Публикация

Англиканская церковь Иисуса Христа (интерьеры) (по Английской наб.)

Здание на карте
фото
Английская наб., 56
Галерная ул., 57
Архитекторы: Кваренги Д.
Болтенгаген Ф. К.
Год постройки: 1814-1815, 1877-1878
Стиль: Классицизм

Фото - Mary, 2008.

Англиканская церковь Иисуса Христа                 строгий классицизм

Пам. арх. (федеральн.)

1730-е -

1814-1815 - арх. Кваренги Дж.                         классицизм   

1877-1878 - арх. Болтенгаген Федор Карлович - изменена отделка фасада

 

Комплекс Англиканская церковь Иисуса Христа:  Дом, 2 служебных флигеля, Церковь

      см. начало публикации

 

     см.   Англиканская церковь  (по Галерной ул.)

 

 

Здание построено в 1730-х гг.

Англиканская церковь Иисуса Христа организована в 1723 г. членами английской общины в снятом доме Шереметевых. В 1753 г. здание приобретено британским консулом.

 

В 1814-1815 гг. здание перестроено по проекту арх. Дж. Кваренги в стиле строгого классицизма.  

Главный фасад с рустованными стенами был решен Кваренги в характерной для него манере: центр фасада выделен ризалитом, обработанным шестью полуколоннами и пилястрами. Ризалит был увенчан треугольным фронтоном с тремя статуями святых.

 

В 1877-1878 гг. изменена отделка фасада - арх. Ф. К. Болтенгаген.

В 1919 г. церковь была закрыта.

  • фото

    Интерьер Англиканской церкви.
    Фото 1916 г.

  • фото

    Открытка начала ХХ в.

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    Интерьер. Фото 1970-х гг.
    (Памятники архитектуры Ленинграда.
    Л., Стройиздат, 1972. С.394)
    (добавил nikspb)

  • фото

    источник КГИОП, 31.03. 2017
    (добавил IVa)

После поездки в 1698 г. Петра I в Англию резко увеличивается поток британских подданных, приглашенных царем в Россию. В начале XVIII в. англичане образуют свою конгрегацию, а в 1723 г. Английская Фактория переезжает в Санкт- Просторный молитвенный зал, отделанный в итальянском стиле, располагался на втором этаже дома. Уже тогда он был двусветным, с двумя рядами окон, поэтому с парадного фасада здание выглядело трехэтажным. Перед резным красного дерева алтарем, окруженным перилами, стояли четыре колонны, кафедра и ведущая к ней деревянная лестница с художественной резьбой. На восточной (алтарной) стене нефа висели мраморные плиты: в центре - скрижали Моисеевых заповедей, слева - молитва Господня "Отче наш", справа - Символ веры. Напротив кафедры находились места для английского посланника со свитой... К 1790 г. здание на Английской набережной уже записано как Английская кирха.

К 1810-м гг. численность англиканской общины Северной столицы значительно возросла, и возникла необходимость реконструкции церковного здания.<...>

В 1824 г. автор памфлета об Английской Фактории в России писал: "…Фактория расширила церковь, резиденцию капеллана, библиотеку и другие службы и обмеблировала в манере, которая отражает честь Английской нации". Квартира капеллана находилась в первом этаже здания, прямо под церковным залом. Стены церковного зала были разбиты пилястрами и колоннами коринфского ордера. С востока располагался алтарь. Картину "Распятие" обрамлял лепной портал с архангелами наверху. Полукруглая солея с мраморными ступенями была размещена между двух колонн. С юга и севера от "Распятия" в простенках находились печи-камины с фигурами святых над ними. В центре продольной северной стены располагалась богато украшенная деревянная резная кафедра, напротив неё в южной стене - место Английского посла с балдахином и британским королевским гербом.

В 1860 г. академик архитектуры Александр Христофорович Пель надстроил боковые флигели второго этажа, а также сделал главным вход в здание церкви с набережной. Новым украшением алтаря стала специально выполненная копия масштабного полотна Питера Пауля Рубенса "Снятие с Креста" (с оригинала, ныне находящегося в Государственном Эрмитаже).

В связи с предстоящим юбилеем королевы Виктории, являвшейся главой Англиканской Церкви, в 1876 г. для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Работы под его руководством производились в 1877-1878 гг. <...>

Новое оформление церковного зала - в духе викторианской эпохи - необычно для христианских храмов. Пилястры и колонны были расписаны стилизованными цветами, листьями и плодами: лилий, лавра, граната, яблони, шиповника, оливы, дуба. Ближайшие к алтарю пилястры украсили виноградной лозой, а колонны - колосьями пшеницы.

