Публикация

Таможня - Пушкинский дом

Здание на карте
фото
Архитекторы: Лукини И. Ф.
Год постройки: 1829-1832
Стиль: Классицизм

Таможня - Пушкинский дом                                                                            Классицизм

 наб. Макарова, 4

Пам. арх. XIX в.

1829-1832  - арх. Лукини Иван Францович

                   (возможно, в разработке проекта участвовавал арх. В. П. Стасов)

1907 - переделка парадной лестницы, уничтожена роспись

 

 

Строительство здания вызвано развитем порта, который в то время находился на стрелке ВО.

Таможня была построена на месте особняка, принадлежавшего семье Лопухиных.

Центральная часть фасада Таможни выделена восьмиколонным ионическим портиком, над которым возвышается башня, завершенная куполом.

В 1809-1810 гг. был облицован гранитом примыкающий к Биржевой площади берег Малой Невы от Стрелки до Биржевой линии, в 1806-1809 гг. была построена перед Таможней пристань с широкой лестницей, украшенной изваяниями львов (арх. И. Рогинский). В 1824-1832 гг. набережную продлили до Тучкова моста.

  • фото

    Фото - К. Булла *
    pastvu.com

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    План 2-го этажа

  • фото

    Статуи на
    фронтоне

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - С. Васильев, 2008

  • фото

    Фото - d7161, 2008

* Новое здание Главного управления неоклапдных сборов   и казенной продажи питей

 

Главный зал внутри здания с двумя парами дорических колонн желтого искусственного мрамора, перекрыт крестовым сводом. Стена с карнизами, перекрытие расписано под лепку с растительным орнаментом и фигурами.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - GT 2010.

По углам фронтона стоят три отлитые из меди статуи римских богов Меркурия, Нептуна и Цереры - покровителей торговли, мореплавания и плодородия. Бог торговли Меркурий с высоко поднятым жезлом занимает центральное место на фронтоне. Богиня держит рог изобилия. Нептун вместо обычного трезубца держит весло. Скульптор не известен. 1832 г.

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    24.01.2013.

  • фото

    Интерьеры.

  • фото

    Рабочий кабинет
    Д. С. Лихачева
    в Пушкинском Доме.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - GT 2010.

С 1927 г. в здании Таможни находится Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН и Литературный музей. Начало свое они ведут от устроенной в 1899 г. небольшой выставки, посвященной столетию со дня рождения А. С.  Пушкина. Институт был учрежден в 1905 г., а в 1930 г. был преобразован в научно-исследовательский. Основателями и руководителями Пушкинского Дома были выдающиеся ученые - Н. А. Котляревский и Б. Л. Модзалевский. Во главе института стояли А. В. Луначарский, А. М. Горький, академики С. Ф. Платонов, П. И. Лебедев-Полянский, А. С. Бушмин. Здесь работали ученые Н. П. Лихачев, В. М. Жирмунский, М. П. Алексеев, Д. С. Лихачев.

В архиве Пушкинского Дома и в музее хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. А. Блока, В. В. Маяковского и др.

Всемирной известностью пользуется древлехранилище Пушкинского Дома, коллекции которого ежегодно пополняются находками археографических экспедиций.

                  (иллюстрации, тексты добавил - Mary)

 

После окончания Северной войны в 1721 г. порт решено было открыть на стрелке ВО. Его причалы постепенно распространялись по берегу Невы.

К порту относились также многочисленные буяны - места складирования и сортировки товаров, доставляемых по воде. Они располагались на естественных или искусственных островках. По правому берегу Малой Невы находились Ватный и Льняной пеньковый, Тучков) буяны. На левом у истоков р. Смоленки - Винный. На Петровской наб. находился Гагаринский буян. Были Масляный, Сальный, Сельдяные буяны. 

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Конференц-зал

  • фото

    Конференц-зал.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

  • фото

    Фото - Виктор М, 24.01.2013.

  • фото

  • фото

    Александр
    Веселовский

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 24.01.2013.

