Публикация
Сквер на Марсовом полеФото - Сад-партер на площади Жертв Революции Марсово поле 1920 – 1923 арх. Фомин Иван Александрович, садовый мастер Катцер Рудольф Францевич Пам. федеральн. Сквер б/н на Марсовом поле
Площадь сквера - 10,39 га (Закон Санкт-Петербурга "О зеленых насаждениях общего пользования" № 430-85 от 19 сентября 2007 г.)
cм.
Марсово поле в настоящее время представляет собой крупнейший мемориально-парковый ансамбль, центром композиции которого является
23 марта (5 апреля) на Марсовом поле состоялись похороны 184 солдат и рабочих, погибших в дни Февральской революции. В 1917-1919 гг. над братскими могилами был установлен монументальный комплекс надгробий, выполненный по
Предложения об организации конкурса на «древонасаждение» (озеленение) территории вокруг памятника стали поступать от Российского общества садоводства еще в 1917 г. Решение этого вопроса было отложено в связи с планами Городской управы расширить территорию Марсова поля.
Предполагаемая постановка памятника на могиле жертв революции вызывает необходимость в переустройстве всего Марсова поля и, главным образом, в древонасаждении. Российское общество садоводства предлагает городской думе объявить конкурс, который берется организовать безвозмездно. (Журнал "Зодчий". № 17-18 от 30 апреля 1917 г. С. 126)
Российское общество садоводства предлагает городской думе устроить конкурс художественного украшения Марсова поля древесными насаждениями. Городская санитарная комиссия заготовила проект засыпки Лебяжьего канала, во-первых, для того, чтобы увеличить площадь Марсова поля, а во-вторых, чтобы уничтожить заразу, исходящую от канала. (Газета "Дело народа". № 7. 22 марта 1917 г. С.4)
По вопросу об убранстве братской могилы было заслушано отношение Инженерно-Канализационного Отдела Городской Управы, где вопрос рассматривается в связи с уширением пути вдоль Лебяжьего канала. Представителем в соответствующую комиссию, образуемую Инженерно-Канализационным отделом, избран А. Е. Белогруд. (Архитектурно-Художественный Еженедельник. № 21-24. 20 июля 1917 г. С. 123)
Естественно, что в первые годы существования молодой Советской Республики, из-за отсутствия материальных возможностей, новое строительство в городе развивалось слабо. Но уже в этот период времени архитекторы имели новые социальные заказы. Так, в 1918 г. по проекту Л.В. Руднева начинается переустройство Марсова поля. Преобразование пыльного военного плаца в прекрасный парадный партер обогатило центр города и объединило Михайловский и Летний сады в единый крупный парковый массив. (Баранов Н.В. Архитектура и строительство Ленинграда за 30 лет // Архитектура и строительство Ленинграда. 1948. январь-февраль. С.2)
В первую годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1918 г., Марсово поле было переименовано в "Площадь Жертв Революции", использовалось также название "Поле Жертв Революции".
1 июня 1919 г. по постановлению коллегии Петроградского совета коммунального хозяйства (Совкомхоза) был создан Совет по урегулированию плана Петрограда и его окраин и Архитектурная мастерская при нем. 28 июня 1919 г. заведующим Архитектурной мастерской был назначен арх. И. А. Фомин, его заместителем – арх. М. И. Рославлев. Экспертами были художники А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский и др. Задачей мастерской было утверждение всех проектов Отдела благоустройства города «для окончательного разрешения в отношении удовлетворения эстетики».
7 июля 1919 г. на первом заседании художественного совета Архитектурной мастерской по урегулированию плана Петрограда обсуждался вопрос о создании единого парка, включающего Марсово поле, Михайловский и Летний сад. Учитывая различный характер планировки этих парков, художественный совет предложил создать открытое пространство между двумя тенистыми садами. Художникам А. Н. Бенуа, М. В. Добужинскому и А. П. Остроумовой-Лебедевой поручили выполнить к 14 июля кроки будущего парка на Марсовом поле, исходя из того, что «в данном случае «партерный сад» предпочтительнее перед высоким парком». (Из истории советской архитектуры. Документы и материалы. 1963. С. 207, 231)
Первые эскизы садовой разбивки Марсова поля были выполнены сотрудниками Архитектурной мастерской Совкомхоза в конце сентября 1919 г. Проектные чертежи сохранились в фондах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева, г. Москва. Некоторые из этих проектов приведены в статье Н. Ф. Хомутецкого, опубликованной в журнале "Строительство и архитектура Ленинграда" в 1966 г. Руководитель мастерской И. А. Фомин также представил свой эскиз, который и был принят как основа окончательного проекта.
