Публикация

Жилой дом

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль: Рядовая застройка

Вид с ул. Васи Алексеева. Фото 1957 года

ВК, Группа От Балтийской до Нарвской и окрестности

Жилой дом

пр. Стачек, 64

Утраченное здание

Утрачен между 1966 и 1972 г.

  • фото

    Сравнение снимков 1941 и 1966 г.
    с показанием местоположения дома

Адрес д. 64 относился сюда же, к старому участку 88/2. Об этом говорит домовая книга, которая заканчивается 1963 годом.

 

Домовая книга прописки граждан по адресу: ул. Стачек, д. 64 (бывш. д. 88/2)   1933-[1963]   ЦГА СПб. Ф. Р-7965. Оп. 57. Д. 135 

 

Получается, что участок сам по себе был большой и уходил в Чугунный переулок. В глубине находилось около 5-6 домов. Сопоставив снимки 1941 и 1966 г., приходим к выводу, что из всех этих домов к 1966 г. остался сущестовавть только кирпичный (один-два) по Стачек и какой-то в глубине, в поле. Антураж нашего снимка как раз и говорит о "сельской местности", что вполне подходит под эту локацию. Тогда выходит, что это снято с ул. Васи Алексеева в сторону севера, а на дальнем плане виден фрагмент здания, частично выглядывающего на этой фотографии. В 1972 г., получается, дома уже не было

 

ул. Васи Алексеева (от пр. Стачек до Автовской ул.)

Первоначальное название Чугунный пер. известно с 1877 г. и связано с тем, что близ переулка находился созданный в 1868 г. на базе Петербургского чугунолитейного завода Путиловский завод (ныне ПАО "Кировский завод"). Переименована 13 ноября 1958 г. в чеcть Василия Петровича Алекcеева (1896-1919), токаря Путиловского завода, организатора Рабочего союза молодежи этого завода, председателя Петроградского комитета Социалистического союза рабочей молодежи, редактора первого печатного молодежного журнала "Юный пролетарий", в cвязи c 40-летием ВЛКСМ.  (Топонимический портал СПб) (добавил peterburzhets)

35 комментариев
672 просмотра
Добавил: Виктор М, 8 Мая 2022, 21:26
Редактировано: 4 Марта 2024, 03:58
Оцените:
(24 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33509.html' target='_blank'>Жилой дом на Citywalls.ru</a>
Всего 35 комментариев
  • 12 Февраля 2023, 21:37

    В группе ВК "от Балтийской до Нарвской и окрестности" размещено фото дома по адресу: пр. Стачек, 64

  • 12 Февраля 2023, 21:39
    Ответ на "В группе ВК "от Балтийской до Нарвской и окрестнос" от snezhana29

     Не факт, что дом с таким адресом был на этом месте.

  • 12 Февраля 2023, 21:58

    Я занималась несколькими домами на пр. Стачек, но не помню, когда там была перенумерация, надо сравнивать с какими-нибудь справочниками 50-60-х годов. У меня нет.

  • 12 Февраля 2023, 22:10
    Ответ на "В группе ВК "от Балтийской до Нарвской и окрестнос" от snezhana29

     https://pastvu.com/p/1271050 На номерной табличке легко читается 64 .

  • 12 Февраля 2023, 22:18

    Эти дома сносили в 1960-е годы, и были они как раз от ул. Возрождения до ул. Васи Алексеева вдоль пр. Стачек. У мамы подруга жила в одном из таких домов. Люди там коров держали. Перенумерации после 1957 года не было, поэтому после Кировского рынка (дом 54) был пробел, затем сразу шел номер 70 (метро "Кировский Завод"). Дом 68, угловой, на его месте сейчас "Шайба" был каменный трехэтажный, типичный доходный дом, снесен в 1970-е (?). В глубине квартала проходили Жановский и Новый пер. с подобной застройкой.

