Публикация
Здание железнодорожной станции Лисий Нос
... в январе 1890 г. было удовлетворено ходатайство отставного поручика инженер-механика П. А. Авенариуса о разрешении стоительства и эксплуатации конно-железной дороги от Санкт-Петербурга до Сестрорецка через Лисий нос. Вскоре Авенариус получил разрешение на замену конной тяги паровой и на строительство дополнительных ветвей железной дороги от Новой Деревни через Коломяги до Озерков и затем к пристани в Лисем Носу. Несмотря на паровую тягу и ширину колеи 1524 мм, как и у других российских железных дорог, Приморская Петербурго-Сестрорецкая железная дорога существенно отличалась от них более легким верхним строением пути, при ее возведении допускались кривые малого радиуса и другие технические решения, удешевлявшие строительство. Подвижной состав выглядел весьма своеобразно: крохотные двухосные паровозы походили скорее на вагоны, так как закрывались со всех сторон кожухами. Вагоны отличались небольшими размерами - их колесная база составляла всего 3 м. Паровозы отапливались коксом, что позволяло уменьшить выделение дыма.
27 июня 1893 г. открылось движение на участке Приморский вокзал (Новая дереваня) - Озерки длиной 7 км. Линия до Лахты вошла в строй спустя год. Участок Лахта-Лисий нос (нынешняя станция Горская) открылся 31 октября 1894 г., а 26 ноября того же года поезда пошли до Сестрорецка.
В июле 1895 г. П. А. Авенариус с партнерами - генерал-майором А. Е. Струве, генерал-лейтенантом графом Н. Ф. Орловым-Денисовым и первой гильдии купцом, потомственным почетным гражданином Г. Г. Елисеевым - организовали Общество Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги с ветвями. Учредители видели несомненную выгоду в развитии пассажирского сообщения в дачных предместьях столицы по обоим берегам Финского залива, причем намеревались осуществлять перевозки смешанным способом - по железной дороге и по воде.
20 июля 1895 г. открылось движение по железнодорожной ветви длиной около 3 км, которая отходила от станции Раздельная (ныне Лисий нос) к станции Морская пристань. А с августа того же года приобретенные Обществом в Швеции пароходы "Лисий Нос" и "Сестрорецк" стали совершать регулярные рейсы с этой пристани в Ораниенбаум. Зимой Общество содержало санный путь. К этому времени подвижной состав дороги состоял из 10 паровозов, 41 пассажирского и 26 товарных вагонов. Скорость движения поезда ограничивалась вследствие "трамвайного" характера линии 26,5 км в час. (От Царскосельской до Октябрьской. Альбом Изд. 2-е, испр. и дополн.- СПб.: Лики России, 2007 С. 74-75 .)
Следующей станцией была Раздельная, ныне Лисий Нос. Тогда это было небольшое, неинтересное имение, связанное с ужасами казней через повешение политических, осужденных после первой русской революции. От Раздельной шла ветка длиной около 3 км на самый мыс, названный как и вся местность, вдающаяся в залив, Лисьим носом. На оконечности мыса была деревянная пристань, куда заходили пассажирские пароходы из Кронштадта, а паровозик с двумя-тремя вагончиками по согласованному расписанию доставлял пассажиров до Раздельной. <...> Пристань и ветка Лисьего носа обслуживали военно-морское ведомство, имевшее здесь разного рода постройки и сооружения. (Засасов В. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. 1991.)
После проведения Приморской железной дороги в Лисий Нос стало возможным доехать всего за 40 мин. Станция получила название Раздельная, поскольку здесь отходила 3-х километровая Кронштадтская ветка до пристани на станции Лисий Нос, откуда ежедневно отправлялись в Кронштадт пароходы. На Раздельной был построен двухэтажный деревянный вокзал с буфетом. Согласно "Памятной книжке Санкт-Петербургской губернии за 1914-1915 гг." сообщение с Кронштадтом было очень удобным. Пассажиры выходили на станции Раздельная, пересаживались на поезд до станции Лисий Нос, где их уже ждал пароход до Кронштадта. Движение было довольно интенсивное, и пароходы отходили каждые два часа. Расписание было составлено очень четко, и пассажиры не теряли ни минуты времени. Билет до Лисьего Носа в 1-м классе стоил 30 коп., во 2-м - 20, в 3-м -15. (Александрова Е. Л. Северные окрестности Петербурга. Историческое прошлое,- СПб, "Лики России", - 2008 С. 570)
Пассажирское движение от Раздельной к станции Лисий Нос было прекращено к 1928 г. Тогда же ликвидирована станция Лисий Нос, а её название было передано станции Раздельная. (добавил Наталия)
Вот что пишет о станции Г. Н. Константинов, капитан первого ранга в отставке, бывший житель поселка: "Подъезжая по железной дороге к Лисьему Носу, пассажир прежде всего обращал внимание на нарядное здание вокзала и зеленую аллею. Украшал станцию старый деревянный, добротно построенный железнодорожный вокзал с высоким потолком и тяжелыми, большими дубовыми скамейками, на которых были вырезаны буквы "МПС", вдоль стен. Под потолком, напротив входа, висела картина в голландском стиле, изображающая пасущихся в предгорье стада коров. Здание, по архитектуре, смело можно было бы отнести к памятнику деревянного зодчества в железнодорожном строительстве. Много я за свою жизнь поездил, но подобного вокзала не встречал. Жаль, что его снесли, расширяя дорогу для строительства дамбы. К вокзалу вела тенистая аллея из каринки. <…> К станции петлей подходила старая железнодорожная ветка. Приподнятый земляной перрон Анатолий Белокуров, старожил Лисьего Носа дополнил информацию: "Здание станции, диспетчерская железной дороги, туалет стояли в одну линию. От станции по асфальтовой тенистой дорожке среди тополей можно было пройти как к первому, так и к послед- нему вагонам электрички. На этой же дорожке (территориально напротив Центральной площади) стоял киоск "Союзпечать". Где-то в 1970-е шла реконструкция основной платформы (на ней сделали стеклянный зал ожидания и кассы). (Вести Лисьего Носа Выпуск No 16 (303) 29 октября 2021 г. С. 6) 11 комментариев
236 просмотров Добавил: ElenaGrebenkina, 1 Февраля 2023, 17:09
Редактировано: 24 Апреля 2023, 19:35
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34033.html' target='_blank'>Здание железнодорожной станции Лисий Нос на Citywalls.ru</a>
Всего 11 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32029
Готовится: 71
Улицы: 2692
Архитекторы: 4119
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14088
Всего сегодня: 54227
|
Прошу помощи: присланная публикация представляла собой одно фото без даты и текст из "Вестей Лисьего Носа". Ничего в нем толком не поняла, так что дописала по имеющимся у меня книгам, однако не уверена в указанном адресе - где была станция Раздельная, позже Лисий Нос? Соответствует ли ее местоположение нынешней станции? И расположениена карте - выставлено не было - поставила по адресу.