Публикация
Вторая гимназия - Гимназия императора Александра I
|
Архитекторы: | Шишко Л. П. |
Год постройки: | 1909-1913 |
Стиль: | Неоклассицизм |
Фото -
Вторая гимназия неоклассицизм
Гимназия императора Александра I Казанская ул., 27 - пер. Гривцова, 12х
Пам. арх. (регион.)
нач. XIX в. - автор не установлен
1909-1913 - гражд. инж. Шишко Лев Петрович - перестройка и расширение ([
Школа № 232 Октябрьского района
Вторая Санкт-Петербургская гимназия
стиль - неоклассицизм.
в [
7 сентября 1805 г. - Санкт-Петербургская губернская гимназия
1822 - высшее училище
1830 - Вторая Санкт-Петербургская гимназия
1905 - гимназия Императора Александра I
1917 - Петроградская вторая гимназия
1918 - 1 единая трудовая школа Казанского района
1923 - 37 единая трудовая школа
1933 - 1 образцовая школа Октябрьского района
1941-1945 - военный госпиталь
1946 - 232 средняя мужская школа
1962 - средняя школа № 232 с углубленным изучением английского языка
1990 - школа-гимназия № 232 Октябрьского района Ленинграда
1 февраля 1991 - Вторая Санкт-Петербургская гимназия
(museum-2spbg.blogspot.com )
(добавил Андрей Агафонов)
ЦГИА СПБ ф513 оп102 д3300
(добавил Андрей Агафонов)
До перестройки
(добавил Андрей Агафонов )
Здание 2-й гимназии.
Фото начала ХХ в.
("Петербургский листок",
№ 287 от 18 (31) октября 1912 г. )
(добавил Globetrotter)
(museum-2spbg.blogspot.com)
(добавил Андрей Агафонов)
1934 г.
museum.itmo.ru
{(добавил Риэлтор)
(добавил Андрей Агафонов )
Фото - Андрей Агафонов, 1995.
8 мая 1994 г. (*)
ЦГАКФФД СПб Ар 230721
(добавил
23 апреля 1996 г. (**)
ЦГАКФФД СПб Ар 225160
(добавил
(museum-2spbg.blogspot.com )
(добавил Андрей Агафонов)
Фрагмент схемы
РГИС 2020 г.
* Створка ворот в арочном проезде дома № 27/12 на улице Плеханова (бывшая вторая гимназия императора Александра I с жилым
домом, архитектор Л.П.Шишко, 1909-1913 гг.). Дата съёмки: 8 мая 1994 Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович
** Вид части решетки створки ворот арочного проезда дома № 27/12, выходящего на улицу Плеханова (бывшая вторая гимназия
императора Александра I с жилым домом, архитектор Л.П.Шишко, 1909- 1913 гг.).
Дата съёмки: 23 апреля 1996 Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович
Созданные Екатериной II местные учреждения государственного управления сначала не имели своих зданий. В 1780-1790-хх гг. они размещались на Большой Мещанской (ныне Казанской) ул. на углу Конного (затем Демидова, ныне Гривцова) пер. в домах, откупленных у частных владельцев.
В самом конце XVIII в. - начале XIX в. арх. А. А. Михайлов 1-й выполнил проект строительства на этом участке комплекса зданий для уездных присутственных мест. Хотя проект не датирован, автор книги, исходя их того, что на фронтонах зданий изображен государственный герб Российской империи, на котором на груди двуглавого орла находится мальтийский крест, определяет датировку проекта в соответствии со временем, когда был принят такой герб, а именно с 10 августа 1799 г. по апрель 1801 г. Здесь предполагалось разместить Губернское правление, Казенную палату, Палату уголовного и гражданского судов, Надворный суд, Приказ общественного призрения, Управу благочиния, Городовой магистрат, Губернского землемера, Губернскую чертежную, Дорожную экспедицию, Архив губернского правления, Губернскую типографию, Городскую тюрьму, Уездное казначейство, Земский и уездный суды. Предполагалось построить пять зданий в классическом стиле - четыре двухэтажных и одно, крайнее справа, - четырехэтажное. Этот проект был осуществлен в несколько видоизмененном виде, но с сохранением основных элементов генерального плана.