В тот же период храму были подарены два витража 1880-х годов с изображениями покровителей Англии - святого Георгия и святой Елизаветы. Для их установки были пробиты оконные проёмы в южной стене нефа. Вместе с ними ещё 13 витражей украсили окна северной и южной стен. Они были изготовлены фирмой "Heaton, Butler and Bayne", в которой церковные заказы исполнял художник-витражист Роберт Бэйн. Вероятно, именно он и является автором этих монументальных композиций. Это - единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX в.

 

В 1877 г. по заказу Английской колонии был построен орган английской фирмой "Brindley and Foster". Фирма была открыта в 1854 г. в Шеффилде в связи с возросшей потребностью в органостроении для большого количества строящихся церквей. По литературным источникам известно, что для России было изготовлено 4 органа, но сохранился единственный в Англиканской церкви в Санкт-Петербурге. На игровом пульте органа - надпись с именами дарителей Джона Джеллибрэнда Хаббарда и Уильяма Эджетрона Хаббарда. Корпус органа выполнен из дуба, в соответствии с традициями английского органостроения, в проспекте установлены декорированные живописью (масло, золочение) трубы. Игровой пульт выполнен в виде шкафа в нижней части проспекта; верхняя часть пульта закрывается двумя раздвижными деревянными застекленными дверцами. Белые клавиши покрыты костью, черные выполнены из дерева. В 1970-е гг. инструмент сильно пострадал: утрачено около 40 процентов труб, сломаны абстракты механической трактуры, выломаны воздушные каналы.

 

Наконец, на исходе XIX века храм украсили выполненные в римской технике мозаичные панно. Они были созданы в 1894-1896 гг. в мастерской академика П. П. Чистякова в Петербургской Академии художеств на средства прихожан.

 

В 1939 г. здание передано Президиуму Ленгорсовета. В 1941 г. из церковного зала были демонтированы деревянное ограждение амвона, крепления в полу деревянных скамеек для прихожан, бронзовая люстра из лестничного помещения. Во время Великой Отечественной войны в здание попали 4 артиллерийских снаряда. В середине ХХ в. был проведен комплекс работ: <...>  реставрация витражей, люстр, живописного плафона, картин, дубовых дверей, Парадной лестницы в главном здании, проведено центральное отопление. Инкрустированные паркеты были закрыты новыми паркетными полами. <...>

В 1970–1999 гг. здесь располагалось Городское экскурсионное бюро, и церковный зал храма использовался в качестве актового. <...>

С начала 1990-х гг. администрация Городского экскурсионного бюро, переехав в дворовый флигель, стала сдавать в аренду церковный зал и прилегающие к нему помещения второго этажа. Один из арендаторов устроил здесь закрытую "торговую точку" для иностранных туристических групп. В церкви были установлены высокие стеклянные витрины с ювелирными изделиями и сувенирами. Экскурсоводы приводили сюда группы иностранцев с круизных лайнеров. В соседнем с молитвенным залом помещении устроен кафетерий. Были проведены самовольные работы по вскрытию перекрытий между первым и вторым этажами правого дворового флигеля.

В 1990-е годы по программе КГИОП была выполнена реставрация семи витражей в Церковном зале.                                                                                                                                   (Сайт КГИОП  kgiop.gov.spb.ru Новости от 31.03.2017; добавил: IVa)  

Первый этаж занимали помещения пастора. Церковь размещалась на втором этаже, в двусветном зале с семью окнами по фасаду. Резной алтарь из красного дерева украшала копия картины П. Рубенса "Снятие с креста".

Светлый молитвенный зал декорирован колоннами и пилястрами коринфского ордера, стены покрытыми искусственным мрамором.

В 1860 г. зал заново отделан - арх. А. Х. Пель.

В конце XIX в. интерьер церкви украшен витражами.

(текст - Mary, рина)

Много лет здесь располагалось городское экскурсионное бюро.

 

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

В здании сохранился уникальный ансамбль из пятнадцати витражей, созданных английской мастерской «Heaton, Butler & Bayne» в 1870-е и в 1890-е гг. Эта фирма на протяжении своего существования выполняла работы для храмов и светских построек по всему миру: от Бразилии до Дании и от Канады до Японии. Ансамбль витражей Англиканской церкви – единственный в России образец работы этой мастерской.

