Публикация

Большой театр кукол

Здание на карте
фото
Архитекторы: Володихин И. П.
Год постройки: 1912-1913
Стиль: Модерн

Большой театр кукол 

             ул. Некрасова,10

пам. арх. (регион.)

1912-1913 - арх. Володихин Иван Петрович  ([99], C. 79)

 

cм.   ул. Некрасов, 10

 

 

Театральные помещения были спроектированы в здании изначально.

В этом доме находился театр П. П. Гайдебурова и выставочные залы.

С 1919 г. работал театр-студия С. Э. Радлова.

 

  • фото

    "Театры Ленинграда"
    1964 г. С. 75

  • фото

    Тарановская М.З.
    Архитектура театров
    Ленинграда. 1988

    pastvu.com

  • фото

    1995 г.
    pastvu.com

  • фото
  • фото
  • фото

    Артисты Владимир
    Корзаков и Владимир
    Мартынов исполняют
    номер "Дрессированный
    тигр". Ленинград
    1968 г.

  • фото

    Артистка Киселева
    с куклой Лаурой

  • фото
  • фото

    1981 г. Книга,
    изданная к
    50-летию
    театра

В 1931 г. в Ленинграде возник еще один театр кукол по инициативе артистов-энтузиастов, объединенных в коллектив режиссером С. Шапиро. В конце 30-х годов коллективу предоставляется помещение в здании по улице Некрасова, 10, и постепенно театр из передвижного становится стационарным. В 1957 г. ему присваивается название - Большой театр кукол. <...>

Зрительный зал небольшой, на 517 мест, вспомогательные помещения  не отличаются особым удобством, но обстановка уютная, созвучная камерному характеру театра.                                          ([17]. С.205,207; добавил: Lonely Walker)

Ранней весной 1931 г.  в маленьком деревянном доме на Костромском проспекте, что у Поклонной горы, раздавался стук молотка, летали стружки, пахло клеем, смолистыми опилками, краской и уксусом. Засучив рукава, двое молодых людей сколачивали рейки, перекрашивали кусок добытого с трудом бархата, сосредоточенно разбирались в лоскутах разноцветной материи. Это были Нина Константиновна Комина и Абрам Александрович Гак, решившиеся на создание
нового кукольного театра в Ленинграде. Они и создавали его здесь, на квартире Нины Константиновны: мастерили ширму, декорации, шили костюмы куклам.  

Оба закончили драматические студии (Н. К. Комина в Ленинграде, А. А. Гак в Горьком), оба работали некоторое время в коллективе кукольников, носящем название «Театр маленьких строителей». Там и состоялось их знакомство. К работе был привлечен хозяин дома, на какое-то время ставшего мастерской, - художник В. Ф. Комин. Пристроившись в углу, он вырезал из дерева головки персонажей будущих спектаклей. Забежала в гости «на огонек» актриса А. Н. Гумилева, да так и осталась помогать в деле, захваченная общим подъемом. А вскоре к маленькой труппе присоединился и музыкант-аккомпаниатор М. Г. Аптекарь. Эти пять человек и стояли у истоков Большого театра кукол. Здесь же, на Костромском проспекте, начались репетиции первого спектакля.    Одну из последних репетиций увидели руководители Дома коммунистического воспитания детей Смольнинского района и предложили пятерым энтузиастам зачислить их в штат.  Открылся театр 16 мая 1931 г. спектаклем «Инкубатор» по пьесе JI. Я. Циновского.   Ни собственного помещения, ни даже отдельной комнаты в Доме коммунистического воспитания детей на проспекте Володарского, 49 (ныне Литейный) у театра не было. Актеры взяли чемоданы с куклами, ширму, необходимый реквизит и отправились в школу № 36 на первое представление.  