На этом месте учреждения находились недолго, уже в 1804 г. они переведены в
Фото - Mary, 2012.
Фото - Mary, 2010.
Фасад по Казанской ул.
Фото - Galina Vabishchevich,
2008.
Фасад по пер. Гривцова.
Фото - Galina Vabishchevich,
2008.
Фасад в переулке.
Фото -
люблюпитер, 07.2022.
Фото -
люблюпитер, 07.2022.
Освободившиеся помещения после их переделки передали открытой в 1805 г. Губернской гимназии. Она была основана на базе Главного народного училища. В ноябре 1811 г. по проекту попечителя учебного округа С. С. Уварова, она стала первой в России классической гимназией с семилетним, а с 1818 г. - восьмилетним сроком обучения. По указу от 10 февраля 1817 г. ученики, окончившие Петербургскую губернскую гимназию с отличием, получили право поступать на службу с присвоением XIV класса, а их аттестаты, при производстве в более высокий чин, приравнивались к университетским.
В 1822 г. на базе пансиона при губернской гимназии для подготовки гражданских чиновников создано Высшее училище, которое разместилось в этом здании. Сама губернская гимназия, после слияния с Учительским институтом превратившаяся в обычную гимназию с педагогическим уклоном, переводится в 1823 г. в здание бывшего Пантелеймоновского училища на
С 19 ноября 1830 г. Высшее училище преобразовано во 2-ю гимназию
В середине 1830 г. это было типичное для того времени здание - центральная трехэтажная часть выделена ризалитом и подчеркнута восьмиколонным портиком ионического ордера с фронтоном. Боковые крылья - двухэтажные.
В таком виде фасад сохранился до перестройки здания в 1909-1913 гг. Ее для 2-й гимназии выполнил архитектор Петербургского учебного округа, специалист по стоительству учебных зданий Л. П. Шишко.
(добавил
В разные годы гимназией руководили: П. А. Шипилов, А. Ф. Постельс, А. С. Воронов, А. С. Власов, К. И. Смирнов, Н. М. Дюков, А. Д. Александров, Н. И. Левин, Т. Г. Савранский, А. М. Дунаев, М. Г. Меняев, А. С. Шафоростов, Э. С. Куриленок, А. Н. Хмыров, А. И. Бойцова, Н. В. Заварина, Л. В. Жуковская, Л. Ф. Скрипникова.
В гимназии учились П. А. Вяземский, А. М. Горчаков, В. Ф. Малиновский, А. Д. Илличевский, сыновья А. С. Пушкина - Александр и Григорий, А. Ф. Кони, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. А. Иностранцев, А. А. Брянцев, А. А. Фридман, С. А. Жебелев, Е. А. Мравинский, Б. Л. Модзалевский, Е. А. Лансере, Н. Н. Страхов, Л. Н. Майков, В. В. Граве и Н. В. Граве, С. П. Боткин и А. П. Боткин, Ю. А. Пантелеев, А. В. Жирмунский, О. А. Еремеев и другие.
В этом здании учились будущие персоналии:
Бенуа А. Н. художник, историк искусства ( -1880-е), Благоев Д. революционный деятель (1880 - 1881),
Боткин Е. С. врач ( - 1882), Боргман И. И. физик ( -1866), Брянцев А. А. режиссер ( -1902),
Горчаков А. М. государственный деятель ( - 1811), Грушке А. А. архитектор (1922 -1929),
ЖебелевС. А . историк, филолог ( -1866), Жирмунский В. М. филолог (1890-е),
Знобишин Д. В. инженер-архитектор (1850-е - 1863), Иностранцев А. А. геолог (1850-е - ,1863).
Кони А. Ф. юрист (1858 - 1861). Корвин-Круковский В. В. гражданский инженер (1870-е),
Лансере Е. А. скульптор (1860-е), Лансере Н. Е. архитектор-художник (1890-е),
Н. Е. Лебединский В. К. физик, радиотехник ( - 1887), Майков Л. Н. историк литературы ( -1850-е),
Миклухо-Маклай Н. Н. (этнограф (1858 - 1861), Модзалевский Б. Л. филолог ( - 1893),
Мравинский Е. А. дирижер (1914 - 1920), Панин-Коломенкин Н. А. спортсмен 1885 - 1893),
Пантелеев Ю. А. военно-морской деятель, адмирал ( -1917), Поссе К. А. математик ( -1864),
Радивановский В. И. гражданский инженер (1860-е), Саитов В. И. филолог, историк литературы (1862 - 1864), Тарханов И. Р. физиолог (1862 - 1867), Фридман А. А. физик ( -1908),
Фусс П. Н. математик (1800-е), Шмидт К. К. архитектор (1874 - 1876). (добавил
Актовый зал.
