Публикация

Туристско-рекреационный кластер "Остров фортов" г. Кронштадт

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 2019-2026
Стиль:

Туристско-рекреационный кластер "Остров фортов" г. Кронштадт

 

г. Кронштадт. Территория шести кварталов, ограниченная с запада ул. Адмирала Грейга; с севера –

проектируемыми улицами №1 и №2; с севера-востока – ул. Зосимова, ул. Мартынова;

с юга – проектируемой транспортно-пешеходной набережной. Водные объекты:

Невская губа, Каботажная и Купеческая гавани, форты Александр I, Пётр I и Кроншлот.

 

 

1.  Музей Военно-морской славы и конгрессно-выставочный центр

2.  Атомная подводная лодка «К-3» «Ленинский комсомол»

3.  Музейно-исторический парк «Остров фортов»

4.  Аллея героев Российского флота

5.  Форт «Пётр I»

6.  Форт «Кроншлот»

7.  Форт «Император Александр I» (Чумный)  

8.  Камбуз

9.  Здание управления

10. Караульня

11. Лаборатория (караульня с башенкой)

  • фото

    План укреплений и батарей
    на острове Котлин в 1705 г.*

  • фото

    План ... 1705 г.
    Условные
    обозначения

  • фото

    План Кронштадта в период
    Русско-шведской войны 1741-1743 гг.**

  • фото

    План ...
    1741-1743 гг.
    Пояснения

  • фото

    План Кронштадта
    1780 г.

  • фото

    План Кронштадта 1808 г.

  • фото

    Топографическая карта
    1831 г. Шуберта

  • фото

    Карта Кронштадта и
    Финского залива 1853 г.

  • фото

    План Кронштадта из
    Атласа крепостей Российской
    империи 1853 г.

  • фото

    Вид острова, гаваней и укреплений
    Кронштадта... Фрагмент гравюры
    1855 г. Форты (слева направо)
    Александр I, Пётр I, Кроншлот.

  • фото

    Детальная топокарта
    РККА Ленинграда и
    окрестностей 1941 г.

  • фото

    Аэрофотосъёмка
    1942 г.

  • фото

    Аэрофотосъёмка 1966 г.

  • фото

    Аэрофотосъёмка
    1972 г.

  • фото

    Аэрофотосъёмка 1975 г.

  • фото

    Аэрофотосъёмка 1984 г.

  • фото

    Топокарта 2001 г.

  • фото

    Территория парка "Остров фортов"
    и МВМС на Яндекс-карте 2019 г.

  • фото

    Фрагмент плана
    с выделенными
    территориями
    кластера"Остров
    фортов"
    (nsp.ru)

  • фото

    Схема кластера
    "Остров фортов"
    (spbmuzei.ru)

  • фото

    Территория кластера "Остров фортов".
    Яндекс-панорама 2020 г.
    На первом плане слева арсеналы, справа форт "Пётр I"

  • фото

    Территория кластера "Остров фортов".
    Яндекс-панорама 2020 г.
    На первом плане Каботажная гавань, слева форт "Пётр I"

  • фото

    Территория кластера "Остров фортов".
    Яндекс-панорама 2022 г.

*  Лесковский Ф.Ф. Карты, планы и чертежи к II части Материалов для истории инженерного искусства в России. – С-Пб : Тип. Академии наук,

    1861. Лист 17. План укреплений и батарей на остр. Котлин в 1705 году

** Лесковский Ф.Ф. Карты, планы и чертежи к III части Материалов для истории инженерного искусства в России. – С-Пб : Тип. Академии наук,

   1866. Лист 22. Оборонительная ограда в продолжении войны со Швецией 1741–1743 гг

 

Проект «Остров фортов» предусматривает преобразование и комплексное развитие территории, прилегающей к Каботажной гавани на южном побережье о. Котлин, освоение которой неразрывно связано с историей отечественного Военно-Морского Флота, а также Кронштадта как одной из старейших военно-морских баз Балтийского флота.

 

Проект «Остров фортов» осуществляется во исполнение поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 февраля 2019 г. № Пр-152 и был зарегистрирован в Министерстве юстиции 13 мая того же года. Проект был презентован в 2019 г. на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге (кронштадт.рф). СМИ сообщали, что инициатором создания этого масштабного проекта сначала был Газпром (nsp.ru).

