Публикация
Императорская Публичная библиотека (по пл. Островского) -
|
Архитекторы: | Соколов Е. Т. Росси К. И. |
Год постройки: | 1795-1801, 1828 |
Стиль: | Классицизм |
Императорская Публичная библиотека -
Российская Национальная Библиотека классицизм
пл. Островского, 1
1795-1801 - арх.Соколов Егор Тимофеевич
1828 - арх. Росси Карл Иванович, строительство - Щедрин Аполлон Федосеевич
1896-1901 - арх. Воротилов Евграф Сергеевич - корпус по пер. Крылова
см. Публичная библиотека (
Участок на углу Садовой ул. и Невского пр. ранше входил в состав усадьбы А. М. Девиера, а затем Аничкова дворца. Здесь располагался "Аничков дом", который в XVIII веке был центром книжной торговли.
Фото начала 1900-х гг.
Фото 1914 г.
Колонна германских военнопленных
проходит по Невскому пр. около
Публичной библиотеки. (
Фото 1915 г., ателье Буллы.
Фото - 1910-1915 гг.
Автор - Н. Г. Матвеев
1900-е гг.
Второе здание Публичной
библиотеки.
1867-1869г.
Фото - И. К. Бианки
1865-1869 г. Фото - А.Ф. Лоренс
С сайта pastvu.com
Из альбома: СПб в 1860-е -
1870-е гг. XIX века
Добавил - Ладада .
(добавил
Засыпка стен подвала
книгохранилища.
Фото 27.07.1941.
Добавил - Ладада .
1942 г.
(добавил
(добавил
Российская национальная
библиотека. Фото 2003 г.
Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова.
Невский проспект. Дом за домом , 2013
(добавил - IVa)
(добавил ИБН)
Первый этаж до 1860 г.
Второй этаж до 1860 г.
Второй этаж.
фото Барщевский И. Ф. 1880-е.
(добавил ИБН)
Второй этаж.
фото Барщевский И.Ф. 1880-е.
Зал второго этажа 1980-е.
(добавил ИБН)
Первый этаж - зал Фауста.
Горностаев-Собольщиков. 1858 г.
(добавил ИБН)
Зал Фауста.
(добавил ИБН)
Ларин Петр
Данилович.
(добавил ИБН)
Ларинский зал -
теперь зал эстампов.
Худ. Тимм.
(добавил ИБН)
Здание первой в России Публичной библиотеки построено в 1796-1801 гг. арх. Е. Т. Соколовым. Эта библиотека, одна из крупнейших в мире, вторая в стране после Российской Государственной Библиотеки им. В.И. Ленина в Москве, основана в 1795 г., открыта 10 января 1814 г. после размещения здесь книжного собрания.
Первым директором Публичной библиотеки стал А.Н. Оленин. И. А Крылов разработал систему каталогизации фондов. В основу фондов легло собрание книг польских меценатов братьев Залуских, доставленное из Варшавы в Петербург в 1795 г. С 1810 г. фонд пополнялся обязательным экземпляром всех отечественных изданий, а с 1815 г. - отдельных листов, нот. К середине XIX века собрание имело уже более 90% изданий России, вышедших с начала книгопечатания.
Строительство корпуса на углу Невского проспекта и площади Островского было задумано Карлом Росси ещё в 1810-х гг., когда он перестраивал интерьеры Аничкова дворца. Вместе с этим по своей инициативе он создавал и проект новой площади. Этот проект и предусматривал расширение библиотеки. Воплотить задуманное в жизнь Росси удалось после решения Николая I привести в порядок пространство рядом с великокняжеским дворцом.
Проект зданий вокруг площади, в том числе и здания библиотеки, был утверждён 5 апреля 1828 г. Здание Александринского театра начало возводиться сразу же, а работы над новым корпусом библиотеки оказались приостановлены. Архитектор задумал здесь некоторые конструкции из металла, что запретил император. Николай I повелел делать всё из камня, пришлось переделывать проект. Сам Росси отказался от переделки, поручил эти работы своему помощнику Аполлону Щедрину. Директор библиотеки А. Оленин не возразил, дав задание в первую очередь думать не о красоте возводимого здания, а об удобстве для книгохранения. Новые планы и сметы Щедриным были составлены к 21 июля. Одновременно с их утверждением начались работы по забивке в грунт 2427 свай. 2 августа, когда был утверждён проект, уже возводились стены.
