Публикация

Доходные дома Белугиных - Жилой дом

Фото - Наталия, 02.2009.

Доходные дома Белугиных

Доходный дом - дом по площади Стачек (не сохран.)

Дом по Старо-Петергофскому пр.  (не сохран.)

 

Жилой дом

1934-1936 - арх. Троцкий Н. А., при участии Валевича А. В.

 

2 старых дома - и по площади и по проспекту - принадлежали Белугиным.  (из "Весь Петербург" за 1905 год).

  • фото

    1927 г.
    Фото - Андреевский Л. Г.
    Госкаталог
    (добавил Десса)

  • фото

    1923-1928 гг.
    Нарвская площадь
    до реконструкции
    Госкаталог
    (добавил Десса)

  • фото

    Фото 1935 г.

  • фото

    Фото конца 1930-х гг.

  • фото

    Площадь в период
    строительства дома.
    (добавил - andrey62)

  • фото

    (Город Ленина. Ленинградский
    Совет XIII созыва. Л., 1934.)

    (pastvu.com)
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1934 г.
    (Город Ленина. Ленинградский
    Совет XIII созыва. Л., 1934.
    pastvu.com )

    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1934 г. Угловые дома
    на площади Стачек
    Фото -vk.com
    (добавил Ладада)

  • фото

    1939 - 1942. Аэрофотосъемка
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Ленинград
    Путеводитель. 1940
    С. 161

  • фото

    Фото 1950-х гг.

  • фото

    Площадь Стачек. Фото 1960-е гг.
    Альбом Ленинград. Виды города.
    Фотографии Ильи Голанда. 1964. (добав.Mary)

  • фото

    1966. Снимок со спутника
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2022. Google - спутник
    (добавил V_Malyj)

В рамках плана реконструкции ансамбля пл. Стачек арх. Н. А. Троцким, совместно с  А. В. Валевичем, были спроектированы и возведены дома -

пл. Стачек, 1,  пл. Стачек, 3  и  Старо-Петергофский пр., 54.

Строительство велось с 1932 по 1938 гг.

Это были первые постконструктивистские постройки арх. Троцкого, где лаконизм конструктивизма сочетается с традициями классицизма.

Архитектура здания перекликается с обликом Нарвских ворот. Зодчий использует плоские пилястры, объединяющие 4 этажа. Вид зданий создает ощущение монументальности.

 

На месте дома 3 было два небольших доходных дома - один по пл. Стачек - 1905 г., арх. Максимов А. А., второй - по Старо-Петергофскому пр.

(добавил - Mary, иллюстрации - Mary, Student, по книгам - Т. Э. Суздальская - Н. А. Троцкий, Лениздат, 1991,

Достопримечательности Лениграда, Лениздат, 1961)

  • фото

    Троцкий.
    Экиз площади.

  • фото

    Проект дома. Перспектива
    С сайта ru-sovarch.livejournal.com
    Добавил - yuriT

  • фото
  • фото

    Нарвская площадь.
    Мост через речку Таракановку.
    Фото нач. 1900-х гг.

  • фото

Сооружённое по проекту А. А. Максимова западное крыло здания в 1912-1913 гг. было дополнено постройкой восточного крыла - доходного дома В. Я. Завадовского (арх. О. Р. Мунц). Несмотря на разницу в высоте и стилистике фасадов, они органично включились в единый фронт застройки пл. Стачек. Т.е. изначально у это был 4-хэтажный дом (по площади и по Старо-Петергофскому пр., который, кстати говоря, не стоял вплотную к дому 43).

 

В результате реконструкции 1934-1936 гг. дома по площади и проспекту (стоявшие практически вплотную) были объединены, пристроены к дому 43 по Старо-Петергофскому (эти две части отличаются фасадами от старых крыльев), надстроены до 6 этажей (судя по массивному карнизу, изначально до 5-ти). Все эти рассуждения подтверждаются всевозможными фотографиями.

