Публикация

Дворец канцлера Безбородко -
Центральный музей связи им. А. С. Попова

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кваренги Д.
Любимов Н. А.
Год постройки: 1780, 1870
Стиль: Классицизм

Фото - Mary, 2012.

Дворец А. А. Безбородко - Центральный музей связи им. А. С. Попова

Почтамтский пер., 4 - Почтамтская ул., 7

Пам. арх. (федер.)

Дом Курского Знаменского монастыря и

Дом А. Я. Топоркова

1756 - (?)

 

Дворец Безбородко                                                         русский классицизм

1780-1790-е - арх. Джакомо Кваренги - частично сохранены старые дома

 

Дом Почтового ведомства                                           неоренессанс

1829  - арх. Глинка Василий Алексеевич, Кавос Альберт Катаринович - изменение интерьеров

1837  - арх. Кавос Альберт Катаринович - перестройка углового зала дворца

1870  - арх. Любимов Николай Андреевич - переделка фасадов и интерьеров

1870-е - арх. Кавос Цезарь Альбертович, арх. Любимов Николай Андреевич - перестройка    ([99]. С. 149, 200)  

             (по [128], дворец в 1870-е гг. перестраивали Н. А. Любимов и акад. арх. Альберт Катаринович Кавос (с.79))

 

Главное управление Северо-Западного округа   (1918)

 

Центральный музей связи им. А. С. Попова   (1924)

2001-2003 - А. Шендерович (автор проекта) - реконструкция и реставрация

 

Публикации, посвященные истории петербургского почтамта:

Пост-хауз (первый и второй почтовый двор)

Третий почтовый двор

Дворец канцлера Безбородко

Отделение почтовых карет и брик

Почтовый стан (Главпочтамт)

 

Интерьеры см. продолжение публикации

                       продолжение публикации

 

Здание, которое сегодня занимает Центральный музей связи им. А. С. Попова (Почтамтская ул., 7), является памятником архитектуры последней четверти XVIII века. Оно было построено для видного государственного деятеля времен Екатерины II Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).

В 1781 г. А. А. Безбородко, возглавлявший в числе др. учреждений и Почтовый департамент, приобрел 2 каменных дома близ Почтамта - подворье Курского Знаменского монастыря на углу Выгрузного пер. (пер. Подбельского) и смежный с ним дом "танцовальщика" Топоркова, построенный в 1756 г. Безбородко объединил дома и создал дворец, сравнительно скромный по внешнему облику, но великолепно отделанный внутри. При перестройке домов были сохранены их стены и частично внутренняя планировка. Чертежи домов утрачены, но ясное представление о них дает аксонометрический план Пб. 1760-х гг.

В 1829 г. здание приобретено Почтовым ведомством. В 1870-х гг. фасады дворца, решенные в формах русского классицизма, получили новую декоративную обработку в характере Ренессанса, значительно изменившую первоначальный облик. От старой композиции сохранились центральный портик из 4 гранитных колонн и размещение оконных проемов.

([93]. С. 246, добавил алекс)

 

Дворец Безбородко

 

В 1781 г. А. А. Безбородко приобрел в Адмиралтейской части города два участка со строениями. Один из домов принадлежал Курскому Знаменскому монастырю, другой находился во владении наследников Афанасия Яковлевича Топоркова, танцовщика Императорского двора.

В 1783 г. строительство дворца, вероятно, уже велось. Подтверждение тому можно найти в монографии Н. Григоровича «Канцлер князь Безбородко», где, в частности, говорится, что в 1783 г. по мысли Н. А. Львова Безбородко заказал Левицкому для своего дома, который отстраивался, портрет императрицы.

Проект фасада со стороны Почтамтской улицы и чертежи интерьеров здания дошли до наших дней. Судя по этим документам, дом Топоркова был перестроен и увеличен в длину по улице на 2 оси (первоначально их было 11). Архитектор расширил дворовые флигели, расположив их по всему периметру восточного двора и соединив с основным зданием. К главному зданию был добавлен один этаж, к дворовым флигелям – два; в итоге дом Топоркова стал трехэтажным.

Второе здание после перестройки домов Топоркова и подворья имело 7 осей первоначального объема и, будучи надстроенным на 1 этаж, сохранило основные членения бывшего дома подворья Курского монастыря. Фасад углового дома был решен в одинаковых декоративных приемах с главным зданием и составлял с ним одну композицию.

