...Вновь открытая гимназия должна была состоять под общим ведением Университетского Правления. Курс гимназии был определен в 4 года, «с присоединением же предварительных классов для детей, не имеющих к поступлению в гимназию нужных сведений, шесть лет». Дети принимались в гимназию от 12 до 15 лет, а в предварительные классы от 9 до 12 лет. Никто не мог поступить в III. II и I классы гимназии, не начав ученья с IV. т. е. с низшего класса. Прием должен был производиться дважды в год, в июне и декабре. Учебный год почти совпадал с гражданским: экзамены и выпуски производились в начале января.<...> Наплыв учащихся заставил поспешить с началом учебных занятий, и гимназия была открыта 26 января1823 года в составе двух приготовительных и одного IV класса и с общим числом воспитанников 228, из которых большинство, конечно,было приходящих. Открытие ее повлекло за собой упразднение Пантелеймонского уездного училища; были уничтожены также уездное и приходское училища, находившиеся при губернской гимназии.<...> Таким образом, третья гимназия возникла почти в буквальном смысле на обломках пяти учебных заведений. Для помещения 3-й гимназии был предоставлен в 1822 г. казенный дом на Гагаринской улице, который тогда занят был частью Пантелеймоновским уездным училищем, частью же директором училищ Спб. губернии.<...> Для расширения помещения гимназии в 1830 году был построен надворный флигель, а в 1834 году сделана надстройка над вторым этажем корпуса, обращенного к Соляному переулку. В 1843 г. была произведена надстройка над двухэтажным зданием по Гагаринской улице и тогда же было приобретено соседнее порожнее место по Гагаринской ... ... В мае 1912 г. корпус по Соляному переулку был сломан и было приступлено к постройке на его месте нового здания гимназии. На 1912-1913 уч. год все классы и другие помещения учебного заведения временно были распределены в старом здании (по Гагаринской ул.). 27 октября 1913 г. состоялось открытие нового здания гимназии, при постройке которого были приняты во внимание все основные требования школьной гигиены относительно света, воздуха, размеров помещений и прочих санитарных условий. В том же 1913 г. и следующем 1914 г. капитально было перестроено и старое здание по Гагаринской улице, а также выстроен новый служительский флигель. В настоящее время школа, по своему помещению, несомненно, является одною из лучших в Петрограде."
(Лит-ра: Соколов Н.А. Из истории б.Петербургской 3-й гимназии, ныне 13-й Советской трудовой школы.//
Петербургская б.Третья гимназия - ныне 13-я Советская трудовая школа. За 100 лет.
Воспоминания, статьи и материалы. - Птг., 1923. С.201-204; добавил: nikspb)
Это учебное заведение являлось классической гимназией. Здесь обучались 4 года (для детей с недостаточными знаниями - 6 лет), детей принимали с 12 до 15 лет (аналогично на 6 лет - с 9 до 12). Предметы, которым здесь обучали: закон Божий, математика, история, география, русская словесность; латинский, греческий, немецкий, французский языки; начала ботаники, минералогии, зоологии; чистописание и рисование, пение. Обучение проходило за государственный счет, в гимназии делался упор на предоставление образования "несостоятельным семьям". Дети, которые обучались за счет государства, благотворителей или лиц высочайшей фамилии назывлись "казеннокоштными", но некоторые родители были в состоянии оплатить обучение. Соответственно, их дети назывались "своекоштными". При гимназии существовал пансионат для детей, которые приехали в Петербург из других губерний; существовали и те, кто пользовался только обеденным столом, были и просто прихожане. Выпуски гимназии происходили в январе. Первый выпуск состоялся в 1827 году, а последний - 92-й - в 1918. Среди известных учащихся и выпускников - Д. С. Мережковский, С. Я. Маршак, М. М. Зощенко и др. Ист.: Федоров Б. Ф.
(Третья Санкт-Петербургская мужская гимназия и ее выпускники: историко-биографический очерк. СПб., 2011.) (добавил griboedovhouse)
1988: Школа № 181 Дзержинского района ([125]. С. 528)
На грамоте внизу (за кадром) стоит отметка "Дозволено военной цензурой". Тимофеевский Тимофей Павлович (1902-1990) - учёный, исследователь, родоначальник игрового движения. Занимался развитием теории и практики игрового социального имитационного моделирования в СССР.
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения
Фото - Анютик 07.2012.
Актовый зал Фото Олега Еверзова, 04.2019.
Лестница дворового корпуса
Необычное переплетение трёх дуговых усилителей, поддерживающих лестничные марши.
Парадная лестница
черная лестница (1913 г.)
эти элементы были сделаны для того, чтобы учащиеся не катались по перилам
Эта круглая колобашка деревянная, хотя на всей лестнице стоят металлические позолоченные. А может и латунные
Декоративная оформление ограды. Она выше чем обычная решетка на маршах сантиметров на 30. Сделана, видимо, в целях безопасности
Музей истории школы №181.
