Военно-морская академия РККА им. К. Е. Ворошилова (1931 - 1938)
Военно-морская академия РКВМФ им. К. Е. Ворошилова (1938 - 1944)
Военно-морская ордена Ленина академия им. К. Е. Ворошилова (1944 - 1960)
Гидрографическое управление Военно-Морских Сил (СССР) (1946-1956)
Управление начальника Гидрографической службы ВМФ (1956-1967)
Гидрографическое управление Министерства обороны СССР (1967-1972)
Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР (ГУНиО МО) (1972-1992)
Главное управление навигации и океанографии (ГУНиО) МО РФ
Участок в 1791-1795 гг. принадлежал вице-адмиралу И. А. Повалишину, члену Адмиралтейств-коллегии, а в 1860-1900 гг. - вице-адмиралу Я. И. Куприянову и его наследникам. Затем участок отошел к Морскому ведомству.
В 1905-1907 гг. арх. М. Х. Дубинский построил монументальное здание Морской академии в стиле неоклассицизма.
Цоколь облицован красным гангутским гранитом, фасад - талькохлоритовым камнем. Аллегорические скульптуры выполнены по проекту скульпторов М. Я. Харламова и Н. П. Ясинского.
План дворового места Я.И. и А.И. Куприяновых. (добавил V_Malyj)
План здания Морской академии, намеченного к постройке в 1902 г. РГА ВМФ. Фонд 417, оп.1, ед. хр.2457, лист 30.
Старая открытка.
1913. Здание Николаевской морской академии. Фото - К.К.Булла. (Фотоальбом "Военная столица Российской империи") (добавил V_Malyj)
1* План дворового места г.г. Я. И. и А. И. Куприяновых, Васильевской части, I участка по 11 линии по № 8. (РГА ВМФ. Фонд 417, опись 1, ед. хр. 2457, лист 19) (V_Malyj)
2* Линия 11-я ВО дом №8. Вид части фасада Военно-Морской Академии РККА им. Ворошилова. 1935 г.
Вот описание архивного дела с чертежами дома 8 по 11 линии (из электронного каталога Архивного комитета:
Чертежи дома на участке, принадлежавшем Качуриной, Я. И. Куприянову по 11-й линии В.О., 8.Начальная дата: 1840. Конечная дата: 1884.Количество листов: 19 ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 1763
Издание 1854 года показывает владелицей дома, тогда № 5, Качурину, о ней самой сведений нет (Путеводитель: 60000 адресов из С.-Петербурга. С. 29. Паг. 3-я). В 1862 домом уже владеет Куприянов (Н. Цылов. Описание улиц С.-Петербурга и фамилии домовладельцев к 1863 году. С. 187).
Всеобщая адресная книга 1867-1868 гг. показывает, что капитан-лейтенант Яков Иванович Куприянов проживал тогда по адресу: Эртелев пер., 1, кв. 11 (С. 264).
Я. И. Куприянов был известной фигурой. У него довольно экзотическое место рождения - Ново-Архангельск, это нынешняя Ситка на Аляске. Родился он в 1836 г., когда отец его Иван Антонович Куприянов, капитан 1 ранга, был правителем Русской Америки. После окончания Морского кадетского корпуса служил на Амуре, в Петербург был переведен в начале 1860-х гг. Жил ли он сколько-нибудь в собственном доме в 1870-1880-х гг. узнать неоткуда, если только из архивных дел по закладу дома, если таковые были. Адресные книги 1890-1900-х гг. показывают его живущим на Спасской ул. (Рылеева), 1. Вряд ли он и раньше жил тут и вот почему.
Адресные книги 1890-х проясняют дело с гостиницей "Любек", хотя существовала тут гостиница, возможно, без названия, и раньше. Адресные книги 1890-х показывают, что управлял домом и владел в нем гостиницей купец 2-й гильдии Вильгельм Руберт. Купеческие книги, как водится, сообщают разные подробности. В. Руберт платил гильдейские повинности с 1886 г., в первый раз он появляется в купеческой книге 1887 г., где сообщается, что ему 32 года, он прусский подданный, лютеранского вероисповедания, жительствует по 11 линии в доме 8, где содержит ресторан (С.72). Начиная со следующего выпуска 1888 г., купеческие книги называли уже не ресторан, а гостиницу (С. 490). В последний раз В. Руберт показан в купеческой книге 1900 г. (С.601). А в ВПб на 1901 арендатором дома показан Василий Игнатьевич Тепляков. Гостиница же больше не упоминалась.
Я. И. Куприянов умер в 1906 г., но дом 8 показан принадлежащим Морскому ведомству уже, как минимум, в ВПб на 1904 (на 1903 не смотрела, на 1902 владелец еще Куприянов). (Добавил: Liz)
История создания и развития Военно-морской академии.
1) Офицерский класс (1827 - 1862) при Морском кадетском корпусе.
29 января (10 февраля по новому стилю) 1827 г., на основе предложения контр-адмирала И. Ф. Крузенштерна (на тот момент инспектора классов в Морском корпусе) по решению императора Николая I был открыт Офицерский класс, который разместился в здании Морского кадетского корпуса .
2) Академический курс морских наук (1862 - 1877).
7 августа 1862 г. по решению Александра II Офицерский класс был преобразован Академический курс морских наук, который также размещался в здании Морского кадетского корпуса.
3) Николаевская морская академия (1877 - 1917).
28 января 1877 г. (в день 50-летия образования Офицерского класса) Академический курс морских наук рескриптом Александра II был переименован в Николаевскую морскую академию. До 1907 г. Николаевская морская академия, по-прежнему, размещалась в здании Морского кадетского корпуса. В 1907 г. для Николаевской морской академии было построено специальное здание на 11-й линии ВО, которое соответствовало возросшим потребностям обеспечения учебного процесса.
4) После февральской революции академия стала именоваться Морская академия (1917 - 1922).
