Публикация

Доходный дом Д. П. Кандаурова - Доходный дом Е. К. Лытниковой

Здание на карте
фото
Архитекторы: Голосуев А. К.
Год постройки: 1905
Стиль: Модерн

Доходный дом Д. П. Кандаурова -                        модерн

Доходный дом Е. К. Лытниковой (Список...)

ул. Блохина, 12

1905 - техн. Голосуев Агурьян Киприанович   ([99])

 

 

Д. П. Кандауров - инж. путей сообщения, гласный городской думы.

 

В доме кв. 24 в 1910-е гг. занимало Общество любителей мироведения под председательством Н. А. Морозова.          (добавил - Ирина Бойко)

  • фото

    Фрагмент карты 1913 г.

  • фото

    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.8637

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.197

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    (добавил Wagon )

  • фото
  • фото

    РГИС 2022 г.
    (добавил люблюпитер )

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Е. К. Лытиковой по Церковной ул., 8а  Крайние даты документов: 1905 Количество листов: 10                                                                                              ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 8637

 

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1163)

39 комментариев
10535 просмотров
Добавил: Mary, 16 Декабря 2008, 03:16
Редактировано: 7 Июня 2022, 01:13
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3084.html' target='_blank'>Доходный дом Д. П. Кандаурова - Доходный дом Е. К. Лытниковой на Citywalls.ru</a>
Всего 39 комментариев
  • 23 Мая 2011, 21:32

    Во всех городских документах - Дом Е.К.Лытиковой, а не Лытниковой.

  • 23 Мая 2011, 22:16

    Список нам врал уже не раз... Лытикова-Лытникова это какой год?

    ВП на 1908 г. дом 12-7 (тут получается проходил Успенский переулок) принадлежал Отто Людвиговичу Игнатовичу, а за переулком находился  дом 12а, Екатерины Мих. Урлауб.  Дмитрий Петрович Кандауров владел домом 8а (О. IV Стб. 466).

    ВПг на 1917 г. 8а - насл. Кандаурова. 12 а - 2-го Российского страхового общества, потом 12-7 Игнатович Елизаветы Михайловны, а потом Успенский переулок(О. IV Стб. 420).. Получается, что дом 12а "переехал" ???

    Кстати (оф-топик), прочитав это посмотрела годы жизни Игнатовича - по топохрону  он скончался в 1915 г., что  вполне соответствует ВП - изм. дмвл. Но не так давно видела его могилу на Никольском кладбище Лавры - там год смерти 1927 (есть фото).

  • 23 Мая 2011, 22:19

    Нет ссылок в публ.

  • 23 Мая 2011, 22:33

    ВП на 1894 (О. IV Стб. 402).  1896 (О. IV Стб. 330).

    1897 г. (О. IV Стб. 330) д.12 на углу Грязного пер. принадлежит Люб. Ив. Копейщиковой.

    ВП на 1901 (О. IV Стб. 410)  владельцы  - Копейщиковы и др. наследники - несколько чел.

    ВП на 1905 (О. IV Стб. 421) 12 - Игнатович, 12а Урлауб, потом Грязной пер.  Похоже  в спр. на 1908 опечатка.

     

  • 23 Мая 2011, 22:34

    Откуда тогда взялась Лытикова-Лытникова?

  • 23 Мая 2011, 22:45

    Есть дом вдовы действительного статского советника Е.К.Лытиковой, по Церковной улице. Техник-строитель А.К. Голосуев.

    где-то я видел, что Блохина улица бывшая Церковная, или ошибаюсь?

  • 23 Мая 2011, 23:02

    Блохина, действительно, бывшая Церковная. А где есть и в каком году?

    В Топохпроне на Голосуеве есть такая строка

    6. Доходный дом. Ул. у, 12. 1905.

    Это то что осталось?

    Может владельцы [99] заглянут, что там?

  • 23 Мая 2011, 23:08

    если это Церковная улица, то дом вдовы действительного статского советника Е.К.Лытиковой в 1905 году был под номером 8А. Видимо и нумерация домов менялась

  • 23 Мая 2011, 23:12

    Отбил № 99 и понял, почему сразу не написал ссылку. В адресном  указ-ле дано ул. Блохина, 12 - С. 104. На с. 104 действ-но есть часть списка построек Голосуева. Но вот далее так:

    6. Доходный дом. Ул. у, 12. 1905.

