Комплекс построек Гальванопластического заведения герцога Лейхтенбергского - кирпичный
1844-1846 - арх. Руска Ф.И.
Сухопутная таможня -
Табачной фабрики им. Урицкого . Филиал (Склад) -
Бизнес-центр "Партнер"
Комплекс включает два производственных корпуса и каменную ограду.
3-й (северный) корпус, снесённый в период между 1966 и 1970.
Фрагмент карты 1913 г.
Фрагмент плана 1932 г. (добавил Александр ОТ)
В 1844 г. Максимилиан Лейхтенбергский, при ближайшем участии Б. С. Якоби открыл "Гальванопластическое, литейное и художественной бронзы механическое заведение" - один из первых гальванических заводов в России. Специализировалось предприятие в области т.н. художественной гальванопластики - изготовлении барельефов и статуй
В 1847 г. в заведении имелось три ванны для золочения: две - вмещавшие по 1400 л цианистого электролита, и одна – на 2700 л. Источниками тока служили гальванические элементы, сконструированные самим М. Лейхтенбергским.
Гальванопластическим способом с применением медно-чеканной техники были выполнены статуи, гирлянды цветов и плоды, фигуры апостолов и ангелов, барельефы и головки херувимов для Исаакиевского собора, статуи и барельефы Эрмитажа и Зимнего дворца.В заведении гальванотехническим методом покрывали золотом медные листы для куполов храма Христа Спасителя в Москве.
Постройки завода включали в себя трех протяженных корпуса, выходящие торцевыми фасадами на Старо-Петергофский проспект, на территории находились железопрокатная мастерская, котельная, газгольдер, чугунолитейная, модельная, кузница. Рядом располагалась заводская слобода. После смерти герцога Лейхтенбергского в 1852 г. ? завод перешел во владение общества российских железных дорог, два корпуса были приспособлены для нужд Санкт-Петербургской сухопутной таможни.
Главное общество российских железных дорог было основано только в 1857 г. (anchurian)
В советское время это был филиал Табачной фабрики Урицкого. (Виктор М)
На планах 1945, 1955, 1959, 1962, 1965 гг. показан ещё 3-й (северный) корпус, снесённый в период между 1966 и 1970 гг. На плане 1988 г. пояснит.надпись "скл.фабрики им.Урицкого". (Александр ОТ)
В настоящее время сохранились два корпуса Гальванопластического заведения, которые были надстроены в 1930-е гг. и каменный забор с воротами.
Сейчас в этих зданиях располагается Бизнес-центр "Партнер" (на первых этажах склады, 2-й и выше этажи - офисы). Одно время (видимо, уже в СССР) здания использовались как табачные склады, т.к. сейчас у зданий категория повышенной пожароопасности из-за остатков табачной пыли. (Andy_Panda)
В советское время это был филиал табачной фабрики Урицкого. В 1985-1987 детьми мы проникали на территорию с ж.д.. Вдоль двух больших корпусов лежали тюки с листовым болгарским табаком. Некоторые его воровали и курили. В деревянном складе у ж.д., что проходит по границе районов (мы забирались туда через крышу и спускались вниз по коробкам) лежали бобины с красной лентой, которой запечатывали пачки, а также коробки для блоков сигарет "Петровские". На территории был сторож с ружьем, которое стреляло солью. Мой одноклассник (9-10 лет) получил такой заряд соли в задницу за воровство табака. Также на территории можно было найти бумажные листы, которые должны были превратиться в пачки для сигарет "Комета", "Пегас", "Лайка". Этими бумажками дети заваливали прилегающие дворы и даже терр. завода на Ивана Черных, 16, куда тоже проникали с ж.д. (Виктор М)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (347)
9 комментариев 4862 просмотра
Добавил: Наталия, 11 Марта 2009, 19:38 Редактировано: 20 Декабря 2022, 20:33
<a href='https://www.citywalls.ru/house4700.html' target='_blank'>Гальванопластическ завод герцога Лейхтенбергского -Сухопутная таможня - Табачная фабрика Урицкого. Склад - БЦ "Партнер" на Citywalls.ru</a>
Одним из сотрудников СПб сухопутной таможни был человек по фамилии Каттани - Каттани Платон Платонович, коллежский асессор, помощник пакгаузного надзирателя (ВПб на 1910).
