Публикация

Александровская колонна

Здание на карте
фото
Архитекторы: Монферран О.
Год постройки: 1830-1834
Стиль: Классицизм

Александровская колонна

 

1830-1834 - арх. Монферран Огюст 

 

 

Высота монолита Александровской колонны свыше 25,5 м, нижний диаметр - 3,66 м, верхний - 3,19 м, масса около 600 т. Венчает колонну бронзовая фигура Ангела, попирающего крестом змею - символ победы добра над злом (скульптор Б. И. Орловский). Лицу Ангела приданы черты  императора Александра I.  Высота Ангела 4, 26 м.  Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания (скульптор П. В. Свинцов, И. Леппе, по эскизам Дж. Б. Скотти). Общая высота Александровской колонны 47, 5 м.

 

Фундамент устроен в 1830 г., колонна поднята в 1832. (peterburzhets)

  • фото

    Вид каменоломни Пютерлаг
    во время работ *

  • фото

    Вид каменоломни Пютерлаг
    во время работ*

  • фото

    Погрузка колонны
    на бот "Святой Николай"*

  • фото

    Транспотировка
    гранитных блоков
    по Неве*

  • фото

    Доставка гранитного
    блока на Дворцовую
    площадь*

  • фото

    Гранитный блок на
    транспортировочном
    помосте*

  • фото

    Обработка гранитного
    блока на месте
    установки колонны*

  • фото

    Подъём колонны на
    строительный помост
    для транспортировки
    на Дворцовой набережной*

  • фото

    Подъём колонны на
    строительный помост
    для транспортировки*

  • фото

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

  • фото

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

  • фото

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

  • фото

    Подъём колонны 30 августа
    (день тезоименитства
    Александра I) 1832 года.
    Трибуны для зрителей*

  • фото

    Схема строительных
    лесов для установки
    колонны*

  • фото

    Подъём колонны на
    гранитный постамент.
    Караул из роты
    гвардейских гренадер*

  • фото

    Отливка верхней
    бронзовой части*

  • фото
  • фото
  • фото

    Постамент и
    декоративные части
    Александровской
    колонны*

  • фото

    Проекты
    скульптурного
    убранства
    Александровской
    колонны*

  • фото

    Александровская колонна,
    Вандомская колонна,
    монументы Траяна и
    Антония, колонна Помпея*

  • фото

    ** см. ниже

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Денисов Александр
    Гаврилович (1811-1834).
    Подъем Александровской колонны.
    1832 г. ГЭ
    (добавил IVa)/denisovA/img/2

  • фото

    Чернецов Г. Г. Парад по случаю
    открытия памятника Александру I
    в Санкт-Петербурге. (ГРМ)
    30 августа 1834 г.
    (добавил IVa)

  • фото

    Чернецов Г. Г. Парад по случаю
    открытия памятника Александру I
    в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 г.
    (добавил IVa)

  • фото

    Вид Александровской
    колонны на Дворцовой
    площади*

  • фото

    Вид на
    Александровскую
    колонну*

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    1860-1870 гг.
    сайт pastvu.com

  • фото

    1866-1870 гг.
    сайт pastvu.com

  • фото
  • фото

    1950 г.
    (добавил
    Олег Сыромятников)

  • фото

    Чернецов Г.Г. Часть панорамы
    Дворцовой площади, снятой с
    лесов Александровской колонны. ГЭ
    (добавил IVa)

  • фото

    Яндекс панорама 2011 г.
    (добавил lenarch)

  • фото

    Из набора открыток
    "Ленинград" серии
    "Города СССР". М.:
    Планета, 1986
    Фото К. Жариновой
    (добавил Анчар)

Огюст Монферран "Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра". Париж. 1836 г.

** Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 вкладка

 

Центром  композиции ансамбля Дворцовой площади является  «Александрийский столп» монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 г. Это событие произошло в период царствования Александра I, поэтому монумент  создан в его честь и носит имя «Александровская колонна». 

