Публикация
Англиканская церковь Иисуса Христа (интерьеры) (по Английской наб.)Английская наб., 56
Галерная ул., 57
Фото - Англиканская церковь Иисуса Христа строгий классицизм Пам. арх. (федеральн.) 1730-е - 1814-1815 - арх. Кваренги Дж. классицизм 1877-1878 - арх. Болтенгаген Федор Карлович - изменена отделка фасада
Комплекс Англиканская церковь Иисуса Христа: Дом, 2 служебных флигеля, Церковь
см. Англиканская церковь (
Здание построено в 1730-х гг. Англиканская церковь Иисуса Христа организована в 1723 г. членами английской общины в снятом доме Шереметевых. В 1753 г. здание приобретено британским консулом.
В 1814-1815 гг. здание перестроено по проекту арх. Дж. Кваренги в стиле строгого классицизма. Главный фасад с рустованными стенами был решен Кваренги в характерной для него манере: центр фасада выделен ризалитом, обработанным шестью полуколоннами и пилястрами. Ризалит был увенчан треугольным фронтоном с тремя статуями святых.
В 1877-1878 гг. изменена отделка фасада - арх. Ф. К. Болтенгаген. В 1919 г. церковь была закрыта.
После поездки в 1698 г. Петра I в Англию резко увеличивается поток британских подданных, приглашенных царем в Россию. В начале XVIII в. англичане образуют свою конгрегацию, а в 1723 г. Английская Фактория переезжает в Санкт- Просторный молитвенный зал, отделанный в итальянском стиле, располагался на втором этаже дома. Уже тогда он был двусветным, с двумя рядами окон, поэтому с парадного фасада здание выглядело трехэтажным. Перед резным красного дерева алтарем, окруженным перилами, стояли четыре колонны, кафедра и ведущая к ней деревянная лестница с художественной резьбой. На восточной (алтарной) стене нефа висели мраморные плиты: в центре - скрижали Моисеевых заповедей, слева - молитва Господня "Отче наш", справа - Символ веры. Напротив кафедры находились места для английского посланника со свитой... К 1790 г. здание на Английской набережной уже записано как Английская кирха. К 1810-м гг. численность англиканской общины Северной столицы значительно возросла, и возникла необходимость реконструкции церковного здания.<...> В 1824 г. автор памфлета об Английской Фактории в России писал: "…Фактория расширила церковь, резиденцию капеллана, библиотеку и другие службы и обмеблировала в манере, которая отражает честь Английской нации". Квартира капеллана находилась в первом этаже здания, прямо под церковным залом. Стены церковного зала были разбиты пилястрами и колоннами коринфского ордера. С востока располагался алтарь. Картину "Распятие" обрамлял лепной портал с архангелами наверху. Полукруглая солея с мраморными ступенями была размещена между двух колонн. С юга и севера от "Распятия" в простенках находились печи-камины с фигурами святых над ними. В центре продольной северной стены располагалась богато украшенная деревянная резная кафедра, напротив неё в южной стене - место Английского посла с балдахином и британским королевским гербом. В 1860 г. академик архитектуры Александр Христофорович Пель надстроил боковые флигели второго этажа, а также сделал главным вход в здание церкви с набережной. Новым украшением алтаря стала специально выполненная копия масштабного полотна Питера Пауля Рубенса "Снятие с Креста" (с оригинала, ныне находящегося в Государственном Эрмитаже). В связи с предстоящим юбилеем королевы Виктории, являвшейся главой Англиканской Церкви, в 1876 г. для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Работы под его руководством производились в 1877-1878 гг. <...> Новое оформление церковного зала - в духе викторианской эпохи - необычно для христианских храмов. Пилястры и колонны были расписаны стилизованными цветами, листьями и плодами: лилий, лавра, граната, яблони, шиповника, оливы, дуба. Ближайшие к алтарю пилястры украсили виноградной лозой, а колонны - колосьями пшеницы. В тот же период храму были подарены два витража 1880-х годов с изображениями покровителей Англии - святого Георгия и святой Елизаветы. Для их установки были пробиты оконные проёмы в южной стене нефа. Вместе с ними ещё 13 витражей украсили окна северной и южной стен. Они были изготовлены фирмой "Heaton, Butler and Bayne", в которой церковные заказы исполнял художник-витражист Роберт Бэйн. Вероятно, именно он и является автором этих монументальных композиций. Это - единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX в.