5) В феврале 1922 г. академия получила наименование Военно-морская академия РККФ (1922 - 1931).
6) 4 февраля 1931 г. Приказом РВС СССР Военно-морской академии было присвоено наименование Военно-морская академия РККА им. К. Е. Ворошилова (1931 - 1938).
7) 15 января 1938 г. академии было присвоено наименование Военно-морская академия РКВМФ им. К. Е. Ворошилова (1938 - 1944). Все это время вплоть до 1941 г. ВМА размещалась в здании бывшей Николаевской морской академии. После начала Великой Отечественной войны в конце июля 1941 г. Наркомом ВМФ было принято решение о передислокации Военно-морской академии в г. Астрахань. В августе 1942 г. в связи с быстрым приближением фронта к Волге по распоряжению заместителя Наркома ВМФ ВМА была передислоцирована в г.Самарканд.
8) Военно-морская ордена Ленина академия им. К. Е. Ворошилова (1944 - 1960). 1 апреля 1944 г. ВМА была награждена орденом Ленина и стала именоваться Военно-морская ордена Ленина академия им. К. Е. Ворошилова. В период с августа по декабрь 1944 г. в соответствии с решением Наркома ВМФ ВМА была перебазирована (реэвакуирована) из Самарканда в Ленинград - в здание на 11 линии ВО
9) В 1959 г. правительством было принято решение о слиянии командной (ВМА) и инженерной (ВМАКВ) академий в единую Военно-морскую академию и в 1960 г. была образована Военно-морская ордена Ленина академия (ВМОЛА) (1960 - 1968), которая разместилась в здании на Ушаковской набережной. А в здании на 11-й линии ВО, 8, разместилось Управление начальника Гидрографической службы ВМФ...
(Пыж В.В. Военно-морская академия на службе Отечеству. М.: Можайск-Терра, 2001. добавил: V_Malyj)
При Морском кадетском корпусе в 1820-х гг. были выделены офицерские курсы. В 1862 г. при директоре контр-адмирале В. А. Римском-Корсакове они стали называться Академическим курсом морских наук. А в 1877 г. были преобразованы в Николаевскую военно-морскую академию. Она разместилась в этом доме. В 1910 г. в Академии было 4 отделения: военно-морское, гидрографическое, механическое и кораблестроительное.
Фото - Наталия. 2008.
Гидрографическое управление Военно-Морских Сил (СССР) (1946-1956). Затем было переименовано в Управление начальника Гидрографической службы ВМФ (1956-1967). С момента его нахождения по адресу: 11-я линия ВО, 8 (1960), она так и называлась до 1967 г. В дальнейшем были еще два переименования: Гидрографическое управление Министерства обороны СССР (1967-1972), Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР (ГУНиО МО) (1972-1992). С 1992 г. - Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ (ГУНиО МО) В нашей стране ответственность за поддержание навигационной безопасности общего мореплавания возложена на Министерство Обороны РФ (Главное управление навигации и океанографии (ГУНиО) МО РФ). ГУНиО МО РФ традиционно находится в Санкт-Петербурге. Главным управлением навигации и океанографии издаются морские карты и руководства для плавания. Главное управление навигации и океанографии осуществляет руководство созданием средств навигации и океанографии и оснащение ими кораблей Военно-Морского Флота и судов других ведомств страны, организует эксплуатацию и ремонт этих средств. В ведении Гидрографической службы находится около 10000 объектов навигационного оборудования (маяки, знаки, буи, радионавигационные системы и др.). ГУНиО МО является официальным представителем Российской Федерации в Международной гидрографической организации и Международной ассоциации маячных служб, а также осуществляет международное сотрудничество в области мореплавания и изучения Мирового океана с Международной морской организацией, Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО и целым рядом других международных организаций.
Гидрографическая служба ВМФ. Гидрографическая служба МО РФ предназначена для решения задач по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и топогеодезическому обеспечению сил ВМФ и других видов Вооруженных Сил Российской Федерации в океанских стратегических районах и морских зонах. Также в сфере ответственности Гидрографической службы ВМФ находятся задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению морской деятельности Российской Федерации во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей и экономической зонах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. Органом управления Гидрографической службы ВМФ является Управление навигации и океанографии МО РФ.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (549)
<a href='https://www.citywalls.ru/house442.html' target='_blank'>Николаевская морская академия - Военно-морская академия им. К. Е. Ворошилова -ГУ навигации и океанографии МО на Citywalls.ru</a>
Добрый день! Есть некоторая информация: в 1917 - ? годах в здании размещалсяся и Учебный отряд подводного плавания. После эвакуации из Ревеля. Кто-то может подтвердить, либо опровергнуть? С уважением М.Х.Галеев
Сейчас здесь находится Гидрографическое и Картографическое управления Военно-морских сил России.
Военно-морских сил России нет, есть, например, ВМС (Военно-морские силы) США, Великобритании, Франции, Тукрции и т.д.. У нас был ВМФ (Военно-Морской Флот) СССР, сейчас есть ВМФ РФ - Военно-Морской Флот Российской Федерации.
При Морском кадетском корпусе в 1820-х гг. были выделены офицерские курсы.
Офицерский класс. А точнее "Высший Офицерский класс при Морском корпусе"
Т.о. фраза звучит так: 28 января 1827 года император Николай I учредил Высший Офицерский класс при Морском корпусе.
28 января 1877 года в результате длительных обсуждений вопроса реформирования системы подготовки руководящих кадров флота и по случаю 50-летия образования Офицерского класса, Академический курс морских наук рескриптом Александра II был переименован в Николаевскую морскую академию.
Источник: "...Быть...мореходных хитростно наук учению": коллективная монография. Часть1./ Под общей редакцией А.А.Римашевского. - Спб.: Вунц ВМФ "Военно-морская академия", 2011. сс. 117-217.
