Публикация

Геслеровские бани - Чкаловские бани -
Школа олимпийского резерва по плаванию "Радуга"

Геслеровские бани -

Чкаловские бани -

Школа олимпийского резерва по плаванию "Радуга"

 

1931 - 1932 -  арх. Демков Н. Ф., инж. Гершельман В. К. - "районный общественный душ"

1934 - (1936 - [67]) - арх. Васильковский С. В., арх. Гегелло А. И., инж. Ефраимович А. М. - перестройка  

1982 - капитальный ремонт

  • фото

    Из книги Петроградский
    район на стройке:
    сб./под ред. Г. Пальцева.
    Л., 1932 год.
    (добавил MANOLA )

  • фото

    Разночинные бани.
    Фото 1934 г.

  • фото

    Разночинные (Геслеровские) бани
    на Разночинной улице.
    Главный фасад. Общий вид. 1934 г.
    (добавил Stan)}

  • фото

    («Смена» №220(2843) от 23.09.1934 г. С.4)
    (добавил lenarch)

  • фото

    «Смена» №214(3137) от 16.09.1935 г. (С.4)
    (добавил lenarch)

  • фото

    Баня на Б.Разночинной ул.
    Арх А.И.Гегелло и А.В.Виноградов.
    (Фото из книги Н.Ф.Хомутецкого
    "Петербург Ленинград" 1958 г.)

  • фото

    1930-е
    (goskatalog.ru)
    Добавил - О.Лабзина

  • фото

    Конец 1930-х - 1940 гг.
    (goskatalog.ru)
    Добавил - О.Лабзина

  • фото

    Бани на Разночинной улице,
    фото начала 1930-х,
    из архива Росфото.
    (добавил - Stan)

  • фото

    Ежегодник Ленинградского
    отделения Союза советских
    архитекторов", 1940 г.
    Добавил - Элеонора.

  • фото

    Фото 1935-1940 гг. (?)
    (фото oldsp.ru)
    (добавил kseniaver)

  • фото

    Мыльное отделение.
    Фото 1936 г.

  • фото

    Вид части помещения буфета
    бани на Геслеровском пр.
    Фото 1947-1952 гг.
    (фото vk.com)

  • фото

    Фото с сайта strana.ru
    Добавил - Ладада .

  • фото

    1938 г. radugaswim.ru

  • фото

    1939

  • фото

    1945

  • фото

    1957

  • фото

    1974

  • фото

  • фото

    1969 radugaswim.ru
    Добавил - О.Лабзина.

  • фото

    1980 radugaswim.ru
    Добавил - О.Лабзина.

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.
    ОКН: Здание бань.
    Чкаловский пр., 12/20, лит. А.
    Категория охраны: В.
    Приказ председателя КГИОП
    № 15 от 20.02.2001.

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.
    (добавил V_Malyj)

Название "Геслеровские бани" происходило от названия Геслеровского (ныне Чкаловского) проспекта. Иван Федорович Геслер, обер-гардеробмейстер (придворный смотритель за одеждой) при Павле I,  владел многими домами в районе Зелейных улиц на Петроградской стороне.

В проект бань был включен бассейн.

В 1930-е гг. Братские бани числились по банному ведомству под N 51.

([67]. СС.172-173)

  • фото

    Фото - art-ko 2011.

  • фото

    Фото - Наталия, 2009.

  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 05.06.2022.

  • фото

    Юго-западный фасад.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Северо-западный фасад.

  • фото
  • фото
  • фото

    Вид со стороны Чкаловского пр.

  • фото

    Северо-восточный фасад.
    Фото - V_Malyj, 26.09.2022.

В начале 1930-х зодчий Демков разработал два типовых проекта, один из которых реализовали дважды (Лиговский пр., 269, и ул. Шелгунова, 3). 

А что же второй вариант? Прежде исследователи гадали, чей проект переделала в 1930-е мастерская Александра Гегелло. Здание на Чкаловском пр., 12, тогда украсили портиком и фонтаном с курьезной маской. Но основная часть сохранила черты первого, еще конструктивистского, проекта. Можно смело утверждать – его автор - Николай Федорович  Демков.