В 1876–1877 гг. после перестройки здания по проекту гражд. инж. Ф. К. Болтенгагена, церковный зал получил новое убранство. В его окнах были установлены 13 фигуративных витражей с изображениями апостолов и святых. Вместо традиционного для эпохи классицизма дневного света пространство заполнилось светом цветным. Одиннадцать окон с витражным заполнением находились на северной стене – они украшали главный фасад здания, и два – на южной стороне зала, слева от органа.

Все витражи имеют одинаковую конструкцию: стеклянное полотно, собранное на свинцовый профиль, установлено в металлическую раму, которая является третьим, внутренним слоем остекления. Наружные оконные рамы изначально имели горизонтальную расстекловку на пять секций и были заполнены матовыми «гофрированными» стеклами. Позже, во второй половине ХХ в., их заменили рамы с иной расстекловкой и обычными оконными стеклами. Во время Великой Отечественной войны витражи находились в окнах, а затем были сняты, и оставлены около стен. Первая их реставрация зафиксирована в 1952 г. В 1996–1998 гг. были отреставрированы 8 из 15 витражей в мастерской «Петербургский витраж» фирмы МП «Союз»: работы производили художники С. А. Хвалов, В. Н. Лебедев, Н. М. Гончарова.

С 2016 г. здание находится под управлением Санкт-Петербургского государственного Театра «Мюзик-Холл». Здесь планируется создать Концертный зал на Английской набережной.

На момент инвентаризации все пятнадцать рам с цветными стеклами находились в историческом здании, но не были установлены в оконные проемы.

Тринадцать витражей 1870-х гг. одинакового размера 318 х 135 см. Композиция однотипная: центральное поле занимает фигура святого в полный рост с нимбом над головой и с атрибутами, принятыми в христианской иконографии. В соответствии со сложившей традицией Св. Андрей Первозванный изображен с Х-образным крестом, Св. Симон – с пилой, Св. Иоанн Богослов – с церковной чашей, Св. Фома – с копьем и т. д.

Поперек рам с витражами, по лицевой стороне, обращенной в интерьер, расположены усилители – в виде металлических плоских прутьев, прикрепленных клепками к вертикальным стойкам. В верхней части каждого витража устроена откидная полуциркульная форточка. Будучи открытой для проветривания, она не перекрывает изображение святого. На форточках размещено изображение шестикрылого серафима. Все рамы с витражами съемные, фактически это декоративные ставни. Для удобства их перемещения имеются ручки-скобы.

Все окна прямоугольной формы, но производят впечатление полуциркульных, так как светлое поле в центральной части окна завершается вверху полукруглой аркой, ярко выделяющейся на темном прямоугольнике орнаментального заполнения по периметру рамы. В угловых элементах вверху окна находятся стилизованные растительные орнаменты на темном фоне.

Изображения святых статичны, но в деталях чувствуется влияние прерафаэлитов: в тонко написанных живых и чувственных лицах (Св. Иуда, Св. Иоанн, Св. Фома), в фонах вокруг ликов, словно набранных из кусков разбитых старинных витражей, в орнаментах одежд. В узорах вокруг фигур, созданных из равномодульных квадратных плиток с росписью, использованы несколько типов рисунков. В них заметно влияние декоративных работ У. Морриса – с преувеличенно изысканной стилизацией растительных и зооморфных форм.

 

Витражи 1870-х гг. на северной стене церковного зала, в последовательности с запада на восток (слева направо)[vi]:

