Публикация
Александровская колоннаАлександровская колонна
1830-1834 - арх. Монферран Огюст
Высота монолита Александровской колонны свыше 25,5 м, нижний диаметр - 3,66 м, верхний - 3,19 м, масса около 600 т. Венчает колонну бронзовая фигура Ангела, попирающего крестом змею - символ победы добра над злом (скульптор Б. И. Орловский). Лицу Ангела приданы черты императора Александра I. Высота Ангела 4, 26 м. Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания (скульптор П. В. Свинцов, И. Леппе, по эскизам Дж. Б. Скотти). Общая высота Александровской колонны 47, 5 м.
Фундамент устроен в 1830 г., колонна поднята в 1832. (
* Огюст Монферран "Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра". Париж. 1836 г. ** Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 вкладка
Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является «Александрийский столп» монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 г. Это событие произошло в период царствования Александра I, поэтому монумент создан в его честь и носит имя «Александровская колонна». Решение об увековечивании эпохи правления Александра I было принято его братом, императором Николаем I. Работы по сооружению памятной колонны возложили на Комиссию о построении Исаакиевского собора и его главного архитектора Огюста Монферрана. Первоначально Монферран задумал памятник в виде обелиска высотой 35 м и представил несколько вариантов, отличавшихся только оформлением пьедестала. В одном случае его предполагалось украсить барельефами и на лицевой стороне изобразить Александра I в виде едущего на квадриге триумфатора-победителя. Во втором случае по сторонам постамента с посвятительной надписью располагались фигуры Славы и Изобилия. Необычным был третий вариант – с фигурами слонов, поддерживающих обелиск. В том же 1829 г. архитектор разработал еще один вариант – в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом. Этот вариант, в котором есть все элементы исполненной композиции, за исключением завершения колонны, был принят за основу. В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода. Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита. Монферран задумал сделать колонну в огромных размерах, предложив основание и гранитный ствол изготовить из финляндского гранита, а отдельные детали отлить из бронзы. Заготовку для гранитного ствола колонны решили вырубить на находившейся в распоряжении Комиссии в Петерлакской каменоломне, расположенной в 36 верстах от г. Фридрихсгама (ныне - Хамина, Финляндия). Чрезвычайную сложность представляла не только заготовка монолита весом более 600 т, но также его доставка в Петербург и установка. Монферрану приходилось доказывать правильность расчетов, основанных на его богатом опыте. Его объяснения Комиссия нашла убедительными, и в начале ноября того же года проект Монферрана был одобрен, а 13 ноября был представлен на утверждение план Дворцовой площади с указанием места для памятника. Наконец, в начале декабря 1829 г. «Государь Император Высочайше повелеть соизволил монумент Императору Александру I-му поставить на том месте, как показано на означенном плане». В пояснительной записке Монферрана значилось: «Фундамент сего монумента будет сделан из сплошного гранита, обложенного по бокам тосненскою плитою с четырех сторон в глубину на 3 сажени. Бут таковой настелить на сваи из сосновых бревен толщиною от 6 до 7 вершков и 3 сажени длиною, расположив на расстоянии одного аршина от центра до центра. Прямо на сваи положить в виде лежней один ряд гранита по всему пространству… Пьедестал, который обложится бронзою, будет сделан из гранита…» Работами, которые велись по способу С. К. Суханова, руководили мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. Согласно архивному документу «гранит опрокинут был … 19 сентября в 6 часов вечера в присутствии главного архитектора…» В Петербурге в отсутствии Монферрана «Все обязанности, до строения относящиеся», должен был исполнять архитектор А. Адамини. Отделенный монолит нужно было еще обтесать, на что ушло полгода. Каждый день над обтеской работало в среднем 250 человек. 1 апреля 1832 г. Василий Яковлев рапортовал: «работа сия ныне совершенно окончена». Требовалось доставить колонну к пристани, и 26 апреля купец просит отпустить ему пороху для расчистки дороги на гранитной ломке для перекатки колонны. Порох отпустили из Фридрихсгамского артиллерийского гарнизона. Перекат начали 19 июня в 7 утра и завершили его в 8 часов вечера того же дня. Через три дня в присутствии командированного Императором председателя Комиссии графа Ю. П. Литты колонну погрузили на судно, плоский бот «Св. Николай», построенный по чертежам корабельного инженера подполковника К. А. Глазырина на Партикулярной верфи в Петербурге. Перевозка по воде оказалась не простой. В пути сломался чугунный вал парохода, и при помощи другого парохода «Александр» судно с колонной было отбуксировано для ремонта, а потом продолжило путь в непростых погодных условиях.. 