Публикация
Учебное поле - Аэродром Новый Петергоф1918 г. «Учебное поле» - Аэродром «Новый Петергоф» г. Петергоф, улица Разводная - ул. Озерковая - ул. Блан-Менильская - бульвар Разведчика Утраченный объект 1860-е - 1917 - «Учебное поле» 1918 - 1941, 1944 - конец 1950-х - аэродром «Новый Петергоф» 1960-е - 14-й микрорайон (г. Петродворец)
Судя по планам Петергофа середины XIX - начала XX вв., с 1860-х гг. и вплоть до 1917 г. к югу от лагерей военно-учебных заведений и до самой железной дороги простиралось огромное «Учебное поле», которое использовалось и как место для скачек (в качестве ипподрома), и для проведения военных парадов, и как городское военное стрельбище, и место для массовых народных гуляний.
«Территория военной школы императора Александра II с юга ограничивалась Лагерной улицей, шедшей от Разводной улицы в сторону Английского пруда. Дальше (южнее), вплоть до железной дороги, располагался обширный Задний плац, на котором проводились большие смотры, военные учения, массовые гулянья петергофских жителей и гостей. Недалеко от железной дороги во время первой мировой войны был построен огромный (Гущин В. А. История Петергофа и его жителей. Книга III. Новый Петергоф. СПб: Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2005, С.452)
Известные фотографии ателье К. Буллы с императором Николаем II, великими княжнами Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной и цесаревичем великим князем Алексеем Николаевичем (от 05.08.1913 во время Высочайшего смотра 3-го Елисаветградского гусарского полка и 8-го Вознесенского уланского полка) были сняты именно на «Учебном поле» (примерно на месте современного спортивного городка
С 1918 г. (в драматичный период угрозы захвата Петрограда интервентами) петергофское «Учебное поле» (бывший ипподром) стало использоваться и в качестве аэродрома для базирования истребителей 3-го истребительного дивизиона, созданного на базе Красносельской морской школы высшего пилотажа (основным аэродромом которому служил бывший ипподром у железнодорожной станции Скачки), и входившего в состав Воздушной бригады особого назначения (ВБОН), штаб которой дислоцировался в Ораниенбауме. Так началась история аэродрома Новый Петергоф. Бывший кадетский ипподром окружали высокие старые деревья, создававшие немало трудностей при взлёте, а особенно при посадке. Случалось так, что промахнувшиеся мимо лётного поля или аварийные самолёты задевали за верхушки деревьев и падали прямо в ближайший городской двор. Но базирование авиационного отряда в центре города имело серьёзные преимущества: рядом были автомобильная и железная дороги, готовое жильё для личного состава и другие необходимые условия для размещения лётной части. В ноябре-декабре 1918 г. в Красном Селе был сформирован особый истребительный авиационный отряд, направленный на фронт под Нарву, впоследствии он получил 4-й порядковый номер. Начальником отряда был назначен морской лётчик Н. И. Евлампиев. Этот отряд весной 1919 г. был перебазирован на аэродром в Новый Петергоф, когда под Петроградом сложилась особенно тяжёлая обстановка, и находился здесь до осени. В 1919 г. происходили драматические события: восстание гарнизона форта Красная Горка и два нашествия, весеннее и осеннее, северо-западной армии генерала Н. Н. Юденича. В конце августа 1919 г. с северного фронта из-под Архангельска в Новый Петергоф был переброшен 1-й морской истребительный авиационный отряд (1-й МИАО), сформированный в сентябре 1918 г. в Красном Селе. В результате очередной реорганизации ВБОН 1-й МИАО был включён в состав Ораниенбаумского гидроавиадивизиона. Лётчики-истребители занимались охраной Кронштадта от налётов вражеской авиации, сопровождали «бомбовозы» (самолёты, вылетавшие на бомбардировки позиций противника), оказывали содействие сухопутным войскам, воюющим против армии Юденича под Петроградом. Весной 1920 г. в 1-м МИАО было всего три лётчика: начальник отряда Н. И. Евлампиев, морлёты В. В. Петров и Н. Н. Леонтьев. На вооружении отряда имелись три истребителя «Ньюпор-23». В мае произошла очередная реорганизация и 1-й истребительный