Публикация

Станция Колпино

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1946
Стиль: Современный

Станция Колпино

 

1946 -

  • фото

    Фото 1900-х

  • фото

    Фото 1907

  • фото

    Фото 1910

  • фото

    Фото 1913

  • фото

    Ж.д. билет для проезда
    от ст.Колпино до ст.Обухово
    Николаевской ж.д.,
    1916 г. goskatalog.ru
    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    Участники пионерского слета
    на перроне вокзала,
    1929 г. ЦГАКФФД СПб
    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    Руины вокзала. Фото 1942

  • фото

    Тверской Л. М.
    Проект вокзала
    1944 г.
    goskatalog.ru (добавил GeorgiaG)

  • фото

    Климентов М.Я. Проект вокзала
    1950-е гг.
    goskatalog.ru (добавил GeorgiaG)

  • фото

    Вид со стороны Лагерного шоссе.
    Альбом "Колпино. Вчера, сегодня,
    завтра" (Северная корона, СПб, 2008)
    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    Кадр из фильма "Рабочий посёлок" (1965)
    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    Альбом "Ижорский завод",
    сост. и авторы текста
    Н.П. Михайлов,
    И.К. Богумильчик
    (Лениздат, 1972)
    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    Вид станции со стороны
    Привокзальной площади.
    Фото 1989
    (добавил Михаил М. )

  • фото

    Вид на ж.д. станцию с ж.д. моста.
    Фото 03.1996
    (добавил Михаил М.)

Большим событием в жизни Колпина стало строительство Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Первый поезд по это дороге из Санкт-Петербурга вышел 9 мая (в день празднования летнего Николы) 1847 г. он шёл до станции IV класса «Колпинская» с пассажирским домом (вокзалом), выполненным по типовому проекту. Участок Санкт-Петербург – Колпино носил название «опытного пути» и стал первым сданным в эксплуатацию отрезком дороги. От Санкт-Петербургского вокзала станцию отделяло 24 версты. Пассажирский дом состоял из общего зала, отдельного помещения для дам и кассы. Для того чтобы станция снабжала товарные поезда водой и топливом, возвели два водоёмных здания и здание для паровой машины. Вероятно, несколько позже построили второе здание вокзала. Когда это случилось, точно установить не удалост. В книге, вышедшей к 150-летию строительства железной дороги, в очерке о станции Колпино утверждается, что «при строительстве <…> с наружной стороны путей устроили пассажирские платформы и у каждой – деревянное пассажирское здание». В других источниках упоминается одно здание пассажирского дома. На карте Колпина 1901 г., подписанной главным строителем АИЗ А.С. Игнатьевым, его рукой обозначены два здания железной дороги. Стояли они не напротив друг друга: со стороны из Санкт-Петербурга здание находилось севернее. Вероятно, оно не имело залов ожидания и носило только административный характер. На «опытном пути» проводилось испытание мостов, подвижного состава, средств связи, земляного полотна и верхнего строения пути. С 1848 г. в широких масштабах производились опытные воинские перевозки, в ходе которых проверялась пригодность к ним различных видов подвижного состава, а также методы погрузки и выгрузки войск. Через Прямой канал, пересекавший железную дорогу за станцией, был построен деревянный мост. В 1849 г. был сдан в эксплуатацию участок Колпино – Чудово. В 1851 г. строительство Санкт-Петербурго-Московской железной дороги было завершено. 19 августа через Колпино проследовал первый поезд до Москвы с императором Николаем I. Позднее (после 1854 г.), царская семья, отправляясь в Москву, нередко добиралась из Царского Села до Колпинской станции, где совершала посадку на поезд. С началом регулярного движения в Колпине останавливались все поезда (их пунктами назначения были Москва, Бологое, Чудово, Любань). С 1852 г. на станцию в почтовом вагоне стала доставляться простая (частная и казённая) корреспонденция. Ежедневно она отправлялась из столичного почтамта и вручалась кассиру.

Облик станции претерпел изменения. С обеих сторон пассажирского здания были сделаны симметричные пристройки. В 1892 г. здание со стороны пути на Петербург подверглось капитальному ремонту: изменилась внутренняя планировка т значительно увеличилась высота помещения. Открытое 1 сентября 1893 г. здание было "принято за тип для подобных работ", то есть послужило образцом для остальных типовых вокзалов на этой магистрали. В обновлённом виде вокзал имел три входа: центральный вёл в большое помещение III класса с расположенной в нём кассой; через двери левого флигеля пассажиры попадали в залы I и II класса с отдельной комнатой для дам; двери правого флигеля вели в административную часть вокзала, где находились помещения начальника станции и железнодорожный телеграф. Фасад вокзала был обильно декорирован резными деталями, что придавало ему вид нарядной загородной дачи с элементами русского зодчества. Залы каждого из трёх классов имели буфеты. Поэтому, как пишет "Царскосельское дело", буфет III класса любили посещать колпинские рабочие по окончании трудовой недели. На Колпинской станции останавливались все поезда дальнего следования. Начали ходить поезда непосредственно до Колпина (раньше они ходили только на праздник летнего Николы). Первое упоминание о таких поездах мы встретили в источнике 1901 г. (Карманный "Весь Петербург"). На железнодорожной станции существовал медицинский кабинет, в котором оказывалась первая помощь. В 1913 г. количество ежедневно проходивших поездов в обе стороны превышало 100.                                      

