Публикация

Музей Ю. Э. Озаровского "Старый домик"

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1779
Стиль: Рядовая застройка

Музей Ю. Э. Озаровского "Старый домик"

Утраченное здание

 

1779 (?) -

1913-1914 - устройство музея "Старый домик" (ликвидирован в 1916 г.)

1941-1944 - разрушен

  • фото

    Ю.Э.Озаровский на пороге своего дома
    в Соляном переулке.
    Фото Я.В.Штейнберга, 1913?
    *см. ниже

  • фото

    Ю.Э.Озаровский.
    Фото ателье Буллы, 1910.
    **См. ниже

  • фото

    Первая Петровская комната (?).
    Фото ателье Буллы, 1913.
    ЦГАКФФД СПб Д 11939

  • фото

    Вторая (?) Петровская комната.
    Фото К.К.Буллы, 1913?
    ЦГАКФФД СПб Г 17796

  • фото

    Елисаветинская комната.
    Фото Я.В.Штейнберга.
    "Нива", 1914, №15, с.296

  • фото

    Елисаветинская комната.
    Фото Я.В.Штейнберга, 1913.
    ЦГАКФФД СПб Д 11946

  • фото

    Екатерининская комната.
    Фото Я.В.Штейнберга.
    "Нива", 1914, №15, с.296

  • фото

    Александровская комната.
    Фото Я.В.Штейнберга.
    "Нива", 1914, №15, с.296

  • фото

    Александровская комната.
    Фото ателье Буллы, 1913.
    ЦГАКФФД СПб Д 11938

*Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, инв.№ ОФ 109386. (Негатив - ЦГАКФФД СПб Д 19385)

**ЦГАКФФД СПб Г 5242 (воспроизводится по: https://humus.livejournal.com/5387658.html)

 

 

Здесь стоял одноэтажный дом 1779 г. постройки - настоящий раритет, чудом уцелевший рядовой жилой дом XVIII века. В 1913 г. этот домик, принадлежавший причту церкви св. Пантелеймона , снял артист и режиссер Александринского театра Юрий Эрастович Озаровский (1869 - 1924). Сразу после вселения он произвел ремонт дома с сохранением всех подлинных старинных деталей - наличников на окнах, дощатого пола, резных дверей и ручек. В отремонтированном здании он создал музей, в котором разместил свою личную коллекцию предметов домашней обстановки XVIII - начала XIX в. Этот музей был назван им "Старый домик".

Ю.Э.Озаровский устраивал в своем особняке и тематические вечера, посвященные театру, музыке и поэзии прошлого, ставил подлинные пьесы XVIII века. Здесь проходили также заседания обществ, занимавшихся изучением культурного наследия Петербурга.

Музей просуществовал очень недолго. Ю.Э.Озаровский содержал музей исключительно на свои средства. В 1915 г. он переехал в Москву; в это же время у него начались финансовые затруднения, никакой поддержки он не получил, и ему пришлось принять трудное решение - в ноябре 1916 г. он продал свою коллекцию петроградской Школе народного искусства. После революции Озаровский эмигрировал, жил в Праге, Загребе, Париже.

Коллекция Озаровского несколько раз переходила из музея в музей и в конце концов осела в Эрмитаже, но не все ее предметы теперь удается распознать.

(По материалам работы: Н.С.Онегин. Частный музей "Старый домик" в Санкт-Петербурге (1913– 1916 г.): история формирования и особенности экспозиции. "Вопросы музеологии", СПбГУ, 2014, №2 (10), с. 42–49. https://voprosi-muzeologii.spbu.ru/files/2014_2/Onegin.pdf )

 

 

"Ю.Э.Озаровский распределил свои музейные богатства по пяти комнатам, из которых каждая относится к известной эпохе существования Петербурга: петровской ранней (когда москвичи только-только стали селиться и оседать в новой столице), петровской поздней, елисаветинской, екатерининской и александровской.

