Публикация

Памятник М. И. Глинке

Здание на карте
фото
Архитекторы: Бах Р. Р.
Бах А. Р.
Год постройки: 1903-1906
Стиль:

Фото Lonely Walker, 08.2023.

 

на Театральной площади,

в сквере у Консерватории

Памятник композитору Михаилу Ивановичу Глинке 

Пам. федеральн.

1903-1906 – ск. Бах Роберт Романович (1859-1933)            

                    арх. Бах Александр Романович (1853-1937)
Заложен 20 мая 1903 г.

Открыт 3 февраля 1906 г. на Театральной площади.

 

1925 – памятник разобран как мешающий дорожному движению.

1926 – восстановлен на новом месте в сквере у Консерватории.

1944 – реставрация бронзовой фигуры и декоративной ветви на заводе "Монументскульптура"

 

Высота фигуры — 3,55 метра; высота постамента — 4 метра.

Материалы: бронза — скульптура, декоративная ветвь; гранит красный, полированный — постамент, балюстрада.

Подписи: на плинте скульптуры справа: Р. Р. Бах; на плинте с тыльной стороны: отл. зав. А .Моран. пр. СПБ.

 

На Театральной площади у здания, где размещается Консерватория, в 1906 году был установлен памятник великому русскому композитору М. И. Глинке. Инициатором создания памятника выступило Русское музыкальное общество, при активнейшем участии В. В. Стасова. В результате объявленного конкурса лучшим был признан проект известного в то время скульптора Р. Р. Баха, незадолго до того выполнившего статую А. С. Пушкина в Лицейском садике Царского Села. (г. Пушкин). Место для установки монумента на старой Театральной площади выбрали не случайно. В здании Большого Каменного театра, который тогда был своеобразным клубом демократически настроенной молодежи, 27 ноября (9 декабря) 1836 года впервые была поставлена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), а через шесть лет — 27 ноября 1842 года шумный успех имела вторая опера композитора "Руслан и Людмила", поставленная на той же сцене. <…> Художественные достоинства памятника невелики: образ композитора оказался обедненным — он лишен глубины и психологической тонкости характеристики, того творческого вдохновения, которое было присуще проникновенному создателю замечательных музыкальных произведений, художнику, впервые начавшему «писать по-русски», «в России и для России».

(Лисаевич И. И., Бехтер-Остренко И. Ю. Скульптура Ленинграда. 1965. С. 132-133)

 

Создание этого памятника было задумано Русским музыкальным обществом к столетию со дня рождения великого композитора, однако открытие его состоялось лишь два года спустя. Бронзовая фигура композитора отлита по модели скульптора Р. Р. Баха и установлена на пьедестал фигурного профиля по проекту архитектора А. Р. Баха. На лицевой стороне пьедестала вырублена надпись: "Михаил Иванович Глинка". Над надписью расположена выбитая из бронзы золоченая лавровая ветвь, ниже которой на карнизе помещены даты жизни композитора. На боковых и тыльной гранях перечисляются его лучшие произведения: "Жизнь за царя. Руслан и Людмила. Князь Холмский. Аррагонская хота. Ночь в Мадриде. Камаринская".

(Калинин Б.Н, Юревич П.П. Памятники и Мемориальные доски Ленинграда. 1979. С.196)

 

Памятник в традициях монументальной скульптуры второй половины XIX в. установлен по инициативе Императорского Русского музыкального общества и лично М. А. Балакирева, отдавшего много сил и времени (с 1901 г.) реализации замысла. Ему пришлось преодолеть немало препятствий для того, чтобы убедить власти в важности установки памятника к 100-летию со дня рождения композитора (1804-1857). <…> Хлопоты М. А. Балакирева по установке памятника были связаны с его долгими и безуспешными попытками спасти здание Большого театра, в конце концов перестроенного в безликое здание консерватории. Руководитель Певческой капеллы, недавний лидер "Могучей кучки", а ныне больной и одинокий, он всеми силами сражался за Глинку — пропагандировал его творчество, вел долгие утомительные переговоры с чиновниками, и, наконец, памятник композитору был поставлен на месте, установленном достойным наследником Глинки.  Заложенный в 1903 г., памятник был торжественно открыт 3 февраля 1906 г. В тот же день в здании консерватории хор и оркестр Мариинского театра под управлением Э.Ф. Направника исполнили балакиревскую кантату, посвященную памяти Глинки (еще раньше она прозвучала в Париже). <…>

На торжестве присутствовал цвет петербургской культуры, представители всех слоев общества. В то время памятники ставились довольно редко, и открытие памятника Глинке стало событием общегородского значения, а для Балакирева — личным праздником и моральной победой. Фотографии памятника и несохранившегося Большого театра висели в его кабинете до конца жизни.

(Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. 2004. С. 132-135)

  • фото

    1914 г. Памятник М.И. Глинке
    на Театральной пл.

  • фото

    1925 г. Фрагмент плана
    Ленинграда

  • фото

    1933 г. Фрагмент Нового плана
    Ленинграда

  • фото

    ОКН "Памятник композитору М.И. Глинке"
    на интернет-карте РГИС

  • фото

    1904 г. Статуя для памятника
    М.И. Глинке работы Р. Баха. см. *1)

  • фото

    3 февраля 1906 г. Открытие
    памятника М.И. Глинке
    на Театральной площади.
    ЦГАКФФД СПб Г 13976

  • фото

    1906 г. Открытие памятника
    композитору М.И. Глинке
    ГЦММК КП-3516/75, см *2)

  • фото

    1906 г. Открытие памятника/
    фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1910-е. Театральная площадь.
    Памятник М. И. Глинке.
    Булла К. К. см. *3)

  • фото

    1906 г. ЦГАКФФД СПб
    Фотоальбом П 422. сн.78

  • фото

    1906 г. ЦГАКФФД СПб
    Фотоальбом П 422. сн.79

  • фото

    1906-1909 гг. Открытое письмо
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1909 г. Мариинский театр.
    Фото: Яаан Кристин
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1913 г. Мариинский театр
    Фотоателье К.Буллы

  • фото

    1900-е. Памятник М.И. Глинке
    Открытое письмо
    Фото с сайта pastvu.com

*1) Петербургский листок от 20 мая 1904 г.  № 21. С.179

*2) Местонахождение - "Российский национальный музей музыки". Фото с сайта goskatalog.ru

" 3)  ЦГАКФФД СПб. Фотоальбом П 422. сн.78. К.Булла

  

Вопрос о создании памятника был поднят весной 1901 г. в связи с предстоящим 100-летним юбилеем композитора. В Высочайше учрежденную Комиссию по сооружению памятника вошли В. Э. Направник, А. С. Танеев, Л. И. Шестакова (сестра композитора), В. В. Стасов и другие. 4 мая 1901 г. была открыта подписка по сбору средств на памятник. В ноябре 1902 г. опубликованы условия конкурса проектов, комиссия приступила к выбору места для будущего монумента. 26 февраля 1903 г. Городская Дума утвердила «пересечение улицы Глинки и Театральной площади как место для памятника», т.е. в створе ул. Глинки. 19 марта 1903 г. были подведены итоги конкурса. Высочайшее утверждение (с отдельными замечаниями) получила модель Р. Р. Баха, и вскоре ему был передан заказ на исполнение памятника. В качестве архитектора Р. Р. Бах пригласил своего брата - А. Р. Баха, архитектора Царскосельского дворцового управления. Закладка памятника состоялась 20 мая 1903 г. Летом того же года фирма Кол и Дюрер приступила к сооружению фундамента и постамента. Модель лавровой ветви для пьедестала исполнил Р. Р. Бах. Модели двух канделябров - скульптурная мастерская Лапина. Отливка фигуры композитора, ветви и канделябров произведены бронзолитейным заводом А. Морана. Открытие памятника планировалось к 100-летию со дня рождения М. И. Глинки, т.е к 3 февраля 1904 г. Начавшаяся война с Японией отодвинула эти планы на два года.

 

О деятельности Высочайше учрежденной комиссии по сооружению в Петербурге памятника М.И.Глинке. Крайние даты документов: 11.1894–11.1910. 70 л. ЦГИА СПб ф.361 оп.11 д.299

*) ф. 536 - Петроградская консерватория Императорского русского музыкального общества.

