Публикация
Торговый дом "С. Эсдерс и К. Схейфальс" -
|
Архитекторы: | Липский В. А. Рошефор де К. Н. |
Год постройки: | 1906-1907 |
Стиль: | Модерн |
Фото -
Торговый дом "С. Эсдерс и К. Схейфальс" модерн
наб. р. Мойки, 73 - Гороховая ул., 15
Пам. арх. (регион)
1906-1907 - арх. Липский Владимир Александрович ,
гражд. инж. Де Рошефор (Рошфор) Константин Николаевич
Швейная фабрика им. В. Володарского
Участок на берегу Мойки в первой половине XVIII в. принадлежал В. Я Новосильцеву. В 1746 г. участок был разделен. К этому времени на набережной Мойки уже находился каменный дом.
В середине XVIII в. владение принадлежало вице-президенту Юстиц- коллегии Фридриху фон Бремеру.
В 1778 г. Бремер продал участок придворному портному Крестьяну Федорову (Христиану Фридриху) Поппе. В уплату долгов Поппе его жена Авдотья Федоровна продала дом в 1783 г. продала дом портному «здешнего портного цеха» Карлу Гейдеману. В 1800 г. Гейдеман еще владел домом. Следующим владельцем стал коммерции советник, городской голова Николай Дмитриевич Меншиков, от которого дом перешел к сыну, а затем внуку.
В 1842 г. дом был уже трехэтажным, на полуподвале и было дано разрешение построить балкон. Проект подписал арх. Ф. И. Габерцетель. В 1860 г. в доме статского советника Д. Н. Мен(ь)шикова акад. арх. И. И. Цим проектирует перештукатурку фасадов, во дворе строятся каменные службы. В 1861 г. по проекту арх. А. А. Докушевского был устроен фотопавильон. Фотоателье Иоганна Абрагамсона действовало в доме еще в 1890 г.
С 1870 г. в доме находилась центральная гомеопатическая аптека. А в 1890-х гг. – гомеопатическая лечебница. Одну из квартир снимал врач-гомеопат А. Ф. Флеминг.
С 1906 г. дом заняла фирма «Эсдерс и Схейфальс», которая занималась продажей готового женского и мужского платья. В 1905 г. бельгийский подданный С. Эсдерс и нидерландский подданный Н. Схейфальс подали прошение о разрешении построить пятиэтажное с мансардой здание для их торгового дома на месте дома № 15.
Здание было построено в 1906-1907 г. по проекту архитекторов Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошефора. Основу здания составлял металлический каркас, вес которого достигал 70 000 пудов. Каркас изготовлен заводом Э.Тильманса.
Здание украшает обильный штукатурный декор. Огромные окна и узкие простенки создают четкую геометрию фасада. В трех нижних этажах окна прямоугольные, в четвертом – с полукруглым завершением, в пятом – сдвоенные оконные проемы, в мансардном - окна подковообразной формы. Над окнами четвертого этажа изображены кувшинки, на простенках – спускающиеся от медальонов гирлянды. Фасад со стороны Гороховой улицы завершался невысоким аттиком с именами владельцев. Срезанный угол создает плавный переход от улицы к набережной. Угловая башня с куполом и шпилем утрачена.
В здании разместился универсальный магазин, получивший наименование «Au pont rouge» - «У Красного моста».
(добавил
Открыт 5 марта 1907 г. (
начало 1900-х гг.
Угловой фасад здания
по Гороховой ул., 15
до постройки нового дома
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Е 16190
(добавил
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Е 16190
начало 1900-х гг.
Разборка дома № 73,
угол Гороховой ул., 15.
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Е 5966
(добавил люблюпитер)
Закладка здания
начало 1900-х гг.
Строительство нового дома 73,
угол Гороховой ул., 15.
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Е 5967
(добавил люблюпитер)
Стефан Эсдерс
(1852-1920)
(aupontrouge.ru)
Фасад. 1906 г.
Фото 1909 г.
Фото 1913 г.
1913 г.
Фасад дома № 73/15,
угол Гороховой ул. **
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Ж 4
(добавил люблюпитер)
(добавил
Олег Сыромятников)
(добавил mishaspbru)
1923 г.
(добавил
до 1926 г. **
Вид фасада дома на углу
наб.Мойки, дом №73 и
ул.Комиссаровской, дом №15.
Фото Андреевский
ЦГАКФФД СПб Гр 65308
(добавил люблюпитер)
1926 г.
Фото - Л.Г.Андреевский
ГМИ СПб
(добавил
1926 г.
23 июля 1933
Вид фасада дома №73
на наб.Мойки. **
ЦГАКФФД СПб Гр 55626
(добавил люблюпитер)
1948 г.
Вид с наб.Мойки на Красный мост.
Фото - Львов З
ЦГАКФФД СПб Ар 213972
(добавил люблюпитер)
Фото 1989 г.
(добавил Данелия)
Торговый дом
"С. Эсдерс и
К. Схейфальс"_
Архитектурный
скетч (ArtRi4ik)
(добавил ArtRi4ik
* Вид фасада дома №73 на набережной реки Мойки. Здание швейной фабрики имени Володарского, бывший торговый дом "С. Эсдерс и
К. Схейфальс", архитекторы В.А.Липский, К.Н.де Рошефор, 1906-1907 гг.
