Публикация

Ижорский завод. Механосборочный цех № 2 - Цех № 44

Здание на карте
фото
Колпино
Ижорский завод, 39БУ
Архитекторы:
Год постройки: 1964
Стиль: Современный

Фото с сайта недвижимостии onrealt.ru

Ижорский завод. Механосборочный цех № 2  - Цех № 44

 

История цеха № 2 началась с бронеотделочной мастерской № 2, построенной в 1912 г. недалеко от нового мартена (нынешний цех № 10), впоследствии значительно расширенной.

Новый корпус цеха вступил в строй в декабре 1964 г. В цехе изготавливали детали экскаваторов и монтировали их (модели ЭКГ-8И, ЭКГ-12,5, ЭКГ-10, ЭКГ-15 и др.), сейчас их производство в другом цехе на территории завода осуществляет компания "ИЗ-КАРТЭКС имени П. Г. Коробкова", входящая в состав "УЗТМ-КАРТЭКС".  С 2000 г. цех носил номер 44; также встречается название "механический цех № 2". Оба корпуса цеха на данный момент пустуют (объявление об их продаже было опубликовано на разных сайтах (onrealt.ru, spb.cian.ru),  в том числе в июне 2020 г.).

 

Не всякий завод имеет такую технику, такие площади и объёмы производства, как второй механосборочный. Не цех – громадина. Экскаваторы, прокатное оборудование, прессы, агрегаты для химии – чего только не делают в широких пролётах...                                                                                         (Борис Чертков "Товарищи ижорцы", С. 222  Лениздат, 1972)

 

Начавшееся на Ижорском заводе ещё в 50-е годы производство экскаваторов неуклонно совершенствовалось. Начало ему положила машина с ёмкостью ковша 8 кубометров и производительностью 460 кубических метров породы в час (она одна заменяла полторы тысячи землекопов!). Затем создали образцы других машин. Выпуск их постоянно увеличивался, поскольку в подобного рода экскаваторах остро нуждалась наша горнодобывающая промышленность. Работали они в открытых рудниках и карьерах по добыче руды, угля, апатитов, слюды, фосфоритов, сланца, алмазов и других полезных ископаемых. Сегодня их встретишь во всех уголках нашей необъятной Родины, в том числе в Экибастузском и Канско-Ачинском угольных бассейнах. Идут машины с маркой "ИЗ" и за рубеж.

(Г.А. Ефимова, А.Г. Тютенков "Ижорский завод", часть 3, С. 159 Лениздат, 1988)

 

Согласно РГИС у старой и новой части цеха один и тот же адрес. 

  • фото

    Академик Г.М. Кржижановский (справа)
    беседует с заведующим 2-й механической
    мастерской, ноябрь 1931 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Рабочие сборочного цеха
    за сборкой автоклава для
    обработки силикатного кирпича,
    30 сентября 1955 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    18 января 1956 г.
    ЦГАКФФД СПб

    * см. ниже

  • фото

    15 апреля 1957 г.
    ЦГАКФФД СПб

    ** см. ниже

  • фото

    9 марта 1961 г.
    ЦГАКФФД СПб

    *** см. ниже

  • фото

    Общий вид здания
    цеха № 2,
    15 марта 1965 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Ударник ком. труда,
    сварщица
    механосборочного
    цеха Л.О. Трапезникова
    за работой,
    1 сентября 1967 г.
    ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Общий вид участка
    сборки карьерных
    экскаваторов,
    сентябрь 1967 г.
    ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Альбом "Ижорский завод",
    сост. и авторы текста
    Н.П. Михайлов,
    И.К. Богумильчик
    (Лениздат, 1972)

  • фото

    там же

  • фото

    Сборка вертикальной
    клети стана "600".
    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    Проверка перед сборкой
    траверсы горизонтального
    пресса усилием 5000 тс.
    там же

