Публикация
Воскресения Словущего всех учебных зведений (Смольный) собор (интерьеры)
Фото - Воскресения Словущего всех учебных зведений (Смольный) собор (интерьеры) пл. Растрелли, 1А -- ул. Смольного, 1 Возведен в 1748-1757 гг. как соборный храм Смольного монастыря - арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1762 - начата отделка - арх. Фельтен Юрий Матвеевич (Георг Фридрих), не завершена. 1835 - достроен арх. Василием Петровичем Стасовым.
Огромный запрестольный образ Пресвятой Богородицы, окруженной воспитанницами Смольного института (ныне в ГРМ), написал акад. А. Г. Венецианов, другие иконы - видные художники П. В. Басин, А. В. Тыранов, Ф. П. Брюлло, А. В. Нотбек. Престол был обложен серебром. Ко дню освящения Николай I подарил храму серебряную дарохранительницу, исполненную по рисунку К. А. Тона ювелиром И. В. Кейбелем. Она имела вид храма с 24 яшмовыми колоннами и весила пять пудов. Замечательной была и золоченая утварь, а также шитые из дорогой парчи ризы. В 1892 Ю. С. Нечаев-Мальцев, владелец стекольного завода в Гусь-Хрустальном пожертвовал алтарную преграду, выточенную из хрусталя. Ее перила были отлиты из золоченой бронзы. Паникадила не было и свечи размещались по карнизу.
Федеральный памятник. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
1 комментарий
1585 просмотров Добавил: Mary, 15 Апреля 2009, 01:17
Редактировано: 5 Марта 2021, 00:59
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32345.html' target='_blank'>Воскресения Словущего всех учебных зведений (Смольный) собор (интерьеры) на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32024
Готовится: 71
Улицы: 2691
Архитекторы: 4119
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14074
Всего сегодня: 2220
|
"В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. Таким образом, первым существовавшим в реальности иконостасом стал созданный мастером Петром Кретаном вариант по рисунку В.П. Стасова.
Все три иконостаса Воскресенского, Елизаветинского и Магдалининского алтарей были выполнены в едином классицистическом стиле и соответствовали внутренней архитектуре собора. Иконостасы были белые с золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал через огромные окна.
К написанию икон для иконостаса были привлечены частные художники: Петр Васильевич Басин, Пауль Эмиль Якобс, Федор Павлович Брюллов, Алексей Гаврилович Венецианов. Запрестольный образ южного придела за авторством последнего стал единственной сохранившейся иконой собора, сегодня она находится в коллекции Русского музея, Франц Николаевич Рисс и другие.
В два яруса иконостасов располагались иконы, которые писали известные художники. Над центральным иконостасом работали Петр Басин, написавший композицию Благовещения для царских врат, и Пауль Эмиль Якобс, создавший Тайную Вечерю. Также иконы расписывали Федор Брюллов, кроме прочих, создавший иконы Входа Господня в Иерусалим и Воскрешения Лазаря. Алексей Венецианов написал запрестольный образ «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института» южного придела. Сегодня эта икона находится в коллекции Русского музея. Франц Рисс писал иконы для боковых иконостасов. Среди иконописцев были также Александр Нотбек, Николай Алексеев, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Борис Чориков, сделавший для собора копию «Преображения» Рафаэля, Ефим Тухаринов, Василий Голике. В 1835 году работу над иконостасами завершили, и Смольный собор был освящен.
А в середине XIX века было принято решение заменить иконостасы. Причины указывались разные: ветхость, смена стилистических предпочтений. Работами занялся архитектор Максимилиан Месмахер, который решил вернуться к стилю Растрелли, но при этом преследовал задачу сохранить иконы, исполненные ранее известными художниками. Таким образом, иконостас Месмахера стал интерпретацией шедевров мировой живописи. Русские мастера подражали Брюллову, Басину, Тициану, Рафаэлю Санти.
Центральный иконостас освятили в 1875 году. А северный и южный приделы — в 1882 году.
После революции иконостасы серьезно пострадал, а в самом соборе в разное время размещались светские организации. После окончания Великой Отечественной войны в соборе еще сохранялись полуразрушенный иконостас, фрагменты кафедры и Царского места. В 1967 году началась реконструкция собора. Иконостас собора был демонтирован только в 1972 году и впоследствии полностью утрачен.
«В 1972 году, когда иконостас решили окончательно разобрать, страна отмечала 50-летие образования Советского Союза. У нас есть гипотеза, что на место иконостаса решили установить экспонаты, имеющие отношение к празднику. Фрагменты конструкции никак не зарегистрировали и никуда не передали на хранение. Возможно, части иконостаса просто уничтожили, потому что это было время воинствующего атеизма. Однако история знает примеры, когда утраченные произведения искусства находили в самых неожиданных местах»,— рассказывал руководитель рабочей группы, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов, когда ученые приступили к работе по воссозданию иконостаса."
=======================================
прошу поместить М.Е.Месмахера в число авторов в титуле