(статья И. Саблина "Творец одного шедевра" Санкт-Петербургские Ведомости № 90 от 21.05.2010г. Виктор М)

 

Бассейн гороно

В 1960-1970- е гг. (?) Имеет 4 25-метровые плавательные дорожки, 3-метрвые трамплины, 5- и 7,5-метровые вышки для прыжков в воду, зал "сухого" плавания, Трибуны вмещают 150 человек. Работаю секции плавания и прыжков в воду.

(из Ленинград от А до Я, Лениздат, 1971, с. 257, Mary)

  • фото

    Деталь фонтана.

  • фото

    Фонтан на фасаде за колоннадой.
    Фото - Liz 2010.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj, 26.09.2022.

"Островной город, залечивая раны войны, медленно поднимался на ноги...По субботним дням в восстановленных Пушкарских и Геслеровских коммунальных банях выстраивались длинные очереди мрачноватых потёртых людей, одетых в знаменитые ватники, с авоськами, заполненными семейным бельишком, мочалками из лыка и тёмными кусками хозяйственного мыла"

"...и возили [его] на Геслеровский проспект в знаменитую баню, по лестницам которой стояли шикарно-огромные «тропические» пальмы, безумно нравившиеся моряку..."

(Эдуард Кочергин "Ангелова кукла", kseniaver)

Бассейн был открыт 30.05.1937 г.

1965: Бани № 51 Жданов. р-на - Б. Разночинная, 20. ([108]. С. 11.)

1986: Бани № 51 "Геслеровские" Ждановского р-на - Б.Разночинная ул., 20 ([212]. С.52)

1986: Бассейн управления народного образования главного "Радуга" -  Б.Разночинная ул., 20 ([212]. С.55)

 

1988: Бани № 51 Петроградского р-на - Б.Разночинная ул., 20 ([125],[213]. С.54)

1988: Бассейн управления народного образования главного "Радуга" - Б.Разночинная ул., 20 ([125],[213]. С.58)

1988: СДЮСШОР по плаванию "Радуга" - Б.Разночинная ул., 20 ([125],[213]. С.545)

2009: ГУП Баня N51 Петроградского района - Чкаловский пр., 12; угол ул. Большая Разночинная 20
         Примечание: Отделения общего и первого разряда, "люкс"

         Косметический кабинет при бане N51 - Чкаловский пр., 12

         Парикмахерская при бане N51 Петроградского района ОАО "Чкаловские Бани" - Чкаловский пр., 12

         ООО "Городской Экологический Центр" - Чкаловский пр., 12/20

         "Радуга" СДЮСШОР Петроградского района - Большая Разночинная ул., 20              (TopPlan2009)

(Александр ОТ)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [1389].

  • фото

    Фото - Виктор М
    07.01.2012.

29 комментариев
14555 просмотров
Добавил: Наталия, 11 Декабря 2008, 00:01
Редактировано: 28 Сентября 2022, 19:51
Оцените:
(18 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3464.html' target='_blank'>Геслеровские бани - Чкаловские бани - Школа олимпийского резерва по плаванию "Радуга" на Citywalls.ru</a>
Всего 28 комментариев
  • 13 Декабря 2009, 22:06

    конструктивизм 

  • 24 Мая 2010, 13:40

    "Прежде исследователи гадали, чей проект переделала в 1930-е мастерская Александра Гегелло. Здание на Чкаловском пр., 12, тогда украсили портиком и фонтаном с курьезной маской. Но основная часть сохранила черты первого, еще конструктивистского, проекта. Можно смело утверждать – его автор Демков Н.Ф."

    http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10266644@SV_Articles

  • 25 Мая 2010, 13:22

    1920 г. не бьет со статьей

  • 25 Мая 2010, 14:12

    Что значит "1920 г. не бьет со статьей"? Я смысл не понял. Кстати, писать в данном случае "1920" некорректно. Лучше пределы от 1925 до 1929, ибо в начале 1920-х ничего нового в Петрограде не строили, лишь достраивали. Это же замечание касается пожарки на Старо-Петергофском, 24 (это вообще особый объект, там просматривается и поздняя классическая часть).