 

Организаторами проекта являются Министерство обороны и Правительство Санкт-Петербурга. Руководителем проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» стала К. С. Шойгу – заместитель председателя инвестиционного комитета целевого некоммерческого фонда по развитию туристско-рекреационного кластера Кронштадт, главный идеолог создания нового объекта.

 

Для реализации проекта образована Автономная некоммерческая организация (АНО) «Остров фортов», зарегистрированная в Минюсте в мае 2019 г., генеральным директором которой назначен В.Г. Крылов (кронштадт.рф), а с 16 ноября 2020 г. – К. С. Чамилович. В настоящее время (август 2024 г.) заявлены сроки выполнения работ 2019–2026 гг., хотя сначала предполагалось их завершить в 2023 г. Сообщалось, что в рамках проекта должны быть созданы 32 объекта инфраструктуры, построены почти 350000 кв. м новых и отреставрированы порядка 50000 кв. м исторических зданий и сооружений.

 

Важнейшими целями проекта являются: вовлечение в хозяйственный оборот ранее закрытых территорий, создание музейно-туристического комплекса в центре Кронштадта, сохранение исторически значимых объектов и использование их в культурно-просветительских целях. В конечном итоге «Остров фортов» должен превратиться в мощный центр притяжения жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и гостей нашего региона, что будет способствовать развитию и процветанию Кронштадта как города военно-морской славы с богатейшим историческим наследием, а также комфортного места для проживания, работы и учёбы.

 

Проект планировки территории туристско-рекреационного кластера в г. Кронштадте с формированием комплексной информационной модели территории» был выполнен ООО «Градостроительный институт пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект»* (г. Москва).

*ООО «Гипрогор Проект» 16 декабря 2021 г. переименовано в ООО «Градостроительный институт пространственного моделирования и развития «Мирпроект» (mirproekt.ru)/

Проект занял 1-е место в номинации «Лучший проект планировки комплексного развития территории с эскизом застройки» 7-го Международного профессионального конкурса НОПРИЗ на лучший проект 2020 г.

(ancb.ru,  mirproekt.ru, )

Авторский коллектив проекта планировки:

руководитель проекта – Марина Леонидовна Захарова,

главный инженер проекта – Игорь Анатольевич Бухарин,

главный архитектор проекта – Акоп Левонович Иликчян,

главный архитектор проекта – Елена Петровна Хазыкова,

архитектор – Денис Валерьевич Сидельников.

 

На том же конкурсе НОПРИЗ 2020 г. 2-е место в номинации «Лучший проект объекта туризма и отдыха» получила архитектурная концепция туристско-рекреационного кластера в г. Кронштадт, авторами которой стали:

главный архитектор проекта – Акоп Левонович Иликчян,

архитектор – Григорий Григорьевич Гарбарук,

визуализация – Акбаржон Фарходж Угли Анваржонов,

визуализация – Илхомжон Равшанович Эргашев,

визуализация – З.А. Шадов.

 

«Проект планировки территории туристско-рекреационного кластера в г. Кронштадте с формированием комплексной информационной модели территории» получил 1-е место в номинации «информационное моделирование территориальных образований» на V Всероссийском конкурсе «BIM-технологии 2020/21».

(ardexpert.ru, mirproekt.ru)

Проект «Остров фортов» вышел в финал международной премии MIPIM Awards в 2021 г. (gov.spb.ru).

 

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

Главным заказчиком этого масштабного проекта выступило ФГАУ «Управление имуществом специальных проектов» Министерства обороны Российской Федерации (economy.mil.ru).

 

Работы по проекту планировки территории 108 га в границах г. Кронштадта, разработанному «Гипрогор Проект», начались на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре г. Санкт-Петербурга №1-11-107 от 16 марта 2020 г. Накануне (12 марта) состоялось заседание рабочей группы под председательством губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова по вопросу создания туристско-рекреационного кластера в г. Кронштадте.

 

Согласно проекту, реконструкция коснётся территории, ограниченной с запада ул. Адмирала Грейга; с севера – проектируемыми улицами №1 и №2; с севера-востока – ул. Зосимова, ул. Мартынова; с юга – проектируемой транспортно-пешеходной набережной. Кроме того, в ППТ попадают водные объекты: Невская губа, Каботажная и Купеческая гавани, а также форты Александр I, Пётр I и Кроншлот. Поначалу заявлялось, что «предлагаемый ППТ призван решить задачу заказчиков: трансформировать Кронштадт в центр военно-морского образования и научных исследований, а также повысить его туристическую привлекательность в России и в мире. Военно-морской кластер собираются сформировать путём перебазирования в Кронштадт различных подразделений Военного учебно-научного центра ВМФ Минобороны РФ из Петербурга и Ленинградской области». (nsp.ru).

