Публикация

Особняк Я. И. Савича

Здание на карте
фото
Архитекторы: Синявер М. М.
Год постройки: 1910
Стиль: Неоклассицизм

Фото - люблюпитер, 02.2023.

Особняк Я. И. Савича                                   неоклассицизм

 Б. Пушкарская ул., 50

1910 - Синявер Моисей Маркович (1879-1947)

- надстроен                                                  ([99]. С. 279)

 

    см. историю участка

  • фото

    1960 г. Фасад дома №46/48
    на Большой Пушкарской ул.
    ЦГАКФФД СПб Гр 74298
    (добавил Виктор М)

  • фото

    1960 г. Фасад дома №46/48
    на Большой Пушкарской ул.
    ЦГАКФФД СПб Гр 74297
    (добавил Виктор М)

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2019 г.

В квартале между Покровской (Подковырова) и Бармалева

Итак ВПг на 1916 показывает нам, что все три участка в квартале между Покровской и Бармалеевой улицами - 46-2, 48-б и 48-2 - принадлежали Я. И. Савичу. Это же издание дает его тогдашний адрес: Б. Пушкарская, 48.

Во ВЛ-1935 Константина Ивановича Рудакова нет. Списки абонентов ЛГТС 1937 и 1940 показывают его адрес: Б. Пушкарская, 46/48. Бывшее домовладение Я.И. Савича, как видим, и перед войной сохраняло свой единый номер. Сохранялся он еще долго, как мы в свое врнемя убедились на примере разных домов по Б. Пушкарской, перенумерация происходила здесь не ранее 1960-х, причем не одновременно, а как-то неторопливо, кусками.

Что касается архитектуры, Синявер был прекрасным архитектором. историком архитектуры, реставратором. Тогда же, в 1910, он перестроил известный дом по Офицерской, 53-26. Фасад того дома сохранился и показывает руку очень умелого мастера, а здесь, конечно, изуродовали все, до чего дотянулись. Не уверена, что на то, что мы сейчас видим, можно ставить ярлык неоклассицизма.  (добавил Liz)

В кв. 20 проживала семья Шостака Михаила (Рахмиэля) Соломоновича (1902-1969) - организатора кинопроизводства. В 1920-е заведовал музыкальной частью Ленинградского отделения Совкино. Управляющий делами на Ленинградской кинофабрике (1931–1932), помощник директора по планово-финансовой части (1932–1933), зам. директора по производственной части (1933-1934), зам. директора по административной части (1935–1936). За руководство производством фильма «Чапаев» награждён командованием РККА именным оружием. В 1936-1937 в Москве. 16.08.1941 назначен уполномоченным по эвакуации. С 05.10.1941 врио директора киностудии в Алма-Ате. Реэвакуировался в эту же квартиру в 1944 г. Впоследствии директор Первого объединения «Ленфильма». В дальнейшем директор кинокартин.        (Весь Ленинград на 1934, 1935 гг.; Список абонентов ЛГТС на 1937, 1940.)

Из этой квартиры эвакуировалась 21.07.1941 г. Шостак Татьяна Алексеевна вместе с Чернецовой Татьяной Васильевной.

Погибла в блокаду Шостак Фаня Давидовна (1881-1.1942). Место захоронения: Пискаревское кладб.    (добавил Наталья М.)

 

В 1923 г., в октябре, ... мы пошли к Митрохиным. Они жили уже на Петроградской стороне, на углу Пушкарской и Бармалеевой улиц. Это был небольшой двухэтажный особняк. В вестибюле статуи в нишах. В верхнем этаже помещалась «Община художников». В нижнем этаже - квартиры.
Квартира Митрохиных состояла из трех комнат в первом этаже, окнами во двор. От входной двери узкий коридор вел в огромную, темную кухню. Столовая - маленькая, но потолки всюду очень высокие, также и окна. Стены во всех комнатах выбелены. Светлые, белые комнаты. 
Рядом со столовой находилась совсем маленькая комната, где обитала Алиса Яковлевна. Там стояла кушетка, около нее - шкафчик, а у окна - другой шкафчик и низкое кресло. Здесь обычно сидела Алиса Яковлевна за своим рукоделием. Дальше дверь вела в кабинет Дмитрия Исидоровича. Кабинет был довольно большой с двумя окнами. У первого окна стоял рабочий стол, всегда чисто прибранный: на нем неизменно стоял бронзовый Будда. У стен - два больших стеллажа и низкий диван с валиками и подушками. На стенах – только две гравюры: японская, изображающая самурая, и белая роза из альбома Редуте.
В полдень, после утренней работы, Митрохин любил бродить по берегам Карповки, где было много пустырей и огородов. Иногда он уходил на острова - Крестовский или Елагин. С ним всегда был альбом, и он зарисовывал все, что казалось ему интересным. По возвращении домой - опять работа до обеда, а после обеда - отдых. 