Там же: В 1907 году была окончена постройка специального здания академии на 11-линии Васильевского острова в Петербурге, которое соответствовало возросшим потребностям обеспечения учебного процесса (позднее здесь размещалось Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР и Российской Федерации). Академия получила удобные аудитории, оборудованные лаборатории и кабинеты.
В титуле: сначала идет Николаевская морская академия, а затем Военно-морская академия (т.е. надо поменять местами, т.к. здание изначально строилось для Николаевской...), а потом ГУНИО (Главное управление навигации и океанографии)
Всё правильно, сейчас там находится УНиО, хотя табличка осталась старой - ГУНиО МО РФ. Интересно, а где же до 1907 года обучались (в каком здании) слушатели Николаевской морской академии?
Издание 1854 года показывает владелицей дома, тогда № 5, Качурину, о ней самой сведений нет (Путеводитель: 60000 адресов из С.-Петербурга. С. 29. Паг. 3-я). В 1862 домом уже владеет Куприянов (Н. Цылов. Описание улиц С.-Петербурга и фамилии домовладельцев к 1863 году. С. 187).
Всеобщая адресная книга 1867-1868 гг. показывает, что капитан-лейтенант Яков Иванович Куприянов проживал тогда по адресу: Эртелев пер., 1, кв. 11 (С. 264).
Я.И. Куприянов был известной фигурой. У него довольно экзотическое место рождения - Ново-Архангельск, это нынешняя Ситка на Аляске. Родился он в 1836 году, когда отец его Иван Антонович Куприянов, капитан 1 ранга, был правителем Русской Америки. После окончания Морского кадетского корпуса служил на Амуре, в Петербург был переведен в начале 1860-х годов. Жил ли он сколько-нибудь в собственном доме в 1870-1880-х годах, узнать неоткуда, если только из архивных дел по закладу дома, если таковые были. Адресные книги 1890-1900-х годов показывают его живущим на Спасской ул. (Рылеева), 1. Вряд ли он и раньше жил тут и вот почему.
Адресные книги 1890-х проясняют дело с гостиницей "Любек", хотя существовала тут гостиница, возможно, без названия, и раньше. Адресные книги 1890-х показывают, что управлял домом и владел в нем гостиницей купец 2-й гильдии Вильгельм Руберт. Купеческие книги, как водится, сообщают разные подробности. В. Руберт платил гильдейские повинности с 1886 года, в первый раз он появляется в купеческой книге 1887 года, где сообщается, что ему 32 года, он прусский подданный, лютеранского вероисповедания, жительствует ппо 11 линии в доме 8, где содержит ресторан ( https://dlib.rsl.ru/viewer/01003836980#?page=491 ). Начиная со следующего выпуска 1888 года, купеческие книги называли уже не ресторан, а гостиницу ( https://dlib.rsl.ru/viewer/01003836979#?page=511 ). В последний раз В. Руберт показан в купеческой книге 1900 года ( https://dlib.rsl.ru/viewer/01003836967#?page=605 ). А в ВПб на 1901 арендатором дома показан Василий Игнатьевич Тепляков. Гостиница же больше не упоминалась.
Я.И. Куприянов умер в 1906 году, но дом 8 показан принадлежащим Морскому ведомству уже, как минимум, в ВПб на 1904 (на 1903 не смотрела, на 1902 владелец еще Куприянов).
30 сентября (1941) я был вызван в Смольный к А. А. Жданову, который предложил мне занять должность командира Ленинградской военно-морской базы, на что я согласился.
1 октября (1941) рано утром я прибыл в штаб морской обороны (Ленинграда), он помещался в старом здании нашей морской академии на Васильевском острове. Вскоре с начальником штаба морской обороны В. А. Петровским мы отправились в штаб фронта.
Пантелеев Ю. А. (нач.штаба Балтфлота, команд.мор.обороной Лен-да и Озерного района, ком. Лен. ВМБ)
Сборник "ОБОРОНАЛЕНИНГРАДА, 1941-1944, Воспоминания и дневники участников", стр. 154.
По-видимому, идея о постройке отдельного здания для Николаевской Морской Академии (по адресу 11-я линия, дом 8) родилась в декабре 1901 г. в канун празднования ее 75-летия (28 января по ст.ст. 1902 г.).
В Докладной записке начальника Николаевской Морской Академии контр-адмирала Доможирова Александра Михайловича «О подготовке к 75-летнему юбилею Николаевской морской академии» на имя Управляющего Морским Министерством вице-адмирала Тыртова Павла Петровича, от 04 декабря 1901 г., в частности есть такой абзац
РГА ВМФ. Фонд 417, опись 1, ед. хр. 2457, лист 3.
Отношение Начальника Николаевской Морской Академии и Директора Морского Кадетского Корпуса в Главный Морской Штаб от 24 декабря 1901 г
В приложении к рапорту Производителя работ в Морском Кадетском Корпусе Начальнику Николаевской Морской Академии от 18 декабря 1901 г. приведен План дворового места г.г. Я.И. и А.И. Куприяновых, Васильевской части, I участка по 11 линии под № 8.
Надо заметить, что проект здания академии 1901-1902 гг. заметно отличается от реализованного позднее, таким образом, его надо воспринимать, как не реализованный.
Инициировав постройку специального здания в дни подготовки к 75-летию Офицерского класса (будущей Николаевской морской академии), военно-морская общественность получила отказ на выделение средств на юбилей вообще (рукописный документ из ГМШ в адрес начальника НМА).
За тем последовала Русско-японская война 1904-1905 гг., какие-либо масштабные планы были отложены. Но как раз уроки неудачной для нас войны стали толчком для серьёзных реформ в Морском ведомстве, в т. ч. это коснулось и академии.
Среди лейт-мотивов реформ - демократизация флота. Так, например, в Морской корпус стали принимать не только дворян, но и представителей других сословий, важным остался только образовательный ценз. Хотя внутри сообщества кадетов и более старших гардемаринов социальное расслоение до некоторой степени сохранилось.
