Доходный дом Е. А. Адама - Санкт-Петербургский столичный ломбард
1833 - автор не установлен
1905 - гражд. инж. А. И. Носалевич - надстройка, перестройка ([99]. C. 232).
По Табели домов СПб на 1875 г. (С.14) домовладение принадлежит Семичеву, он же указан владельцем по табели на 1891 г. (стб. 45). ВП на 1894 г. (О. IV стб. 39) называет владелицей Евлампию Николаевну Семичеву, в ВП на 1896 г. ( О. IV стб. 34) уже указаны ее наследники. Позднее ВП, начиная с издания на 1899 г. указывает принадлежность здания Санкт-Петербургскому столичному ломбарду. (ВП О. IV на 1899 г. стб.44, на 1901 г. стб. 44 на 1903 г. стб.45, на 1905 г. стб. 45, на 1907 г. стб. 46, на 1908 г. стб.50, на 1913 г. стб. 48) ВПг на 1916 г. (О. IV стб. 49), на 1917 г. (О. IV стб. 48) - Петроградский столичный ломбард
Правление СПб столичного ломбарда размещалось в этом здании еще в 1894 г., а склад в доме на Владимирском пр., 7 (ВП на 1894 г. О. III стб. 39).
Санкт-Петербургский столичный ломбард. Правление: Председатель Бубликов Александр Христофорович, Члены: Вульфсон Сергей Людвигович, Мартинсон Василий Васильевич (он же директор-распорядитель), Иванов Федор Петрович.
Владимирское отд. Владимирский, 14
Василеостровское отд. 1-я линия В.О., 44 – Средний пр., 12 (ВП на 1908 г. О. II С. 1192)
2024. Фрагмент схемы РГИС ОКН: Дом Е.А. Адама (СПб Столичный ломбард) Владимирский пр., 14, лит. А. Кат. охраны: В Приказ предс. КГИОП № 15 от 20.02.2001 (добавил V_Malyj)
* На плане двора полковника Адама (Л. 1-4) в архивном деле хорошо читается дата «19 Апреля 1833 г.» и подпись внизу листа «копировал
Морган». Остальные имеющиеся на Л. 2 и Л. 4 надписи прочесть невозможно. Т.е., автора проекта 1833 г. установить не удалось.
** Из книги: Петербургский столичный ломбард. Очерк деятельности Акционерного общества "С.-Петербургский столичный ломбард"
за 1888-1912 гг : XXV. - [Санкт-Петербург, 1913]. С.160.
*** Жители одного из домов на проспекте Нахимсона скалывают лед на тротуаре против своего дома. Фотохроника ЛенТАСС № 41159 от
18 марта 1944 г.
Чертежи здания на участке, принадлежавшем Адаму, Е. С. Семичевой, Н. Е. Семичеву, А. М. Семичевой, СПб столичному ломбарду по Владимирскому пр., 14. 1833–1913. 84 л. ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4693
На плане двора полковника Адама (л. 1-4) в архивном деле читается дата «19 Апреля 1833 г.» и подпись внизу листа - «копировал Морган». Подпись автора проекта отсутствует.
"Чертежи здания Петербургского столичного ломбарда по Владимирскому проспекту № 14 с указанием предшествующих владельцев (полковник Адам, Е. С. Семичева, ротмист Н. Е. Семичев, вдова ротмистра А. М. Семичева) ... Архитекторы А. Е. Морган, А. С. Андреев, П. С. Самсонов, гражданские инженеры Н. В. Султанов, А. И. Носалевич" 1833-1913 гг. (ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.4693. 84л Элеонора)
В 1897 г. приобретен в С- Петербурге для Правления и Владимирского отделения дом на Владимирском проспекте. Покупка дома обошлась в 221.566 р., стоимость дома к 1 января 1913 г. возросла до 419993 рублей.
(Из книги: Петербургский столичный ломбард. Очерк деятельности Акционерного общества
В здании сохранилось два фрагмента произведений декоративного стеклоделия начала ХХ в. Оба выполнены в стиле модерн в трактовке, не характерной для петербургского витражного искусства.
