Публикация
Кунсткамера -
|
Архитекторы: | Маттарнови Г. Чевакинский С. И. |
Год постройки: | 1718-1734, 1754-1758 |
Стиль: | Барокко |
Кунсткамера - петровское барокко
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
Пам. арх. (федер.)
1718-1734 - арх. Маттарнови Георг Иоганн
1754-1758 - арх. Чевакинский Савва Иванович
1887 - арх. Марфельд Роберт Робертович - корпус по Таможенному пер., 1
Здание состоит из двух однотипных корпусов, объединенных центральным объемом с многоярусной башней. Было предназначено для первого русского музея: восточный корпус с двухсветным залом - для библиотеки, западный с двухсветным залом - для коллекций. В башне и центральном объеме размещались первая обсерватория и анатомический театр.
В украшении фасада использованы плоские лопатки, рустованные на выступающих углах, круглые неглубокие ниши под окнами, двухцветность стен. В первом этаже сохранился лепной декор сводов 1760-х гг. С 1770-х гг. в интерьерах появились четыре скульптурные аллегорические группы, бюсты и медальоны ученых, из которых сохранились барельефы "Россия" и "Празднующая Европа", а также портрет великого математика Л. Эйлера, жившего и работавшего на Васильевском острове.
Несколько помещений, в т.ч. "Египетский зал", были в 1819-1825 гг. расписаны Ф.Рихтером.
В 1887 г. был пристроен флигель по переулку.
Рисунок М. Махаева, 1753.
(добавил Mary)
Гравюра Г. Качалова.
Не позднее 1737 г.
План здания.
(добавил Mary)
Фото - А.Лоренс,
1860-1879-е гг.
(добавил Ладада)
Нева со стороны
Адмиралтейства.
(добавил Mary)
Вывозка льда
у Академии наук.
Фото ателье Буллы до 1914
Открытка. 1930-е (?)
(добавил Mary)
Фото военного времени
В блокаду.
(добавил Ладада)
Фото 1948 г.
Двор Кунсткамеры, где
в сухие солнечные дни
проветривались экспонаты.
Вечерний Ленинград
№195(211), 19.08.1946.
(добавил lenarch)
Панорама ВО.
(добавил Mary)
5 января 1949 г.
В Кунсткамере открыт
музей Ломоносова
1950-ее гг. [*]
(добавил Ладада)
Фото 1953 г.
Фрагмент
круглого зала.
Отделка свода.
(добавил Mary)
сайт pastvu.com
Вид сверху на дворы
Кунсткамеры и ЗИНа.
1979-1984 гг.
Установка армиллярной
сферы. 28 декабря 1993 г.
(добавил Ладада)
Кунсткамера. Набережная.
Макет "Петровская акватория".
Кунсткамера. Позади глобусный дом.
Вид на макете "Петровская акватория".
Фото - Анчар, 08.2016.
* Выступление академика С.П.Толстова на заседании ученого совета Института этнографии АН СССР в Круглом зале Кунсткамеры. 1950-е гг.
Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей") было заложено в 1718 г. по проекту арх. Г. Маттарнови.
Оно предназначалось для библиотеки и коллекции "монстров и раритетов", собираемой Петром I. За период постройки Кунсткамеры, продолжавшейся с 1718 по 1734 гг., строительством руководили несколько архитекторов: Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов.
В 1747 г. большой пожар оставил от здания только обгоревший остов. Арх. С.И. Чевакинскому в 1754-1758 гг. удалось восстановить здание Кунсткамеры, но без верхнего яруса башни. Эта часть композиции была воссоздана лишь в 1947-1948 гг. арх. Р. И.Каплан-Ингелем.
Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М.В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Петр I хотел, чтобы на нее все "взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись".
В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Кунсткамеру были перенесены собранные Петром I коллекции "монстров и раритетов", а в следующем году состоялось официальное открытие музея. Музей и дал название зданию. С этого времени "в Кунсткамере всегда великое людство" было. До конца XVIII в. в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Здесь работали крупнейшие ученые Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-П. Делиль, Л.Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман. С 1783 по 1796 г. директором Академии наук была Е.Р. Дашкова.
Фото - Валерий Глотов, 2010.
Фото - Влада
11.2012
Фото - Mary, 2006.
Фото - lohotron
Фото - Елена, 03.2014.
Фото - fly-fly, 2014.
(добавил -
Олег Сыромятников)
Фото - люблюпитер, 02.2014.
На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 г. было создано несколько академических музеев (зоологический, ботанический и т.д). Сегодня в Кунсткамере находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, образованный в 1878 г.
В 1949 г. в помещении Кунсткамеры был открыт музей М. В. Ломоносова. Великий русский ученый почти четверть века (1741-1765) проработал в этом здании. Коллекция музея посвящена начальному периоду существования Академии наук и вкладу М. Ломоносова в историю российской науки. В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, включая научные инструменты, книги, портреты, гравюры, в том числе из личного собрания первого русского академика.
На протяжении вот уже трех веков собрание Кунсткамеры непрерывно растет и пополняется. Многие известные путешественники (Д. Кук, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лиснянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай и другие) привозили из своих заморских странствий бесценные предметы, ставшие экспонатами этого петербургского музея.
Фото - Елена, 03.2014.
Дворовый фасад
Фото - люблюпитер, 02.2014.
Вход в музей.
В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвященных этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие.
