Публикация

Кунсткамера -
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Здание на карте
фото
Архитекторы: Маттарнови Г.
Чевакинский С. И.
Год постройки: 1718-1734, 1754-1758
Стиль: Барокко

 

Кунсткамера -                                   петровское барокко

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого      

Пам. арх. (федер.)

1718-1734 - арх. Маттарнови Георг Иоганн

1754-1758 - арх. Чевакинский Савва Иванович

1887 - арх. Марфельд Роберт Робертович - корпус по Таможенному пер., 1

 

 

Здание состоит из двух однотипных корпусов, объединенных центральным объемом с многоярусной башней. Было предназначено для первого русского музея: восточный корпус с двухсветным залом - для библиотеки, западный с двухсветным залом - для коллекций. В башне и центральном объеме размещались первая обсерватория и анатомический театр.

 

В украшении фасада использованы плоские лопатки, рустованные на выступающих углах, круглые неглубокие ниши под окнами, двухцветность стен. В первом этаже сохранился лепной декор сводов 1760-х гг. С 1770-х гг. в интерьерах появились четыре скульптурные аллегорические группы, бюсты и медальоны ученых, из которых сохранились барельефы "Россия" и "Празднующая Европа", а также портрет великого математика Л. Эйлера, жившего и работавшего на Васильевском острове.

Несколько помещений, в т.ч. "Египетский зал", были в 1819-1825 гг. расписаны Ф.Рихтером.

В 1887 г. был пристроен флигель по переулку.

  • фото

    Рисунок М. Махаева, 1753.
    (добавил Mary)

  • фото

    Гравюра Г. Качалова.
    Не позднее 1737 г.

  • фото

    План здания.

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    Фото - А.Лоренс,
    1860-1879-е гг.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Нева со стороны
    Адмиралтейства.
    (добавил Mary)

  • фото

    Вывозка льда
    у Академии наук.
    Фото ателье Буллы до 1914

  • фото

    Открытка. 1930-е (?)
    (добавил Mary)

  • фото

    Фото военного времени

  • фото

    В блокаду.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Фото 1948 г.

  • фото

    Двор Кунсткамеры, где
    в сухие солнечные дни
    проветривались экспонаты.

  • фото

    Вечерний Ленинград
    №195(211), 19.08.1946.
    (добавил lenarch)

  • фото

    Панорама ВО.
    (добавил Mary)

  • фото

    5 января 1949 г.
    В Кунсткамере открыт
    музей Ломоносова

  • фото

    1950-ее гг. [*]
    (добавил Ладада)

  • фото

    Фото 1953 г.

  • фото

    Фрагмент
    круглого зала.

  • фото

    Отделка свода.
    (добавил Mary)

  • фото

    сайт pastvu.com

  • фото

    Вид сверху на дворы
    Кунсткамеры и ЗИНа.
    1979-1984 гг.

  • фото

    Установка армиллярной
    сферы. 28 декабря 1993 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Кунсткамера. Набережная.
    Макет "Петровская акватория".

  • фото

    Кунсткамера. Позади глобусный дом.
    Вид на макете "Петровская акватория".
    Фото - Анчар, 08.2016.

* Выступление академика С.П.Толстова на заседании ученого совета Института этнографии АН СССР в Круглом зале Кунсткамеры. 1950-е гг.

 

Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей") было заложено в 1718 г. по проекту арх. Г. Маттарнови.

Оно предназначалось для библиотеки и коллекции "монстров и раритетов", собираемой Петром I. За период постройки Кунсткамеры, продолжавшейся с 1718 по 1734 гг., строительством руководили несколько архитекторов: Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов.

В 1747 г. большой пожар оставил от здания только обгоревший остов. Арх. С.И. Чевакинскому в 1754-1758 гг. удалось восстановить здание Кунсткамеры, но без верхнего яруса башни. Эта часть композиции была воссоздана лишь в 1947-1948 гг. арх. Р. И.Каплан-Ингелем.

 

Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М.В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Петр I хотел, чтобы на нее все "взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись".


В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Кунсткамеру были перенесены собранные Петром I коллекции "монстров и раритетов", а в следующем году состоялось официальное открытие музея. Музей и дал название зданию. С этого времени "в Кунсткамере всегда великое людство" было. До конца XVIII в. в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Здесь работали крупнейшие ученые Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-П. Делиль, Л.Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман. С 1783 по 1796 г. директором Академии наук была Е.Р. Дашкова.