** Аннотация: Вид фасада дома №73 на набережной реки Мойки. Здание швейной фабрики имени Володарского,
бывший торговый дом "С. Эсдерс и К. Схейфальс", архитекторы В.А.Липский, К.Н.де Рошефор, 1906-1907 годы.
*** Аннотация: Вид фасада углового дома на углу набережной реки Мойки, дом №73 и улицы Комиссаровской, дом №15.
Здание швейной фабрики (с 1922 года - фабрика имени Володарского). Бывший торговый дом "Эсдерс и Схейфальс"
(архитекторы В.А.Липский, К.Н.де Рошефор, 1906-1907 годы).
1* Аннотация: Вид с набережной реки Мойки на Красный мост (архитектор В.И.Гесте, 1808-1814 гг.)
и фабрику им. Володарского (архитектор В.А.Липский, гражданский инженер К.Н.де Рошефор, 1906-1907 гг.).
Швейная фабрика им. В. Володарского
В 1919 г. здесь начала действовать Центральная швейная фабрика. В 1922 г. ей присвоено имя комиссара по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского, начинавшего свою трудовую деятельность портным.
Согласно постановлению совнархоза Северного района от 23 июля 1919 г. в здании торгового дома бельгийской компании "Эсдерс Схефальс" образована Центральная государственная фабрика производства одежды.
Решением Петросовета от 1 ноября 1922 г. она была переименована в фабрику производства одежды им. В. Володарского, в 1927 г. в швейную фабрику им. В. Володарского.
В сентябре 1928 г. цех пошива дамской одежды фабрики им. В. Володарского был выделен в самостоятельную фабрику "Большевичка".
В 1940 г. фабрика им. Володарского награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В апреле 1964 г. образовано объединение по пошиву мужской верхней одежды им. В. Володарского, в состав которого вошли швейная фабрика им. Володарского (головное предприятие) , № 2, Великолукская, Псковская и Сланцевская. Приказом Министра лёгкой промышленности РСФСР от 16 августа 1966 г. оно переименовано в Ленинградское производственное швейное объединение им. В. Володарского. Приказом Министерства лёгкой промышленности РСФСР от 24 августа 1988 г. реорганизовано в Ленинградское промышленно-торговое объединение им. В. Володарского.
13 апреля 1992 г. зарегистрировано АОЗТ (ныне ЗАО) "Фабрика одежды Санкт-Петербург".
(добавил
Санкт-Петербурга: (путеводитель в 2 т.). СПб., 2001. Т.1. С. 559-560)
В 2010 г. начались работы по восстановлению башни. Обмеров, старинных чертежей не сохранилось, или не нашли. Восстанавливали по картинкам.
Фото -
Фото - Наталия
16.12.2011.
Фото - yuri.sedunov
09.2011.
Фото - lohotron, 09.2011.
Фото - miraru1, 14.10.2012.
Фото - С.Васильев. 2008.
Фото - Наталия,
01.2012.
Фото - Наталия,
04.2015.
Фото - люблюпитер ,
06.2016.
Фото -
miraru1, 10.2013.
Фото - Ладада, 05.2017. .
Фото -
люблюпитер,
06.2019.
В белую ночь.
Фото - люблюпитер, 06.2019.
Фото - Влада, 06.2014.
Фото -
люблюпитер , 06.2016.
Входная дверь.
Фото -
Анчар, 06.2019.
Фото -
Анчар, 06.2019.
Фото - Анчар,
09.2020.
Фото - dmw, 2021.
Фото - dmw, 08.2021.
Фото - Наталия,
11.2023.
Аптека Бахмана центр. Гомеопатическ. по Гор. ул. д. Жадим." (Гор. указатель или Адр. книга ... на 1850. СПб.. 1849. С. 20. Воспроизведено буквально.Несмотря на указание "центр." других гомеопатических не показано.
В Атласе Цылова (тот же 1849) дом Жадимировского показан на углу Гороховой и Б. Морской, т.е. современный 14.
В атласе Цылова все дома по Гороховой в этом квартале имели № 14 и принадлежали Тулубьеву (С. 18).
Тулубьев Афанасий Никитич, действит. ст. сов. Все дома были каменными, угловые по Мойке и Б. Морской в 4 этажа, средний - в 2 (С. 233)
Служил этот Тулубьев в Мин-ве финансов чиновником особых поручений и жил "в Гороховой ул. 1 Адм. ч. у Бол. Морской соб. дом № 14" (Нистрем К. Адрес-календарь спб. жителей. 1844). (
В Адр. кн. на 1896 указано, что дом принадлежал Меньшиковой Марии Андреевне, вдове пот. дв-на, и Алинж Вере Дм., жене поручика. В доме со стороны Гороховой тогда располагались Централ. гомеопат. аптека Анат. Фридр. Флеминга, магазины - галантерейный, велосипедный, дамских шляп, швейных машин, сливочная лавка и, конечно, ренсковый погреб Шитта (О. 1. Стб. 139-140), а со стороны Мойки - зуболечебный кабинет Фомы Игнатьевича Важинского и комиссионерская контора (Стб. 490). (
Есть информация (?) о том, что ателье Абрагамсона существовало в доме с 1861 по 1890. (
Абрагамсон Иоганн - фотограф. - Гороховая, 15 (
Фото - весовщик, 07.2015.
