1847 - арх. Шевцов (Швецов) Алексей Иванович - расширение, перестройка
Особняк А. Г. Матушевич
1870 - арх. Черненко Федор Иванович - изменение фасада
Пам. арх. (регион.)
В начале XIX века дом принадлежал А. М. Сухаревой.
В 1847 г. здание перестроили, увеличив влево на две оси. Потом последовала небольшая перестройка в 1880-х гг., но в целом вид дома сохранился и дает представление об облике проспекта тех лет, когда фасады имели строгие и простые очертания, свойственные классическому стилю.
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7802451000).
<a href='https://www.citywalls.ru/house3619.html' target='_blank'>Дом А. М. Сухаревой - Особняк Л. Г. Салтыкова - Особняк А. Г. Матушевич на Citywalls.ru</a>
В данный момент в здании размещен бизнес центр, Концерн Питер занимаеся снятием стаса памятника, чтоб потом снести здание и построить гостиницу три звезды.
В данный момент там находится гостиница Капитал Отель www.otel.m2-kapital.ru общежитие и часть сенного рынка.
Фото интерьеров, размещенные здесь мной, сделаны в мае и июле 2011 г. Они относятся к той парадной (не помню, левой или правой), в к-й сидит много мелких арендаторов.
Отсутствует публикация соседнего сталинского дома №10? Ему принадлежит огромная северная "а ля древнеримская" арка, которую ошибочно приписывают зданию рыбного рынка. Все эти гигантские арочные изыски в духе послевоенного сталинского ампира, воспевания величия покорения Европы (ценой колооссального народоистребления).
Этот дом принадлежал младшей дочери Агафоклеи Александровны Полторацкой – Агафоклее Марковне, вышедшей замуж за действительного статского советника А.Д. Сухарева. Она являлась Председательницей Женского попечительского совета о тюрьмах.
Задворки этого дома – знаменитая Сухаревка – очень колоритно описаны у Крестовского:
«Человеку свежему и непривычному трудно было бы взглянуть без невольного ужаса на этот угол, выходящий на первый из многочисленных и лабиринтообразных дворов Вяземского дома. (…) Вместе со штукатуркой валится иногда и гнилой кирпичик. В крепкие морозы вся стена бывает покрыта слоем льда, а в оттепели — извилистыми потеками воды, которую источают из себя эти самые кирпичи до новой заморози. И вот к этой-то стене прилажена снаружи каменная лестница, более удобная для увеселительного спуска на салазках, чем для всхода естественным способом, ибо вся была покрыта толстым слоем намерзлой и никогда не соскабливаемой грязи. Лестница эта, примыкавшая левою стороною к стене, с правой стороны своей не была защищена никакими перилами, а вела она довольно крутым подъемом во второй этаж этого огромного дома, так что в темную ночь, в особенности хмельному человеку, не было ничего мудреного поскользнуться или взять немного в сторону, для того чтобы неожиданно грохнуться вниз и размозжить себе голову о камни. Но, несмотря на это видимое неудобство, по головоломной лестнице то и дело спускались и поднимались разные народы во всякое время дня и ночи. Лестница оканчивалась наверху узенькой и точно так же ничем не огороженной площадкой перед входной дверью, которая вела на коридор, в благодатную Сухаревку.
Гниль и промозглая брюзгость — вот два необходимые и при том единственные эпитеты, которыми можно характеризовать и все и вся этой части Вяземского дома. Прелая кислятина и здесь является необходимым суррогатом воздуха, как и во всех подобных местах, куда струя воздуха свежего, неиспорченного, кажись, не проникала еще от самого начала существования этих приютов. Некрашеные полы точно так же давно уже прогнили, и половицы в иных местах раздались настолько, что образовали щели, в которых могла бы весьма успешно застрянуть нога взрослого человека, а уж ребенка и подавно. Ходить по этим полам тоже надобно умеючи, ибо доски столь много покоробились, покривились, иные вдались внутрь, иные выпятились наружу, что на каждом шагу являли собою капканы и спотычки каждому проходящему неофиту. Грязные, дырявые лохмотья и клочья какой-то материи заменяли собою занавески на окнах, а эти последние отличались такою закоптелостью, что в самый яркий солнечный день тускло могли пропускать самое незначительное количество света; по этой-то причине мутный полумрак вечно господствовал в Сухаревке. Рваные, поотставшие и засырелые обои неопрятными полотнищами висели по стенам в самом неуклюже-безобразном виде. Вся остальная обстановка со всеми харчевенными атрибутами как нельзя более гармонично соответствовала этим обоям, полам и занавескам».
пам.местн.зн [41]