  • фото

    В конференц-зале

  • фото

  • фото

    В конференц-зале

  • фото

  • фото
  • фото

    В одном из музейных залов

  • фото
  • фото

    Декор камина

  • фото
  • фото
  • фото

  • фото

    В конференц-зале

  • фото

  • фото

  • фото

    Зал Лермонтова

  • фото

    Фото - Виктор М, 24.01.2013.

38 комментариев
14029 просмотров
Добавил: Shuba, 29 Января 2008, 19:38
Редактировано: 30 Марта 2023, 23:02
Оцените:
(22 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house371.html' target='_blank'>Таможня - Пушкинский дом на Citywalls.ru</a>
Всего 38 комментариев
  • 13 Декабря 2012, 12:01

    По состоянию на 25.01.1917-го (за месяц до революции), в доме №4 по Тучковой наб. размещались 4 отдела Министерства Торговли и Промышленности: 1.Отдел промышленности (т.336), 2. Особое делопроизводство по надзору за торгово-промышленными предприятиями (т.57785), 3.Отдел торгового мореплавания (т.1927), 4.Отдел торговых портов (т.1927). Источник: "Весь Петроград на 1917г. (изд. т-ва А.С.Суворина)"

  • 28 Января 2013, 21:54

    2 фото 01.07.2006:

    памятник А. С. Пушкину перед входом:

     

     

    мемор.доска:

  • 29 Января 2013, 00:05

    Публ. без ссылок, в т.ч. старые фото.

     

    Скульптор не известен. 1832 г.

    Как это расшифровать? И конечно, пишем не установлен.

     

    М.б., имеет смысл указать, откуда же институт сюда переселился и дать гиперссылку?

  • 1 Декабря 2013, 12:47

    В публикации название фотографии 2 "План здания" надо изменить.
    Правильно - "План 2-ого этажа".
                     (Лит-ра:  Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., Стройиздат, 1972. С. 100)

  • 11 Марта 2015, 21:26
    Ответ на "имеет смысл указать, откуда же институт сюда переселился и дать гиперссылку?" от алекс

    Ну дать ссылку на Блока:
    "Имя Пушкинского дома в Академии наук..."  :)

  • 12 Марта 2015, 02:27
    Ответ на "Ну дать ссылку на Блока:"Имя Пушкинского дома в Ак" от Chartpilot

     Отнюдь. Между Блоком и 1927 годом Пушкинский дом путался по разным адресам. Это надо отслеживать по ВПг-ВЛ.

  • 12 Марта 2015, 02:46

    Фасад, не заслонённый листвой (16.04.2010):

     

    Ведутся фасадные(?) работы (06.03.2015):

     

    На внутридворовой территории находится фондохранилище, соединённое с главным зданием галереей.

  • 14 Октября 2018, 22:51
    Ответ на "По состоянию на 25.01.1917-го (за месяц до революц" от Jane

     Не за многим дело стало - понять, у какого именно дома в1917 году был номер 4 по Тучковой набережной. Во всяком случае не у этого.

  • 6 Ноября 2018, 11:13

    Бюст А.С.Пушкина перенесен с Каменноостровского проспекта только в 2000-х годы, где он стоял перед Александровским лицеем.

  • 6 Ноября 2018, 12:10
    Ответ на "Бюст А.С.Пушкина перенесен с Каменноостровского пр" от Ермолай

    Вы ошибаетесь. Во-первых, бюст стоял не перед лицеем (там был другой бюст - Александра I, а в советское время вместо него появился бюст Ленина), а за этим зданием, в саду. А во-вторых, он и там стоял только до 1930-х гг. Потом бюст перенесли на лестницу здания Лицея, а еще позже передали в Музей городской скульптуры. В фондах этого музея бюст и оставался до 1999 г., когда в связи с 200-летием со дня рождения Пушкина его установили на новом месте. См. публикацию по зданию Александровского лицея.

  • 9 Апреля 2019, 15:16

  • 29 Июня 2019, 15:06

    1906 год

  • 28 Ноября 2019, 14:55
    Ответ на "Вы ошибаетесь. Во-первых, бюст стоял не перед лице" от S.P.

     Ув. S.P., как вы считаете, это один и тот же бюст?

      Бюст из лицейского сада

    Э

  • 28 Ноября 2019, 14:57
    Ответ на "Вы ошибаетесь. Во-первых, бюст стоял не перед лице" от S.P.

