Публикация

Сад Бахуса. Памятник Петр I с малолетним Людовиком XV на руках.

Здание на карте
фото
Петергоф
Нижний парк, 60
Архитекторы: Гоген фон А. И.
Бернштам Л. А.
Карлыханов Н. А.
Год постройки: 1902, 2005
Стиль:

Фото - Влада, 10.2020.

Сад Бахуса . Памятник «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках»

Петергоф. Нижний парк, 60 

Памятник «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках»
1902-1943 - скульптор Бернштам Леопольд Адольфович, архитектор А.И. фон Гоген
2005 - восстановление, скульптор Карлыханов Николай Александрович.

 

  см. Петергоф. Сад Бахуса.

  см. Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль 

 

 

В центре сада Бахуса установлена скульптура Петра I с малолетним королём Франции Людовиком XV на руках. Она была показана скульптором Л.А. Бернштамом на Парижской международной выставке 1900 г. Первая из работ его "петровского" цикла, изображавшая встречу двух монархов во время путешествия царя по Европе в 1717 г., вполне соответствовала духу политического сближения между Россией и Францией, наметившемуся в 1890-е гг. По указанию Николая II скульптура была приобретена для установки в Петергофе. Это был первый памятник императору Петру I, выполненному Бернштамом для России. Первоначально статуя была выставлена в Большом дворце. Позднее она была установлена у основания лестницы, спускающейся в сад Бахуса между корпусами Гранильной фабрики.
Первое открытие памятника проходило на фоне «всероссийских» торжеств, устроенных в честь официального визита президента Франции Эмиля Лубе в столицу Российской империи, который проходил с 7(20) по 10(23) мая 1902 г. Французская эскадра прибыла в Кронштадт. Скрепление дружеских намерений рукопожатием между императором Николаем II и президентом Э. Лубе произошло на императорской яхте «Александрия». После этого флотилия направилась к Петергофу, где приветствия и обмен любезностями продолжились на берегу. Император вместе с президентом сели в открытый экипаж и через петергофский парк с великолепными фонтанами, по расцвеченным улицам, под одобрительные крики «ура!» добрались до вокзала, на котором их ждал императорский поезд, отправившийся вскоре в Царское Село.
Памятник открывался дважды!
В журнале "Нива" (1902, №27, с. 541, 542) сообщается дата первого открытия - 16(29) июня 1902 г. и помещена фотография, выполненная А.А. Пидотти: «Бронзовая петергофская группа, изображающая описанное свидание Петра Великого с «королищем», символизирует наши нынешние дружественные отношения с Францией и является трогательным воспоминанием об одной из теплых и милых страниц истории франко-русских отношений. Группа отлита во Франции французскими мастерами по рисунку русского скульптора г. Бернштама, и, таким образом, русская творческая идея соединилась с французским исполнением.»

При этом был использован постамент, похожий на установленный под статуей Франциска. (см. комментарий: Риэлтор от 22 Апреля 2022, 16:20).
 
Второе торжественное открытие на специально изготовленным для него постаменте пирамидальной формы состоялось в год 200-летия Санкт-Петербурга, 27 июля 1903 г. в память о Гангутской победе Петра I (27.07.1714).

 

Сад Бахуса сильно пострадал во время наводнения 1924 г. Вероятно, тогда памятник был демонтирован и убран в фонд запасной скульптуры.
Chartpilot со ссылкой на Архипова Н.И. пишет (см. комментарии от 04.2022 к этой публикации), что в 1932-35 гг. статуя Петра I была установлена на сохранившийся от памятника Франциску постамент, переставленный в 1927 г. в сквер напротив восточного фрейлинского дома между Советской (Дворцовой) площадью и каскадом «Шахматная гора».

В годы войны скульптура пропала. Постамент памятника виден на фото 1959 г.  Место установки можно понять по фото. Бугорок над фундаментом постамента - фото Chartpilot 02.04.2022.