Столовая.
Учительская.
Церковь.
Вестибюль.
Фото - сайт гимназии
1965: Школа вечерняя сменная № 195 Октяб. района - ул Плеханова, 27 ([
1965: Школы с преподаванием ряда предметов на ин. яз.: шк. № 232 Октяб. р-на (англ. яз.) - ул. Плеханова, 27 ([
1973: Профессионально-технические и технические училища городского упр. профтехобразования. № 89 -
-ул. Плеханова, 27 (Ленинград. Краткая адресно-справочная книга. Лениздат, 1973. C. 101)
1973: Школы и школьные учреждения. Общеобразовательные школы. Октябрьский р-н. 10-летние № 232 -
-ул. Плеханова, 27/8 (Ленинград. Краткая адресно-справочная книга. Лениздат, 1973. C. 111)
В 2001 г. включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (128).
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г.
Двор.
Фото - Виктор М, 04.2014.
Двор со стороны
пер.Гривцова
Фото - со страницы
2-й гимназии "ВКонтакте". 2010.
(добавил Виктор М)
Парадная
лестница
Вестибюль
парадной лестницы
Актовый зал
Лепной декор потолка
в актовом зале
Спортзал
(бывший церковный зал)
Стенды в коридоре
Кресло
в библиотеке
В музее
Лестница в крыле
по пер. Гривцова
Эта стена отделяла
помещения школы от
помещений техникума
Лестница
в правом крыле
по Казанской ул.
Лестница в правом
крыле по Казанской.
Фото - Виктор М
Парадная лестница.
Двор
Фото - miraru1, 14.10.2012.
Тогда у 1-й гимназии будет - Благородный пансион, а последнее - советская школа с номером? Пропадает самое известное, т. ск. классическое название заведения.
Цитирую по
При всем этом Богуш сделал очень много для приобщения России к европейской культуре и совершенствования системы образования в нашей стране. Свой дом в Петербурге на Большой Мещанской улице (ныне Казанская ул., 27) Станислав Богуш-Сестренцевич пожертвовал на устройство первой в России всесословной гимназии с многопредметной энциклопедической программой, открытой в 1805 г. (позже - Вторая классическая гимназия, называвшаяся перед революцией гимназией Императора Александра I).
В архитектурном отношении важно, что это - учебное здание, гимназия. В титул всю историю переименований, конечно, не вставить. И "первое - последние", как принцип, здесь не очень работает.
В данном случае, мне кажется, в титуле можно было бы оставить Вторая Санкт-Петербургская гимназия. Тем более, что это название дважды повторялось в истории. И современному уху звучит более знакомо, чем выставленное.
Мораль: в осложненных случаях - применять индивидуальный подход к титулованию.
Важное слово пропущено: Вторая Санкт-Петербургская классическая гимназия. Мне тоже кажется, что так правильнее всего - то название, которое существовало дольше всего. И что характерно никогда (сколько можно видеть из справочников) не употреблялись одновременно номер и название в честь кого-то или чего-то. Это видно и из примера 1913 года по этой гимназии. То же было и с 9-й гимназией, которую называли или 9-й, или Введенской.
Вообще принято у спец-тов давать в титул первое название, название на момент упразднения и современное название учреждения.А в тексте уже отслеживать все изменения в статусе и соотв. в назв.
А почему списки внизу без ссылок - они откуда?
По-моему перед текстом все градации названия указаны. Этого не достаточно? Или разговор лишь о том, что вынести в заголовок?
Мне кажется,, заголовки должны быть более точными - пусть не всеобъемлющими, пусть хотя бы одно название, но точное а не приблизительное.
В самом конце XVIII в. - начале XIX в. арх. А. А. Михайлов 1-й выполнил проект строительства на этом участке комплекса зданий для уездных присутственных мест.