Решение об увековечивании эпохи правления  Александра I было принято его братом, императором Николаем  I. Работы по сооружению памятной колонны  возложили на Комиссию о построении  Исаакиевского собора и его главного архитектора Огюста Монферрана.

Первоначально Монферран задумал памятник в виде обелиска высотой 35 м и представил несколько вариантов, отличавшихся только оформлением пьедестала. В одном случае его предполагалось украсить барельефами и на лицевой стороне изобразить  Александра I в виде едущего на квадриге триумфатора-победителя. Во втором случае по сторонам постамента с посвятительной надписью располагались фигуры Славы и Изобилия. Необычным был третий вариант – с фигурами слонов, поддерживающих обелиск. В том же 1829 г. архитектор разработал еще один вариант – в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом. Этот вариант, в котором есть все элементы исполненной композиции, за исключением завершения колонны, был принят за основу.    

В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода. Монумент на Дворцовой площади стал  самой  высокой  колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.

Монферран задумал сделать колонну  в огромных размерах, предложив основание и гранитный ствол изготовить из финляндского гранита, а отдельные детали отлить из бронзы. Заготовку для гранитного ствола колонны решили вырубить  на находившейся в распоряжении Комиссии   в Петерлакской каменоломне,  расположенной в 36 верстах от г. Фридрихсгама (ныне  - Хамина, Финляндия).   Чрезвычайную сложность представляла не только  заготовка монолита  весом более 600 т, но также его доставка в Петербург и установка. Монферрану приходилось доказывать правильность расчетов, основанных на его богатом опыте. Его объяснения Комиссия нашла убедительными, и в начале ноября того же года  проект Монферрана был одобрен, а 13 ноября был представлен на утверждение план Дворцовой площади с  указанием места для памятника. Наконец, в начале декабря 1829 г. «Государь Император Высочайше повелеть соизволил монумент Императору Александру I-му поставить на том месте, как показано на означенном плане».

В пояснительной записке Монферрана значилось: «Фундамент сего монумента будет сделан из сплошного гранита, обложенного по бокам тосненскою плитою с четырех сторон в глубину на 3 сажени. Бут таковой настелить на сваи из сосновых бревен толщиною от 6 до 7 вершков и 3 сажени длиною, расположив на расстоянии одного аршина от центра до центра. Прямо на сваи положить в виде лежней один ряд гранита по всему пространству… Пьедестал, который обложится бронзою, будет сделан из гранита…»

Работами, которые велись по способу С. К. Суханова, руководили мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.  Согласно архивному документу «гранит опрокинут был … 19 сентября в 6 часов вечера в присутствии главного архитектора…» В Петербурге в отсутствии Монферрана «Все обязанности, до строения относящиеся», должен был исполнять архитектор А. Адамини.  Отделенный монолит нужно было еще обтесать, на что ушло полгода. Каждый день над обтеской работало в среднем 250 человек.

1 апреля 1832 г. Василий Яковлев рапортовал:  «работа сия ныне совершенно окончена». Требовалось доставить колонну к пристани, и 26 апреля купец просит отпустить ему пороху для расчистки дороги на гранитной ломке для перекатки колонны. Порох отпустили из Фридрихсгамского артиллерийского гарнизона. Перекат начали 19 июня в 7 утра  и завершили его в 8 часов вечера того же дня. Через три дня в присутствии командированного Императором председателя Комиссии графа Ю. П. Литты колонну погрузили на судно, плоский бот «Св. Николай», построенный по чертежам корабельного инженера подполковника К. А. Глазырина на Партикулярной верфи в Петербурге. Перевозка по воде оказалась не простой. В пути сломался чугунный вал парохода, и при помощи другого парохода «Александр»  судно с колонной было отбуксировано для ремонта, а потом продолжило путь в непростых погодных условиях.. 1 июля в 4 часа утра судно прошло Исаакиевский мост и причалило к пристани близ Зимнего дворца.  12 июля «в присутствии их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, Высочайшей фамилии, а также в сопровождении Его Королевского Высочества принца прусского Вильгельма при многочисленном стечении публики, собравшейся на сие необыкновенное зрелище», колонну благополучно выгрузили на берег. На выгрузке было занято 640 рабочих.

