Публикация
Адмиралтейский мост
Фото наб. р. Фонтанки, 203, лит ЕФ Галерный мост 1738 - Адмиралтейский мост 1828 -
Мост пересекает Ново-Адмиралтейский канал в створе Галерной улицы. Название канала и моста происходит от названия Галерного двора (Нового Адмиралтейства). Мост облицован розовым гранитом. Для ограждения моста используются чугунные перила с гранитными тумбами. Рисунок решетки парапета моста повторяет рисунок ограждения набережной Мойки.
Мост расположен перед проходной объединения "
Каналы Галерного двора прорыты в начале XVIII в. на Адмиралтейском острове, на западной оконечности которого с 1716 располагалась Галерная верфь, или Галерный двор (с начала XIX в. Новое Адмиралтейство); В 1711 и 1717 прорыты два Поперечных канала, соединивших Большую Неву с Мойкой, а в 1716-1717 - канал без названия вдоль Большой Невы, соединивший оба Поперечных канала. Все три канала общей длины около 840 м использовались для транспортировки судов и материалов. С 1738 Поперечный канал между Галерным двором и Адмиралтейством (длина около 290 м) называется Галерным каналом (с 1828 1-й Адмиралтейский, ныне Ново-Адмиралтейский канал), его набережная - Галерной улицей (ныне набережная Ново-Адмиралтейского канала), а мост через него - Галерным мостом (ныне Адмиралтейский мост); ныне канал - на территории Адмиралтейского завода. (Санкт-Петербург. Ленинград. Петроград: Энциклопедический справочник. 1992. С.255)
Мост на этом месте показан на плане, составленном в 1738 г. Зихгеймом (опубликован Петровым). Вероятно, это был деревянный мост с разводным пролётом. На Академическом плане Трускотта, изданном Императорской академией наук и художеств в 1753 г., канал назван Галерным, набережная канала имеет такое же название. На плане Шуберта 1828 г. указано новое название канала - 1-й Адмиралтейский. В справочнике 1836 г. мост через Новый Адмиралтейский канал назван Адмиралтейским (Нумерация домов в Санктпетербурге, 1836 г. С.403). На плане в Адрес-календаре, составленном Нистремом К.М. в 1844 г. (С.13) показан Адмиралтейский мост, ведущий через канал к Новому Адмиралтейству. На плане в Атласе Цылова 1849 г. показан Ново-Адмиралтейский канал, мост не поименован и в перечне мостов в адресной части отсутствует. После моста, на территории Нового Адмиралтейства, находилась гауптвахта (Цылов Н. Атлас тринадцати частей С.-Петербурга. 1849. С. 4).
В (добавила
Современное название мосту официально было присвоено Решением Исполкома Ленсовета от 4 июля 1977 г. Одновременно с ним названия получили мосты, построенные на территории Ленинградского Адмиралтейского объединения:
Ново-Адмиралтейский канал Пам. арх. (регион.) 1716-1717 – 1788 – гранитный парапет 1904 – работы по углублению канала 1954 – реконструкция правого берега канала 1967 – реконструкция левого берега канала 1970–1971 - инж. А.Д. Гутцайт (гранитная стенка и банкет)
Прорыт в первой четверти XVIII века, с 1738 года назывался Галерный канал (по Галерной верфи), с 1828 — 1-й Адмиралтейский канал, с 1836 года носит современное название (по Новому Адмиралтейству).
Канал соединяет реку Большую Неву с рекой Мойкой у Храповицкого моста. Длина 275 м., ширина 6-10 м, глубина 1-2 м. Прорыт в 1716-1717 гг. как один из трех каналов Галерного двора, служил его восточной границей. Набережная левого берега (высокая железобетонная стенка, облицованная розовым гранитом) была построена 1970-1971 гг. Решетка набережной подобна решеткам набережной реки Мойки. На правом берегу низкая железобетонная банкетная стенка с гранитной облицовкой. (Санкт-Петербург. Ленинград. Петроград: Энциклопедический справочник. 1992. С.434)
Набережная Ново-Адмиралтейского канала протянулась от Английской набережной реки Невы до реки Мойки. Она является одним из старейших сооружений Санкт-Петербурга.В 1713 году для строительства мелких судов – галер было построено подсобное предприятие Адмиралтейства – Галерная верфь. В связи с этим в 1715-1720 годах прорыт канал от реки Невы до реки Мойки. Вдоль него построили набережную с деревянной стенкой следующей конструкции: по забитым деревянным сваям уложен шапочный брус, по которому установлены деревянные перила. По сваям устроена забирка из пластин. Тротуар был дощатый. В 1788 году у Большой Невы для набережной сооружена высокая бутовая стенка с массивной гранитной облицовкой длиной 22,1 метра. В 1904 году производились работы по углублению канала. За время своего существования набережная неоднократно подвергалась реконструкции и ремонтным работам. Так, в 1954 году произведена реконструкция набережной правого берега протяженностью 232,2 метра. В 1967 году на участке левого берега Ново-Адмиралтейского канала у въезда на Храповицкий мост была сооружена высокая железобетонная стенка длиной 22,6 метра с гранитной облицовкой. В 1971 году на левом берегу канала на участке от Большой Невы до новой стенки у Храповицкого моста по проекту института «Ленгипроинжпроект» (А.Д. Гутцайт) также построена стенка набережной высокого типа протяженностью 245,5 метра из сборных железобетонных блоков с гранитной облицовкой. Свайное основание состоит из двух рядов наклонных свай – композитных и железобетонных. Ростверк – монолитный, железобетонный. Ограждение на участке около Большой Невы – гранитный парапет (21,4 метра), а далее, до Храповицкого моста, – чугунные перила с гранитными тумбами по типу реки Мойки. (С сайта "
В 1910-1911 гг. на берегу Ново-Адмиралтейского канала был выстроен храм Христа Спасителя
Ново-Адмиралтейский канал включен в список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране как памятники местного значения (Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов № 963 от 05.12.1988 г.)
1 комментарий
566 просмотров Добавил: Lonely Walker, 2 Ноября 2021, 14:51
Редактировано: 3 Февраля 2023, 10:52
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33013.html' target='_blank'>Адмиралтейский мост на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32294
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4145
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14357
Всего сегодня: 2101
|
В адресной книге 1809 года мосты, располагавшиеся в 1 Адмиралтейской части перечислены несколько путано, но в итоге концы с концами сводятся ([123]. С. 5-6). Про интересующее нас место там сообщается вот что. "Чрез Мойку" <...>
Храповицкий описан как находящийся в конце Галерной улицы, а Галерный как находящийся недалеко от 2-го Адмиралтейства. То есть местоположение этих двух мостов явно перепутано между собой, но все же название "Галерный" на 1809 год зафиксировано. И зафиксирован тип обоих мостов, где бы они ни находились. Изображение Храповицкого моста известно по открытке начала 20 века с оригинала Кнаппе конца 1790-х годов: именно деревянный "наподобие подъемных". То есть и Галерный мост оставался в начале 19 века таким же, каким показан на академическом плане Трускотта-Махаева, съемки для которого производились в конце 1740-х годов.
На плане Шуберта (1828) название моста не показано, только название канала, через который он был переброшен.