Публикация

Мариинский театр . Вторая сцена (окончательный проект, интерьеры)

Здание на карте
фото
Архитекторы: АМ Diamond и Schmitt Architects
Даймонт Дж.
КБ ВиПС
Год постройки: 2008-2013
Стиль:

Фото - Наталия, 02.2020.

Мариинский театр . Вторая сцена (окончательный проект, интерьеры)

ул. Декабристов, 34

2008-2013 - строительство

 

Вторая сцена и технические помещения Мариинского театра
Инвестор - государственный бюджет РФ
Заказчик - ФГУП Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации

 

1 этап

1997 - решение о строительстве

2001 - 1-й конкурс
          победители:
          арх. Олег Романов (Россия, СПб)
          арх. Эрик Оуэн Мосс (США, Лос-Анджелес)

 

2 этап
2003 - 2-й заказной конкурс
          победитель:
          арх. Перро Доменик (Франция)

Генпроектировщик - Агентство Dominique Perrault Architecte (Франция)

2003-2007 - реализация проекта Перро - до расторжения контракта

2007 - доработка и согласование проекта (золотой купол в облегченом виде еще сохранен, высота здания снижена ) Генпроектировщик - Геореконструкция-Фундаментпроект НПО ЗАО (российское бюро Перро)

 

Подземная часть

2007-2008 -
Генподрядчик - Генеральная строительная корпорация (ГСК) Петербургская компания
Субподрядчик -  ООО Космос СПб

2008 - решение отказаться от золотого купола

          нулевой цикл строительства под не существовавший на тот момент проект продолжается

2008   новый (3-й) генеральный проектировщик - КБ Высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС)

          архитектурными решениями сооружения занимаются канадская фирма Diamond & Shmitt Architects и

          американская FDA

2009   строители приступили к возведению стен здания

 

3 этап

Надземная часть

2009 - 3-й закрытый конкурс -  фасады, кровля здания, интерьеры

          победитель:
          КБ высотных и подземных сооружений (ВиПС) ОАО с проектом

          АМ Diamond & Schmitt Architects (Канада)

          арх. Даймонт Джек
2009 - доработка проекта, согласование
Генпроектировщик - КБ ВиПС ОАО

Генподрядчик -  Метрострой ОАО

2010   СМУ-11 Метростроя завершены работы подземных и надземных этажей
2011   работы по установке сценической механизации

 

2013  здание построено и сдано в эксплуатацию в мае 2013 г.

 

 

Здание занимает целый квартал между наб. Крюкова канала, ул. Декабристов, Минским пер. и ул. Союза Печатников.
Вход в театр размещен на углу ул. Декабристов и наб. канала.
Зрительный зал состоит из партера, амфитеатра и четырех ярусов, и выполнен в темно-желтых тонах. Помимо театрального зала, в новом здании расположены репетиционные комнаты и служебные помещения.

Старое и новое здания театра соединяет мост-коридор, перекинутый через Крюков канал.

 

Проект Мариинки–2 - долгострой с непростой историей.

 

 см. Мариинский театр . Вторая сцена (проекты, строительство)

 

Решение о строительстве принято еще в 1997 г. В 1999 г. появился проект американского арх. Эрика Мосса. Концепцию раскритиковала городская общественность. В итоге от идеи Мосса отказались из–за несоответствия строительным нормам.
В 2002 г. было решено объявить международный конкурс, в котором победил французский арх.  Доминик Перро. Он предложил накрыть театр золотым куполом, но эта концепция также показалась нереалистичной.

 

В 2009 г.прошел еще один конкурс. Принят максимально простой по форме канадский проект - арх. Даймонт Джек АБ Diamond & Schmitt Architects. Генпроектировщик - КБ высотных и подземных сооружений (ВиПС) ОАО. Бюро спроектировало только фасад здания и некоторые интерьеры. Предполагалось, что все внутреннее убранство будет решено по проекту Перро - нулевой цикл работ к тому времени уже шел. Невозможность реализовать концепцию француза признали не сразу, и ее проектирование финансировалось почти 5 лет. Однако в итоге проект Перро был все–такие полностью переработан, в основном силами КБ ВиПС.

  • фото

    сайт Diamond & Schmitt Architects Inc.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    сайт КБ ВиПС

Архитектура

 

Здание общей площадью около 80 тыс. кв. м на сегодняшний день является одной из самых оснащенных театрально-концертных площадок мира.

Новое здание Мариинского Театра представляет из себя растянувшееся на квартал сооружение прямоугольных форм разной высотности. Здание состоит из 7 надземных этажей и 3-х подземных. Самая высокая точка купола - 42,5 м. Высота основного здания соответствует высоте окружающей застройки.