  

Марлинский ансамбль назван по аналогии с посещённой Петром резиденцией французского короля Людовика XIV «Марли ле Руа». Поездка Петра I во Францию состоялась 21 апреля – 24 июня 1717 г. и заняла 65 дней. В Париж Пётр I со свитой прибыл вечером 7 мая. Отказавшись поселиться в Лувре, он остановился в квартале Арсенал, в особняке, построенном в конце XVI в. для герцогов Ледигьер, принадлежащему воспитателю малолетнего Людовика XV маршалу Франции Франсуа де Нёвиллю, герцогу де Вильруа. Особняк был подготовлен для проживания царя и его свиты. По словам французского журналиста, царь счёл приготовленное ему ложе слишком роскошным и устроился спать в гардеробе, где стояла кровать для слуги.
10 мая 1717 г. Людовик XV нанёс визит Петру I. Французскому монарху, унаследовавшему трон в 1715 г., было семь лет. Регентом Франции при малолетнем короле состоял Филипп II, герцог Орлеанский. Царь Петр встретил короля у кареты и сам провёл его по лестнице в свой кабинет, где монархам были приготовлены одинаковые кресла. Однако дальше случилось непредвиденное. Отклонившись от требований этикета, в порыве эмоций Петр нарушил заранее установленный церемониал. Как писал герцог Сен-Симон: «было удивительно видеть, как царь берёт короля на руки, поднимает и целует, и король при его малолетстве, притом совершенно к этому не подготовленный, ничуть не испугался».
Побеседовав с семилетним королем Людовиком XV с четверть часа, Петр Великий проводил его до кареты, сказав: «От всего сердца желаю вашему величеству расти, преуспевать и царствовать со славою; быть может, настанет время, когда мы окажем друг другу взаимные услуги».
Похожая сцена повторилась и на следующий день, когда Петр Первый нанёс ответный визит юному монарху во дворце. Возможно, именно такое начало «переговоров» с Францией привело к тому, что заготовленная заранее речь юного французского короля растрогала присутствующих, а Пётр Великий, державший на руках малолетнего короля Людовика XV, сказал смеясь: «В моих руках – вся Франция».

Анисимов Е.В. в статье «Несу всю Францию», или Рождение мифа» подробно исследует источники и приходит к выводу, что это легенда, укоренившаяся в русском обиходе: «В русском варианте такие сведения появляются впервые в печати в 1788 г. в сочинении известного историка-любителя И.И. Голикова, собиравшего всю жизнь анекдоты о Петре Великом»

  • фото

    1851 Планировка пейзажного
    сада на берегу залива

  • фото

    1909 г. Сад Бахуса.

  • фото

    1914 г.

  • фото

    1902 г. Новое время

  • фото

    1902 г.
    "Огонек" №25

  • фото

    1902 Нива №27
    с.541

  • фото

    1903 г.

  • фото

    1903 г.

  • фото

    1903 г.

  • фото

    позднее 1903 г.
    ЦГАКФФД СПб Е 15824 *

  • фото

    1909 г. Измайлов М.М.,
    пут-ль по Петергофу

  • фото

    1959 г.
    Сквер около Советской пл.

  • фото

    Восточный фрейлинский
    дом - справа.

  • фото

    фото - Chartpilot, 04.2022

* - Архивный шифр: ЦГАКФФД СПб Е 15824   Дата съёмки: (датировка архива ошибочна, снято позднее июля 1903 г.).  Автор съёмки: Булла Карл Карлович
    Памятник Петру I с малолетним королем Людовиком XV на руках (скульптор Л.Бернштам, арх. А.фон Гоген).       

 

К 300-летию Петергофа по инициативе директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» В.В. Знаменова было принято решение восстановить памятник в «Саду Бахуса» вблизи Купеческой гавани. Модель для отливки в бронзе выполнил петербургский скульптор Н.А. Карлыханов по подлинной авторской гипсовой модели в 1/3 размера, находящейся в фондах ГМЗ «Петергоф», и старым фотографиям. Отлита в 2005 г. в ООО «ДиВан», г. Смоленск..
Открытие воссозданного памятника состоялось 13 сентября 2005 г. (лет десять на табличке, прикрепленной к постаменту, было написано: «Пётр I ... Людовика XV», позднее эта невежественная надпись снята). На плинте постамента указано: на восточной стороне подпись: L. -B. BERNSTAMM; на северной - рельефная дата: 1717; на западной - подпись: «Л. БЕРНШТАМЪ» (фото); на тыльной: скульптор, воссоздавший памятник и благотворители, на средства которых создан современный монумент (фото).