Выпускник школы Александр Фёдорович Алимов (род. 9 ноября 1933, Ленинград) - российский гидробиолог. Член-корреспондент АН СССР
Школьное дореволюционное расписание.
Пётр Алексеевич Дементьев - выпускник. Основатель Сент-Питерсберга (1876 год) - города во Флориде
Историческая мебель
Музей представляет из себя стены, на которых изложена информации об известных выпускниках
Е.В.Шапиро (1907-1999) Кинооператор студии"Ленфильм", лауреат Сталинской премии 1951 г. Выпускник 13-й единой трудовой школы 1925 г. (нынешней школы 181)
Лев Петрович Шишко (1872, Царское Село - 1 августа 1943, р. п. Лахтинский) — русский архитектор, гражданский инженер.
Схема Пантелеймонского/Пустого рынка (из ВП за 1917 г.), располагавшегося на месте сквера у гимназии. Гангутская действительно была Рисовальным переулком, или его перепутали с Рыночной улицей?
1937, 1939, 1940: Средняя школа Дзержинского р-на № 1, Соляной пер., 12. (1937- Ленинград список абонентов", С. 327), («Ленинград - 1939", с. 259), («Ленинград - 1940", с. 326).
1965, 1973, 1976, 1988: Школа Дзержинского р-на № 181, Соляной пер., 12. ([108], с. 201), ([211], с. 105), (Краткий справочник ЛГТС-1976", с. 387), ([125], с. 528).
1823 г. : Открытие 3-ей С.Петербургской гимназии - Соляной пер.,12 и Гагаринская ул.,21. "...Вновь открытая гимназия должна была состоять под общим ведением Университетского Правления. Курс гимназии был определен в 4 года, «с присоединением же предварительных классов для детей, не имеющих к поступлению в гимназию нужных сведений, шесть лет». Дети принимались в гимназию от 12 до 15 лет, а в предварительные классы от 9 до 12 лет. Никто не мог поступить в III. II и I классы гимназии, не начав ученья с IV. т. е. с низшего класса. Прием должен был производиться дважды в год, в июне и декабре. Учебный год почти совпадал с гражданским: экзамены и выпуски производились в начале января.<...> Наплыв учащихся заставил поспешить с началом учебных занятий, и гимназия была открыта 26 января1823 года в составе двух приготовительных и одного IV класса и с общим числом воспитанников 228, из которых большинство, конечно,было приходящих. Открытие ее повлекло за собой упразднение Пантелеймонского уездного училища; были уничтожены также уездное и приходское училища, находившиеся при губернской гимназии.<...> Таким образом, третья гимназия возникла почти в буквальном смысле на обломках пяти учебных заведений. Для помещения 3-й гимназии был предоставлен в 1822 г. казенный дом на Гагаринской улице, который тогда занят был частью Пантелеймоновским уездным училищем, частью же директором училищ Спб. губернии.<...> Для расширения помещения гимназии в 1830 году был построен надворный флигель, а в 1834 году сделана надстройка над вторым этажем корпуса, обращенного к Соляному переулку. В 1843 г. была произведена надстройка над двухэтажным зданием по Гагаринской улице и тогда же было приобретено соседнее порожнее место по Гагаринской улице." (Лит-ра: Соколов Н.А. Из истории б.Петербургской 3-й гимназии, ныне 13-й Советской трудовой школы.//Петербургская б.Третья гимназия - ныне 13-я Советская трудовая школа. За 100 лет. Воспоминания, статьи и материалы. - Птг., 1923. С.201-203)
1912-1914 гг. : Было построено "новое здание гимназии" по Соляному переулку и перестроено "старое здание" по Гагаринской улице. "... В мае 1912 года корпус по Соляному переулку был сломан и было приступлено к постройке на его месте нового здания гимназии. На 1912—1913 уч. год все классы и другие помещения учебного заведения временно были распределены в старом здании (по Гагаринской ул.). 27 октября 1913 г. состоялось открытие нового здания гимназии, при постройке которого были приняты во внимание все основные требования школьной гигиены относительно света, воздуха, размеров помещений и прочих санитарных условий. В том же 1913 г. и следующем 1914 г. капитально было перестроено и старое здание по Гагаринской улице, а также выстроен новый служительский флигель. В настоящее время школа, по своему помещению, несомненно, является одною из лучших в Петрограде." (Лит-ра: Соколов Н.А. Из истории б.Петербургской 3-й гимназии, ныне 13-й Советской трудовой школы.//Петербургская б.Третья гимназия - ныне 13-я Советская трудовая школа.За 100 лет. Воспоминания, статьи и материалы. - Птг., 1923. С.203-204)