    Это цитата п. 6 из списка, в к-ром др. построек с ул. Блохина нет. На той же с. 104 в списках др. арх-ров ул. Блохина не встреч.

    Кстати, ул. Блохина включила в себя не только Церковную ул. насколько я помню, но и пер. Под рукой не записей - я как раз занимался вычиткой справки по скверу и прорубке улиц неск. лет назад.

  • 23 Мая 2011, 23:13

    Общество любителей мироведения под председательством Морозова Николая Александровича собиралось в помещении СПб Консерватории - это сообщает ВП на 1913 г. (О. I Стб. 824). Секретарь общества Назицын Влад. Алекссев. (Церковная 8а кв. 24). Т. о. общество, похоже привязано к дому Кандаурова, а он по ВП и был 8а

  • 23 Мая 2011, 23:14

    Церковная включила в себя часть Провиантской ул.

  • 23 Мая 2011, 23:17

    В № 101 указано, что Провиантская - это Церковная до 1887 года. Нет, там был опред-но пер. Пытаюсь найти, где может быть в комп. сохр-сь черновой вар-т справки.

  • 23 Мая 2011, 23:22

    да, точно Провиантской улицей она была до 1887 года, а еще ранее Малая Никольская улица, но нас интересует 1905 год,

  • 23 Мая 2011, 23:22

    ВП на 1905 г указывает только дом 8 по Церковной ул. , он принадлежал Василию Яковлевичу Костылеву. В ВП на 1908 г. 8а - Кандаурова, а 8 по-прежнему Костылеву. Справочника на 1906 у меня нет. На 1907 только алфавитка - Лытикова Екатерина Константиновна вд. дсс проживала в Гатчине и владела двумя домами (или одним угловым) - увы проверить какими не могу.

     

    По ВП на 1905 г. она владелица одного дома - по 3-й Роте Изм. полка, 4

  • 23 Мая 2011, 23:31

    Если  Блохина улица ранее, т.е. с 1887г. по 1923 г. была Церковной улицей, то соответственно  по Церковной улице номер 8А находился дом вдовы действительного статского советника Е.К.Лытиковой. Техник-строитель А.К. Голосуев. Имеются чертежи дома: фасады, разрезы, поэтажные планы. Подл., тушь, акв., бум. 31х220

     

    Источник информации ЛГИА, ф.513, оп.102, д.8637, 10л,  1905г.

     

  • 23 Мая 2011, 23:37

    По Церковной улице  номер 8 - дом действительного статского советника В.Я. Костылева. Архитектор В.Ф.Пруссак. год 1901

     

  • 23 Мая 2011, 23:37

    Справку нашел, но увы, там этого нет. Есть только вот это - справка была сделана в связи с протестами местных жителей против стр-ва на месте сквера около собора 4/5-этажного здания с парковкой:

    "...на спорной территории по Церковной ул. к 1917 г. располагались не только 2 церковных дома (№№ 14 и 16), но и – под № 14а - частновладельческая постройка управляющего Петроградского отделения Государственного дворянского земельного и крестьянского поземельного банка П.П. Домерщикова (Весь Петроград на 1917 г. Пг., 1917. Ст. 355)".

  • 23 Мая 2011, 23:43

    Конечно, Весь Петербург тоже не истина в последней инстанции, но  на 1903 г. дом 8 по Церковной ул. уже Костылева.  Не знаю что думать по этому поводу...

     

    Что касается переулка - то там  ул. продлевалась по трассе совр. Любанского пер. - углом (1849г.) А в 1887 г. выделена  была Любанская ул. кот. сейчас переулок.  (Топонимическая энциклопедия)

  • 23 Мая 2011, 23:46

    Согласно Топохрону Вас. Федор. Пруссак построил дом 10 по ул. Блохина

     

    По ВП на 1905 и 1908 гг. дом 10 принадлежал Конст. Никол. Телегину

  • 24 Мая 2011, 21:19

    По поводу источника 99, номера дома и архитектора.

