Публикация

Кунсткамера -
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Здание на карте
фото
Архитекторы: Маттарнови Г.
Чевакинский С. И.
Год постройки: 1718-1734, 1754-1758
Стиль: Барокко

 

Кунсткамера -                                   петровское барокко

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого      

Пам. арх. (федер.)

1718-1734 - арх. Маттарнови Георг Иоганн

1754-1758 - арх. Чевакинский Савва Иванович

1887 - арх. Марфельд Роберт Робертович - корпус по Таможенному пер., 1

 

 

Здание состоит из двух однотипных корпусов, объединенных центральным объемом с многоярусной башней. Было предназначено для первого русского музея: восточный корпус с двухсветным залом - для библиотеки, западный с двухсветным залом - для коллекций. В башне и центральном объеме размещались первая обсерватория и анатомический театр.

 

В украшении фасада использованы плоские лопатки, рустованные на выступающих углах, круглые неглубокие ниши под окнами, двухцветность стен. В первом этаже сохранился лепной декор сводов 1760-х гг. С 1770-х гг. в интерьерах появились четыре скульптурные аллегорические группы, бюсты и медальоны ученых, из которых сохранились барельефы "Россия" и "Празднующая Европа", а также портрет великого математика Л. Эйлера, жившего и работавшего на Васильевском острове.

Несколько помещений, в т.ч. "Египетский зал", были в 1819-1825 гг. расписаны Ф.Рихтером.

В 1887 г. был пристроен флигель по переулку.

  • фото

    Рисунок М. Махаева, 1753.
    (добавил Mary)

  • фото

    Гравюра Г. Качалова.
    Не позднее 1737 г.

  • фото

    План здания.

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    Фото - А.Лоренс,
    1860-1879-е гг.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Нева со стороны
    Адмиралтейства.
    (добавил Mary)

  • фото

    Вывозка льда
    у Академии наук.
    Фото ателье Буллы до 1914

  • фото

    Открытка. 1930-е (?)
    (добавил Mary)

  • фото

    Фото военного времени

  • фото

    В блокаду.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Фото 1948 г.

  • фото

    Двор Кунсткамеры, где
    в сухие солнечные дни
    проветривались экспонаты.

  • фото

    Вечерний Ленинград
    №195(211), 19.08.1946.
    (добавил lenarch)

  • фото

    Панорама ВО.
    (добавил Mary)

  • фото

    5 января 1949 г.
    В Кунсткамере открыт
    музей Ломоносова

  • фото

    1950-ее гг. [*]
    (добавил Ладада)

  • фото

    Фото 1953 г.

  • фото

    Фрагмент
    круглого зала.

  • фото

    Отделка свода.
    (добавил Mary)

  • фото

    сайт pastvu.com

  • фото

    Вид сверху на дворы
    Кунсткамеры и ЗИНа.
    1979-1984 гг.

  • фото

    Установка армиллярной
    сферы. 28 декабря 1993 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Кунсткамера. Набережная.
    Макет "Петровская акватория".

  • фото

    Кунсткамера. Позади глобусный дом.
    Вид на макете "Петровская акватория".
    Фото - Анчар, 08.2016.

* Выступление академика С.П.Толстова на заседании ученого совета Института этнографии АН СССР в Круглом зале Кунсткамеры. 1950-е гг.

 

Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей") было заложено в 1718 г. по проекту арх. Г. Маттарнови.

Оно предназначалось для библиотеки и коллекции "монстров и раритетов", собираемой Петром I. За период постройки Кунсткамеры, продолжавшейся с 1718 по 1734 гг., строительством руководили несколько архитекторов: Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов.

В 1747 г. большой пожар оставил от здания только обгоревший остов. Арх. С.И. Чевакинскому в 1754-1758 гг. удалось восстановить здание Кунсткамеры, но без верхнего яруса башни. Эта часть композиции была воссоздана лишь в 1947-1948 гг. арх. Р. И.Каплан-Ингелем.

 

Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М.В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Петр I хотел, чтобы на нее все "взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись".


В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Кунсткамеру были перенесены собранные Петром I коллекции "монстров и раритетов", а в следующем году состоялось официальное открытие музея. Музей и дал название зданию. С этого времени "в Кунсткамере всегда великое людство" было. До конца XVIII в. в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Здесь работали крупнейшие ученые Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-П. Делиль, Л.Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман. С 1783 по 1796 г. директором Академии наук была Е.Р. Дашкова.