С 1924 года в 13-й школе учился Гуревич Анатолий Маркович (1913 г.р.), будущий советский разведчик Кент, последний из героев «Красной капеллы». Вот его мемуары: http://militera.lib.ru/memo/russian/gurevich_am01/gurevich_am01.html ... "Школа действительно была очень хорошей. Ее оканчивали многие министры и государственные деятели царской России. Заниматься было очень интересно. Кроме того, учились в помещениях, равным которым почти ни в одной школе не было. Были прекрасные кабинеты для специальных предметов: физики, химии, рисования. Уроки пения проводились в переоборудованной церкви гимназии. Был очень хороший спортивный зал. Все классы были большими, с очень высокими потолками и огромными окнами, коридоры – с широкими и светлыми окнами. В школе я быстро освоился, учился неплохо, подружился со многими школьниками, как и в Харькове. Любимыми моими предметами были обществоведение, русская литература, физика, география и немецкий язык. Несколько опережая дальнейшее описание моих школьных лет, хочу отметить, что преподавательница обществоведения, заметив мое увлечение этой дисциплиной, начала даже привлекать меня к подготовке бесед на различные темы. Никогда не забуду, как мне в одном из старших классов было поручено подготовить и прочесть лекцию с диапозитивами о революционной борьбе китайского народа в 1924–1927 гг., о вмешательстве во внутренние дела Китая империалистических государств, в том числе США, Англии, Франции, Японии и Италии, а также о том, как в 1927 г. военные корабли США, Англии, Японии и Франции подвергли бомбардировке территорию Китая. Это была одна из первых моих лекций, и она понравилась не только школьникам, но и тем учителям, которые пришли на нее со своими классами. Я думаю, что именно это помогло мне много лет спустя, когда я стал членом общества «Знание», с успехом проводить лекции в самых разных аудиториях. Одно время я, увлекаясь географией, также проводил беседы. В те годы мне помогали в подборе материалов многие члены Ленинградского отделения Географического общества. Несомненную помощь в этом оказывал и очень полюбившийся мне преподаватель географии Николай Федорович Арепьев. Только благодаря его учительскому и научному таланту я много времени уделял этому предмету. Он организовал при Русском музее на базе его этнографического отдела (в 1934 г. был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии пародов СССР) курсы для школьников по изучению экспонатов и подготовке экскурсоводов. Он направил меня на эти курсы. Мне довелось бывать у одного известного академика. Он знал, что я ученик Н.Ф. Арепьева, которого он очень уважал. Этот академик принимал непосредственное участие в подготовке моих лекций, в том числе об Антарктике. Эта лекция была одной из самых удачных, и мне пришлось ее даже повторить. Трудно сейчас вспомнить всех преподавателей, но некоторых, несмотря на долгие годы, забыть не смог. Я имею в виду учительницу немецкого языка Веру Михайловну Севастьянову. Как часто в период моей работы за рубежом я с чувством глубокой благодарности возвращался мысленно к ее урокам. Она была нашим классным руководителем, жила поблизости от моего дома, в переулочке, соединявшем улицы Чайковского и Петра Лаврова. Совсем рядом с моим домом жила учительница математики. Очень часто мы после уроков и занятий в кружках вместе с ними возвращались домой. С теплотой вспоминаются имена еще некоторых учителей, в том числе Николая Алексеевича Соколова, преподавателя литературы, директора школы. С ним я встречался много лет спустя, когда он уже получил ученую степень и занимался наукой. Его заместителем по руководству школой был учитель пения Илья Николаевич Седых, который еще в гимназии руководил, кроме всего прочего, школьным церковным хором. Помню учителя химии Евгения Владимировича Александрова, Леонида Александровича Рубца, учителя физики, школьного врача Николая Афанасьевича Тимофеева, который вел у нас уроки анатомии, а также Евгения Константиновича Товстика..."
Топонимическая комиссия единогласно проголосовала за присвоение скверу в Центральном районе Петербурга имени писателя Даниила Гранина... в честь писателя предлагается назвать сквер на Гангутской улице между Соляным переулком и Гагаринской улицей
На проезжей части ,или уже к тому времени пешеходной зоне, между учебными заведениями, что логично, был установлен памятный знак с датой 2003г., вероятно, приуроченной к юбилею нашего города. Этот знак окаймляла историческая надпись. В настоящее время она утрачена, все заложено тротуарной плиткой
Есть ли сведения, когда и кем был установлен этот знак.
В Центральном районе Петербурга капитально отремонтируют гимназию № 166, школы № 181 и 321, которые находятся на 8-й Советской улице, 3, в Соляном переулке, 12, и на Социалистической улице, 7/11а, соответственно. Они расположены в исторических зданиях. Об этом 29 октября сообщила пресс-служба правительства города со ссылкой на главу администрации района Елену Федорову.
Школы расположены в зданиях — объектах культурного наследия регионального значения. Уже заключены контракты на разработку проектной документации для проведения работ по капремонту и реставрации зданий.
Распоряжение Мэра СПб от 30.01.1992 №108-р, местное значение
И второй адрес Фурманова ул. 23