В 1877 г. по заказу Английской колонии был построен орган английской фирмой "Brindley and Foster". Фирма была открыта в 1854 г. в Шеффилде в связи с возросшей потребностью в органостроении для большого количества строящихся церквей. По литературным источникам известно, что для России было изготовлено 4 органа, но сохранился единственный в Англиканской церкви в Санкт-Петербурге. На игровом пульте органа - надпись с именами дарителей Джона Джеллибрэнда Хаббарда и Уильяма Эджетрона Хаббарда. Корпус органа выполнен из дуба, в соответствии с традициями английского органостроения, в проспекте установлены декорированные живописью (масло, золочение) трубы. Игровой пульт выполнен в виде шкафа в нижней части проспекта; верхняя часть пульта закрывается двумя раздвижными деревянными застекленными дверцами. Белые клавиши покрыты костью, черные выполнены из дерева. В 1970-е гг. инструмент сильно пострадал: утрачено около 40 процентов труб, сломаны абстракты механической трактуры, выломаны воздушные каналы.
Наконец, на исходе XIX века храм украсили выполненные в римской технике мозаичные панно. Они были созданы в 1894-1896 гг. в мастерской академика П. П. Чистякова в Петербургской Академии художеств на средства прихожан.
В 1939 г. здание передано Президиуму Ленгорсовета. В 1941 г. из церковного зала были демонтированы деревянное ограждение амвона, крепления в полу деревянных скамеек для прихожан, бронзовая люстра из лестничного помещения. Во время Великой Отечественной войны в здание попали 4 артиллерийских снаряда. В середине ХХ в. был проведен комплекс работ: <...> реставрация витражей, люстр, живописного плафона, картин, дубовых дверей, Парадной лестницы в главном здании, проведено центральное отопление. Инкрустированные паркеты были закрыты новыми паркетными полами. <...> В 1970–1999 гг. здесь располагалось Городское экскурсионное бюро, и церковный зал храма использовался в качестве актового. <...> С начала 1990-х гг. администрация Городского экскурсионного бюро, переехав в дворовый флигель, стала сдавать в аренду церковный зал и прилегающие к нему помещения второго этажа. Один из арендаторов устроил здесь закрытую "торговую точку" для иностранных туристических групп. В церкви были установлены высокие стеклянные витрины с ювелирными изделиями и сувенирами. Экскурсоводы приводили сюда группы иностранцев с круизных лайнеров. В соседнем с молитвенным залом помещении устроен кафетерий. Были проведены самовольные работы по вскрытию перекрытий между первым и вторым этажами правого дворового флигеля. В 1990-е годы по программе КГИОП была выполнена реставрация семи витражей в Церковном зале. (Сайт КГИОП kgiop.gov.spb.ru Первый этаж занимали помещения пастора. Церковь размещалась на втором этаже, в двусветном зале с семью окнами по фасаду. Резной алтарь из красного дерева украшала копия картины П. Рубенса "Снятие с креста". Светлый молитвенный зал декорирован колоннами и пилястрами коринфского ордера, стены покрытыми искусственным мрамором. В 1860 г. зал заново отделан - арх. А. Х. Пель. В конце XIX в. интерьер церкви украшен витражами. (текст - Mary, рина) Много лет здесь располагалось городское экскурсионное бюро.