Площадь занимаемой территории - 1,25 га., площадь застройки - 12 230 кв.м.


Мариинку-2 построена из природных материалов: юрского мрамора, подсвеченного оникса  на внешней стене зрительного зала и древесины, которой обшиты места вокруг сцены. Внешний фасад Мариинского-2 облицован юрским мрамором (полированным известняком бежевых оттенков). Поверхность стен прорезают прямоугольные окна, преимущественно узкие, разной ширины - несимметрично и хаотично расположенные друг относительно друга. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри - на Крюков канал. По углам здания - неодинаковой формы застекленные кубические выступы за которыми просматриваются опорные круглые столбы и залы фойе на 2-х этажах.

 

Главный вход в театр находится на углу Крюкова канала и ул. Декабристов. Вход выделяется остекленным навесом из металлоконструкций из ребром поставленных узких балок. Схожий с этим, но более широкий, навес просматривается на кровле здания.


Над основным зданием второй сцены - мягко изогнутая металлическая крыша, оживленная стеклянным навесом. С террас и из амфитеатра, расположенных на крыше здания, открывается вид на город. Здесь в теплое время года будут проводиться камерные концерты. Это пространство крыши станет особенно востребованным при проведении ежегодного фестиваля «Белых ночей». со стороны ул. Декабристов и со стороны Минского пер. в верхней части на фасаде имеются выступы в виде балконов, облицованные металлом светлого цвета и имеющие стеклянные ограждения, - это по описаниям проектировщиков "ложи для музыкантов на случай проведения уличных парадов". Ресторан с видом на Крюков канал и старое здание Мариинского театра, а также музей составят часть публичного пространства второй сцены (в проекте).

Со стороны ул. Декабристов сквозь окна просматривается застекленная лестница, диагональю проходящая через весь фасад снизу наверх, а в темное время суток заметна подсветка облицованных ониксом стен главного фойе в медовых тонах. За счет окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри - на Крюков канал

 

Со стороны Крюкова канала, Минского пер. и ул. Союза Печатников облицовка здания имеет технологическое разделение из сайдинга и разную высотность. Проектировщики утверждают, что реально это не одно здание, а 10 независимых зданий включая кровлю. Технологическое разделение заметно только в трех местах, остальные скрыты за облицовкой из юрского мрамора. Внешние стены здания не являются несущими.

 

Со стороны Крюкова канала на фасаде здания воссоздан фрагмент Литовского рынка.

 

Между зданиями новой сцены и историческим зданием Мариинского театра сооружен застеклённый мост-галерея вантового типа, который, нарушает исторически сложившуюся перспективу Крюкова канала. Мост изначально был задуман для перемещения персонала и реквизита и являлся обязательным условием, которое выдвинуло руководство театра. После постройки театра мост упирался в глухую стену. В 2016 г. переход над Крюковым каналом между старым и новым зданиями Мариинского театра узаконили и начали использовать спустя три года после строительства. В стене Мариинки-1 пробили ход, не дожидаясь его реконструкции.

 

Подсвеченная внешняя стена зрительного зала заметно меняет внешний облик здания в вечернее время, благодаря панорамным окнам и многочисленным узким оконным проемам, выходящими на ул. Декабристов.

  • фото
  • фото
  • фото

    сайт КБ ВиПС

Интерьеры

 

Фойе

 

Минималистичный снаружи, внутри театр также довольно аскетичен. Основной вход на вторую сцену Мариинского театра, через стеклянные двери, находится на углу Крюкова канала и ул. Декабристов. Далее - тамбур с рамками металлоискателей. В фоей выходят: главный вход и лестница вниз, в гардероб и три этажа балконов.

Ширина фойе в центре составляет 5,5 м, сбоку 10 м. Фойе делится на несколько отдельных зон разного размера.

 

Первое, что бросается в глаза в двухуровневном главном фойе, - большое число лестниц со ступенями из стекла или камня: они идут вдоль лицевого фасада со стороны ул. Декабристов, закручиваются спиралями в угловой части фойе. По лестницам можно подняться с 1-го этажа до выхода на крышу. В том числе лестница из архитектурного стекла высотой 33 м, расположенная в северной части и соединяющая все надземные уровни здания.

Театр оборудован и большим количеством лифтов, способных поднять зрителей на любой из 10 этажей - 7 наземных и 3 подземных. Есть даже один маленький эскалатор с первого этажа на 2-й.