Таки проект комплекса. А комплекс проектировался по условиям уч-ка.
Хотя проект не датирован, автор книги, исходя их того, что на фронтонах зданий изображен государственный герб Российской империи, на котором на груди двуглавого орла находится мальтийский крест, определяет датировку проекта в соответствии со временем, когда был принят такой герб, а именно с 10 августа 1799 г. по апрель 1801 г.
Очень тяжелое предл. И автор какой книги? Если книги, на к-рую дана ссылка, то автор [хх] или таки Пупкин такой-то.
В след. предложении заглавные буквы по совр. нормам уже не треб-ся.
№ 108. С. 203.
Школа вечерняя сменная № 195 Октяб. р-на - ул Плеханова, 27.
С. 206.
Школы с преподаванием ряда предметов на ин. яз.: школа № 232 Октяб. р-на (англ. яз.) - ул. Плеханова, 27.
«Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». — Лениздат, 1973:
(С.101):
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА ГОРОДСКОГО УПР. ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ
№ 89 — 190000, ул. Плеханова, 27, тел. 12-19-51
(С.111):
ШКОЛЫ И ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Общеобразовательные школы
Октябрьский р-н
10-летние
№ 232 — 190000, ул. Плеханова, 27/8, тел. 11-03-34
Санкт-Петербургская губернская гимназия.
Аксонометрический план Санкт-Петербурга Сент-Илера 1765-1773 годы
Бройтман Л.И. Улица Казанская. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – стр. 130
Цветными точками отмечены участки, соответствующие домам:
с+з – 27; ж – 25; о – 23; к – 21.
Атлас г. Санкт- Петербурга 1798 год
giper.livejournal.com/268938.html
Цветными точками отмечены участки, соответствующие домам:
с+з – 27; ж – 25; о – 23; к – 21.
Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта
etomesto.ru
Цветными точками отмечены участки, соответствующие домам:
с+з – 27; ж – 25; о – 23; к – 21.
*******
* Предыстория гимназии.
… По предложению П.А. Строганова первым к преобразованию в гимназию было намечено Главное народное училище в Пантелеймоновском переулке, существовавшее с 1776 г. Правительственное постановление об учреждении в столице гимназии было составлено в 1803 г., но в том же году попечитель С.-Петербургского учебного округа граф Н.Н. Новосильцев получил разрешение на перестройку в этих целях двух соседних домов по Большой Мещанской (Казанской) улице, где до того размещались С.-Петербургская губернская управа и казённая палата. К сентябрю 1805 г. основные работы были закончены, и была открыта С.-Петербургская губернская гимназия с уездным и приходским училищами при ней. В гимназию были переведены учащиеся бывшего Пантелеймоновского училища и гимназисты старой Академической гимназии «по случаю её закрытия».
(Смирнов В.В. 2003 «Петербургские школы и школьные здания», стр.48).
14-го октября 1803 года, попечитель петербургского округа, действительный камергер Н.Н. Новосильцев, вошёл с представлением к министру народ. просвещения как об открытии в С.-Петербурге губернской гимназии, так и об осмотре им двух смежных домов, в которых помещалось губернское правление и казённая палата и которые, и по сделании некоторых перестроек, с великою выгодою могут быть обращены в дом для гимназии. 17-го октября доклад министра по этому предмету утверждён... в том же году, ассигнована была сумма на переделку этих домов, а когда впоследствии "оказалось нужным сломать целые стены и некоторые простенки до основания и на место их возвести новые", то разрешён был новый кредит. Перестройку разрешено производить хозяйственным способом, под наблюдением попечителя округа и директора И.И. Ростовцева... Уже в 1808 г. сделаны были новые затраты, причём (...) "многие работы, вполне нужные, исполнены дурно, иные не докончены, а другие совсем не произведены" /арх. Захаров после осмотра работ по поручению министра/.
(Историческая записка 75-летия С.-Петербургской Второй Гимназии. Часть первая. 1880., стр. 7-8).
*******
* Перестройка зданий губернского правления и казённой палаты под гимназию.
Варианты того, что, для чего и кем перестраивалось:
В самом конце XVIII в. - начале XIX в. арх. А. А. Михайлов 1-й выполнил проект строительства на этом участке /дома 27-25-23/ комплекса зданий для уездных присутственных мест.