Академия, как и Морской корпус, была реформирована. На мой взгляд, демократизация в обществе в какой-то степени наложила отпечаток и на планировку нового здания. Она стала более просторной. Обратите внимание, проект 1901-1902 гг. несколько "казематный". В реализованном проекте проходные коридоры и рекреации, куда имели доступ и преподаватели и слушатели, т. е. стало больше "общественных мест".
Нам неплохо известно, как выглядела академия до войны, в 1939-1940 гг., и ещё лучше известно, как она выглядела в 1960 г., накануне очередного сокращения и переезда командного факультета на Ушаковскую набережную. Вплоть до того, какие предметы мебели и интерьера были тогда, и что сохранилось в нынешней академии даже с дореволюционных времён. Кстати, на некоторых из них ещё имеются шильдики с ятями.
Стоит заметить, что изначально здание академии строилось на участке, принадлежавшем Куприянову, и южный флигель, перпендикулярный 11-й линии, оставался за Морским корпусом. Академия в 1930-е гг. очень сильно разрослась и не помещалась в собственном здании. Насколько я могу судить, переход из академии во флигель находился между 2-м и 3-м этажами. Логично, что этот флигель академики со всеми удобствами и прибрали к рукам. Как мне подсказывает интуиция, именно поэтому адрес ВМА стал д. 6-8, поскольку флигель был кусочком участка 8. Документов, правда, не видела, но думаю так.
Известно также, что в 1960-е гг. у академии имелось ещё одно, более старинное здание, полагаю, постройки 19 века. Но пока я его не опознала, к сожалению. Было оно где-то поблизости, наверно, а есть ли сейчас - это вопрос.
Почти десять лет минуло, как я окончил это старейшее учебное заведение русского флота. В памяти остался блеск меди на массивных тяжелых дверях, белоснежная мраморная лестница с традиционной красной дорожкой, а у входа — неизменный старик швейцар Юревич, начавший свою матросскую службу еще на парусных кораблях. В вестибюле академии можно было встретить тогда старых балтийских моряков К. И. Душенова, Н. А. Бологова, С. П. Ставицкого, Н. Б. Павловича и других флагманов эпохи гражданской войны, ставших маститыми учеными и флотоводцами.
Сейчас поблекли краски. В вестибюле стало тихо и пусто. Незнакомый матрос с автоматом на груди внимательно проверил в дверях мои документы.
Иду по безлюдным лестницам и коридорам. Классы открыты, не заперты и книжные шкафы — все ценное из них давно вывезено. Большие окна всюду заложены кирпичом, и некогда светлые высокие аудитории теперь кажутся низкими и мрачными.
Матроса Юревича, нашего старого вахтера, я все же встретил в одном из коридоров. В поношенном морском бушлате он подметал класс, что-то благодушно про себя бормоча. Мы встретились, как добрые знакомые, потолковали о делах военных. Вряд ли старик мог меня помнить, но когда я назвал год окончания мною академии, он приветливо улыбнулся и медленно, точно и впрямь вспоминая, тихим тонким голоском ответил:
— А как же, голубчик, помню, помню вас… Вы кончали академию при… — И тут Юревич назвал фамилию бывшего в то время начальника академии.
Старому матросу было уже 93 года, но он еще долго не покидал свой трудовой пост и трагически погиб вскоре после того, как в академии отпраздновали его столетний юбилей.
Штаб морской обороны Ленинграда - (МОЛ) расположился в подвалах академии. Здесь на КП находились оперативные дежурные и управление артиллерией флота и береговой обороны.
В неуютной узкой комнате, выходившей окном во двор, меня радушно встретил мой предшественник Ф. И. Челпанов, получивший уже новое назначение.
Старейший моряк Флота - Юревич Иосиф Иванович (1850-1950 г.г.). Сто лет жизни, из них 89 во Флоте.
"... Морская служба Иосифа Ивановича Юревича началась в год отмены крепостного права, в 1861 году. Он поступил тогда юнгой на парусную шхуну «Генерал-адмирал Чичагов». Восемьдесят девять лет служит во флоте И. И. Юревич. Он плавал и на ледоколе «Ермак», и на подводной лодке, и на других судах.
К 75-летию со дня Победы и к 170-летию со дня рождения ветерана
Старший научный сотрудник исторического отдела
ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
Галина Эдуардовна Вабищевич
У каждого моряка в запасе есть множество историй, в реальность которых бывает трудно поверить, но на поверку оказывается – это чистая правда. Вот одна из них. Среди документов сотрудников Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова, работавших там во Время Великой Отечественной войны, обнаружился наградной лист от 1945 г. с представлением к ордену Трудового Красного Знамени человека, у которого в графе «дата рождения» был указан 1850‑й год. Этот человек – Иосиф Иванович Юревич. Как выяснилось позже [1], свой 100-летний юбилей он также встретил на трудовом посту, имея к тому времени общий стаж службы в отечественном Военно-Морском Флоте – 86 лет!
Иосиф Юревич родился 11 мая 1850 г. в одном из сельских местечек Россиенского уезда Ковенской губернии, в то время входившей в состав Российской Империи (ныне Расейнский район Каунасского уезда Литвы). Его родители были выходцами из бедных литовских крестьян, отец, Иван Казимирович Юревич, работал лесником у местного помещика. Учиться в школе Иосифу не довелось, так бы он и прожил свою жизнь в деревне, если бы не случай.
В 1862 г., в двенадцатилетнем возрасте, вместе с сельчанами мальчик отправился на заработки поближе к столице – Санкт-Петербургу. Работа нашлась в Кронштадтском порту, так Иосиф Юревич стал воспитанником Военно-морского флота – юнгой. Сначала он на кораблях Балтийского флота чинил морякам обувь. Однако природная сообразительность, выдержка и трудолюбие вскоре позволили юноше освоить настоящую морскую службу и стать подручным корабельного боцмана. На флоте он самостоятельно выучился читать и писать на русском языке, и, хотя был литовцем по происхождению, но родным языком считал русский.