     ...и бюст перед Пушкинским Домом

  • 28 Ноября 2019, 15:19
    Ответ на "Ув. S.P., как вы считаете, это один и тот же бюст?" от Буквоед

     Мне кажется, что один и тот же, снятый в немного разных ракурсах.

  • 28 Ноября 2019, 17:06
    Ответ на "...и бюст перед Пушкинским Домом" от Буквоед

     Надпись на постаменте "Бюст А.С. Пушкина работы И.Н Шредера 1899 г."

  • 29 Ноября 2019, 18:32

    Спасибо. Дело в том, что у многих из тех, кто видел бюст в период его нахождения в вестибюле б. Александровского лицея (тогда - школа №69 им.А.С Пушкина), есть в этом сомнения.  К сожалению, сравнивать можно лишь с одной сохранившейся фотографией дореволюционного времени, которую я выше привёл.

    Надпись на постаменте - не доказатеьство, она сделана при установке памятника.

    Другое дело надпись на плинте скульптуры. Как утверждает Энциклопедия СПб, она гласит: "Леп.Ив.Шредер. Отл.Н.Штанге". Я её, к сожалению, своими глазами не видел. Интересно, она действительно в такой орфографии: "Леп." а не "Лп." и "Шредер", а не "Шредеръ"?

  • 29 Ноября 2019, 18:32

    Спасибо. Дело в том, что у многих из тех, кто видел бюст в период его нахождения в вестибюле б. Александровского лицея (тогда - школа №69 им.А.С Пушкина), есть в этом сомнения.  К сожалению, сравнивать можно лишь с одной сохранившейся фотографией дореволюционного времени, которую я выше привёл.

    Надпись на постаменте - не доказательство, она сделана при установке памятника.

    Другое дело надпись на плинте скульптуры. Как утверждает Энциклопедия СПб, она гласит: "Леп.Ив.Шредер. Отл.Н.Штанге". Я её, к сожалению, своими глазами не видел. Интересно, она действительно в такой орфографии: "Леп." через "е", а не через "ять" и "Шредер" без "ъ" в конце?

  • 29 Ноября 2019, 19:42
    Ответ на "Спасибо. Дело в том, что у многих из тех, кто виде" от Буквоед

    "К сожалению, сравнивать можно лишь с одной сохранившейся фотографией дореволюционного времени, которую я выше привёл."

     

    Мне известна еще одна фотография - в журнале "Нива", 1899, №24, с. 455:

     

    Более высокое разрешение

     

    (Я поместил ее на своем сайте, а в Citywalls не посылал, поскольку она ничего принципиально нового не дает, а качество изображения хуже.)

  • 13 Июня 2020, 23:49

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/133404

    Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СанктПетербурга

    Шифр: Ар 233907

    Аннотация: Участники торжественной церемонии открытия памятника-бюста великому русскому поэту А.С.Пушкину на набережной Макарова, 4 возле здания института Русской литературы ( Пушкинского дома).

    Дата съёмки: 04 июня 1999 г.

    Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович

  • 4 Июня 2022, 10:47

    Из книги "Деловой мир Петербурга" (М.Н.Барышников, 2000):

    В 1910 сын Р.А.Банга, Макс Робертович, открыл собственную оптовую торговлю фруктами и колониальными товарами по адресу Тучкова наб,4. Фирма действовала в форме торгового дома с капиталом 80 тыс руб. (30 тыс.р. полного товарища М.Р.Банга и 50 тыс.р. непоименованного вкладчика)

  • 4 Июня 2022, 11:36
    Ответ на "...передали в Музей городской скульптуры. В фондах этого музея бюст и оставался до 1999..." от S.P.

     Вот фотодокумент того, что я видел своими глазами. 

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25722568

    Работал рядом с Лаврой, и возвращаясь вечером, частенько заходил в Некрополи.
    И вот летом 81-го (или 82-го) в Некрополе XVIII века, обратил внимание, что слева от входа, у стенки, лежат обломки колонн, памятников, и виднеется какой-то бакенбард!
    Лица было не рассмотреть, он был повёрнут по другому, в сторону надвратной церкви.
    Пришлось выйти, залезть на мусорный бак, и убедиться, что это Александр наш Сергеевич!