После того, как в декабре 1829 г. было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай длиной по 6 м.  На фундамент, не считая большого закладного камня, пошло около 392 квадратных саженей гранитных блоков, уложенных в 13 рядов. Работу выполнял все тот же Василий Яковлев, закончив ее в октябре 1830 г. под наблюдением Монферрана. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков,  заложили бронзовую шкатулку с медалями, отчеканенными в честь победы 1812 г., монетами образца 1830 г. и закладной доской.  Надпись на доске выгравировал «С.-Петербургский мещанин Василий Данилович Берилов». В начале ноября 1831 г. Николай I, выслушав предложение председателя Комиссии, разрешил в основание монумента  поместить вторую бронзовую с позолотой закладную  доску, повелев «положить при том еще вновь выбитую медаль за взятие штурмом Варшавы.  Изготовить закладную доску в этот раз поручили известному мастеру бронзовых дел А. Герену.  31 января 1832 г. готовая доска была отправлена Монферрану, и 13 февраля состоялось помещение ее на место вместе с медалью за взятие Варшавы в присутствии всех членов Комиссии.

400-т тонный  монолит для цоколя доставили в Петербург 4 ноября 1831 г. 

30 августа 1832 г.  600-тонный монолит  с помощью 60-ти кабестанов и системы блоков поднят и без каких-либо креплений установлен на постамент. В подъемных работах  участвовали 3 тысячи человек, в том числе 1440 солдат и матросов.  Вороты были расставлены в два ряда вокруг лесов. На каждый ворот ставилось 29 человек:» 16 солдат у рычагов, 8 в резерве, 4 матроса для оттаски и уборки каната по мере поднятия  колонны, 1 унтер-офицер… Для достижения правильности движения воротов, дабы канаты тянули сколько возможно равносильнее, поставятся 10 человек десятников». 120 человек работных людей размещались наверху лесов, чтобы следить за блоками, и 60 внизу «для присмотра за оттяжными шкивами. 2 десятника с 30-ю человеками плотников расставятся по большим лесам на разных высотах для положения бревенчатых подмог, на коих будет лежать колонна, в случае, если бы поднятие оной нужно было приостановить. 40 человек рабочих будут поставлены около колонны, с правой и левой сторн,  для уборки катков из-под саней и для оттаски оных на место. 30 человек рабочих поставятся под мостом при канатах, удерживающих вороты. 6 человек каменщиков употребятся для подлива  известкового раствора между колонной и базой 15 человек плотников и 1 десятник будут находится в готовности на случай непредвиденный… Лекарь, состоящий при строении Исаакиевского собора, будет находится на месте производства во все время поднятия колонны».

Зодчий много работал над оформлением колонны. Эскизы четырех барельефов на пьедестале еще в апреле 1830 г. были представлены Императору, который их одобрил, изъявив желание, чтобы они были в натуральную величину. Монферран просил предоставить эту работу  живописцу Скотти.  К концу  июля1830 г.  Д.-Б. Скотти  один картон полностью закончил, а два других начал Чтобы ускорить работу Академия Художеств определила ему помощников. Ф. П. Брюлло исполнил аллегорические фигуры Победы и Мира, Т. А. Марков – Невы. Аллегорическая фигура Волги была поручена Я. Ф. Яненко. В связи с кончиной Скотти в 1830 г. его  работу продолжил его ученик живописец Василий Соловьев. Под наблюдением Монферрана и по его указаниям на трех неоконченных картонах Соловьев нарисовал трофеи. В феврале 1831 г. Император изъявил желание внести изменения в картоны, которые заключались в замене всей изображенной античной военной арматуры на старинную русскую. Внести изменения в картоны поручили Брюлло. Николай I  также приказал, чтобы двуглавые орлы, украшающие углы пьедестала, имели поверх головы императорскую корону. Исправленные картоны 12 марта получили одобрение императора.

