Публикация

Вокзал станции Куоккала

Здание на карте
фото
Архитекторы: Нюландер К.
Год постройки: 1889
Стиль:

1935. Фото - finna.fi

Вокзал станции Куоккала (Kuokkala)

п. Репино, Зеленогорское шоссе, 5х

Утраченное здание

См. Вокзал станции Репино

 

1889 - арх. Кнут Нюландер, построена железнодорожная платформа  и здание вокзала

1894 - преобразована в станцию

1904 - здание вокзала перестроено и расширено

1944 - здание вокзала сгорело во время боевых действий (terijoki.spb.ru)

  • фото

    1909. Карта окрестностей
    Санкт-Петербурга

  • фото

    1915. Карта окрестностей
    Петрограда

  • фото

    1925. Финская карта
    окрестностей Ленинграда

  • фото

    1939. Финская карта
    Карельского перешейка

  • фото

    1939. Ленинград с окрестностями
    в атласе БСАМ

  • фото

    1940. Карта РККА

Железнодорожная платформа Куоккала была основана в 1889 г. на территории одноимённой деревни, в западной её части, носившей название Лянси-Куоккала (Länsi-Kuokkala).

Куоккала - в переводе с финского «усадьба Куокка».

Остановочный пункт расположился примерно в середине большого по длине перегона Белоостров-Терийоки, который в то время был ещё однопутным. Вокзальное здание в Куоккала построили по проекту архитектора Кнута Нюландера. Официальное открытие нового остановочного пункта состоялось 1 июля 1889 г.

Платформа Куоккала быстро завоевала популярность среди пассажиров. Особенно востребована она была в летние месяцы, когда в местность вокруг Куоккала устремлялись тысячи петербургских дачников. Масштабы «сезонного переселения» были таковы, что в начале XX в. ежегодное количество отдыхавших здесь горожан в 15 раз превышало число постоянных жителей.

В 1894 г. платформа Куоккала была преобразована в небольшую станцию - тут уложили боковой путь. Первое время на новом раздельном пункте обходились без постоянных работников службы движения (стрелочников и дежурных по станции) - они приезжали сюда по мере надобности из Терийоки. Но вскоре объём движения по Финляндской железной дороге ещё более возрос и в 1897 г. Куоккала получила ранг станции IV класса. Здесь появился постоянный дежурный персонал и начальник станции, были уложены дополнительные боковые пути. Ещё через пять лет классность раздельного пункта повысили с IV до III. Причиной этой реорганизации стало строительство вторых главных путей между Белоостровом и Терийоки, потребовавшее, в том числе, изменения схемы укладки стрелочных переводов и увеличения количества станционных путей в Куоккала. Окончание работ и официальная сдача двухпутки в эксплуатацию пришлись на 1903 г.

В 1904 г., пассажирское здание станции Куоккала было перестроено и расширено. Вокзал в своей первоначальной планировке уже не справлялся с наплывом пассажиров - поезда по новой двухпутке стали ходить намного чаще. Ещё через несколько лет по этой же причине (большое количество пассажиров), вдоль платформы, к которой прибывали поезда из Санкт-Петербурга, пришлось возвести мощное ограждение из деревянных брусьев.

<...>

  • фото

    1900-е. Станция Куоккала
    (terijoki.spb.ru)

  • фото

    1900 - 1903. (pastvu.com)

  • фото

    1900-1904. (pastvu.com)

  • фото

    1910-е. (terijoki.spb.ru)

  • фото

    1910-е. (terijoki.spb.ru)

  • фото

    1910-е. (terijoki.spb.ru)

  • фото

    1910 - 1915. (pastvu.com)

  • фото

    1928. (finna.fi)

  • фото

    1920 - 1929. Автор: Николай Симановский.
    (finna.fi)

После обретения Финляндией независимости размеры движения поездов между Белоостровом и Терийоки существенно уменьшились, возврата к былой интенсивности не ожидалось и в перспективе. Содержать на этом участке двухпутные межстанционные перегоны стало неоправданной роскошью. В течение 1923 г. вторые пути ж. д. линии от советско-финляндской границы (ст. Раяйоки) до Терийоки были демонтированы, а высвободившиеся рельсы перевезены в другие районы Финляндии, где использовались для строительства новых линий. Путевое развитие станции Куоккала вернулось к классической схеме разъезда на однопутном участке.

В 1936 г., в связи с дальнейшим падением объёмов работы, здесь сократили должности начальника станции, дежурных по приёму-отправлению поездов и стрелочников. Фактически, станция возвратилась к первоначальному периоду своего развития (1894 - 1897 гг.).

Деревянное вокзальное здание станции Куоккала сгорело в годы военного лихолетья. Предположительно, это случилось 9 июня 1944 г., во время интенсивной артподготовки перед наступлением советских войск.

 

В 1948 г. станцию Куоккала, так же, как и сам населённый пункт, переименовали в Репино, - великий художник прожил здесь долгие годы.

В 1951 г. через станцию Репино прошли первые пригородные электропоезда Зеленогорского направления. В период подготовки к этому событию была восстановлена двухпутка на участке Белоостров-Зеленогорск, а в самом Репино появились две высокие пассажирские платформы и новый вокзал

(Д. Верёвкин - terijoki.spb.ru)

0 комментариев
128 просмотров
Добавил: V_Malyj, 16 Сентября 2024, 20:43
Редактировано: 17 Сентября 2024, 00:11
Оцените:
(2 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35337.html' target='_blank'>Вокзал станции Куоккала на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32214
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 869