    Да, в каталоге Музея городской скульптуры сказано: "...находился в фондах музея".
    Я с этой фразой приставал к даме, которая работала в музее, что, мол, это у вас такие "фонды"?!
    Она оправдывалась, что может это летом, во время строительных работ временно переместили.
    Но теперь, слово "фонды" вызывает у меня нехорошие ассоциации. 😀

  • 4 Июня 2022, 23:25
    Ответ на "Из книги "Деловой мир Петербурга" (М.Н.Барышников," от spodlevsky

    Здание Таможни не имело номера по Тучковой набережной, как и нынешние дома 2, 6 и 8. Нумерация по Тучковой набережной начиналась от Биржевой линии, с нынешнего дома 10 - это был дом 2-18-1 по Тучковой набережной. Но с постройкой на месте старого Гостиного двора здания Министерства торговли и промышленности оно тоже получило № 2, но уже без дробей. № 4 имел дом А.А. Стенбок-Фермора - https://www.citywalls.ru/house375.html (теперь № 12)

    (ВПг на 1917).

  • 27 Августа 2022, 21:29

    Лукомский 1916 г

  • 14 Сентября 2022, 22:44

    Пора бы поменять титул.фото. На фото попало менее трети здания. Да ещё тит.фото отвратительного качества.

  • 11 Октября 2023, 05:37

    «Изъ Петербурга отъ 10-го (22-го) сентября пишутъ въ «Berl. Börsen-Ztg.»: «Слѣдствіе относительно лицъ, обвиняемыхъ въ соучастіи въ покушеніи взорвать Зимній дворецъ, уже окончено, и судебное разбирательство отложено до 20 декабря. До тѣхъ же поръ будутъ собираться свѣдѣнія относительно до сихъ поръ еще неизвѣстныхъ участниковъ. Обвиненіе сдѣлаетъ выводы о внутреннихъ распорядкахъ въ Зимнемъ дворцѣ и объ организаціи нигилистической партіи до 5 февраля. Взрывъ, по показанію одного арестованнаго на Васильевскомъ островѣ типографщика, по фамиліи Иванова, оказался безъ ожидавшихся послѣдствій вслѣдствіе того, что онъ произведенъ былъ «столярами» раньше, чѣмъ была положена вся назначенная «комитетомъ» масса динамита и пироксилина. Особенную важность имѣетъ то обстоятельство, что слѣдствіе показало, откуда нигилисты получали значительныя количества взрывчатыхъ веществъ и какими путями они провозили ихъ. Почти вся масса взрывчатыхъ веществъ, имѣвшихся въ распоряженіи революціонеровъ, приготовлялась въ Швеціи и доставлялась исключительно черезъ Кронштадтъ и петербургскую морскую таможню, позволявшую себѣ относиться съ преступною небрежностью при осмотрѣ приходящихъ судовъ, — а отсюда взрывчатыя вещества уже развозились по всей Россіи. По тому же пути шли въ послѣдніе годы не только запрещенныя и опасныя для государства произведенія печати, но даже и тѣ книги и газеты, которыя составляли пропаганду Герценовской агитаціи. Этимъ обстоятельствомъ констатируется связь ново-нигилистической партіи съ людьми «Колокола» шестидесятыхъ годовъ и этимъ объясняется то явленіе, что оставались безъ всякихъ результатовъ строгіе таможенные досмотры на пограничныхъ таможняхъ. Въ числѣ свидѣтелей, вызываемыхъ обвиненіемъ, находятся управляющій придворною строительною конторою и комендантъ Зимняго дворца, затѣмъ находившіеся въ караулѣ 5 февраля офицеры лейбъ-гвардіи финляндскаго полка полковникъ Строевъ и начальникъ караула штабсъ-капитанъ Вольскій».

    Берег, 1880, № 176, 17 (29) сентября.

  • 15 Сентября 2024, 18:53

    На днях в одном интернет-сообществе обсуждали гуашь Ф.П. Толстого "У окна. Лунная ночь", 1822 года.