[1] В основу настоящего очерка положены материалы из личного дела И. И. Юревича в Архиве Военно-Морского Флота (ЦАМО РФ (Архив ВМФ)).
В 1871 г. Иосифа Юревича призвали на действительную военно-морскую службу, и он матросом отправился в своё первое плавание на боевом корабле «Адмирал Чичагов». Двухбашенный броненосный фрегат «Адмирал Чичагов» строился в 1866–1868 гг., затем до 1870 г. проходил бронирование и вооружение в Кронштадте. Фрегат являлся одним из первых броненосных кораблей российского флота, имел толщину брони от 25,4 мм на палубе до 178 мм на некоторых участках борта, водоизмещение 3505 т, развивал максимальную скорость до 10,47 узлов. Корабль приводила в движение двухцилиндровая паровая машина мощностью около 2000 л. с., в то же время «Адмирал Чичагов» имел парусное снаряжение и был оборудован тремя мачтами. Экипаж фрегата состоял из 261 человек.
В дальнейшем матрос Юревич служил на «промерном» судне «Днепр», которым командовал капитан 1-го ранга А. Н. Чеглоков. Колёсный пароход «Днепр» был приписан к Кронштадтскому порту, и на нём выполнялись работы в интересах гидрографической службы порта. Отслужив 7 лет, в 1878 г. Иосиф Юревич остался на сверхсрочную помощником рулевого. В 1881 г. его перевели рулевым на винтовой транспортный пароход «Артельщик», находившийся в распоряжении дирекции маяков и лоции Балтийского моря и также выполнявший гидрографические работы, промер глубин и обвехование объектов в акватории Финского залива [1]. Кроме того, с 1866 г. на «Артельщике» проходили практику гардемарины Морского училища (с 1891 г. – Морской кадетский корпус). В начале 1890-х гг. судно перевели в Ревель, где началась стройка военного порта.
В начале 1890-х гг. Иосиф Иванович Юревич обзавёлся семьёй, его избранницей стала Вера Петровна, в девичестве Ясюнас. Её сын Бронислав стал старшим ребёнком в семье, И. И. Юревич дал ему свою фамилию. А в браке родились две дочери, София и Елена Юревич.
В 1896 г. Иосифа Юревича прикомандировали в качестве помощника боцмана на специальный транспорт «Бакан» [2], который в том году сошёл со стапеля Невского завода и в следующем году достраивался на воде у стенки завода. Одновинтовой транспорт «Бакан» имел водоизмещение 885 т, мощность машины 800 инд. л. с., скорость хода до 11,19 узлов и был вооружён четырьмя артиллерийскими орудиями.
В 1898 г. И. И. Юревич был назначен старшиной на бронепалубный крейсер «Богатырь», постройку которого собирались начать в том же году. Неизвестно, как бы сложилась судьба моряка, останься он на этом корабле. Возможно, Юревичу в составе команды крейсера довелось бы побывать на Дальнем Востоке, пережить там Русско-японскую войну, а затем вернуться на Балтику. Но по разным причинам закладку корабля перенесли на следующий год.
[2] Это второе судно, носившее имя «Бакан». Первой была парусно-винтовая шхуна «Бакан», вошедшая в состав Балтийского флота в 1857 г. С 1870-х гг. на ней проводились гидрографические исследования морей Северного Ледовитого океана и охрана морских промыслов. В 1896 г. шхуна «Бакан» вышла из состава флота и направилась в ремонт. В 1899 г. судно под новым именем, транспорт «Лейтенант Скуратов», вновь зачислено в списки для службы в Белом море (РГА ВМФ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 1330.). Так что с 1899 г. службу в северных морях несли оба транспорта, и новый «Бакан», и «Лейтенант Скуратов».
Зато в новом 1899 г. Иосифа Ивановича ожидали, наверное, самые значительные в его службе события. В его биографии от 1927 г. указано, что в 1899 г. Юревич стал помощником боцмана на ледоколе «Ермак», а в следующей строке, что он в том же году направился в заграничное плавание, его назначили в экспедицию «на о. Шпицберген» [1]. В анкете 1940 г. отмечено его участие «в 3-х летней Северной экспедиции на остров Шпицберген» [2]. К сожалению, в личных учётных документах ветерана не указано, на каком именно судне он участвовал в этой экспедиции.
Ледокол «Ермак» можно назвать детищем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, который возглавлял комиссию по его созданию и участвовал в первом плавании на Север. Ледокол строился на английских верфях в Ньюкасле, был спущен на воду и прошёл испытания в феврале 1899 г., он стал первым в мире ледоколом арктического класса, способным преодолевать льды двухметровой толщины. Ледокол имел водоизмещение 7875 т и развивал скорость до 15 узлов, его 6 паровых котлов позволяли добиваться мощности энергетической установки до 10000 л. с. Команда ледокола состояла из 89 человек. В 1899 г. «Ермак» дважды ходил в район Шпицбергена, но из-за поломок возвращался в ремонт. В том же и в следующем году ледокол участвовал в проводке судов во льдах Балтийского моря и Финского залива. В мае 1901 г. «Ермак» из Кронштадта вышел в плавание до Новой Земли, на обратном пути посетил Землю Франса-Иосифа и успел принять участие в экспедиции градусного измерения на Шпицбергене.