В окне на промежуточной площадке 1-2-го этажей в правой секции фрамуги находится стекло с многослойным травлением: изображен растительный рисунок и фрагмент хвоста крупной птицы. Это все, что сохранилось от эффектной композиции с изображением павлинов. На фотографиях 1990-х гг. из архивов КГИОП и К. К. Севастьянова это окно зафиксировано уже с утратами, но расположение сохранившихся на тот момент подлинных стекол - двух во фрамуге и одного в правой створке - позволяет воспроизвести бóльшую часть первоначальной композиции. Как выглядел рисунок в центральной створке - неизвестно.
На площадке 4-5-го этажей находится фрагмент свинцово-паечного витража в стиле модерн с изображениями маков. Левая секция фрамуги воссоздана по образцу правой из современных стекол, несколько отличающихся от оригинальных Ранее эта часть витража отсутствовала, что зафиксировано на фото 2017 г. С. В. Васильева.
Роскошные и яркие цветы собраны в эффектный венок в верхней части окна. Использованы стекла: кафедральные бесцветные, розовые и зеленые; опалесцентные, богатые на оттенки, красные и зелено-желтые - для цветов; голубое и желтое стекло с фактурой «Muranese» - в фоновом заполнении. За витражным полотном проходит несколько ветровых стержней.
Ситуация, когда в одном лестничном пространстве находятся витражи, созданные в разной технике и стилистике, достаточно редка для петербургских доходных домов. Некоторые материалы, использованные при отделке этого дома, были поставлены Торговым домом С. М. Линднера - в облицовке стены есть плитка с названием этой компании. Можно предположить, что для витражей были использованы материалы от того же поставщика, но, возможно, разных производителей.
Торговый дом С. М. Линднера был одним из крупных посредников в продаже разнообразных отделочных материалов и строительных новинок, в том числе витражей. С. М. Линднер, начинавший свою деятельность единолично, в 1902 г. возглавил Торговый дом, поставлявший в Россию материалы разных зарубежных производителей8. Деятельность этого Торгового дома еще мало изучена.
Дата осмотра: Май 2021. Все фото выполнены волонтерами проекта.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1636).
Проект "Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020-2024" Окно на площадке 1-2-го этажа
Фото из архива КГИОП, 1991 г., фото В.А. Григорьев
Витраж в окне на площадке 4-5-го этажа Фото 2021, С.В. Васильев
Воссозданная секция по образцу
Оригинальный фрагмент
Фото 2017 г. С.В.Васильева, с утраченной левой секцией витража
До войны - Ленинградский областной и городской трест кинофикации, потом его переименовали в Ленкинопрокат, в перестроечные годы - киновидеообъединение, сейчас - компания Леноблкиновидео. Короче - кинопрокат. В 1970-80 гг занимали два этажа. Вход со двора.
"Чертежи здания Петербургского столичного ломбарда по Владимирскому проспекту № 14 с указанием предшествующих владельцев ( полковник Адама, Е.С.Семичева, ротмист Н.Е.Семичев, вдова ротмистра А.М. Семичева) ... Архитекторы А.Е.Морган, А.С.Андреев, П.С.Самсонов, гражданские инженеры Н.В.Султанов, А.И.Носалевич" 1833-1913гг. ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.4693. 84л
СПб мещанин Романов Николай Иванович и его жена, Варвара Алексеевна проживали в СПб,Московская часть 1 уч.на Владимирской ул. в доме Семичевой, № 14 кв.3. По его завещанию она сделала взнос в Белёвские мужской и девичий монастыри Тульской губ. по 1000 руб.на неугасимую лампаду.
Из книги: Петербургский столичный ломбард. Очерк деятельности Акционерного общества "С.-Петербургский столичный ломбард" за 1888-1912 гг : XXV. - [Санкт-Петербург, 1913]. С.160.
"В 1897 году приобретен в С- Петербурге для Правления и Владимирского отделения дом на Владимирском проспекте. Покупка дома обошлась в 221.566 р., стоимость дома к 1 января 1913 г. возросла до 419993 рублей"
"Знак "В память 10-летия Санкт-Петербургского столичного ломбарда. 1888-1898 гг. и 10-летия работы работы 1899-1909 гг." Гравировка на оборотной стороне: "М.Ф./ Дъдова/ 1899-1909". Фирма «Э.Кортман», Санкт-Петербург, 1909 г.