В «Общине художников» бывали вечера и концерты. Молодежь там танцевала. Алиса Яковлевна и я, а иногда и Митрохин, посещали эти музыкальные вечера.
У Митрохиных я встречалась с художником Верейским и искусствоведом Доброклонским. Верейский – тихий, скромный, обычно приносил и показывал свои работы - рисунки и литографии. М. В. Доброклонский говорил увлекательно, речь его лилась гладко, красиво. 
Частым гостем был Михаил Кузмин. Его неизменно сопровождали писатель Юркун и актриса Арбенина. Кузмин – маленький, худенький, с огромными глазами и тяжелыми веками. Юркун - красивый, бледный молодой человек. Арбенина – хорошенькая молодая женщина, всегда модно одетая. Кузмин читал свои стихи. Прочел «Форель разбивает лед». Это была последняя его поэма, увидевшая свет. 
Однажды Дмитрий Исидорович сказал, что его посетил нарком просвещения А. В. Луначарский. Дмитрий Исидорович тогда работал над «Азбукой Октября» (1927) и еще не решил, что изобразить на букву «Ч». 
Беседуя с Митрохиным, Анатолий Васильевич посоветовал взять слово «чадра». Тогда на Востоке нашем женщины сбрасывали паранджу: это было и злободневно, и интересно для изображения.
В начале 1930-х гг. Митрохины переселились в другие комнаты той же квартиры на Большой Пушкарской. Они жили теперь в двух комнатах. Столовая и большой кабинет Дмитрия Исидоровича. Здесь был отведен для Алисы Яковлевны уголок, она занималась росписью по фарфору. 
Помню вазу на ножке с конусообразным высоким корпусом. На нем Алиса Яковлевна изобразила по своим, а, может быть, по рисункам Дмитрия Исидоровича пустынные места Петроградской стороны. Тона были приглушенные, коричневые, синие и зеленые. Эта ваза стояла на чайном столе..." 
1966

(А. А. Шмидт. "Из воспоминаний о Д. И. Митрохине и А. Я. Брускетти" 
"Книга о Митрохине. Статьи. Письма. Воспоминания", 1984 г., С. 368-376; добавил
О.Лабзина)

Мемориальная доска

В 1972 г. Ленинградской организации Союза ху­дожников РСФСР установлена мемориальная доска художнику К.И. Рудакову.

1972 - арх. Васильковский В. С. Мрамор

«В этом доме с 1934 по 1949 год жил советский художник Константин Иванович Рудаков»

 

"Мастерская и квартира Рудакова были в доме 50 по Большой Пушкарской ул., во втором этаже, с балконом на колоннах." (из воспоминаний Г. Эфроса, написанных в 1974 г., Larart150)



1922: Митрохин Д.И. Б. Пушкарская, 46-48 (ВПг. 1922. Стб. 611).

         Брускетти-Митрохина А.Я. Б. Пушкарская, 46-48 (ВПг. 1922. Стб. 609).

1923: Митрохин Дм. Иос. [так] Художн. Б. Пушкарская, 48 

         Митрохина Алиса Як. Б. Скульпт. Пушкарская, 48 (ВПг. 1923. С. 332).

1925: Митрохин Дм. Исид. Художн. Б. Пушкарская, д. 48 

         Митрохина-Брускетти Алиса Як. Скульпт. Б. Пушкарская, 48 (ВЛ. 1925. С. 263).