 

Государю Императору благоугодно было Всемилостивейше соизволить дать разрешение, в 4-й день сего мая, на открытие повсеместно в Империи подписки для сбора пожертвований на сооружение в Петербурге памятника основателю русской музыкальной школы М. И. Глинке.

("Петербургский листок" от 04 мая 1901 г. № 136. С.2)

 

О сборе средств на сооружение памятника М.И. Глинке. Крайние даты документов: 19.10.1902–24.01.1903. ЦГИА СПб ф.536 оп.21 д.182

 

Об отводе места на Театральной площади для постановки памятника композитору М. И. Глинке. Крайние даты документов: 01.02.1903–26.02.1903. ЦГИА СПб ф.792 оп.1 д.8638

 

План Театральной площади с указанием места установки памятника композитору М. И. Глинке. 1902 г. 6л. ЦГИА СПб ф.513 оп.169 д.194

 

Объявлен конкурс на памятник Глинке. Модели статуи должны быть представлены на конкурс к 1-му марта 1903 г., а на отливку памятника из бронзы определен шестимесячный срок. Судя по условиям конкурса, монумент, воздвигнутый автору «Жизни за царя» и «Руслана», будет грандиозным. Статуя предполагается величиною в пять аршин, без пьедестала. По правилам предстоящего конкурса требуется совместное одобрение модели комиссией по строительству памятника и академией художеств. Конкурс на памятник Глинке не ограничивает числа конкурентов. Комиссия приглашает пять художников, но свои проекты могут представить и другие. Комиссия объявляет, что пьедестал может быть заказан непосредственно отдельному лицу и исполнен по особому конкурсу.

("Петербургский листок" от 25 ноября 1921 г. № 324. С.2)

 

Вчера, 19-го марта, под председательством графа И. И. Толстого, состоялось особое собрание членов Императорской академии художеств, посвященное выбору модели для памятника М. И. Глинке. Высочайше утвержденная комиссия по сооружению в Петербурге памятника М. И. Глинке представила на утверждение академии художеств 6 проектов и моделей памятника. Со своей стороны комиссия выбрала 2 проекта, наиболее, по ее мнению, подходящих к увековечению памяти великого композитора - скульптора Гинцбурга и профессора Р. Р. Баха. Остальные проекты принадлежат: Л. Бернштаму, Л. Оберу, Харламову и И. Аронсону. Рассмотрев представленные проекты и модели, собрание остановилось на проекте профессора Р. Р. Баха (стоящая фигура композитора) и на модели под девизом «далекая песнь» (фигура композитора в сидящей позе). Последняя модель принадлежит резцу молодого московского скульптора Андреева. Собрание признало желательными лишь некоторые детальные изменения и дополнения в положении фигуры великого композитора на обоих проектах памятника. Заключение Императорской академия художеств будет послано на утверждение Высочайше утвержденной комиссии по сооружению в Петербурге памятника М. И. Глинке.

("Петербургский листок" от 20 марта 1903 г. № 77. С.2)

 

На площади Мариинского театра вчера, 20-го мая, состоялась закладка памятника незабвенного композитора М. И. Глинке. В два часа дня прибыл Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович. Настоятелем церкви Рождества Христова, протоиереем Н. Г. Смирнягиным, при хоре певчих, было отслужено молебствие с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому и вечной памяти почившему композитору М. Н. Глинке. Затем состоялась церемония закладки памятника. Первый камень был положен Великим Князем Константином Константиновичем, а второй - сестрой М. И. Глинки, Людмилой Ивановной Шестаковой. Далее в церемонии закладки принимали участие и другие приглашенные на торжество лица.

Памятник, сооружаемый на собранные по добровольной подписке суммы, в окончательном своем виде будет представлять полукруглое гранитное возвышение, с плоской стороны которого, обращенной к реке Мойке, будут вести три ступени. По краю полукруглого очертания будет поставлен парапет, у концов которого встанут две канделябра с фонарями, а в средней части - пьедестал со статуей М. И. Глинки во весь рост. На этом пьедестале будет выбита надпись "Михаилу Ивановичу Глинке", а ниже ее - слова "Жизнь за Царя". Пьедестал сооружается по проекту архитектора А. Р. Баха, а статуя — по проекту академика-скульптора Р. Р. Баха.