Для изготовления  моделей базы, капители, архитрава и украшений пьедестала   Монферран рекомендовал лепного дела мастера Евстафия балина. 27 сентября 1830 г. с ним был заключен контракт, а 28 января следующего года работа была выполнена. Модели поступили  к заводчику Ч. Берду для отливки из металла.

Вместо первоначально задуманного креста зодчий в 1830 г. предложил завершить колонну фигурой Ангела, представив рисунок и модель, рекомендовав скульптора И. Леппе. Однако, по настоянию Оленина, был объявлен конкурс, в результате которого была утверждена в 1832 г. модель скульптора Б. И. Орловского. В июне 1832 г. ему предложили лепить статую в натуральную величину высотой 6 аршин. Утверждая модель, Император повелел, «чтобы лик дать статуе покойного императора Александра». Основные части модельной фигуры Ангела в натуральную величину изготовил из дерева со своими работными людьми купец Василий Столяров. Из гипса были отлиты только голова, руки и ноги.  Затем последовали многочисленные прения о размерах и количестве ангелов на колонне, в результате чего 2 августа 1833 г. Николай I решительно распорядился «фигуру сделать в высоту 6 аршин… и окончить все прения на счет фигуры, дабы более не делать никаких представлений».  5 января 1834 г. Орловский сообщил об окончательной готовности гипсовой статуи Ангела. Через неделю статуя была на заводе Берда, который взял на себя также изготовление всех бронзовых украшений колонны. 28 августа 1833 г. Монферран освидетельствовал работу Берда: все вещи отлиты, отчеканены, приделаны и готовы совершенно для постановки на место; четыре больших барельефа тоже отлиты, над ними производится чеканка. Оставалось изготовить только фигуру Ангела, но не был решен вопрос ориентации фигуры. Только в конце мая 1834 г.  Николай I повелел поставить фигуру Ангела лицом к Зимнему дворцу. В начале июня основные части фигуры (рука и крылья отливались отдельно) были готовы и собраны вместе с крестом под наблюдением Орловского.

 

Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке - абаке. Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры. Важнейшее условие надежности крепления скульптуры - герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра.  (Из статьи Н. Ефремовой "Александровская колонна"  "Наука и жизнь" №7, 2002)

 

Ко дню поднятия колонны были приготовлены помосты для зрителей.

30 августа 1834 г.  при торжественном открытии Александровской колонны  состоялся парад гвардейских полков, в честь этого события выбита мемориальная медаль.

Александровская колонна сразу вошла в число главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Монферран предлагал также установить бронзовую декоративную ограду и «канделябр  с медными фонарями и газовым освещением», но тогда эти работы не были осуществлены. Решетку хотели выполнить  из кованого железа с украшениями из золоченой бронзы и двенадцатью хрустальными шарами на трехглавых орлах, установленных на трофейных пушках. 17 декабря 1834 г. Монферран сообщил Комиссии, что принял в арсенале 12 турецких пушек. Все работы по решетке обязался выполнить Берд, который в начале февраля 1835 г. предложил также подвести к шарам газовое освещение, соорудив газометр в Главном штабе ипли возле экзерциргауза. 30 ноября 1835 г. решетка была принята. Осенью и зимой 1835 г. и 1836 г. памятник освещался 12-ю стеклянными шарами, сделанными на Императорском стеклянном заводе. Горело в них масло, но в некоторых лампах оно подтекало, оставляя на орлах и пушках следы ржавчины; несколько шаров почернело от копоти. В довершение, 25 декабря 1835 г. в 11 часов вечера один шар «с великим треском» лопнул и через три месяца от сильного ветра развалился. 11 октября 1836 г. « последовало Высочайшее повеление устроить  у памятника… чугунные канделябры с фонарями по утвержденным рисункам для газового освещения». За изготовление и установку на гранитных  пьедесталах канделябров взялся Берд, который обязался также заменить бронзовыми коронами стеклянные шары в ограде.  Каждый канделябр Монферран спроектировал на 5 ламп.  Канделябры высотой 2 сажени 1 аршин 6 вершков решили покрыть краской за три раза и бронзировать, лампы выполнить из бронзы. После консультаций с прибывшим из Англии инженером, выяснилось, что необходимо сильно увеличить наружную толщину канделябров, Монферрану пришлось сделать новый проект. Из-за этого изготовление канделябров перенесли на июнь 1837 г. Хрустальные шары были заменены на короны в начале октября 1836 г. Кроме 36 малых корон, Берд поставил на решетке «12 больших императорских бронзовых корон», изготовленных тоже по рисунку Монферрана.  Так как только в августе 1837 г. завершилась прокладка газовых труб, канделябры были приняты в конце октября того же года.

