Публикация

1-й мост Круштейна

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1939
Стиль:

1-й мост Круштейна

 

 1939 - см. ниже

 

  Адмиралтейский канал «…был выкопан в 1717 году от Адмиралтейства до Мойки и первоначально назывался Прядильным, поскольку между ним и современной Галерной улицей располагались прядильные амбары. С 1732 года канал стали именовать Адмиралтейским, а императорским указом от 20 апреля 1738 года это название было закреплено официально. Современный участок канала, вдоль Новой Голландии, в конце XVIII – начале XIX века иногда именовали каналом Новой Голландии.

В 1842 году большая часть канала, от Адмиралтейства до Крюкова канала, была засыпана, и на его месте устроен Конногвардейский бульвар. 2 декабря 1922 года Адмиралтейский канал переименовали в канал Круштейна (часто его неправильно называли каналом Крунштейна).

Карл Яковлевич Круштейн (1887–1921) – эстонский революционер, участник Гражданской войны, с 1919 года работал комиссаром Главного гидрографического управления, затем комиссаром Главного управления мореплавания. 3 ноября 1921 года погиб при невыясненных обстоятельствах; его тело выловили из Крюкова канала напротив Новой Голландии. В 1958 году в газете «Советская Эстония» появилась версия, что его убил эсер-террорист. Версия эта перекочевала во многие книги по истории города, но подтверждения ей найти не удалось.

4 октября 1991 года Адмиралтейскому каналу вернули историческое название.

Через канал на остров Новая Голландия перекинуты два моста. Один – у площади Труда, второй – у Мойки. До середины XX века они не имели устойчивых названий, первый иногда именовали мостом Новой Голландии или Голландским, второй – Чугунным. С 1950-х годов они называются 1-й и 2-й мосты Круштейна; несмотря на возвращение каналу исторического имени, названия мостов остались прежними».

 (Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев, «Легендарные улицы Петербурга»,  Астрель-СПб, 2013)

 

 "В 1939 году деревянный мост перестроили в однопролётный металлический балочно-разрезной системы. Пролётное строение представляет собой металлические двутавровые балки. Нижние пояса средних балок усилены металлическими листами. Устои моста бетонные, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту установлены металлические сварные решётки простого рисунка. В 1998-2000 годах был произведён ремонт моста: заменены пострадавшие от коррозии металлические балки пролётного строения, заменено верхнее строение с устройством новой гидроизоляции". (сайт Мостотреста «Мосты Петербурга», дата обращения - 17.07.2017)

  • фото
  • фото

    Вид с северо-запада
    (в титуле - с юго-востока)

  • фото
  • фото

    Вид в сторону
    Новой Голландии

  • фото

    Фото - snegir, 11.07.2017

  • фото

    Вид моста в 1903 году
    (на открытке ошибочно
    указан Крюков канал)
    https://pastvu.com/p/128583

12 комментариев
3002 просмотра
Добавил: snegir, 17 Июля 2017, 21:19
Редактировано: 17 Июля 2017, 21:53
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house28456.html' target='_blank'>1-й мост Круштейна на Citywalls.ru</a>
Всего 12 комментариев
  • 22 Июля 2020, 16:20

    Начало публикации: "Адмиралтейский канал «…был выкопан в 1717 году от Адмиралтейства до Мойки и первоначально назывался Прядильным".

    Он отделял Адмиралтейство от Зимнего дворца

  • 22 Июля 2020, 21:04
    Ответ на "Начало публикации: "Адмиралтейский канал «…был вык" от Риэлтор

     "В 1717 г. от стен Адмиралтейства через территорию нынешней площади Декабристов и далее, мимо зданий Канатного двора до Галерной верфи, прорыли Адмиралтейский канал".

    ("Ленинград от А до Я", Лениздат, 1971, С. 67)

  • 23 Июля 2020, 00:26
    Ответ на ""В 1717 г. от стен Адмиралтейства через территорию" от snegir

     Обман населения как он есть. Тогда дорыли только до Крюкова канала. Дальше стали копать уже в 1730-х годах, чтобы получился остров, на который и перенесли склады корабельного леса. 