1927: Митрохин Дм. Исид. Проф.. Б. Пушкарская, д. 48. Т. 596-16  (ВЛ. 1927. С. 294).

1935: Митрохин Дм. Исид. "ЛОССХ№. Б. Пушкарская, д. 48. Кв. 12. Т. В-256-75  (ВЛ. 1935. С. 270)      (добавил Liz)

  • фото
  • фото

    Парадная лестница

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Резной декор двери

  • фото
  • фото

    1 этаж

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Барельефы на 1 этаже

  • фото
  • фото

    Между 1 и 2 этажами

  • фото

    Три барельефа на 2 этаже

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Между
    1 и 2 этажами

  • фото

    Между 1 и 2 этажами

  • фото

    Между
    2 и 3 этажами

  • фото

    Между 2 и 3 этажами

  • фото
  • фото
  • фото

    Между 2 и 3 этажами

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Между 1 и 2 этажами

  • фото

    Между 2 и 3 этажами

  • фото
  • фото

    3 этаж

  • фото

    3 этаж

  • фото

    Вид на 2 этаж
    Фото - Виктор М, 03.2016.

27 комментариев
5232 просмотра
Добавил: Ирина Бойко, 18 Декабря 2008, 10:05
Редактировано: 14 Февраля 2023, 00:22
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3353.html' target='_blank'>Особняк Я. И. Савича на Citywalls.ru</a>
Всего 27 комментариев
  • 3 Января 2014, 19:35

    по-моему это полное недоразумение.Если нет никаких ссылок, то предлагаю считать ложной гипотезу о возможности надстройки некоего особняка до 5 этажей. Это не карточный домик, увы.

    Сам титул явно не соответствует сути объекта.  

  • 3 Января 2014, 19:45

    Есть ссылка. 99, С.279:

    Синявер Моисей Маркович. Особняк Я.И. Савича. Б. Пушкарская ул., 50. 1910. (Надстроен).

    И видно, что двухэтажное здание надстроено.

  • 3 Января 2014, 20:08

    Сейчас это, по-видимому, жилой дом? Тогда нужно внести дополнение в титул.

    Фотография № 3 сама по себе вполне может навеять мысль о том, что это вход в какой-нибудь дом небедного человека. (Если не показывать и не расскзывать, как выглядит всё здание справа-слева и выше.)

    Сперлинг, вы считаете, что надстроить двухэтажный дом тремя этажами технически невозможно?

  • 3 Января 2014, 20:09
    Ответ на "Сейчас это, по-видимому, жилой дом? Тогда нужно вн" от diletant

     это-точудо можно пристроить хоть сегодня. так что крыльцо совсем ни о чем не говорит :)

  • 3 Января 2014, 21:07

    Контуры особняка явственно проглядывают на фасаде дома.

  • 3 Января 2014, 21:43

    В квартале между Покровской (Подковырова) и Бармалеевой улицами -

    в адресной книге Яблонского на 1896:

    46. Урвича Бориса Осиповича,

    48-а. Трушлевича Александра Ивановича, дворянина,

    48-б. Голеновского Александра Николаевича;

    в ВПб на 1908:

    46-2. Урвич Бориса Осиповича и Сары Моисеевны,

    48-а. Трушлевича Александра Ивановича,

    48-б. Вознесенской Марии Петровны;

    в ВПб на 1913:

    46-2. Урвич Сары Моисеевны,

    48-б. Савича Якова Ивановича,

    48-2. Его же;

    в ВПг на 1917: 

    46-2, 48-б, 48-2 - Савича Якова Ивановича.

    В ВПб на 1910 у Я. И. Савича еще не было показано домовладения, он жил тогда на Сергиевской, 62. был директором Сибирского торгового банка и членом правления Камчатского торгово-промышленного общества.

    В ВПб на 1912 у Я. И. Савича уже показан адрес Б. Пушкарская, 48. номер телефона у него здесь был тот же, что и на Сергиевской - 2104.