Художник В. М. Конашевич, в 1918-1919 гг. принимавший участие в оформлении памятника жертвам революции, называет автором проекта планировки сада А. Литвиненко (речь идет об Александре Меркурьевиче Литвиненко (1883-1932, репрессирован), ученике А. Н. Бенуа. В альбоме автолитографий, изданном в 1932 г., под «Планировка сада исполнена по проекту архитектора А. Литвиненко, под руководством академика архитектуры И.А. Фомина и архит. М.И. Рославлева. Памятник на могиле жертв Революции построен по проекту архитектора Л.В. Руднева. Разбивка сада была закончена в 1927 г., к 10-летию Октября». (Конашевич В.М. Ленинград. Новые пейзажи 1917—1932. 1932.)
С самого начала обсуждения вопроса о планировке и озеленении Марсова поля, в ту пору пыльного и неблагоустроенного, восторжествовала идея партерного парка. Предложение И. А. Фомина и А. Н. Бенуа об устройстве такого парка было принято без особых споров, ибо, как писал А. Н. Бенуа в одном из своих писем к И. А. Фомину (в 1919 г.), такая планировка сохранит вид на здания, обступающие Марсово поле, откроет далекие перспективы и придаст этому ансамблю характерный для Петербурга монументальный облик. С большим уважением отнесся И.А. Фомин к историческому наследию: ни в малейшей степени не нарушена выразительность объемно-пространственной композиции Летнего и Михайловского садов, которая, будь на Марсовом поле высотный парк, серьезно пострадала бы. (Хомутецкий Н.Ф. Марсово поле – памятник павшим борцам революции // Строительство и архитектура Ленинграда. 1966. № 1. С. 15)
Совет коммунального хозяйства Петросовета. План партерного парка на площади Жертв Революции. 1920 г. (ЦГА СПб ф.Р‑3168 оп.4 д.1)
В апреле 1920 г. Архитектурная Мастерская выработала проект партерного сада на Площади Жертв Революции, получивший одобрение Совкомхоза и Отдела управления Петросовета. За несколько дней до первомайских торжеств сотрудники Мастерской были мобилизованы для фактической планировки и производства работ на площади, что и было выполнено вполне успешно. Впоследствии проект этот был дополнен и искажен посадкой высокорослых деревьев, против чего протестовала Мастерская, так как этим нарушалась идея партерного сада и искажался ансамбль местности с открытым видом на окружающие площадь исторические и высокохудожественные здания (Инженерный замок, Мраморный дворец, постройки Адамини, Фельтена, Деламота, Росси, Стасова и др.) (Рославлев М.И. Старый Петербург - Новый Ленинград. 1925. С.112-113)
По распоряжению председателя Совкомхоза вследствие требования Отдела управления Петроградского Исполкома, все наличные силы Архитектурной мастерской мобилизуются с сего 15 апреля по 1 мая включительно на работу по разбивке б. Марсова поля под парк и подготовительным работам ко дню древонасаждения. Вследствие этого я требую от всех сотрудников обязательного прибытия на работы на Марсово поле ежедневно от 11-5 час. о начале работ по реконструкции Марсова поля // Из истории советской архитектуры. Документы и материалы. 1963. С. 207)
Реализация проекта Фомина была начата массовым субботником 1 мая 1920 г. К 6 часам вечера уже отчетливо наметились контуры площадок, дорожек и аллей. В работе приняло участие около 15 тыс. человек. Они посадили в тот день 60 тыс. кустов и деревьев. <...> В дальнейшем работа по подсадкам и благоустройству Марсова поля продолжалась ежегодно, вплоть до 1926 г. (Хомутецкий Н.Ф. Марсово поле – памятник павшим борцам революции // Строительство и архитектура Ленинграда. 1966. № 1. С.15)