>После смерти герцога Лейхтенбергского в 1852 г. завод перешел во >владение общества российских железных дорог, два корпуса были >приспособлены для нужд Санкт-Петербургской сухопутной >таможни.
Информация, мягко говоря, неточная. Главное общество российских железных дорог было основано только в 1857 году, поэтому такого в принципе быть не могло. За пять лет после смерти герцога тут сменились еще два управляющих и предприятие выполнило множество заказов. А потом уже пришел барон Александр Штиглиц с коллегами, при котором гальваническое производство оказалось непрофильным.
Сейчас в этих зданиях располагается бизнес-центр "Партнер" (на первых этажах склады, 2-й и выше этажи - офисы). Насколько мне известно, в одно время (видимо, уже в СССР) здания использовались как табачные склады, т.к. сейчас у зданий категория повышенной пожароопасности из-за остатков табачной пыли.
"Касаясь вопроса о развитіи машиностроенія, во второй четверти Нашего столтія, нельзя не отнестись съ чувствами благоговйной памяти къ горячей дятельности на этомъ поприщ покойнаго Герцога Максимиліана Лейхтенбергскаго, который, при своемъ гальванопластическомъ заведеніи, близь Нарвской заставы, гд нын помщается сухопутная таможня, устроилъ въ 1848 году обширный Механическій заводъ для изготовленія разнаго рода машинъ и въ 1853 году, при сооруженіи Варшавской желзной дороги, приступилъ также и къ постройк паровозовъ... Заводъ Герцога Лейхтенбергскаго усплъ, изъ заказа на 100 паровозовъ, изготовить только 17 паровозовъ, потому что въ 1859 г. съ передачею постройки Варшавской желзной дороги Главному Обществу россійскихъ желзныхъ дорогъ, это общество, чтобы избавиться отъ контракта, купило заводъ и затмъ уничтожило его, найдя, въ виду личныхъ разсчетовъ строителей, боле выгоднымъ выписать весь подвижной составъ изъ заграницы. Бронзовое отдленіе завода было продано гг. Генке, Плеске и Моранъ, мельxiоровое-С.-Петербургскому металлическому заводу, желзо-прокатное отдленіе поступило въ аренду г. Левашеву, механическое отдленіе послужило для первоначальнаго основанія ремонтныхъ мастерскихъ Варшавской желзной дороги и, наконецъ, вс свободныя зданія завода переданы таможенному вдомству, которое устроило въ нихъ склады для С.-Петербургской сухопутной таможни.
Такъ былъ стертъ съ лица русской земли самый лучшій машиностроительный заводъ, владвшій самыми усовершенствованными станками и обставленный хорошими техническими силами! Французамъ, которые были призваны къ построенію желзныхъ дорогъ въ Россіи, безъ сомннія, не могли быть дороги интересы нашего отечества, а, напротивъ, гораздо выше этихъ интересовъ ставились ими свои личныя выгоды. Уничтоженіе завода Герцога Лейхтенбергскаго представляетъ только одинъ изъ примровъ той системы, которой вообще держатся иностранцы для всевозможнаго воспрепятствованія развитію національныхъ силъ, могущихъ впослдствіи сдлать ненужными ихъ услуги." Цит. по Оригиналу: Историко - статистический обзор промышленности России, 1886 г., СПб. т. 2, Группа IХ. МАШИНЫ, АППАРАТЫ И ЭКИПАЖИ, стр. 14-15.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Просто забавная информация.
Одним из сотрудников СПб сухопутной таможни был человек по фамилии Каттани - Каттани Платон Платонович, коллежский асессор, помощник пакгаузного надзирателя (ВПб на 1910).