Фото - Lejik, 08.2015.
Вот такой "венский сецессион"
открылся взору в здании.
Фото - весовщик, 08.2015.
Фото -
BABIRA66, 08.2019.
Информация
при входе
Фото - Анчар, 04.2019.
Крышка люка на
мостовой при входе.
Лифт
1-й эт.
1-й эт. Лестница.
Балюстрада 2-го эт.
Лестница
Верхние этажи
Деталь декора
стен
Деталь
декора
стен
Окно
мансардного
этажа.
Светильник.
Фото -
Анчар,
06.2019.
Фото - Nipnip, 03.2022.
Фото - Nipnip, 03.2022.
1973: Производственное объединение им. Володарского, швейное (Мин. легкой пром-сти РСФСР) - наб. р. Мойки, 75/15
([
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7802443000)
Чего же тут конспирологического? На протяжении почти всего 20 века эклектику и модерн ругали последними словами - вот и результат. А панорамы, между прочим, подобные сооружения все-таки портят. В этом смысле красавчик этот - праотец нынешних вторженцев.
Многие считают, что как раз шпиль торгового дома удачно перекликался в панораме со шпилем Адмиралтейства.Это же тонкий шпиль, а не дура аля-газоскреб.:)
Нет ну что вы:)) намного меньше, просто он ближе к земле и от этого кажется больше, оптический эффект:)
А мне кажется, что строительство высотных "доминант" по проспектам вполне входило в идеологию застройки СПб...
согласен, почти на каждом проспект были храмы, а на каменностровском несколько шпилей, сейчас воссоздано 2
Вчера ехала по Гороховой от Загородного, упала в обморок. Впечатление такое, что перспектива улицынахлобучена какой-то кучей непонятной.
Когда подъехали поближе, поняли, в чем дело.. Пропорции купола совершенно несоразмерны пропорциям здания, какая-то чалма с чужой головы, я не говорю уже о несчастном Адмиралтействе, которое съежилось от ужаса. Интересно, что говорят специалисты
Вот-вот. Если бы не особые нормы высотности, существовавшие в Петербурге до революции, они бы такое забабахали, что Адмиралтейство не то что съежилось бы... Во все времена одно и то же.
По поводу норм высотности. Сукновалов в книге "Петроградская Сторона" 50 лет назад писал, что норму "не строить выше Зимнего Дворца" стали игнорировать после 1905 г.
Хотя можно найти и более ранние примеры, наверное.
Насколько знаю после 1905 года стали не игнорировать самовольно, а был издан новый указ, согласно которому здания можно было строить не выше 6 этажей или 11 саженей, высота зданий не должна была привышать ширину улиц. Кстати поэтому после 1905 года так распространились мансарды, постройкой мансард обходили закон о 6 этажах.
И купол не такой уж большой. То, что "съежилось" Адмиралтейство, явное преувеличение.
Во дворах встречаются корпуса на 7 и даже 8 этажей, причем верхний этаж - не мансарда.
Правильно Виктор! я сам живу на 7 этаже дома 1912 г.п. но если смотреть с улицы лицевой дом 6-ти этажный и даже мансарда не видна, а дворовый 7й этаж флигель визуально спрятан. Это тоже пример обмана городских властей. А вот 8 этажи это скорее всего уже передлки мансард в советское время.
Прежде всего следили за соблюдением высотности в лицевых, обращенных к улице, корпусах, это хорошо видно по делопроизв. док-там тех.-стр. ком-та гор. управы руб. 19-20 вв.
Я родилась и выросла в доме 33 на Гороховой. Этой башни никогда не видела. Для меня все это - уродливый новодел. Бедная моя Гороховая. Лучше бы наш дом, да еще бы и 39 отремонтировали. Наш отрезок улицы от канала Грибоедова до Садовой выглядит ужасно...
Все мы, этот изящный купол никогда не видели, но он был и это был авторский замысел. Хочу отметить, что мы не видели еще с десяток куполов на жилых домах, которые увы были утрачены, и достойны восстановления. Данный комплекс восстанавливается на частные средства, то что Гороховая в ужасном состоянии безусловно вина городских властей.
Вот я - за восстановление старых башенок, куполов и шпилей. Они создают городскую среду. А про новые надо оч. сильно думать. Одно время было принято ставить на дом круглую табуретку - ненавижу..)