(из книги Л. П. Лаврова "1000 адресов в Санкт-Петербурге", Student)

 

 

В 1934-1936 гг. была построена центральная часть, объединившая корпуса по площади и по проспекту, существовавшие ещё до революции (это видно также по вертикальному делению здания и различию в количестве этажей, если смотреть на окна).  (Student)

 

Некоторые размышления - (Student)

1) изначально было два 4-хэтажных дома (по площади и по Старо-Петергофскому пр., который, кстати говоря, не стоял рядом с жёлтым 6-этажным домом 43 по тому же Ст.-Пет. пр.), стоявшие рядом, построенные в 1905 г. арх.Максимовым

2) делаем вывод, что Троцкий, во-первых, соединил эти 2 дореволюционных крыла угловой частью (в которой, кстати говоря, под массивным карнизом не 5, как в старых частях, а 4 этажа (большие окна)) и, во-вторых, соединил крыло по проспекту с соседним домом 43; возможно, отдавая дань памяти Максимову, две новые части сделаны Троцким с немного рифлёной поверхностью, в отличие от гладкой штукатурки дореволюционных крыльев;

3) возможно, в 1934-36 гг. изначально было построено (достроено) 5-этажное здание (4-х в угловой части), т.к. карниз выглядит слишком уж внушительно, а позже невысокий 6-й этаж (а это уже чисто догадка);

4) из собственных наблюдений (косвенное подтверждение): из угловой части есть выход во двор, из которого также видно приблизительное членение здания (сейчас там, к сожалению, стоит кодовый замок) + моя соседка, работавшая когда-то давно на Треугольнике, говорит, что этот дом принадлежал какому-то барону (название в народе - "бароновский"), но больше не может вспомнить по этому поводу ничего.

 

 

1937, 1939, 1940, 1965:  Аптека № 83   - пр. Газа, 43/45  

(1937- Ленинград список абонентов, С. 204), (Ленинград - 1939, с. 333), (Ленинград - 1940. C. 424),  ([108]. С. 5)

1973: Ателье пошива обуви№ 7 объединения «Нева»,Ленинский р-н - пр. Газа, 43/45 ([211]. С.151)

1973: Столовая № 41 Ленинского треста столовых - пр. Газа, 43/45 ([211]. С.190)

1973:  Аптека № 83 Ленинского района   - пр. Газа, 43/45    ([211], С. 52)

1976, 1978:  Аптека № 83 дежурная    - пр. Газа, 43/45   (Краткий справочник ЛГТС-1976. С. 25), (Список абонентов ЛГТС-1978. С. 10)

1988:  Аптека № 83 (костыли, трости)   - пр. Газа, 43/45   ([125]. С. 26)

(добавил v3p1s4  lenarch)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (348).

  • фото

    Плитка заканчивается
    на 4 этаже

  • фото

    Парадная № 4,
    встроенный дом 1905 г.
    постройки по Старо-
    Петергофск. пр.

  • фото

    Фото - Виктор М
    2010.

  • фото

    Фото - Виктор М
    11.11.2012.

  • фото

    Парадная по
    пл. Стачек

  • фото
  • фото
  • фото

    Лифт предназначался
    только для аптеки,
    которая до 2000-х гг.
    находилась на 2 этаже

  • фото

    Створки
    лифта

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 18.03.2013.

  • фото

    Дворовый фасад
    встроенного доходного
    дома по пл. Стачек.

  • фото

    Дворовый фасад
    по Старо-Петргофскому

  • фото
  • фото

    Лестница № 4 в крыле
    по Старо-Петергофскому

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Южный дворик.
    Фото - Виктор М, 30.04.2016.

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 04.2015.

31 комментарий
6280 просмотров
Добавил: Наталия, 30 Января 2009, 23:19
Редактировано: 11 Июня 2024, 23:37
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house4033.html' target='_blank'>Доходные дома Белугиных - Жилой дом на Citywalls.ru</a>
Всего 31 комментарий
  • 9 Октября 2009, 21:01

    Зодчий использует упрощенный пилястровый ордер

     

    Я извиняюсь, а что за странное выражение пилястровый ордер?