(Шишкин В. М. 2010 «Петербург губернский. Из истории местных государственных учреждений»).
/1803/. Перестройку /зданий губернского правления и казённой палаты под гимназию/ разрешено производить хозяйственным способом, под наблюдением попечителя округа и директора И.И. Ростовцева, «который, как сказано в докладе министра, уже неоднократно производил подобные работы к удовольствию начальства».
(Историческая записка 75-летия С.-Петербургской Второй Гимназии. Часть первая. 1880).
1804-1805. Ампирное здание с портиком было возведено для губернской гимназии.
Архитектор А. Д. Захаров (?), (А. А. Михайлов 1-й (?))
(«Утраченные памятники архитектуры Петербурга Ленинграда». Каталог Выставки. Авторы-составители: В. В. Антонов А. В. Кобак. Ленинград 1988 г).
((«Историческая записка»: Захаров в 1808 (?) году по поручении. министра /народ. просвещения ?/ осматривал здание (-я?) на предмет качества произведённых в нём (них) работ)).
/Без дат/. Дом бывшего губернского правления для гимназии перестроил архитектор Л. Руска. /… его биография …/ … перестраивая здание для гимназии, архитектор Руска также оформил центр фасада колонным портиком.
(Бройтман Л.И. 2008 «Улица Казанская»).
Смирнов В.В. 2003 «Петербургские школы и школьные здания»:
Текст (стр. 48):
/Без дат/. Поручение осмотреть здание и установить характер и объём необходимых перестроек было возложено на А.Д. Захарова, выдающегося русского зодчего, главного архитектора Адмиралтейства.
Чертёж (Ил. 2.1.):
С.- Петербургская губернская гимназия как результат реконструкции С.-Петербургской Управы и Казённой палаты (1815 г., арх. А.Н.(?) Захаров).
С.- Петербургская губернская гимназия как результат реконструкции С.-Петербургской Управы и Казённой палаты (1815 г., арх. А.Н. Захаров).
Планы двора (1815 и 1835 гг.), планы 1-3 этажей, реконструкция автора.
Смирнов В.В. Петербургские школы и школьные здания - СПб.: Издательство "Русско-Балтийский информационный центр "Блиц"", 2003 - Ил. 2.1.
*******
* Описание здания гимназии.
... из чертежей, "какой была гимназия до 1830 г." видно, что собственно гимназическими помещениями было занято чуть более половины реконструированного здания Губернской управы, которое представляло собой сильно вытянутый вдоль Мещанской улицы симметричный корпус с восьмиколонным портиком на главной композиционной оси. В основном двухэтажный, он имел местное повышение до трёх этажей в центральной части, которую вместе с правым крылом занимала гимназия. Со стороны двора к корпусу был пристроен флигель учебного назначения. Попасть в него можно было только со двора по деревянной лестнице, ведущей в сени, и две пары проходных классных комнат на каждом этаже. Деревянная же галерея связывала между собой классы и жилые помещения пансиона, который занимал верхний этаж второго здания, выходящего на Б. Мещанскую улицу торцом. Для размещения вспомогательных служб служило третье, одноэтажное здание, обращённое в сторону Демидова (Гривцова) переулка. Пространство гимназического двора замыкала Пересыльная тюрьма. ... Потребовались многочисленные перестройки, расширения и перепланировки, пока это учебное заведение не превратилось в образцовое учебно-воспитательное учреждение XIX в.
Смирнов В.В. Петербургские школы и школьные здания - СПб.: Издательство "Русско-Балтийский информационный центр "Блиц"", 2003 - стр. 48-49
********
* Учение.
... Курс учения в С.-Петербургской губернской гимназии определён уставом 5-го ноября 1804 года... Он впервые установил у нас правильную систему образования, открыл доступ в гимназии "всякого звания ученикам" и ясно определил две основные цели гимназического учения, а именно: 1 "приготовление юношества к университетскому образованию" и 2) приобретение учащимся сведений, необходимых для благовоспитанного человека /Была и 3-я: "приготовление учителей для уездных, приходских и друг. училищ", которая "на практике никогда не имелась в виду"/.
... гимназия совместила в себе, кроме 4-х гимназических классов, уездное и приходское училища, первое из двух, второе из одного класса. Впоследствии, связь, соединявшая названные училища, была порвана и низшее из них перестало служить приготовительною школою для следующего за ним, высшего...