Ну что же, я не спорю, что это авторский замысел, но ведь авторы разные бывают. Это не аксиома: раз авторская работа, значит хорошая. Стиль модерн мой любимый стиль и я вовсе не придираюсь к факту восстановления авторского замысла, но видвдоль улицы все равно ужасный. А то, что городские власти, усердно ломая Невский, не видят трущоб в самом центре, я с Вами совершенно согласна, это позор
Авторы - архитекторы не последнего ряда, особенно де Рошфор. Ну да о вкусах не спорят, согласен с Вами:)
Еще есть прелестное строение на углу Гороховой и Загородного на месте крошечного скверика, как раз с круглой табуреткой... Тоже между прочим частная инвестиция... Кто-тонас облагодетельствовал... Стиль можно сказать разнообразный, вид наводит тоску...Наверняка авторы хотели угодить заказчику...
Вот это типичный пример отвратительной работы администрации города..
Подрастает поколение детей "спальных районов". Они не знают и не любят нашего города, он им чужой. Еще лет 10, и разговоры о сохранении "дома Дельвига" стихнут сами по себе. Когда это поколение придет к власти, все разговоры о сохранении наследия будут для них допотопной трухой. Если кто-нибудь предложит хорошие деньги, они продадут и Пассаж и Эрмитаж. Как уже сейчас продана банку лестница стиля модерн в Доме книги. В зеркало которой мы смотрелись, спускаясь, десятилетия, и видели, как взрослеем. А теперь можем только через дверь полюбоваться...
Я и сама живу в Купчино, постоянно слышу от соседней молодежи, что в "городе" им не нравится, тесно, сложно ориентироваться. Они с детства привыкли к понятному простору Купчина. В "город" их возили на экскурсии от случая к случаю, как в другую страну. А здесь все родное, друзья, школа. Одна барышня-курьер, выйдя на Невский из метро, звонила мне, как найти Пассаж. Каково? Моя племянница, которой 17 лет вообще раньше думала, что Нева - это озеро. Она искренне не понимает, зачем нам такие просторы, если бедные японцы сидят друг у друга на голове. чего мы жадничаем...Они ведь такое прекрасное "анима" делают, пусть осваивают Сибирь,нам-то она зачем?
А где вы с молодежью общаетесь? А племяннице чего Неву не показывали?
С молодежью общаюсь на работе и по соседству. А племяннице "открыла глаза" на Неву довольно поздно, потому что не подозревала о такой дремучести, мне даже и в голову такое не приходило. А что вы хотите? Ребенок выходит из дому, чтобы сесть в машину, папа отвезет, куда нужно. Приезжает в аэропорт, ее сажают в самолет, через 3 часа испания. Зачем знать, где это? Летчик знает Самое главное, что наша хорошая девочка никак в толк не возмет, зачем ей нужно знать, где на карте Япония. Она там была два раза и ей очень понравилось, а остальное никак не связано с ее ощущениями, поэтому и не интересно. А девочка действительно очень хорошая, не ее вина, что до 15 лет ее никуда одну не отпускали. И сейчас очень много таких подростков. .Вы посмотрите передачу "Безумно красивые" на МУЗ. Фонвизин отдыхает.
Я вот тоже живу в Купчино, естественно много знакомых именно здесь, во Фрунзенском районе, но таких, как у Вас, Татьяна, почти не встречал.
Ну и почему такие же любители Японии и Испании не могут вырасти в центре? Ещё как могут :)
Да Татьяна Вы, к сожалению, правы. Мне одна молодая особа 25 лет!!! выдала перл о том, что картину "Последний день Помпеи" написал Андрей Рублев:)) А это картина христоматийная, всем известная. А одному юноше мне пришлось объяснять, что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот:))) Но многое и от родителей зависит. У меня много друзей, которые живя на окраине, каждые выходные с ребенком в центре, каждые выходные в каком-то музее, и эти дети, я уверен когда вырастут, не будут считать центр Города рухлядью. Да вы посмотрите на организаци ЖГ, там полно ребят до 30 и не все в центре живут. Так что не все потеряно.
Бросьте вы, в городе полно умных и знающих город (и не только) детей.
Я же не говорю конкретно о ваших знакомых, конечно умных и интеллигентных семей очень много. И в Купчино в том числе, не самый плохой район, между прочим. Люди ходят и в театры и на выставки. Я говорю о тенденции. Кроме того что-то я не вижу во власти людей из интеллигентных семей, скорее наоборот. Интеллигентные люди во власть "не ходят"... Вот я с этого и начала - подрастут "кадры" и пойдут во власть, что тогда? И все же надеюсь, что не все потеряно.
Во власти у нас в городе нет ни одного, кто родился бы хотя бы в 1 поколении в Ленинграде-Петербурге.
Вот кстати большевики тем же отличались. Они обрушились на наш город, как орда. Им тут все было чужое и ненавистное. И церкви и башенки, и витражи, и камины на лестницах. Они выросли в другой среде и ценности у них были свои. Зачем это мраморная лестница?...А лепка на потолке кому нужна? У нас другие мечты! А главная - батон колбасы. В моем детстве колбасу покупали с присказкой "двести докторской, порезать", а потом пошло на батоны и докторской, и отдельной, но лучше таллинской. Так нас колбасники и доконали...
Антон я не знаю ни одного, но может быть вы знаете? А ну разьве что Месхиев, и то о его корнях я хорошо осведомлен, моя бабушка дружила с его дедом.