Место памятника выбрано как нельзя более удачно: прекрасная площадь Мариинского театра с соседней консерваторией, на пути пересечения с улицей Глинки, является вполне соответствующей монументу, который должен напоминать всем русским о бессмертном создателе опер "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила".

("Петербургский листок" от 21 мая 1903 г. № 137. С.2)

 

К сооружению памятника М. И. Глинке. Мы слышали, что в настоящее время профессор скульптуры Р. Р. Бах заканчивает статую памятника М. И. Глинке, который будет поставлен на Мариинской площади. В декабре текущего года будет приступлено к отливке статуи из бронзы на одном из столичных заводов.

("Петербургский листок" от 11 ноября 1903 г. № 310. С.3)

 

К открытию памятника М. И. Глинке. Комиссия по сооружению памятника нашему знаменитому композитору М. И. Глинке, состоящая под Августейшим Председательством Великого Князя Константина Константиновича, назначила днем открытия памятника 3-е февраля, о чем вчера и уведомила городское общественное управление.

 ("Петербургский листок" от 13 января 1906 г. № 12. С.4)

  • фото

    1930-е . Почтовая карточка.
    Открытка издательства ГИЗ.
    Из фондов РНБ, см. *4)

  • фото

    1930-е. Памятник М.И. Глинке
    у здания консерватории
    Фото Монюшко А.
    ГМИ СПб 237539

  • фото

    1941-1945 г.
    Шиманский
    ЦВММ КП ФН-7473
    см. *5)

  • фото

    1945 г. Вид памятника в сквере
    на Мариинской пл.
    ЦГАКФФД СПб Ар 180476

  • фото

    1948 г. У памятника Глинке
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1950-е. Почтовая открытка
    Автор: А.Сэккэ
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1951 г. Почтовая открытка.
    Фото: Т.Б. Бакман
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1957-1959 гг. Государственный
    академический театр оперы и балета
    им. С. М. Кирова
    Фото: И. Голанд

  • фото

    1960-е. Вид памятника в сквере
    на Мариинской пл.
    ЦГАКФФД СПб Бр 35665

  • фото

    1970 г. Памятник М. И. Глинке
    на Театральной площади.
    Фото: Лосин Б. С
    ГМИ СПб 421879.

  • фото

    1970-е. Памятник М.И. Глинке
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1974 г. Памятник Глинке.
    Фото Зиверт Л. Л.
    ГМИ СПб 319361

  • фото

    1987 г. Памятник М. И. Глинке
    у здания консерватории.
    Фото: Шувалов А. Ф.
    ГМИ СПб 365136

*4)  Из фондов РНБ.  Ленинград. Памятник Глинке. Театральная площадь. - [между 1924 и 1941] : ГИЗ ; Москва (Тип. "Изв. ЦИК СССР и ВЦИК"). - Меццо-тинто ; 10,5х14,5 см.  № 204. Коллекция И.П. Чуракова.

*5) Местонахождение: Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации. Фото с сайта pastvu.com

 

Большую статью, посвященную церемонии открытия памятника М. И. Глинке, состоявшейся  4 февраля 1906 г. опубликовала газета "Петербургский листок". Ниже приводится текст этой статьи (с небольшими сокращениями).

 

Вчера, 3-го февраля, в день кончины Глинки, состоялось давно ожидавшееся в Петербурге торжество открытия памятника величайшему русскому композитору. Уже с утра обширная театральная площадь, на которой воздвигнут памятник бессмертному творцу "Руслана и Людмилы", представляла оживленную картину. На торжество открытия были приглашены, по особым пригласительным билетам, министры и другие высокопоставленные особы, все представители музыкального, артистического и художественного мира. <..>

 

В 10 ½ часов утра, в домовой церкви консерватории была совершена заупокойная литургия и панихида по М.И. Глинке, во время которых смешанным хором учащихся в консерватории и нескольких певчих придворной капеллы, под управлением Н. Ф. Сафонова, были исполнены духовные песнопения Глинки, Чайковского, Направника и Римского-Корсакова и запричастный стих Бортнянского, в котором в качестве солистов приняли участие артисты русской оперы: г-жа Збруева, гг. Лабинский и Серебряков. Небольшая церковь консерватории, с прилегающими к ней залами и обширным коридором, была полна избранною, по-праздничному разодетою публикою, наслаждавшеюся стройным пением хора. <..>