  • 25 Мая 2010, 20:45

    Совершенно верно: 1920 - это уже откровенно историч. ошибка.

  • 8 Ноября 2010, 18:00

    Они всегда были № 51, и после войны, и позднее. А что значит "Братские бани"? Дивные лавки с высокими спинками, как показано на фото, облицованные как ми-то мелкими камушками (или целиком из них литые?), сохранялись все 1950-е, как минимум. 

  • 8 Ноября 2010, 21:13

    Когда строили бани и соотв-но они стали Геслеровскими, еще не было Геслеровского пр. С 1871 по 1946 г. проезд от Б. Разночинной ул до наб. р. Карповки именовался Геслеровским пер., и лишь в 1946-52 г. Геслеровским пр. Затем был объединен с Порховской ул. в Чкаловский пр. См. напр. № 101 (С. 57).

    И кстати, из контекста выпадает назв. Братские бани. Откуда вдруг? А у фото еще вариант без пояснений - Разночинные...

     

    № 108. С. 11.

    Бани № 51 Жданов. р-на - Б. Разночинная, 20.

  • 16 Ноября 2010, 01:13
    Прожив поблизости полжизни и стоя в эти бани в очереди часами, никогда не слышала названий Геслеровские и Чкаловские. Их называли Разночинными. Мне помнилось - не помню откуда, м.б. из рассказов родных, что они были построены в 1928. В списке абонентов Лен. гор. тел. сети 1928 года их нет.
  • 16 Ноября 2010, 01:27

    А Вы проверили на какое число какого мес. даны свед. по ЛГТС? В № 108, напр., юрлица на 01.01.1965., а физлица на 01.02.1965.

  • 16 Ноября 2010, 02:06
    В основном списке включенные до 1 января, в доп-ном - до 1 марта. В этом справочнике нет разделений - и люди и предприятия по общему алфавиту. Но, что интересно, Лоцманские бани, как и Вульфовские (на Чапаева совр.), оказались в числе включенных в январе-феврале. Т.е. не у всех эта радость была.
  • 25 Декабря 2011, 19:51

    № 108. С. 13.

    Бассейн плавательный зимний, Ленгороно - Б. Разночинная, 13.

     

    А вот теперь по поводу времени стр-ва: совершенно точно, что не 1934 год. Коллега смотрела мат-лы 1936 года, так там помечено: "плават. бассейн (при Разночинских банях)" - сметы утв-ны, стр-во законсервировано для окончания стр-ва школ.

  • 5 Декабря 2012, 03:22

    "Островной город, залечивая раны войны, медленно поднимался на ноги...По субботним дням в восстановленных Пушкарских и Геслеровских коммунальных банях выстраивались длинные очереди мрачноватых потёртых людей, одетых в знаменитые ватники, с авоськами, заполненными семейным бельишком, мочалками из лыка и тёмными кусками хозяйственного мыла"

     

    "...и возили [его] на Геслеровский проспект в знаменитую баню, по лестницам которой стояли шикарно-огромные «тропические» пальмы, безумно нравившиеся моряку..."

     

    Эдуард Кочергин "Ангелова кукла"

  • 5 Декабря 2012, 13:04
    Ответ на "№ 108. С. 13. Бассейн плавательный зимний, Ленгоро" от алекс

    Не ВСЁ в строительном деле так просто, как в архивном. :)

    1.Здание состоит из нескольких корпусов. Каждый из них может существовать сам по себе. 

     Так что приведенная Вами цитата может относиться ТОЛЬКО к корпусу  плавательного бассейна, а саму баню могли и открыть, и  без бассейна давно эксплуатировать.  :)

    Так что 1934 год - вне сомнений.  Но думаю, что это 1932. 

    2.Архивное фото №3 в публикации показывает нам вид "Разночинные бани", по внешности здание построено в 1930-32 гг. 

    Позже здание бани "облагородили" любители "сладкого и ласкающего взор" неоклассицизма в соответствии с велениями партии (ВКПб) и правительства - приставили портик, чтоб выглядело как в Греции или Риме.  

    3. Текст самой публикации,увы, очень трудно читать. 

    И с названиями - это Разночинные бани или Геслеровские?  В подписи к фото написано одно, в титуле другое. Неплохо бы внести в тексте публикации ясность.  