    Пилястра - плоская колонна, выступающая из стены на 1/6-1/4 ее ширины и обработанная аналогично колонне избранного зодчим ордера.

    Ордер - это система. Известны греческие ордера: дорический, ионический, коринфский - по территориальному месту их формирования. Римляне дополнили ордер пышностью декора - получился римско-дорический, композитный.

    Понятно, Ной Троцкий, выпускник АХ, прекрасно знал классический ордер. И если он решил к нему возвратиться, то он должен был определиться - будет ли ордер применен декоративно или и конструктивно тоже. Так в этом симпатичном гибриде даже не пилястры как таковые, а намек на них. Слово уместно не "упрощенный", а "уплощенный" :))  Насколько можно судить по фото, там нет ни базы, ни капители.

    В общем, я бы поостереглась писать про ордер. Если уж признавать сочетанный стиль - коструктивизм с ..., то с безордерным классицизмом.

  • 15 Марта 2015, 08:42

    часть текста публикации - скорее заслуживает переноса в разряд "комментарии" из-за отсутствия каких-либо обоснований и изложения слухов в стиле ОБС.  

  • 23 Марта 2016, 10:05

    1937, 1939, 1940, 1965: Аптека № 83, пр. Газа, 43/45. («1937- Ленинград список абонентов", С. 204), («Ленинград - 1939", с. 333), («Ленинград - 1940", с. 424), ([108], с. 5).

    1973: Аптека № 83 Ленинского р-на, пр. Газа, 43/45. ([211], С. 52).

    1976, 1978: Аптека № 83 дежурная, пр. Газа, 43/45. («Краткий справочник ЛГТС-1976", с. 25), («Список абонентов ЛГТС-1978", с. 10).

    1988: Аптека № 83 (костыли, трости), пр. Газа, 43/45. ([125], с. 26).

  • 23 Марта 2016, 10:14
    Ответ на "1937, 1939, 1940, 1965: Аптека № 83, пр. Газа, 43/" от v3p1s4

     Та самая аптека находилась на 2 этаже в жилой лицевой парадной по пл. Стачек, вход там, где сейчас вывеска "Копицентр". Закрылась примерно лет 10 назад. Специально для аптеки был смонтирован грузовой лифт, его фото есть в публикации. Сейчас в этом доме есть новая аптека на 1 этаже с отдельным входом, к старой аптеке она отношения не имеет.

  • 23 Марта 2016, 10:56

    Я привожу факты, отражающие Историю, и Ваш комментарий их не опровергает.

  • 6 Мая 2016, 13:37

    Лестница № 4 в крыле по Старо-Петергофскому, вход только со двора. Допускаю, что эта лестница могла быть черной, а парадная находилась здесь же в лицевой части, в этом же объеме, позже включена в состав квартир. Но это лишь предположение.   фото  см. публ.

  • 31 Октября 2016, 13:47

    Первого июля 1941 г. председатель Ленинского райисполкома письмом заместителю председателя городского исполкома испросил разрешения на передачу столовой № 5, находящейся на пр. Газа, 43/45, «воинской части НКВД. Закрытие этой столовой не принесет ущерба обслуживанию населения района…» .

    В.Ходанович, "Блокадные будни одного района города", глава 6
    http://rutlib.com/book/14505/p/7

  • 22 Февраля 2020, 00:35

    Угловые дома на площади Стачек у Нарвских ворот. 1934

     

    https://sun9-23.userapi.com/c205728/v205728495/76ba8/7YoKNYA5c3w.jpg

  • 16 Марта 2020, 19:44

    В угловой части в одном из окон располагался ревизорский пост трамвайного кольца "Площадь Стачек".

    На 2013 год в этом окне действовала кофейня, позже она "переехала" в соседнее "размурованное".

     

    Яндекс Панорамы

    2019 год. Окно слева от навеса.