В здании сохранился уникальный ансамбль из пятнадцати витражей, созданных английской мастерской «Heaton, Butler & Bayne» в 1870-е и в 1890-е гг. Эта фирма на протяжении своего существования выполняла работы для храмов и светских построек по всему миру: от Бразилии до Дании и от Канады до Японии В 1876–1877 гг. после перестройки здания по проекту гражд. инж. Ф. К. Болтенгагена, церковный зал получил новое убранство. В его окнах были установлены 13 фигуративных витражей с изображениями апостолов и святых. Вместо традиционного для эпохи классицизма дневного света пространство заполнилось светом цветным. Одиннадцать окон с витражным заполнением находились на северной стене – они украшали главный фасад здания, и два – на южной стороне зала, слева от органа. Все витражи имеют одинаковую конструкцию: стеклянное полотно, собранное на свинцовый профиль, установлено в металлическую раму, которая является третьим, внутренним слоем остекления. Наружные оконные рамы изначально имели горизонтальную расстекловку на пять секций и были заполнены матовыми «гофрированными» стеклами С 2016 г. здание находится под управлением Санкт-Петербургского государственного Театра «Мюзик-Холл». Здесь планируется создать Концертный зал на Английской набережной. На момент инвентаризации все пятнадцать рам с цветными стеклами находились в историческом здании, но не были установлены в оконные проемы. Тринадцать витражей 1870-х гг. одинакового размера 318 х 135 см. Композиция однотипная: центральное поле занимает фигура святого в полный рост с нимбом над головой и с атрибутами, принятыми в христианской иконографии. В соответствии со сложившей традицией Св. Андрей Первозванный изображен с Х-образным крестом, Св. Симон – с пилой, Св. Иоанн Богослов – с церковной чашей, Св. Фома – с копьем и т. д. Поперек рам с витражами, по лицевой стороне, обращенной в интерьер, расположены усилители – в виде металлических плоских прутьев, прикрепленных клепками к вертикальным стойкам. В верхней части каждого витража устроена откидная полуциркульная форточка. Будучи открытой для проветривания, она не перекрывает изображение святого. На форточках размещено изображение шестикрылого серафима. Все рамы с витражами съемные, фактически это декоративные ставни. Для удобства их перемещения имеются ручки-скобы. Все окна прямоугольной формы, но производят впечатление полуциркульных, так как светлое поле в центральной части окна завершается вверху полукруглой аркой, ярко выделяющейся на темном прямоугольнике орнаментального заполнения по периметру рамы. В угловых элементах вверху окна находятся стилизованные растительные орнаменты на темном фоне. Изображения святых статичны, но в деталях чувствуется влияние прерафаэлитов: в тонко написанных живых и чувственных лицах (Св. Иуда, Св. Иоанн, Св. Фома), в фонах вокруг ликов, словно набранных из кусков разбитых старинных витражей, в орнаментах одежд. В узорах вокруг фигур, созданных из равномодульных квадратных плиток с росписью, использованы несколько типов рисунков. В них заметно влияние декоративных работ У. Морриса – с преувеличенно изысканной стилизацией растительных и зооморфных форм.
Витражи 1870-х гг. на северной стене церковного зала, в последовательности с запада на восток (слева направо)
Витражи 1870-х гг. на южной стене церковного зала, слева от органа:
В 1894–1896 гг. были установлены еще два витража на южной стене церковного зала в устроенных окнах слева от органа. Они были созданы той же английской мастерской «Heaton, Butler & Bayne». Эти витражи имеют такие же размеры, как и созданные на четверть века ранее – 318 х 135 см. Оба окна были созданы на средства прихожан и подарены церкви.
По тематике и композиционному строю эти два окна отличаются от апостольской серии витражей на противоположной стене. Повествовательность сюжетов, пышная архитектурная декорация, пейзажные фоны представляют более насыщенные деталями композиции. В их стилистике чувствуется влияние раннего модерна. Оба эти витража также завершены полуциркульной аркой с живописным орнаментом, в котором повторяются узоры окон с апостолами. Этим приемом все пятнадцать витражей были объединены в единый ансамбль: тринадцать, созданных в 1870-е, и два – в 1890-е гг. На витражах, которые не были отреставрированы в 1990-е годы, имеется незначительное число выбоин и трещин. Дата осмотра - июнь 2021. (добавил
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г.
![]() ![]() Добавил: Shuba, 4 Июля 2008, 22:03
Редактировано: 30 Января 2025, 01:38
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34500.html' target='_blank'>Англиканская церковь Иисуса Христа (интерьеры) (по Английской наб.) на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32388
Готовится: 75
Улицы: 2709
Архитекторы: 4153
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14509
Всего сегодня: 2467
|