Скульптура установлена на старом, родном постаменте, сильно пострадавшим от времени и снарядов. Две нижних ступени постамента покрыты современными гранитными плитами, на верхней сохранились следы снарядов. Летом всё это изящно скрывается вьющимися растениями. 

Скульптурная группа не имеет статуса объекта культурного наследия.

  • фото

Бернштам Л.А. Петр I, держащий на руках малолетнего Людовика XV. Франция, 1900-е, Бронза, литьё, патина, 39х18х18 см.      (https://catalog.lot-online.ru/)

Скульптура «Петр I, держащий на руках малолетнего Людовика XV» (1900-е) представляет собой редкий образец творчества одного из крупнейших скульпторов последней трети XIX — начала ХХ столетия — Леопольда Бернштама (1859–1939). Бернштам работал в области станковой и монументальной скульптуры и был выдающимся портретистом. В своем творчестве выступал приверженцем реалистической традиции, стремясь прежде всего к достижению сходства даже в малейших деталях. На аукцион выставлен редуцированный вариант скульптурной композиции, выполненной по заказу Николая II. (https://artinvestment.ru/news/)

28 комментариев
1666 просмотров
Добавил: Риэлтор, 15 Октября 2021, 08:47
Редактировано: 2 Февраля 2024, 15:26
Оцените:
(89 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32957.html' target='_blank'>Сад Бахуса. Памятник Петр I с малолетним Людовиком XV на руках. на Citywalls.ru</a>
Всего 28 комментариев
  • 2 Апреля 2022, 17:59

    "В 1920-е годы памятник был перенесён на площадку перед каскадом «Шахматная гора», с 1936 г. находился в сквере на Советской площади Петродворца"

    А откуда именно такие сведения?!

  • 2 Апреля 2022, 19:42
    Ответ на ""В 1920-е годы памятник был перенесён на площадку " от Chartpilot

     В интернете все копируют друг с друга, не указывая источник... Мне наиболее заслуживающим доверия показался сайт Института Петра Великого, где указаны источники, в которых эти факты не уточняются:

    Северюхин Д. Я. Любимый скульптор Государя // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. I. СПб., 1993. С. 252.

    Мезин С. А. Петр I во Франции. 2-е изд. СПб., 2017.

    Анисимов Е. В. «Несу всю Францию», или Рождение мифа // Научные труды Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. № 47. 2018. С. 68–82.

    Париж Петра Великого: Историко-культурный путеводитель. Авторы-составители С. А. Мезин, К. И. Пахоруков. СПб., 2019.

     

    частично подтверждается и другим источником: Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: Каталог коллекции. СПб.:  ГМЗ «Петергоф», 2015 https://peterhofmuseum.ru/spec/pub

    "К середине XIX века многие скульптуры из первоначального убранства восточной части парка были убраны со своих мест из-за ветхости. В 1920–1930-х годах проведены большие работы по восполнению утрат. Из кладовой запасной скульптуры были подобраны и, согласно историческим данным, установлены на Монплезирской аллее и газонах Менажереи мраморные статуи и бюсты XVIII — первой половины XIX века. Одновременно было оформлено скульптурное убранство Китайского садика и Морской балюстрады Монплезира. Вблизи «Шахматной горы» поставили на гранитном пьедестале бронзовую статую «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках» работы Л. Бернштама, перенесенную от Гранильной фабрики.

    После войны Оказались утраченными обе статуи Петра I."

  • 2 Апреля 2022, 19:54

    Интересной мне показалась неувязка, объяснений которой найти не удалось:

    "Первое открытие памятника проходило на фоне «всероссийских» торжеств, устроенных в честь официального визита президента Франции Эмиля Лубе в столицу Российской империи, который проходил с 7(20) по 10(23) мая 1902 г.   ...

    В журнале "Нива" (1902, №27, с. 541, 542) сообщается дата первого открытия - 16(29) июня 1902 г.  ...