  • фото

    Автомобиль директора
    завода в ковше
    экскаватора.
    там же

  • фото

    «Ижорец» №5 (10643)
    от 31 марта 2013 г., с. 8

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    Вид второго механосборочного
    цеха, где собирают
    экскаваторы,
    27 апреля 1973 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    21 марта 1975 г. ЦГАКФФД СПб
    **** см. ниже

  • фото

    В.И.Стржельчик в своей
    бригаде. Слева направо:
    С.Антонов, В.Стржельчик,
    А.Максимов, С.Кондилевский,
    В.Сорокин
    21 марта 1975 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Кутузов Е.В., Ефимова ГА.,
    Ирклей А.С. Ижорский завод.
    Часть II. Л., 1974
    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    Из альбома "Колпино",
    сост. и автор текста
    Г.А. Ефимова
    (Лениздат, 1976)

  • фото

    З.а. РСФСР
    С.Ю. Юрский
    (2-й слева)
    с рабочими,
    1978-1979 гг.
    ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Март 1984 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    С сайта ИЗ-КАРТЕКС
    (uralmash-kartex.ru )

  • фото

    С сайта
    ИЗ-КАРТЕКС

  • фото

    Артист К.Ю.Лавров
    (3-й справа) во время
    встречи с рабочими цеха № 2,
    1980 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Народный артист СССР
    В.И.Стржельчик в
    цехе №2 работает на
    зачистной машине,
    1980 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Г.А. Ефимова, А.Г. Тютенков
    "Ижорский завод"
    (часть 3) (Лениздат, 1988)

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    Брошюра "Производственное
    объединение Ижорский
    завод" (Внешторгиздат, 1990)

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    Сборка карьерного экскаватора,
    12 мая 1997 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Отгрузка готовых деталей
    для экскаваторов,
    12 мая 1997 г. ЦГАКФФД СПб

  • фото

    Общий вид
    механического цеха,
    12 мая 1997 г.
    ЦГАКФФД СПб

    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    «Ижорец» №15 (10631)
    от 25 сентября 2012 г., С. 4

  • фото

    «Ижорец» №15 (10631)
    от 25 сентября 2012 г., С. 5

    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    Корпоративная газета "УЗТМ-КАРТЭКС"
    "За тяжёлое машиностроение"
    №14(13603) от 16-31 июля 2020
    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    (vk.com/iz_kartex)
    (добавил GeorgiaG )

*   Сварщик цеха № 2 Н.М. Полозов производит автоматическую сварку автоклава для обработки силикатного кирпича, 18 января 1956 г. ЦГАКФФД 

**  Сварщик Н.М. Полозов во время работы за автоматической сваркой узлов тысячного автоклава для производства силикатного кирпича в цехе

       № 2, 15 апреля 1957 г. ЦГАКФФД СПб

*** Слесари-сборщики механического цеха № 2 Ижорского завода Головин А.К. (на переднем плане) и Улитин Ю.А. за обработкой корпуса

       автоклавов на сборочном стенде, 9 марта 1961 г. ЦГАКФФД СПб

****Почетный член бригады сборщиков 2-го механического цеха народный артист СССР В. И. Стржельчик за работой. Справа бригадир

      А. П. Максимов и сборщица В. Н. Лукьянова, 21 марта 1975 г. ЦГАКФФД СПб

 