Практические работы начались 1 мая 1920 года, в день массового субботника. На Марсово поле пришли шестнадцать тысяч человек с лопатами, кирками, мотыгами, граблями, тачками. С 11 часов утра раздался салют с Петропавловской крепости, возвестившей о начале субботника, а к 6 часам вечера уже наметились контуры будущих аллей и дорожек. Саженцы были заготовлены заранее, и работа шла быстро. В тот день на площади было посажено около шестидесяти тысяч кустов и деревьев. Вся территория была разбита на пять участков, по числу городских районов. Эти участки расчищали, потом прокладывали аллеи и разбивали площадки по чертежам И. Фомина и ландшафтного архитектора Р. Катцера. Планировка, сохраненная до наших дней, предельно четка, ее особенности хорошо видны на всех перспективных изображениях площади. Две главные аллеи делят площадь-сад на четыре участка. Каждый из них тоже пересечен аллеями: двумя — по диагоналям, одной—поперек. Чеканная графичность этой прямолинейной планировки могла бы показаться суховатой, если бы автор проекта не использовал очень удачно очертания южной части площади. Он повернул центральную аллею на юго-запад, к Садовому мосту, и создал этим важный дополнительный архитектурный акцент. Всякого, входящего отсюда на Марсово поле, изгиб аллеи подводит к восприятию памятника. Когда он минует этот изгиб, перед ним открывается вид на центральную часть площади, гранитные плиты мемориала, памятник Суворову и Кировский мост, расположенные на той же оси. По проекту реконструкции предстояло создать четыре фонтана на пересечениях аллей, рассекающих боковые четырехугольники, но этот замысел, имевший своих сторонников и противников, не осуществился*. (Шварц В. С. Архитектурный ансамбль Марсова поля. 1989. С. 179-180) *) Проект все же был осуществлен, работающие фонтаны зафиксированы на фотодокументах 1920-1923 гг. и их наличие подтверждается сообщениями газет того времени.
Небольшие фонтаны-грибы, расположенные на пересечении диагональных аллей, видны на старых фотографиях, отражающих ход первомайского субботника 1920 г.
Работы по благоустройству площади Жертв Революции были ускорены в связи с решением провести в Петрограде заседание 2-го конгресса Коммунистического Интернационала (конгресс открылся 19 июля 1920 г. в Петрограде, а с 23 июля по 7 августа работал в Москве). 19 июля планировалось посещение делегатами конгресса памятника жертвам революции. Ежедневная газета "Боевая правда" накануне приезда иностранных участников конгресса писала: Наиболее крупная и сложная работа производится на площади Жертв Революции, где в настоящее время без перерыва работает несколько тысяч человек, к этим работам привлечены красноармейцы, количество которых будет еще увеличено. <...> К дню праздника площадь должна принять действительно праздничный вид. Все дорожки будут выровнены и посыпаны песком. Отдельные участки, окаймленные посаженным в течение первомайского субботника кустарником, также сравниваются; вывозится мусор и кирпич. Внутри памятника жертвам революции разбивается цветник. (Питер готовится ко II Конгрессу III Интернационала // "Боевая правда". № 156 (257). 16 июля 1920 г. С.2)
На следующий день газета "Известия" посвятила весь выпуск освещению «всемирного праздника пролетариата в красном Петербурге». "Площадь Жертв Революции совершенно преобразилась в дни всемирного конгресса III Интернационала. Все неровности сглажены, дорожки расчищены и посыпаны песком, бьют фонтаны. У входа на площадь на высоких шестах и подставках развеваются красные и черные флаги, чередуясь со щитами с художественными изображениями цветов. Делегаты конгресса несут на руках громадный венок из живых цветов и зелени, с красными лентами. На лентах написано: «Второй конгресс Коммунистического Интернационала от пролетариев всех стран, павших в борьбе за коммунизм». (Известия Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. № 158 (650). 20 июля 1920 г. С. 2)
Работающие фонтаны видны на нескольких снимках 19 июля 1920 г. На В последующие годы фонтаны исчезли, их заменили крупные деревья.
