Публикация
Дом Ф. В. Кранкенгагена. Здание типолитографии Е. Тиле
|
Архитекторы: | Бруни А. А. |
Год постройки: | 1900 |
Стиль: | Кирпичный |
Фото -
Дом Ф. В. Кранкенгагена - Здание типолитографии Е. Тиле кирпичный модерн (Кириков)
Государственный керамический институт
наб. Адмиралтейского канала, 17
1900 - арх. (АХ) Бруни Александр Александрович ([
Единое домовладение с
Вид на наб Адмиралтейского
канала. 1900-е гг.
Шелаева Е.П.Православный Петербург
и окрестности в фотографиях конца XIX
- нач. ХХ века. СПб. Лики России.2011
(добавил Мышь)
Справочная книга о
лицах СПб купечества
на 1900. С. 650.
(добавил miraru1)
Список фабрик и заводов
Российской Империи. 1912 г.
(добавил miraru1)
«Вечерний Ленинград»
№295(2765) от
14.12.1954 г.(С.4)
(добавил
2022. Фрагмент схемы РГИС.
(добавил V_Malyj)
Фото - Наталия, 2009.
Фото - Anastas
2008 г.
Фото - люблюпитер , 11.2016.
Фото - Влада, 05.2021.
Фото - V_Malyj, 17.01.2022.
Фото -
люблюпитер, 07.2022.
В 1916 г. был создан отдел глиняных материалов КЕПС. Первоначально он существовал, как Подкомиссия КЕПС для выработки мер по подъему керамической промышленности России. Подкомиссия занималась организацией всестороннего изучения русских месторождений глин и разработкой вопроса о создании специального научно-исследовательского центра. С 1918 г. Подкомиссия, преобразованная в отдел глиняных материалов, приступила к разработке проекта исследовательского Керамического института. Вопрос о создании Керамического института был согласован А. Е. Ферсманом с Наркомпросом в 20-х числах мая 1918 г. Ученый секретарь доложил записку Отдела глиняных материалов о необходимости сохранения и поддержания государственных Фарфорового и Стеклянного заводов и о необходимости создания при них Испытательного керамического института.
3 июня 1918 г. были представлены на одобрение проект устава и сметы Керамического института. Согласно этому проекта «институт является самостоятельным научно-техническим учреждением, работающим в области керамики, стекольного и цементного дела». Задачи института - исследование сырья и его месторождений, производство исследовательских работ по химии силикатов и физико-химическое исследование глин, изучение заводских процессов и усовершенствование методов производства, кроме того институт должен был осуществлять научно-техническую экспертизу и популяризировать специальные знания путем организации лекций. Институт разделялся на четыре отдела: Керамический, Минералогический, Химический и Физический. Проект устава пролежал в вышестоящих инстанциях до осени и в ноябре 1918 г был возвращен на доработку, в частности для согласования с уставами других, существующих в настоящее время учреждений, сходных по типу с Керамическим институтом.
Устав перерабатывался несколько раз не только для того, чтобы привести его в соответствие с уставами других институтов, но главным образом из-за того, что его задачи и структура согласовывались с заинтересованными ведомствами. Вопрос был решен в пользу Наркомпроса, т.к. в его ведении находился Фарфоровый завод, на базе которого создавался Керамический институт.
18 апреля 1919 г. положение о Керамическом институте утверждено коллегией Наркомпроса . 24 мая 1919 г. директором института был утвержден П. А. Земятченский, заведующими отделами - В. И. Искюль, И. В. Гребенщиков, В. В. Юргасов.
Согласно положению между Керамическим институтом и
Институт находился на территории
Работа института с самого его основания пошла по линии установления тесной связи с промышленностью. Исследования сырья и месторождений проводились как по своей инициативе, так и по заданиям трестов и предприятий.