(Сизёнов Е. П., Иволга Р. С., Ефимова Г. А. «История Колпина» (СПб, 2007), С. 58-59, 140; добавил: GeorgiaG)

 

Колпино - одна из первых станций на Николаевской железной дороге Санкт-Петербург - Москва. Первый пассажирский поезд прибыл на станцию Колпино 5 мая 1847 года, положив начало регулярного движения поездов на этой железной дороге. В том же 1847 г. в Колпино был открыт первый «пассажирский дом». К сожалению, его изображение не сохранилось. Сохранился лишь его план - в здании имелся общий зал, отдельное помещение для дам и кассы.

Вокзал в Колпино был перестроен в начале 1890-х годов и открыт 1 Сентября 1893 г. Сохранился ряд его изображений на почтовых фотооткрытках. Судя по изображениям, это было не просто деревянное вокзальное здание, но и целый комплекс пристанционных построек, в том числе каменных. Появились пристройки, в которых размещались залы и класса и кабинет начальника станции. Деревянная постройки на платформе была выполнена в инженерном стиле с узорчатой резьбой в стиле дачных домов того времени.

В годы Великой Отечественной войны в результате вражеских обстрелов и бомбёжек деревянное здание этого вокзала было разрушено до основания, а каменные частично (разобраны после войны). 

Новый проект вокзала в Колпино был разработан в 1949 г. в мастерской арх. М.Я. Климентова, выдержан в стиле сталинского ампира, и составлял единое целое с новым архитектурным ансамблем Привокзальной площади. Увы, возвести его не успели. Вместо него, сразу после войны, в 100 м южнее разрушенного дореволюционного вокзала были сооружены две деревянные ж.д. платформы с деревянными залами ожидания, просуществовавшие до начала 1970-х годов.                                                                                                                                                   (добавил: Михаил М)

 

В 1930-е гг. благоустраивались вокзал и привокзальная площадь. На вокзале был открыт буфет, отремонтированы туалеты, в зал ожидания проведено радио. Дорогу около вокзала замостили булыжником и частично заасфальтировали. На ленинградской стороне был разбит обнесённый палисадником сквер с клумбами, в нём установлены скамейки.

(Сизёнов Е. П., Иволга Р. С., Ефимова Г. А. «История Колпина» СПб, 2007, С. 309; добавил: GeorgiaG)

 

Ансамбль площади и прилегающего микрорайона создавался после войны в мастерской одного из великих зодчих Ленинграда Михаила Яковлевича Климентова. Если бы в то время удалось построить и вокзальное здание, то в Колпино был бы замечательный архитектурный ансамбль, соперничающий с вокзальной площадью в Пушкине. Однако из-за надуманных обвинений в «архитектурных излишествах» Климентов попал в опалу, и спроектированное им здание колпинского вокзала осталось на бумаге.

(Лариса Бурим "За заводскими воротами. Прогулка по родному городу", "Ижорец" №12 (10670) от 25 августа 2014 г.,, С. 8; добавил: GeorgiaG)

 

1974 год: Началась реконструкция железнодорожной станции Колпино".

1979 год: Закончено строительство вокзального комплекса на железнодорожной станции Колпино и построен железнодорожный путь к овощебазе".

(Колпинский альманах "Ижорские берега", выпуск №4. С. 200. Изд-во Буковского, 2001 добавил: GeorgiaG))  

 

 

  • фото

    Фото 1950-х.
    Вид в сторону Москвы

  • фото

    Вид на станцию со стороны
    Лагерного шоссе. Фото 1958

  • фото

    Вид в сторону
    Санкт-Петербурга.
    Фото 1968

  • фото

    Зал ожидания,
    центральная часть.
    Фото 1969

  • фото

    Вид в сторону
    Санкт-Петербурга.
    Фото нач. 1970-х

 

В начале 1970-х платформа стала железобетонной, на ней появились новые билетные кассы и зал ожидания (на восточной платформе). В конце 1970-х был сооружён подземный переход к платформам (до этого пассажирам приходилось пользоваться переходом у ж.д. переезда).