 

Соорганизатор проекта «Остров фортов» М. В. Коротаева в декабре 1920 г. дала пространное интервью о планах организаторов и инвесторов в части комплексного развития указанной территории в Кронштадте и преобразования её в туристско-рекреационный кластер. (spb.plus.rbc.ru)

 

Правительство Санкт-Петербурга инициировало общественные обсуждения по данному проекту (kgainfo.spb.ru), проводившиеся 13 января – 15 февраля 2021 гг. Презентованный проект вызвал много критики со стороны кронштадтцев, в основном связанной с недостатками дорожной сети, транспортных развязок, парковок, крайней изношенностью коммунальной инфраструктуры. Следует отметить, что проект развития территорий предусматривает решение этих актуальных проблем, а насколько эффективно – покажет время. Историки и градозащитники, со своей стороны, проявляют беспокойство относительно сохранности исторических зданий, сооружений и в целом уникального места, каким является остров Котлин, город–крепость Кронштадт со своими фортами и гаванями.

 

Проекты планировки и межевания территории для размещения туристско-рекреационного кластера в Кронштадте были утверждены в ходе рабочего совещания губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с членами городского правительства 25 февраля 2021 г. (mirproekt.ru).

 

В рамках очередного Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, 3 июня 2021 г. был подписан «Протокол о реализации мероприятий по созданию объектов транспортной инфраструктуры в г. Кронштадте в целях развития туристско-рекреационного кластера «Остров фортов». Подписанты – министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И. Файзуллин, губернатор Санкт-Петербурга А. Беглов, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» К. Шойгу. (mirproekt.ru)

 

На отведённой территории предполагается создание следующих объектов.

1. Музей Военно-морской славы (МВМС) и конгрессно-выставочный центр  

2. Центральным экспонатом МВМС, фактически музеем в музее, стала первая отечественная атомная подводная лодка

   «К-3» «Ленинский комсомол» (ПЛА «К-3»)

3. Музейно-исторический парк «Остров фортов», включающий тематически выделенные пространства:

Аллея героев Российского флота;

– Детский учебно-спортивный «Лагерь настоящих героев»;

– Зоны активного отдыха с различными интерактивными объектами, артобъектами и инсталляциями, а также зоны тихого

  отдыха, пешеходные дорожки и смотровые площадки, с которых открываются замечательные виды на Финский залив

 

В развитие культурно-просветительской и туристической инфраструктуры кластера также запланированы:

– реставрация фортов «Пётр I», «Кроншлот» и «Император Александр I» (Чумный)

– строительство канатной дороги к форту «Император Александр I;

– создание яхтенной марины с базой для строительства и ремонта судов;

– океанариум;

– 3-звёздный Бизнес-отель и 4-звёздный Гранд-отель.

 

Как заявлено на официальном сайте «Острова фортов» (кронштадт.рф) в фортах будут созданы:

форт «Пётр I»

– музей минно-взрывного дела,

– пространства для проведения культурно-массовых мероприятий (например, ярмарок),

– смотровые площадки,

– ресторан,

– винный погреб;

форт «Кроншлот»

– музейный комплекс, посвящённый первому форту Кронштадта,

– площадь для торжественных мероприятий (в том числе бракосочетаний),

– ресторан,

– сувенирный магазин,

– кинотеатр;

форт «Император Александр I»

– музей истории борьбы с инфекционными заболеваниями,

– ресторан,

– гостиничные номера.

 

На территории «Острова фортов» предполагается построить социальные объекты:

– жилые кварталы «Центральный» и «На набережной»,

– Многофункциональный тренировочный спортивный центр,

– Кронштадтский лицей,

– поликлиника

– инновационно-инженерный центр,

– 2 детских сада,

а также предусмотрены благоустройство набережной, реконструкция инженерных сетей и транспортной инфраструктуры.