С момента создания Ленинградского завода оптического стекла институт находится с ним в тесной рабочей связи. Для завода были изготовлены плиты для отжига стекла, закупавшиеся исключительно за границей Совместно с заводом институт провел обширное исследование в области производства стеклоплавильных горшков. Для электровакуумного завода треста слабого тока выработана керамическая масса для особых пробочек для впайки в рентгеновские трубки и указан способ использования пластических масс для этих пробочек. По предложению завода “Красная Заря”, выработаны составы цветных опаловых стекол, предназначенных для телефонных коммутаторов в замен получавшихся до сих пор шведских линз. Разработан рецепт ювелирных эмалей и поставлено их производство в мастерских института. Ведутся работы по постановке в СССР производства графитных тиглей из алиберовских графитов. До сих пор тигли изготовлялись исключительно из цейлонских графитов. Институт разработал рецепты тигельных масс, из которых сделал пробные тигли больших размеров, переданные на испытание заводу “Красный Выборжец”. Изыскивая новые методы производства и способы изготовления новой продукции, институт в своих мастерских наладил, впервые в СССР, производство ряда предметов. Изготовляются различных сортов и оттенков эмали, ювелирные и технические, зубоврачебные цементы, трубки для термопар и реостатов и т. д. Все эти производства в дальнейшем будут переданы заводам. По заказам отдельных предприятий институт изготовлял предметы, необходимые им в данный момент, но получить которые они не могли по тем или иным причинам - тигли, муфеля, шамотные части электрических печей, специальные цилиндры для эманации радия и пр.
В январе 1925 г. в связи с переходом Фарфорового завода из ведения Наркомпроса в ведение ВСНХ, ЭКОСО РСФСР был поднят вопрос о передаче в ВСНХ и Керамического института . 2 марта 1925 г. совет Керамического института обратился в Академию наук с просьбой поддержать его ходатайство об оставлении института в ведении Наркомпроса. Просьба была поддержана, Керамический институт остался в ведении Наркомпроса.
Справочник «Весь Ленинград на 1926 г. (С. 72) еще указывает адрес института пр. с. Володарского, 3/2 и сообщает: при институте находятся лаборатории химическая и минералогическая, библиотека, музей, шатер с плавильными печами, мастерские и редакция журналов «Керамика и стекло» и «Труды института». Но очевидно в 1926 г. было принято решение о передаче Керамического института в ведение ВСНХ. Весь Ленинград на 1927 г. (С.74) уже указывает адрес Государственного керамического исследовательского института по каналу Крунштейна (б. Адмиралтейский), 17. Институт функционирует на основании постановления коллегии Наркомпроса 18 марта 1919 г. и положения, утвержденного президиумом ВСНХ от 03.06.1926 г. Институт находится в ведении Научно-технического управления ВСНХ и имеет своей задачей всестороннее исследование сырых материалов и их месторождений, контрольное испытание готовых продуктов керамической и стекольной промышленности, критическое исследование существующих методов и орудий производства и изыскания в направлении усовершенствования их, выработку новых оригинальных типов керамических изделий, выполнение всякого рода научных работ по химии и минералогии силикатов, теоретическое исследование с физико-механической стороны материалов глиняной и стекольной промышленности и изучение природы явлений, имеющих место в заводских процессах.
Ученый совет – председатель Земятченский П. А., зам. Тищенко В. Е., ученый секретарь Варгин В. В., члены: Вернадский В. И., Ферсман А. Е., Егоров А. И., Качалов Н. Н., Лысин Л. С., Пономарев И. Ф., Швецов Б. С., Юрганов В. В. Имеются отделы: Научный отд. (зав. Земятченский П. А.), керамический отдел, подотдел абразивных изделий, стекольно-эмальевый отдел, отдел высоких температур, химический отдел, физико-механический отдел, общий отдел, музей и библиотека. При институте находятся лаборатории : опытно-производственная зубоврачебного цемента, опытно-производственная эмалей.
К 1940 г. институт становится проектным: Государственный научно-исследовательский проектный керамический институт (ГИКИ), канал Круштейна, 17. Функции: проектная и научно-исследовательская работа в области фарфоро-фаянсовой промышленности. Экспериментальные фарфоро-фаянсовые мастерские. (Весь Л-д на 1940 г. С. 285).
(Организация науки в первые годы Советской власти (1917-1925 гг.) Сборник документов Издательство «Наука» ЛО 1968 г.С.150-158
Статья проф. С. Курбатова в Торгово-Промышленной газете 6-7 ноября 1927 г. № 255/56(1690/91) istmat.info; добавил:
В начале 1950-х гг. при ГИКИ был организован Опытный завод. см.