 

По окончании богослужения часть публики отправилась из церкви на театральную площадь, посреди которой возвышался памятник, покрытый пеленою. К этому времени всю обширную площадь вдоль панелей уже окружила громадная толпа, собравшаяся посмотреть на столь редкое в Петербурге зрелище. Памятник был окружен невысоким барьером из жгутов, перевитых трехцветной материей и задрапирован красным сукном. От входных дверей здания консерватории была протянута по деревянным подмосткам гигантская дорожка из красного сукна, доходившая до подножия самого памятника. Здесь же был поставлен аналой, перед которым, в присутствии высокопоставленных лиц  гласных городской думы и приглашенных лиц, духовенством была отслужена краткая лития, с провозглашением «вечной памяти незабвенному композитору».

 

Наступил торжественный момент открытия памятника. Быстро спала с него покрывавшая пелена, и взорам присутствующих предстала бронзовая фигура Глинки, обращенная лицом к зданиям Мариинского театра и консерватории и по направлению улицы его же имени. Одной рукой Глинка как бы подбоченился, безымянный палец другой руки заложен в карман, ноги расставлены. Чего-нибудь идейного, одухотворенного, что должно представлять самое главное в каждом памятнике, в этой фигуре, изображающей гениального композитора, к сожалению, нет и следа! По всему складу и осанке фигуры, по приданной ей скульптором Р. Бахом позе, она скорее всего напоминает прозаичного буржуа, во вкусе героев комедий Островского. Таково общее впечатление памятника М. И. Глинке. После освящения памятника состоялась торжественная передача его городу, в лице находившихся здесь представителей петербургского муниципалитета.

 

По окончании церемонии открытия памятника присутствовавшие на ней лица направились обратно в консерваторию, где в большом зале состоялся торжественный акт. <…> Большой зал консерватории был переполнен публикой и выглядел очень нарядно. Ведущая в него парадная лестница, коридоры и другие входы были устланы богатыми коврами. В нишах и между колоннами были помещены бюсты Глинки. В глубине сцены, на высоком пьедестале, возвышался большой бюст Глинки. Пьедестал был задрапирован бархатной пунцовой материей, которую обвивала гирлянда из живых цветов. Внизу красовалась лира, перевитая розами. Бюст композитора был освещен снопами электрического света. Художественное убранство сцены принадлежало Р. Баху; оно отличалось изяществом и вкусом.

С левой стороны эстрады помещался красиво убранный стол, за которым расположились члены Высочайше учрежденной Комиссии по сооружению в Петербурге памятника М. И. Глинке, во главе с Августейшим Председателем Императорского русского музыкального общества Его Императорским Высочеством Великим Князем Константином Константиновичем. Среди них находился также и вновь избранный директор консерватории А. К. Глазунов. Городской голова г. Резцов, выразив благодарность Августейшему Председателю Императорского русского музыкального общества за передачу городу памятника Глинке, сказал, что городская Дума почтет своим священным долгом заботиться и впредь, как о поддержании в порядке могилы Глинки, так равно и только что открытого памятника. В ознаменование же этого общественного события, городская Дума решила открыть 10 новых городских училищ именно М. И. Глинки и при каждом из них особое музыкальное отделение.

 

Торжественный акт открыл Августейший Председатель Императорского русского музыкального общества. Его Императорское Высочество произнес краткую вступительную речь по поводу давно ожидавшегося открытия памятника великому композитору и выразил глубокую благодарность всем почтившим торжество. Секретарь главной дирекции и делопроизводитель Высочайше учрежденной комиссии, В. Э. Направник, прочитал краткий отчет комиссии по сооружению памятника, образованной при главной дирекции русского музыкального общества, в состав которой вошли: сестра М. И. Глинки, ныне покойная Л.И. Шестакова, М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник, В. В. Стасов, А. Л. Герке, директор Императорских театров, вице-президент Академии художеств, представитель Министерства  внутренних дел, петербургский городской голова, бывший директор театров князь С. М. Волконский и граф И. И. Толстой, принявший на себя, за смертью Э. Д. Плеске, обязанности казначея комиссии.