На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 г. было создано несколько академических музеев (зоологический, ботанический и т.д). Сегодня в Кунсткамере находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, образованный в 1878 г.

В 1949 г. в помещении Кунсткамеры был открыт музей М. В. Ломоносова. Великий русский ученый почти четверть века (1741-1765) проработал в этом здании. Коллекция музея посвящена начальному периоду существования Академии наук и вкладу М. Ломоносова в историю российской науки. В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, включая научные инструменты, книги, портреты, гравюры, в том числе из личного собрания первого русского академика.
На протяжении вот уже трех веков собрание Кунсткамеры непрерывно растет и пополняется. Многие известные путешественники (Д. Кук, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лиснянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай и другие) привозили из своих заморских странствий бесценные предметы, ставшие экспонатами этого петербургского музея.

  • фото

    Фото - Елена, 03.2014.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Дворовый фасад

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 02.2014.

  • фото

    Вход в музей.

В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвященных этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие.

 
Один из самых известных экспонатов музея - уникальный Готторпский глобус-планетарий, созданный в XVII в. в Германии. Он был подарен Петру I в ходе Северной войны голштейн-готторнским герцогом Карлом-Фридрихом и привезен в Петербург в 1717 г. Диаметр глобуса составлет 3,1 метра. Снаружи на нем изображены все известные на тот момент страны, моря и реки, а внутри глобуса находится первый в мире планетарий. Глобус был установлен в круглом зале на третьем этаже.

(добавил - Mary, иллюстрации - Mary)

 

Стоящее на набережной основное здание и корпус по Таможенному пер., 1 входят в состав единого комплекса Музея антропологии и этнографии - Кунсткамеры, памятника федерального значения, имеющего также статус особо ценного объекта наследия народов РФ.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - d7161, 2009.

  • фото
  • фото

    Залы музея.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - d7161 2009.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Didi, 2014.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Елена, 03.2014.

  • фото

    Лестница на входе.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Старинная лестница на сводах

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    В центральной
    части здания

  • фото
  • фото

    Роспись под куполом

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Макет юрты в зале "Монголия"
    Фото - Виктор М, 12.2018.

  • фото

    Вид на свод под куполом.

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 12.2018.

  • фото

    02.2014г.

  • фото
  • фото

    Вид с Таможенного пер.

14 комментариев
22280 просмотров
Добавил: Shuba, 30 Января 2008, 19:35
Редактировано: 12 Февраля 2023, 21:59
Оцените:
(37 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house417.html' target='_blank'>Кунсткамера - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого на Citywalls.ru</a>
Всего 14 комментариев
  • 16 Декабря 2012, 12:47

    "...Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне - "Готторпский" глобус и обсерватория, в западной - учреждения Академии наук.
    ...Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
    Ныне в здании Кунсткамеры располагаются Музей антропологии и этнографии АН СССР им. Петра Великого, Мемориальный музей М.В.Ломоносова, Институт этнологии и этнической антропологии АН СССР."
    ( С. 307 Лит-ра: Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. коллегия: Белова Л.Н., Булдаков
    Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. - М. изд."Большая Российская Энциклопедия". 1992. 687 с.)
    P.S. Зоологический музей основан в 1832 г. ( см. http://www.citywalls.ru/house104.html )

  • 16 Декабря 2012, 14:19

    Несколько помещений, в т.ч. "Египетский зал", были в 1819-1825 гг. расписаны Ф.Рихтером.

    Что значит несколько? Неизвестно какие именно?

     

    До конца XVIII в. в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Здесь работали крупнейшие ученые Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-П. Делиль, Л.Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман. С 1783 по 1796 г. директором Академии наук была Е.Р. Дашкова.

    Предложение о Дашковой вне контекста. Вот если бы было указано, что Дашкова занималась именно в этом здании и т.п., тогда да, но тогда и предложение будет другим.

     

    Глобус был установлен в круглом зале на третьем этаже.

    Если был, то теперь его там нет?

     

  • 16 Декабря 2012, 14:19

    Нет ссылок.