Цех №2 своим рождением обязан государственной программе строительства новых кораблей русского флота, принятой после русско-японской войны. Для первых отечественных линкоров (дредноутов) необходимо было расширить броневой отдел Ижорского завода Морского ведомства.
Планировалось построить новые мастерские: сталеплавильную (цех №10), бронезакалочную (цех №15), бронеотделочную (цех №2). <...> Строительство зданий продолжалось до 1911 г., затем проводились внутренние работы, закупалось оборудование. <...> Точная дата пуска мастерских или приказ о пуске производства в архивах не найдены. Но, очевидно, бронезакалочная №2 (цех №15) и бронеотделочная №2 (цех №2) начали работать с начала 1912 г. В Отчете по Морскому министерству за 1912 г. в разделе «Ижорский завод» говорится: «В 1912 г. начали работать вновь построенные мастерские: бронезакалочная №2 и бронеотделочная № 2. С постройкою этих мастерских Броневой Отдел в состоянии выпускать нормально в год до 12000 тонн крупповской цементованной брони, не считая палубной...» Первым начальником второй бронеотделочной стал инженер-технолог Николай Яковлевич Обухов, рекомендованный Морским инженерным корпусом. Новый цех выглядел нарядно. Импортное оборудование сияло разноцветьем красок. Особое внимание привлекали кромкострогальные станки, длина которых достигала 10-12 метров. Да и цех по тем временам занимал огромную площадь – 24 тысячи квадратных метра. Затраты на него составили более 6 с половиной миллионов рублей, и, когда мастерская заработала в полную силу, выпуск заводской продукции увеличился с 8 до 16 миллионов рублей в денежном выражении. Весь этот поистине сказочный рост дала ижорская броня. Первые выпущенные цехом броневые плиты для главного броневого пояса линкора «Гангут» имели толщину 275 миллиметров. С пуском новых мастерских Ижорский завод был в состоянии одеть броней четыре броненосца типа «дредноут» в год. Первая Мировая война изменила специализацию мастерской. В бронеотделочной №2 проходили перебронировку автомобили для русской армии. Один такой рабочий день запечатлен на известной фотографии Карла Буллы.

В годы Гражданской войны и интервенции в цехе быстро организовали ремонт и изготовление броневиков и бронепоездов для молодой Красной Армии. Возрождение народного хозяйства после разрухи началось с ремонта подвижного состава железных дорог. Мастера бронеотделочной восстановили добрую сотню паровозов. 20 октября 1920 г. в бронеотделочной №2 состоялось первое – организационное – собрание заводской комсомольской ячейки. Первым секретарем комсомольской организации Ижорского завода был избран Анатолий Суханов. Слова: первое, впервые – в истории цеха №2 нередки. До революции заводской мастер П. Ф. Эйман внедрил в мастерской свое изобретение: использование газовой резки при обработке кривых башенных плит и разных скосов. Патентом П. Ф. Эймана живо интересовались иностранцы, и ими было куплено право на пользование его прибором. В двадцатые годы в цехе создавалось различное оборудование для строящихся предприятий СССР. А 1931 г. ознаменовался важной победой – досрочно был изготовлен первый советский блюминг. В стране ширилось стахановское движение. В цехе была создана первая стахановская комсомольско-молодежная бригада Басенко. В Ленинграде и за его пределами хорошо знали передовиков производства цеха: П. Кошелева, И. Андреева, В. Носкова, И. Гидлевича, И. Колодина, К. Бахвалова, А. Михайлова. Война прервала мирный труд. Многие рабочие цеха ушли в действующую армию, стали ополченцами, часть была эвакуирована на Урал. После войны главной продукцией цеха стали автоклавы, а затем крупногабаритные емкости для химической промышленности: скрубберы, ресиверы, сепараторы, колонны гидрирования. Судостроителям из цеха отправляли судовые котлы К-03.

С созданием на заводе конструкторского бюро тяжелого машиностроения цех №2 стал монополистом в изготовлении мощных горизонтально-гидравлических прессов усилием 5000 тс. Они предназначались для прессования прутков и различных профилей из алюминия и его сплавов. Сборку прессов осуществляла бригада слесарей-сборщиков В. Г. Хованского, мастера с широким техническим кругозором. Затем цех осваивал производство прессов усилием от тысячи до четырех тысяч тонно-сил для прессования древесно-стружечных плит. И первый «двухтысячник» из этой серии на ВДНХ СССР был отмечен медалями, а затем пошли в серию прессы-силачи мощностью до шести тысяч тонно-сил для изготовления огнеупорных кирпичей больших размеров и прокатное оборудование. Но были все эти заказы мелкосерийным или индивидуальным производством.