1 июля в 4 часа утра судно прошло Исаакиевский мост и причалило к пристани близ Зимнего дворца. 12 июля «в присутствии их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, Высочайшей фамилии, а также в сопровождении Его Королевского Высочества принца прусского Вильгельма при многочисленном стечении публики, собравшейся на сие необыкновенное зрелище», колонну благополучно выгрузили на берег. На выгрузке было занято 640 рабочих. После того, как в декабре 1829 г. было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай длиной по 6 м. На фундамент, не считая большого закладного камня, пошло около 392 квадратных саженей гранитных блоков, уложенных в 13 рядов. Работу выполнял все тот же Василий Яковлев, закончив ее в октябре 1830 г. под наблюдением Монферрана. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с медалями, отчеканенными в честь победы 1812 г., монетами образца 1830 г. и закладной доской. Надпись на доске выгравировал «С.-Петербургский мещанин Василий Данилович Берилов». В начале ноября 1831 г. Николай I, выслушав предложение председателя Комиссии, разрешил в основание монумента поместить вторую бронзовую с позолотой закладную доску, повелев «положить при том еще вновь выбитую медаль за взятие штурмом Варшавы. Изготовить закладную доску в этот раз поручили известному мастеру бронзовых дел А. Герену. 31 января 1832 г. готовая доска была отправлена Монферрану, и 13 февраля состоялось помещение ее на место вместе с медалью за взятие Варшавы в присутствии всех членов Комиссии.
400-т тонный монолит для цоколя доставили в Петербург 4 ноября 1831 г. 30 августа 1832 г. 600-тонный монолит с помощью 60-ти кабестанов и системы блоков поднят и без каких-либо креплений установлен на постамент. В подъемных работах участвовали 3 тысячи человек, в том числе 1440 солдат и матросов. Вороты были расставлены в два ряда вокруг лесов. На каждый ворот ставилось 29 человек:» 16 солдат у рычагов, 8 в резерве, 4 матроса для оттаски и уборки каната по мере поднятия колонны, 1 унтер-офицер… Для достижения правильности движения воротов, дабы канаты тянули сколько возможно равносильнее, поставятся 10 человек десятников». 120 человек работных людей размещались наверху лесов, чтобы следить за блоками, и 60 внизу «для присмотра за оттяжными шкивами. 2 десятника с 30-ю человеками плотников расставятся по большим лесам на разных высотах для положения бревенчатых подмог, на коих будет лежать колонна, в случае, если бы поднятие оной нужно было приостановить. 40 человек рабочих будут поставлены около колонны, с правой и левой сторн, для уборки катков из-под саней и для оттаски оных на место. 30 человек рабочих поставятся под мостом при канатах, удерживающих вороты. 6 человек каменщиков употребятся для подлива известкового раствора между колонной и базой 15 человек плотников и 1 десятник будут находится в готовности на случай непредвиденный… Лекарь, состоящий при строении Исаакиевского собора, будет находится на месте производства во все время поднятия колонны». Зодчий много работал над оформлением колонны. Эскизы четырех барельефов на пьедестале еще в апреле 1830 г. были представлены Императору, который их одобрил, изъявив желание, чтобы они были в натуральную величину. Монферран просил предоставить эту работу живописцу Скотти. К концу июля1830 г. Д.-Б. Скотти один картон полностью закончил, а два других начал Чтобы ускорить работу Академия Художеств определила ему помощников. Ф. П. Брюлло исполнил аллегорические фигуры Победы и Мира, Т. А. Марков – Невы. Аллегорическая фигура Волги была поручена Я. Ф. Яненко. В связи с кончиной Скотти в 1830 г. его работу продолжил его ученик живописец Василий Соловьев. Под наблюдением Монферрана и по его указаниям на трех неоконченных картонах Соловьев нарисовал трофеи. В феврале 1831 г. Император изъявил желание внести изменения в картоны, которые заключались в замене всей изображенной античной военной арматуры на старинную русскую. Внести изменения в картоны поручили Брюлло. Николай I также приказал, чтобы двуглавые орлы, украшающие углы пьедестала, имели поверх головы императорскую корону. Исправленные картоны 12 марта получили одобрение императора. Для изготовления моделей базы, капители, архитрава и украшений пьедестала Монферран рекомендовал лепного дела мастера Евстафия балина. 