Удивительные рассуждения о большевиках. Их что с др. планеты прислали? Среди большевиков были и те, кто не только учился и служил в Петербурге-Петрограде, но даже и родился в этом городе. А среди тех, кто этих самых большевиков прятал или явки устраивал были и те, кто не в одном поколении были петербуржцы, более того и происхождения дворянского, причем, были и потомственные дворяне. Так что огульно лучше не рассуждать, это всегда позволяет оппонентам найти слабое звено.
Самое главное то, что все эти изменения, что произошли в 1917-м и в последующее время были неслучайны. И громили не только столицу бывшей Империи. Как известно, Москве даже больше досталось с перестройкой именно сов. периода. Да и провинция немало потеряла.
Нет, с ходу не назову, а искать лень.
Но я знаю массу чудесных людей, приехавших в Л-д/СПб учиться в ВУЗе и знающих о городе больше аборигенов.
Ну и наоборот, соответственно.
Плохо, что темп изменился - по кр. мере, медстатистика это очно подвт-ет, равно собеседование со школьниками и студентами, даже самыми-самыми не продвинутыми, а развитыми (это очень разные вещи).
По поводу приезжих. Действ-но наблюдается процесс, обратный привычному в прежние века и десятилетия. Прежде город шлифовал приезжего, а если тот не желал, не мог и т.п., то город его отторгал. Теперь увы...
Я знаю литовца, к-рый приехал в Ленинград учиться (т.е. в Петербург, отпускали его родители именно потому что в Пб!), сложилась у него здесь чудесная семья. Если не знать, что человек приехал, а не родился в Л-де, никогда понять невозможно. Но мужчине этому 70 лет.
"Вот кстати большевики тем же отличались. Они обрушились на наш город, У нас другие мечты! А главная - батон колбасы."
--------------------------------
Что такое "батон колбасы"?!
Это то, что в других местностях, называют палкой. А колбаса действ-но измеряется в батонах.
Я не видел этого здания, ну года полтора уж точно, меня не было в Петербурге, вчера с дитём пошли по Мойке и вижу чудо Au Pont Rouge, здание - ну, новоделом сильно пахнет, естественно, страшное. Вернувшись домой, я сразу забрался в Ваш замечательный citywalls.ru (вы тут коллективно молодцы, слов нет, в хорошем смысле) и нет, я не сдурел, все переделали - на сайте конторы, сотворившей "это" - называется "девелоперская компания" (?) чего-то написано, что шпиль/башенка были "утрачены" в 30-е годы. Я верю написанному тут, а не у них, что в 60-е годы башенку ликвидировали.
Не было здесь гомеопатической аптеки. Они всегда наперечет были. И история их известна.
" колбаса действ-но измеряется в батонах." - прожив в Ленинграде до 18 лет, и после уже в Петербурге, наездами, суммарно года 2, я никогда не слышал выражения "батон колбасы"- то есть для меня это страшный кричащий москвизм.
Не сдурел ли я - посмотрел на форум лингвистов (я бы сказал языковедов) - там это весьма обсуждается, и согласие в том, что батон - регионализм, палка - употребительнее и правильнее
Опять таки, я никогда не слышал сочетания "батон колбасы" в Петербурге.
Естественно, батон, le bâton, значит "палка", но по-французски, я не против того, что бы изъестнятся по-франузски, кстати, но франузы, хоть и заимствовали le knout, все же говорят bâton, а не (la) palka.
По понятным причинам. так как булочные у нас от Франции (от la boule), то палкообразные белый хлеб, ествественно и понятно, в правильным местах и называется просто батоном, без пояснения чего.
Так ведь как раз в Москве говорят булка и смеются над батоном. Мой друг из южных губерний прожил в Петербурге 22 года, но все одно говорит белый хлеб, показывая на батон.
В 1834 году по высочайшему дозволению императора Николая I провизор Федор Яковлевич Бахман открыл 23 августа на Садовой улице Центральную гомеопатическую аптеку. В течение года после открытия ее посетило более 2 тысяч человек — по тем временам довольно много. Из первого, не сохранившегося, здания на Садовой улице аптека переехала на Невский проспект, 50, где находится и сейчас.
В конце XIX века гомеопатических аптек в городе было уже семь. В их числе на Владимирском проспекте, 1-2; Кадетской линии В. О., 13; набережной реки Мойки, 56. Без преувеличения, Петербург стал колыбелью отечественной гомеопатии: здесь были открыты первая гомеопатическая аптека (1834 г.), первая гомеопатическая лечебница (1870 г.) и больница (1898 г.) и общество последователей гомеопатии (1868 г.).
Я сам, вот своими ушами, не слышал словосочетания "батон колбасы" в Петербурге, хотя век живи - век учись, тут получая свидетельство о рождении дочки, в конторе - в советские конторы мне не приходится ходить обычно, уберег Господь, спросили "а кто тут крайний" - я даже не сообразило, что имею барышни в виду "последний".