     

     Утверждалось, что писано это было в особняке Лопухиных, который стоял на месте здания Таможни (Пушкинский Дом). Народ возражал, напирали, в основном, на угол зрения и что такого вида из указанной точки быть не могло. Я же, почуяв нехорошее, заглянула сюда - и, увы, не ошиблась. Здесь, конечно, тоже откуда-то списано, но откуда это, ломай теперь голову. Вот к чему приводит отсутствие в публикации каких бы то ни было ссылок. Ну, почему нельзя написать? Вот думаю, неужели это из Никитенко и Соболя? Как-то не верится.

    В соответствующих изданиях ни 1804-го, ни в 1809-го, ни 1822-го, ни 1824 годов у Лопухиных в этих краях не показано ничего. Теоретически кто-то из Лопухиных мог, конечно, владеть здесь домом в промежуток между 1809-м и 1822-м годами и таким образом проскочить "между струек" адресных книг. Но это в теории, а на практике представить, что кто-то из представителей старинного рода захотел бы жить в непосредственном соседстве с Биржевым гостиным двором и окнами прямо на так называемый Голландский порт, как-то сложновато. Совсем не дворянское место. Про Лопухиных очень сомнительно, но хотелось бы найти концы.  А что Федор Толстой и изображенная им свояченица не имеют к этой истории никакого отношения, это известно, Толстые жили тогда не здесь. Но с тем адресом свои трудности, поэтому не пишу пока о нем.

     

    (Сенатский атлас. 1798. Л. 105).

    Наверху здание Старого Гостиного двора, о котором так сокрушались мирискусники через сто с лишним лет, правее и вниз участок в двумя каменными зданиями, место будущего Пушкинского дома. У правого угла второго здания некое строение перегораживает всю набережную, то есть далее шла закрытая территория порта - так надо понимать?

    Дж.А. Аткинсон

    Панорамный вид стрелки Васильевского острова в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805 гг. Лист 4. Биржа и склад. Новая биржа. Крепость св. Петра и св. Павла".

    Между 1802 и 1805. Фрагмент. (Ссылку не получается поставить).

    У левого края видим парусник, там же просвет между домами, нынешняя Тифлисская улица. Чуть правее начинаются черепичные крыши - пониже, повыше, потом флигель, деливший двор на две части. Это и есть  место Пушкинского дома.

  • 15 Сентября 2024, 20:04

    Да, действительно Никитенко и Соболь, из главы "Набережная Макарова" в их прекрасной книге "Дома и люди Васильевского острова", но в таком виде, что догадаться о том, что речь идет о 1-й четверти XVIII  века, совершенно невозможно. 

    (Никитенко Г.Ю., Соболь В.Д. Дома и люди Васильевского острова. М.: СПб., 2013. С. 466).

  • 15 Сентября 2024, 22:03

    Вона чо, Михалыч. 🤗

     

     

  • 15 Сентября 2024, 23:28
    Ответ на "Вона чо, Михалыч. 🤗 " от Galina Vabishchevich

     Чего никогда не встречалось, так это суждений, насколько точен был П.Н. Петров в этих расчетах. Интересно.

    Это чтобы буковки были видны.

    (Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. СПб., 1885. С. 214 (2 паг.)).

    И вот как эти буковки, те и эти, сопоставлять? Посмотрим-ка план 1737 года. Понятно, что замечания Петрова на плане 1738 года показывают картину не на тот год, а перспективу за треть века, а план 1737-го картину на тот именно момент.

     

    84. Коллегии. 85. Академия наук с библиотекою и кунсткамерою. 86. Театр фейерверков. 87. Кладовой гостиной двор и биржа. 88. Портовая таможня. 89. Пристань у гостиного двора. 90. Пеньковые анбары. 91. Дом шляхетного кадецкого корпуса.

    Так что на 1730-е годы - портовая таможня.

  • 16 Сентября 2024, 00:44

    Ну, во всяком случае дом, будем считать, Лопухиных с плана 1738 г. едва ли выглядел так, как мог выглядеть дом на гуаши Фёдора Толстого. Разные эпохи в градостроительстве. Но то, что участок мог принадлежать семейству Лопухиных, таки мог.