"Ранняя петровская" комната производит впечатление некоторой двойственности стиля: стены и вообще внешность этой комнаты выдержана в стиле голландского или шведского мелкого буржуазного жилья, с неизбежным камином и деревянной облицовкой стен. Предметы же, собранные здесь, говорят о московском обиходе до-петровского времени. Ю. Э. Озаровский поясняет: русские люди, еще не расставшиеся с своими ветхозаветными обиходными мелочами, явились в качестве завоевателей в чужую обстановку... Это были первые петровские поселенцы Петербурга, и такова была внешность их еще неустановившегося на новом месте жилья...

Среди собранных здесь музейных раритетов обращают на себя внимание своеобразные портреты Ивана Грозного и его жены, Марии Нагой, а также редчайший портрет царя Михаила Феодоровича, изображающий царя в раннюю эпоху его жизни - в пору избрания на царство. Интересны выставленные в этой комнате образчики старинной мебели, старинные блюда, формы для именинных пряников, "подлучинник" (вставка для горящей лучины) и т. п.

Далее следует петровская комната более поздней эпохи. Прочная, солидная мебель, способная выдерживать петровских богатырей. Старинный шкап английской работы, старинные ткани, вышивки, старинные портреты Петра и Екатерины I, взятые из присутственных мест той эпохи. По стенам - интереснейшие гравюры и лубочные картины. Особенно занимательны две французские картинки, изображающие фантастические виды Петербурга и Москвы: "увеселительную местность" в Москве "на берегу канала, соединяющего Москву с Петербургом" (?) и "Площадь в С.-Петербурге", причем эта последняя площадь представляет собою типичный уголок Парижа того времени...

Из этой немного мрачной и темной комнаты мы переходим в царство жизнерадостного барокко, в комнату елисаветинской эпохи, где нас поражают яркие персиковые, оранжевые тона, золото резьбы, пышные ткани и узоры обоев. Прекрасно подобранная мебель и предметы домашнего обихода говорят нам об эпохе широких "роб", париков, менуэтов. "машкерадов", которые так любила Елисавета Петровна.

Комната, посвященная эпохе императрицы Екатерины II, отличается большей строгостью и некоторой чопорностью тона, хотя яркая екатерининская роскошь и здесь поражает посетителя. Здесь царит благородный и спокойный стиль Луи XVI. уже близкий к ампиру: гирлянды, корзиночки, букеты и вазы, среди мебели обращают внимание прелестное бюро красного дерева, золоченые столики и кресла русской работы.

Изящный белый трельяж отделяет екатерининскую комнату от александровской. Там уже подлинный ампир. Там обстановка эпохи Отечественной войны... Характерная, изящная и простая в своем изяществе мебель, старинное фортепиано, стильные кинкеты... Но стенам ряд старинных гравюр и портретов, из которых особенно замечателен портрет-литография Уткина "Константин I Император". Здесь же собраны прекрасные гравированные портреты Пушкина работы Уткина и Райта."

(Старый домик. "Нива", 1914, №15, с. 295-297. https://runivers.ru/bookreader/book482072/#page/433/mode/1up )

 

 

В то же время в журнале "Старые годы" появился критический отзыв о музее (видимо, вполне справедливый):

 

"В Соляном переулке в одноэтажном доме, построенном в 1779 году, открылся музей Ю.Э.Озаровского, названный им "Старый Домик" и вмещающий до 600 предметов. "Музей" занимает три комнаты, в первой предметы Петровской эпохи, во второй Елисаветинской и в третьей Екатерининской и Александровской. К сожалению, собрание это несколько случайное, с примесью довольно обильной бутафории, недостаточно исследовано с точки зрения подлинности и эпохи вещей, а художественных предметов в нем очень мало. "Старый домик" очень симпатичен, как попытка собрания бытовых вещей, но до "музея", в строгом смысле, ему очень далеко."

(А.Ростиславов. Вести за месяц. «Старые годы», 1913, №2, с.54-57)

 

Здание бывшего музея было разрушено в годы Великой Отечественной войны. Теперь на этом месте стоит здание, построенное вскоре после ее окончания.

 

2 комментария
167 просмотров
Добавил: S.P., 29 Декабря 2023, 18:31
Редактировано: 29 Декабря 2023, 19:43
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34748.html' target='_blank'>Музей Ю. Э. Озаровского "Старый домик" на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31765
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2520
Всего сегодня: 2778