В академическом толковом словаре русского языка написано -
БАТОН
БАТОН, -а,м. 1. Белый хлеб продолговатой формы. 2. Пищевое изделие округлой и удлинённой формы. II уменьш. батончик, -а, м. Шоколадный б.
------------------------------
Для моего уха "батон колбасы" - необычное сочетание иностранного слова, у которого есть русский близнец (палка) и русского (общеславянского) "колбаса".
В любом случае, я зашел сюда не за палкой колбасы, а посмотреть, что же произошло с зданием, и откуда такая на нем страшная появилась палка.
Алекс, это с сайта
Не пытаясь уличить Ваших знакомых и прочих гомеопатов, отмечу, что взаимосвязи между знанием достоверных, а не мифилогизированных данных и гонениями на гомепатию нет. А в публ. по истории гомеопатии приходилось видеть неточности, т.к. пишут их обычно именно не историки, что приводят к искажению в указании званий, их трактовке, смещении историч. контекста. Впрочем, это общая проблема развития истории любой науки - хоть медицины, хоть физики.
В аптеке на Невком, с прошлой заведующей которой я был знаком, даже копии документов есть. У меня мама тоже работала зав. аптекой - мир тесен, а гомеопатия когда-то была мне интересна как химику.
Чтобы меня не подозревали в ангажировании от аллопатии :)), отмечу, что все мои родные и знакомые давно избегают медикаментозного лечения, рекомендуемого участковыми терапевтами, если есть возм-ть прибегнуть к гомеопатии и гомотоксикологии.
Но закрывая вопрос, просто расскажу, как в начале года пришлось побывать в одном ведомств. музее. Там мне тоже показывали копии док-тов и давали пояснения. Экскурсовод знал, что я ист. по обр-нию, но не знал, что в свое время мне пришлось заниматься этой темой. Действ-но лежали копии, копии со штампами РГИА, напр. Но интерпретация и порядок выкладки - пришлось иммитировать кашель, чтобы человека не обидеть - до того было смешно. Попытки разъяснить неточности, ничего не дали.
Но не адреса же они там меняли на копиях документов?..
Гомеопатия мне осталась непонятна, но я ее принимаю.
Мы же не адреса только обсуждали - Вы указали "хорошо знают свою ИСТОРИЮ".
Я просто хотел сказать, что гонимые тщательнее сохраняют свою историю. Хотя ошибок и легенд абсолютно не исключаю.
Как пример катакомбная церковь и рпц.
"Аптеки. ...
Бахмана центр. Гомеопатическ. по Гор. ул. д. Жадим." (Гор. указатель или Адр. книга ... на 1850. СПб.. 1849. С. 20. Воспроизведено буквально.Несмотря на указание "центр." других гомеопатических не показано.
В Атласе Цылова (тот же 1849) дом Жадимировского показан на углу Гороховой и Б. Морской, т.е. современный 14.
miraru1, merci за комплимент.
В атласе Цылова все дома по Гороховой в этом квартале имели № 14 и принадлежали Тулубьеву (С. 18).
Тулубьев Афанасий Никитич, действит. ст. сов. Все дома были каменными, угловые по Мойке и Б. Морской в 4 этажа, средний - в 2 (С. 233)
Служил этот Тулубьев в Мин-ве финансов чиновником особых поручений и жил "в Гороховой ул. 1 Адм. ч. у Бол. Морской соб. дом № 14" (Нистрем К. Адрес-календарь спб. жителей. 1844).
Это не комплимент, это искреннее уважение.))
Но все равно интересует именно 1834 год.
Насчет 1834 ничем ...
В Адр. кн. на 1896 указано, что дом принадлежал Меньшиковой Марии Андреевне, вдове пот. дв-на, и Алинж Вере Дм., жене поручика. В доме со стороны Гороховой тогда располагались Централ. гомеопат. аптека Анат. Фридр. Флеминга, магазины - галантерейный, велосипедный, дамских шляп, швейных машин, сливочная лавка и, конечно, ренсковый погреб Шитта (О. 1. Стб. 139-140), а со стороны Мойки - зуболечебный кабинет Фомы Игнатьевича Важинского и комиссионерская контора (Стб. 490).
Абрагамсон Иоганн (Гороховая, 15) - фотограф. Источник:
Снежана, к сожалению, без указания дат такие сведения почти теряют смысл, только если как направление к дальнейшему самостоятельному поиску.
Во "Всеобщей адр. книге СПб" 1867-68 есть сведения о том, что Абрагамсон Иоган (так) Николаевъ (так) был владельцем фотографии и занимал здесь квартиру № 2 (с. 3).
Спасибо, Лиз, опередили - я уже и ранее отмеч., что такие доп. вызывают чувства сожаления, что автор старался, и инф-ция пустая.
Ребята мы с товарищем обошли все окна медью на этом шпиле. Фирма <акме-дек> кинула нас на 80000 рублей.Вот так
Izvenjajus shto nepishu normalnimi russkimi bukvami, no mne takoi vapros nesovsem svjazannii s daniem a imenno odezdoi togo vremenji. Mozet kto znaet, est lji kakoe to cennost u Zimnego palto etoi shveinoi fabrikoi "ленинградское производственное швейное объединение им. володарского".