Предлагаю изменить титул, а конкретно графу "Архитекторы" и "Стиль": в первом случае предлагаю поставить " не известен" перед Носалевичем, а во втором - в качестве стиля поставить эклектику.
На плане двора полковника Адама (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4693. Л1-4)) в архивном деле хорошо читается дата «19 Апреля 1833 г.» и подпись внизу листа «копировал Морган». Остальные имеющиеся на Л. 2 и Л. 4 надписи прочесть невозможно. Т.е., автора проекта 1833 г. установить не удалось.
Ответ на "Остальные имеющиеся на Л. 2 и Л. 4 надписи прочесть невозможно. " от Lonely Walker
А там есть еще какие-то надписи? Я вижу только "Загородный проспект" на л. 4 и на л. 3 в заголовке приписанное карандашом "1 квартала № 49".
Чертежи здания Петербургского столичного ломбарда по Владимирскому проспекту номер 14 с указанием предшествующих владельцев (полковник Адам, Е.С. Семичева, ротмистр Н.Е. Семичев, вдова ротмистра А.М. Семичева). Фасады, разрезы, поэтажные планы. Архитекторы В.Е. Морган, А.С. Андреев, П.С. Самсонов, гражданские инженеры Н.В. Султанов, А.И. Носалевич. [...]
1833-1913. ЛГИА. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4693 (История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов. Вып. 6. Ленинград. Ч. 1. М., 1991. С. 27).
В верхней части листа 2 и листа 4 есть выцветший текст - похоже, что дублирует дату 19 апреля 1833 (удалось сейчас рассмотреть, при увеличении). Есть еще подпись с росчерком, в самом низу листов 2 и 4, на оба листа. Какие-либо другие отметки, указывающие на автора подлинных чертежей, на этой копии отсутствуют.
В здании сохранилось два фрагмента произведений декоративного стеклоделия начала ХХ в. Оба выполнены в стиле модерн в трактовке, не характерной для петербургского витражного искусства.
В окне на промежуточной площадке 1–2-го этажей в правой секции фрамуги находится стекло с многослойным травлением: изображен растительный рисунок и фрагмент хвоста крупной птицы. Это все, что сохранилось от эффектной композиции с изображением павлинов. На фотографиях 1990-х гг. из архивов КГИОП и К. К. Севастьянова это окно зафиксировано уже с утратами, но расположение сохранившихся на тот момент подлинных стекол — двух во фрамуге и одного в правой створке — позволяет воспроизвести бóльшую часть первоначальной композиции. Как выглядел рисунок в центральной створке — неизвестно.
На площадке 4–5-го этажей находится фрагмент свинцово-паечного витража в стиле модерн с изображениями маков. Левая секция фрамуги воссоздана по образцу правой из современных стекол, несколько отличающихся от оригинальных Ранее эта часть витража отсутствовала, что зафиксировано на фото 2017 г. С. В. Васильева.
Роскошные и яркие цветы собраны в эффектный венок в верхней части окна. Использованы стекла: кафедральные бесцветные, розовые и зеленые; опалесцентные, богатые на оттенки, красные и зелено-желтые — для цветов; голубое и желтое стекло с фактурой «Muranese» — в фоновом заполнении. За витражным полотном проходит несколько ветровых стержней.
Ситуация, когда в одном лестничном пространстве находятся витражи, созданные в разной технике и стилистике, достаточно редка для петербургских доходных домов. Некоторые материалы, использованные при отделке этого дома, были поставлены Торговым домом С. М. Линднера — в облицовке стены есть плитка с названием этой компании. Можно предположить, что для витражей были использованы материалы от того же поставщика, но, возможно, разных производителей.
Торговый дом С. М. Линднера был одним из крупных посредников в продаже разнообразных отделочных материалов и строительных новинок, в том числе витражей. С. М. Линднер, начинавший свою деятельность единолично, в 1902 г. возглавил Торговый дом, поставлявший в Россию материалы разных зарубежных производителей8. Деятельность этого Торгового дома еще мало изучена.
Дата осмотра: Май 2021. Все фото выполнены волонтерами проекта.
Происх. инф-ции?
№ 108. С. 37.
Дом народн. творчества, Ленингр. областной - Владимирский пр., 14.