На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 г. было создано несколько академических музеев (зоологический, ботанический и т.д). Сегодня в Кунсткамере находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, образованный в 1878 г.

В 1949 г. в помещении Кунсткамеры был открыт музей М. В. Ломоносова. Великий русский ученый почти четверть века (1741-1765) проработал в этом здании. Коллекция музея посвящена начальному периоду существования Академии наук и вкладу М. Ломоносова в историю российской науки. В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, включая научные инструменты, книги, портреты, гравюры, в том числе из личного собрания первого русского академика.
На протяжении вот уже трех веков собрание Кунсткамеры непрерывно растет и пополняется. Многие известные путешественники (Д. Кук, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лиснянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай и другие) привозили из своих заморских странствий бесценные предметы, ставшие экспонатами этого петербургского музея.

  • фото

    Фото - Елена, 03.2014.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Дворовый фасад

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 02.2014.

  • фото

    Вход в музей.

  • фото

    Фото - BABIRA66,11.2023.

В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвященных этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие.

 
Один из самых известных экспонатов музея - уникальный Готторпский глобус-планетарий, созданный в XVII в. в Германии. Он был подарен Петру I в ходе Северной войны голштейн-готторнским герцогом Карлом-Фридрихом и привезен в Петербург в 1717 г. Диаметр глобуса составлет 3,1 метра. Снаружи на нем изображены все известные на тот момент страны, моря и реки, а внутри глобуса находится первый в мире планетарий. Глобус был установлен в круглом зале на третьем этаже.

(добавил - Mary, иллюстрации - Mary)

 

Стоящее на набережной основное здание и корпус по Таможенному пер., 1 входят в состав единого комплекса Музея антропологии и этнографии - Кунсткамеры, памятника федерального значения, имеющего также статус особо ценного объекта наследия народов РФ.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - d7161, 2009.

  • фото
  • фото

    Залы музея.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - d7161 2009.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Didi, 2014.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Елена, 03.2014.

  • фото

    Лестница на входе.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Старинная лестница на сводах

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    В центральной
    части здания

  • фото
  • фото

    Роспись под куполом

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Макет юрты в зале "Монголия"
    Фото - Виктор М, 12.2018.

  • фото

    Вид на свод под куполом.

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 12.2018.

  • фото

    02.2014г.

  • фото
  • фото

    Вид с Таможенного пер.

21 комментарий
23456 просмотров
Добавил: Shuba, 30 Января 2008, 19:35
Редактировано: 22 Ноября 2023, 21:02
Оцените:
(37 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house417.html' target='_blank'>Кунсткамера - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого на Citywalls.ru</a>
Всего 21 комментарий
  • 16 Декабря 2012, 12:47

    "...Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне - "Готторпский" глобус и обсерватория, в западной - учреждения Академии наук.
    ...Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
    Ныне в здании Кунсткамеры располагаются Музей антропологии и этнографии АН СССР им. Петра Великого, Мемориальный музей М.В.Ломоносова, Институт этнологии и этнической антропологии АН СССР."
    ( С. 307 Лит-ра: Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. коллегия: Белова Л.Н., Булдаков
    Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. - М. изд."Большая Российская Энциклопедия". 1992. 687 с.)
    P.S. Зоологический музей основан в 1832 г. ( см. http://www.citywalls.ru/house104.html )

  • 16 Декабря 2012, 14:19

    Несколько помещений, в т.ч. "Египетский зал", были в 1819-1825 гг. расписаны Ф.Рихтером.

    Что значит несколько? Неизвестно какие именно?

     

    До конца XVIII в. в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Здесь работали крупнейшие ученые Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-П. Делиль, Л.Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман. С 1783 по 1796 г. директором Академии наук была Е.Р. Дашкова.

    Предложение о Дашковой вне контекста. Вот если бы было указано, что Дашкова занималась именно в этом здании и т.п., тогда да, но тогда и предложение будет другим.

     

    Глобус был установлен в круглом зале на третьем этаже.

    Если был, то теперь его там нет?

     

  • 16 Декабря 2012, 14:19

    Нет ссылок.

  • 30 Июня 2013, 15:44

    в блокаду

                             см. публ.

  • 7 Мая 2014, 20:09

    см. публ.