На
Во вступительной статье к альбому В. М. Конашевича историк искусства Э. Ф. Голлербах писал: «Как ни ограничена в застроенном городе возможность новых насаждений, как ни мало благоприятны наши климатические условия, Ленинград с каждым годом все более обогащается флорой, постепенно превращаясь в город-сад. Там, где прежде расстилалась безотрадная пустыня Марсова поля, этой «петербургской Сахары», служившей для парадных церемоний императорской гвардии, — развернут партерный сад, зеленеют кусты и молодые аллеи, пышный ковер газона и цветников прорезан палевыми лентами дорожек, ведущих к монументальной могиле жертв Революции». (Голлербах Э.Ф. Ленинград в литографиях В.М. Конашевича // Конашевич В.М. Ленинград. Новые пейзажи 1917—1932. 1932.)
27 января 1944 г. на Марсовом поле были установлены артиллерийские орудия, из которых был
В освещении сада-партера на Марсовом поле используется два вида светильников: центральную площадку мемориального комплекса освещают 16 исторических фонарей-торшеров, а на аллеях сада установлены парковые фонари с круглыми плафонами.
Фонари-торшеры, расположенные по периметру центральной площадки мемориала, имеют свою историю. Они были изготовлены в 1849 г. для первого постоянного моста через Неву - Благовещенского моста. Чертежи газовых фонарей-торшеров хранятся в отделе рукописей научно-технической библиотеки ПГУПС. Из предложенных для Высочайшего утверждения четырех вариантов светильников император Николай I выбрал 2-й вариант и утвердил его 28 апреля 1849 г. Внизу листа чертежа есть подпись Кербедза и указание, что «составлял и чертил прапорщик Цветков». На другом листе с рисунком утвержденного варианта фонаря есть подпись: «составлял и рисовал прапорщик Цветков» с автографом последнего. На этом чертеже во весь лист вычерчен вид фонарного столба с прорисованной отделкой металлических частей. Фонарный столб представляет собой каннелированную колонну коринфского ордера, продолженную небольшим сегментом с узором из распустившихся цветов и «чешуей» из листьев, завершенную отогнутыми листьями аканта. Из колонны «вырастает» витиеватый цветок, являющийся основанием для восьмигранного фонаря. Декоративное оформление светильника соответствует стилю ампир. Фонарный столб располагается на полой чугунной тумбе. <...> Поскольку оба чертежа подписаны прапорщиком Цветковым, большинство исследователей второй половины XX века считают его автором проекта фонаря (Акт ГИКЭ от 25.09.2019 г.).
В аннотации к
Фрагмент «У каждой опоры Николаевского* моста были установлены газовые светильники. Многогранные застекленные фонари, завершавшие стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, были изготовлены по проекту прапорщика Цветкова. Фонари с Николаевского* моста еще в конце XIX в. были перенесены к зданию Главного штаба и к Летнему саду. В настоящее время они находятся на Марсовом поле». (Бунин М.С. Мосты Ленинграда. 1986. С. 127) *) После смерти Императора Николая I в 1855 г. Благовещенский мост стал называться Николаевским (с 1918 г. – Мост лейтенанта Шмидта).
В. Я. Курбатов считал автором проекта фонарей Благовещенского моста Огюста Монферрана: «Даже поздние фонари Монферрана (прежде на Николаевском мосту, теперь у Главного штаба и у решетки Летнего сада) не лишены благородства» (В .Я. Курбатов. Петербург: художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. 1913. С. 432)
Фонари-торшеры Николаевского моста, перенесенные на Марсово поле, видны на
В 1924-1925 гг. восемь фонарей были поставлены вокруг центральной площадки, еще несколько фонарей использовались для освещения центральной аллеи. На
В середине 1930-х гг. схема освещения сада-партера была изменена. Исторические фонари-торшеры в количестве 16 штук были установлены вокруг центральной площадки мемориала, а для освещения аллей были установлены
В 2020-2021 гг. за счет бюджета города была проведена полная реконструкция освещения Марсова поля. Научно-проектную документацию по реставрации фонарей-торшеров Сада-партера, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Мемориал «Борцам революции", разработало ООО "Реставратор" (Шифр ПД-4-2019).