Несмотря на изначальное участие в проектировании, Карл Росси отказался от дополнительного жалования в 3000 рублей в год. Он посчитал более верным платить эти деньги Аполлону Щедрину.
Лоджии центрального корпуса украсили скульптуры, изображающие Гомера, Платона, Евклида, Еврипида, Гиппократа, Демосфена, Вергилия, Корнелия Тацита, Марка Туллия Цицерона и Геродота.
Корпус, обращенный на площадь Островского и переулок Крылова, построил в 1896-1901 гг. Е. С. Воротилов.
Все корпуса Публичной библиотеки построены в едином стиле, выглядят единым целым, несмотря на то, что здания строились на протяжении более чем 100 лет.
В 1932 г. библиотеке было присвоено имя М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Фото - Наталия, 07.2018.
Фото - Анютик, 11.2013.
С видовой площадки
в мансарде дома 54
по Невскому пр.
Фото -
Фото -
Galina Vabishchevich,
2009.
Первым директором Публичной библиотеки (1811-1843 гг.) был А. Н. Оленин, ученый, писатель, президент Академии художеств. Большой вклад в развитие библиотеки внесли ее сотрудники: B. C. Сопиков, основоположник русской библиографии; баснописец И. А. Крылов, разработавший систему каталогизации фондов; Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, А. Х. Востоков, К. Н. Батюшков, М. Н. Загоскин, В. Ф. Одоевский, В. В. Стасов... Среди дарителей библиотечных коллекций - врач Н. И. Пирогов, астроном В. Я. Струве, математик М. В. Остроградский, лингвист В. И. Даль, историки Н. И. Костомаров, М. П. Погодин. Библиотека располагает уникальными коллекциями и раритетами: египетские папирусы и индийские рукописи на пальмовых листьях, греческие и латинские рукописи, Остромирово Евангелие (XI в.), «Россика» (зарубежные издания о России до 1917 г.), «Славика» (книги на славянских языках), книги кириллической печати XVI в., собрание инкунабул (первых печатных изданий Европы XV в.), личная библиотека французского философа Вольтера, приобретенная Екатериной II, архивы, рукописи и автографы деятелей государства, культуры и науки, разнообразные изобразительные материалы. Здесь собраны коллекции «Петербург-Ленинград» (1741-1940 гг.) и «Ленинград в Великой Отечественной войне», вобравшая все издания блокадного города. В залах библиотеки занимались В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, М. Горький, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, В. И. Ленин. С увеличением книжного фонда расширялись помещения библиотеки. В 1852-1862 гг. архитектор В. И. Собольщиков, работавший библиотекарем-хранителем, пристроил дворовый корпус, он же совместно с И. И. Горностаевым выполнил в 1857 г. отделку зала инкунабул («Кабинета Фауста»). В 1896-1901 гг. архитектор Е. С. Воротилов пристроил новое здание с фасадом в характере россиевского ансамбля (
(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. - 4-е изд., перераб. - М.: Центрполиграф, 2013; добавил:
Установка мемориальной доски В. В. Стасову
Исполкомом Ленгорсовета предложено Управлению культуры установить на здании Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина мемориальную доску, где с 1855 по 1906 гг. работал В.В. Стасов.Утвержден следующий текст на мемориальной доске:«Здесь с 1855 г. по 1906 г. работал выдающийся деятель русской культуры Владимир Васильевич Стасов». (Бюллетень Ленгорисполкома, № 8, 1957; добавил:
Из воспоминаний С.Маршака.
"...У Стасова не было своего отдельного служебного кабинета. Перед большим окном, выходившим на улицу, стоял его тяжеловесный письменный стол, огороженный щитами. Это были стенды с гравированными в разные времена портретами Петра Первого. На одних гравюрах он был изображен по пояс, в стальных латах, на других - в мантии, во весь рост. На третьих - это был всадник на вздыбленном коне. Гневные, полные воли и энергии черты Петра и его боевой наряд придавали мирному уголку книгохранилища какой-то своеобразный, вдохновенно-воинственный характер. Впрочем, стасовский уголок библиотеки никак нельзя было назвать "мирным". Здесь всегда кипели споры, душой которых был этот рослый, широкоплечий, длиннобородый старик с крупным, орлиным носом и тяжелыми веками. Он никогда не сутулился и до самых последних своих дней высоко нес непреклонную седую голову. Говорил громко и, если даже хотел сказать что-нибудь по секрету, почти не снижал голоса, а только символически заслонял рот ребром ладони, как это делали старинные актеры, произнося слова "в сторону".