 

К реализации проекта «Остров фортов» были привлечены различные военные и гражданские организации архитектурно-проектного и строительного профиля. Так, автором архитектурной идеи комплекса Музея Военно-морской славы и конгрессно-выставочного центра стало бюро «Меганом», а в дальнейшем уже на стадии проектирования концепция была доработана Санкт-Петербургским проектным институтом (sobaka.ru). Строительство здания было начато в конце 2021 г. и велось специалистами Военно-строительного комплекса Минобороны России (vskmo.ru 1-.11.2023.). Два сохранившихся со времён Первой мировой войны склада оружия кронштадтского арсенала встроены в комплекс Музея Военно-морской славы и конгрессно-выставочного центра.

 

Часть объектов «Острова фортов» строилась и реконструировалась по проектам непосредственно ООО «Гипрогор Проект» (ООО «Мирпроект»), например, «Лагерь настоящих героев» в Музейно-историческом парке «Остров фортов», сданный в эксплуатацию в рамках первой очереди (mirproekt.ru). Та же организация составила проектно-сметную документацию, по которой ведётся реставрация и приспособление к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения форта «Император Александр I»

 

25 апреля 2024 г. в Москве в гостинице «Рэдиссон Славянская» президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, председатель конкурсной комиссии Анвар Шамузафаров в ходе торжественной церемонии наградил лауреатов на лучший проект.

Градостроительный институт пространственного моделирования и развития «Мирпроект» признан победителем и награжден дипломами I степени за проекты в следующих номинациях:

В номинации «Лучший проект реставрации (реконструкции) объекта культурного наследия» победителем стал проект «ПСД по объекту "Реконструкция с элементами реставрации с приспособлением к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения Форт «Император Александр I», (форт «Чумной»), I этап г. Кронштадт"».

В создании проектировочных решений большинства общественных пространств Музейно-исторического парка «Остров фортов» принимали участие специалисты Архитектурной мастерской «Чувашёв и партнёры» (spbarchitect.ru). Кроме того, на сайте организации презентованы проект яхтенного порта в районе Каботажной гавани (spbarchitect.ru) и некоторые другие объекты кластера.

 

Работы первой очереди в парке были завершены в рекордно кроткие сроки, особенно с учётом начавшейся эпидемии коронавируса, накладывавшей массу ограничений (presscentr.rbc.ru). 26 июля 2020 г., в День Военно-Морского Флота, состоялось торжественное открытие «центральной смысловой оси» парка – Аллеи героев Российского флота. 8 августа 2020 г. это общественное пространство стало доступно для всех посетителей.

 

К числу объектов, сданных в рамках первой и третьей очереди, также следует отнести несколько отреставрированных сооружений береговой инфраструктуры форта «Пётр I», построенных в начале ХХ в. и приспособленных для нужд парка: камбузздание управлениякараульня, лаборатория (она же караульня с башенкой).

(кронштадт.рф-istoricheskie-zdaniya)

К созданию непосредственно Музея Военно-морской славы были привлечены различные организации. В состав наблюдательного экспертного совета музея были включены представители аппарата Президента Российской Федерации, Министерства обороны, администрации Санкт-Петербурга, АНО «Остров фортов», крупнейших проектно-конструкторских учреждений и предприятий судостроительной промышленности, военно-научных и культурно-просветительских организаций Министерства обороны, общественные организации ветеранов–подводников Военно-Морского Флота. (кронштадт.рф)

 

Проектирование музейного пространства и дальнейшая работа по созданию экспозиции МВМС осуществлялись ООО «Авилекс» (avilex.ru), руководитель проекта Д.К. Юшкина. Предварительный проект был представлен на обсуждение научному сообществу в марте 2022 г. Концептуальные решения принимались с участием представителей Главного командования ВМФ, ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», Центрального военно-морского музея, Государственного исторического музея, Центральной военно-морской библиотеки, Крыловского государственного научного центра и других профильных структур.

 

Колоссальный объём работ был выполнен менее, чем за 1,5 года. 23 июля 2023 г. комплекс Музея Военно-морской славы и конгрессно-выставочного центра был представлен Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко (кронштадт.рф). Музей был открыт 30 июля 2023 г., в День Военно-Морского Флота.

 

Безусловно, самым ценным экспонатом музея является атомная подводная лодка «К-3» «Ленинский комсомол». Экспозиция внутри легендарного корабля стала доступна для посетителей после её торжественного открытия 26 декабря 2023 г. (кронштадт.рф).

 

Однако наполнение экспозиции Музея Военно-морской славы и непосредственно ПЛА «К-3» ещё не закончено, и в дальнейшем музей будет развиваться при деятельном участии его организаторов, заинтересованных учреждений и ветеранов ВМФ. Все новости проекта «Остров фортов» см. тут (кронштадт.рф).