Несмотря на то, что документы, свидетельствующие о перестройке подворья Курского монастыря, не обнаружены, можно предположить, что перестройка второй половины дома, вероятно, происходила в 1790-е гг. Дело в том, что в 1792 г. Безбородко приобрел большое количество картин. В письме к графу С. Воронцову от 11 июля 1795 г. он сообщил: «Случай разорений французских благоприятствовал мне достать несколько отличных штук... словом, с моим жарким старанием, с помощью приятелей и с пособием до 100 тысяч издержанных мною менее 3-х лет составил я хорошую коллекцию... от сего вышел другой расход, что я должен был построить большую картинную галерею». Галерея разместилась в западном флигеле, выходившем лицевым фасадом в переулок.

Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании. В северном флигеле появился аванзал, а в западном, кроме галереи, - танцевальный зал. Поменяли облик и парадные комнаты восточной половины дома: Парадная спальня, Красная гостиная, (бывший кабинет), Голубая гостиная, обыкновенная спальня. В письме к Николаю Львову от 9 февраля 1798 г. Безбородко писал: «В здешнем моем доме вы найдете много нового, например, бывшая спальня обита по теперешней моде красным бархатом и в нише имеет бюст императорский, а на двух сторонах двери, два их величества портреты. Голубая гостиная с портретом покойной государыни превратилась в голубую бархатную, к портрету ее сделана новая великолепная рама, а на столе стоит пьедестал с медалями ее царствования... Спальня превосходная, вмещающая 16 Вернетов» (имеются в виду картины французского художника XVIII в. Клода Верне).

Завершающим аккордом в истории строительства стало возведение в 1797-1799 гг. Большого Парадного зала. Известно, что в октябре 1797 г. Безбородко приобрел у И. Томилова участок по двум купчим, одна из которых датируется 5 октября, а другая – 8 октября. Скорее всего, эта покупка была сделана с целью расширения дворца; если это так, то строительство Большого Парадного зала началось не ранее октября 1797 г. Однако в письме к Н. А. Львову от 9 февраля 1798 г. хозяин дворца, описывая перемены, произошедшие в доме, ничего не сообщает о сооружении Парадного зала.

* Вид углового фасада дома № 7 на углу улицы Союза Связи и переулка Подбельского. Бывший дворец А.А.Безбородко, середина XVIII века,

   перестраивали архитекторы Д.Кваренги, 1783-1795 гг., А.К.Кавос, 1835-1837 гг., Н.А.Любимов, 1870 г. 

 

Дом Почтового ведомства

 

В 1799 г. Александр Безбородко скончался. У дома появился новый хозяин, младший брат Александра Андреевича Илья Андреевич Безбородко - к тому времени граф, сенатор, член Госсовета. Уже с 1809 г. часть дома стали сдавать внаём -  здесь в свое время жили министры А.Б. Куракин, А.С. Шишков, О.П. Козодавлев, А.Н. Голицын.

3 июня 1815 г. умер Илья Андреевич Безбородко, и особняк перешел его вдове Анне Ивановне Безбородко (в девичестве Ширяевой). После кончины Анны Ивановны (27 июля 1824 г.)  дом по наследству переходил княгине Клеопатре Ильиничне Лобановой-Ростовской (в девичестве Безбородко), а также Александру Григорьевичу и Григорию Григорьевичу Кушелевым, сыновьям Любови Ильиничны Кушелевой, старшей дочери И.А. Безбородко. По «полюбовному разделу» дворец достался графу Григорию Григорьевичу Кушелеву.

В 1825 г. наследники решили продать дом Безбородко Почтовому департаменту за 400 тысяч рублей. Когда главноначальствующий над почтовым департаментом Александр Николаевич Голицын доложил об этом императору Александру I, тот велел «торговать» дом. «Сторговались» стороны лишь в 1829 г., остановившись на 350 тысячах рублей.