    4. Что делает дата 1920 в титуле?  Это же явная ошибка.  

  • 5 Декабря 2012, 15:56

    "В 1930-е гг. Братские бани числились по банному ведомству под N 51." При чем тут Братские бани? Они на М. Сампсониевском.

     

    Из Бабушкина:

     "Первоначальное здание было построено в 1931-32 годах по проекту архитектора Н. Ф. Демкова и инженера В. К. Гершельмана и представляло собой "районный общественный душ" (наличествовало только душевое отделение).

    А в 1934-м году было решено реконструировать здание, превратив его в полноценные бани с бассейном."

    http://babs71.livejournal.com/346459.html

  • 6 Декабря 2012, 00:13
    Ответ на "Не ВСЁ в строительном деле так просто, как в архив" от sperling

     А Вы понимаете в архивном деле? И уверены, что в нем все так просто? Если уверены, то жаль. И вобще жаль, что большинство в этом уверены, отсюда и имеем груды, минимум, неточностей, максимум, откровенных фантазий. При мне не раз уверенные в простоте работы в "архивЕ" умудрялись так прочитать документ, что волосы дыбом вставали. А ведь эти "открытия" в печать умудряются протащить или хотя бы в Сети поделиться.

     

    По существу же разобранной фразы из моего комментария. Там не указано, что сами бани не были построены в 1934 году. Там речь идет именно о бассейне при бане. Это, кстати, к вопросу о простоте работы с источником.

  • 6 Декабря 2012, 01:01

    Во ВЛ на 1932 такая вот информация: В постройке бани № 7 - Б. Разночинная, уг. Геслеровского пер., № 8 на Крестовск. о-ве. (От людей, живших до войны на Крестовском, никогда не слышала о том, что там были бани. Как раз говорилось, что ходили в баню на Петроградскую.)

    Во ВЛ на 1933  бань на Разночинной все еще нет. На 1934 не смотрела.

    Во ВЛ на 1935: Бани № 7 Петроградского районного банно-прачечного треста Банно-прачечного управления благоустройства Ленсовета - Разночинная, 20.

    Во ВЛ на 1937 и Списке абонентов ЛГТС 1940 года: Бани № 1 Приморского р-на.

    О названии.

    ВПб-ВПг на разные годы дает названия бань лишь в единичных случаях. В ВПб на 1899 ни у одних бань не показано названия. В ВПг на 1917 названия показыны у 4-х бань: Воронинские (по имени бывшего, уже умершего владельца) - Мойка, 82, Балтийские - Петергофский участок, Лермонтовская ул., 2, Восточные - Вознесенский, 25, Центральные, бывш. Егорова - Казачий, 11. У всех остальных просто указывалась фамилия владельцев.

    Несмотря на это, как-то нет сомнений, что в устной практике названия, происходившие от фамилии владельцев или от какого-нибудь поодходящего топонима, были у всех бань. А как еще они могли различаться?

    Во ВПг на 1922 из 27-ми бань 10 показаны с номерами, Матисовы названы смешно - Бани по ул. Пряжки - Пряжка, 7. Остальные бани показаны с названиями, происходившими в основном от названий улиц.

    В тефонном справочнике 1928 года у всех бань только названия, у Балтийских неожиданно показан номер, но наверняка на бумаге номера были у всех бань. Только с названиями бани показаны и во ВЛ на 1932 и 1933 годы. На 1935, когда подоспели постройкой здешние бани, во ВЛ уже никаких названий нет - только номера. На 1934, повторюсь, не смотрела, очень интересно, если бани уже вошли в строй, пожили ли они хоть год с официальным названием. Как показывают приведенные выше примеры, в процессе строительства их уже называли Разночинными. Ну, и народное потом было - Разночинные. Что Кочергин употребил название "Геслеровские", читать очень странно. Слышать такого не приходилось.

  • 15 Июня 2014, 10:47

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 18,1951

    Коллектив бани № 51 Ждановского райкоммунотдела по Б. Разночинной ул. 20 занял первое место в социалистическом соревновании коллективов работников коммунальных бань и прачечных гор. Ленинграда

    за II квартал 1951 года

  • 25 Июля 2016, 08:59

    Захарий Павлович Фирсов в книге "Плавание. Справочник" указывает, что год завершения строительства бассейна - 1938. Снова возникает нестыковка.

