Публикация
Вокзал станции Старый ПетергофПетергоф
Гостилицкая ул., 14х
Вокзал станции Старый Петергоф Петергоф, Гостилицкая ул, 14х Утраченное здание
1874 - 1887 - гр. инж. Павловский Игнатий - старый деревянный вокзал 1897 - 1898 - арх. Лазарев-Станищев Семён Николаевич - каменный вокзал 07.06.1897 - закладка 08.09.1898 - открытие 10.07.1942 - разрушен
В 1862 г. началось строительство железной дороги от Петергофа до Ораниенбаума. Через год по ней открыли движение, при этом было построено несколько станций. С тех пор начальная станция получила название Новый Петергоф, а следующая - Старый Петергоф. <…> …для вокзала станции и его служб Общество Петергофской железной дороги приобрело дополнительный участок с постройками, первый вдоль оврага в сторону Черного пруда. На нем углом к железной дороге стоял небольшой деревянный одноэтажный дом с мезонином - дача штабс-капитана Виктора Моисеевича Хоменко. Вот ее-то и приспособили под вокзал Старого Петергофа, разместив зал ожидания для пассажиров I и II классов, отдельный - III класса, кассовый зал с отдельным обслуживанием пассажиров разных классов, общий буфет, киоск для продажи газет, контору начальника станции и другие необходимые для вокзала помещения. <…> Платформы оставались с момента пуска поездов без навесов, что вызывало недовольство как постоянных жителей этих мест, так и дачников. Только 6 июня 1874 г. был утвержден проект устройства навесов над платформами и крытых подъездов к станции Старый Петергоф гражданского инженера Игнатия Павловского. <…> В 1887 г. был утвержден «Проект пристройки к пассажирскому зданию станции Старый Петергоф», разработанный также инженером Игнатием Павловским. Этот проект был выполнен по просьбе содержателя буфета, пожелавшего расширить площади своего заведения пристройкой к нему открытой террасы и «деревянного балкона, в стиле и под цвет существующего здания». Но такая пристройка существенно не изменила ни облик, ни вместимость вокзала Старого Петергофа. Вопрос о строительстве нового вокзала еще десятилетие оставался отрытым и только к концу века был решен. К 1897 г. на Ораниенбаумской ветке Балтийской железной дороги лишь станция Старого Петергофа имела небольшое деревянное пассажирское здание, а каменные здания вокзалов разных стилей С.-Петербурга, Лигово, Сергиево, Стрельны, Нового Петергофа и Ораниенбаума имели лучшие условия для пассажиров. <…> 4 июня 1897 г. газета «Котлин» в разделе «Письма из Петергофа» сообщила: «У нас здесь строится каменная платформа на месте старого деревянного вокзала». Одновременно велись и подготовительные работы к возведению нового, значительных размеров каменного вокзала по проекту академика архитектуры Семена Николаевича Лазарева-Станищева. 9 июня 1897 г. в газете «Котлин» появилось сообщение: «Старый Петергоф. В понедельник 7 июня после полудня у нас состоялась при торжественной обстановке закладка нового железнодорожного вокзала, который возводится на месте старого деревянного. Вокзал длиной 30 сажен, постройка его вчерне будет закончена к осени настоящего года». Строительство действительно шло быстро, и к концу следующего лета каменное здание вокзала было готово принять пассажиров. (Гущин В. А. История Петергофа и его жителей. Книга II: Старый Петергоф. Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История». 2004. С.308 - 311)
13 сентября 1898 г. газета «Кронштадтский вестник» поместила сообщение из Старого Петергофа: «Во вторник 8 сентября в 2 часа дня состоялось открытие вновь отстроенного помещения вокзала, привлекшее массу публики. Наружный вид каменного здания очень красив. Внутренность здания обширная. Для пассажиров I, II, III классов отведены высокие залы. Для буфета также отведена обширная зала и, кроме того, для летнего времени устроена большая веранда и будет разбит садик. Через полотно железной дороги устроится мостик для перехода публики». Через непродолжительное время восторги от нового вокзала поутихли и появились критические замечания: «Вокзал Старо-Петергофской станции, представляющий снаружи прекрасный вид, имеет внутреннее размещение довольно неудобное. С правой стороны вокзала устроено для публики зало I и II классов, в этом же зале помещен буфет с продажею крепких напитков, ничем не огороженный от взоров публики; в середине: подъезд и две боковых лестницы, ведущих на верхнюю площадку, с которой будет перекинут на другую платформу мостик для перехода публики; внизу же помещаются кассы, багажная и билетная и контора начальника станции, в левой стороне вокзала - зал для публики III класса, тоже с «винным» буфетом; из этого зала вход на платформу мимо террасы, на которой в летнее время публика I и II класса ожидает прибытия поезда» [1]. В начале XX в. над платформами сделали красивые навесы и мостик для перехода. Навесы над платформами были такими же, как на станциях Лигово, Сергиево и Стрельны, по единому проекту, разработанному архитектором Лазаревым-Станищевым. С правой стороны платформы на Ораниенбаум еще до постройки каменного вокзала был устроен небольшой тупик, от которого в летнее время ходил специальный поезд для дачников. Этот поезд, прозванный в народе «кукушкой», был пущен 1 августа 1893 г. К паровозу прицеплялся двухэтажный вагон, построенный на Коломенском заводе, в котором: «внизу 28 мест второго класса, наверху 20 - третьего» [2]. Таких поездов было несколько, и они совершали до тридцати рейсов в сутки, делая 5 остановок у наиболее излюбленных мест летнего отдыха, где устроили небольшие платформы с уютными деревянными вокзальчиками. Такие вокзальчики были у дачи принцев Лейхтенбергских и у мартышкинского Горбатого моста. Навесы над деревянными платформами Старого Петергофа исчезли уже вскоре после революции, а в 1930-е гг., когда пустили электрички, был разобран и верхний переход между ними. Каменному Старо-Петергофскому вокзалу не повезло во время второй мировой войны, он оказался на переднем крае Ораниенбаумского плацдарма. По свидетельству очевидцев, 10 июля 1942 г. со стороны Нового Петергофа около 16 часов к вокзалу Старого Петергофа приближался немецкий эшелон с боеприпасами, по которому два наших орудия открыли огонь, когда тот был уже около станции. Несколько снарядов попали в здание вокзала, а после попадания в эшелон, в нем взорвались боеприпасы, при этом помимо прямых разрушений возник большой пожар, продолжавшийся несколько часов и навсегда уничтоживший еще один архитектурный памятник Петергофа...
1. Кронштадтский вестник, 10 января 1899 г. 2. Кронштадтский вестник, 6 августа 1893 г. (Гущин В. А. История Петергофа и его жителей. Книга II: Старый Петергоф. Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История». 2004. С.311 - 314)
0 комментариев
775 просмотров Добавил: V_Malyj, 8 Ноября 2022, 19:19
Редактировано: 9 Ноября 2022, 22:30
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33776.html' target='_blank'>Вокзал станции Старый Петергоф на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32214
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14276
Всего сегодня: 12671
|