В 1829 г. в связи с покупкой здания Почтовым департаментом была изменена отделка всех интерьеров – на устроение дома потратили 81 034 руб. 32 коп. Основные перестройки здания проводились архитекторами Василием Глинкой и Альбертом Кавосом в 1837 г. По проекту Кавоса был также переделан Угловой зал, располагавшийся между аванзалом и бывшей картинной галереей, - на его месте была устроена лестница. На 1870 г. пришлись дальнейшие переделки фасадов и интерьеров здания по проекту архитектора Н. Любимова. До конца двадцатого века отделка фасадов оставалась  почти неизменной.

 (информация с сайта российского клуба связистов)

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2012.

  • фото

    Элементы фасада
    со стороны
    Почтамтской ул.

  • фото
  • фото
  • фото

    Элементы фасада со стороны
    Почтамтского пер.

  • фото
  • фото

    Фото - С.Васильев,
    2009.

  • фото

    Фото - Anna
    Zinchenko, 2015

  • фото

  • фото

    Фото - Тамара Николаевна, 2008.
    Добавил - IVa.

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 07.2017.

Дальнейшая судьба здания

 

Начиная с 1829 г. здание принадлежало ведомству связи. После переезда в 1918 г. Наркомпочтеля в Москву освободившиеся помещения были переданы вновь образованному Главному управлению Северо-Западного округа.

В 1924 г. Музей народной связи был переведен в помещения дома N 7 по Почтамтской ул. С 1935 г. дворец Безбородко, признанный памятником архитектуры,  перешел под охрану государства.

В 1938 г. поднимался вопрос о капитальном ремонте здания, но помешала Великая Отечественная война. Во время войны дворец сильно пострадал от артобстрелов, но был довольно быстро отремонтирован - уже в 1950 г. часть экспозиции была открыта для посетителей. Бывший Церковный зал (ранее Большой Парадный) стал Советским.

В 1974 г. в связи с аварийным состоянием здание было закрыто на капитальный ремонт.

В 2001 г. музею был возвращен государственный статус и бюджетное финансирование. В 2003 г. была завершена реконструкция здания и создана первая очередь новой экспозиции.

(сайт Центральный музей связи им. А.С.Попова, добавил Mary)

 

Здание имеет великолепный портик. Его четыре дорические колонны высечены из серого гранита-рапакиви, отличающегося пятничтым узором. Антаблимент портика выполнен из белого мрамора, за исключением фриза, сделанного из того же серого рапакиви. Колонны были сильно повреждены осколками снарядов во время блокады Ленинграда и утратили полировку.                                                                                                        ([206]. С. 106, Mary)

 

Подробнее об интерьерах дворца и истории "Почтамтской церкви" - см. Дворец Безбородко (продолжение)

 

Церковь Двунадесяти апостолов при Министерстве почт и телеграфов.

см. продолжение публикации

 

  • фото

    Лестница

  • фото

    Аванзал

  • фото

    Камин
    Фото - Наталия, 08.2016.

  • фото

    Камин.
    Фото - ОляК, 2010.

 

Центральный музей связи им. А. С. Попова   (1924)

 см. продолжение публикации

 

1903: Главное управление почт и телеграфов. Почтамтская, 7                                                      (ВПб на 1903. О. 1. Стб. 263)

 

1933 - ОДР (Общество друзей радио), Ленингр. Обл. Совет - пер. Подбельского, 4

(«Ленинград. Путеводитель», ОГИЗ, М.-Л., 1933; т. II, С. 547)

1965: Институт городской и сельской телефонной связи "НИИТС" научно-исслед., Мин. связи СССР - ул. Союза связи, 7,

         экспериментальные мастерские - ул. Союза связи, 16.                                                                                                            ([108]. С. 71.)


Федеральный памятник:  Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

  • фото

    Краткий телефонный
    справочник Ленинградской
    городской телефонной сети
    (ЛГТС), издание ЛГТС,
    Ленинград, 1970, С.156:
    добавил: jingle

  • фото

    Атриум 1.

  • фото

    Спутник "Луч-15"

  • фото
  • фото

    Атриум 2.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Зал 1. Почтовая связь

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Устройство для
    самостоятельного
    изготовления марок

  • фото

    Исторический
    зал.

  • фото

    Макет "Почтовый квартал
    Санкт-Петербурга"

  • фото
  • фото

    Телеграфный
    аппарат СТ
    использовался
    еще в 1980-х гг.

