евгений - сумский драгун, полковник-белоэмигрант Лисовский Георгий Ипполитович (1879-1944?, Варшава?).
Путём нехитрых вычислений получаем, что Государь Император Николай Александрович посетил Славную Школу в конце января 1898 г.
И, кстати, хоть убейте меня, но дух места сохраняется. Традиции Подготии это продолжение традиций Славной Гвардейской Школы. Недаром автор статьи называет "подготом 19 века" А.С. Пушкина. Но непростительно, просто оскорбительно, забывает М.Ю. Лермонтова. Но жизнь всё исправляет! И выпускники ВМУПП за неимением Крузенштерна на выпуске наряжают в тельняшку памятник Михаилу Юрьевичу.
Цитата:
"В 1819-1820 г. в Петербурге была основана Военно-строительная и Кондукторская школа путей сообщения для подготовки специалистов-железнодорожников среднего звена."
А можно совсем наивный вопрос, а как это, железных дорог в это время даже в Англии еще не было, а в России железнодорожники уже были? Непонятно.