В 1898 г. учёные из Шведской академии наук обратились к российским коллегам с предложением провести на Шпицбергене совместные градусные измерения с целью определения степени сжатия Земли. В том же году Шведско-Норвежское королевство отправило на архипелаг экспедицию для проведения предварительной рекогносцировки. Российское правительство снарядило экспедицию в 1899 г., когда и начались общие работы по градусному измерению, продолжавшиеся до 1901 г. Кроме астрономических и геодезических работ, проводились исследования земного магнетизма, силы тяжести, по геологии, гляциологии и биологии. После обработки научные результаты, полученные совместной российско-шведской экспедицией, получили высокую оценку в учёном сообществе. Была успешно разрешена основная научная задача – уточнение размеров земного эллипсоида и величины его сжатия. Важным следствием экспедиции стало усиление российского влияния в Западной Арктике [3].
Во время экспедиции русская база находилась в Горнзунде на юго-западной части Шпицбергена, а шведы устроили базу в бухте Трейренберг на севере архипелага. В период навигации экспедицию обслуживали военный транспорт «Бакан», Ледокол № 2 Либавского порта и грузовой пароход «Бетти». «Бакан» в мае 1899 г. направился из Петербурга с экспедицией градусного измерения к архипелагу Шпицберген [4] и обслуживал экспедицию все три года. Ледокол «Ермак» к ней присоединился в 1901 г.
Сведения об участии И. И. Юревича в плавании на ледоколе «Ермак» и в экспедиции градусного измерения не вызывают малейшего сомнения, поскольку отражены в официальных документах о прохождении службы. Однако поиски его имени в сохранившихся архивных списках личного состава ледокола «Ермак» и транспорта «Бакан» за 1899–1901 гг. результата не принесли.
[1] ЦАМО РФ (Архив ВМФ). Личное дело И. И. Юревича. Л. 33.
[2] ЦАМО РФ (Архив ВМФ). Личное дело И. И. Юревича. Л. 11.
[3] Беляев, Д. П. Наука в интересах геополитики: российско-шведская экспедиция на архипелаг Шпицберген / Д. П. Беляев // Вестник МГТУ. – Т. 16. – 2013. – № 2. – С. 267–270.
[4] История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963 : документы и материалы. Т. 1: Военная промышленность России в начале XX века (1900-1917) / [Сост. Л. Я. Сает (отв. сост.), Б. Б. Давыдов, Н. В. Ильина] ; редкол. : Р. Ш. Ганелин (гл. ред.) [и др.]. – М. : Новый хронограф, 2004. – 830 с. – С. 36–45.
Как удалось выяснить позднее из неофициальных источников [1], основанных на воспоминаниях самого ветерана, он в составе команды принимал ледокол «Ермак» в Англии и участвовал по крайней мере в первом его плавании. А к Шпицбергену ходил на Ледоколе № 2 в качестве заведующего продуктовым обеспечением, а затем кока. На то время Ледокол № 2 был только что построенным в Норвегии однопалубным судном с силовой установкой мощностью 700 л. с. Он обладал хорошей мореходностью на чистой воде и успешно ломал лёд толщиной до 30 см [2].
За участие в экспедиции градусного измерения И. И. Юревич был удостоен права ношения специального знака, как указано в его личном деле. 20 июля 1902 г. (по ст. стилю) Высочайшим повелением был утверждён особый нагрудный знак «в ознаменование успешного окончания градусного измерения на Шпицбергене, как предприятия, составляющего один из самых ценных вкладов в науку» [3]. Список имеющих право ношения этого знака утверждала комиссия по проведению экспедиции.
В 1901 г. Иосифу Юревичу исполнился 51 год, по тем временам солидный возраст для моряка. По возвращении из северной экспедиции его перевели на транспорт «Хабаровск» содержателем судового имущества. Пароход «Хабаровск» ранее осуществлял пассажирские перевозки на Дальнем Востоке, в 1902 г. был продан Морскому министерству и зачислен в список судов Балтийского флота в порту Кронштадт. Судно имело водоизмещение 2760 т, мощность силовой установки 1800 инд. л. с., скорость до 12 узлов. В 1905 г. «Хабаровск» был переоборудован в плавбазу для подводных лодок, переклассифицирован в учебное судно и переведён в Либаву.
С 1904 г. в Либавском порту Императора Александра III-го были налажены сборка и испытания подводных лодок американского производства типа «Осётр», и для этого были созданы мастерские, вскоре преобразованные в завод. Поэтому там же решили создать учебную часть для подготовки подводников. Для этого уже в ноябре 1905 г. вместе с судном «Хабаровск» из Кронштадта в Либаву совершили переход подводные лодки «Белуга», «Пескарь» и «Лосось», а позднее и другие подводные лодки импортного и отечественного производства. С этого времени «Хабаровск» фактически, а вскоре и формально, стал учебным судном формируемого Учебного отряда подводного плавания под руководством контр-адмирала Э. Н. Щенсновича.
27 марта 1906 г. император утвердил решение Государственного Совета об учреждении Учебного отряда подводного плавания [4]. Сначала учебные кабинеты и классы были оборудованы на судне «Хабаровск», позднее учебную базу отряда разместили в капитальных строениях в порту. После 1907 г. «Хабаровск» дополнительно оборудовали для конвоирования подводных лодок, а с 1 января 1910 г. в качестве вспомогательного судна он был придан вновь сформированному 1-му дивизиону подводных лодок Балтийского флота.
Иосиф Иванович Юревич являлся участником этих поистине исторических событий. Пусть и в скромной должности содержателя судового имущества он стоял у истоков создания отечественного подводного флота. В 1908 г. окончилась его сверхсрочная служба, но чувствуя в себе силы, Юревич остался в Учебном отряде подводного плавания по вольному найму. В октябре 1908 г. со стапелей Балтийского завода была спущена на воду и совершила первое испытательное плавание по Морскому каналу в Петербурге первая в мире дизель-электрическая подводная лодка «Минога». В 1910 г. её приняли в строй кораблей Балтийского флота и перевели в Либаву. Иосифу Юревичу доводилось выходить в море на подводной лодке «Минога» в качестве моториста [5].