  • 30 Июня 2013, 15:44

    в блокаду

                             см. публ.

  • 7 Мая 2014, 20:09

    см. публ.

    Интересный снимок Кунсткамеры. Какого года - в источнике не написано. Когда же это могло быть, что на куполе нет прозрачной сферы, прекрасно снятой Владой в недавнее время? Сфера появилась после реставрации здания в 1947-48 гг. Когда же это могло быть сфотографировано - такое свеженькое здание, цветное фото...

    http://www.flickr.com/photos/100302579@N07/sets/72157635085847194/

  • 7 Мая 2014, 22:16

    Замечательно! Т.е. без сомнения, этот снимок мог быть сделан только в 1993 году. В ссылке на фотозагадки есть замечательный снимок работы вертолетчиков и верхолазов, и даже видео. http://www.crism-prometey.ru/v-museum/excursion_kunstkammer.htm

  • 21 Апреля 2015, 22:00

    Алекс спрашивает:

    "Глобус был установлен в круглом зале на третьем этаже.

    Если был, то теперь его там нет?" - Алекс, что за казуистика? - Неужели Вы не понимаете, что если в 1747 году здание сгорело, глобус не мог в нём остаться. Он был восстановлен русскими мастерами м помещён в специальном павильоне. А в Кунсткамеру вернулся гораздо позднее...

    Читайте хотя бы ВИКИПЕДИЮ

  • 30 Октября 2015, 12:58

    Фото военного времени (взято ВКонтакте:https://vk.com/blokadnydnevnik )

    см. публ.

     Заведующий сектором Сибири А.А.Попов ремонтирует крышу.

     Размуровывание окон в подвалах музея после снятия блокады.

     

     

     

  • 24 Сентября 2020, 00:21

    Фото начала 20 века. Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру

    https://sun6-13.userapi.com/kkPofqGS9ZMRyn8LFBb6J6GSeD2dYoLfVfkp1A/8vGGdyH1yNw.jpg

  • 25 Апреля 2021, 12:19

    Такие замечательные старые фото... Здорово, что можно посмотреть, как это выглядело до нас

    Ответ на "Фото начала 20 века. Вид на Университетскую набере" от Ладада

     

  • 25 Апреля 2022, 23:08

    "В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Кунсткамеру были перенесены собранные Петром I коллекции "монстров и раритетов"

    "А.С. Пушкин, не найдя никаких свидетельства внутренней борьбы, сомнений, колебаний Петра в решении умертвить старшего сына, отметил, что в тот страшный год, лично руководя следствием, участвуя в пыточных допросах, «Петр между тем не прерывал обыкновенных своих занятий»1. 30 мая 1718 г. царь отпраздновал в Летнем саду день своего рождения, 29 июня – свои именины. «Вечером был фейерверк и веселый пир до глубокой ночи. Тем немногим наблюдателям и участникам торжества, которые знали, что накануне оборвалась жизнь царевича, оставалось лишь удивляться невозмутимости его отца». Перечислив многочисленные указы 1718 г., Пушкин особо отметил один – «о монстрах». Он предписывал приносить уродов к комендантам городов за плату: «за человеческие по 10 руб., за скотские – по 5, за птичьи – по 3 (за мертвые); за живых же: за человеческий – по 100, за звериный – по 15, за птичий – по 7 руб. и проч… Сам он был странный монарх!» – замечает Пушкин, т. е. прямо намекает: «сам он был живой монстр»2. Л.Н. Толстой, задумав роман о Петре I, отказался от своего замысла, уяснив нравственный облик великого преобразователя России."

    royallib.com/read/korentsvit_viktor/letniy_sad_petra_velikogo_rasskaz_o_proshlom_i_nastoyashchem.html#102400

  • 25 Апреля 2022, 23:29
    Ответ на ""В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Ку" от Риэлтор

    Судя по истории с майором Глебовым, Пушкин А.С. был совершенно прав. 

    Спасибо за наводку!

    Здесь скачать можно полностью:

    https://zlibraries.ru/book/5473wnddeorz/

  • 26 Апреля 2022, 00:13
    Ответ на "Судя по истории с майором Глебовым, Пушкин А.С. бы" от Кадет Биглер

     Про майора не понял, а за ссылку большое спасибо!!!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31224
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 13654