Prosto u moei zini otca doma lezit palto etoi fabriki s 1975 goda proizvodstva vsemi birkami- vobshim novii ne polzovanni tolko vot emu uze 37 let a on kak novii;)
Eslji shto znaete, pishite na rcikuls@inbox.lv
«Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». — Лениздат, 1973 (С.193):
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (ФИРМЫ)
им. Володарского, швейное (Мин. легкой пром-сти РСФСР) — 190000, наб. р. Мойки, 75/15, тел. 11-64-08
сегодня осознал, что граф де Рошефор, как истинный француз в этом здании находился под впечатлением
знаментого парижского универмага Samaritaine 1901 г., бывшего одним из главных произведений французского АрНуво
парижский универмаг по-прежнему стоит на своем месте, но вся арнувошная его декорация фасада была варварски уничтожена еще до войны
компплекс наконец-то открылся, внутри его структура и оформление также подражают парижскому орининалу Samaritaine
фото см. публ.
Уважаемый Весовщик. Нет тут прямого подражания. Просто научно-технический прогресс привел к тому, что при строительстве зданий стали применять металлический каркас. Это позволило делать огромные окна на всю высоту здания, просторные атриумы и т.п. В этом плане универмаг Самаритен так же вторичен как и работа де Рошефора и Липского. Если порыться в интернете можно найти первое каркасное здание. Я полагаю, что это магазин "Старая Англия" в Брюсселе. Или Хрустальный дворец 1854 г.п.
В отдельке интерьеров тоже нет сходства. Самаритен оформлен в стиле франко-бельгийского модерна. Де Рошефор и Липский обратились к более сдержанным формам венско-немецкого модерна.
Вот как выглядит универмаги Тица в Германии. В основе тот же мателлический каркас.
В Москве в 1908 году открылось здание магазина "Мюр и Мерилиз", где тоже был использован металлический каркас, выполненный по проекту инженера Шухова. То есть Р.Клейн подражал, в свою очередь, Петербургским зодчим?:)
тем не менее, сходство пространствепнного решения интерьера очевидно: прямоугольный атриум ,освещенный характерной формы стеклянным куполом, галлереи на этажах с решетками, акцент на роль лестниц в атриуме
то же и в экстерьере. особенно эти надписи на фасаде, да и форма башни, навес над входом
такого близкого сходства ни с другими парижскими гран- магазинами, ни с берлинскими, ни с дюссельдорфским арх Ольбриха , ни с лондонскими не наблюдается
Ответ на "тем не менее, сходство пространствепнного решения " от весовщик
Извините, но это все ненаучные предположения:) Прямых доказательств нет. Еще раз повторю, что такой тип зданий тогда был весьма распространен. Только в Петербурге их два:) Дом Гвардейского экономического общества решен по той же схеме.
а все наши дискуссии идут не в сфере точных наук, у нас нет аппарата логического доказательства теорем как в математике или натурных экспериментов как в физике. Доля субъективизма очень велика, все базируется на точном глазе эксперта.
чтобы придать дискуссии логичность, позволю себе поставить 2 вопроса.
1. Можно ли привести другое сооружение универсального магазина, построенного к 1907 году, где имеется бОльшее число общих черт с объектом чем парижский Самаритянин ?
2. Или мы согласны с обратной крайней позицией - граф де Рошефор построил уникальное не имеющее в прошлом аналогов сооружение ?
моя точка зрения заявлена.. безусловно это бельгийское здание, упомянутое вами, тоже было среди источников его вдохновения. С Веной согласиться не могу - много ли вы видели в Венском Сецессионе примеров мотива удара бича? Немецкое влияние - да, но так в Германии прошла карьера столпа бельгийского ар-нуво Ван-ден-Вельде...
Ответ на "а все наши дискуссии идут не в сфере точных наук, " от весовщик
Так с этого и надо было начинать.:) это Ваше мнение. А вы начали с утверждения, позвольте процитирую: "граф де Рошефор, как истинный француз в этом здании находился под впечатлением
знаментого парижского универмага Samaritaine 1901 г., бывшего одним из главных произведений французского АрНуво"
Если это Ваше личное мнение, то оно безусловно имеет право на жизнь, как и любое другое.
История архитектуры это тоже точная наука. Доказательством, как вариант, могут быть воспоминания или статьи в Зодчем самого де Рошефора или Липского, где они указывали бы на источник своего вдохновения.
Отвечая на ваши вопросы, в то время строительство таких универмагов было мейнстримом. Естественно они в чем-то похожи. Каркасная структура, стиль модерн (в разных его вариантах), торговые галереи, атриумы. Сооружение в Петербурге не уникально, но ни отделкой интерьеров, ни экстерьером русские архитекторы не копировали 1 в 1 Самаритен. Возможно брали какие-то идеи. Кстати франко-бельгийский модерн был более популярен в Москве, в Петербурге предпочитали более сдержанный немецко-австрийский или северный. (Это не только мое мнение, так считает известный искусствовед Нащокина)
Кстати, насчет истинного француза тоже спорно.:)) Французом был его отец, его мать (вероятно) и жена были русскими. Константин Николаевич был православным по вероисповеданию.
