Публикация

Лавка В. С. Караваевой
Жилой дом М. В. Алферовской

Здание на карте
фото
Архитекторы: Очаков А. И.
Климов И. И.
Год постройки: 1832-1834, 1843
Стиль:

Фото - Наталия, 24.09.2009. 

Лавка В. С. Караваевой

 

Жилой дом  М. В. Алферовской

 

Жилой флигель

Подворья Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря

Синопская наб., 36

 

1832 -1834 - арх. Очаков Адриан Иванович (ЦГИА СПб ф.513 оп.102. д.9072 л.1-4). 

1843 - арх. Климов Иван Иванович (?) -  (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9071 л.60об-61)

 

 

  • фото

    1828 г. Участок 567
    на Плане Шуберта
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1849 г. Фрагмент плана
    Рождественской
    части (С. 172)
    (добавил
    Lonely Walker)

  • фото

    Фасад Часовни Валаамского
    монастыря и лавок на земле
    Купчихи Караваевой
    (ЦГИА СПб ф.513 оп.102. д.9072 л.1-3)

  • фото

    Фасад лавок Караваевой
    (справа от часовни), л.3

  • фото

    Разрешение от
    15 мая 1843 г.
    (ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9071 л.29-32)

  • фото

    План двора
    А.И. Никоновоой
    под старым № 567
    (л.29об-32об)

  • фото

    Фасады
    (ЦГИА СПб ф.513
    оп.102.д. 9072 л.5)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    л. 6

  • фото

    1840 г. План по Рождественской
    части 6 квартала № 567
    (ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9071 л.25-28)

  • фото

    1870 Генеральный план
    дому М. В. Алферовской
    (л. 61)

  • фото

    Разрешение
    от 30 апр. 1870
    (л. 60)

  • фото

    Разрез

  • фото

    План подвального этажа
    (л. 64)

  • фото

    План нижнего этажа
    (л. 65)

  • фото

    План верхнего этажа
    вновь предполагамого
    к надстройке (л. 66)

  • фото

    Фасад в существующем
    виде (л.69)

  • фото

    Фасад в предполагаемом
    виде (л.67-68)

  • фото

    1913 (?)
    Постройки справа от церкви
    Ателье К.К. Буллы.
    ГМИ СПб, Инв. № КП - 80965-всп.

  • фото

    Фрагмент

  • фото

    ГАКФФД СПб 1959 г.
    (добавил Ярослав)

  • фото

    ЦГАКФД
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    1960 г.
    Вид фасада дома №34/36
    на Снопской наб. (бывш.жилой флигель
    Подворья Спасо-Преображенского
    алаамского мужского монастыря, 1830-е)
    ЦГАКФФД СПб Гр 76184

  • фото

    1998 г.
    Фото - Овчинников К.В.
    ЦГАКФФД

    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    Согласно РГИС
    Синопская наб., 36, лит. Б
    (добавил Lonely Walker)

Каменные лавки слева и справа от часовни были построены одновременно с часовней. Так указано на чертеже (ЦГИА СПб ф.513 оп.102. д.9072 л.1-3). В правом верхнем углу чертежа Изъяснение:  "лит. А место купчихи Караваевой, на котором предполагается построить Часовню Валаамского монастыря и Лавки. Лит Б - Строение часовни Валаамского монастыря и лавки купчихи Караваевой".

Чертеж подписан - Арх. Очаков. (л.4) , но не датирован.  На чертеже (л.1) позднее поставлена дата - 1837 г.  На мой взгляд эта дата  поставлена  ошибочно. На разделительном чертеже наследников Караваевой 29 мая 1837 г. часовня и лавки уже показаны (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9069 л.29-32). Место под постройку часовни было пожертвовано в  1831-1832 гг., потребовалось время на постройку, поэтому дата завершения постройки - 1834, указанная на сайте sobory.ru более вероятна.

По архивным чертежам в лавках слева от часовни находились кельи,  относились они, как и часовня,  к подворью Валаамского монастыря. Лавки справа принадлежали семье Караваевых, а потом - Никоновой.