 

В послереволюционное время Ангела закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев - осколочный след.

(Из статьи Н. Ефремовой "Александровская колонна"  "Наука и жизнь" №7, 2002)

В период блокады памятник поврежден осколками снарядов. В 1963 г. прошла реставрация  (бригадир Н. Н. Решетов, руководитель работ – реставратор И. Г. Блэк). В 1977 г. асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах четыре фонаря по ее углам. В 2002-2003 гг. проведена комплексная реставрация.  В 2004 восстановлена историческая ограда.

Литература:

 

Статья В. К. Шуйского «Александровская колонна: история создания»в в Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 С. 161-185

Санкт-Петербург: Энциклопедия. - 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса»; М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006 С. 34

Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004 С. 42-48

  • фото

    Вид с северо-запада,
    со стороны Зимнего
    дворца

  • фото

    Вид с юго-востока,
    со стороны арки
    Главного штаба

  • фото

    Вид с северо-востока,
    со стороны р. Мойки

  • фото

    Вид с юго-запада,
    со стороны
    Александровского сада

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 07.2018.

  • фото

    С крыши Дома Зингера
    Фото - Риэлтор, 06.2017.

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 08.2011.

  • фото

    На абаке колонны, с юго-западной
    стороны. выбито:
    "ЗОДЧИМЪ А. МОНФЕРАНДОМЪ"
    Фото - snegir, 07.2018.

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 08.2012.

  • фото

    Фото - Риэлтор,
    05.2020.

Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 г
В 1991 г. впервые в истории петербургской реставрационной школы было проведено визуальное обследование скульптуры, венчающей Александровскую колонну. Верхолазов поднял к ангелу лифт специального пожарного крана "Магирус Дойч". Закрепившись веревками, верхолазы выполнили фото- и видеофиксацию скульптуры. Обнаружено значительное количество трещин, протечек, перерождение материалов герметизации.
Но потребовалось еще 10 лет тревог и неустанных поисков финансирования, чтобы, установив надежные стационарные леса, начать профессиональное и разностороннее обследование монумента.
Летом 2001 г. хранители и реставраторы, преодолев немногим более 150 ступенек металлической лестницы, поднялись к Ангелу. При осмотре было обнаружено кроме трещин расхождения соединительных швов, скрепленных некогда свинцом. Свинец полностью деструктурирован. На голове и плече ангела сохранились люки, предназначавшиеся для удаления формовочной земли и арматуры. В подоле одежды размещается фланец (плоское кольцо) на болтах, частично утраченных. Фланец сняли и с помощью специального прибора - волоконно-оптического эндоскопа - осмотрели скульптуру изнутри. Оказалось, что и скульптура и крест не имеют опорного стержня. Стержень, проходящий через внутреннюю кладку цилиндра, верхним своим концом упирается в "подошву" ангела, то есть в сферическое завершение цилиндра. Крылья скульптуры, отлитые из трех частей, соединены с помощью болтов и прикреплены к спине. На голове ангела выявлено сквозное отверстие размером 70 х 22 мм.