    Интересный снимок Кунсткамеры. Какого года - в источнике не написано. Когда же это могло быть, что на куполе нет прозрачной сферы, прекрасно снятой Владой в недавнее время? Сфера появилась после реставрации здания в 1947-48 гг. Когда же это могло быть сфотографировано - такое свеженькое здание, цветное фото...

    http://www.flickr.com/photos/100302579@N07/sets/72157635085847194/

  • 7 Мая 2014, 22:16

    Замечательно! Т.е. без сомнения, этот снимок мог быть сделан только в 1993 году. В ссылке на фотозагадки есть замечательный снимок работы вертолетчиков и верхолазов, и даже видео. http://www.crism-prometey.ru/v-museum/excursion_kunstkammer.htm

  • 21 Апреля 2015, 22:00

    Алекс спрашивает:

    "Глобус был установлен в круглом зале на третьем этаже.

    Если был, то теперь его там нет?" - Алекс, что за казуистика? - Неужели Вы не понимаете, что если в 1747 году здание сгорело, глобус не мог в нём остаться. Он был восстановлен русскими мастерами м помещён в специальном павильоне. А в Кунсткамеру вернулся гораздо позднее...

    Читайте хотя бы ВИКИПЕДИЮ

  • 30 Октября 2015, 12:58

    Фото военного времени (взято ВКонтакте:https://vk.com/blokadnydnevnik )

    см. публ.

     Заведующий сектором Сибири А.А.Попов ремонтирует крышу.

     Размуровывание окон в подвалах музея после снятия блокады.

     

     

     

  • 24 Сентября 2020, 00:21

    Фото начала 20 века. Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру

    https://sun6-13.userapi.com/kkPofqGS9ZMRyn8LFBb6J6GSeD2dYoLfVfkp1A/8vGGdyH1yNw.jpg

  • 25 Апреля 2021, 12:19

    Такие замечательные старые фото... Здорово, что можно посмотреть, как это выглядело до нас

    Ответ на "Фото начала 20 века. Вид на Университетскую набере" от Ладада

     

  • 25 Апреля 2022, 23:08

    "В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Кунсткамеру были перенесены собранные Петром I коллекции "монстров и раритетов"

    "А.С. Пушкин, не найдя никаких свидетельства внутренней борьбы, сомнений, колебаний Петра в решении умертвить старшего сына, отметил, что в тот страшный год, лично руководя следствием, участвуя в пыточных допросах, «Петр между тем не прерывал обыкновенных своих занятий»1. 30 мая 1718 г. царь отпраздновал в Летнем саду день своего рождения, 29 июня – свои именины. «Вечером был фейерверк и веселый пир до глубокой ночи. Тем немногим наблюдателям и участникам торжества, которые знали, что накануне оборвалась жизнь царевича, оставалось лишь удивляться невозмутимости его отца». Перечислив многочисленные указы 1718 г., Пушкин особо отметил один – «о монстрах». Он предписывал приносить уродов к комендантам городов за плату: «за человеческие по 10 руб., за скотские – по 5, за птичьи – по 3 (за мертвые); за живых же: за человеческий – по 100, за звериный – по 15, за птичий – по 7 руб. и проч… Сам он был странный монарх!» – замечает Пушкин, т. е. прямо намекает: «сам он был живой монстр»2. Л.Н. Толстой, задумав роман о Петре I, отказался от своего замысла, уяснив нравственный облик великого преобразователя России."

    royallib.com/read/korentsvit_viktor/letniy_sad_petra_velikogo_rasskaz_o_proshlom_i_nastoyashchem.html#102400

  • 25 Апреля 2022, 23:29
    Ответ на ""В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Ку" от Риэлтор

    Судя по истории с майором Глебовым, Пушкин А.С. был совершенно прав. 

    Спасибо за наводку!

    Здесь скачать можно полностью:

    https://zlibraries.ru/book/5473wnddeorz/

  • 26 Апреля 2022, 00:13
    Ответ на "Судя по истории с майором Глебовым, Пушкин А.С. бы" от Кадет Биглер

     Про майора не понял, а за ссылку большое спасибо!!!

  • 21 Октября 2023, 00:05

    Петербургская газета, 1873, № 116, 1 декабря. 

    https://vivaldi.nlr.ru/fn000020139/view/?#page=3

  • 22 Ноября 2023, 14:53
    Ответ на "Ноябрь 2023" от BABIRA66

     В 1959 году супруги Кнорозовы получили отдельную двухкомнатную квартиру в этом доме. Мемориальная доска установлена 19 ноября 2022 г., в день 100-летия со дня рождения Ю.В. Кнорозова 

    https://www.citywalls.ru/photo628602.html

  • 26 Декабря 2023, 09:50

     

    Петербургская газета, 1901, № 167, 21 июня.