    Да, в Справочнике Кирикова на 104 странице действительно обрыв в информации. Но в Справочнике "Перечень вновь выявленных объектов" за 2001 год, стр. 267, под номером 1163 указан дом Е. К. Лытиковой, техник А. К. Голосуев, 1905

     

    Кружок «Хельфернак» («Художественно-литературная, философская и научная академия»), затем «Братство Святого Серафима Саровского», 1920-е гг. Организатор – преподаватель Лентовской школы И. М. Андреевский. Участником был Д. С. Лихачев. – Д. С. Лихачев «Воспоминания», стр 172 (изд-во LOGOS, СПб, 1999)

  • 24 Мая 2011, 23:04

    "Список вновь выявленных...", к сожалению, имеет количество ляпов почти запредельное. В него иногда вносятся исправления, уточняются адреса и т. п., но в сети паралельно присутствуют разные временные версии.

    Мне пока так и не удалось уяснить про Лытикову где-либо кроме "Списка..." указано? И если указано, то где? В ВП она присутствует в 1905, 1908 гг., но никогда не указывается владелицей дома на Церковной ул.

     

    taniafa  кружок «Хельфернак» это к чем? Он здесь находился?

  • 24 Мая 2011, 23:06

    А что за Лентовская школа? Это б. гимназия Лентовской?

  • 24 Мая 2011, 23:08

    Кириков в №36, изд. 2003 года. Указывает на стр. 480: Доходный дом Е.К. Лытиковой, 1905 год, техник  А.К. Голосуев

  • 24 Мая 2011, 23:15

    А в № 36 ссылки не даются?

  • 24 Мая 2011, 23:17

    Церковная, 8 - Лытиковой Екатерины Константиновны (ВПб на 1907. О. 4. Стб. 441)

    Лытикова Екатерина Константиновна, вд. д.с.с. Гатчина. Багговутовская, 54 (О. 3. С. 423). О Лытиковых, в том числе и о ней, см.:

    http://history-gatchina.ru/estate/way/way7.htm.

    Посмотрела Церковную на 1897, 1907 и 1917. На 1897 литер еще нет и в квартале дома: 6, 8, 10, 12. На 1907 - уже 6, в т.ч.

    6а на углу после  Провиантской,

    6б - Мих. Абр. Ушакова,

    8 - Лытиковой,

    8а - Костылева Вас. Як.,

    10 - Телегина Конст. Никол.,

    12 - Игнатовича.

    На 1917 -

    6а-12 - Смирновой,

    6б - Ушакова,

    8а - Кандаурова наследн.,

    10 - Телегиных,

    12а - 2-го Росс. страх. о-ва,

    12-7 - Игнатович Елиз. Мих.  (Стб. 420).

    Непонятно вот что: на 1917 в квартале 6 домов, а сейчас получается 7 номеров, при том, что ДК такой длинющий, что и за 2 сойдет. 

  • 24 Мая 2011, 23:31

    Тогда складывается, что к началу 1905 г.  домом владел Костылев или Костырев (надо проверить где описка). Похоже Лытикова купила у него владение  примерно в это же время. раз дом строился для нее в 1905 г. И скорее даже не владение, а его часть.

    1906 г. у нас нет. По ВП на 1907 г. она владелица дома 8, а Костырев дома 8а, а  по ВП на 1908 г.домом 8а уже владеет Кандауров, а домом 8  Костылев - литера "гуляет" ( в ВП на 1908 в разделе 4 Костылев - посмотрела). 

    Ладно, с этим более или менее ясно. А что с нумерацией? По ВП все это касается дома 8. Их сейчас два или один? 

  • 24 Мая 2011, 23:38

    Извините: КостыЛев Вас. Як., д.с.с. Церковная, 8 (ВПб на 1907. О. 3. С. 356).

  • 24 Мая 2011, 23:47

    А вот на 1908:

    после Провиантской (так!)

    4а - Бурцева

    6а-12 - Смирновой

    6б - Ушакова

    8а - Кандаурова Дм. Пет.

    8 - Костылева 

    10 - Телегина

    12-7 - Игнатовича (О. 4. Стб. 465-466)

    Кандауров Дм. Пет., д.с.с. Моховая, 41. МПС (О. 3. С. 323).

    Какая-то улица действительных статских советников.

  • 24 Мая 2011, 23:54

    Вполне даже :)) Учитывая в целом контингент П.С. до постройки Троицкого моста, то около большого храма, территория рядом с к-рым была вполне благоустроена, по сравнению с прочими улочками и переулками, селиться было вполне прилично. Равно как и недвижимость иметь выгодно.

  • 25 Мая 2011, 00:02

    В общем, все равно ничего не понятно, т.к. сейчас на один № больше, чем в 1917. Прошла по панораме - здесь представлены все дома. Но как это свести?