(С.Маршак. В начале жизни. Советский писатель.1961.С.232-233; добавил:
Фото - Наталия,
07.2018.
Когда несколько лет назад в Российской национальной библиотеке завершался ремонт Ленинского зала, разгорелся спор: не вернуться ли к историческим истокам, назвав зал Собольщиковским в честь архитектора Императорской Публичной библиотеки, который его построил? Кстати, Ленинским он стал ведь только в 1960 году, к 90-летию вождя...
Большинство все-таки выступили за то, чтобы зал назывался, как и прежде, Ленинским. На своем месте осталась и большая фотография Владимира Ульянова возле входа в зал, и бюст в самом зале. Одним может показаться, что сегодня подобный пиетет к этой исторической личности - явный архаизм. Другие скажут: неужели в РНБ задают тон поклонники Ленина? На самом деле - ни то ни другое.
Объективно Ленин множеством нитей был связан с Публичной - об этом рассказал замдиректора РНБ Валентин Сидорин после того, как углубился в архивы библиотеки.
Как выяснилось, впервые Владимир Ульянов перешагнул ее порог в 1893 году. Приехав в том году в Петербург, он в первом же письме домой оценил преимущество снятой комнаты: «Всего 15 минут до библиотеки». Да и Надежда Крупская впоследствии вспоминала, что Владимир каждодневно ходил в Публичную библиотеку. А книги он читал как раз в том зале, который потом и стал Ленинским.
До 1907 года для получения билета на право пользования книгохранилищем не требовалось предъявлять удостоверение личности. Нужно было взять лишь входной листок, получить у регистратора бланк, заполнить его, указав имя, фамилию и место жительства. А после получить читательский билет до января будущего года. Ленинских анкет, к сожалению, не сохранилось...
Что читал Владимир Ульянов? Его интересовали разделы «право», «философия», даже «богословие». Именно в этот раздел регистратор-библиограф определил заказанный Ульяновым памфлет «Шеллинг и откровение» Фридриха Энгельса. Интересовался будущий вождь мирового пролетариата и книгами о России на западноевропейских языках.
Впрочем, Ульянов использовал библиотеку не только по ее прямоту назначению, но и как место для конспиративных встреч... А когда он эмигрировал из России, то не раз выступал дарителем книг. Дело в том, что почта, поступающая в Императорскую Публичную библиотеку, была освобождена от досмотра. Из-за границы на адрес библиотеки шла вся запрещенная в Российской империи литература.
В реестре книг, поступивших в дар библиотеке за 1909 год, сделано несколько записей о дарителе В. Ульянове из Женевы. Так, под порядковым №:1978 указано получение 38 наименований брошюр и листовок. 43 номеров газет «Пролетарий и Рассвет». Регистратор указал в журнале имя дарителя и место хранения - рукописное отделение. Однако чьей-то рукой место начального хранения было вычеркнуто и вписано новое - секретное отделение...
А встав во главе советского государства, Ленин стал покровителем Публички. С ноября 1917-го по октябрь 1922 года он свыше двадцати раз принимал участие в решении связанных с ней вопросов. Даже поддерживал территориальное расширение Публичной библиотеки, однако этот проект остановился из-за того, что коллектив и руководство не смогли вовремя определиться по архитектурному решению.
И самое интересное: хоть Ленин и находился в Москве, он оставался читателем Петроградской Публичной библиотеки. Осенью 1920 года в нее поступила просьба выдать для вождя его же книгу «Победа кадетов и задачи рабочей партии» 1906 года. Дело в том, что весь тираж был практически полностью пущен цензурой под нож, а в библиотеке экземпляр сохранился...
Возвращаясь же к Ленинскому залу: причудливы зигзаги истории! Именно в нем Александр Солженицын работал над историческими материалами, готовя свой роман-эпопею «Красное колесо». Ленин был одним из его ключевых персонажей.