    Второе торжественное открытие на специально изготовленным для него постаменте пирамидальной формы состоялось в год 200-летия Санкт-Петербурга, 27 июля 1903 г. в память о Гангутской победе Петра I (27.07.1714)"

     

    В спешке использовали чужой постамент, но открыли памятник после окончания визита президента Франции?..

  • 2 Апреля 2022, 22:18
    Ответ на "В интернете все копируют друг с друга, не указывая" от Риэлтор

     На Парижской международной выставке 1900 года Бернштам показал скульптурную группу "Петр I целует инфанта Людовика XV". Первая из работ его "петровского" цикла, изображавшая встречу двух монархов во время путешествия царя по Европе в 1717, вполне соответствовала духу  политического сближения между Россией и Францией, наметившемуся в 1890-е.  По указанию Николая II скульптура была приобретена и в 1902 установлена в Петергофском парке (первоначально у Гранильной фабрики; позже перенесена к подножию Шахматной горки; уничтожена во время войны).  (Северюхин Д. Я. Любимый скульптор Государя // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. [Вып. I.] СПб., 1993. С. 252). Далее в тексте о скульптурах, поставленных у Адмиралтейства.

  • 4 Апреля 2022, 17:37
    Ответ на "Интересной мне показалась неувязка, объяснений кот" от Риэлтор

     Да это так себе неувязка.

    Просто два открытия, одно действительно приуроченное к визиту  Лубэ, второе — на специально изготовленном постаменте, и ныне существующем.

    Загадка в том, что первое открытие на постаменте, которое было под статуей Франциска I.

    А установили его в 1899-м!

    Вот эт-то загадка...

  • 4 Апреля 2022, 17:58
    Ответ на " Позже перенесена к подножию Шахматной горки;" от Liz

     Вот-вот...

    Это к справедливому замечанию Риэлтора по  копированию друг у друга.

    Откуда Северюхин взял это "подножие"?!

    Да ещё, извиняюсь, "горки".

    Куда там можно воткнуть памятник?

    Абсолютно организованное пространство,  там просто негде его разместить.

    Короче, факт явно с чем-то перепутанный.

     

  • 4 Апреля 2022, 23:04
    Ответ на "Вот-вот... Абсолютно организованное пространство" от Chartpilot

     А не был ли памятник в 1920-х гг после переименования Дворцовой площади в Советскую установлен между площадью и Шахматной горой? Смущает то, что ни одного фото найти мне не удалось...

  • 5 Апреля 2022, 14:16

    Вы абсолютно верно мыслите!

    Я неделю назад высказал такое предположение, чисто гипотетически, на pastvu.

    Мою версию отвергли.

    Но я нашёл концы!

    Чтобы не копипастить https://pastvu.com/p/1538256?hl=comment-2593358

    Что есть в сухом остатке:

    "Пётр с Людовиком" стоял здесь с 1933-36 годов и до начала войны.

    До этох дат нет никаких подтверждений, даже в текстах того времени.

  • 5 Апреля 2022, 16:59
    Ответ на "Вы абсолютно верно мыслите! Я неделю назад высказа" от Chartpilot

     Спасибо за поддержку! 

    Ссылка на фото 1959 г. пустого постамена в сквере у Советской площади недалеко от Шахматной горы (обсуждение в комментах).

    Могу предположить, что памятник Петру был снят в 1920-х гг в связи с запущенностью сада Бахуса и находился в запасниках.

    Весной 1932 г. был уставлен на этот постамент сразу после переноса скульптуры Ленина (как Вы и написали в комментах. Не понял, почему Вы ставите промежуток до 1936 ?)

    Бугорок над фундаментом постамента - фото Chartpilot 02.04.2022 

  • 5 Апреля 2022, 18:59

    Да, снято 2 апреля.

    Кстати, интересно, что тихонечко были включены фонтаны, видать промывали систему. https://clck.ru/ekUqb

  • 5 Апреля 2022, 19:15

    Насчёт датировки.

    Мы можем чётко опираться только на текст путеводителей Архипова.

    У него в 1932 и в 1933-м написано про Ленина на этом постаменте.