Режиссер С. Н. Шапиро, возглавивший молодой коллектив в 1932 г. Закончив в 1927 г. Школу русской драмы при бывшем Александринском театре, Шапиро переехал в Москву, держал экзамен к В. Э. Мейерхольду. Учеником знаменитого режиссера С. Н. Шапиро был только несколько месяцев. В середине 1928 г., когда Мейерхольд уехал на продолжительное лечение, С. Н. Шапиро возвратился в Ленинград. Возглавлял полупрофессиональный Театр рабочей молодежи на Васильевском острове, выступал в качестве театрального рецензента в ленинградской прессе. А с 1932 г. и до конца своей жизни он директор и художественный руководитель кукольного театра. Шапиро сразу же упорядочил деятельность труппы, добился, чтобы коллективу выделили отдельную комнату в Доме коммунистического воспитания детей, привлек в театр авторов, художников, композиторов. Вскоре после его прихода увеличилась и труппа. Дебютом С. Шапиро стал спектакль по пьесе Я. Ялунера «Завоюем улицу», показанный в 1932 г. Первый опыт был успешным. Для  следующей постановки выбрал пьесу Л. Левина «Борьба продолжается», повествующую о сопротивлении рабочего класса Германии фашизму. Спектакль был выпущен в 1934 г.  В постановке было много неожиданного для театра кукол середины 30-х годов. К примеру, в сцене разгона демонстрантов, протестующих против фашизма, звучал выстрел, падала фигура рабочего, и на ширме, как язык пламени, возникал кусок ярко-красного колеблющегося шелка. Или же в самые патетические моменты действия раскрывались створки деревянной ширмы, вперед на авансцену выходили одетые в юнгштурмовки актеры и обращались к аудитории.
Спектакль как бы подводил итог агитационным зрелищам и открывал перед коллективом новые творческие перспективы.

Придавая первостепенное значение изобразительной культуре кукольных представлений, коллектив театра работал в тесном содружестве с художниками. Вместе обсуждали форму будущих спектаклей, спорили над эскизами декораций, добивались предельной выразительности кукол. Так было с В. Ф. Коминым, оформившим первые спектакли театра, так было и с мастерами театрально-декорационного искусства, художниками-скульпторами, пришедшими ему на смену: Н. Н. Ивановой, М. А. Григорьевым, Е. П. Якуниной, Н. Н. Константиновской. Эти художники внесли значительный вклад в развитие театра.

К концу 30-х годов в театре насчитывалось более десяти спектаклей.  Значительным событием в жизни коллектива стал спектакль «Бевронский луг» по роману Р. Роллана «Кола Брюньон». Это была первая проба театра в инсценировке серьезного литературного произведения. Премьера  состоялась в мае 1937 г.  В 1938 г.  коллектив обратился к повести В. Катаева «Белеет парус одинокий». Ее инсценировщиком и режиссером постановки был С. Н. Шапиро. В 1939 году театр ставит пьесу И. Карнауховой и М. Туберовского «Илья Муромец», в которой прославлялись лучшие качества народного героя.  С этой совместной работы началась дружба и тесное сотрудничество театра с И. Карнауховой. Через год кукольники поставят ее новую пьесу, написанную по сказке братьев Гримм. В «Храбром портняжке»   весело и увлекательно рассказывалось о похождениях неунывающего героя, сумевшего благодаря находчивости и смекалке победить огромных великанов, одурачить знатных вельмож. В 1940 г. театр впервые на советской кукольной сцене осуществляет постановку пьесы Н. Гернет «Аладин и волшебная лампа». Спектакль привлекал и красочным оформлением Е. П. Якуниной, и интересными актерскими работами.

К концу 1930-х гг.  о театре заговорили как о вполне сложившемся творческом коллективе. Отмечалась его самостоятельность в выборе репертуара, постановочная культура, рост актерского мастерства. Со своими работами театр знакомил не только ленинградцев, но и зрителей других городов нашей страны, ежегодно выезжая на летние гастроли.

Необходимость собственного помещения была очевидной, об этом говорилось и в письме работников театра, опубликованном ленинградской «Красной газетой» в 1938 г.: «Театр временно приютился в Доме коммунистического воспитания молодежи. В 15-метровой комнате помещаются дирекция, канцелярия, актеры, оркестр. Здесь же проходят репетиции. На сцене холодно, сыро, мастерской для работы нет». Обращение кукольников вызвало отклик у театральной общественности города. «Театр, заслуживающий внимания» - назвал свою заметку Е. С. Деммени. выступивший в поддержку коллег на страницах той же «Красной газеты». Несколько месяцев спустя коллектив получил, наконец, стационар на улице Некрасова, в доме 10. Кончилась кочевая жизнь. А в 1941 г. театр был включен в систему государственных.
Десятилетие он встретил уже как Второй государственный театр кукол.