27 сентября 1830 г. с ним был заключен контракт, а 28 января следующего года работа была выполнена. Модели поступили к заводчику Ч. Берду для отливки из металла. Вместо первоначально задуманного креста зодчий в 1830 г. предложил завершить колонну фигурой Ангела, представив рисунок и модель, рекомендовав скульптора И. Леппе. Однако, по настоянию Оленина, был объявлен конкурс, в результате которого была утверждена в 1832 г. модель скульптора Б. И. Орловского. В июне 1832 г. ему предложили лепить статую в натуральную величину высотой 6 аршин. Утверждая модель, Император повелел, «чтобы лик дать статуе покойного императора Александра». Основные части модельной фигуры Ангела в натуральную величину изготовил из дерева со своими работными людьми купец Василий Столяров. Из гипса были отлиты только голова, руки и ноги. Затем последовали многочисленные прения о размерах и количестве ангелов на колонне, в результате чего 2 августа 1833 г. Николай I решительно распорядился «фигуру сделать в высоту 6 аршин… и окончить все прения на счет фигуры, дабы более не делать никаких представлений». 5 января 1834 г. Орловский сообщил об окончательной готовности гипсовой статуи Ангела. Через неделю статуя была на заводе Берда, который взял на себя также изготовление всех бронзовых украшений колонны. 28 августа 1833 г. Монферран освидетельствовал работу Берда: все вещи отлиты, отчеканены, приделаны и готовы совершенно для постановки на место; четыре больших барельефа тоже отлиты, над ними производится чеканка. Оставалось изготовить только фигуру Ангела, но не был решен вопрос ориентации фигуры. Только в конце мая 1834 г. Николай I повелел поставить фигуру Ангела лицом к Зимнему дворцу. В начале июня основные части фигуры (рука и крылья отливались отдельно) были готовы и собраны вместе с крестом под наблюдением Орловского.
Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке - абаке. Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры. Важнейшее условие надежности крепления скульптуры - герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра. (Из статьи Н. Ефремовой "Александровская колонна" "Наука и жизнь" №7, 2002)
Ко дню поднятия колонны были приготовлены помосты для зрителей. 30 августа 1834 г. при торжественном открытии Александровской колонны состоялся парад гвардейских полков, в честь этого события выбита мемориальная медаль. Александровская колонна сразу вошла в число главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Монферран предлагал также установить бронзовую декоративную ограду и «канделябр с медными фонарями и газовым освещением», но тогда эти работы не были осуществлены. Решетку хотели выполнить из кованого железа с украшениями из золоченой бронзы и двенадцатью хрустальными шарами на трехглавых орлах, установленных на трофейных пушках. 17 декабря 1834 г. Монферран сообщил Комиссии, что принял в арсенале 12 турецких пушек. Все работы по решетке обязался выполнить Берд, который в начале февраля 1835 г. предложил также подвести к шарам газовое освещение, соорудив газометр в Главном штабе ипли возле экзерциргауза. 30 ноября 1835 г. решетка была принята. Осенью и зимой 1835 г. и 1836 г. памятник освещался 12-ю стеклянными шарами, сделанными на Императорском стеклянном заводе. Горело в них масло, но в некоторых лампах оно подтекало, оставляя на орлах и пушках следы ржавчины; несколько шаров почернело от копоти. В довершение, 25 декабря 1835 г. в 11 часов вечера один шар «с великим треском» лопнул и через три месяца от сильного ветра развалился. 11 октября 1836 г. « последовало Высочайшее повеление устроить у памятника… чугунные канделябры с фонарями по утвержденным рисункам для газового освещения». За изготовление и установку на гранитных пьедесталах канделябров взялся Берд, который обязался также заменить бронзовыми коронами стеклянные шары в ограде. Каждый канделябр Монферран спроектировал на 5 ламп. Канделябры высотой 2 сажени 1 аршин 6 вершков решили покрыть краской за три раза и бронзировать, лампы выполнить из бронзы. После консультаций с прибывшим из Англии инженером, выяснилось, что необходимо сильно увеличить наружную толщину канделябров, Монферрану пришлось сделать новый проект. Из-за этого изготовление канделябров перенесли на июнь 1837 г. Хрустальные шары были заменены на короны в начале октября 1836 г. Кроме 36 малых корон, Берд поставил на решетке «12 больших императорских бронзовых корон», изготовленных тоже по рисунку Монферрана. Так как только в августе 1837 г. завершилась прокладка газовых труб, канделябры были приняты в конце октября того же года.