  • 12 Февраля 2023, 22:44
    Ответ на "Эти дома сносили в 1960-е годы, и были они как раз" от Виктор М

     На паству пишут, что угловой каменный дом был снесен осенью 1979 года.
    https://pastvu.com/p/128604

  • 12 Февраля 2023, 22:47
    Ответ на "Не факт, что дом с таким адресом был на этом месте" от Наталия

     Да, не на этом. Надо перенести на самый угол дома 44-2 (угол ул. Корнеева). Теоретически возможно, что дом стоял на другом углу ул Корнеева, то есть имел по ней № 1, но там на плане показана некая зеленая зона без номера. На фотографии видно, что слева, довольно близко стоит другое строение, а справа от дома свободно, т.е. улица, до революции Елизаветинская скорей была там. Но это все, конечно, не очень надежно. Там непростая ситуация была, я опишу ее под домом 44-2, а Вы смотрите, как лучше.

     

    Нет, пока не надо, еще проверю кое-что.

  • 12 Февраля 2023, 23:29

    Вот здесь - https://www.citywalls.ru/house8210.html - видно, что к 1955 году перенумерация произошла, бывший дом 52 уже имел № 30. Участок, на котором стоял дом 64, получил номер 44, а 64 номер оказался ближе к улице Васи Алексеева (бывший Чугунный переулок), там, или примерно там, где проходила бывшая Юльяновская улица, возможно, ее клочковатые остатки, и видны на современном плане, прямо под стенами дома. 

    Это всё так в том случае, если фотография действительно 1957 года, но кто ж его знает. 

    1913 год.

     

    (ВПг на 1917. О. 4. С. 480).

    Из ВПг на 1917 года видно, что дом 64 литера 1 - 2 стоял на углу Елизаветинской улицы (совр. Корнеева, место дома 46-2), а дом 64 литера 2 - 1 стоял на другом углу той же улицы т.е., вероятно, улица была проложена когда-то сквозь этот участок. А внутриквартальный проезд, который проходит под окнами современного дома 64, возможно, является остатками Юльянинской улицы, по оси которой еще в 1913 году проходила протока, заканчивавшаяся прудом с островом правильной формы, далее располагались зеленые насаждения, возможно, остатки парка. Чья-то там была усадьба.

  • 22 Февраля 2024, 18:48

    Попалась мне в интернете вот такая фотография (наверное в Дзене)

    Подписано было, что это дом на углу пр. Стачек и ул. Васи Алексеева, где сейчас ТЦ "Шайба" (№66 - мы этот ящик в публикации не поместили). Фото было датировано 1941 г.

    Насколько это точно сказать не могу, своих знаний по этому поводу не имею.

    Еще, наверное там же, было такое фото

    без года подписано. что баррикады на ул. Стачек и это на месте нынешнего метро "Кировский завод"

    это фрагмент этой фотографии, увы мелко. Там в центре на заднем плане некие шпили-куполки. Этого дома?  И что тогда за большой дом на более дальнем плане?

     

     

  • 22 Февраля 2024, 19:43
    Ответ на "Попалась мне в интернете вот такая фотография (нав" от Наталия

    Первое фото есть в госкаталоге и подписано "1930-е гг. Дом, в котором находился трактир "Ливадия", на углу Чугунного переулка и улицы Стачек".

     

    Есть еще более ранние фотографии...

     

    1880 - 1890-е гг. Дом, в котором находилась больничная касса Путиловского завода. (пересъёмка 1954 г.)

     

    1917 - 1927. Здание Больничной кассы Путиловского завода (goskatalog.ru)

     

    1920. Угол Чугунного переулка    (pastvu.com)

     

    1913. План Санкт-Петербурга.

     

    1925. План Ленинграда.

     

    1941. Аэрофотосъемка.

  • 22 Февраля 2024, 20:15

    Спасибо. Получается все верно.  Чугунный пер. переименовали в ул. Васи Алексеева в 1958 г.

    Заглянула в ВПг на 1917 - дом на  тот момент имел № 88 по Петергофскому шоссе и № 2 по Чугунному пер. (Петергофский участок С. 480 и 481) принадлежал Платонову Григорию Платоновичу.