  • 23 Июля 2020, 00:40
    Ответ на ""В 1717 г. от стен Адмиралтейства через территорию" от snegir

     Осталось только понять, где прядильные амбары, а где - Канатный двор...

      

    Ответ на "Обман населения как он есть. Тогда дорыли только д" от Liz

     Позвольте Вас процитировать: "До середины 1730-х годов канала здесь не существовало, а был, поменьше его длиной, Глухой проток, вытекавший из болотца и впадавший в Мойку. За Глухим протоком, не доходя до набережной Невы, располагались дома бывшей Шневенской слободы. В 1731 году решено было перенести сюда, подальше от Адмиралтейства ("пожарного страха ради"), склады корабельного леса. Тот же страх заставил вырыть на месте Глухого протока канал - так образовался здесь треугольный остров. Но канал был неширок, страх перед пожарами велик, поэтому все постройки в квартале между каналом и Галерной улицей снесли. Остров Новая Голландия стал надежной крепостью для дубового корабельного леса, а пустопорожние места на другом берегу своего рода гласисом перед этой крепостью, не оставлявшим огню никакого шанса.
    Во 2-й половине XVIII века противопожарные меры несколько ослабили и разрешили владельцам домов между набережной Невы и Галерной занять участки и по другую сторону улицы, но с тем, чтобы они ничего здесь не строили, а только содержали сады. Постепенно и запрет на строительство был преодолен, и на берегу канала появились постройки, но вплоть до революции некоторые участки на канале так и принадлежали владельцам домов на Английской набережной."

  • 23 Июля 2020, 00:46

    Что касается публикации, то возникают резонные вопросы: что эти "топонимисты" называют Мойкой и куда подевался чугунный мост? Ни к чему хорошему это бездумное цитирование никогда не приводит. 

     

    Ответ на "Начало публикации: "Адмиралтейский канал «…был вык" от Риэлтор

     То есть Вы полагаете, что и Прядильный двор был под окнами Зимнего дворца? А иначе с какой стати там был бы канал с таким названием?

    Слушайте, друзья, а что если прежде, чем создавать публикации и писать комментарии по подобным вопросам, мы будем заглядывать в планы города хотя бы. В Академический 1737 года, в Зихгейма-Петрова, в Трускотта, а? И в более ранних много интересного по этой тематике.

  • 23 Июля 2020, 01:05
    Ответ на "Что касается публикации, то возникают резонные воп" от Liz

     "То есть Вы полагаете, что и Прядильный двор был под окнами Зимнего дворца?"

    Я не полагаю, а только задаю вопросы, которые у меня возникли при прочтении... А раз автор откликнулся, то ему и карты в руки... И пару фото из Вашей публикации в подарок

    1950-е гг.

     

    1961 г.

     

  • 23 Июля 2020, 11:35
    Ответ на ""То есть Вы полагаете, что и Прядильный двор был п" от Риэлтор

     Причем тут моя публикация - фотографии взяты с pastvu. Здесь надо планы выложить, чтобы уже навеки забыть эти мифы про 1717 год. И чтобы не возникало вопросов - где прядильный двор и где делали канаты - на планах все написано.

  • 23 Июля 2020, 21:53
    Ответ на "Что касается публикации, то возникают резонные воп" от Liz

     На плане 1737 года канал указан - от Адмиралтейства до Мойки. По северному берегу тянется Прядильный двор (числа 25 - 25).

     

     

    На плане Тардье (1753 год) канал указан как Адмиралтейский. Любопытно, что он частично дублировался ещё одним каналом - "Рабочим (?)".

     

    "Куда подевался Чугунный мост"? По-моему, из приведённого отрывка ясно, что так одно время назывался 2-ой мост Круштейна.

  • 23 Июля 2020, 23:39

    Начало публикации: Адмиралтейский канал "…был выкопан в 1717 году от Адмиралтейства до Мойки..."

    В 1717 году Адмиралтейский канал был выкопан только до Крюкова канала. Та его часть, которая превратила территорию, где в 1-й половине 1730-х годов стали складировать корабельный лес (то есть будущую Новую Голландию), была выкопана лишь к 1735 году. В публикации о мосте, ведущем в Новую Голландию, об этом следовало бы сказать, мне кажется.

