Публикация
Доходный дом Л. Н. БенуаФото - Доходный дом Л. Н. Бенуа эклектика 3-я линия ВО, 20 Пам. арх. (рег.) 1897-1899 - арх. Бенуа Леонтий Николаевич
Обширная территория дома 20 сформировалась из двух старых участков. В 1758-1760 годах участки приобрел и объединил таможенный служащий С.К. Чайковский. Его мастерская находилась на 3-ем этаже дворового флигеля, напротив арки ворот. Здесь шла работа над проектами Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, клиники Отта на Менделеевской линии, Московского купеческого банка, Волжско-Камского банка на Невском, Дворца выставок - нынешнего корпуса Бенуа Русского музея и еще ряда крупных зданий. Помимо этих работ зодчий не прекращал преподавание в Академии художеств.
Два рельефа с гербом были укреплены над аркой, ведущей во двор, при завершении строительства в 1898 г. Символика герба: колонна говорит о профессиональных занятиях, а золотые лилии в сочетании с лазурью гербового поля явно намекают на его французские корни. Отцом-основателем разветвленного культурного клана Бенуа и предком сразу двух одноименных дворянских родов был простолюдин, по происхождению - французский крестьянин Луи (на русский манер - Леонтий) Жюль Бенуа, сперва ставший у себя на родине поваром-кондитером герцога Монморанси, а по переселении в Россию дослужившийся до метрдотеля вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императоров Александра и Николая Павловичей. Брат Николая Леонтьевича и тоже архитектор Юлий звезд с неба не хватал, зато сын его Юлий - двоюродный брат нашего домовладельца Леонтия - добился весьма многого и возвел в Петербурге немало достойнейших зданий (особо известны его дача и Лесная молочная ферма близ Тихорецкого проспекта, который до 1952-го и вовсе звался Проспектом Бенуа). Академик архитектуры Юлий Юльевич догнал знаменитого дядю и первого дворянина Бенуа по очень многим статьям. Он выслужился до того же чина действительного статского советника, много работал для Высочайшего двора (среди прочего, перестраивал Аничков дворец) и был за свои собственные заслуги возведен во дворянство. Герб его эмблематически родствен гербу старшей ветви Бенуа, только капитель в нем готическая, а колонна - не возникающая из-за нижней кромки геральдического щита, а т.наз. отвлеченная (т.е. как бы обрезана понизу); лилия же - одна и располагается прямо над капителью.
Квартиры с мастерскими в доме Бенуа занимали многие художники. В 1903 г. - Маковский Константин Егорович (1839-1915), в 1910-1911 гг. - С.Г. Судейкин (во дворе слева на 5-м этаже), в 1916-1917 гг. - П.А. Шиллинговский, в 1924 г. - скульптор В.А. Синайский. В 1920-х - 1942 гг. здесь жил зять Л. Н. Бенуа, художник-мозаичист В. А. Фролов.
В этом доме жили: 1899 - 1928 архитектор Л. Н. Бенуа (ВПб на 1900. O. III. C. 50, на 1901. С. 48, на 1902. С. 52, на 1903. С. 55, на 1904. С. 53, на 1905. С. 54, на 1906. С. 54, на 1907. С. 58, на 1908. С. 62, на 1909. С. 63, на 1910. С. 69, на 1911. С. 71, на 1912. С. 70, на 1913. С. 49, на 1914. С. 51, ВПг на 1915. С. 51, на 1916. С. 54, на 1917. С. 55, на 1922. С. 163, ВЛд на 1924. O. X. C. 24, на 1925. С. 34, на 1926. O. XI. C. 32, на 1927. С. 39, на 1928. С. 49) Леонтий Николаевич Бенуа (23. 08. 1956. Петергоф Петербургская губ. - 08. 02. 1920. Ленинград), кладбище Волковское некрополь Литераторские мостки; АХ (1879), академик архитектуры 1892, профессор архитектуры1893, заслуженный дятель исскуств 1927. 1905 - 1906 художник К. Е. Маковский (ВПб на 1906. O. III. C. 407) 1899 - 1904 гражданский инженер А. И. Стюнкель (ВПб на 1990. O. III. C. 553, на 1901. С. 558, на 1903. С. 637, на 1904. С. 629) 1910 - 1911 художник С. Г. Судейкин (ВПб на 1911. O. III. C. 862) 1900 - 1901 скульптор Б. О. Фредман-Клюзель (ВПб на 1901. O. III. C. 612) 1929 - 1935 художник-мозаичист В. А. Фролов (ВЛд на 1930. O.XI. C. 601, на 1931. С. 492, на 1935. O. XIV. C. 428) 1900 - 1903 морской деятель капитан 2 ранга Н. О. Эссен (ВПб на 1901. O. III. C. 677, на 1902. С. 731, на 1903. С. 766)
В годы Первой мировой войны в доме размещался городской лазарет № 124 Высочайше утвержденного общества фармацевтов и аптекарей.
Леонтий Николаевич все ж таки тяготел к неоклассицизму. Даже в здании Московского Купеч. банка, признанном модерновой постройкой еще в 1902 г., Бенуа допустил, по его собств. признанию, уступки неоклассицизму. Но можно признать и эклетикой, т.б. с учетом дворовых фасадов. Имеется на лицевом фасаде некоторая перегруженность деталями, несвойственная классицистической манере. (рина)
В 1935 г. прокурор Василеостровского района находится на 18 линии, 1 1937, 1939: Прокуратура Василеостровского района - В.О., 3 линия, 20 (1937- Ленинград список абонентов. С. 292), (Ленинград - 1939, С. 19) 1940, 1957: Прокуратура Василеостровского района, 3 линия, 20, кв. 28-в. (Ленинград - 1940, С. 27) 1957: Прокуратура Василеостровского района, 3 линия, 20 (Ленинград Краткий справочник, 1957, С. 25) В 1965 году Прокуратура Василеостровского р-на на 9 линии, 8 2020: Банк Санкт-Петербург (Дополнительный офис Гаванский), 1-2 этаж Музей-квартира Л.Н. Бенуа (8 кабинет; 4 этаж) Мини-отель Noteburg. (2gis.ru)
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
![]() ![]() Добавил: Mary, 26 Января 2008, 00:18
Редактировано: 3 Апреля 2023, 20:23
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house311.html' target='_blank'>Доходный дом Л. Н. Бенуа на Citywalls.ru</a>
Всего 35 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32316
Готовится: 86
Улицы: 2707
Архитекторы: 4149
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14433
Всего сегодня: 2766
|
В годы Первой мировой войны в доме размещался городской лазарет № 124 Высочайше утвержденного общества фармацевтов и аптекарей.
Леонтий Николаевич все ж таки тяготел к неоклассицизму. Даже в здании Московского Купеч. банка, признанном модерновой постройкой еще в 1902 г., Бенуа допустил, по его собств. признанию, уступки неоклассицизму. Но можно признать и эклетикой, т.б. с учетом дворовых фасадов. Имеется на лицевом фасаде некоторая перегруженность деталями, несвойственная классицистической манере.