    По левой стороне Чугунного было всего 3 участка. И левая и правая сторона его заканчивались владениями  Лаутера, причем указано. что Чугунный проходит до дачи Лаутера. Liz выше  писала о наличии усадьбы - так что это к слову.

    Но вот что интересно - между Юльяновской ул. и Чугунным пер. было всего два участка, кстати частных, а на фото, датированном 1917-1927 - ряд домов. И насчет Больничной кассы - в том месте только один участок принадлежал Обществу Путиловских заводов - №78, второй от угла после Богомоловской ул. 

    Сейчас поищу в справочниках адрес тактира "Ливадия"... Хотя у меня сейчас нет послереволюционных справочников. А термин "трактир" в 1930-е еще применялся?

  • 22 Февраля 2024, 20:19

    ВПб на 1907 г., О.IV, стб.622.

     

    ВПг на 1917 г., О.IV, с.480.

     

    ВПг га 1917 г., О.III, с.538.

  • 22 Февраля 2024, 20:35

    В доме Платонова на 1917 г.  существовал тактир "Нева", Платонову и принадлежащий. (О. II С. 1548)

    Я с моим зрением на аэрофотосъемке ничего не вижу. Там можно увидеть, что эти дома реально на углу Чугунного?

  • 22 Февраля 2024, 21:03

    Рядом с домом, принадлежащим Обществу Путиловских заводов, в доме 80 тоже было заведение - в рубрике "Трактиры" в подразделе "Чайные и съестные" указано "Путиловский привал" Петергофское шоссе, 80 Влад. Туман Алоиз Андреевич (С. 1552). 

    С учетом того, что и названия и владельцы могли меняться, это увы, ничего не дает... 

  • 23 Февраля 2024, 00:01
    Ответ на "В доме Платонова на 1917 г.  существовал такт" от Наталия

     

    ВПг на 1917 г., О.II, с.1548.

     

    Интересно, что на фотографии 1920 г. "Нева" читается как "Вена"...

     

    Сверху еще и "Пиво". Но среди пивных в советских справочниках этого адреса нет, единственная пивная на улице Стачек - только на ул. Стачек, 64, ПЕПО (ВПг на 1923 г., с. 165)

     

    На АФС 1941 г. вроде бы на углу Чугунного пер. эти здания просматриваются...

     

  • 23 Февраля 2024, 11:12
    Ответ на "Спасибо. Получается все верно.  Чугунный пер." от Наталия

     А термин "трактир" в 1930-е еще применялся?

    Термин "трактир" последний раз применялся в справочнике 1924 г.

    В ВПг на 1923 г.  приведено всего три трактира на весь Петроград.

     

    ВПг на 1923 г., c.186.

     

    В ВПг на 1924 г. - 5 трактиров.

     

    ВПг на 1924 г., с.257.

     

    А уже в 1925 г. остались только "чайные", "столовые" и "пивные".

     

    Кстати на плане Ленинграда 1936 г. на этом месте обозначена "Фабрика-кухня" 

     

    1936.

     

    И судя по всему, адрес у нее в это время был ул. Стачек, дом 82.

     

    ВЛг на 1935 г., с.261.

  • 23 Февраля 2024, 16:29
    Ответ на " ВПг на 1917 г., О.II, с.1548. Интересно, что на " от V_Malyj

     Мне кажется, что все-таки написано "Вена", а не "Нева". Но подобные заведения легко меняли владельцев, названия и профиль.

     

    С фабрикой-кухней интересно. Надо посмотреть путеводители того времени, может там что найдется. 

    Интересно когда исчез каменный дом больничной кассы?  

    12 февраля 2023 Виктор в комменте писал о сносе домов, но как-то не смогла соотнести это с фото. Хотя скорее всего это оно. Дом стоял до 1970-х. Выглядит он дореволюционным.