 

Основное украшение фойе - внешняя стена зрительного зала, облицованная пластинами желтого оникса, теплого цвета с бархатистыми темными прожилками. Пластины оникса подсвечены изнутри.

Оникс использован и в одном из служебных буфетов: над барной стойкой.


Главное фойе театра украшено люстрами, изготовленными на заказ компанией "Сваровски". Люстры выполнены в виде хрустальных пузырьков, нанизанных на невидимые нити и светящихся благодаря встроенному светодиодному освещению. Нити спускающиеся с потолка на большой высоте. Гирлянды украшает и VIP-ложу в зале.

 

Пол отделан мрамором сорта "император". Многочисленные окна, которые выходят на ул. Декабристов и Крюков канал, украшены панелями из бежевого юрского мрамора. Стеклянный фасад обеспечивает естественное освещение фойе в дневное время. Из фойе открывается вид на Мариинский театр.
 

Многочисленные окна, которые выходят на ул. Декабристов и Крюков канал, украшены панелями из бежевого юрского мрамора. Стеклянный фасад обеспечивает естественное освещение фойе в дневное время. В вечернее время фойе освещается люстрами. Из фойе открывается вид на Мариинский театр.

 

2-й этаж разделен пополам - половина его отдана VIP-зоне, ведущей в президентскую ложу.

? Ресторан расположен на 2-м этаже. проход в этот ресторан предусмотрен через 1-й этаж, сбоку.
 

Лестницы

 

Из фойе расходятся несколько лестниц, в том числе лестница из архитектурного стекла высотой 33 м, расположенная в северной части и соединяющая все надземные уровни здания.

 

Лестницы выполнены по проекту, разработанному коллективами нескольких компаний: канадской архитектурной компанией "Diamond and Schmitt Architects", российско-английской конструкторской компании "Malishev Engineers", российской компанией "АЛАНД", и австрийской компанией "Waagner Biro". Проект получил престижную премию Института Инженеров-Конструкторов Великобритании в области конструкторских решений в ноябре 2013 г. По оценке международного жюри, проект лестниц представляет собой композицию изобретательных конструктивных решений с рациональным использованием материалов и элегантными решениями узлов.

 

Центральная овальная лестница (общим весом около 100 т) в буквальном смысле висит на 8 подвесках (8 нот) диаметром всего 52 мм. В то время как стеклянная лестница, общей длинной около 35 м, является одним из первых примеров использования конструктивного стекла в общественных зданиях в России, спроектированному по методу предельных состояний.


При проектировании и строительстве нового Мариинского театра было разработано и применено множество уникальных технологий - от устройства котлована для подземной части здания до установки самой большой «лампы» в Европе - подсвеченной стены из натурального оникса площадью более 4 тыс. кв. м.
Зона фойе ГАМТ-2 пересечена уникальными лестницами. Форма и расположение лестниц позволяют распределить зрительские потоки и обеспечить доступ ко всем помещениям театра.


Лестница ЛО-6 (центральная)
Эту лестницу, протянувшуюся на 33 м вдоль фасада, видно с улицы через окна главного фойе. Ее светящиеся ступени выполнены из многослойного термоупрочненного стекла и способны нести на себе 600 кг сосредоточенной нагрузки, действующей посередине двухметрового пролета. Световое оформление дают тоненькие светодиодные вставки, которые размещены в зазоре между ступенью и подступенком. При этом свет распространяется по всей ширине ступени.
Изначально площадки лестницы планировалось облицевать камнем, чтобы скрыть массивные несущие кронштейны между колонной и несущей стеной. Впоследствии команда инженеров предложила выполнить площадки и ступени из термоупрочненного стекла. Ограждения на лестнице также выполнены из закаленного стекла. Все выдающиеся лестницы Мариинского театра, как и все балконы зоны фойе общей протяженностью 296 м, имеют стеклянные ограждения.