вот такой "венский сецессион" открылся взору в здании
фото см. публ.
оригинальная решетка внутренней лестницы - имхо одна из лучших решеток нового стиля вообще во всем городе
ну уж если мой сарказм о "венском сецессионе" от газетчиков вошел в подпись под фото в публикации, то пожалуйста уточните, что решетка лестницы выполнена в духе бельгийского архитектора АрНуво Ван-дер-Вельде
1918, 16 июля - ВСНХ РСФСР, Петроградская контрольно-хозяйственная комиссия Горно-Металлургичекого отдела
Ответ на "http://clubs.ya.ru/4611686018427406772/replies.xml" от Liz
В адресной книге Яблонского за 1892 год есть фотография Абрагамсона И.Н. по Гороховой,15
Не знаю, какое официальное название сейчас носит магазин, но видела рекламу на автобусе: "Универмаг у Красного моста".
Ответ на "Не знаю, какое официальное название сейчас носит м" от Наталия
Так и есть.
Собственно это историческое название есть и на восстановленной ленточной надписи на фасаде.
Ответ на "Не знаю, какое официальное название сейчас носит м" от Наталия
Au pont rouge
Две шутки.
В сентябре прошлого года впервые увидел новоотреставрированный
Торговый дом "С. Эсдерс и К. Схейфальс" во всей красе, с башенкой ит.д. И так неудачно увидел - шел по Гороховой, посматривал время от времени на на Адмиралтейство и вдруг, слева ...Первая мысль была, что это какая-то неуместная шутка, или кино снимают...
Конечно, все понятно. "...А то чем же я хуже ихнего венецианского дожа! А шесть этажей ты мне все-таки выведи..." (Цитата из Достоевского по памяти). Хорошо. Была сделана ошибка в свое время. (Наверное, в печати того времени есть оценки). А сейчас так бы и оставить.
И все- таки остается впечатление, что это нелепая, глупая шутка. Да, бегали люди и от новопостроенной Эйфелевой башни (кажется, Альфред де Виньи). Но башня эта на отшибе, издалека - вроде ничего.
А теперь о другой шутке.
Здание напротив. Доходный дом А. Жуэна на Мойке. Все сделал архитектор, что требовали. И этажность, и размер. А на фронтоне какие-то гигантские путти- переростки, прикрытые наискосок виноградными гроздьями размером в небольшое окно. Даже немного смешно. Но пропорции, в общем, логичные, глаз ничто не режет, просто декор вызывает улыбку.. Я думаю, это шутка архитектора. (которую заказчик, может быть, и не понял). Но ведь не на Дворцовой площади это здание...
А не вернуть двух конюхов с битюгами на бывшее здание Германского посольства ?
в совецкое время зданию были нанесены два основных ущерба - снос знаменитой башни со шпилем и стеклянного ренессансного купола над атриумом. Представляется, что в сознании современников эти два вандализма слились в один.
Мне думается, что второй, с куполом, был действительно совершен где-то в 1960-х из-за протечек в атриум, ясное дело из-за наплевательского отношения руководства социалистической фабрики к "наследию царизма" и отсутствия необходимых ремонтов.
А вот первый, снос металлической конструкции башни, никакого отношения к протечкам иметь не мог и был совершен во все те же зловещие костриковские времена. Те 1930-1934 гг.
Маловероятно, чтобы директорат фабрики при этом совещался с какими-то краеведами по поводу якобы некоего эстетического ущерба, который башня наносила восприятию шпиля Адмиралтейства, это все обычные комми-отмазки для оправдания своих преступлений. Дело было в той самой демонстрируемой ненависти костриковско-сталинских выдвиженцев ко всем материальным остаткам проклятого буржуазного потребительства на ввереной им территории со средствами производства. Которые теперь навечно "принадлежат пpолетариату"
Ответ на "ЦГАКФФД СПбШифр: Гр 55626 Аннотация: Вид фасада до" от люблюпитер
сомневаюсь что леса в июле 1933 поставлены для реставрации металлической конструкции,
скорее всего для разборки башни
Эта фотография из "Вконтакте" представлена в странном, произвольно обрезанном виде. Вот как она выглядит на самом деле:
Фотография Л.Г.Андреевского, 1926. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-322 ф (
А вот как купол выглядит сегодня. Фото с крыши:
см. публ.
Кстати, неплохая историческая справка на сайте универмага -
(видео на верхних этажах и в куполе).
Ермолов Александр Сергеевич. С.-Петербург, Мойка, д. № 73.
// Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати / сост. М. Я. Параделов. - Москва : Антиквар. кн. отд-ние при магазине древностей и редкостей М. Я. Параделова, [1904]. – С. 39.
Думается, протечки были, что бы теперь ни говорили, последней причиной уничтожения купола. Можно подумать, у нас мало что протекало и протекает. Снесены были практически все куполы и башенки на больших улицах. которые попадали в панорамы основных видов на башню Адмиралтейства и колокольню Петропавловского собора.