В послереволюционное время Ангела закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев - осколочный след. (Из статьи Н. Ефремовой "Александровская колонна" "Наука и жизнь" №7, 2002) В период блокады памятник поврежден осколками снарядов. В 1963 г. прошла реставрация (бригадир Н. Н. Решетов, руководитель работ – реставратор И. Г. Блэк). В 1977 г. асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах четыре фонаря по ее углам. В 2002-2003 гг. проведена комплексная реставрация. В 2004 восстановлена историческая ограда. Литература:
Статья В. К. Шуйского «Александровская колонна: история создания»в в Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 С. 161-185 Санкт-Петербург: Энциклопедия. - 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса»; М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006 С. 34 Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004 С. 42-48
Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 г Заключение было неутешительным: внутрь скульптуры попадает влага, которая просачивается в цилиндр и в абаку. Цилиндр деформирован, "выпирают" стенки, утрачены соединительные болты. Вывернув 54 медных винта, реставраторы частично вскрыли бронзовую облицовку абаки. Внутренняя кирпичная кладка оказалась разрушенной. Между кирпичами отсутствует связующий раствор, и все это чрезвычайно перенасыщено влагой. В ходе обследования взяты пробы и выполнены соответствующие исследования загрязнений бронзы, качества патины. В целом состояние бронзовой поверхности удовлетворительное, поражение "бронзовой болезнью" фрагментарно. Важную роль в стабильном состоянии навершия играет конструкция абаки. Система креплений предусматривала "ребра", выполненные из кирпича. Вскрытие листов бронзовой обшивки абаки выявило совершенно удручающее, аварийное состояние внутренних опор: полное отсутствие связующего состава, кирпич разрушен (собран реставраторами на совок с помощью щетки). Новые опоры выполнены из гранита, и теперь опасения, что 16-тонная абака может упасть или перекоситься, полностью устранены. Внимание хранителей и реставраторов сосредоточено не только на ликвидации трещин, защите бронзовой поверхности, но, в первую очередь, на осушке внутренней кладки. Следует укрепить ее с помощью новейших растворов, а также установить дополнительные болты и винты. На рельефах постамента памятника обнаружено более 110 следов от осколков снарядов. Из-за взаимодействия различных металлов - бронзы и чугуна идет активный процесс коррозии, разрушения бронзы.
33 комментария
13947 просмотров Добавил: Наталия, 21 Июля 2018, 00:03
Редактировано: 4 Ноября 2023, 20:38
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house29524.html' target='_blank'>Александровская колонна на Citywalls.ru</a>
Всего 33 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32154
Готовится: 72
Улицы: 2700
Архитекторы: 4139
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14235
Всего сегодня: 12580
|
Интересные сведения о состоянии колонны по результатам обследования в 1991 году и о реставрационных работах начала 2000-х - в статье Н. Ефремовой ("Наука и жизнь" №7, 2002) -https://www.nkj.ru/archive/articles/4462/