    В 1936-м — уже про "Петра и Людовика".

    Ленина перенесли к конюшням.

    Причём, опираясь на надпись на новом постаменте у конюшен, римские цифры XV, я предположил,что открывали его здесь, на Советской площади к 10-летию революции, а переоткрывали — к 15-летию.

    Но даже, если я и прав, не факт, что вот сразу бегом на освободившийся постамент потащили Петра с ребёнком.

    Хотя по логике, его сразу должны были занять.

    На плане 1936 годы на газоне спланированы дорожки, вокруг постамента площадка, да и это пространство было состаной частью Советской площади.

    Ограды не было, были только кустики со стороны Фрейлинским домов.

     

    Может и всплывут какие-то старые снимки, типа "Я на фоне Петра!".

    Ну, попробуй ещё их привязать по времени...

    Будем надеяться!

    "Идиотизм — не вечный спутник правды. Со временем мы всё узнаем" ©

  • 5 Апреля 2022, 19:52
    Ответ на "Насчёт ... Может и всплывут какие-то старые снимки " от Chartpilot

     Обратите внимание на правила фотографирования в 1934 и 1937 гг. (фото 03.2022 г. части стенда в саду Бахуса)

  • 5 Апреля 2022, 20:13
    Ответ на "Загадка в том, что первое открытие на постаменте, которое было под статуей Франциска" от Chartpilot

     Прочитал статью о памятнике Франциску I. Постамент под ним установлен на фундамент был капитально, на цементе!

    Получается, что это просто похожий постамент, а не вынутый из-под...  Подробно напишу позднее.

     

  • 5 Апреля 2022, 20:23
    Ответ на "Насчёт датировки. Мы можем чётко опираться только " от Chartpilot

     Процитирую Ваш коммент с раству:

    "Да, путеводитель 1933-го года не перепечатка 1932-го, хотя текст в этой части полностью совпадает.
    Сдан в набор в июне, подписан в августе 1933 г., честь по чести...
    Ну, в принципе человеческий фактор никто не отменял, может Ленин и стоял уже у конюшен."

     

    Не успел или забыл Архипов весной 1933 дополнить, переписать про Петра...

  • 5 Апреля 2022, 21:30
    Ответ на "Постамент под ним установлен на фундамент был капитально, на цементе! " от Риэлтор

    Ну, не совсем так.

    Фундамент из бутовой плиты на цементном растворе.

    Постамент просто стоял.

    А к нему крепился памятник.

    Судя по статье нет оснований сомневаться, что Франциск установлен осенью 1899 года.

    С другой стороны фотофакт ,— установка на этот постамент "Петра с Людовиком" в 1902 году.

     

    Как такое могло произойти?

    1 вариант (неэкономичный). 

    Изготовление копии постамента.

    Ну очень дорого! Монолит красного пютерлакского гранита ещё и добыть надо...

    Да и куда этот постамент потом делся? Вот с этим-то таскаются туда-сюда уже больше века.

    2 вариант (бюджетный). 

    Изготовление муляжа, хоть бы и деревянного.

    А в качестве образца — недавно установленный постамент.

    Дерево покрасить, а президента Лубэ близко не подводить!

    3 вариант (сугубо русский). 

    Царь повелел показать президенту памятник, символизирующий дружбу между двумя народами.

    Ай-яй-яй! Царь же не вникает в тонкости, а постамента нет!

    Хватай мешки, вокзал отходит!

    Та-ак...

    — А эта статуя-то, что три года назад поставили тяжёлая?!

    — Да, Ваше превосходительство, 50 пудов!

    — Всего? Сымайте! Откроем памятник, а потом взад вернём.

    — Есть!

     

    Какой вариант нравится? 😋

     

  • 5 Апреля 2022, 22:44
    Ответ на "Ну, не совсем так. Фундамент из бутовой плиты на ц" от Chartpilot

    м.б., действительно муляж: дерево, алебастр, краска. Хватает на несколько лет...

     Ну не оставлять же Франциска без постамента, Лубе не понравится. 

     

    Мне видится проблема в другом: не видел даже издалека Лубэ этого памятника!

    В лучшем случае видел скульптуру во Дворце... 