Заключение было неутешительным: внутрь скульптуры попадает влага, которая просачивается в цилиндр и в абаку. Цилиндр деформирован, "выпирают" стенки, утрачены соединительные болты. Вывернув 54 медных винта, реставраторы частично вскрыли бронзовую облицовку абаки. Внутренняя кирпичная кладка оказалась разрушенной. Между кирпичами отсутствует связующий раствор, и все это чрезвычайно перенасыщено влагой. В ходе обследования взяты пробы и выполнены соответствующие исследования загрязнений бронзы, качества патины. В целом состояние бронзовой поверхности удовлетворительное, поражение "бронзовой болезнью" фрагментарно.

Важную роль в стабильном состоянии навершия играет конструкция абаки. Система креплений предусматривала "ребра", выполненные из кирпича. Вскрытие листов бронзовой обшивки абаки выявило совершенно удручающее, аварийное состояние внутренних опор: полное отсутствие связующего состава, кирпич разрушен (собран реставраторами на совок с помощью щетки). Новые опоры выполнены из гранита, и теперь опасения, что 16-тонная абака может упасть или перекоситься, полностью устранены.

Внимание хранителей и реставраторов сосредоточено не только на ликвидации трещин, защите бронзовой поверхности, но, в первую очередь, на осушке внутренней кладки. Следует укрепить ее с помощью новейших растворов, а также установить дополнительные болты и винты.

На рельефах постамента памятника обнаружено более 110 следов от осколков снарядов.

Из-за взаимодействия различных металлов - бронзы и чугуна идет активный процесс коррозии, разрушения бронзы.
Методика проведения столь масштабных и не имеющих аналогий реставрационно-консервационных операций разработана проводящими работы специалистами ООО "Интарсия". Финансирует реставрацию московское объединение "Хазер Интернейшнл Рус".                            (Из статьи Н. Ефремовой "Александровская колонна"  "Наука и жизнь" №7, 2002; добавил: snegir)

33 комментария
13947 просмотров
Добавил: Наталия, 21 Июля 2018, 00:03
Редактировано: 4 Ноября 2023, 20:38
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house29524.html' target='_blank'>Александровская колонна на Citywalls.ru</a>
Всего 33 комментария
  • 22 Июля 2018, 20:38

    Интересные сведения о состоянии колонны по результатам  обследования в 1991 году и о реставрационных работах начала 2000-х - в статье Н. Ефремовой ("Наука и жизнь" №7, 2002) - https://www.nkj.ru/archive/articles/4462/

  • 23 Июля 2018, 19:10

    фото сделано 14.06.2017 с крыши Дома Зингера

    см. публ.

  • 24 Июля 2018, 01:08
    Ответ на "фото сделано 14.06.2017 с крыши Дома Зингера " от Риэлтор

     Кошмар! Она везде торчит. Не ожидала, что стадион такой высокий...

  • 24 Июля 2018, 20:26

    Не увидела портретного сходства Ангела с Александром, впрочем я плохой физиономист...

  • 24 Июля 2018, 21:35
    Ответ на "Не увидела портретного сходства Ангела с Александр" от Наталия

     несомненно есть. круглое лицо, маленький подбородок и т.д.