  • фото

    Зал 3
    Физические основы
    Электросвязи

  • фото
  • фото

    Зал 4 Телеграфная и
    телефонная связь

  • фото
  • фото

    Зал 5. Радиосвязь.
    А. С. Попов

  • фото

    Зал 7. Радиосвязь.
    Начало XX в..

  • фото

    Зал 8. Радиосвязь. Середина ХХ в.
    Любительская радиостанция

  • фото

    Связь на ж.д.
    транспорте

  • фото

    "Черный ящик"

  • фото

    Зал 9.
    Мобильная
    связь

  • фото

    Зал 10.
    Радиовещание

  • фото

    Зал 11. Телевидение.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Зал 12. Сети связи.
    Телефонные коммутаторы.

  • фото
  • фото

    Макет типового
    здания АТС
    образца 1970-х гг.

  • фото

    Фото - Наталия, 08.2016.

24 комментария
26129 просмотров
Добавил: Blackadder, 17 Марта 2009, 21:16
Редактировано: 24 Мая 2024, 02:38
Оцените:
(52 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house4784.html' target='_blank'>Дворец канцлера Безбородко - Центральный музей связи им. А. С. Попова на Citywalls.ru</a>
Всего 24 комментария
  • 30 Августа 2010, 23:10

    2004 - реконструкция и реставрация

    Автор проекта - А. Шендерович

    Ист.: http://lenzhilniiproekt.ru/o1.html

  • 6 Ноября 2010, 00:51

    Информация к размышлению:

     

    1) "Второе здание после перестройки домов Топоркова и подворья имело 7 осей первоначального объема и, будучи надстроенным на 1 этаж, сохранило основные членения бывшего дома подворья Курского монастыря" - не совсем ясно, о каком "втором" здании идет речь.

     

    2) сопоставление разрозненных данных, приведенных в публикации, выявило разночтения, которые ждут дальнейших комментариев и дополнений.

     

    а) "В 1830 г. главный зал графского дворца был приспособлен арх. Дж. Кваренги для церкви почтамта. Храм освятили 15 февраля 1830 г. во имя Двенадцати Апостолов. Иконы были написаны А. И. Ивановым, В. К. Сазоновым, П. М. Шамшиным и др. Церковь просуществовала до 1922 г."

    (по материалам [44])

    б) "Основные перестройки здания проводились архитекторами Василием Глинкой и Альбертом Кавосом в 1837 г., что было связано с приспособлением Парадного зала под церковь" (информация с вышеупомянутого сайта).

    в) "В 1845 г. были произведены новые переделки в церковном зале, что связано с 50-летием (?) основания церкви, автором которой был архитектор Таманский" (там же).

    (на данный момент эти параграфы изъяты из публикации с целью дальнейшей проверки данных)

     

     

     

  • 6 Ноября 2010, 01:29

    № 99. С. 149, 200.

    Здание Почтового ведомства. Почтамтская ул., 7 - Почтамтский пер., 4. Перестройка. 1870-е. Цез. Альб. Кавос. Совм. с Ник. Андр. Любимовым.

     

    Цит. (сокращ. отчасти мои):

    Безбородко дворец (Почтамтская ул., 7), пам. арх-ры. Построен в 1780-х гг. (автор неизв.) для гос. деятеля А.А. Безбородко в стиле классицизма на основе 2 кам. домовсер. 18 в. с сохранением их стен и частично внутр. планировки. В 1829 г. Б.д. был приобретен Почтовым вед-вом. Перестроен в 1870-х гг. (арх. А.К. Кавос, Н.А. Любимов) в духе арх-ры итал. Возрождения 16 в. Сохранились интерьеры к. 18 в., выполненные по рисункам арх. Дж. Кваренги (вестибюль, лестница, овальный зал с росписями и танц. зал с коринф. колоннами и лепными украшениями), - высокий образец внутр. отделки здания к. 18 в. Ныне Центр. музей связи им. А.С. Попова.

    Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград: энциклопедический справочник. Науч. изд-во БРЭ, 1992.

    Из текста следует, что Кваренги не явл. автором проекта здания (да я и не помню, чтобы спец-ты по Кваренги относили это здание к его большим арх. работам, разве только находки посл. времени).

    Церковь надо у Черепениной смотреть, к-но, о судьбе после Октября.