     

    И я склонна считать, что этот дом с "куполками"  80, а не 88. На pastvu.com угол Чугунного пер. указан, но без обсуждения, фото они взяли с "мешка", там на обороте фото карандашом от руки указано "угол Чугунного переулка 1920 года" Пошло, очевидно, оттуда. Но к любым ошибкам мы уже привыкли.

    На Госкаталоге речь только о больничной кассе, адреса нет.

     

    И по поводу фото, которое сейчас заглавное в этой публикации. Если дом дореволюционный, то где был этот?

  • 23 Февраля 2024, 18:43
    Ответ на "Мне кажется, что все-таки написано "Вена", а не "Н" от Наталия

     После обработки изображения у меня тоже Вена

  • 23 Февраля 2024, 18:54
    Ответ на "Попалась... баррикады на ул. Стачек и это на месте нынешнего метро " от Наталия

     это 1941 https://pastvu.com/p/461552 обсуждение точки съёмки

    Панорама баррикады на проспекте Стачек напротив Кировского завода (из четырех кадров документального фильма "Блокада". Реж. Сергей Лозница, Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, 2005 г.)

  • 23 Февраля 2024, 22:09

    Интересно, когда исчез каменный дом больничной кассы?

     

    Похоже, что он исчез только в конце 1970-х начале 1980-х, именно в нем располагался промтоварный магазин фирмы "Трикотаж" и "Готовые Ткани".

     

    1917 - 1927.

     

    1964. (pastvu.com)

     

    1970 - 1975. (pastvu.com)

     

    А вот соседний деревянный с башенками очевидно исчез гораздо раньше. Именно на его месте проходит современная улица Васи Алексеева.

     

    1966. Снимок со спутника.

     

    1975. Снимок со спутника. 

  • 23 Февраля 2024, 22:35

    Да согласна, дом тот же самый. Днем я в спешке не досмотрела. Вроде все укладывается.

    Остается вопрос с больничной кассой. Первое, что Обществу Пут. заводов принадлежал участок 78, а тут участки между Чугунным пер. и Юльяновской ул. принадлежали частным лицам. 

    По Вашим ссылкам на фото забавно - на фото ГИМа написано, что это дом, где была касса, но дом там на фото деревянный. А фото, похоже вырезка откуда-то, текст под ним печатный вроде?

    На фото из Госкаталога кирпичный дом, на нем вывеска, увы, нечитаемая, размер фото не позволяет. 

    Наверное надо поискать  информацию о больничных кассах в других источниках, может что вылезет и посмотреть план Петергофского участка из ВПг (если найду).

     

    Если все так, то эти здания из комментов просятся в эту публикацию. А вот что с тем, которое у нас сейчас заглавное я совсем не понимаю. Фото 1957 г. И где был этот дом?

  • 23 Февраля 2024, 22:50
    Ответ на "Да согласна, дом тот же самый. Днем я в спешке не " от Наталия

     

    ВПг на 1915 г. О.I, стб.943.

     

    ВПг на 1916 г., О.I, стб. 982.

     

    ВПг на 1917 г. О.I, стб. 1038.

     

    Похоже, что Больничная касса Путиловского завода была в доме Платонова Г. П. и впервые в справочниках ВПг появляется по этому адресу в 1915 г.

  • 23 Февраля 2024, 23:16

    Дом 88 (деревянный):

     

    Об обложении земским сбором недвижимого имущества разных владельцев по Петергофскому шоссе, 84-114 в Петергофском участке   18.07.1891-18.05.1915         ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 1. Д. 1956    

     

    О разрешении на постройку Г. П. Платонову по Петергофскому шоссе, 88 и Чугунному пер., 2 в Петергофском уч.; план    25.08.1894        ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 3. Д. 2259 

     

    Об обложении земским сбором недвижимого имущества Г. Т. Платонова по Петергофскому шоссе, 88 и Чугунному пер., 2 в Петергофском участке    16.12.1897-15.01.1917       ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 1. Д. 2598 

     