  • 26 Августа 2018, 17:39

    Текст публикации написан основательно, но позволю себе несколько дополнений:
    Ещё в 1814 году, после вступления русских войск в Париж Государственный совет Российской империи принял решение об установке на Дворцовой площади такого монумента. Тогда, возможно, из-за начавшегося в Париже террора французский архитектор О. Монферран передал Александру I альбом с изложением своих проектов, после чего получил приглашение на работу в Россию в качестве придворного архитектора. Россия стала для Монферрана второй родиной...
    Все работы по извлечению монолитов для памятника выполнялись вручную. Условия жизни на каменоломне были чрезвычайно тяжелыми - рабочие жили в землянках, шалашах, казармах и палатках. В течение двух лет (1830-31) днём и ночью, в будни и праздники на скале не утихал стук кувалд. Через два-три месяца приходилось менять рабочих: либо они становились глухими, либо у них развивался паралич рук.
    (по книге: Серпокрыл С.М. Дворцовая площадь. — Лениздат, 1973, С. 88-91)
    При погрузке на судно монолита для колонны не выдержали деревянные опоры, камень оказался в воде. Его удалось спасти, срочно вызвав из близлежайщей фридрихсгамской крепости 600 солдат...
    Фундамент под монумент закладывали зимой, при 15-градусном морозе, поэтому по указанию Монферрана к раствору примешали водку...
    После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит пьедестала.
    Позже О. Монферран вспоминал: "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."
    (https://pantv.livejournal.com/986733.html)
    "Основание Александровской колонны со всех четырёх сторон украшено барельефами, прославляющими русское воинство...Сторона, обращенная к Зимнему дворцу, украшена двумя крылатыми фигурами, держащими надпись: "Александру I благодарная Россия". Под надписью - изображения трофеев. Две сидящие фигуры по сторонам олицетворяют реки Неман (юноша) и Вислу (прекрасная женщина). Русские войска в 1812 году изгнали за пределы этих рек французских захватчиков. На этом же барельефе - изображения шлема Александра Невского, кольчуги Ермака, щита Олега и другие старинные русские доспехи. Аллегорические фигуры Победы, Мира, Мудрости, Изобилия, Правосудия, Милосердия, а также различные воинские атрибуты изображены на остальных трёх барельефах."

    (Серпокрыл С.М. Дворцовая площадь. — Лениздат, 1973, С. 97)

  • 22 Февраля 2019, 00:21

    «Вечерний Ленинград» №103(2573) от 02.05.1954 г.(С.3):

  • 22 Февраля 2019, 03:10
    Ответ на "«Вечерний Ленинград» №103(2573) от 02.05.1954 г.(С" от lenarch

     Другим бармалеям

    Не быть в мавзолее

    !

  • 22 Февраля 2019, 18:08
    Ответ на "Другим бармалеям Не быть в мавзолее !" от весовщик

     Не спешите, может, найдётся ещё упырь. 

  • 15 Марта 2019, 21:27

    Фото 38 - Дворцовый гренадер
    на Дворцовой площади.
    1913 г. Фото К.Булла 

     

    Это ведь пьедестал памятника Николаю I на Исаакиевской площади.

  • 15 Марта 2019, 22:43
    Ответ на "Фото 38 - Дворцовый гренадерна Дворцовой площ" от люблюпитер

     Согласен

    Дворцовый гренадер с винтовкой системы Мосина 1-го образца у памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади.

    Дата съёмки: 1913 г.

    Автор съёмки: Булла Карл Карлович

    ЦГАКФФД: Е 16945

  • 16 Марта 2019, 00:37

    А про памятник Николаю у нас никто не писал... Деть ее некуда

    Пусть тут полежит

  • 17 Ноября 2019, 21:09
  • 30 Августа 2020, 09:09

    Покуда страницы самой площади нет (что печально) данную информацию размещаю здесь.

    Модераторы, перенесите пожалуйста это, куда следует.

    Архитектурно-художественный еженедельник (№ 10-14) 12.04.1917

     

     

  • 30 Августа 2020, 13:51
    Ответ на "Покуда страницы самой площади нет (что печально) д" от PavelT

     А где вторая страница Доклада? Почему всё же захоронили на Марсовом поле?

  • 2 Сентября 2020, 06:16
    Ответ на "А где вторая страница Доклада? Почему всё же захор" от Риэлтор

    1) Вторую страницу разместил

    2) О причинах переноса могилы в статье не сообщается. 