  • 6 Ноября 2010, 11:27

    О, даже с Кавосами расхождения - Альберт Катаринович в справочнике и Цезарь Альбертович в [99]...

  • 7 Ноября 2010, 13:46

    Надо как-то пояснить, что строка под титулом про Кваренги не имеет к № 99 отнош. Т.б. что инф-ция по Кваренги не может пока быть признана достоверной.

    А по Кавосам посмотрите внимательнее: папенька перестраивал особняк в казенное здание в 1837 (если верить таки назв. сайту), а сын с Любимовым работали уже в 1870-х. Нормальный срок для очередного капремонта :))

  • 7 Ноября 2010, 16:30

    Перестроен в 1870-х гг. (арх. А.К. Кавос, Н.А. Любимов) в духе арх-ры итал. Возрождения 16 в. (приведенный Вами справочник)

     

    № 99. С. 149, 200.

    Здание Почтового ведомства. Почтамтская ул., 7 - Почтамтский пер., 4. Перестройка. 1870-е. Цез. Альб. Кавос. Совм. с Ник. Андр. Любимовым.

     

    Кому верить?

     

    Может быть, пока что лучше убрать Кваренги из титульных данных - для дальнейшего выяснения?..

  • 7 Ноября 2010, 16:55

    Кваренги убрать точно, мы же не вносим авторов интерьеров в титул, а все ост-ное вилами на воде даже в тексте с сайта.

    По поводу Кавосов беда :)) Но в общем, № 99 довольно надежный спр-к.

    Там папеньке Альберту приписали (С. 149) дом Почтового вед-ва на Почтамтской ул., 3 (1853). К-но, могли 3 и 4 спутать, но уж как-то слишком... Еще он по № 99 перестраивал дома того же вед-ва и строил переходную галерею Гл. почтамта, но тут уже Почтамтская, 14-16 - Почтамтский пер., 5. (1859-62) Есть еще Почтамтская, 18...

    А энцикл. спр-к 1992 г. на удивление не дал списка лит-ры, как обычно, к этой статье, так что не поймешь, откуда там ноги растут.

    Я бы все же дал данные по № 99, к-но, со ссылкой - пусть Кириков и др. отдуваются :))

  • 7 Ноября 2010, 16:59

    Согласна :)

  • 7 Ноября 2010, 17:04

    Хотя для чистоты эксперимента :)) я бы указал в тексте, что в лит-ре встречается и версия с папенькой (и дать ссылочку мою из энцикл. спр-ка).

  • 7 Ноября 2010, 17:13

    Не сегодня :)

  • 7 Ноября 2010, 17:13

    А кто сказал сегодня?! :))

  • 7 Ноября 2010, 17:19

    Я и частица "не" :)) Алекс, еще вопрос - тоже "на будущее без частицы": нет ли в этом справочнике какой-нибудь инф-ции об арх. Василии Глинке, что указан в статье с сайта?

  • 7 Ноября 2010, 17:37

    Уф - заполз в самые закрома :)) В № 99 и в энциклопед. спр-ке... арх. Глинка не указан вовсе. А я таки залез в № 93 (С. 246) на ул. Союза связи, 7 - Дворец Безбородко (Центр. музей связи им. А.С. Попова).

    Не готов все перепечатать, но по сути так:

    В 1781 году А.А. Безбородко, возглавлявший в числе др. учр. и Почтовый департамент, приобрал 2 кам. дома близ Почтамта - подворье Курского Знаменского моанстыря на углу Выгрузного пер. (ныне пер. Подбельского) и смежный с ним дом "танцовальщика" Топоркова, построенный в 1756 году. Безбородко объединил дома и созад дворец, срав-но скромынй по совему внешнему облику, но влеикоплено отделанный внутри. При перестройке домом были сохранены их стены и частично внутр. план-ка. Чертежи домов утрачены, но ясное представл. о них дает аксонометрч. план Пб. 1760-х гг. (Дан план, сканера нет :))

    Далее описаны интерьеры, приписанные "по чертеж. Кваренги 1780-х".

    В 1829 году здание приобретено было Почт. вед-вом. В 1870-х гг. фасады дворца, решенные в формах рус. клас-зма, получили новую декоративную обработку в характере Ренессанса, знач-но изменившую первонач. облик. От старой композиции сохр-сь центр. портик из 4 гранитных колонн и размещение оконных проемов.

