Публикация
Мариинский оперный театр - Театр оперы и балета им. С. М. Кирова
Мариинский оперный театр эклектика Театральная пл., 1 - ул. Глинки, 7х (б/н) - ул. Декабристов, 32х (б/н) Пам. арх. (федеральн.) 1849, 1860 - арх. Кавос Альберт Катаринович 1883-1886, 1894-1896 - арх. Шретер Виктор Александрович
Театр оперы и балета им. С. М. Кирова
До середины XIX в. часть Театральной площади, примыкающая к Крюкову каналу, не была застроена. В 1844 г. на гастроли в Петербург приехала из Рима цирковая труппа антрепренера и артиста Гверра, который получил разрешение на строительство здесь деревянного цирка. Выступление популярных цирковых артистов вначале пользовалось у публики огромным успехом. Власти столицы покровительствовали труппе и во всем ее поддерживали. Воспользовавшись этим, Гверра сумел получить разрешение на постройку казенного каменного цирка на месте деревянного. Проектировать здание поручили архитектору Альберту Катариновичу Кавосу. 25 апреля 1849 г. строительной комиссией был принят план цирка с прямоугольником центрального здания и двумя боковыми пристройками конюшен, представлявший собой композицию в форме креста.
Однако со временем интерес петербуржцев к однообразным цирковым представлениям упал. Уже к осени 1851 г. цирковые представления практически прекратились. В здании цирка начали ставиться драматические спектакли.
В ночь на 26 января 1859 г. в здании театра-цирка возник пожар, после которого остались лишь каменные стены, сводчатые перекрытия коридоров и лестницы. По указу Александра Второго здание восстановил, а точнее, заново построил архитектор А. К. Кавос и 2 октября 1860 г. постановкой оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя" здесь открылся новый Мариинский оперный театр, названный так в честь жены российского императора. Живописный плафон «Часы с амурами», обрамленный портретами двенадцати отечественных драматургов, выполнил по эскизам профессора Дузи австрийский художник Энрико Франчиолли, создавший плафоны и для фойе театра-цирка и участвовавший в росписи плафона Большого зала в Екатерининском дворце Царского села. Люстра спроектирована арх. Кавосом по образцу популярных в то время в России английских каскадных люстр «finger-fringe» и изготовлена на средства купца Константина Плеске. Она стала первой в петербургских театрах люстрой, приспособленной для освещения газом, а не маслом. Для креплений и подъемных механизмов люстры над плафоном зала Кавос изначально устроил «Часовую» и «Люстровую» галереи. Обширное пространство под крышей театра оставалось неиспользуемым. В 1864 г. в нем организовали один из самых обширных в Европе живописных залов по проекту арх. Н. Л. Бенуа, который завершил разработки умершего к тому времени Кавоса.
Ранняя декорационная мастерская («Зала для написания декораций»), изначально запланированная самим Кавосом, была устроена в левом флигеле на уровне третьего яруса. При перестройке театра арх. В. А. Шретером мастерская была превращена в женский гардероб. На третьем этаже нового корпуса Шретер отстроил огромную мастерскую и 20 августа 1886 г. состоялось освящение «декорационной залы». Эту мастерскую позднее переоборудовали под два репетиционных класса для балета. Таким образом, до нашего времени сохранился один декорационный зал, расположенный под самым куполом.
В 1894-1896 гг. при проводимой Шретером реконструкции театра по всему периметру здания был возведен «парапетный этаж», в стенах которого между пилястрами, прорезали большие полуциркульные окна с железными переплетами. С устройством новой кровли, расположенный под куполом, живописный зал стал более просторным и светлым.
Башенкой на куполе театра Шретер замаскировал вентиляционную трубу и придал зданию новую архитектурно-символическую доминанту. Эта башенка, наряду с исполненным А. Головиным в 1914 г. занавесом зрительного зала и голубым плафоном «Часы с амурами», является символом Мариинского театра. Башенка обрамлена белыми фигурными кронштейнами и увенчана символами императорского театра - лирой и короной. Императорская корона, задуманная Шретером, снята в 1920-е гг. и была восстановлена лишь в 1996 г.
(по материалам статьи О. А. Жарковской История под куполом История Петербурга №5(21)/2004)
* "Вот изображение марки № 1862 на плане 1876 г. (три другие марки не сохранились) и "живьем" на стене вестибюля.
К реконструкции В. А. Шрётера 1883-1886, 1894-1896 гг. Как-то не заметил раньше, что здание театра и до, и после шрётеровской реконструкции несимметрично: боковые объёмы разные. А
Ранее сберкассу на Театральной пл., 1 найти не удается. 1940: Отделение № 124 Октябрьской районной сберкассы № 1874, Театральная пл., 1 (театр оперы и балета им. С. М. Кирова). («Ленинград - 1940", C. 275). 1965: Сберкасса Октябрьского р-на № 389, Театральная пл., 1. ([ В 1973 г. сберкасса на Театральной пл., 1 отсутствует. (Добавил:
100 комментариев
25856 просмотров Добавил: Blackadder, 1 Ноября 2008, 16:18
Редактировано: 29 Марта 2023, 20:50
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3884.html' target='_blank'>Мариинский оперный театр - Театр оперы и балета им. С. М. Кирова на Citywalls.ru</a>
Всего 100 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14283
Всего сегодня: 3111
|
Почему бы не назвать этот стиль неоклассицизмом он же близок тому что называюли неоклассицизмом в 1862 году.