На основании постановления коллегии Наркомата просвещения РСФСР от 18 марта 1919 г. создан Государственный керамический институт. Название с 1921 г. - Государственный керамический исследовательский институт, с 1965 года - Государственный научно-исследовательский и проектный институт керамической промышленности (ГИКИ). Институт находился в ведении: Наркомата просвещения РСФСР (1919-1926), ВСНХ СССР (1926-1932), Наркомата легкой промышленности СССР (1932-1934), Наркомата местной промышленности РСФСР (1934-1946), Министерства местной промышленности РСФСР (1946-1958), Госплана РСФСР (1958-1960), ВСНХ РСФСР (1960-1963), Госкомитета по промышленности строительных материалов при Госстрое СССР (1964 1965), Министерства легкой промышленности СССР (1965-1968). Основные направления деятельности: исследования и разработки в области сырья, промежуточных продуктов и готовой продукции, технологии и оборудования стекольной и керамической промышленности. В настоящее время - Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт фарфорово-фаянсовой промышленности» (ОАО «НИИ фарфорово-фаянсовой промышленности»). (spbarchives.ru)
По сведениям ФНС ОАО "Научно-исследовательский институт фарфоро-фаянсовой промышленности" прекратило деятельность 01.04.2011 (
Встревоженный тигр 1950-е гг.
Автор: Борис Воробьев
ГИКИ , в последствии ЛЗФИ
По щучьему веленью
ЛЗФИ ОЭЗ ЛОЗ
1960-е гг.
ВПб на 1923 г.
С. 42
Весь Л-д
на 1925 г. С.82
Весь Л-д
на 1927 г.
С 74
Весь Л-д
на 1939 С. 228
Вид со двора
Фото - Риэлтор, 06.2022.
Чертежи дома на участке, принадлежавшем Мясоедовой, Н.В.Смирнову, Ф.Кранкенгагену, Г.Г.Елисееву по наб.Адмиралтейского канала,17 Начальный год:1833 Конечный год:1911
(ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 8 добавил:
1913: Васильев Николай Васильевич, гр. инж., худ. арх. наб. Адмиралтейского канала, 17. Соб. е.и.в. канц.
по учр. имп-цы Марии; Строит. соборн. мечети (ВПб на 1913. О. III. С. 99).
1927: Гос. керамический исследовательский институт - Кан. Крунштейна (б. Адмиралтейский), 17 (Весь Л-д на 1927 С.74)
1928: Государственный керамический исследовательский институт, кан. Крунштейна, 17. (Весь Л-д на 1928 С. 94-95)
Отдельно по тому же адресу: постройка лаборатории ([
1933: ГИКИ (Гос. исслед. керамический институт) - кан. Круштейна, 17, Осн. 1919. ("Ленинград", Путеводитель, т.II, ОГИЗ, 1933, С. 527)
1939: Керамический научно-исследовательский проектный институт, Кан. Круштейна, 17 (Весь Л-д на 1939 г. С. 228)
1940: Государственный научно-исследовательский проектный керамический институт (ГИКИ) - кан. Круштейна, 17 (Весь Ленинград на 1940, С. 285
1965: Ин-т керамический Гос. комитета по промышленности строит. метариалов при Госстрое СССР - кан. Крунштейна, 17
1973: Государственный научно-исследовательский институт керамической промышленности (ГИКИ), кан. Круштейна, 17.
([
1978: Научно-исследовательский институт керамической промышленности (ГИКИ), наб. кан. Круштейна, 17.
(Список абонентов ЛГТС-1978, с. 95)
1982, 1988: Научно-исследовательский институт фарфоро-фаянсовой промышленности (ВНИИФ), наб. кан. Круштейна, 17.
(«Список абонентов ЛГТС-1982", с. 94), ([
1988: Спортивная школа по водному поло и прыжкам в воду СК ЛОС ДФСО профсоюзов - наб. кан. Круштейна, 17
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (5).
Все снимки -
фасадная парадная
Вторая входная
дверь парадной
Дверь квартиры
Все фото - Виктор М
13.11.2010
Фото - Елена, 04.2015.
Нет ссылок.
В № 108 (С. 66-83) нет ин-та с таким названием, равно как ни один из указ. ин-тов (филиалов и отд.) не указан с назв. адресом.