    О рассмотрении проекта театра-кинематографа П. Г. Платонова по Петергофскому шоссе, 88; чертежи   05.12.1915-10.10.1916     ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 33. Д. 376 

     

    Дом 86 (вероятно, один или оба из каменных):

     

    Дело о разрешении открыть портерную лавку Епифановой Ульяне по Петергофскому шоссе в д. 86   02.04.1891-02.06.1891   ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 11. Д. 793 

     

    О разрешении на постройку Н. П. Пиловальщикову по Петергофскому шоссе, 86 в Петергофском уч; план  16.11.1895-30.11.1895    ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 3. Д. 2257 

     

    О разрешении на постройку Е. А. Артамонову по Петергофскому шоссе, 86 в Петергофском уч.; план    02.09.1903-24.08.1911    ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 3. Д. 2258 

     

    О разрешении на постройку А. С. Степанову и Е. А. Артамонову по Петергофскому шоссе, 86 в Петергофском уч.; планы    04.05.1907-31.07.1907     ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 3. Д. 2254 

     

    Домовая книга прописки граждан по адресу: пр. Стачек, д. 66 (бывш. д. 86)   1933-[1973]    ЦГА СПб. Ф. Р-7965. Оп. 58. Д. 308 

    Домовая книга прописки граждан по адресу: пр. Стачек, д. 68   [1940]-[1968]    ЦГА СПб. Ф. Р-7965. Оп. 57. Д. 159 

     

    Жильцы на 1917 г. (справа номера страниц 3 отдела ВПг).

       

     

    Юльяновская улица

    Название известно с 1912 г. Происходит, вероятно, от имени домовладельца. В справочнике 1934 г. обозначена как Юлиановская ул. Первоначально - от пр. Стачек до ул. Маршала Говорова . В 1920-е гг. продлена от ул. Маршала Говорова на восток. Упразднена 16 января 1964 г.  (Топонимический портал СПб)

     

    На фото здания больничной кассы 1970-х гг. есть вывеска "фотография".

     

    1968: Фотография № 55 - пр. Стачек, 68  (Ленинград. Краткая адресно-справочная книга. 1968. С. 212) ([254]. С. 194)

    1970: Фотография № 55 Фотокомбината - пр. Стачек, 68   ([254]. С. 194)

    1974: Фотография № 55 Объединения фотокиноработ - пр. Стачек, 68   (Список абонентов ЛГТС. 1974. С. 236)

    1976: Фотография № 55 - пр. Стачек, 68   ([255]. С. 377)

    1978: Фотография № 55 комбината фотокиноработ "Объектив" - пр. Стачек, 68   (Список абонентов ЛГТС. 1978. С. 287)

    В 1980, соответственно, уже нет (здание было снесено осенью 1979 г.).

     

    Трикотажа/Легалантереи и вообще промтоваров в 1968 и 1970 г. по этому адресу не указано.

     

    Перенумерация по Стачек была до 1951 г., т. к. Кировский рынок в [251] уже указан под номером 54 (как и сейчас). И указатель перенесли совсем зря.

  • 23 Февраля 2024, 23:31

    1956. План Ленинграда.

     

    1972. Снимок со спутника.

     

    2022. Google - спутник.

  • 24 Февраля 2024, 01:08

    Указатель я не переносила, я про этот дом, который сейчас в заглавной вообще ничего не понимаю.

    По домам в комментах, если правильно понимаю, то № 88 угловой Платонова с "куполками", и именно в нем была касса (Госкаталог не совсем прав?), а каменный № 86, но на 1917 это дом Степанова и Артамонова.

    Что там за вывеска - вопрос. 

    Т.е. у нас просятся два утраченных здания - № 88 и № 86. 

    А насчет того что сейчас в публикации - если мне кто-нибудь объяснит.

     

    Посмотрела справочник 1976 г. магазинов ни промтоварных, ни продуктовых нет. Фотография № 55 Стачек, 68 (С.377)

  • 24 Февраля 2024, 01:59

    А насчет того что сейчас в публикации - если мне кто-нибудь объяснит.