  1. Витраж «Святой Фома». Изображен юноша с копьем в правой руке. Он одет в малиновый хитон, из-под которого видна белая одежда, сверху голубая мантия с вышитой каймой. Лик повернут на три четверти вправо. Фон в верхней части малиновый, внизу – зеленый. В нижней части под ногами надпись «S THOMAS».
  2. Витраж «Святой Матфей Левий». Изображен старец со светлыми волосами и бородой, держит в руках ларец. Одет в белый хитон с золотым узором и малиновую мантию на зеленовато-коричневой подкладке. Фон в верхней части зеленый, в нижней – синий. Лик обращен на три четверти вправо. Под ногами надпись «S MATTHEW».
  3. Витраж «Святой Иаков Праведный» (Младший). Изображен мужчина с короткой бородой и курчавыми волосами. Ликом повернут на три четверти вправо. В левой руке держит Евангелие, в правой – палицу. Одет в темно-красный хитон и белую мантию с золотистым узором с каймой, на зеленовато-коричневой подкладке. Фон сверху темно-красный, внизу – темно-синий. Под ногами надпись «S JAMEStheLESS».
  4. Витраж «Святой Иуда Фаддей». Изображен старец с ликом, обращенным на три четверти влево. У него длинные волосы и седая борода. В руках держит ковчег. Одет в белый хитон с золотистой двойной каймой и малиновую мантию на сине-зеленой подкладке. Фон вверху синий, внизу – темно-лиловый. Под ногами надпись «S JUDE».
  5. Витраж «Святой Иоанн Богослов». Изображен юноша со светлыми волосами. Лик повернут на три четверти вправо. Правой рукой благословляет, в левой держит потир. Одет в темно-зеленую мантию на белой подкладке и пурпурно-красный хитон. Фон вверху малиновый, внизу – синий. Под ногами надпись «S JOHN».
  6. Витраж «Иисус Христос». Изображена мужская фигура, с ликом анфас. В правой руке держит агнца, в левой – посох. Иисус одет в пурпурно-красный хитон и белую узорчатую мантию на малиновой подкладке. Фон сверху зеленый и голубой, снизу – красный. Под ногами надпись «OUR LORD».
  7. Витраж «Святой Петр». Изображен мужчина с коротко остриженными курчавыми волосами и бородой. Лик на три четверти повернут влево. В левой руке держит Евангелие, в правой – два крупных ключа. Одет в белый хитон с узором и синюю мантию на красной подкладке. Фон вверху красный, внизу – зеленый. Под ногами надпись «S PETER».
  8. Витраж «Святой Симон Кананит». Изображен старец с ликом, обращённым на три четверти вправо. Он придерживает пилу. Одет в темно-лиловый хитон с золотистыми ромбовидными розетками и алую мантию на белой подкладке. Фон вверху темно-синий, внизу – желто-коричневый. Под ногами надпись «S SIMON».
  9. Витраж «Святой Матфий». Изображен старец с седыми волосами и бородой. В руках держит секиру. Одет в зеленый хитон с красной узорчатой каймой и желтую мантию с узором, на белой подкладке. Фон вверху малиновый, внизу – синий. Под ногами надпись «S MATTHIAS».
  10. Витраж «Святой Андрей Первозванный». Изображен мужчина средних лет, лик его на три четверти повернут влево. Волосы и борода светлые, вьющиеся. Руками придерживает стоящий перед ним Андреевский крест. Одет в малиновый хитон и белую мантию с золотистым узором, на зеленой подкладке. Фон вверху синий, внизу – желто-коричневый. Внизу надпись «S ANDREW».
  11. Витраж «Святой Иаков Великий» (Старший). Изображен мужчина с седыми волосами и бородой, лик обращен на три четверти влево. В левой руке держит Евангелие, в правой – посох. Одет в черную широкополую шляпу, белый хитон и пурпурную мантию с узором из золотистых розетт, на синей подкладке. Фон вверху красный, внизу – зеленый. Надпись под ногами «S JAMEStheGREAT». На металлической раме в двух местах клеймо из двух латинских букв «В» и «S» и королевской короны между ними.

Витражи 1870-х гг. на южной стене церковного зала, слева от органа:

  1. Витраж «Святой Варфоломей». Изображен старец с мечом в правой руке и открытой книгой в левой. Одет в белый хитон и зеленую мантию на синей подкладке. Фон сверху малиновый, снизу – синий. Под ногами надпись «S BARTHOLOMEW».
  2. Витраж «Святой Иоанн Креститель». Изображен мужчина средних лет с посохом в виде креста в правой руке и с Евангелием в левой. Он одет в малиновый хитон с каймой и синюю мантию с узором, на белой подкладке. Фон сверху зеленый и голубой, снизу красный. Под его ногами надпись «S JOHN THE BAPTIST».

В 1894–1896 гг. были установлены еще два витража на южной стене церковного зала в устроенных окнах слева от органа. Они были созданы той же английской мастерской «Heaton, Butler & Bayne». Эти витражи имеют такие же размеры, как и созданные на четверть века ранее – 318 х 135 см. Оба окна были созданы на средства прихожан и подарены церкви.