    О мосте. Неужели деревянный мост могли называть чугунным? То же самое пишут и о Бердовом мосте, который от века был деревянным. Чугунным назывался мост, который соединял Корабельную набережную на Матисовом острове и набережную Сального буяна. О планах 1737, 1738 года и о плане Трускотта речь шла в связи с местоположением Прядильного двора, а вторая очередь Адмиралтейского канала, конечно, на всех них уже есть.

    Вот план, который датируется 1720-ми годами и на котором мы видим еще Глухой проток, лишь  в 1730-е годы превращенный в канал. 

  • 24 Июля 2020, 00:02
    Ответ на "На плане 1737 года канал указан - от Адмиралтейств" от snegir

     Второй канал назывался Мастерским, он не дублировал Прядильный (Адмиралтейский), а окружал прямоугольный остров, занимавший пространство манежа и следующего квартала, где стоит здание казарм Конногвардейского полка, то есть тянулся до нынешнего Конногвардейского переулка. На плане 1737 года в разделе "Толкование чисел" под цифрой 25 значатся "Новая Голландия и прядильный двор", то же и на плане Трускотта (Махаева), но там цифра, если правильно помню, 28. 

  • 2 Февраля 2022, 21:03

    Похоже, что мост вёл на ту часть Новой Голландии, где была автобаза и гаражи (+ заправка?). 

  • 3 Февраля 2022, 02:54
    Ответ на "Начало публикации: Адмиралтейский канал "…был выко" от Liz

    http://retromap.ru/141732_59.926226,30.3122661732 год. План Петербурга Максмилиана фон Фюрстенхофа. 

    На этом плане и на всех более ранних планах города мы не видим ни острова Новая Голландия, ни сохранившейся части Адмиралтейского канала. А видим маленькую Глухую протоку посреди Шневенской слободы. Возможно, реальная протока была несколько длиннее, но до Крюкова канала она не доходила, мы не видим этого ни на одном раннем плане. В 1732 году Сенат указал, что корабельный лес следует хранить не по берегам прядильного канала (где теперь бульвар), а в сараях. Поиски места привели сюда, к месту петровской усадьбы. 

    В журнале заседаний Адмиралтейств-коллегии была сделана запись: "1733 февраля 26 дня по указу Ее Императорского Величества Адмиралтейств-коллегия рассматривала учиненный план Мье реке и Глухому из оной протоку, между которыми положено быть охране для клажи корабельных дубовых лесов, а понеже, для лучшей способности той проток велено и очистить и заделать канал с <в?> коммуникации от Галерного с Крюковым каналов; и хотя по тому плану от архитектора положено, где быть помянутому в протоке каналу, однако ж Коллегия запотребно рассудила оное место осмотреть от Коллегии одному члену; и то поручено господину вице-адмиралу и кавалеру Синявину, который представлял за лучшее тот канал весть, зачав подле подъемного моста и с канала от Галерного двора, как то показано особою чертой на вышепоказанном плане, а для безопасности от внезапного случая имеющую близ того протока партикулярную слободу снесть..." (Выписка из журнала заседаний Адм. коллегии о сооружении канала на месте Глухой протоки. РГАВМФ. Ф. 233 9экспедиция над лесами и строениями). Д. 76. 1732 г.).

    Цитирую по: Соловьева Т. Новая Голландия и ее окружение. СПб., 2010. С. 13, 226. Уже по датам в основном тексте и в примечаниях видно, что документ воспроизводится с ошибками: в одном случае 1733 год, в другом 1732. И есть признаки того, что сама выписка автором книги сделана не точно (употребления некоторых слов и т.п.). Но в целом смысл вполне понятен. Подъемный мост, о котором идет рачь, видимо, тот, что был на месте Храповицкого моста. Адресная книга 1809 года сообщает, что Храповицкий мост через Мойку был устроен наподобие подъемного - https://vivaldi.nlr.ru/bx000020122/view/?#page=23 ([123]. С. 5), но это через 70 с лишним лет. Хотя мы и на аксонометрическом плане Сент-Илера рубежа 1760-1770-х, и на гуаши Кнаппе самого конца 18 века видим Храповицкий мост подъемным, старой конструкции, наподобие голландских мостов.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 30783
Готовится: 271
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 9900