отряд авиации Балтийского флота переподчинили командиру морского истребительного дивизиона, сформированного в Новом Петергофе. Этим дивизионом командовал морской лётчик С. В. Гиршфельд. В истребительном дивизионе имелся и другой, 2-й истребительный отряд под командованием морского лётчика Г. С. Делянова. На вооружении 2-го МИАО состояли три самолёта «Сопвич», на которых летали Н. С. Мельников, В. Л. Яковлев, Я. С. Кононов и В. Г. Шлаттер. В марте 1921 г. 1-й истребительный дивизион принимал участие в подавлении кронштадтского мятежа и вместе с другими авиационными частями временно базировался на Комендантском аэродроме в Петрограде, после чего вернулся в Новый Петергоф. Вскоре штаб истребительного дивизиона расформировали, а входившие в него отряды объединили. При этом личный состав и авиационную технику 2-го отряда передали в 1-й отряд. Таким образом, на Петергофском аэродроме остался только один - 1-й морской истребительный авиационный отряд Воздушного флота Морских сил Балтийского моря. Гражданская война закончилась, и постепенно налаживалась мирная жизнь. В 1923 г. на вооружение 1-го МИАО поступили восемь истребителей итальянского производства «Ансальдо А.1 Балилла». Кроме них, в отряде имелись: три самолёта «Сопвич Кэмел», два – «Ньюпор-23» и три – «Спад-7». .
*Фото из архива комиссара 1-го морского истребительного авиационного отряда Павла Васильевича Васильева.
В октябре 1924 г. отряд был переименован в 1-й отдельный истребительный морской авиационный отряд (1-й ОИМАО) Военно-воздушных сил Балтийского моря. В 1925 г. летчики получили новые голландские истребители «Фоккер» D. VII - не менее 12 штук, которые использовались до 1928 г. В октябре 1926 г. 1-й ОИМАО был переименован в 46-й отдельный авиационный отряд Ленинградского военного округа. Его главной задачей оставалась противовоздушная оборона главной военно-морской базы Кронштадт и порта Ораниенбаум. В этом же году шефство над 46-м авиаотрядом принял президиум Ленинградского губпросвета. Грунтовое лётное поле петергофского аэродрома было маленьким и тесным, размерами всего 700 на 800 м. Сначала на нём построили один деревянный ангар для самолётов, оборудовали стоянки, гаражи и мастерские. Второй ангар - побольше - построили в начале 1930-х гг. На старых аэродромах ещё не было специальных укрытий (капониров) для самолётов. Техника размещалась на стоянках «в линейку» совершенно открыто, а для лётного и технического состава на аэродромном поле устанавливались полотняные палатки. В южной части аэродрома, вдоль железной дороги, в красивом каменном здании был устроен Аэродром был модернизирован в 1929 - 1930 гг. и хорошо оборудован для круглогодичной эксплуатации. Лётное поле расширили за счёт сноса части ветхих построек и вырубки деревьев. Перед Великой Отечественной войной аэродром представлял собой округлое поле размерами примерно 1100 на 1200 м, в границах от нынешнего Санкт-Петербургского проспекта до железной дороги и от Самсониевской улицы до сети водоёмов Английского пруда. Под управление и разные службы отряда, а также казармы личного состава сначала заняли уже существующие здания. Позднее (1935 г.) в северо-восточной части аэродрома возвели дом для проживания семей комсостава ( Уместно заметить, что в этот период 46 ИАО занимал и здание бывшей
В 1931 - 1935 гг. авиационные части морской авиации в Новом Петергофе входили в состав 14-й авиабригады, управление которой находилось в Ленинграде. На петергофском аэродроме дислоцировались: 21-я истребительная авиационная эскадрилья, 46-й истребительный авиационный отряд, 82-й авиационный парк, 73-й авиационный парк, склады и разные подразделения обслуживания. В дальнейшем авиационные парки были преобразованы в авиаремонтные мастерские (АРМ). На вооружении авиационных частей имелись самолёты - истребители И-4. В октябре 1935 г. была сформирована 31-я истребительная авиационная бригада (31 ИАБ), состоявшая из 3-й, 4-й и 8-й отдельных истребительных авиаэскадрилий (ОИАЭ). Причём 3-я ОИАЭ формировалась на базе 46-го истребительного отряда. Вскоре лётчикам предстояло переучиться на