Лестницы ЛО-5 и ЛО-7 (боковые)
При входе в здание обращают на себя внимание еще две грандиозные конструкции, которые, с одной стороны, очень похожи друг на друга, с другой - совершенно разные, - лестницы ЛО-5 и ЛО-7. Архитекторы вписали лестницы в овал и прямоугольник.
Чем же эти лестницы похожи? Во-первых, одинаковой начинкой: стальной каркас со встроенными светильниками, пол из мраморного камня Imperador Light, ограждения из стекла с дубовым поручнем. Кроме того, у них идентична технология крепления к несущим конструкциям, которая представляет собой подвешивание посредством стальных высокопрочных стержней Macalloy-460 с пределом текучести 460 Н/мм2 и пределом прочности 610 Н/мм2 к балкам перекрытий. Косоурами лестницы опираются на железобетонные плиты перекрытий различных уровней. Изначально планировалось, что лестница ЛО-5 будет подвешена на одном, а лестница ЛО-7 на четырех довольно мощных вантах. Но потом инженеры предложили увеличить количество подвесов путем уменьшения их сечения. Таким образом, у лестницы ЛО-5 количество подвесов увеличилось до двух, а у ЛО-7 - до восьми внутри «овала». Правда, еще один дополнительный подвес лестница ЛО-7 имеет на пролете нижнего марша - итого получается девять. Диаметр стержней с учетом противопожарного покрытия с пределом огнестойкости 90 мин составил всего 62 мм, издалека они будто и не видны, что создает иллюзию зависания лестниц в воздухе.
Когда конструкцию лестниц рассчитали и утвердили, специалистам пришлось решить еще одну сложную задачу: огромную конструкцию следовало изготовить и смонтировать в условиях практически законченной чистовой отделки. Изготовление сборочных элементов весом около 5 т не допускало никаких отклонений и погрешностей, которые могли привести к невозможности стыковки и, как следствие, срыву и так предельно сжатых сроков.
Все детали конструкции сначала были смоделированы на ЭВМ в 3D, затем были обозначены координаты наиболее характерных точек, необходимых для точного изготовления всей конструкции. На кондукторах детали бережно сваривались между собой, и месяца через три на объект прибыли отдельные элементы, которые еще предстояло собрать в единое целое. При монтаже лестницы одновременно было задействовано огромное количество рабочих - геодезистов, сварщиков, стропальщиков, каменщиков, монтажников стекла, штукатуров и маляров. Как только очередная часть лестницы вывешивалась в проектное положение, за дело принимались сварщики, далее эстафету принимала пожарная бригада, которая наносила на металлоконструкции противопожарное покрытие с пределом огнестойкости 60 мин, потом подключались штукатуры и маляры, завершался процесс монтированием стекла с напольным камнем.

 

Вип-мост
Фойе украсила еще одна необычная конструкция на основе криволинейной и прямолинейной форм. Это 22 м вип-мост, который соединил кафе вип-зоны с вип-ложей зрительного зала. Первоначально, по задумке архитекторов, он висел на шести металлических подвесах. При этом ограждающие стекла доходили до самого потолка, создавая своеобразный замкнутый контур в виде туннеля.
Однако инженеры сделали конструкцию моста достаточной жесткости, оперев его на перекрытия и прикрепив к колонне, полностью исключив подвесы. Боковые тяжелые стекла укоротили до размера обычных стеклянных ограждений, но благодаря этому вип-мост перестал выглядеть как аквариум с золотыми рыбками.
По признанию специалистов, монтировать вип-мостбыло немного легче, чем лестницы ЛО-5 и ЛО-7. Мост собирался на балконе фойе, затем цельной конструкцией лебедками поднимался на проектный уровень и крепился к несущим элементам здания. Каждое стекло ограждений было выполнено отдельно, с определенным радиусом изгиба, повторявшего сложную траекторию волны вдоль косоуров.


Все инженерные решения лестниц были отмечены престижной конструкторской премией Structural Awards в 2013 г. Эту международную премию, учрежденную в 1968 г., ежегодно вручают в Лондоне за лучшие конструктивные решения зданий и сооружений.


П. В. Цветков, А. В. Колосков. Лестницы нового здания Мариинского театра. журнал Academia №3  сайт КБ ВИПС

  • фото
  • фото

    Фойе.

  • фото
  • фото
  • фото

    сайт КБ ВиПС

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Лестницы.

  • фото

    сайт КБ ВиПС

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Репетиционный
    зал.

  • фото

    Репетиционный
    зал.

Залы

 

Новая сцена Мариинского театр построена по проекту канадского арх. Джека Даймонда.

Здание общей площадью 79 тыс. м кв. - одна из самых оснащенных театрально-концертных площадок мира.

Как утверждают инженеры, акустика в этом зале идеальная.

 

В новом здании театра - зрительный зал на 2000 мест, 6 сцен и 6 репетиционных залов, репетиционный (малый зал) - примерно 300 мест и соответствующее количество необходимых подсобных помещений.

 

Сделанный в форме подковы зал - рациональное пространство без лишних украшений. Зал на 2000 мест создан по традиционной для мировых оперных театров многоярусной модели, включая царскую ложу.

Главный концертный зал отличают лиловые гипсовые стены и панели из бука. Ярусы разделены панелями из бука и дуба. Все материалы подобраны для создания идеальной акустики - уверяют строители. Но чтобы акустика в зале действительно стала безупречной, Валерию Гергиеву предстоит еще много работать.