 

С 2023 г. территория Острова фортов стала местом проведения Военно-морского салона, мероприятия которого проводятся в конгрессно-выставочном центре.

 

3 апреля 2024 г. проект «Остров фортов» стал победителем I Всероссийской парковой премии «Парки России» в номинации «Парк года. Малые города 25-50 тыс.». 28 июля 2024 г., в День Военно-Морского Флота, открыта для посещения ещё одна благоустроенная зона Музейно-исторического парка «Остров фортов» в рамках четвёртой и последней очереди его строительства. (кронштадт.рф spbssk.ru).

 

Реставрационные работы на трёх кронштадтских фортах «Кроншлот», «Александр I» и «Пётр I» начались в 2022 г., их завершение ожидается в 2025–2026 гг. (кронштадт.рф).

 

 

Краткая историческая справка

 

Основав 16 (27) мая 1703 г. Санкт-Петербург (в условиях Северной войны 1700–1721 гг.), Пётр I сразу же позаботился об укреплении его обороноспособности с моря. Шведская эскадра под командованием Нумерса, всю навигацию 1703 г. блокировавшая устье Невы, наглядно показывала агрессивные намерения шведов.

 

Выбор для сооружения передового форпоста пал на о. Котлин, который был лично изучен Петром I осенью того же года. В русских и шведских документах 1700-х гг. остров назывался Ричард. Оказалось, что из-за небольших глубин Финского залива в этом районе крупные корабли к Петербургу могли проходить только южным фарватером и лишь вблизи острова. Пётр по достоинству оценил столь выгодное положение Котлина (Ричарда), приказал устроить в конце отмели (банки) искусственный островок и возвести на нём форт Кроншлот (Коронный замок)/

 

О точном времени закладки форта сведений пока нет. Постройка проводилась скрытно и спешно, поскольку Пётр собирался её окончить до того, как это обнаружат шведы. Всю зиму 1703–1704 гг. солдаты пехотных полков под командованием Ф. С. Толбухина и П. Островского рубили на льду деревянные ряжи для подводного основания Кроншлота. Когда лёд растаял, заполненные булыжником ряжи затонули, на них сверху насыпали землю, таким образом получился искусственный островок, на котором возвели деревянный форт.

 

7 (18) мая 1704 г. Пётр со свитой и новгородским митрополитом прибыл для осмотра законченного форта. Митрополит провёл обряд освящения. Пётр вручил начальнику Кроншлота инструкцию, начинавшуюся словами: «Содержать сию ситадель с Божиею помощью аще случится хотя до последняго человека».

 

Дополнительно на самом Котлине были поставлены несколько артиллерийских батарей, чтобы любой корабль, проходящий южным фарватером, неминуемо попадал под перекрёстный орудийный обстрел.

 

На выдающемся в море мысе южного берега, фактически одновременно с Кроншлотом, была построена Ивановская батарея (на шведских планах она обозначена Sint Jan) – бревенчато-земляное укрепление с установленными на нём артиллерийскими орудиями. Позднее батарея оказалась напротив возведённого в начале 1720-х гг. форта «Цитадель» (форт «Пётр I»). Батарея держала под контролем часть рейда и должна была препятствовать проникновению кораблей противника к Кроншлоту как главному опорному пункту войск на Котлине, а также защищать акваторию между фортом и островом.

 

Кроме того, немного восточнее Ивановской, ближе к Кроншлоту, была установлена ещё одна небольшая береговая артиллерийская батарея, с которой было удобно обстреливать тот же участок моря между Кроншлотом и Котлином. Место дислокации этого объекта, как и Ивановской батареи, в настоящее время оказалось в черте Музейно-исторического парка «Остров фортов».

 

Уже в 1705 г. новая морская крепость сыграла важную роль в обороне Петербурга. Не смирившись с выходом России к Балтийскому морю, шведы в 1705 г. предприняли попытку овладеть Санкт-Петербургом, нанеся одновременный удар с моря и суши. Чтобы предотвратить их прорыв к городу, отряд русских кораблей вице-адмирала К.И. Крюйса (8 фрегатов, 5 шняв, 2 брандера, несколько гребных судов) 24 мая (4 июня) занял позицию на фарватере между о. Котлин и Кроншлотом. Кроме фортовой и береговой артиллерии, для защиты от брандеров противника перед русскими фрегатами установили плавучие рогатки.