Гос. научно-исслед. и проектный керамический институт - кан. Круштейна, 17 ("Ленинград", Путеводитель, 1940, стр. 387)
ГИКИ (Гос. исслед. керамический институт) - кан. Круштейна, 17, т.2-17-83. Осн. 1919. ("Ленинград", Путеводитель, т.II, ОГИЗ, 1933, стр. 527)
Да, действ-но есть - тут страничка надорвана, адрес подстерся:
№ 108. С. 72.
Ин-т керамический Гос. комитета по промышленности строит. метариалов при Госстрое СССР - кан. Крунштейна, 17 (цитатно!).
Алекс, канал Круштейна! ссылка:
не убеждает - тогда:
Карл Яковлевич Круштейн (1887–1921) – эстонский революционер, участник Гражданской войны, с 1919 года работал комиссаром Главного гидрографического управления, затем комиссаром Главного управления мореплавания. 3 ноября 1921 года был убит эсером-террористом на набережной Адмиралтейского канала.
4 октября 1991 года Адмиралтейскому каналу вернули историческое название. Отсюда:
Я сейчас стану обижаться :)) Это мне, спец-ту по 1917-20-м гг., спасибочки. А внимательно почитать - я же спец-но для не знающих о моем образовании приписал - цитатно!
Круштейна во вполне официальных справочниках писали через "н".
1928: Гос. исследовательский керамический институт, кан. Крунштейна, 17. Отдельно по тому же адресу: постройка лаборатории (124. С.126)
И все же -
- Пермский гос.архив новейшей истории - Книга памяти жертв полит.репрессий.- Карл Яковлевич Круштейн
Государственный исследовательский керамический институт.
Организовал в 1919 г. П. А.Земятченский. С 1980 г. до 1992 г. – ВНИИ фарфоро-фаянсовой промышленности. (Ленинград). С 1992 г. – НИИ фарфоро-фаянсовой промышленности. (Петербург).
Васильев Николай Васильевич, гр. инж., худ. арх. наб. Адмиралтейского канала, 17. Соб. е.и.в. канц. по учр. имп-цы Марии; Строит. соборн. мечети (ВПб на 1913. О. 3. С. 99).
Бруни А. А. Здание типолитографии Е. Тиле. Наб. Адмиралтейского канала, 17. 1900 (99. С. 59).
И ничего про Кранкенгагена, который в ВПб на 1901 показан владельцем дома и типолитографии, при этом совладельцем того и другого был С. П. Голенищев.
Справочная книга о лицах СПб купечества на 1900. С. 650.
Те же сведения в книге на 1899 год. С. 768.
В книгах на 1898 (с. 355), 1897 (с. 367), 1890 (с. 361), 1889 (с. 375), Голенищева нет - типография принадлежит одному Кранкенгагену и находится на Благовещенской площади, 5 (или 3-5), в доме жительства.
В книге на 1888 Кранкенгаген отсутствует (в купцах он числится с 1888).
Если бы не Амбургер, была бы проблема с сопоставлением имен: Фридрих Теодор Иоганн, Федор Васильевич, Иоганн.
Собственно, кроме вариантов имени и принадлежности к купечеству там указаны владения: велосипеды - общество "Триумф+Рекорд", Е. Тиле - конторские книги и типография, Общество СПб вагонной фабрики.
Даны ссылки на источники: St. Petersburger evangelisches Sonntags-Blatt, Весь Петербург и Вся Россия.
Ответ на "А сейчас в доме проживают гастарбайтеры" от Наталия
Самозахват или новый тип жилья - выпало, как эти дома для мигрантов назвали официально?
Не слышала, чтобы гастарбайтеры занимались самозахватом. Они, в основном, довольно робкие в социальном плане. Ими заселяются обычно расселенные дома или какие-то помещения, находящиеся в ведении ЖЭКов - полуподвалы и т.п. Откуда иначе тепло, вода и т.п.? Все они исправно платят - вопрос кому. Не далее как неделю назад наблюдала захватывающую историю их исхода с Б. Подьяческой.
В районе Галерной их живет очень много, целые дома. Там на улице редко когда встретишь аборигенов, в основном гости с юга.