(С. Глезеров Даритель из Женевы. Ленин использовал публичку для конспиративных встреч//
«Санкт-Петербургские ведомости» №69(6667) от 23.04.2020 г С.3; добавил:
Вестибюль перед залом
библиотеки Вольтера.
В библиотеке Вольтера
Фото - Виктор М, 02.2014.
абинет Фауста.
(1857, арх. И.И.Горностаев,
В.И.Собольщиков)
Фонд редких книг.
Зал Корфа.
Остромирово Евангелие
(факсимильное издание)
Читальный зал
Отдела эстампов
Зал справочного обслуживания
и электронных ресурсов.
Фото - Виктор М,
03.2014.
Все корпуса Публичной библиотеки построены в едином стиле, выглядят единым целым... Любопытное наблюдение. С чего бы это?
Лиз, не понял, Вы какое наблюдение назвали любопытным? Что выглядят единым целым?
Кстати, а ссылок-то нет.
А Вы полагаете, что выглядит? И Садовая, 18. Да и на площади - новый корпус.
С 1810 г. фонд пополнялся обязательным экземпляром всех отечественных изданий, а с 1815 г. - отдельных листов...
Что это значит?
Здание строил Росси. Соколов и Воротилов к зданию отношения не имеют. Пришлю немного интерьеров.
Бюллетень Ленгорисполкома, № 8, 1957
Установка мемориальной доски В.В. Стасову
Исполкомом Ленгорсовета предложено Управлению культуры установить на здании Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина мемориальную доску, где с 1855 по 1906 гг. работал В.В. Стасов.
Утвержден следующий текст на мемориальной доске:
«Здесь с 1855 г. по 1906 г. работал выдающийся деятель русской культуры Владимир Васильевич Стасов».
На
А в публикации фотографии доски нет
В удивительно короткие сроки (две недели) был проведён косметический ремонт фасада. Леса были демонтированы к 21.08.15.
Ответ на "В удивительно короткие сроки (две недели) был пров" от Александр ОТ
Мало того, что новость малозначимая, так еще два раза написана.
Из воспоминаний С.Маршака.
"...У Стасова не было своего отдельного служебного кабинета. Перед большим окном, выходившим на улицу, стоял его тяжеловесный письменный стол, огороженный щитами. Это были стенды с гравированными в разные времена портретами Петра Первого. На одних гравюрах он был изображен по пояс, в стальных латах, на других - в мантии, во весь рост. На третьих - это был всадник на вздыбленном коне. Гневные, полные воли и энергии черты Петра и его боевой наряд придавали мирному уголку книгохранилища какой-то своеобразный, вдохновенно-воинственный характер. Впрочем, стасовский уголок библиотеки никак нельзя было назвать "мирным". Здесь всегда кипели споры, душой которых был этот рослый, широкоплечий, длиннобородый старик с крупным, орлиным носом и тяжелыми веками. Он никогда не сутулился и до самых последних своих дней высоко нес непреклонную седую голову. Говорил громко и, если даже хотел сказать что-нибудь по секрету, почти не снижал голоса, а только символически заслонял рот ребром ладони, как это делали старинные актеры, произнося слова "в сторону".
(С.Маршак. В начале жизни. Советский писатель.1961.С.232-233)
«Санкт-Петербургские ведомости» №69(6667) от 23.04.2020 г. (С.3):
Даритель из Женевы
ЛЕНИН ИСПОЛЬЗОВАЛ ПУБЛИЧКУ ДЛЯ КОНСПИРАТИВНЫХ ВСТРЕЧ
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Когда несколько лет назад в Российской национальной библиотеке завершался ремонт Ленинского зала, разгорелся спор: не вернуться ли к историческим истокам, назвав зал Собольщиковским в честь архитектора Императорской Публичной библиотеки, который его построил? Кстати, Ленинским он стал ведь только в 1960 году, к 90-летию вождя...
Большинство все-таки выступили за то, чтобы зал назывался, как и прежде, Ленинским. На своем месте осталась и большая фотография Владимира Ульянова возле входа в зал, и бюст в самом зале. Одним может показаться, что сегодня подобный пиетет к этой исторической личности — явный архаизм. Другие скажут: неужели в РНБ задают тон поклонники Ленина? На самом деле — ни то ни другое.