Один из самых известных экспонатов музея - уникальный Готторпский глобус-планетарий, созданный в XVII в. в Германии. Он был подарен Петру I в ходе Северной войны голштейн-готторнским герцогом Карлом-Фридрихом и привезен в Петербург в 1717 г. Диаметр глобуса составлет 3,1 метра. Снаружи на нем изображены все известные на тот момент страны, моря и реки, а внутри глобуса находится первый в мире планетарий. Глобус был установлен в круглом зале на третьем этаже.
(добавил - Mary, иллюстрации -
Стоящее на набережной основное здание и корпус по Таможенному пер., 1 входят в состав единого комплекса Музея антропологии и этнографии - Кунсткамеры, памятника федерального значения, имеющего также статус особо ценного объекта наследия народов РФ.
Фото - d7161, 2009.
Залы музея.
Фото - d7161 2009.
Фото - Didi, 2014.
Фото - Елена, 03.2014.
Лестница на входе.
Старинная лестница на сводах
В центральной
части здания
Роспись под куполом
Макет юрты в зале "Монголия"
Фото - Виктор М, 12.2018.
Вид на свод под куполом.
Фото - Виктор М, 12.2018.
02.2014г.
Вид с Таможенного пер.
Несколько помещений, в т.ч. "Египетский зал", были в 1819-1825 гг. расписаны Ф.Рихтером.
Что значит несколько? Неизвестно какие именно?
До конца XVIII в. в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Здесь работали крупнейшие ученые Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-П. Делиль, Л.Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман. С 1783 по 1796 г. директором Академии наук была Е.Р. Дашкова.
Предложение о Дашковой вне контекста. Вот если бы было указано, что Дашкова занималась именно в этом здании и т.п., тогда да, но тогда и предложение будет другим.
Глобус был установлен в круглом зале на третьем этаже.
Если был, то теперь его там нет?
см. публ.
Интересный снимок Кунсткамеры. Какого года - в источнике не написано. Когда же это могло быть, что на куполе нет прозрачной сферы, прекрасно снятой Владой в недавнее время? Сфера появилась после реставрации здания в 1947-48 гг. Когда же это могло быть сфотографировано - такое свеженькое здание, цветное фото...
Ответ на "Интересный снимок Кунсткамеры. Какого года - в ист" от Ладада
В 1993 году сферу меняли – http://www.citywalls.ru/quiz/quiz15372.html
Замечательно! Т.е. без сомнения, этот снимок мог быть сделан только в 1993 году. В ссылке на фотозагадки есть замечательный снимок работы вертолетчиков и верхолазов, и даже видео.
Алекс спрашивает:
"Глобус был установлен в круглом зале на третьем этаже.
Если был, то теперь его там нет?" - Алекс, что за казуистика? - Неужели Вы не понимаете, что если в 1747 году здание сгорело, глобус не мог в нём остаться. Он был восстановлен русскими мастерами м помещён в специальном павильоне. А в Кунсткамеру вернулся гораздо позднее...
Читайте хотя бы ВИКИПЕДИЮ
Фото военного времени (взято ВКонтакте:
см. публ.
Заведующий сектором Сибири А.А.Попов ремонтирует крышу.
Размуровывание окон в подвалах музея после снятия блокады.
Фото начала 20 века. Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру
Такие замечательные старые фото... Здорово, что можно посмотреть, как это выглядело до нас
Ответ на "Фото начала 20 века. Вид на Университетскую набере" от Ладада
"В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Кунсткамеру были перенесены собранные Петром I коллекции "монстров и раритетов"
"А.С. Пушкин, не найдя никаких свидетельства внутренней борьбы, сомнений, колебаний Петра в решении умертвить старшего сына, отметил, что в тот страшный год, лично руководя следствием, участвуя в пыточных допросах, «Петр между тем не прерывал обыкновенных своих занятий»1. 30 мая 1718 г. царь отпраздновал в Летнем саду день своего рождения, 29 июня – свои именины. «Вечером был фейерверк и веселый пир до глубокой ночи. Тем немногим наблюдателям и участникам торжества, которые знали, что накануне оборвалась жизнь царевича, оставалось лишь удивляться невозмутимости его отца». Перечислив многочисленные указы 1718 г., Пушкин особо отметил один – «о монстрах». Он предписывал приносить уродов к комендантам городов за плату: «за человеческие по 10 руб., за скотские – по 5, за птичьи – по 3 (за мертвые); за живых же: за человеческий – по 100, за звериный – по 15, за птичий – по 7 руб. и проч… Сам он был странный монарх!» – замечает Пушкин, т. е. прямо намекает: «сам он был живой монстр»2. Л.Н. Толстой, задумав роман о Петре I, отказался от своего замысла, уяснив нравственный облик великого преобразователя России."
Ответ на ""В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Ку" от Риэлтор
Судя по истории с майором Глебовым, Пушкин А.С. был совершенно прав.
Спасибо за наводку!
Здесь скачать можно полностью:
Ответ на "Судя по истории с майором Глебовым, Пушкин А.С. бы" от Кадет Биглер
Про майора не понял, а за ссылку большое спасибо!!!
"...Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне - "Готторпский" глобус и обсерватория, в западной - учреждения Академии наук.
...Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
Ныне в здании Кунсткамеры располагаются Музей антропологии и этнографии АН СССР им. Петра Великого, Мемориальный музей М.В.Ломоносова, Институт этнологии и этнической антропологии АН СССР."
( С. 307 Лит-ра: Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. коллегия: Белова Л.Н., Булдаков
Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. - М. изд."Большая Российская Энциклопедия". 1992. 687 с.)
P.S. Зоологический музей основан в 1832 г. ( см. http://www.citywalls.ru/house104.html )