    Уехал 10 мая, а памятник открыли 16 июня. см. здесь: 

    Ответ на "Интересной мне показалась неувязка, объяснений кот" от Риэлтор

     

  • 6 Апреля 2022, 01:07

    Насчёт муляжа — сам себя опровергаю... ((

    Вот тут довольно подробно можно рассмотреть постамент 1902-го года.

    https://pastvu.com/_p/a/e/9/f/e9f36555fe37a44855958f79569b3494.jpg

     

    Точно так же нанесённый фацет на грани, причём так же сходящий на нет к краю.

    И где фацет заканчивается — блики.

    Да и на лицевой поверхности — характерные именно для камня неровности.

  • 7 Апреля 2022, 13:14

    1943 - наверно, год утраты. Тогда его не должно быть в титуле.

  • 9 Апреля 2022, 12:08
    Ответ на "Насчёт муляжа — сам себя опровергаю... (( Вот тут " от Chartpilot

     Всё же я склоняюсь к версии муляжа: Макет постамента был изготовлен в качестве модели при подготовке к обработке основного постамента.

    Ответ на "м.б., действительно муляж: дерево, алебастр, краск" от Риэлтор

     "дерево, алебастр, краска. Хватает на несколько лет.."

     

    Вес скульптуры Франциска 800 кг, а гранитного постамента около 5700 кг. и перетаскивать его на один год, "свергая Франциска с постамента", мягко говоря, несерьёзное занятие...

     

    Лист из статьи: П.П. Котляр, В.Я. Юмангуев "Статуя Франциска I в Верхнем саду Петергофа"

  • 9 Апреля 2022, 13:00
    Ответ на "Ну, не совсем так. Фундамент из бутовой плиты на ц" от Chartpilot

    В предыдущей версии два недостатка: надо было хранить макет 2-3 года перед его установкой под Петром...

    Да и вряд ли макет мог быть рассчитан так, чтобы выдержать вес скульптуры Петра...

     

    "Монолит красного пютерлакского гранита ещё и добыть надо... Да и куда этот постамент потом делся? "

     

    А если придерживаться этой версии, то можно предположить, что по заказу было изготовлено два постамента и после временного использования под Петром постамент отправился заказчику в другой город большой Российской империи или страну...

  • 9 Апреля 2022, 16:34
    Ответ на "Всё же я склоняюсь к версии муляжа" от Риэлтор

    Ваши же сомнения "хранить макет 2-3 года",  "мог быть рассчитан так, чтобы выдержать вес" не особо критичны — ну вот сделали крепко и в сухом сарае лежал, почему ж нет?

     Ну вот убийственный аргумент против — солнечные блики на фацете граней и неровности на лицевой поверхности, которые хорошо видны на качественном снимке 1902-го года.

    Ещё можно представить полировку до блеска деревянных граней.

    Но при этом поверхность делать неровной уж точно извращение!

    Короче, для меня версия №2 неубедительна.

     

     

  • 9 Апреля 2022, 16:52
    Ответ на "...можно предположить, что по заказу было изготовлено два постамента " от Риэлтор

     Интересное развитие 1 версии.

    Как видно из статьи они один-то постамент в муках делали, сдвигая сроки поставки.

    И уж при такой обильной переписке они бы точно упомянули про второй постамент.

    Идея про отправку в другую страну тоже, так себе...

    Вспоминается телушка за полушку!

    И опять же — стоимость!

    Монолитные пьедесталы могли себе позволить только статусные монументы.

    Не для садовой скульптурки.

    Ну как ма-ало вероятную версию оставить можно, поискать где ж в начале века ставили соразмерные памятники.

     

  • 9 Апреля 2022, 17:04
    Ответ на "..перетаскивать его на один год, мягко говоря, несерьёзное занятие" от Риэлтор

     Ну, версию №3 я и сам рассматриваю, как самую фантастическую.

    Зато самую русскую!

    Правда, "весовые" аргументы не то чтоб губительно серьёзны.

    Ну да,  вес  Франциска 800 кг, постамента 5700 кг — и что?!

    Это не помешало потом таскать его и по Петергофу, и в Ораниенбаум!