  1. Витраж «Святой Георгий Победоносец» – покровитель Англии. Изображен юноша в золотых латах с красным крестом на груди. В правой руке он держит меч, у левой ноги щит с красным крестом, правой ногой попирает дракона. Голова увенчана золотым лавровым венком. За спиной Святого изображен морской пейзаж с замком на скале. Фигура находится под полуциркульной аркой, в нише с богатым архитектурным обрамлением. По сторонам по две поставленные друг на друга колонны. Вверху геральдическое изображение в круге на фоне дамаскированного фона. Верхние углы витража заняты изображениями белых цветов шиповника с лентами. Под архитектурным обрамлением надпись светлыми буквами на темном фоне: «THIS WINDOW IN HONOUR OF THE JUBILEE YEAR OF HER BRITANNIC MAJESIY QUEEN VICTORIA WAS ERECTED BY ALEXANDER FELIX CLARKE ESQUIRE MEMBER OF THE BRITISH FACTORY St PETERSBURG» («Это окно в честь юбилея ее британского Величества королевы Виктории было воздвигнуто Александром Феликсом Кларком эсквайром членом британской фактории С.-Петербурга»).
  2. Витраж «Святая Елизавета с детьми». Изображена молодая женщина, подающая хлеб детям. Она одета в алую одежду с широкими белыми и узкими желтыми рукавами. На орнаментированном поясе – связка ключей. Две детские фигуры в белых одеждах стоят на коленях справа, третья – в желтом одеянии – расположена слева с молитвенно сложенными руками. Группа изображена под аркой с двойными колоннами, поставленными друг на друг. В центре арочного свода – головка херувима с нимбом, над ней белый голубь в круге на фоне сияния, изображенного на красном фоне. В верхних угловых частях витража – две головки херувимов. Святая стоит в цветочном саду, на заднем плане – сельский пейзаж с церковью и домами под двускатными крышами, слева возвышается замок. Внизу, под архитектурным обрамлением размещена дарственная надпись на английском языке светлыми буквами на темном фоне: «THIS WINDOW WAS ERECTID BY CHARLIS WOODBYN-PARISH IN AFFECTIONATE MEMORY OF HIS WIFE FRANCES MONTGOMERIE PARISH WHO FREQUENTLY SOUGHT GOD`S BLESSING IN THIS CHURCH FROM 1879 TO 1889 AND DIED IN LONDON 22 JAN-RY 1889 AGED 34 YEARS» («Это окно было установлено Чарльзом Вудбином Перишем, в честь нежной памяти его жены Френсис Монтгомери, которая часто искала божьего благословения в этой церкви с 1879 по 1880 год и умерла в Лондоне 22 января 1889 года в возрасте 34 лет»).

По тематике и композиционному строю эти два окна отличаются от апостольской серии витражей на противоположной стене. Повествовательность сюжетов, пышная архитектурная декорация, пейзажные фоны представляют более насыщенные деталями композиции. В их стилистике чувствуется влияние раннего модерна. Оба эти витража также завершены полуциркульной аркой с живописным орнаментом, в котором повторяются узоры окон с апостолами. Этим приемом все пятнадцать витражей были объединены в единый ансамбль: тринадцать, созданных в 1870-е, и два – в 1890-е гг.

На витражах, которые не были отреставрированы в 1990-е годы, имеется незначительное число выбоин и трещин.

Дата осмотра - июнь 2021.                                                                                                                     (добавил ОльгаЕрМ)

  • фото

    Проект "Витражи
    С.-Петербурга.
    Инвентаризация 2020"
    Св. Фома

  • фото

    Св. Фома

  • фото

  • фото

  • фото

    Св. Матфей
    Левий

  • фото

  • фото

  • фото

    Св. Иаков
    Великий

  • фото

    Св. Иаков
    Великий

  • фото

  • фото

  • фото

    Св. Иуда
    Фаддей

  • фото

    Св. Иуда
    Фаддей

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Св.Иоанн
    Богослов

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Иисус

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Св. Петр

  • фото

  • фото

  • фото

    Св.Симон
    Кананит

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Св. Матфий

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Св. Андрей
    Первозванный

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Св. Иаков
    Великий

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Св.
    Варфоломей

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Иоанн
    Креститель

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Св. Георгий

  • фото

  • фото

  • фото

    Св. Георгий

  • фото

    Св. Елизавета

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    6

  • фото

    1-клеймо
    верхнее
    Иаков Великий

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    фото выполнены
    волонтерами проекта.
    (добавил ОльгаЕрМ)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения  на основании постановления Правительства РФ №  527 от 10 июля 2001 г.

  • фото

    Интерьер

  • фото

    Интерьер

  • фото

    Витраж

  • фото

    Витраж

  • фото

    Интерьер
    Фото - K_Samarina,
    04.2017.

0 комментариев
812 просмотров
Добавил: Shuba, 4 Июля 2008, 22:03
Редактировано: 3 Октября 2023, 15:24
Оцените:
(1 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34500.html' target='_blank'>Англиканская церковь Иисуса Христа (интерьеры) (по Английской наб.) на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2599
Всего сегодня: 4474