Публикация
Вокзал станции Келломяки1910-е. Из коллекции А. Старкова (terijoki.spb.ru) Вокзал станции Келломяки (Kellomäki) п. Комарово, Зеленогорское шоссе, 11х Утраченное здание
1901 - построена железнодорожная платформа 1903 - преобразована в станцию 1939 - здание вокзала утрачено во время боевых действий (terijoki.spb.ru)
Келломяки (фин. Kellomäki) - название переводится как "колокольная гора". Поселок Келломяки получил свое название во времена строительства железной дороги от того, что на расположенном здесь холме был установлен колокол, который сигнализировал время начала, окончания работ и перерыва на обед. Дачный поселок в Келломяки начал развиваться до того, как тут стали останавливаться поезда. Если не считать действующего с 1870 г. вокзала в Терийоках (ныне Зеленогорск), то ближайшая платформа с 1889 г. была в соседней Куоккале (ныне Репино). В 1901 г. железнодорожная платформа была построена и в самих Келломяках, в 1903 г. в связи с ростом пассажиропотока она была преобразована в станцию. Количество проданных железнодорожных билетов свидетельствует о быстром росте Келломяки - уже в 1905 г. было продано 19500 билетов из Петербурга в Келломяки и столько же в обратном направлении. Станционная платформа длиной 160 м и шириной 10 м была излюбленным местом встреч, где помимо пассажиров были провожающие, а также просто местные жители. Уникальным для Карельского перешейка делало Келломяки то, что как ненаселенную местность его можно было застраивать по плану. По обе стороны железной дороги прямые улицы шли с севера на юг, выходя там прямо к берегу моря. Идущих с запада на восток, поперечных улиц было на севере несколько, на южной стороне лишь одна - шоссе. Вдоль него на высоком откосе располагались самые большие и красивые дачи, такие как знаменитая "Замок-Арфа". Южная территория была отведена под дачный поселок, тогда как коммерческая жизнь была сосредоточена на северной стороне. Железная дорога была видным местным работодателем. Еще до времен независимости на ст.Келломяки было, кроме начальника станции, 6 должностных лиц, а также десяток станционных служащих (рабочих, линейных сторожей) и стрелочников. Рядом со станцией было большое и представительное служебное жилище начальника станции, а для штата был построен довольно большой многоквартирный дом. Служебное жилище начальника станции в течении почти 40 лет - до того, как разразилась Зимняя война, было домом для двух начальников станции и их семей: первого начальника ст.Келломяки Пауля Фредерика Александра Стенберга (Paul Fredrik Alexander Stenberg, 1865 - 1940), за которым, после его ухода в 1930 г. на пенсию, последовал Юхо Рейно Тепери (Juho Reino Teperi). Уйдя на пенсию, первый начальник станции со своей семьей (родившейся в Австрии женой Анной и дочерью Майей-Лизой) жил в знаменитой, сохранившейся и поныне, К началу 1920-х гг. на станции Келломяки, помимо двух главных путей, имелось ещё три боковых приёмо-отправочных, а также один короткий погрузо-выгрузочный тупик. Боковые пути располагались единой группой к югу от главных (т.е., со стороны современного Зеленогорского шоссе), а по отношению к вокзальному зданию - на восток от него, в сторону Куоккала (соврем. Репино). Тупик располагался рядом с вокзалом, также с восточной стороны. Такое путевое развитие станции Келломяки, по всей вероятности, сохранялось в течение всего периода 1920 - 1940 гг.
Историческое вокзальное здание станции Келломяки было утрачено во время боевых действий в декабре 1939 г. (Д. Верёвкин -
*) Первый начальник железнодорожной ст. Келломяки Пауль Фредрик Александер Стенберг с работниками железнодорожной ст. Келломяки. Фото из архива Е.-К. Мяккеляйнен (Eva-Christina Mäkeläinen)
После окончания Великой Отечественной войны надобность в дальнейшем сохранении имевшегося (с учётом возможных повреждений в период боевых действий) путевого развития станции Келломяки отпала, и на ней оставили только два главных пути, демонтировав все стрелочные переводы. Раздельный пункт превратился из станции в блок-пост, разграничивающий движение попутных поездов в каждом из направлений. Вскоре блок-пост Келломяки получил новое название Комарово, по фамилии известного учёного-ботаника. Переименование произошло в 1948 г. Новый пассажирский павильон построили в 1950 г. по типовому проекту, аналогичному соседним пассажирским зданиям в Репино и Солнечном. В 1966 - 1967 гг., после оборудования участка Белоостров - Зеленогорск автоблокировкой, блокпост был закрыт и превратился в остановочный пункт пригородных электропоездов. (Д. Верёвкин - 0 комментариев
174 просмотра Добавил: V_Malyj, 14 Сентября 2024, 16:46
Редактировано: 15 Сентября 2024, 10:02
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35335.html' target='_blank'>Вокзал станции Келломяки на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32226
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14289
Всего сегодня: 10699
|