    В № 93 (С. 80, 356) Вас. Ал. Глинка упомянут участием в конкурсе на реконстр-цию здания Сената и в связи с перестройкой (проект 1826) особняка Румянцева на Англ. наб.

  • 7 Ноября 2010, 21:49

    № 108. С. 71.

    Ин-т городской и сельской телефонной связи "НИИТС" научно-исслед., Мин. связи СССР - ул. Союза связи, 7,

    экспериментальные мастерские - ул. Союза связи, 16.

  • 4 Мая 2011, 11:36

    Федеральный памятник:

    Наименование объекта: Дворец,
     Дата постройки: 18 в. сер.; 1783-1795; 1836-1837; 1870, 
     Автор: арх. Кваренги Д.; арх. Кавос А.К.; арх. Любимов Н.А. 
     Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

  • 24 Июля 2011, 10:45

    - Главное управление почт и телеграфов. Почтамтская, 7 (ВПб на 1903. О. 1. Стб. 263)

  • 21 Сентября 2012, 11:56

    2012 г. - Центральный музей связи имени А.С. Попова

               - один из старейших научно-технических музеев мира, основан в 1872 году.

      Уникальную коллекцию музея, посвященную истории развития средств связи, составляют экспонаты по истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения, мобильной, космической и спутниковой связи. В состав музейных фондов входит бесценная для всех филателистов мира Государственная коллекция знаков почтовой оплаты Российской Федерации, а также коллекция артноваций современных художников и мейлартистов. Среди представляемых для обозрения экспонатов можно увидеть, например, и старинные подорожные грамоты, и царские указы, и первый радиоприемник А.С. Попова, и первый гражданский спутник связи «Луч-15». В часы работы музея открыта общедоступная научно-техническая библиотека, функционируют почтовое отделение и интернет-центр.
                                                                                                         ( Ссылка ) - 2012г.

  • 21 Сентября 2012, 12:39

    Дом Курского Знаменского монастыря и

    Дом А. Я. Топоркова

    1756 г. - (?)

    А это как понимать, т.б. в публ. ничего про это нет?

     

    Нет ссылок по старым фото.

  • 30 Июня 2015, 21:53

    1973: МУЗЕИ

    Связи, Центральный им. А. С. Попова — пер. Подбельско­го, 4 ([211]. С.85)

     

    В TopPlan-е2003 инф-ция по этому адресу отсутствует.

     

    TopPlan2009:

    Музей связи центральный им. А.С. Попова - Почтамтский пер., 4

    www.rustelecom-museum.ru
    Примечание: Интерактивный музей.
    Услуги: интернет-кафе, WI-FI точка доступа

  • 6 Марта 2016, 09:22

    В Парадном зале (и соседнем) накануне 1917-го года размещалась церковь Двенадцати Апостолов. Потому он тогда и назывался Церковным. Туда ходил на службу В.Д. Набоков с сыном, будущим писателем.

  • 10 Августа 2017, 22:43

    По воспоминаниям ученика Петришуле 1920-х годов Эдуарда Блейха -
    В 1920-е хранителем государственной коллекции почтовых марок при Музее связи был Пётр Михайлович Извеков. (В заметке М. Глейзера "Первая филателистическая" в газете "Вечерний Ленинград от 1 сентября 1983 года указано, что он был директором Музея Связи.) Через несколько лет после поездки в командировку за рубеж Пётр Михайлович был арестован и расстрелян. Реабилитирован после войны.

  • 9 Ноября 2018, 15:49

    1933 - ОДР (Общество друзей радио), Ленингр. Обл. Совет - пер. Подбельского, 4

    «Ленинград. Путеводитель», ОГИЗ, М.-Л., 1933; т. II, С. 547

  • 24 Октября 2023, 14:04

                В этом доме в 1860-е годы жил архитектор Я. И. Губанов  (Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд Всеобщаая

    адресная книга С-Петербурга 1867-1868.O. III. C. 136 кв. 5). В то время он имел адрес Почтамтская ул. 7, согласно табеля домов С-Петербурга 1889 г. стр.155 нумерация дома не изменялась: новый № 7, старый № 7.

  • 30 Ноября 2023, 21:49

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31949
Готовится: 65
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1338