  • 5 Марта 2016, 10:17

    Послал парадную. Интерьеры 1910 года сохранились по площадку между 2 и 3 этажами. Похоже, дом изначально был трехэтажным, третий этаж мог быть мансардный. Неокласс. барельефы есть на 1 и 2 этажах.

  • 9 Мая 2016, 11:21

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 8, 1972

    Об установлении мемориальной доски К.И. Рудакову

    Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся разрешил Ленинградской организации Союза ху­дожников РСФСР установить мемориальную доску художнику К.И. Рудакову на доме № 50 по Большой Пушкарской улице со следующим текстом:

    «В этом доме с 1934 года по 1949 год жил советский художник Константин Иванович Рудаков».

    Описание доски

    http://www.encspb.ru/object/2805554442?dv=2853872336&lc=ru

    соответствует документу

    Но, как видно из публикации, текст на доске изменён. Кто распорядился? Есть ли документ?

  • 10 Декабря 2017, 22:27

    "Мастерская и квартира Рудакова были в доме #50 по Большой Пушкарской улице, во втором этаже, с балконом на колоннах."

    Из воспоминаний Г. Эфроса, написанных в 1974 году.

    Книга "Константин Иванович Рудаков, воспоминания о художнике", изд. "Художник РСФСР, Ленинград, 1979. Составитель и автор вступительной статьи Е. Н. Литовченко

  • 10 Декабря 2017, 23:40
    Ответ на "В квартале между Покровской (Подковырова) и Бармал" от Liz

     Итак ВПг на 1916 показывает нам, что все три участка в квартале между Покровской и Бармалеевой улицами - 46-2, 48-б и 48-2 - принадлежали Я.И. Савичу. Это же издание дает его тогдашний адрес: Б. Пушкарская, 48.

    Во ВЛ-1935 Константина Ивановича Рудакова нет. Списки абонентов ЛГТС 1937 и 1940 показывают его адрес: Б. Пушкарская, 46/48. Бывшее домовладение Я.И. Савича, как видим, и перед войной сохраняло свой единый номер. Сохранялся он еще долго, как мы в свое врнемя убедились на примере разных домов по Б. Пушкарской, перенумерация происходила здесь не ранее 1960-х, причем не одновременно, а как-то неторопливо, кусками.

    Что касается архитектуры, Синявер был прекрасным архитектором. историком архитектуры, реставратором. Тогда же, в 1910, он перестроил известный дом по Офицерской, 53-26. Фасад того дома сохранился и показывает руку очень умелого мастера, а здесь, конечно, изуродовали все, до чего дотянулись. Не уверена, что на то, что мы сейчас видим, можно ставить ярлык неоклассицизма.

  • 11 Декабря 2017, 00:49
    Ответ на "Итак ВПг на 1916 показывает нам, что все три " от Liz

     Если мысленно убрать три верхних этажа, пропорции дома становяться лучше. Мне представляется уютный особняк со сдержанной неоклассической обработкой фасада. Интересно, сохранились ли какие-то интерьеры на двух нижних этажах?

  • 11 Декабря 2017, 11:16
    Ответ на "Если мысленно убрать три верхних этажа, пропорции " от Алексей von Fricken

     Ну, так это если убрать. Да, наверняка, что-то и прибавить. Но ведь есть то, что есть, согласитесь. 

  • 11 Декабря 2017, 12:10
    Ответ на "Ну, так это если убрать. Да, наверняка, что-то и п" от Liz

    Спасибо Виктору, видно, что и интерьер неоклассический. Конечно, соглашусь, что надстройка исказила облик, но вцелом неоклассический флёр остался.