     

    2009 год

     

    04.2013

    Фото - transphoto.org

  • 18 Октября 2021, 13:27

    Очень сомневаюсь, что даты постройки указаны верно. В документах на квартиру было указано, что дом дореволюционной постройки.

    По поводу пятиэтажной части (вход с пл. Стачек). Аптека занимала 2 и 3 этажи. На 4 и 5 были 2 коммунальные квартиры. На 1 - ревизорный пост и какой-то магазин или мастерская. Коморка ревизорного пункта полностью выгорела во время пожара на лестнице.

  • 18 Октября 2021, 21:25
    Ответ на "Очень сомневаюсь, что даты постройки указаны верно" от ИринаC

     Насчет дат постройки - посмотрите старые фотографии в публикации.

  • 18 Октября 2021, 22:30
    Ответ на "Насчет дат постройки - посмотрите старые фотографи" от Наталия

     В действительности получается, что в 1934-36 гг. построили только угловую часть с сохранением существующих домов, отсюда и дата в документах до 1917 г.

  • 19 Октября 2021, 03:00

    Похоже, что два угловых дома и есть доревол-ые, а здание по С.Пет-му и есть постройка 1930-х.

  • 24 Сентября 2023, 12:49
    Ответ на "Очень сомневаюсь, что даты постройки указаны верно" от ИринаC

    В наших документах на квартиру тоже было указано, что дом дореволюционной постройки. Хотя вероятно дореволюционной была часть дома, вход в подъезд которой  был из двора колодца.

  • 15 Марта 2024, 20:06
    Ответ на "Еще фото до 1934 года https://goskatalog.ru/portal" от Десса

     Про первое фото в Госкаталоге написано: Автор Л.Г. Андреевский. 1927.

    Добавлю: это крайняя дата, позднее деревянный дом справа не встречается.

    Про второе фото в Госкаталоге странно: Нарвская площадь до реконструкции, 1923-1928 гг. Период создания 1930-е.

    Судя по этому же дому, фото не позднее 1927-го.

  • 16 Марта 2024, 06:59
    Ответ на "Про первое фото в Госкаталоге написано: Автор Л.Г." от Liz

     Спасибо. Про деревянный дом справа где-то была публикация или обсуждение? Интересно поизучать

  • 16 Марта 2024, 09:05
    Ответ на "Спасибо. Про деревянный дом справа где-то была пуб" от Десса

     Я не встречала, просто много разглядывала фотографии.

  • 16 Марта 2024, 11:58
    Ответ на "Про первое фото в Госкаталоге написано: Автор Л.Г." от Liz

     Фото 3 в публикации - то же, что 1-е фото из этих, только то отвратительного качества и сильно обрезано справа.

  • 16 Марта 2024, 12:45
    Ответ на "Фото 3 в публикации - то же, что 1-е фото из этих," от Liz

     Это фото плохого качества, если не ошибаюсь, из путеводителя 1930 г. 

    Обсуждения деревянного дома тоже не помню, но по-моему он попадается на фото в публикации по Нарвским воротам.

  • 16 Марта 2024, 13:22

    2024. Фрагмент схемы РГИС.

    Адрес: Старо-Петергофский пр., дом 43-45, литера Б. 

     

    2024. Фрагмент схемы РГИС. 

    Ансамбль жилых домов площади Стачек (3 здания). 

    Наименование ОКН: Жилой дом.  

    Датировка: 1935. 

    Авторы: арх. Н. А. Троцкий, гражд. инж. А. В. Валевич. 

    Адрес: Старо-Петергофский пр., дом 43-45, литера Б

    Категория охраны: В. Основание: Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001.  

     

    1934. Источник: Город Ленина. Ленинградский Совет XIII созыва. Л., 1934. (pastvu.com)

     

    01.02.2024.

     

     

  • 16 Марта 2024, 13:32
    Ответ на "Спасибо. Про деревянный дом справа где-то была пуб" от Десса

    1923 (?) Фото - vk.com

    Фотографии из альбома Нарвская застава. История 

     

    1922. Возвращение курсантов военной школы из лагеря  (vk.com)

     

    1922. (vk.com

  • 16 Марта 2024, 15:59
    Ответ на "Это фото плохого качества, если не ошибаюсь, из пу" от Наталия

     Да, видно, что из книжки. Теперь можно, наверное, заменить.