Новым этапом истории цеха №2 стал 1957 г., когда цех стал специализироваться на выпуске экскаваторов… Первые экскаваторы, изготовленные на Ижорском заводе, были отправлены горнякам Норильска осенью 1958 г. Делали их по чертежам «Уралмаша». Однако, поскольку эксплуатация ЭКГ-8 выявила ряд существенных недостатков, было решено создавать свою, ижорскую машину. Для вскрышных работ горнякам требовались экскаваторы с меньшей вместимостью ковша, но при этом с увеличенным радиусом и глубиной (высотой) черпания. Еще одно принципиальное отличие от прежней машины заключалось в том, что реечный механизм напора был заменен канатным. Первый опытный образец машины с четырехкубовым ковшом, получившей название ЭВГ-4 (впоследствии – ЭКГ-4у) был изготовлен в 1964 г., испытан в Эстонии на разрезе «Вивиконд», и без промедления, уже в конце того же 1964 г., принят к серийному производству. Ижорский первенец оказался удачным: только за первые десять лет эксплуатации он добыл в разрезе «Вивиконд» 13 млн тонн породы. Срок амортизации этой машины истек в 1978 г., однако она продолжала еще много лет работать сверх предписанного лимита. Постепенно экскаваторостроение на Ижоре набирало обороты, и сотрудники цеха №2 вносили в это свою важную лепту.

Всю историю цеха можно разделить на два почти равных периода. До середины пятидесятых годов прошлого столетия коллектив этого крупнейшего в те годы машиностроительного цеха выпускал самую разнообразную продукцию, а с конца пятидесятых стал специализироваться на выпуске мощных карьерных экскаваторов.

(По материалам Музея истории Ижорских заводов «Ижорец» №15 (10631) от 25 сентября 2012 г., С. 4-5)

 

В 1930 г. в стране объявили сбор средств на постройку дирижаблей в фонд «Наш ответ Чемберлену». Группа рабочих цеха №2 Ижорского завода во главе с мастером Васильевым включилась в это дело и решила отработать два часа на постройку дирижабля «Правда», призвав последовать их примеру рабочих других участков и отделов.

(Колпинский альманах «Ижорские берега» №1 (СПб, 1998), С. 43)

 

27 апреля 1931 г. на Ижорском заводе завершено изготовление первого советского блюминга.<...> Завершено изготовление блюминга (прокатного стана) было на два дня раньше намеченного срока (за 9 месяцев и 27 дней). Чтобы сдать блюминг в назначенный срок, работники механического цеха № 2 – основного цеха по сборке блюминга – добровольно перешли на двухсменную работу. В цехе стала выходить многотиражная газета «Блюминг».

("Ижорец" №4 (10694) от 24 апреля 2018 г., С. 6 )

До 1941 г. Ижорский завод последовательно осваивал и серийно выпускал различные образцы бронетехники: <...> Т-28 (цех №2), тяжелый танк «КВ» (цех №2).                                                                   ("Ижорец" №2 (10704) от 1 марта 2019 г., С. 4)

(Добавил: GeorgiaG)

  • фото

    РГИС

  • фото
  • фото

    Фото с сайта продажи
    недвижимости onrealt.ru
    2020 г.

  • фото

    Фото с сайта продажи
    недвижимости onrealt.ru
    2020 г.

  • фото

    Кадр из фильма "Рабочий посёлок" (1965)

  • фото

    Кадр из фильма "Рабочий посёлок" (1965)

  • фото

    Кадр из фильма "Рабочий посёлок" (1965)
    (добавил GeorgiaG )

В 1976 г. в цехе № 2 побывали артисты оперы Большого театра. В 1974 г. почётными членами в бригады коммунистического труда цеха № 2 были приняты ведущие актёры БДТ и режиссёр Г. А. Товстоногов. «Артисты театра, - писала газета «Ижорец», - побывали на рабочих местах своих бригад, живо интересовались делами механосборщиков».