     

    Вообще-то интересно бы выяснить, что вся эта туса достаточно громких фамилий строила и перестраивала на принадлежащих им участках на Стрелке В.О.. В сети болтается только дом Демидовых, он есть и на Паству.  

  • 16 Сентября 2024, 01:56
    Ответ на "Ну, во всяком случае дом, будем считать, Лопухиных" от Galina Vabishchevich

     Это само собой. Дом, который стоял здесь в 1-й трети XVIII века, вполне мог принадлежать Лопухиным,  Никитенко и Соболь были очень дотошными авторами, с потолка  ничего не брали. Тут удручает, что из их текста сделан этот экстракт: "Таможня была построена на месте особняка, принадлежавшего семье Лопухиных". Сто лет, прошедших между событиями, не в счет.

     

  • 16 Сентября 2024, 02:04
    Ответ на "Чего никогда не встречалось, так это суждений, нас" от Liz

     Только сейчас сообразила: а ведь Петров пишет: "ж. Графа Петра Андр. Толстого, конфискованный в 1727 г., где помещена СПб. таможня при Анне".

    А на плане 1737 года портовая таможня первый дом от Гостиного двора. 

    И что мы должны об этом думать?

  • 16 Сентября 2024, 22:45

    А что тут думать? "Понять и простить"... Толстого, разумеется. 😁

     

    Вот сравнение плана 1738 г. и современного. Увы, точно, тютелька в тютельку, подогнать их не удаётся, но в целом неплохо можно разобраться, что где стояло, а что к делу не относится. 

     

     

    Из этого следует, что современная таможня (Пушкинский дом) западным крылом охватывает часть участка старой таможни (условно) Анненского времени, а восточным крылом - часть участка Лопухиных, попутно схавав и набережный дом на небольшом участке Протасова. 

     

    Северный "современный" пакгауз биржи (Тома де Томона) схарчил дома Строганова и Демидова. 

    https://www.citywalls.ru/house370.html

     

    А под домами 6 и 8 по наб. Макарова нашли упокоение останки набережной линии старого гостиного двора, где находилась старая биржа со второй четверти XVIII в. (см. ниже).  

    https://www.citywalls.ru/house27761.html

     

    Считаю, с этим разобрались. 

     

    Обратимся к Богданову, я смотрела по аутентичному изданию 1779 г. и страницы даю по нему. Но изложу в "вольном переводе", чтобы время сэкономить. 

     

    С. 93-94

    Портовая таможня (корабельная), которая собирает пошлину с иностранных торговых кораблей, сначала была построена на Троицкой пристани в 1720 г. Переведена на Васильевский остров в 1733 г. При портовой таможне действовала ещё и внутренняя таможня, которая собирала пошлину с русских кораблей. 

     

    (Богданов про Петра Толстого не упоминает)

     

    С. 110-111

    Гостиный каменный двор, "который застроен был в 1722 году Мытным двором", окончен строительством в 1735 г. 

     

    (Вероятно, сначала предполагалось здесь разместить мытный двор, но решение было отменено, и мытный создали на Петровском острове напротив через Малую Неву). 

     

    Когда сгорел Гостиный двор на Адмиралтейской стороне в 1736 г., власти предполагали перенести главный торг сюда, на Васильевский остров, но купечество воспротивилось. Поэтому гостиный двор возле порта стал использоваться как склад для привозимых из разных городов и иностранных товаров и назывался "портовый гостиный двор".

     

    С. 126.

    Биржа "нынешняя" при портовой таможне переведена с Петровского острова в 1735 г. 

     

    С. 146

    "Пакгауз или кладовые каменные амбары" при портовой таможне построены в 1736 г.

     

    ___________________________________

    Чтобы понять, об чём Богданов нам сообщает, взглянем ещё и на современный ему план Трускотта 1753 г.

     

     

    Если ему верить, то биржа находилась в набережном корпусе Портового каменного гостиного двора. 

     

    По Богданову таможня была переведена сюда в 1733 г., вероятно, в существующее здание. А в 1736 г. к этому зданию в виде каре был пристроен таможенный пакгауз.