1988: Спортивная школа по водному поло и прыжкам в воду СК ЛОС ДФСО профсоюзов — наб. кан. Круштейна, 17
Ответ на "1988: Спортивная школа по водному поло и прыжкам в воду" от Александр ОТ
Прыгали в канал Круштейна. Там же занимались водным поло. А где тогда был НИИ фарфоро-фаянсовой промышленности? И как здесь хватало места ещё и на квартиры?
Может, какой бассейн есть во дворе?
Участок глубокий (извините невольный каламбур), построек внутри должно было быть порядочно. Но действительно странно. Насчет бассейна внутри сомнительно. Это было бы, думаю, известно. Перед революцией участок, сквозной, принадлежал Пропперу, как и соседний, 15-й, тоже сквозной.
Подскажите, пожалуйста, вот эти вот большие кованные украшения на фасаде в виде цветов - это кронштейны для флага или просто украшения? Да, рядом есть маленькие маловыразительные кронштейны в форме завитка, но они ввобще кажутся лишними. Скорее всего это некая самодеятельность, что бы было проще флаги вставлять. Против этой версии говорит тот, факт, что обычно в таких случаях монтируют на стены совсем уж простые кронштейна - трубка и всё. Хотя всё может быть.
Ответ на "Подскажите, пожалуйста, вот эти вот большие кованн" от 2dar
Да это флагодержатели. в позднесоветское время к стенам просто лепили трубки, как вы, верно, подметили. завитки рядом, это флагодержатели 1930х-50х годов.
Другой адрес участка - Галерная, 42. Там на доме и буковка "К" есть - для Кранкенгагена строился.
...
Промышленное назначение дома Кранкенгагена на набережной Адмиралтейского канала, 17, выдает его краснокирпичный фасад. В 1900 году здание построил Александр Бруни для типолитографии и школы печатного дела Кранкенгагена. С тех пор фасад здания почти не претерпел изменений. В XX веке перестроили мансарду, разбили типографские залы на мелкие помещения и разобрали все камины и печи.
Эти переделки слишком значительны, а фасад — типичен для архитектуры «кирпичного стиля» первой половины XX века, считает эксперт Виталий Трушковский. Для подкрепления позиции он ссылается на профессора Владимира Лисовского, уже предлагавшего исключить дом из числа памятников в 2004 году: «Лицевой фасад решен в утяжеленных формах «кирпичного стиля», являющегося к моменту возведения дома анахронизмом, не представляет интереса с художественной точки зрения».
Александр Кононов считает иначе: «Вне зависимости от сохранности исторических интерьеров, дом Кранкенгагена имеет все права на то, чтобы являться памятником. Это не рядовая застройка».
Закавыка в том, что в законе нет четких определений, какой фасад считать выдающимся, а какой до этой планки не дотягивает. «Большинство экспертиз Трушковского базируется на его личных предпочтениях – он считает тот или иной дом типичным. По закону это возможно, но если мы возьмем текущую практику, в большинстве случаев эксперт с уважением относится к мнению предыдущих исследователей, которые этот дом поставили под охрану», – объясняет координатор «Живого города» Дмитрий Литвинов...
ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 8
Чертежи дома на участке, принадлежавшем Мясоедовой, Н.В.Смирнову, Ф.Кранкенгагену, Г.Г.Елисееву по наб.Адмиралтейского канала,17
Начальный год:1833
Конечный год:1911
1973: Государственный научно-исследовательский институт керамической промышленности (ГИКИ), кан. Круштейна, 17. ([211], с.125).
1978: Научно-исследовательский институт керамической промышленности (ГИКИ), наб. кан. Круштейна, 17. («Список абонентов ЛГТС-1978", с. 95).
1982, 1988: Научно-исследовательский институт фарфоро-фаянсовой промышленности (ВНИИФ), наб. кан. Круштейна, 17. («Список абонентов ЛГТС-1982", с. 94), ([125], с. 178).
Остался скорее всего печальный вопрос -что произошло с ВНИИФом? Поисковик на эту аббревиатуру выдает совсем другой институт.