В процессе проектирования в зрительном зале вместо 4-х ярусов, запланированных Даймондом, осталось три.

В  зале нет «слепых мест» - всю сцену видно даже с самой высокой точки.
 

В новом здании театра предусмотрена основная, репетиционная и арьерсцена, а также просторные дополнительные помещения, разделенные звукопоглощающими перегородками и занавесами. Три сцены можно объединять в одну или использовать по отдельности в зависимости от характера постановки и технических требований.

Театр может работать практически по непрерывному циклу спектаклей, репетиций, выпусков и монтировок.

Сцена глубиной 80 м позволяет одновременно готовить несколько спектаклей. Прежние перерывы между постановками и огромные антракты ушли в прошлое.

Сценическое пространство разбито на зоны. Такое деление делает возможным одновременное нахождение в сценическом пространстве декораций не менее 4-х спектаклей. При этом на основной сцене может проходить сложный спектакль, на репетиционной сцене - идти полноценная репетиция, в монтажной зоне осуществляться сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке - погрузка или разгрузка других декораций.


Оркестровая яма оборудована специальными акустическими панелями, что позволит изменять конфигурацию ямы в зависимости от количества музыкантов и акустических требований. Максимальная площадь ямы - 170 кв. м, вместимость - до 120 оркестрантов. Кроме того, в оркестровой яме смонтированы три подъемные платформы: небольшая в задней части и две спереди. Они могут подниматься или опускаться в зависимости от состава оркестра.
В новом театре предусмотрены просторные репетиционные залы: для балета, оркестра и хора, а также большие многофункциональные репетиционные залы и залы для индивидуальных репетиций. Стены и потолки репетиционных залов облицованы специальными звукопоглощающими панелями.

 

Кроме главного зала есть еще площадки ­поменьше - для камерных концертов, лекций и выставок.

В новом театре семь надземных и три подземных этажа; главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра. В четырех камерных залах, носящих имена Мусоргского, Прокофьева, Стравинского и Щедрина проходят концерты, лекции, просветительские проекты для детей и юношества.
 

Комфорт в зале и чудеса инженерии - предмет особой гордости руководства Мариинки и авторов проекта. Специальные системы вентиляции, кондиционирования и очистки от пыли позволят постоянно освежать и очищать воздух в зале, при этом шум от работающих механизмов не помешает слушать музыку.

 

сайт Diamond & Schmitt Architects Inc.
сайт КБ ВиПС
Анна Пушкарская. Коммерсантъ. 06.10.2008. Коммерсантъ. 05.02.2009, № 20(4075)

сайт Politin Архитектор

Владимир Талапов. BIM в России: новое здание Мариинского театра. isicad.ru

Форум сайта Проекты Петербурга. spb-projects.ru

Вести.ru 02.05.2013.

Наталья Шкуренок. статья Стразы в бетоне

  • фото
  • фото

    сайт КБ ВиПС

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    сайт КБ ВиПС

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Памятная
    медаль.

  • фото
9 комментариев
672 просмотра
Добавил: Mary, 1 Апреля 2023, 15:08
Редактировано: 6 Апреля 2023, 12:55
Оцените:
(13 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34274.html' target='_blank'>Мариинский театр . Вторая сцена (окончательный проект, интерьеры) на Citywalls.ru</a>
Всего 9 комментариев
  • 5 Апреля 2023, 10:12

    текста уже нет

  • 5 Апреля 2023, 10:31
    Ответ на "текста уже нет" от Mary

     Да это ж как про ложечки!

    Осадок-то остался...😢

  • 5 Апреля 2023, 11:44

    нашла себе оправдание в сети )

    Не бойтесь ошибаться - бойтесь повторять ошибки (Рузвельт)
    или скромное
    Человек, который много совершает, и ошибается во многом (Еврипид)
    Chi non fa, non falla - Кто не делает, не грешит (Дж. Б. Пескаторе)
    Не ошибается тот, кто ничего не делает; а кто делает - ошибается (Даль)
    Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка (А. Н. Толстой)

  • 5 Апреля 2023, 14:34
    Ответ на "нашла себе оправдание в сети ) " от Mary

     Да всё нормально.

    В Вашу коллекцию:

    "Главное — не ошибка, а реакция на нее"  © Томас Гоббс

  • 5 Февраля 2024, 17:57

    Лев Лурье: "типовой проект, который канадская фирма ставит по всему свету..."; (фото не нашёл)

    https://youtu.be/yWI21UtFwiM?t=2698

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2626
Всего сегодня: 2648