В 1914 г., когда началась Первая мировая война, Учебный отряд подводного плавания был эвакуирован в Ревель, где имелась зимняя база либавской бригады подводных лодок. Хотя Иосифу Ивановичу было уже 64 года, он продолжил службу, но, к счастью, принять участие в сражениях ему не довелось. Юревича направили в Свеаборг [6] содержателем на транспорт «Анадырь», но при необходимости он исполнял и обязанности боцмана. На транспорте «Анадырь» осуществлялись перевозки угля, воды и других грузов для снабжения кораблей Балтийского флота. В 1916 г. морское командование приняло решение переоборудовать «Анадырь» в мощную плавучую ремонтную базу для линейных кораблей и миноносцев Балтийского флота [7]. Работы по переоборудованию судна начали в январе 1917 г., но закончить не успели. Весной 1918 г. транспорт «Анадырь» в четвёртом эшелоне Ледового похода был переведён из Гельсингфорса в Кронштадт.
[1] Морозов, А. И. Жизнь моряка: Историческая повесть / А. И. Морозов. – 2-е изд. – М., Л. : Воен.-мор. изд-во, 1944. – 238 с.
[2] О самом ледоколе см. подробнее: Андриенко, В. Г. Ледокольный флот России. 1860-1918 гг. / В. Г. Андриенко. – Отв. Ред. Л. Г. Цой. – М. : Европейские издания – Paulsen, 2009. – 536 с. – С. 110.
[3] Полное собрание законов Российской Империи : Собрание третье. Том XXII. 1902. / Отделение I. № 20932–22359. – СПб. : 1904. – 1030 с. – Дополнения на 139 с. – С. 802–803.; Полное собрание законов Российской Империи : Собрание третье. Том XXII. 1902. / Отделение II. Приложения. – СПб. : 1904. – 639 с. – Дополнения на 178 с. – Рис. 28.
[4] Полное собрание законов Российской Империи : Собрание третье. Том XXVI. 1906. / Отделение I. № 27173–28753. – СПб. : 1909. – 1141 с. – Дополнения на 15 с. – С. 311.
[5] ЦАМО РФ (Архив ВМФ). Личное дело И. И. Юревича. Л. 9 об.
А Иосиф Юревич ещё в ноябре 1917 г. вернулся в Петроград, где уже вовсю бушевала революционная стихия. Нам не дано знать, что по этому поводу думал старый моряк. До сих пор судьба к нему благоволила, и едва ли деревенский парнишка из глухой литовской провинции мог в то время рассчитывать на большее. За многолетнюю и беспорочную службу в Российском императорском флоте И. И. Юревич был ранее награждён серебряной медалью «За усердие» на анненской ленте и золотой медалью на александровской ленте для ношения на шее.
Советскую власть он, конечно же, принял, но в первую очередь ему предстояло позаботиться о содержании своей семьи. Младшая дочь Елена к тому времени вышла замуж, а приёмный сын Бронислав ещё в 1910 г. уехал искать счастья в Соединённые Штаты Америки, где работал на шёлковой фабрике, там и затерялись его следы. На попечении Иосифа Ивановича остались жена и больная старшая дочь София, поэтому остаться без работы Юревич никак не мог. И ему вновь очень повезло.
Семья проживала на Васильевском острове, в доме 12 по Карташихинской улице (снесён в 1950-х гг.). А работа для старого моряка вскоре нашлась всего в 35 минутах ходьбы пешком от его дома. На 11-й линии Васильевского острова в доме 8 находилась Морская академия, куда приказом № 275 от 01.01.1918 г. его зачислили по вольному найму на должность вахтёра Соединённых классов в академии. С этого времени более 30 лет судьба И. И. Юревича была связана с прославленной кузницей кадров отечественного Военно-Морского Флота.
23 февраля 1922 г. Морская академия была переименована в Военно-морскую академию Рабоче-крестьянского Красного Флота (ВМА). 4 марта состоялось торжественное заседание личного состава ВМА по случаю начала занятий, на котором присутствовали представители с флотов и от рабочих организаций Петрограда. В том же году Юревича перевели с вольного найма в кадры ВМФ на должность служителя «для хозяйственных надобностей». Иосиф Иванович всё ещё был крепок здоровьем, отличался трудолюбием и спокойной деловитостью.
Приказом по Военно-морской академии № 41 от 04.03.1923 г. за 56-летнюю беспорочную службу во флоте его удостоили благодарности военно-морского командования с вручением почётной грамоты «Герою труда» [1]. А в июле того же года ему, как и всем другим сотрудникам ВМА, пришлось выдержать экзамен по политуставу, с которым он справился.
В 1925 г. Юревича вновь перевели из кадрового состава в вольнонаёмные служащие. Весной 1931 г., дополнительно к основной хозяйственной должности ему поручили обязанности швейцара. «За успешное выполнение работ по обслуживанию личного состава» к 81-му дню рождения в мае ветерану объявили благодарность и наградили его премией.
В начале 1930-х гг. И. И. Юревич овдовел. Накануне его 88-й годовщины, приказом по академии № 182 от 03.04.1938 г., ветерана отправили на пенсию «за невозможностью использования, как предупреждённого 1.04.1938 г.». Но Иосиф Иванович не привык сдаваться.
Морозным январским днём 1940 г. старый моряк пришёл в академию, и его вновь приняли швейцаром с 10 февраля, назначив оклад жалования 225 руб. в месяц. В его характеристике от 22.07.1940 г. записано: «За период работы в академии проявил себя исключительно добросовестным работником. Дисциплинирован. Не болтлив – умеет хранить военную тайну. Предан партии Ленина–Сталина и социалистической Родине. Занимаемой должности полностью соответствует»[2].