В середине 2000-х годов в результате очередной реконструкции все постройки на платформе были демонтированы, новые билетные кассы устроены перед входом на платформу, а на самой платфоме сооружён лишь небольшой зал ожиданий из разборных пластиковых панелей.

В начале 2010-х годов ж.д. платформа была обнесена высоким железным забором, боковые лестницы с платформы были ликвидированы, а вместо них сделан единственный вход и выход через систему турникетов, крайне неудобный и создающий давку при выходе из него.                                                                                                  (добавил: Михаил М)

  • фото

    Вид в сторону
    Санкт-Петербурга.
    Фото 1989

  • фото

    Фото середины 1990-х

  • фото

    Вид в сторону
    Санкт-Петербурга.
    Фото 1990-х

  • фото

    Ж.д. платформа со стороны
    Лагерного шоссе
    Фото - Михаил М., 2002.

  • фото

    Вид на ж.д. станцию
    со стороны Лагерного
    шоссе. Фото 24.02.2003

  • фото

    Вид на станцию
    (незадолго до её реконструкции)
    с ж.д. моста. Фото 26.03.2006

  • фото

    Вид станции после
    реконструкции.
    Фото 02.01.2020

  • фото

    Вид станции со стороны
    Привокзальной площади.
    Фото 02.01.2020

  • фото

    Вид станции со стороны
    Лагерного шоссе.
    Фото 02.01.2020

  • фото

    Вид с платформы
    в сторону Санкт-Петербурга.
    Фото 01.10.2019

  • фото

    Зал ожидания
    на восточной платформе.
    Фото 02.01.2020

  • фото

    Спуск с западной
    платформы к турникетам.
    Фото 02.01.2020

  • фото

    Спуск с западной
    платформы к турникетам.
    Фото 19.05.2019

  • фото

    Зал ожидания на западной
    платформе.
    Вид с юго-восточной стороны
    Фото - Михаил М. , 06.01.2020.

  • фото

    Зал ожидания на западной
    платформе.
    Вид с восточной платформы.

  • фото

    Зал ожидания на западной
    платформе.
    Вид с северо-восточной стороны.
    Фото - Михаил М. , 12.01.2020.

  • фото

    Вид на кассовый павильон
    со стороны Лагерного шоссе.
    Фото - Михаил М. , 06.01.2020.

  • фото

    Вид на кассовый павильон
    от Лагерного шоссе.
    Вид с северо-восточной стороны.

  • фото

    Выход из подземного перехода
    в сторону Лагерного шоссе.

  • фото

    Подземный переход
    между ж.д. платформами.
    Фото - Михаил М. , 04.01.2020.

  • фото

    Спуск с восточной платформы
    к турникетам.
    Фото - Михаил М. , 15.02.2020.

  • фото

    Спуск с западной платформы

  • фото

    Интерьер зала ожидания
    на западной платформе.
    Фото - Михаил М. , 06.04.2020.

  • фото

    вид со стороны ж/д переезда
    Фото -
    GeorgiaG, 25.05.2020.

  • фото

    Железнодорожный переезд
    у платформы.
    Фото - Михаил М., 27.08.2021.

  • фото

    Кассовый павильон.
    Вид с юго-восточной стороны.
    Фото - Михаил М., 03.09.2021.

4 комментария
2025 просмотров
Добавил: Михаил М., 2 Января 2020, 19:54
Редактировано: 27 Марта 2023, 19:52
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31087.html' target='_blank'>Станция Колпино на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
  • 12 Мая 2020, 23:00

    "1974 год: Началась реконструкция железнодорожной станции Колпино". Колпинский альманах "Ижорские берега", выпуск №4. С. 197. (Изд-во Буковского, 2001).  "1979 год: Закончено строительство вокзального комплекса на железнодорожной станции Колпино и построен железнодорожный путь к овощебазе". Колпинский альманах "Ижорские берега", выпуск №4. С. 200. (Изд-во Буковского, 2001).  

  • 22 Мая 2020, 11:10

    "Вечером 30 января 1944 г. из Ленинграда пришёл первый пассажирский поезд. Вскоре было восстановлено железнодорожное сообщение с Москвой". Г.А. Ефимова, Е.П. Сизёнов "ОБОРОНА ГОРОДА КОЛПИНО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ".

  • 11 Февраля 2023, 18:18

    Фото 10 не Колпино. Это вид с перрона ст. Ржевка в сторону города. Да и фото 11 тоже не Колпино.

  • 27 Марта 2023, 14:05
    Ответ на "Фото 10 не Колпино. Это вид с перрона ст. Ржевка в" от Сергей Беляев

     На фото № 10 чётко виден памятник красноармейцам и дом со шпилем на углу Комсомольского канала - как это может быть НЕ Колпино????

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2561
Всего сегодня: 6451