Гимназия, уездное и приходское училища составляли одно учебное заведение, состоявшее из 7-ми классов.
((Предметы.
1. Приходское училище:
(28-30 часов в неделю:
1-2-й 8-12 + 14-16
3-5-й 9-12 + 14-16
6-й 9-12)
письмо;
первые действия арифметики;
главные начала Закона Божия и нравоучения.
2. Уездное училище:
(32-36 часов в неделю:
1-5-й 8-12 + 14-16
6-й 8-12))
Закон Божий и священная история;
должности человека и гражданина;
русская грамматика;
чистописание;
правописание;
правила слога;
всеобщая география и начальные правила математической географии;
география России;
всеобщая и русская история;
арифметику;
начальные правила геометрии;
начальные правила физики;
начальные правила естественной истории;
начальные правила технологии, имеющей отношение к местной промышленности;
рисование;
+ латинское и немецкое чтение для тех учеников, которые приготовляют себя для продолжения наук в гимназии.
3. Гимназия:
(36-38 часов в неделю:
1-4-й 8-12 + 14-17
5-й 8-12 + 14-16
6-й 8-12))
математика и физика
(18 часов в неделю /правильнее: 1-й, 2-й и 3-й классы по 6 часов в неделю/: алгебра, геометрия, плоская тригонометрия, прикладная математика, опытная физика);
история, география и статистика
(18 часов в неделю /правильнее: (…) /: древняя история и география, мифология, древности, новую историю и географию, отечественные историю и географию, общая статистика, статистика российского государства);
начальная философия, изящные науки, политическая экономия
(20 часов в неделю /правильнее: (…) /: логика и всеобщая грамматика, психология и нравоучение, эстетика, риторика, праву естественному, праву народному, политической экономии);
естественные науки, технология и коммерческие науки ("наука о торговле") (16 часов в неделю /правильнее: (…) /);
латинский язык;
французский язык;
немецкий язык;
греческий язык (с 1806; изучение оного то отменялось, то прекращалось само собой на неимением учителя, то вводилось снова)
рисование;
+ музыка, танцевание, гимнастика (если гимназия может содержать соответствующих учителей).
Но дальше:
"Слишком смело и широко задуман был этот план. Многое внесено в него, что не соответствует ни возрасту учащихся, ни задачам общего образования и чему надлежащее место только в университете. Всеобщая грамматика, эстетика, мифология и древности, право естественное и народное, политическая экономия и статистика, технология и коммерческие науки, всё это без надобности вошло в гимназический курс, почему в скором времени устранено из него..."
Историческая записка 75-летия С.-Петербургской Второй Гимназии. Часть первая. 1880., стр. 7-15 + по 34 стр. избирательно.
С.- Петербург. Типография Б. Г. Ямпольского, Демидов переулок, дом №5.
Цена 60 коп. Продается в пользу бедных учеников С.- Петербургской 2-й Гимназии.
*******
* Учебный процесс.
... 7 сентября 1805 года явилось 96 учеников. "К сожалению, нам ничего неизвестно о самом ходе учения в эту эпоху ея существования... сведения же официальные содержат лишь краткое упоминание о том, что тогда-то и тогда-то в присутствии таких-то лиц произведено было во всех классах испытание учащихся".
Историческая записка 75-летия С.-Петербургской Второй Гимназии. Часть первая. 1880., стр. 34
В ЦГИА СПб. есть "Письмо министра просвещения о поручении перестройки здания Петербургской губернской гимназии архитектору Захарову. (28 марта 1804)". Ф. 139, оп. 1, д. 39. Но я его не смотрел.
При царе гимназий было немного и к юбилейным датам (обычно 30 - 50 - 75 лет) издавалась на средства гимназии "Историческая записка", в которой рассказывалась об истории гимназии, педагогическом коллективе, гимназических выпусках и т.п. Достаточно подробный докумекнт с фотографиями. В Музее 2-й СПб. гимназии имеет одна такая записка. В свое время я писал и защищал диплом в РГПУ им. Герцена на историческом факультте по гимназиям Санкт-Петербурга первой половины 19 века (их было всего несколько). Использовал именно эти Исторические записки как основной материал. Про 2 гимназию опубликована даже книга, сейчас нашел в ГУГЛЕ. Автор Пашкова Т.И. Самая первая и самая старая гимназия в России - основана в 1805 году. по составу была разночинной. А второй номер ей присвоен после того, как при Николае 1 была создана Дворянская гимназия, ей отдали № 1.
ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101. Дело 642
Чертежи зданий Петербургских губернских присутственных мест на углу Большой Мещанской ул.(Казанской ул.)и Конного пер.(Демидова пер.)
интересно меняются номера и адреса школ:
"2003 г.: Школа N232 Адмиралтейского района - Крюкова канала наб., 15"
В этом здании учились будущие персоналии:
Бенуа А. Н. художник, историк искусства ( -1880-е), Благоев Д. революционный деятель (1880 - 1881), Боткин Е. С. врач ( - 1882), Боргман И. И. физик ( -1866), Брянцев А. А. режиссер ( -1902),
Горчаков А. М. государственный деятель ( - 1811), Грушке А. А. архитектор (1922 -1929), Жебелев
С. А . историк, филолог ( -1866), Жирмунский В. М. филолог (1890-е), Знобишин Д. В. инженер-архитектор (1850-е - 1863), Иностранцев А. А. геолог (1850-е - ,1863). Кони А. Ф. юрист (1858 - 1861).
Корвин-Круковский В. В. гражданский инженер (1870-е), Лансере Е. А. скульптор (1860-е), Лансере
Н. Е. архитектор-художник (1890-е), Н. Е. Лебединский В. К. физик, радиотехник ( - 1887), Майков Л. Н. историк литературы ( -1850-е), Миклухо-Маклай Н. Н. (этнограф (1858 - 1861), Модзалевский Б. Л. филолог ( - 1893), Мравинский Е. А. дирижер (1914 - 1920), Панин-Коломенкин Н. А. спортсмен
1885 - 1893), Пантелеев Ю. А. военно-морской деятель, адмирал ( -1917), Поссе К. А. математик
( -1864), Радивановский В. И. гражданский инженер (1860-е), Саитов В. И. филолог, историк литературы (1862 - 1864), Тарханов И. Р. физиолог (1862 - 1867), Фридман А. А. физик ( -1908),
Фусс П. Н. математик (1800-е), Шмидт К. К. архитектор (1874 - 1876).
Ответ на "Странно, что нет ссылок. Если Бенуа А.Н. это Алекс" от Liz
Коллега, Вы привыкли к моим ссылкам, здесь их нет, в основном все взято из биографий персоналий на раличных сайтах. Александр Николаевич Бенуа из Википедии (Выпусники Второй Санкт- Петербургской гимназии), в которую мало верю; так как кто дает информацию и откуда она взята неизвестно.
Ответ на " В" от Val 39
А.А. Фридман в большей степени математик, геофизик, а уж потом физик. См.
Здравствуйте. Кому нибудь попадалось упоминание, что в этом доме до 1878 г. был оружейный магазин, затем оружейная мастерская?
Ответ на "Здравствуйте. Кому нибудь попадалось упоминание, ч" от 908
Это Табель домов СПб. 1889 год. Справа номера, которые были у домов по Казанской улице до 1889 года, слева те, на которые их поменяли. № 27 был у нынешнего дома 29.
Интересно, на что следует опираться, выбирая титульное название для заведения, в данном случае, учебного? Названия менялись в теч. десятилетий, даже столетий у некоторых. Вот пример по этой гимназии.
1822: Губернская гимназия (121. С. 347). Вероятно, опущено слово "Санкт-Петерб.".
1893: В разделе "Классические гимназии" - СПб 2-я гимназия (Адр. кн. СПб на 1893. Стлб. 448). Понятно, что слово "классическая" выпущено.
1903: то же
1913 (в разделе "Кл. гимназии"): Гимназия императора Александра I (бывш. СПб. 2-я). Опущено слово "классическая".
Пример из петроградского периода привести не могу.
Ну, и куда ж нам плыть? Вроде бы надо давать последнее (петроградское) название. Рука не поднимается. Но и так небрежно и без всякого смысла - 2 гимназия императора Александра I, или просто один номер, как в др. случаях - тоже как-то...