 

4 (15) июня шведская эскадра адмирала Анкерштерна (7 линейных кораблей, 6 фрегатов, 9 других судов) встала на якорь в 3 милях от Кроншлота, а затем пыталась прорваться к устью Невы. Однако огонь русских кораблей и береговых батарей вынудил шведов отойти. Столь же неудачно закончились для шведов и атаки, предпринятые 5, 6 и 10 июня. Всё, чем смогли похвастать шведы за эти дни – высадкой на копорский берег небольшого десанта, который сжёг два дома в селе Дудорово.

 

После прибытия к К. И. Крюйсу подкрепления шведы отошли от Кроншлота, правда, ненадолго. 14 (25) июля эскадра Анкерштерна, разделившись на две колонны, с севера и юга начала обстрел русских войск на Котлинской косе, а затем высадила десант (1 тыс. чел.). Десант был встречен ружейным и пушечным огнём находившихся в засаде полков Ф.С. Толбухина и П. Островского и 15-пушечной береговой батареи, установленной в западной части Котлина. Потеряв до 560 чел. убитыми и утонувшими, 114 ранеными, шведы вновь отступили, а в ночь на 16 июля и вовсе ушли в Швецию. Наступление на Петербург на сухопутном направлении, со стороны Каменного острова, также встретила достойный отпор и провалилось.

 

Зимой 1705–1706 гг. шведы предприняли попытку овладеть Котлином и нанесли серьёзный урон береговым укреплениям. Однако, Пётр I вероятность такого набега предусмотрел, приказал к зиме снять пушки с батарей и хранить в Кроншлоте, где находился и личный состав гарнизона. Вокруг форта во льду была прорублена полынья, так что взять его шведы не cмогли, а уничтоженные и повреждённые ими бревенчатые постройки большой ценности не представляли. В 1706 г. береговые укрепления, в т. ч. Ивановская батарея, были возобновлены и усилены.

 

С 1713 г. на о. Котлин развернулись масштабные строительные работы военной и купеческой гаваней, одновременно создавалась новая мощная система обороны крепости. В числе прочего был возведён форт «Цитадель» («Пётр I») в 1721–1724 гг., подверглись реконструкции форт Кроншлот и Ивановская батарея, на которой в 1716 г. стояли десять 24-фунтовых пушек. В 1723 г. большая морская крепость на о. Котлин получила название Кронштадт, а с 1724 г. она стала главной базой Балтийского флота.

 

Со смертью Петра Великого темпы работ снизились почти до нуля. Из-за частых бурь и наводнений деревянные строения ветшали и разрушались. Усиление обороны Кронштадта возобновилось в 1739 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны при подготовке к новой Русско-шведской войне (1741–1743 гг.). Одним из элементов этой обороны стала новая батарея, временно установленная на деревянных ряжах между фортом «Цитадель» и берегом *

* О фортификационных сооружениях Кронштадта в первой половине XVIII в. см. подробнее: Лесковский Ф.Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Ч. II. Опыт исследования инженерного искусства в царствование императора Петра Великого. – С-Пб : Тип. Академии наук, 1861. – С. 432–440; Лесковский Ф.Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Ч. III. Опыт исследования инженерного искусства после императора Петра I до императрицы Екатерины II. – С-Пб : Тип. Академии наук, 1865. – С. 181–186.

 

Дальнейшее развитие комплекса морских и береговых фортификационных сооружений, жилых зданий и градостроительной инфраструктуры как в границах современного «Острова фортов», как и Кронштадта в целом зависело от военно-политической обстановки, положения государственных границ России на северо-западе, достижений военного искусства, отношения к флоту со стороны власть предержащих, других объективных и субъективных факторов. Однако долгое время крепостные здания и сооружения оставались в основном деревянными.

 

Каменное строительство на форту «Цитадель» («Пётр I») производилось в 1820–1830-х гг., на форту «Кроншлот» – в 1850-х гг. На рубеже 1830–1840-х гг., в соответствии с канонами современной фортификации, был возведён новый форт «Александр I». Он сыграл свою роль в период Крымской войны 1853–1856 гг., когда корабли британского флота пытались прорваться в Восточную часть Финского залива с целью атаковать Петербург, но успеха не имели.

 

К 1896 г. все кронштадтские форты, как считалось, утратили оборонительное значение, и флот стал их использовать под склады оружия и для размещения различных служб.