Из текста Сенатских объявлений становится ясно, что Никонова владела участком (правой частью бвшего участка 567, по разделению - № 1)  с  16 мая 1839 г.  Эта часть по разделительному плану 1837 г. принадлежала Ивану Сергеевичу Караваеву. Никонова получила ссуду под залог дома с землею от  Государственного Заемного Банка 19 февраля 1840 г.   См. также  Дом Караваевых - Доходный дом А. И. Никоновой.

 

 

Чертежи дома на участке, принадлежавшем В. С. Караваевой, А. Караваеву, Никонову, А. И. Никоновой, наследникам М. В. Алферовской, В. А. Алферовскому по Калашниковскому пр., 16 и Калашниковской наб., 36 Крайние даты документов: 1828–1909 листов: 88                                                                            ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9071

 

30 апреля 1870 г. С.-Петербургское Строительное Отделение, рассмотрев представленные чертежи положило: надстройку 2-го каменного этажа на одноэтажном лицевом флигеле лит. В, с устройством каменной лестницы, переделку имеющегося при сем флигеле наружного схода с освобождением тротуара.  (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9071 л.60)

 

  • фото

    Фото - Наталия, 23.04.2011.

  • фото

    Фото - S.P., 09.04.2016.

  • фото

    Фото - Наталия, 24.09.2009.

  • фото

    Жилой флигель (дом № 36)
    примыкает со двора
    к зданию часовни.

  • фото
  • фото

    Фото - Nipnip, 01.2023.

Памятник истории и культуры местного значения (Решение Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 7 сентября 1993 года № 327)

Памятник градостроительства и архитектуры местного значения (Закон Санкт-Петербурга № 174-27 от 05.07.1999) Объект культурного наследия регионального значения (Федеральный закон № 73-ФЗ от 24.05.2002) 

  • фото
6 комментариев
217 просмотров
Добавил: Mary, 1 Марта 2009, 15:08
Редактировано: 16 Марта 2024, 13:01
Оцените:
(2 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34645.html' target='_blank'>Лавка В. С. Караваевой Жилой дом М. В. Алферовской на Citywalls.ru</a>
Всего 6 комментариев
  • 17 Ноября 2023, 21:47

    Разделила как смогла. Кого в архитекторы писать? 

    В деле 9071 очень много документов по доделкам-переделкам-постройкам большого количества нежилых построек - складов, магазинов, ледников и т.п. И я несколько просквозила - не скопировала план 1843 г., а из разрешения только выписки сделала. Теперь немного что-то уложив в голове сложилось - перестройки, которые делал Очаков в 1840 г. не окончились. Разрешение на надстройку дома дом 36-16 было выдано в 1840 г., в 1843 г. было разрешение на устройство там каменных лестниц и отхожих мест, но с оговоркой, что по получении письменного разрешения от Государственного Заемного банка, т.к. дом до сих пор заложен. Процесс мог затянуться.

    К слову были определенные требования от Комитета строений и гидравлических работ, а именно: крыши делать железными или черепичными, лестницы, отхожие места, перемычки окон и дверей всех строений (которые рассматривались) сделать каменными, если каменное строение окончено будет в одно лето, то не дозволять его штукатурить ни внутри, ни снаружи тем же годом. Во могих документах были требования заменять тесовые крыши черепичными.

    Разрешениеот 5 мая 1843 г. :  Комитетом строений и гидравлических работ в СПб рассмотрен проект по двору № 567 по Малоохтенскому пр. и по наб. р. Невы, состоящему на пристройку под № 1 и 2-м (буква  м неразб.) с надвратной стороны к каменному одноэтажному строению каменных лестниц  и отхожих мест, под № 3 на сделанье в этом же строении по набережной из двери окна, <...>

    и что-то мне кажется. что чертеж в деле 9072 относится именно к этому № 3

    И еще - трудно сказать что там было изначально на этом месте, может сначала деревянная лавка, может уже каменная, но, по-моему, это строение правее часовне я первый раз увидела на плане 1840 г.