  • 16 Марта 2024, 17:13

    1973: Ателье пошива обуви № 7 объединения «Нева», Ленинский р-н - пр. Газа, 43/45 ([211]. С.151)

    1973: Столовая № 41 Ленинского треста столовых - пр. Газа, 43/45 ([211]. С.190)

  • 16 Марта 2024, 22:55
    Ответ на "Да, видно, что из книжки. Теперь можно, наверное, " от Liz

     Я ошиблась, это не из путеводителя 1930 г. - там такого нет. И в 1933 тоже. В путеводителе 1940 помещено нынешнее фото 3  (у нас из госкаталога) с подписью "площадь Стачек раньше", без дат.  К слову в госкаталоге тоже интересно подписано: "Нарвская площадь до реконструкции, 1923-1928 гг." , а ниже "Период создания 1930-е гг." Это как?

    А про то фото плохого качества, но панорамном, есть еще вариант: "Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор развития города. 1943 г.". Там старые фотографии почти все дрянного качества, но чаще всего года подписаны...  

  • 16 Марта 2024, 23:59
    Ответ на "Я ошиблась, это не из путеводителя 1930 г. - там т" от Наталия

     Других госкаталогов у нас нет, только такой. Я много возилась с фотографиями площади несколько лет назад. Тот дом исчез в 27 году. Он стоял на месте метро.

  • 17 Марта 2024, 01:14
    Ответ на "Других госкаталогов у нас нет, только такой. Я мно" от Liz

     Про Госкаталог я понимаю. Мне хотелось найти источник той некачественной панорамной фотографии. Она у нас еще есть в другой публикации. 

  • 17 Марта 2024, 10:30
    Ответ на "Мне хотелось найти источ" от Наталия

     https://pastvu.com/p/540134

    Площадь Стачек до реконструкции 1928

    Варианты: #113299 и #784664

    Автор:Неизвестно

    Источник:Книга "Путеводитель по Ленинграду" 1957 год.

     

    begemout·12 июня 2018, 20:42·
    Возможно, снято до 1928 года, но не ранее 1916.

     

    PS. Обратите внимание на форму прокладки трамвайной линии на pastvu.com/p/784664

    Больше похоже на 1916... Просматривается путь на  ул. Сутугина

    Сравните  с фото 1929 г. : https://pastvu.com/p/965973

    (есть хорошая публикация с этим же фото https://www.citywalls.ru/photo650465.html)

     

    Точка съёмки: с Нарвских Ворот

  • 17 Марта 2024, 14:34

    Спасибо. Действительно это фото из Путеводителя 1957 г. С. 527. На подписи "Фото 1928  г."

    Фото ужасного качества и маленькое, даже удивительно, что кто-то сумел сканировать его или переснять в таком виде.

    В путеводителе на глаза попалась информация, правда, возможно не об этом деревянном доме, о котором говорили здесь, а о каком-то находившемся правее:

    " До 1925 г. на месте нынешнего Дворца культуры стоял небольшой дом, где помещалась школа, в которой с 31 июля по 3 августа 1917 г. проходили заседания исторического VI съезда СДРП(б). <...>

     этом же здании школы в 1917 г. помещался районный комитет Нарвско-Петергофского социалистического союза рабочей молодежи, а 18 агуста 1917 г. здесь происходила первая конференция Петроградского социалистического союза рабочей молодежи".

  • 17 Марта 2024, 16:00
    Ответ на "Спасибо. Действительно это фото из Путеводителя 19" от Наталия

     Про школу встречается. Именно на месте ДК.

  • 17 Марта 2024, 19:52
    Ответ на "Про Госкаталог я понимаю. Мне хотелось найти источ" от Наталия

     М.б., эта, из музея и есть, но как об этом узнать?

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31873
Готовится: 63
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4081