  • 19 Марта 2018, 23:53

    "В 1923 году, в октябре, ... мы пошли к Митрохиным. Они жили уже на Петроградской стороне, на углу Пушкарской и Бармалеевой улиц. Это был небольшой двухэтажный особняк. В вестибюле статуи в нишах. В верхнем этаже помещалась «Община художников». В нижнем этаже – квартиры. 
    ...
    Квартира Митрохиных состояла из трех комнат в первом этаже, окнами во двор. От входной двери узкий коридор вел в огромную, темную кухню. Столовая – маленькая, но потолки всюду очень высокие, также и окна. Стены во всех комнатах выбелены. Светлые, белые комнаты. 
    Рядом со столовой находилась совсем маленькая комната, где обитала Алиса Яковлевна. Там стояла кушетка, около нее – шкафчик, а у окна – другой шкафчик и низкое кресло. Здесь обычно сидела Алиса Яковлевна за своим рукоделием. Дальше дверь вела в кабинет Дмитрия Исидоровича. Кабинет был довольно большой с двумя окнами. У первого окна стоял рабочий стол, всегда чисто прибранный: на нем неизменно стоял бронзовый Будда. У стен – два больших стеллажа и низкий диван с валиками и подушками. На стенах – только две гравюры: японская, изображающая самурая, и белая роза из альбома Редуте. 

    В полдень, после утренней работы, Митрохин любил бродить по берегам Карповки, где было много пустырей и огородов. Иногда он уходил на острова – Крестовский или Елагин. С ним всегда был альбом, и он зарисовывал все, что казалось ему интересным. По возвращении домой – опять работа до обеда, а после обеда – отдых. 

    ...

    В «Общине художников» бывали вечера и концерты. Молодежь там танцевала. Алиса Яковлевна и я, а иногда и Митрохин, посещали эти музыкальные вечера. 

    У Митрохиных я встречалась с художником Верейским и искусствоведом Доброклонским. Верейский – тихий, скромный, обычно приносил и показывал свои работы – рисунки и литографии. М.В. Доброклонский говорил увлекательно, речь его лилась гладко, красиво. 
    Частым гостем был Михаил Кузмин. Его неизменно сопровождали писатель Юркун и актриса Арбенина. Кузмин – маленький, худенький, с огромными глазами и тяжелыми веками. Юркун – красивый, бледный молодой человек. Арбенина – хорошенькая молодая женщина, всегда модно одетая. Кузмин читал свои стихи. Прочел «Форель разбивает лед». Это была последняя его поэма, увидевшая свет. 
    Однажды Дмитрий Исидорович сказал, что его посетил нарком просвещения А.В. Луначарский. Дмитрий Исидорович тогда работал над «Азбукой Октября» (1927) и еще не решил, что изобразить на букву «Ч». 
    Беседуя с Митрохиным, Анатолий Васильевич посоветовал взять слово «чадра». Тогда на Востоке нашем женщины сбрасывали паранджу: это было и злободневно, и интересно для изображения. 

    В начале 1930-х годов Митрохины переселились в другие комнаты той же квартиры на Большой Пушкарской. Они жили теперь в двух комнатах. Столовая и большой кабинет Дмитрия Исидоровича. Здесь был отведен для Алисы Яковлевны уголок, она занималась росписью по фарфору. 
    Помню вазу на ножке с конусообразным высоким корпусом. На нем Алиса Яковлевна изобразила по своим, а, может быть, по рисункам Дмитрия Исидоровича пустынные места Петроградской стороны. Тона были приглушенные, коричневые, синие и зеленые. Эта ваза стояла на чайном столе..."
    1966 

    А.А. Шмидт. "Из воспоминаний о Д.И. Митрохине и А.Я. Брускетти" 
    "Книга о Митрохине. Статьи. Письма. Воспоминания", 1984 г., С. 368-376 https://vk.com/club60879686

  • 20 Марта 2018, 01:00

    1922 - Митрохин Д.И. Б. Пушкарская, 46-48 (ВПг. 1922. Стб. 611).

               Брускетти-Митрохина А.Я. Б. Пушкарская, 46-48 (ВПг. 1922. Стб. 609).

    1923 - Митрохин Дм. Иос. [так] Художн. Б. Пушкарская, 48 

               Митрохина Алиса Як. Б. Скульпт. Пушкарская, 48 (ВПг. 1923. С. 332).

    1925 - Митрохин Дм. Исид. Художн. Б. Пушкарская, д. 48 

               Митрохина-Брускетти Алиса Як. Скульпт. Б. Пушкарская, 48 (ВЛ. 1925. С. 263).

    1927 - Митрохин Дм. Исид. Проф.. Б. Пушкарская, д. 48. Т. 596-16  (ВЛ. 1927. С. 294).