  • 2 Сентября 2020, 07:26
    Ответ на "1) Вторую страницу разместил 2) О причинах перенос" от PavelT

     Спасибо! Не согласен с Вами, на второй странице и даётся ответ:

    Первая и вторая комиссии  подготовили два предложения на Дворцовой (предпочтительно) или на Марсовом. При обсуждении на третьей и четвёртой комиссиях (Общества Архитекторов-Художников и похоронной) после продолжительных дебатов было принято решение хоронить на Марсовом Поле.

  • 2 Сентября 2020, 14:27

    2001 г. С вертолета были замечены нелады в скульптуре. Промальпинисты обследуют поближе.  

  • 6 Ноября 2020, 23:26
    Ответ на "2001 г. С вертолета были замечены нелады в скульпт" от Ладада

     подробности есть в фильме (фото из него).

  • 26 Декабря 2020, 01:45

    "В портфолио (папке), озаглавленном "Diorio de Lavori Fati ale Construzione del Monument eretto in onore di Alesandro I . Disegnati ed eseguiti del Cavaliere A. D. Adamini, 1835", объединено сорок акварельных листов, показывающих весь процесс строительства. В альбоме освещаются важнейшие моменты операции: начиная с морской перевозки ствола колонны из каменоломни Пютерлакс в Санкт-Петербург до его воздвижения на площади Зимнего дворца." (https://cont.ws/@metafor/1661863)

  • 8 Января 2021, 02:19

    03.01.2021:

     

    26.10.2007:

     

  • 9 Апреля 2021, 04:49

    Автор: Альтман, Натан Исаевич

    Название: Проект праздничного оформления Дворцовой площади РСФСР

    Время создания: 1918 г.

    Инвентарный номер: Мз - Г-17 (Эрмитаж)

     

     

     

  • 9 Апреля 2021, 08:55
    Ответ на "Автор: Альтман, Натан Исаевич Название: Проект пра" от PavelT

     Инвентарный номер Вы написали, а где находится этот рисунок, забыли указать. Восполните, пожалуйста, пробел.

  • 9 Апреля 2021, 12:01
    Ответ на "Инвентарный номер Вы написали, а где находится это" от S.P.

     Судя по номеру, Гатчинский дворец. 

  • 14 Июля 2021, 21:14

    1934 (из личного архива).

     

  • 8 Октября 2021, 17:59

    1 мая 1931 (?) года
    "Ёж", 1932 №3

  • 31 Января 2022, 14:17

     

  • 31 Января 2022, 15:12
    Ответ на "Журнал «Архитектура СССР» 1934-10 Последний год бе" от PavelT

     И без Колесницы Славы (еще меньше года - и появится).

  • 10 Июля 2022, 22:08

    «Ленинградская правда» №100(2314) от 06.05.1925 г. (С.3):):

     

     

  • 11 Июля 2022, 08:35

    1920. Первомайские торжества. Плакаты на Александровской колонне. 

    Автор: Чернов. Источник: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4970404

    https://pastvu.com/p/613109

     

    1898. Часовые на Дворцовой площади. АвторHenry Pauw van Wieldrecht

    https://pastvu.com/p/131477

     

    1900 - 1904. Караульный золотой роты. Источник: https://vk.com/photo-26605286_271901230

    https://pastvu.com/p/544072

  • 24 Мая 2024, 10:00

    "к 1812 г. реальная стоимость русского ассигнационного рубля составляла всего лишь 25 копеек. Инфляция опять поднакопилась. Ведь с момента грандиозного пожара, устроенного Павлом Петровичем на Дворцовой площади прошло уже 16 лет. Ежели кто запамятовал: в 1796 году на Дворцовой площади полыхал огромный костер, в нем сгорали 5 000 000 екатерининских рублей, так Павел Петрович боролся с имевшей место быть инфляцией!"  https://vk.com/wall-123250013_131342

  • 24 Мая 2024, 10:24

    Потом ещё антихрист Бонапартий ассигнации подделывал: 

    https://diletant.media/articles/42603898/

    Все времена мы в окружении подлых и лютых врагов. 

  • 25 Июня 2024, 07:07
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32154
Готовится: 72
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 12580