Война резко изменила прежний уклад жизни. Покинув свои квартиры, работники театра перешли на казарменное положение.   Часть работников театра - среди них были А. А. Гак, заведующий музыкальной частью Б. А. Бот — ушла в армию, часть эвакуировалась с семьями. Оставшиеся дежурили на крышах, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, помогали друг другу выжить.  Мастера Второго ленинградского государственного театра кукол... Их, разделивших судьбу осажденного города, оставалось совсем немного: В. Г. Беляков, Т. С. Белякова, М. Г. Бровман, Е. Н. Вартанов, О. И. Горбунцова, Н. В. Комарова, Н. К. Комина, Т. А. Максимовская, С. А. Рубенович, В. Т. Фарберг, В. В. Фейтен, С. Н. Шапиро. Зимой 1941 г. кукольники устроили новогоднюю елку для детей блокадного Ленинграда. Выступали с «Аладдином и волшебной лампой».  В феврале 1942 г. было принято решение об эвакуации театра. По ледовой дороге коллектив вывезли из осажденного города и направили в Новосибирск.

1 апреля 1944 г. коллектив навсегда вернулся в Ленинград, в родной дом на улице Некрасова. Большой удачей коллектива можно назвать спектакль «Аленький цветочек», поставленный С. Н. Шапиро в конце 1945 года по пьесе И. Карнауховой и Л. Браусевича.

Постепенно налаживалась жизнь коллектива. В театр был принят второй режиссер М. М. Королев, труппа пополнилась актерами: Е. Р. Ваккеровой, Ф. И. Ивановым, В. М. Козловой, В. Ф. Костровой, В. В. Кукушкиным, И. И. Нахбо, О. С. Погольской, С. Э. Струппуль, Б. А. Сударушкиным.
В репертуаре появились новые спектакли: «Пятак и Пятачок», «Сказка о храбром солдате», «Дюймовочка». Верный своим привязанностям, театр продолжает работать с Н. Гер- нет, обращается к драматургии Е. Шварца, впервые привлекает к работе для кукольного театра А. Бруштейн.
Успешное сотрудничество с И. Карнауховой и Л. Браусевичем было плодотворным и в спектакле «Сказание о Лебединце-городе», созданном той же постановочной бригадой: С. Шапиро, И. Коротковым, Н. Константиновской. Это была последняя работа С. Н. Шапиро. Вскоре после премьеры тяжелая болезнь оборвала жизнь художественного руководителя коллектива. Труппу возглавил М. М. Королев.
В 1950 г. на сцене появилась сказка «Иван - крестьянский сын», написанная актером Б. А. Сударушкиным.  

Третье десятилетие начиналось для театра с испытания «на прочность». Занятое восстановлением и подъемом народного хозяйства, государство в трудные послевоенные годы не в состоянии было оказывать театру достаточную экономическую поддержку. Огорчала и драматургия. По-настоящему талантливые произведения, созданные для кукольников, можно было буквально пересчитать по пальцам.  Этими причинами и объясняется тот факт, что из множества спектаклей для детей, выпущенных коллективом на третьем десятилетии жизни, лишь некоторые оставили свой след в истории театра. Среди них прежде всего необходимо назвать постановки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и стихотворной сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок».

С 1954 г. театр выпускает спектакли для взрослых. В декабре 1954 г. показали свою вечернюю премьеру пьесу Н. Гернет и К. Шнейдер «1002-я ночь». Спустя два года театр показал комедию В. Полякова «И смех, и слезы, и любовь».

С 1957 г. театр называется Большим театром кукол.

В 1957 г. непосредственно в театре была создана инсценировка романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». В 1958 г. коллектив обратился к пьесе венгерских писателей Б. Гадора и С. Дарваша «Прелестная Галатея». Большей свободой в использовании различных выразительных средств отличался и спектакль «Золотой теленок», премьера которого состоялась в 1961 г.

В 1959 г. в театр был принят молодой режиссер В. Б. Сударушкин. Уже его первая работа - спектакль «Жар-птица летит на Марс» - говорила о понимании им особенностей кукольного искусства, показывала смелость в решении сценического пространства. В начале 1960-х гг. М. М. Королев перешел на педагогическую работу в ЛГИТМиК, а коллектив возглавил В. Б. Сударушкин.