 

Что касается береговых сооружений на мысу, они прослеживаются на исторических картах Кронштадта XVIII–XIX вв. и, по-видимому, оставались элементами береговой инфраструктуры форта «Цитадель» («Пётр I»). Причём на плане 1808 г. (https://www.citywalls.ru/photo675691.html) вновь изображена артиллерийская батарея, а на топографической карте Шуберта 1831 г.  указано и её историческое название – Ивановская. К началу Крымской войны, в 1853 г. , на Ивановской батарее находились 20 артиллерийских орудий.

 

В это время уже вполне сложилась сеть основных дорог. Так одна из них, совпадающая с современным Цитадельским шоссе, от батареи вела в крепость, а другая (Цитадельская дорога) шла на север до пересечения с современным Кронштадтским шоссе. От батареи в направлении форта «Пётр I» была построена дамба на насыпном каменном основании (теперь это западный мол Каботажной гавани), которая постепенно всё дальше «уходила» в море и в конце концов достигла форта так, что к нему с берега можно было добраться посуху, что произошло не позднее 1880 г. Старейшая дорога, которая вела от Цитадельского шоссе через батарейный городок к дамбе, в настоящее время и стала Аллеей героев Российского флота парка «Остров фортов». После постройки восточного мола в 1891 г. окончательно сформировалась Кабатажная гавань, в которую приходили суда, обслуживавшие внутренние морские сообщения.

 

К началу 1912 г. приморские крепости на Балтике находились в крайне запущенном состоянии, подчинялись Военному министерству, которое настаивало на их упразднении. Морское министерство, напротив, было крайне заинтересовано в развитии приморских крепостей, строительстве и оборудовании баз флота, необходимых для организации эффективной морской обороны. Военная целесообразность вынудила Российские власти сделать правильный шаг навстречу флоту.

 

В июне 1912 г. в Ревеле (Таллинн) в присутствии Николая II были заложены военный порт и крепость, названные в честь императора Петра Великого. Это был передовой форпост на дальнем рубеже обороны Петербурга со стороны Финского залива. Собственно Кронштадтская крепость вместе с возводившимися в то время береговыми фортами (Красная Горка, Серая Лошадь, Ино и др.) составила Кронштадтскую позицию большой морской крепости Императора Петра Великого и на ближних подступах защищала столицу с моря в грозовые годы начала ХХ века.

 

Таким образом значение Кронштадтской крепости вновь возросло, накануне и в ходе Первой мировой войны возводились новые и поновлялись старые оборонительные сооружения. Именно к этому времени относятся упоминавшиеся выше каменные постройки, уцелевшие на территории «Острова фортов». На намывной площадке к западу от места расположения бывшей Ивановской батареи были построены два одинаковых больших склада оружия (арсеналы), материалом для которых послужил бетон. Каждый из складов разделён на 14 казематов.

 

На протяжении всей своей истории Кронштадт неоднократно отражал попытки неприятельских кораблей прорваться к Санкт-Петербургу – Петрограду – Ленинграду, но оставался неприступной твердыней, как это и было задумано его создателем Петром I. Развитая система морских и береговых фортов крепости Кронштадт стала надёжным морским щитом Ленинграда в годы блокады (1941–1944 гг.). Опираясь на Кронштадт, Краснознамённый Балтийский флот сыграл важную роль в обороне Ленинграда, прорыве и ликвидации блокады, и разгроме врага. В 1954 г. в ознаменование 250-летия со дня основания и за заслуги в защите морских подступов к Ленинграду Кронштадт был награждён орденом Красного Знамени.

 

До реализации проекта «Остров фортов» территория, на которой разбит Музейно-исторический парк и построен Музей военно-морской славы, принадлежала Министерству обороны, там дислоцировались подразделения 18-го арсенала Военно-Морского Флота (В/Ч 56016).

Краткая история 18-го арсенала ВМФ. 

См. также: Желтов В.Г. Кронштадтский арсенал на службе Российскому флоту 1877–2002. – Ред. А.Н. Рева. – Кронштадт : 2002. – 247 с.

 

 

 

0 комментариев
607 просмотров
Добавил: Galina Vabishchevich, 5 Августа 2024, 14:44
Редактировано: 22 Августа 2024, 03:00
Оцените:
(9 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35296.html' target='_blank'>Туристско-рекреационный кластер "Остров фортов" г. Кронштадт на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32658
Готовится: 101
Посетители
Гостей: 1935
Всего сегодня: 66776