Ответ на "Остался скорее всего печальный вопрос -что произош" от Наталия
По сведениям ФНС ОАО "Научно-исследовательский институт фарфоро-фаянсовой промышленности" прекратило деятельность 01.04.2011
Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга. Фонд Р-194 Ленинградский Государственный научно-исследовательский и проектный институт керамической промышленности Министерства легкой промышленности СССР
Справочная информация
Сокращённое название: ЛГНИИПИК
Начальный год: 1919
Конечный год: 1968
Историческая справка: На основании постановления коллегии Наркомата просвещения РСФСР от 18 марта 1919 г. создан Государственный керамический институт. Название с 1921 года - Государственный керамический исследовательский институт, с 1965 года – Государственный научно-исследовательский и проектный институт керамической промышленности (ГИКИ).
Институт находился в ведении: Наркомата просвещения РСФСР (1919-1926), ВСНХ СССР (1926-1932), Наркомата легкой промышленности СССР (1932-1934), Наркомата местной промышленности РСФСР (1934-1946), Министерства местной промышленности РСФСР (1946-1958), Госплана РСФСР (1958-1960), ВСНХ РСФСР (1960-1963), Госкомитета по промышленности строительных материалов при Госстрое СССР (1964-1965), Министерства легкой промышленности СССР (1965-1968).
Основные направления деятельности: исследования и разработки в области сырья, промежуточных продуктов и готовой продукции, технологии и оборудования стекольной и керамической промышленности.
В настоящее время – Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт фарфорово-фаянсовой промышленности» (ОАО «НИИ фарфорово-фаянсовой промышленности»).
Спасибо. Мне налоговая почему-то ничего не выдала...
А вот на эти справки spbarchives.ru очень хочется пошипеть, хоть она и помещена в публикацию. Мне нравилось начинать разборы с этой справки - фактически план поисков, но это еще пару лет назад, а сейчас впечатление. что тут куски удалены. Со справочниками не вяжется - проектным он был еще в 1939-1940, а в 1965 отдали Госстрою.
Раньше в этой справке была вся история переименований, а теперь, увы...
Ответ на "Спасибо. Мне налоговая почему-то ничего не выдала." от Наталия
В налоговой смотрите тут
TopPlan2003:
- Фонд развития физкультуры и спорта среди детей, общественная организация - Адмиралтейского канала наб. (быв. Круштейна канала наб.), 17
- ООО "Тетрис" - Адмиралтейского канала наб. (быв. Круштейна канала наб.), 17
Примечание: внутренние инженерные сети
Ин-т занимал и соседнее здание под №15.
1986: ДСО "Буревестник", студенческое - наб.кан.Круштейна, 17 ([212]. С.272)
..."Еще три дома в реестр объектов культурного наследия решили не включать. Как рассказал Кононов, ими оказались, в том числе, дом Ф.В. Кранкенгагена (Адмиралтейский канал, 17) и дом В.В. Веретенниковой (Английский пр., 3). «Три голоса против двух поддержали отрицательный вывод экспертизы. Однако судьбу этих домов еще можно оспорить на пленарном заседании Совета по сохранению культурного наследия, тем более что Ассоциация экспертов под председательством Михаила Мильчика тоже выступает против этого заключения», – отметил зампред ВООПИиК."
В подтитуле: кирпичный модерн (Кириков). Неужели у Кирикова так и написано?
Ответ на "В подтитуле: кирпичный модерн (Кириков)." от Liz
У Кирикова в каталоге "Модерн в застройке Петербурга" этого здания просто нет. И это очевидно.
Ответ на "У Кирикова в каталоге "Модерн в застройке Петербур" от Алексей von Fricken
Вот именно. Спасибо.
Tеперь на набережной Адмиралтейского канала откроется арт-кластер «КиноТВ».
«В ближайших планах — реконструкция здания и создание нового арт-пространства для поддержки и популяризации отечественного кинематографа. В арт-кластере планируется открыть лекторий, кинозал, организовать площадку для проведения кинофестивалей, творческих встреч, выставок и творческих лабораторий», — сообщают о своих планах новые владельцы здания.
Сейчас в здании идут ремонт и реконструкция. Проект планируют реализовать к 2025 году.
Ответ на "У Кирикова в каталоге "Модерн в застройке Петербурга" этого здания просто нет. И это очевидно " от Алексей von Fricken
В подтитуле: кирпичный модерн (Кириков)
Можно игнорировать мнение Кирикова, но зачем же выставлять его в таком дурацком свете.
В 1930 - 90 гг в этом здании размещался НИИ фарфоро - фаянсовой промышленности