     

    Вот, что по нему нашел (аллилуйя!). Адрес д. 64 относился сюда же, к старому участку 88/2. Об этом говорит домовая книга, которая заканчивается 1963 годом.

     

    Домовая книга прописки граждан по адресу: ул. Стачек, д. 64 (бывш. д. 88/2)   1933-[1963]   ЦГА СПб. Ф. Р-7965. Оп. 57. Д. 135 

     

    Получается, что участок сам по себе был большой и уходил в Чугунный переулок. В глубине находилось около 5-6 домов. Сопоставив снимки 1941 и 1966 г., приходим к выводу, что из всех этих домов к 1966 г. остался сущестовавть только кирпичный (один-два) по Стачек и какой-то в глубине, в поле. Антураж нашего снимка как раз и говорит о "сельской местности", что вполне подходит под эту локацию. Тогда выходит, что это снято с ул. Васи Алексеева в сторону севера, а на дальнем плане виден фрагмент здания, частично выглядывающего на этой фотографии. В 1972 г., получается, дома уже не было.

     

                                              1941                                                                                    1966

     

    Виктору я выслал фотографию дома крупнее, которая была размещена в источнике. Возможно, он добавит тогда и эту информацию.

     

    ул. Васи Алексеева (от пр. Стачек до Автовской ул.)

    Первоначальное название Чугунный пер. известно с 1877 г. и связано с тем, что близ переулка находился созданный в 1868 г. на базе Петербургского чугунолитейного завода Путиловский завод (ныне ПАО "Кировский завод"). Переименована 13 ноября 1958 г. в чеcть Василия Петровича Алекcеева (1896-1919), токаря Путиловского завода, организатора Рабочего союза молодежи этого завода, председателя Петроградского комитета Социалистического союза рабочей молодежи, редактора первого печатного молодежного журнала "Юный пролетарий", в cвязи c 40-летием ВЛКСМ.  (Топонимический портал СПб)

  • 24 Февраля 2024, 06:36

    В 1972 г., получается, дома уже не было.

    Даже в июне 1967 там ничего уже не было!

  • 24 Февраля 2024, 16:53
    Ответ на "видимо, отсюда https://dzen.ru/a/ZEyGGGvfazETlOjs" от Риэлтор

     Возможно. Картинки часто повторяются, а я, в основном, только картинки и смотрю. Хотя на длинной фотографии даты не было.

  • 24 Февраля 2024, 16:56

    Я полагаю, что мы вроде бы все разобрали. Стоит сделать публикации по двум зданиям, например на современные адреса 64 и 66. Есть желающие? Тут разобрать все комментарии.

    Еще вопрос  с зданием в этой публикации: маловероятно, что мы еще что-то напишем, кроме как поставить планы за разные годы.Следует ее оставить в таком виде или поместить к какому-то из двух зданий отдельным блоком?

  • 24 Февраля 2024, 17:23
    Ответ на "Следует ее оставить в таком виде или поместить к какому-то из двух зданий" от Наталия

    Оставить, чтобы сохранить все комменты и дать в ней ссылку на новые публикации "современные адреса 64 и 66"

  • 24 Февраля 2024, 17:35
    Ответ на "Оставить, чтобы сохранить все комменты и дать в не" от Риэлтор

     Только для комментариев сохранять не надо, можно из этой сделать другую, правда это придется делать мне или Виктору, а он не очень любит заниматься текстами :)

  • 24 Февраля 2024, 20:52
    Ответ на "В 1972 г., получается, дома уже не было. Даж" от lenarch

    Было бы здорово, если бы Вы это чем-то подтвердили (планом), если действительно желаете помочь.

  • 24 Февраля 2024, 21:59
    Ответ на "Было бы здорово, если бы Вы это чем-то подтвердили" от peterburzhets

     В развитие темы...

     

    1972 - 1978. Вечный пустырь напротив Кировского завода. 

    (pastvu.com)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32621
Готовится: 89
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 481052