  • 3 Декабря 2016, 13:58

    Это фото действительно к этой бане относится? (текст):

    Во многих питерских коммуналках на было горячей воды. Жильцы таких квартир мылись в общественных банях. Особой популярностью пользовались Чкаловкие бани на Петроградской стороне. Эти бани действуют и сейчас, но в них уже нет мыльного отделения с цинковыми шайками, очередью за кипятком и хлесткими дубовыми вениками.

    см. публ.

    http://strana.ru/media/images/uploaded/big_incut24086093.jpg

  • 3 Декабря 2016, 14:01
  • 3 Декабря 2016, 14:21
    Ответ на "Это фото действительно к этой бане относится? (тек" от Ладада

     Фонтан, пожалуй похож, но колоннады здесь не видно. Значит, правильно?

  • 14 Марта 2017, 12:47

    Как рассказывает игрок Зенита Вадим Храповицкий, команда после тренировок на Зимнем Стадионе ездила мыться в Геслеровские бани, так как душевых не было. Это до постройки базы в Удельном, думаю - начало 1960-х. https://youtu.be/bqxv1ESln0g?t=1m19s

  • 28 Июня 2017, 12:07

    Новый пост С. Бабушкина про Разночинные бани - http://babs71.livejournal.com/1009655.html

  • 28 Июня 2017, 12:09

    Нужно убрать из текста фразу

    "

    конец 1920-х - автор не установлен

                          Демков Николай Федорович ?   (Демков Н. Ф. в литературе об этой постройке нигде не упоминается, Румянцев)

    "

  • 28 Июня 2017, 12:12

    В число авторов нужно добавить Н. Ф. Демкова

  • 20 Января 2018, 15:08

    Бассейн был открыт 30.05.1937 г.

     

    1986: Бани № 51 "Геслеровские" Ждановского р-на - Б.Разночинная ул., 20 ([212]. С.52)

    1986: Бассейн управления народного образования главного "Радуга" -  Б.Разночинная ул., 20 ([212]. С.55)

     

    1988: Бани № 51 Петроградского р-на - Б.Разночинная ул., 20 ([125],[213]. С.54)

    1988: Бассейн управления народного образования главного "Радуга" - Б.Разночинная ул., 20 ([125],[213]. С.58)

    1988: СДЮСШОР по плаванию "Радуга" - Б.Разночинная ул., 20 ([125],[213]. С.545)

     

    TopPlan2009:

    - ГУП Баня N51 Петроградского района - Чкаловский пр., 12; угол ул. Большая Разночинная 20
    Примечание: Отделения общего и первого разряда, "люкс"

    - Косметический кабинет при бане N51 - Чкаловский пр., 12

    - Парикмахерская при бане N51 Петроградского района ОАО "Чкаловские Бани" - Чкаловский пр., 12

    - ООО "Городской Экологический Центр" - Чкаловский пр., 12/20

    - "Радуга" СДЮСШОР Петроградского района - Большая Разночинная ул., 20

  • 24 Марта 2022, 03:25
    Ответ на "«Смена» №220(2843) от 23.09.1934 г. (С.4): " от lenarch

     Вот! А то как только их ни обзывают. Наконец-то. Просто гран мерси!

  • 28 Сентября 2022, 00:10

    ВЛг на 1935 г., с.195-196.

     

    2gis.ru (2022):

    Чкаловские бани - Бани / Сауны; 

    Чкаловские бани - салон красоты; 

    Hood street food   - веганское кафе; 

    Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию "Радуга". 

     

    2022. Фрагмент схемы РГИС.

    Наименование ОКН: Здание бань.  

    Датировка: 1920-е; 1934.  

    Авторы: архитекторы С.В. Васильковский, А.И. Гегелло, инж. А.М. Ефраимович.  

    Адрес: Чкаловский проспект, дом 12/20, литера А.  

    Категория охраны: В.  

    Основание: Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001.   

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 30768
Готовится: 270
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 40364