 

Из этого отчета мы узнали, что с мая 1901 г., то есть со дня открытия повсеместной в России подписки для сбора пожертвований на сооружение памятника Глинке, по настоящее время было собрано 106,788 руб. 74 ½ коп. Наиболее крупным поступлением (около 25,000 руб.) является поспектакльная плата (10% валового сбора) с опер Глинки в казенных театрах в течение трех лет, а также сборы с концертов, устроенных в тех же театрах оперными труппами  Петербурга и Москвы. Другой крупный вклад (10,000 руб.) был сделан петербургской Думой. Весь расход по сооружению памятника, произведенный комиссией, определился в цифре 73,650 руб., не считая расходов по устройству торжества открытия. Образовавшийся остаток, в размере весьма солидной суммы, пойдет, надо надеяться, на какие-нибудь общеполезные предприятия, связанные с именем Глинки.

По прочтении отчета, присутствующие, по предложению Августейшего Председателя Императорского русского музыкального общества, почтили общим вставанием память маститой сподвижницы Глинки, его сестры Людмилы Ивановны Шестаковой, не дожившей до своей заветной мечты: быть свидетельницей происходящего торжества. 

("Петербургский листок" от 04 февраля 1906 г. № 34. С.2)

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 06.2017.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Театральный сквер
    южная часть

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 04.2023.

  • фото
  • фото
  • фото

    Тыльная сторона, надпись на плинте
    "отл. зав. А.Моран. пр. СПБ."

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 08.2023.

Первоначально памятник стоял в центре площади, являясь ее логическим  композиционным центром, однако удачная по своей сути постановка памятника вступила в неизбежное противоречие с транспортными проблемами — памятник затруднял движение. В 1925 г. была проведена перепланировка площади, проложены трамвайные пути, и памятник временно разобрали. В 1926 г. комиссия во главе с главным архитектором города Л. А. Ильиным решила установить памятник с южной стороны консерватории, в расчете на то, что, быть может, когда-нибудь с другой стороны будет поставлен памятник другому композитору. Сегодня это решение можно признать правильным.

(Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. 2004. С. 132-135)

 

В 1952 г. с северной стороны консерватории был установлен памятник композитору Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. 

 

Проект перепланировки Театральной площади (у Мариинского театра). 24.09.1925 г. 21л. ЦГАНТД СПб ф.Р‑192 оп.31 д.1315

 

Протокол заседания представителей общества, Главнауки, Отдела планировки Губисполкома о восстановлении памятника Глинке на Театральной площади. Крайние даты документов: 01.04.1926–31.12.1926.2 л. ЛГАЛИ СПб ф.Р‑32 оп.1 д.51 - *)Ф.Р-32 Фонд Общества Старого Петербурга - Нового Ленинграда.

 

Перечни работ по установке памятника Глинке на Театральной площади, по реставрации Ростральных колонн, ремонту памятника Жертвам Революции и акты приемной комиссии.  25.11.1926 г. ЦГА СПб ф.Р‑3180 оп.2 д.1145

 

В апреле 1926 г. Комиссия, в которую вошли известные архитекторы В. А. Щуко, Л. А. Ильин, Л. И. Тверской и др., решает восстановить памятник на Театральной площади с южной стороны здания Консерватории. По решению этой же Комиссии были сняты и отданы в переплавку два канделябра, как не соответствующие общему художественному решению памятника. Работы по установке памятника на новом месте велись под наблюдением скульптора Н. Вальдмана. Реставрация бронзовой фигуры и декоративной ветви монумента была проведена в 1944 г. на заводе "Монументскульптура".

(Интернет-портал "Энциклопедия Санкт-Петербурга" www.encspb.ru. Дата обр. 02.08.2023 г.)

 

Памятник М.И. Глинке включен в Список памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.60 № 1327).

Памятник композитору Глинке М.И.  включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге  (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

 

0 комментариев
393 просмотра
Добавил: Lonely Walker, 6 Августа 2023, 10:01
Редактировано: 7 Августа 2023, 11:24
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34420.html' target='_blank'>Памятник М. И. Глинке на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2653
Всего сегодня: 2004