    И почему на этом плане под лит. С показано "Место часовни Валаамского монастыря", а не часовня?

  • 24 Ноября 2023, 13:36

    Каменные лавки слева и справа от часовни были построены одновременно с часовней. Так указано на чертеже (ЦГИА СПб ф.513 оп.102. д.9072 л.1-3). В правом верхнем углу чертежа Изъяснение:  "лит. А место купчихи Караваевой, на котором предполагается построить Часовню Валаамского монастыря и Лавки. Лит Б - Строение часовни Валаамского монастыря и лавки купчихи Караваевой".  Чертеж подписан - Арх. Очаков., но не датирован.  На чертеже (л.1) позднее поставлена дата - 1837 г.  На мой взгляд эта дата  поставлена  ошибочно. На разделительном чертеже наследников Караваевой 29 мая 1837 г. часовня и лавки уже показаны (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9069 л.29-32). Место под постройку часовни было пожертвовано в  1831-1832 гг., потребовалось время на постройку, поэтому дата завершения постройки - 1834, указанная на сайте sobory.ru более вероятна. Можно поставить 1832-1834.

     

    Наталия, Вы совершенно правы, чертеж из дела 9072 (л.5) относится к 1843 г. и должен был находиться в деле 9071. Отправила в публикацию Разрешение от 15 мая 1843 г. и план двора А.И. Никоновой

    Вообще, крайне неудобно, что чертежи по одному участку 567 разнесены в архиве по 3-м делам.

  • 24 Ноября 2023, 14:14
    Ответ на "Каменные лавки слева и справа от часовни были пост" от Lonely Walker

     Может быть, есть смысл учесть еще и дискуссию13-16 ноября в комментариях к публикации по подворью с часовней.

  • 24 Ноября 2023, 14:20
    Ответ на "Разделила как смогла. Кого в архитекторы писать?&n" от Наталия

     В архитекторы 

    1832 -1834 - арх. Очаков Адриан Иванович (ЦГИА СПб ф.513 оп.102. д.9072 л.1-4). 

    1843 - арх. Климов Иван Иванович (?) -  (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9071 л.60об-61)

     

    Поясню, почему Климов, а не Геккер:

    На чертеже 1870 г. (л.60об-61) арх. Геккер  в статусе участкового архитектора дает заключение о возможности надстройки 2-го этажа, исходя из прочности фундамента и толщины стен (дальше не стала разбирать), Подпись автора проекта - справа внизу.  -" План с натурой верен марта 20 дня 1870 года. Архитектор Климов"

    Инженер- архитектор Александр Иванович Климов на встречавшихся мне чертежах ставил подпись А.Климов.

    К примеру, 

    1867 г. (Московский пр. 78 ) - А. Климов

     

    1872 г.  (Загородный пр., 16) - Инженер-Архитетор А.Климов.

    Могу ошибаться - предлагаю сравнить почерк :)

     

  • 24 Ноября 2023, 14:41
    Ответ на "Может быть, есть смысл учесть еще и дискуссию13-16" от S.P.

    Собственно, я и пишу в продолжение этой дискуссии, но применительно к флигелю справа от часовни.

    Информация по участку находится в 3-х архивных делах (9069, 9071, 9072), разделение весьма условно.

    Понадобилось время, чтобы изучить все чертежи и  разложить их "по полочкам"

  • 24 Ноября 2023, 15:02
    Ответ на "В архитекторы  1832 -1834 - арх. Очаков Адриа" от Lonely Walker

     Конечно, автор проекта Климов, а не Геккер.

    (Я только расшифровал подпись Геккера и не вникал дальше в подробности. Если бы посмотрел всё полностью, то сказал бы то же самое, что и Вы.)

     

    Какой из Климовых, не могу сказать на 100%, но думаю, что Вы правы: у Александра Ивановича не только буква "А" в начале, но еще и буква "К" пишется по-другому, и, кажется, вообще почерк совершенно другой (на мой дилетантский взгляд неспециалиста по почерковедению).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31728
Готовится: 69
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 687