Во время Великой Отечественной войны Иосиф Иванович с дочерью остался в блокадном Ленинграде. Самую тяжёлую первую зиму 1941–1942 гг. он пережил, продолжая работать вахтёром в здании академии на Васильевском острове, где размещался штаб морской обороны Ленинграда. Там же находилась небольшая команда и часть имущества ВМА. Приказом начальника общего отдела центрального учёта ОРСУ [3] КБФ № 24 от 13.06.1942 г. И. И. Юревича назначили швейцаром по вольному найму.
В том году с Иосифом Юревичем встретился писатель Александр Морозов. Он долго расспрашивал старика о прошлом и написал по его воспоминаниям книгу «Жизнь моряка», изданную в 1944 г. двумя небольшими тиражами и ставшую теперь библиографической редкостью [4]. Хотя это художественная повесть, но в ней явно прослеживается судьба матроса Юревича. А описанные в книге события в целом соответствуют его биографии, отложившейся в архивных документах.
[1] Награждение заслуженных ветеранов «героев труда» ведомственными грамотами впервые состоялось в 1921 г., ещё до учреждения звания «Герой труда» по Постановлению ЦИК и СНК СССР от 27.07.1927 г.
[2] ЦАМО РФ (Архив ВМФ). Личное дело И. И. Юревича. Л. 18.
Позднее о встрече с И. И. Юревичем в блокадном Ленинграде в 1943 г. вспоминал адмирал Ю. А. Пантелеев в книге «Морской фронт»:
«Матроса Юревича, нашего старого вахтёра, я все же встретил в одном из коридоров. В поношенном морском бушлате он подметал класс, что-то благодушно про себя бормоча. Мы встретились, как добрые знакомые, потолковали о делах военных. Вряд ли старик мог меня помнить, но когда я назвал год окончания мною академии, он приветливо улыбнулся и медленно, точно и впрямь вспоминая, тихим тонким голоском ответил:
– А как же, голубчик, помню, помню вас... Вы кончали академию при... – И тут Юревич назвал фамилию бывшего в то время начальника академии [1].
Старому матросу было уже 93 года, но он еще долго не покидал свой трудовой пост»[2].
94-летие ветеран отметил уже в освобождённом Ленинграде. Приказом НК ВМФ СССР № 325 от 22.07.1944 г. «за отличные показатели в боевой и политической подготовке и примерную дисциплину» И. И. Юревич был награждён ценным подарком. Вскоре его представили к ордену Трудового Красного Знамени, награждение которым, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 06.03.1945 г., состоялось в 1946 г. [3] К этому времени у ветерана флота уже имелись 2 заслуженные медали, «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
К осени 1944 г. из эвакуации в стены родного здания на 11-й линии Васильевского острова вернулась Военно-морская академия. Вновь под высокими сводами зазвучали голоса офицеров–слушателей, грудь которых украшали ордена и медали победителей. Иосиф Иванович встречал их всех, неизменно аккуратный, выдержанный и доброжелательный, став поистине живой реликвией Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова.
100-летний юбилей Иосиф Иванович Юревич также встретил на трудовой вахте в академии, где он успел отслужить 30 лет. Начальник ВМА им. Ворошилова вице-адмирал Ю. А. Пантелеев в апреле 1950 г. обратился к военно-морскому министру адмиралу И. С. Юмашеву с ходатайством о награждении И. И. Юревича орденом Ленина (исх. № 01043 от 08.04.1950 г.) [4]. Адмирал И. С. Юмашев откликнулся на ходатайство, но характер награды изменил.
На торжественном собрании в честь 100-летнего юбиляра его приветствовал весь личный состав Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова. В торжественной обстановке была оглашена телеграмма адмирала И. С. Юмашева, который объявил И. И. Юревичу благодарность и наградил его премией. Многие газеты вышли с заметками и сообщением ТАСС, где чествовали балтийского моряка, а в журнале «Огонёк» опубликовали его портрет, написанный художником Б. Щербаковым [5].
Умер ветеран 7 октября 1950 г. К этому времени его выслуга в Военно-морском флоте составила 86 лет, и едва ли этот рекорд кто-либо сможет превзойти…
[1] В период учёбы будущего адмирала Юрия Александровича Пантелеева (1930–1933 гг.) начальником и военным комиссаром ВМА являлся Дмитрий Сергеевич Дуплицкий.
[2] Пантелеев, Ю. А. Морской фронт / Ю. А. Пантелеев. – М. : Воениздат, 1965. – С. 248
Наверняка, потому что дедушка этот слыл живой реликвией уже в 1920-х гг. Существуют снимки, где он (вобщем-то простой матрос) сидит в группе с руководством академии, как один из самых уважаемых людей.
Ему в общем-то свезло не поучаствовать ни в одном крупном сражении. Тем не менее Юревич был свидетелем ТАКИХ знаковых событий, что оно само по себе вызывало уважение.
Работал всю жизнь, до смерти, чтобы иметь возможность ухаживать за дочерью больной. В блокаду не погиб, повезло, работал в академии, а там размещались командования, то есть и электричество было от генератора, и продуктовое снабжение получше было, и деду перепадало. Хотя остальные вольнонаёмные в академии питались по обычным (не военным) карточкам, сильно голодали. Это на основании документов я говорю.
Хотя, надо сказать, что к академии были первое время прикреплены семьи военнослужащих, как своих, ушедших на фронт, так и эвакуированные из гарнизонов Прибалтики семьи флотских офицеров. Так вот 14000 чел. было эвакуировано из Питера дальше всеми правдами и неправдами, и все остались живы. А дед с дочерью не уехал.
Да и умер он в 100 лет не лёжа в постели, а на службе, от несчастного случая (выяснить пока не удалось, как именно), а то бы и дальше работал.
Кстати, на фото что 1918 г., что 1942 г. (выше) он выглядит почти одинаково, как законсервированный.
Чудесная история, конечно. Мимо такой точно не пройдёшь.
Статья эта опубликована в альманахе Кронштадтский вестник.
Забыли воспроизвести надпись над порталом: «Главное управление навигации и океанографии».