    1935 - Митрохин Дм. Исид. "ЛОССХ№. Б. Пушкарская, д. 48. Кв. 12. Т. В-256-75  (ВЛ. 1935. С. 270).

     

  • 20 Сентября 2018, 00:38

    Платунов Михаил ГеоргиевичКартина. Пушкарская ул., 48.

  • 21 Сентября 2018, 00:51
  • 21 Сентября 2018, 18:48

     

    Ответ на "Похож на деревянный, нет?" от Liz

     Согласна, со слов родственников  очевидцев этот дом стоял на месте фонтана. Возможно он имел отношение к особняку, т.к. находился практически перед ним. Немецкая аэрофотосъемка 1942.

  • 21 Сентября 2018, 20:24
    Ответ на " Согласна, со слов родственников  очевидцев э" от О.Лабзин
    Я эти аэро-планы как-то плохо понимаю. То, что выше красной рамки, светлое, это и есть обсуждаемый особняк? митрохинский?
  • 22 Сентября 2018, 01:24
    Ответ на "Я эти аэро-планы как-то плохо понимаю. То, что выш" от Liz

     Нет, в рамке- митрохинский.Я так различаю: светлое - это площадка-двор  и т.п., темное , если есть тень,- здание. По длине тени - высоту дома.))Правый нижний угол стоит на деревянном доме с картины.

  • 22 Сентября 2018, 19:15
  • 26 Марта 2020, 00:10

    Об этом доме в своих мемуарах пишет жившая в нем Наталья Леонидовна Трауберг.
    https://readli.net/chitat-online/?b=169090&pg=4

  • 29 Марта 2020, 13:22
  • 21 Апреля 2020, 03:31

    Подробнее о доме

    // Сапрыкина Л. Ю. «Домики с знаком породы…» // Открытые слушания «Института Петербурга» : ежегодные конференции по проблемам петербурговедения, 2014–2016 гг. / отв. ред. А. И. Чепель. - СПб., 2017. - С. 45-47. - Режим доступа : https://institutspb.ru/pdf/hearings/Сборник 2017.pdf

  • 2 Мая 2020, 20:07
    Ответ на "Об этом доме в своих мемуарах пишет жившая в нем Н" от nansyenspb

     Кроме перечисленных кинорежиссеров Ленфильма в двухкомнатной квартире 33 на пятом этаже (вход по черной лестнице) жил Руф Максим Абрамович ("Ссора в Лукашах"). В конце 50-х годов многих значимых работников Ленфильма переселили в новый дом около метро Горьковская. А квартиры сделали коммунальными. Одну из комнат в кв.33 получил мой отец, работавший в то время осветителем на киностудии.

  • 24 Апреля 2022, 10:06

    В кв. 20 проживала семья Шостака Михаила (Рахмиэля) Соломоновича (1902-1969) - организатора кинопроизводства. В 1920-е заведовал музыкальной частью Ленинградского отделения Совкино. Управляющий делами на Ленинградской кинофабрике (1931–1932), помощник директора по планово-финансовой части (1932–1933), зам. директора по производственной части (1933-1934), зам. директора по административной части (1935–1936). За руководство производством фильма «Чапаев» награждён командованием РККА именным оружием. В 1936-1937 в Москве. 16.08.1941 назначен уполномоченным по эвакуации. С 05.10.1941 врио директора киностудии в Алма-Ате. Реэвакуировался в эту же квартиру в 1944 г. Впоследствии директор Первого объединения «Ленфильма». В дальнейшем директор кинокартин.

    Тел. В-5-30-17.

    // Весь Ленинград на 1934, 1935 гг.; Список абонентов ЛГТС на 1937, 1940. – В-580-17.

    Иэтой квартиры эвакуировалась 21.07.1941 г. Шостак Татьяна Алексеевна вместе с Чернецовой Татьяной Васильевной.

    Погибла в блокаду Шостак Фаня Давидовна (1881-1.1942). Место захоронения: Пискаревское кладб.

  • 2 Апреля 2024, 08:54


    Здание общины художников на Пушкарской, 1920 Госкаталог

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32635
Готовится: 93
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5577