Объективно Ленин множеством нитей был связан с Публичной —об этом рассказал замдиректора РНБ Валентин Сидорин после того, как углубился в архивы библиотеки.
Как выяснилось, впервые Владимир Ульянов перешагнул ее порог в 1893 году. Приехав в том году в Петербург, он в первом же письме домой оценил преимущество снятой комнаты: «Всего 15 минут до библиотеки». Да и Надежда Крупская впоследствии вспоминала, что Владимир каждодневно ходил в Публичную библиотеку. А книги он читал как раз в том зале, который потом и стал Ленинским.
До 1907 года для получения билета на право пользования книгохранилищем не требовалось предъявлять удостоверение личности. Нужно было взять лишь входной листок, получить у регистратора бланк, заполнить его, указав имя, фамилию и место жительства. А после получить читательский билет до января будущего года. Ленинских анкет, к сожалению, не сохранилось...
Что читал Владимир Ульянов? Его интересовали разделы «право», «философия», даже «богословие». Именно в этот раздел регистратор-библиограф определил заказанный Ульяновым памфлет «Шеллинг и откровение» Фридриха Энгельса. Интересовался будущий вождь мирового пролетариата и книгами о России на западноевропейских языках.
Впрочем, Ульянов использовал библиотеку не только по ее прямоту назначению, но и как место для конспиративных встреч... А когда он эмигрировал из России, то не раз выступал дарителем книг. Дело в том, что почта, поступающая в Императорскую Публичную библиотеку, была освобождена от досмотра. Из-за границы на адрес библиотеки шла вся запрещенная в Российской империи литература.
В реестре книг, поступивших в дар библиотеке за 1909 год, сделано несколько записей о дарителе В. Ульянове из Женевы. Так, под порядковым №:1978 указано получение 38 наименований брошюр и листовок. 43 номеров газет «Пролетарий и Рассвет». Регистратор указал в журнале имя дарителя и место хранения — рукописное отделение. Однако чьей-то рукой место начального хранения было вычеркнуто и вписано новое — секретное отделение...
А встав во главе советского государства, Ленин стал покровителем Публички. С ноября 1917-го по октябрь 1922 года он свыше двадцати раз принимал участие в решении связанных с ней вопросов. Даже поддерживал территориальное расширение Публичной библиотеки, однако этот проект остановился из-за того, что коллектив и руководство не смогли вовремя определиться по архитектурному решению.
И самое интересное: хоть Ленин и находился в Москве, он оставался читателем Петроградской Публичной библиотеки. Осенью 1920 года в нее поступила просьба выдать для вождя его же книгу «Победа кадетов и задачи рабочей партии» 1906 года. Дело в том, что весь тираж был практически полностью пущен цензурой под нож, а в библиотеке экземпляр сохранился...
Возвращаясь же к Ленинскому залу: причудливы зигзаги истории! Именно в нем Александр Солженицын работал над историческими материалами, готовя свой роман-эпопею «Красное колесо». Ленин был одним из его ключевых персонажей.
Уважаемый PavelT, не трудно ли Вам отправить фотографии добавленные 13.02.2022 в соответствующие публикации: первую и последнию в публикацию о корпусе Соколова, а другие в публикацию о корпусе Воротилова (Островского пл.,3). Видимо, у Администрации очень замедленная реакция, им сделать это трудно.
В Ларинском зале, построенном по проекту архитектора
Жаль, что это великолепное здание скоро окончит свои дни.
Превратил РНБ в балаган.
ФОНТАНКА ПО ПЯТНИЦАМ. ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ В ЗДАНИИ БЫВШЕГО ЕКАТЕРИНИНСКОГО ИНСТИТУТА
ЧТО ТВОРИТСЯ В РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ, КОГДА В НЕЙ НЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ?
и т.д. и т.п.
Я уже отмечал где-то по ходу комментирования, что как раз по части этого фасада были жуткие обвалы штукатурки, просматривалась кладка. Вот уже неделю обходим леса и ограждения - во всю шуруют на крышах (это просто слышно в залах) + что-то слетает сверху временами и фасад ремонтируют.