    Принятое решение не обсуждают и, а выполняют...

  • 9 Апреля 2022, 17:55
    Ответ на "Ну, версию №3 я и сам рассматриваю, как самую фант" от Chartpilot

     В этой версии меня смущает обида за Франциска: снять его с постамента, поставить где-нибудь рядом без постамента (или на временный постамент?)... А вдруг французы увидят, что с Франциском некрасиво обходятся?

    Да и пьедестал мог на цементном растворе стоять: отрывать сначала надлежащим образом закреплённую статую, а затем постамент?..

     

    Ответ на "Интересное развитие 1 версии. Как видно из статьи " от Chartpilot

     "И уж при такой обильной переписке они бы точно упомянули про второй постамент."

    Два постамента могли изготавливать не одновременно, а с интервалом в 1-2 года....

    Бригада сделала сначала один постамент, кому-то он понравился и заказали второй.

    Как в истории со сфинксами на Каменном о-ве: подражание сфинксам Египетского Цепного моста.

  • 9 Апреля 2022, 19:22

    Ну вообще мы с Вами можем ещё долго размышлять в режиме "заведомо ложных сведений", или как это модно говорить, фейков!  ))

     

    На что надежда?

    Судя по сылкам в статье про Франциска, все дореволюционные письма, отчёты и прочий сопутствующий "мусор" благополучно откладывались в архиве.

    Дальше хуже, что уж говорить, про саму статую ничего не известно, только что "исключили из музейного фонда".

    Я, собственно к тому, что коль про установку Франциска столько документов, то надо полагать, что и берштамовсий "Петр/Людовик" тоже оставил следы в архиве.

     

    Скульптурой в Петргофе долго занимался Виль Якубович Юмангулов.

    Как раз он один их авторов вышеупомянутой статьи.

    Ему в январе 2022 года исполнилось 85 лет.

    Ещё в 2019-м он работал хранителем скульптурного фонда, сейчас не в курсе.

    Так что если он, или его последователи будут продолжать такие изыскания, вполне возможно мы что-то и узнаем новое.

  • 9 Апреля 2022, 21:15
    Ответ на ""В 1920-е годы памятник был перенесён на площадку " от Chartpilot

     В результате дискуссии вызвавшая Ваше удивление формулировка была исправлена на другую, более соответствующую исторической правде.

     

    Ответ на "Ну вообще мы с Вами можем ещё долго размышлять в р" от Chartpilot

     "Судя по ссылкам в статье про Франциска, все дореволюционные письма, отчёты и прочий сопутствующий "мусор" благополучно откладывались в архиве"

    Статья опубликована в 2014 г. Остаётся только ждать новых изысканий.

    Спасибо за помощь в работе над публикацией.

     

    PS. Виль Якубович Юмангулов: "50 лет служения музею" публикация 12.2020   paper.peterhofmuseum.ru/yumangulov

     

  • 22 Апреля 2022, 16:20
    Ответ на "Интересное развитие 1 версии. Как видно из статьи " от Chartpilot

    Авторы статьи П.П. Котляр и В.Я. Юмангуев "Статуя Франциска I в Верхнем саду Петергофа" выяснили, что была сделана ещё одна бронзовая копия, для парадной лестницы городского музея на главной набережной Гавра (фото 1920-х гг.). Она также не сохранилась: большая часть города, в том числе и музей, была полностью уничтожена в результате британской борбардировки 5-6 сентября 1944 г. (см. публикацию)


    Возможно, в качестве ответного жеста на подарок промышленников Гавра для этой скульптуры после открытия памятника Франциску I был изготовлен второй постамент, отправленный во Францию. Он и послужил временным пристанищем для Петра I, пока не был готов основной постамент.

  • 23 Апреля 2022, 19:02

    "Скульптура установлена на старом, родном постаменте, сильно пострадавшим от времени и снарядов. Две нижних ступени постамента покрыты современными гранитными плитами, на верхней сохранились следы снарядов. Летом всё это изящно скрывается вьющимися растениями."


    К сожалению, не имел возможность заснять весенний вид постамента. Кто-нибудь может добавить фото?

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31693
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5761