новые самолёты И-15 бис и И-16, которые начали поступать на вооружение. В Новом Петергофе стало совсем тесно, поэтому в 1936 г. эскадрильи 31-й ИАБ постепенно перебазировались на новый более просторный аэродром Низино, который строился на открытой местности к юго-востоку от одноимённой деревни. Но управление 31-й ИАБ осталось в Новом Петергофе до расформирования бригады в мае 1938 г. В 1936 -1940 гг. недалеко от аэродрома, в комплексе построек Английского парка, находилась школа младших авиационных специалистов (по некоторым данным ШМАС в этот период располагалась в бывшем здании Военной школы императора Александра II), затем переведённая в объединённый учебный центр подготовки младших специалистов Балтийского флота на Сойкинской дороге в Ораниенбауме. В 1940 - 08.1941 гг. аэродром в Новом Петергофе использовался Высшими курсами усовершенствования начсостава (ВКУНС) ВВС и ПВО ВМФ, учебная база которых размещалась в С апреля 1939 по август 1941 г. в Новом Петергофе (вплоть до его занятия фашистами) в Английском дворце располагалось управление 61-й истребительной авиационной бригады (61 ИАБ) ВВС Балтийского флота, созданной в апреле 1939 г. К сожалению, во время Великой Отечественной войны (с сентября 1941 по январь 1944 г.) аэродром Новый Петергоф был занят врагом. В период Великой Отечественной войны 61 ИАБ претерпела целый ряд преобразований и переименований: - 3-я Истребительная авиационная дивизия ВВС Балтийского флота (12.07.1943 - 25.07.1943) (с дислокацией управления в Кронштадте); - 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия ВВС Балтийского флота (25.07.1943 - 20.07.1944); - 1-я Гвардейская истребительная Выборгская авиационная дивизия ВВС Балтийского флота (20.07.1944 - 05.11.1944); - 1-я Гвардейская истребительная Краснознамённая Выборгская авиационная дивизия ВВС Балтийского флота (05.11.1944 - 10.11.1948). В 1947 г. дивизия была перебазирована в бывш. Восточную Пруссию, на аэродром Мамоново. В 1948 г. дивизия в очередной раз была переименована в 24-ю гвардейскую Краснознамённую истребительную авиационную дивизию ВВС 4-го ВМФ с базированием управления на аэр. Нойтиф (Балтийск (Коса)). Под этим наименованием дивизия в составе флота просуществовала до 1960 г. и была окончательно расформирована в рамках сокращения ВС СССР.
После войны петергофский аэродром почти пустовал, лишь изредка здесь садились самолёты управления и связи частей ВМФ. Позднее (в 1950-х гг.) местность перепланировали и Разводную улицу (до 1992 г. - улицу Коминтерна) протянули до самой железной дороги. В северной части бывшего Петергофского аэродрома в 1953 - 1954 гг. были построены корпуса Высшего военно-морского училища связи (с 1960 г. - Высшего военно-морского училища радиоэлектроники им. А. С. Попова) в настоящее время это В 1964 г. был проложен бульвар Разведчика. В южной части бывшего аэродрома в 1960 - 1970-х гг. возвели 14-й микрорайон, который в народе получил особое название «Аэродром», застроенный типовыми зданиями из силикатного кирпича. Микрорайон ограничен улицами Разводной (Коминтерна), Озерковой (западная часть переименована в 1972 г. в Блан-Менильскую ул.) и бульваром Разведчика. О балтийских авиаторах и петергофском аэродроме напоминает установленная в 1973 г. на фасаде здания В 529-й школе функционирует музей 1-й гвардейской истребительной авиационной Выборгской Краснознамённой дивизии ВВС ДКБФ, созданный в 1972 г. по инициативе ветеранов дивизии, педагогов и школьников (в советское время Пионерская дружина школы также носила имя 1 ГИАВД). До настоящего времени над школой держит шефство региональная организация ветеранов войны и военной службы авиации Военно-морского флота. Источники:
![]() ![]() Добавил: V_Malyj, 14 Июня 2022, 21:09
Редактировано: 5 Июня 2024, 23:19
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33570.html' target='_blank'>Учебное поле - Аэродром Новый Петергоф на Citywalls.ru</a>
Всего 8 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 8
Гостей: 934
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 12878
|
Приветствую! Что-то долго Вас не было.