(Ленинградскому государственному Большому театру кукол 50 лет Л.: «Искусство» Ленинградское отделение 1982)

  • фото

    Фойе

  • фото

    Пространство под сценой

  • фото

    За кулисами

  • фото

    Декорации

  • фото

    Красильный цех

  • фото
  • фото

    Заготовки кукол

  • фото
  • фото
  • фото

    Вертеп

  • фото

    Пастух с овечкой

  • фото

    Корова

  • фото
  • фото
  • фото

    Зрительный зал
    Фото - K_Samarina ,
    03.12.2016.

  • фото

    Буфет

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2019.

 

В период с 1986 по 1992 гг. после кончины В. Б. Сударушкина театр возглавляли Владимир Анатольевич Маслов, з.д.и. России, Лауреат Гос. премии России, н.а. России, Академик Российского телевидения А. Белинский, В. Богач, приглашались известные режиссеры-кукольники - В. Штейн, Р. Виндерман, В. Бирюков. На афишах театра имена М. Зощенко, Ф. Дюрренматта, Н. Гоголя, Т. Ружевича, Д. Биссета, Б. Шергина и др. Александр Белинский был единственным режиссером после В. Сударушкина, который возобновил в Большом театре кукол репертуар для взрослых.

С 1993 по 2004 гг. театр возглавляла з.д.и. России Алла Александровна Полухина, ученица крупнейшего мастера русского театра Георгия Александровича Товстоногова. А. А. Полухиной поставлены многие спектакли по детской классике, в том числе: «Лисенок, который не хотел быть хитрым» Я. Экхольма, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Соловей» Г.-Х. Андерсена, «Три поросенка» С. Михалкова и др. К сожалению, репертуар для взрослых был в эти годы утрачен, хотя в 1995 г. была попытка возобновить его спектаклем «Непорочный марьяж» («Белый брак») по пьесе Т. Ружевича в постановке Олега Жюгжды.

С апреля 2006 года главный режиссер театра – Руслан Равилевич Кудашов, лауреат высшей Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит» и национальной премии «Золотая маска». Профессиональный актер и режиссер театра кукол, создатель и художественный руководитель театра «Потудань», Р. Кудашов широко известен своими постановками не только в России. 25 октября 2005 г. в Большом театре кукол состоялась премьера спектакля «Вий» в постановке Р. Кудашова (по повести Н. Гоголя). Этим спектаклем театр восстановил традицию БТК иметь на своей сцене репертуар для взрослых. За несколько лет театр побывал на гастролях в разных странах, а его постановки были отмечены множеством наград.                                                                          (информация сайта театра puppets.ru 18.05.2019)

 

 

Памятник регионального значения (Распоряжение мэра Санкт-Петербурга № 108-р от 30.01.1992)

  • фото

    Плитка в холле

  • фото

    Парадная
    лестница

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер,
    05.2019.

3 комментария
5926 просмотров
Добавил: Виктор М, 16 Мая 2019, 16:55
Редактировано: 20 Мая 2019, 15:01
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house30424.html' target='_blank'>Большой театр кукол на Citywalls.ru</a>
Всего 3 комментария
  • 16 Мая 2019, 22:23

    К стыду своему никогда не была взрослой в этом театре. Он занимает весь дом?.

    Чтобы не было просто склада фотографий, предполагаю сделать эту публикацию посвященной исключительно театру.

    Виктор, здесь все фото относятся к театру?

  • 17 Мая 2019, 09:59
    Ответ на "К стыду своему никогда не была взрослой в этом теа" от Наталия

     Да, здесь все фото относятся к театру. А ещё в доме есть лицевая парадная, отдельный вход, её фото тоже в первой публикации. Там самостоятельные госучреждения (центр судмедэкспертизы и детская художественная школа).

  • 19 Мая 2019, 20:21

    Как я помню этот театр в начале и середине 50-х годов прошлого века! Ходили туда с мамой и каждый раз это был такой восторг! Жили недалеко, на 6-й Советской, 3 остановки на трамвае... В фойе был огромный овальный стол, покрытый ярко-синей скатертью и он мне ужасно нравился.   А спектакли, конечно,  ещё больше!  Стоял рояль, но не помню, чтобы на нём играли. Это был праздник для души в тогдашнем послевоенном сером быте. Вот такая лирика.   

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32219
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 13263