(Е.П. Сизёнов, Р.С. Иволга, Г.А. Ефимова "Колпино. Исторический очерк" (СПб, 2020). С. 469; GeorgiaG)

 

 

 

В объявлении о продаже укаазывалась продажа производственного комплекса на территории Ижорского завода. Общая площадь  22312, 4кв. м., из них

1) два цеха 6900 и 6200 кв. м, (высота 9, 8 м) и 2160 кв. м. административно- бытовая часть (высота 2, 5/3, 4 м).

2) цех 6930 кв.м. (высота потолков в цеху 22 метра) и складская часть 120 кв.м. (высота 7.8 м)                         (onrealt.ru)

3 комментария
504 просмотра
Добавил: GeorgiaG, 6 Июня 2020, 20:31
Редактировано: 19 Сентября 2020, 22:54
Оцените:
(4 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31601.html' target='_blank'>Ижорский завод. Механосборочный цех № 2 - Цех № 44 на Citywalls.ru</a>
Всего 3 комментария
  • 10 Июня 2020, 23:55

    1912 (Росреестр) -

  • 11 Июня 2020, 02:39
    Ответ на "1912 (Росреестр) -" от vladimir-2013

     1912 это вот этот - они там несколько стена к стене

  • 11 Июня 2020, 04:49

    На 2019 год здесь (правая часть комплекса):

     

    Домостроительный комбинат "Хаус-Концепт "Содружество"

     

    В рамках банкротства продаётся домостроительный комбинат «Хаус-Концепт «Содружество» в Колпино, принадлежащий ГК «Содружество». В октябре 2018 г. суд признал компанию банкротом и запустил конкурсное производство. Имущество выставлено на торги двумя лотами по начальной цене 338,5 млн и 77,9 млн рублей.

     

    Активы находятся на территории Ижорского завода в Колпино (Ижорский завод, 39, литера БУ) и частично обременены залогом в пользу банка «Санкт-Петербург».

     

    В составе первого лота – три производственных корпуса совокупной площадью 22 311 кв.м, семь мостовых электрических кранов, снегоочиститель, снегоуборочник и прочее движимое имущество. Кроме того, покупатель получает право долгосрочной аренды участка 8,67 га. Начальная цена – 338 541 170 рублей.

     

    Второй лот – это два незавершённых объекта общей площадью 5700 кв. м, несколько кран-балок, тепловые пушки и пр., а также право аренды участка размером 6,57 га. Земли предназначены для размещения промышленных объектов. Начальная цена – 77 926 510 рублей.

     

    Завод «Хаус-Концепт «Содружество» был одним из крупнейших на Северо-Западе производителей панельно-каркасных домов, а также домов из клееного бруса, большепролётных клееных деревянных конструкций, клееного бруса и деталей для деревянных строений. Холдинг не только производил, но и строил многоквартирные дома и коттеджные посёлки из своей продукции

    (Халмурат Касимов. "Содружество" продается // Недвижимость и строительство Петербурга, 23.09.2019, https://nsp.ru/news/22888-sodruzhestvo-prodaetsya)

    Также здесь:

     

    В одном из помещений находится ООО "ОМЗ-Спецсталь" (с 29.04.2016, ЕГРН) (этаж 1, 2, пом. 16-Н площадью 265,3 кв. м, пристройка к административно-бытовому корпусу, литер БУ, кадастровый номер 78:37:0017212:5579).

    (все собранное и местоположение этого помещения можно смотреть тут - https://yadi.sk/d/CnC1fcyUTU0PkQ)

     

    С сайта недвижимости, общий план (выделенный контур не относится к инф. выше)

     

    Восточный фасад

     

    Западный фасад

     

    Еще интересные кадры внутренних помещений

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29437
Готовится: 303
Посетители
Гостей: 363
Всего сегодня: 6798