     

    Ну, вот, вроде бы разобрались с этим. 

     

    Богданов ещё пишет, что посреди гостиного двора была важня (весовая), и ещё две важни были на бирже для корабельных товаров (страницу я забыла записать).

     

    С. 230

    Порт сюда переведён также в 1733 г.

     

    С. 232

    От стрелки к мытному двору по ту сторону реки был перевоз.

     

    (Пристань перевоза показана и на плане 1738 г. и на плане 1753 г., ну, а теперь примерно на том же месте Биржевой мост)

  • 16 Сентября 2024, 23:20

    Слава богу, нашлось достаточно изображений местных построек. Про Гостиный двор даже не буду.

     

    Дом Строганова фигурирует на ряде гравюр и картин, хотя ко времени их написания, вероятно, он и претерпевал изменения по сравнению с первой четвертью XVIII в., но представление о нём вполне внятное.

     

    Благодаря Паству, дом Демидова популяризирован достаточно.

     

    Раз уж мы тут дискутировали о доме Лопухина, хорошо бы взглянуть на него. 

     

    Спасибо камер-юнкеру Берхгольцу, в его коллекции нашлись изображения и искомых объектов. 

     

    Если хорошо поискать, то изображения в сети есть. Но я дам ссылку на работу Екатерины Барышниковой "Санкт-Петербург XVIII века в чертежах из коллекции Берхгольца" (Шведы на берегах Невы, Стокгольм 1998):

    https://web.archive.org/web/20190930194438/https://kriga-spb.ru/Berhgoltz/Baryshnikova1.pdf

     

    Дом генерала Лопухина.

    Справа виден кусочечек особнячка Протасова.

     

    Ну, до кучи дома Строганова и Демидова

     

    Не могу себе отказать в удовольствии обнаружить на плане Сент-Илера те же постройки, хоть и в несколько изменённом виде, с "папертями и приделами" по сравнению с 1730-ми гг.

     

     

    Стрелка ВО, постройки по Малой Неве 

     

    Чтобы получше разглядеть, заберите файл по ссылке:

    https://cloud.mail.ru/public/1gj6/cZH7WJBYM

     

    Там можно разглядеть все домики вполне.

     

    А вот и дом Лопухина со двора:

     

    Следствие закончено, дела сданы в архив. 🧐 🤗

  • 16 Сентября 2024, 23:52

    Этот Гостиный двор называли еще Биржевым, так что Богданову, вероятно, нужно верить.

    Я с этой историей разобралась, насколько это возможно, с другой стороны. Просто вспомнила, что дочь Толстого, М.Ф. Каменская, писала в воспоминаниях об этой работе отца. Все эти несообразности с углами и ракурсами, вероятно, связаны с тем, что Толстой всё придумал, кроме девушки с гитарой.

    Толстые никогда не жили в здешних краях. В 1810-х (до 1817) они по бедности жили где-то у Смоленского кладбища, а потом перебрались на Большой проспект Петербургской Стороны, в дом Слатвинского, где и жили, пока в начале 1820-х Толстой не получил казенную квартиру в Академии Художеств. М.Ф. вспоминает подробно жизнь на даче, на Черной речке, и дальше пишет:

    Слатвинский (если М.Ф. не перепутала фамилию), вероятно, владел домом недолго, между 1809-м и 1822 годами, потому что ни в одной адресной книге в качестве домовладельца он не засветился. Встречается там  Яков Иванович Слатвинский, служивший в 1 Кадетском корпусе, где и жил. Не исключено, если дом стоял в самом начале проспекта, его можно увидеть на гуаши Толстого, любителя разыграть зрителя каким-нибудь фокусом.

  • 17 Сентября 2024, 00:45

    В 1989 г. я в фондах Русского музея просматривала результаты творчества Фёдора Толстого во всей их красе, то есть держала их в руках. Но не рисунки, а вырезки. Они маленькие, очень изящные, резались острым ножичком, в основном по достаточно тонкой чёрной бумаге. Но по некоторым отогнутым фрагментам видно, что предварительно делался рисунок карандашом. По-видимому, резал он по рисунку на светлой стороне. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32315
Готовится: 84
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3919