  • 25 Мая 2011, 00:09

    Попытаться по угловым привязать, наверное. Церковь  стояла и стоит, правда тогда она номера не имела. Сейчас карту поставлю. Но разбираться сегодня я уже пас...

  • 25 Мая 2011, 00:14

    А я давал кусочек из справки по скверу - там были дома по старой нумерации, по-моему. А автор справки сверяла неск. планов.

  • 25 Мая 2011, 00:38

    Что значит - по старой, когда каждый год все по-разному. Видели же.

  • 25 Мая 2011, 00:43

    Там была ссылка на 1917 - в кусочке, что поместил. Ой куда по Блохина поместил :))? Здесь или рядом...

    Коллега разбиралась в истории участков около собора от ныне идо веку, дабы выявить, кому же историч. принадлеж. они на самом деле, кто занимался благоустр-вом и т.п. Так она сравнивала док-ты гор. думы и планы. А нумерацию давала, как я понял (у меня только часть сохранилась справки - случайно), на 1917.

  • 25 Мая 2011, 11:00

    Церковная, 8 - судя по ВПб, участок был разделен на 2 в конце 1904 - нач. 1906.

    С ВПб на 1903 (на 1902 нет) по ВПб на 1905 (на 1906 нет) - 8 - Костылева Вас. Як.

    ВПб на 1907 - 8 -Лытиковой; 8а - Костылева;

    на 1908 - 8а - Кандаурова Дм. Пет.; 8 - Костылева В. Я.;

    на 1916 - 8а - Кандауровых насл.; 8 - Костылева В. Я.;

    на 1917 - 8а - Кандауровых насл. (О. 4. Стб. 420).

    Дом 8 не показан, НО - Костылев Вас. Як. - отст. д.с.с. Церковная, 8. Д. 420 (О. 3. С. 345). Вроде теперь все на местах - участков на 1917 столько же, сколько сейчас.

    Итог: с 1900 (ВПб на 1900 нет) весь участок 8 принадлежал Костылеву В. Я. В 1904-1906 он был разделен на 2 части. Одна принадлежала Лытиковой - Кандаурову - его наследникам, другая все время Костылеву.

    Несмотря на то, что литера плавала, принадлежность этих двух домов определена, видимо, правильно, т.к. предыдущий дом (10) явно более ранний, т.е. принадлежавший Костылеву. Вроде так.

    В любом случае правильно было бы в титуле поменять местами Лытикову и Кандаурова. 

     

  • 12 Апреля 2015, 19:04

    Благодарю за наводку.

    Если бы в результате дискуссий в публикации появлялось бы нечто вроде:

    в таком-то году дом имел номер такой-то, а вот в таком-то уже такой.

    Это позволило бы исключить опрометчиво помещаемые сведения.

    А свои ошибки и опрометчивости я исправляю сам, поэтому прошу убрать опрометчиво размещенные мною сведения из вышеприведенного комментария.

     

    1922: Общество любителей мироведения, Церковная, 8-а. («Весь Петроград - 1922". Кол. 660).

  • 2 Декабря 2017, 20:45

    В поисках родственников, погибших в блокаду, нашел нумерацию домов по домовым книгам:

    Ерохин Виктор Гаврилович, 1931 г. р. Место проживания: ул. Блохина, д. 12/7, кв. 28. Дата смерти: март 1942. Место захоронения: Серафимовское кладб. (Блокада, т. 9)

    Ерохина Зинаида Гавриловна, 1930 г. р. Место проживания: ул. Блохина, д. 12/7, кв. 20. Дата смерти: февраль 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 9)

    Ерохина Пелагея Григорьевна, 1903 г. р. Место проживания: ул. Блохина, д. 12/7, кв. 20. Дата смерти: апрель 1942. Место захоронения: Серафимовское кладб. (Блокада, т. 9)

     

    Источник: Книга Памяти "Ленинград. Блокада. 1941-1944"

  • 7 Декабря 2020, 19:10

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Е.К.Лытиковой по Церковной ул., 8а

    Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.8637Крайние даты документов: 1905Количество листов: 10Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/8637

  • 5 Августа 2021, 15:50

    Распоряжением КГИОП «Дом Е.К. Лытиковой» (ул. Блохина, д. 12, лит. А) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

     

    Информация об объекте на сайте КГИОП - https://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/62267/?page=3&querystring_key=page.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32213
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 8415