  • 26 Декабря 2023, 10:03
    Ответ на " Петербургская газета, 1901, № 167, 21 июня." от Департамент полиции

     А зачем они поволокли его в Царское? Там вокруг ничего не было об этом?

  • 26 Декабря 2023, 10:35
    Ответ на "А зачем они поволокли его в Царское? Там вокруг ни" от Liz

     Смотрю пока. Может, выяснится вскоре.

  • 26 Декабря 2023, 11:45

     Приняв такое решение, Академия наук надолго потеряла к Глобусу всякий интерес. Вспомнили о нем лишь тогда, когда он стал мешать Ботаническому музею Академии наук, который находился в восточном крыле Музеума и нуждался в дополнительной площади. 8 марта 1900 г. академики М.С. Воронин и С.И. Коржинский на заседании Физико-математического отделения высказали следующее предложение: «В той части прежнего помещения Зоологического музея, которая должна перейти к Ботаническому музею, находится большая круглая комната с гигантским глобусом времен Петра Великого. Глобус занимает всю комнату и мешает воспользоваться этим залом целесообразно» (курсив мой. - Э.К.), поэтому Отделение должно «решить вопрос об участи глобуса: не найдет ли Академия возможным перенести его в другое помещение и, тем самым, способствовать наиболее удобному расположению Ботанического музея».110 Надо сказать, что Академия долго, целый год не могла принять решения. За это время один из академиков, внесших предложение, умер, а оставшийся - Воронин - 14 марта 1901 г. был вынужден повторить предложение Физико-математическому отделению, поскольку на месте Глобуса «должна помещаться библиотека Ботанического музея».111

    На этот раз дело стронулось, и в ответ на обращение Академии наук министр императорского двора 13 мая 1901 г. сообщил непременному секретарю Академии, что «Государь император... высочайше указать соизволил... находящийся ныне в помещении бывшей кунсткамеры (так в тексте. - Э.К.) глобус переместить таковой в Царское Село, в здание Адмиралтейства».112 Именно так Глобус оказался во второй половине 1901 г. в Царском Селе. Его установили на втором этаже здания Адмиралтейства, о котором в «Путеводителе по Царскому Селу» было указано, что оно построено по указу императрицы Екатерины II в 1773 г. Она приказала выстроить на месте деревянного «каменный шлюпочный сарай, сделав над ним большую залу, а по сторонам поместить два птичьих флигеля». «Работа была проведена по проекту архитектора Василия Неелова, посланного перед тем в 1770 г. в Англию вместе с сыном...». «Нееловы вернулись через год и вывезли с собой множество гравюр и рисунков, часть которых вставлена в стены верхней залы шлюпочного сарая».113 Зал, построенный над шлюпочным сараем, отделан в 1774 г. на голландский манер большими глазурованными плитками, в которые вставили 166 раскрашенных английских гравюр; полы были покрыты плитками темно-красного цвета. В зале этом поставлен переданный из Академии наук громадный глобус.114 Фотография этого времени (рис. 24) показывает, что Глобус в этом зале оказался совершенно инородным предметом: на фоне приклеенных к стенам английских пейзажных гравюр выглядел не более как какая-то диковина, прихоть великого царя. Недаром о времени пребывания Глобуса в Царском Селе практически не осталось никаких воспоминаний.

    (с. 58-59 http://karpeev.com/pdf/globus.pdf )

  • 25 Марта 2024, 19:13

    Приводятся чертежи и разрезы:

    Палаты Санкт-Петербургской императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили, приписанные ее императорскому высочеству государыне великой княгине и правительнице всея Руси / [с посвящением Иогана Даниеля Шумахера]. - СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1741. - [7] л., [13] л. ил. - Текст на рус. и нем. яз. - На фронтисписе : Петр I начал - Анна совершила. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/68833-palaty-sankt-peterburgskoy-imperatorskoy-akademii-nauk-biblioteki-i-kunstkamery-kotoryh-predstavleny-plany-fasady-i-profili-spb-1741#mode/inspect/page/49/zoom/8 

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31881
Готовится: 67
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 6831