Реставрационный ремонт начался весной 2020 года. Тогда были демонтированы восемь из 16 фонарей — их увезли в мастерские. Летом 2021-го сняли со своих мест восемь оставшихся. На днях все фонари вернулись на свои места. Как пояснили в КГИОПе, им вернули прежний облик. Этого удалось достичь благодаря снятию лишних слоев краски, закрывавших «выразительную тонкую пластику». Изменился и свет. При реставрации светильникам возвращен исторический облик. (Интернет-газета "Канонер".
После окончания реставрации фонари установлены на прежнее место вокруг мемориала. Два фонаря пришлось почти полностью воссоздать, от них оставались лишь тумбы основания». «У 16 исторических фонарей два источника света, это уникальное решение, в Санкт-Петербурге таких фонарей больше нет, — заявил директор СПб ГБУ "Ленсвет" Сергей Мителев. — В крышке фонаря находится светодиодная матрица мощностью 100 Вт, дополнительно снизу установлена лампа мощностью 8 Вт, которая создаёт в дневное время присутствие источника света». Кроме того, СПб ГБУ "Ленсвет" завершил комплексную реконструкцию наружного освещения Марсова поля. Территория освещена 104 торшерами. Специалисты долго спорили, какие здесь могут быть применены виды светильников, и в итоге решили, что все привыкли к фонарям с круглыми белыми плафонами, и эту стилистику надо сохранять. «В 1930-е годы такие светильники устанавливались на территориях большинства садов и парков, тем не менее, они уже стали неотъемлемой частью исторического образа сада-партера, — подчеркнул председатель КГИОП Сергей Макаров. (По информации
Сквер на Марсовом поле является территорией зеленых насаждений общего пользования городского значения (ЗНОП). Сад-партер также находится под государственной охраной как объект культурного наследия (ОКН) федерального значения. Согласно распоряжению КГИОП от 23.11.2018 г. № 482-р предметом охраны сада-партера, помимо объемно-пространственного и планировочного решения, также является исторический видовой состав зеленых насаждений: дуб черешчатый, липа мелколистная, сирень обыкновенная и венгерская (различные сорта), барбарис обыкновенный, солитерные посадки ивы ломкой по углам мемориала.
Ивы по внешним углам мемориала были высажены после завершения работ по разбивке партерного сада. На
Новые ивы взамен двух спиленных, стоявших возле мемориала на Марсовом поле, пока сажать не будут. Причина визуальная: для сохранения ландшафтной композиции чиновники хотят дождаться, когда спилят две другие ивы. <…> Зампред комитета по благоустройству Оксана Гусева рассказала сегодня "Канонеру", что в 2021–2022 годах сажать новые ивы не планируется. Ведомство вместе с КГИОПом приняло решение дождаться, когда придется срубить две оставшиеся ивы, и только затем высадить сразу четыре новые ивы. Причина в «сохранении ландшафтной композиции (с учетом биометрических параметров деревьев)». (Интернет-газета "Канонер".
7 мая 2024 г. сотрудники Автоматической телефонной станции Смольного высадили кусты сирени на Марсовом поле в честь Дня радио, который отмечается по всей России, сообщает телеканал "Санкт-Петербург". Сотрудники отметили, что сирень уже стала неофициальным символом Марсова поля, поэтому они выбрали это растение для посадки в честь профессионального праздника. (Петербургский дневник.
Сад-партер на Марсовом поле включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. Входит в ансамбль Мемориал "Борцам революции" (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
0 комментариев
1278 просмотров Добавил: Lonely Walker, 17 Мая 2024, 10:50
Редактировано: 25 Мая 2024, 18:36
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35101.html' target='_blank'>Сквер на Марсовом поле на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32300
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4144
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14371
Всего сегодня: 10601
|