Публикация
Адмиралтейские Ижорские заводы. Чугунолитейный цех.Адмиралтейские Ижорские заводы. Чугунолитейный цех. Утраченное здание г. Колпино, бульвар Победы, 1 литера АЖ (Ижорский завод б/н, лит. АЖ) 1804 - ?
Литье чугуна было одним из самых значительных производств заводов. По Высочайше утвержденному плану 1803 года, для литейной было построено здание, длиною 20 саж. и шириною 6 саж. В 1808-1809 гг. среднюю часть литейной углубили, сделали формовочную яму, расширили все здание и надстроили второй этаж. В конце 40-х годов, здание было ограждено от огня, и деревянное вододействующее колесо заменено металлическим, диаметром 21 ф. и шириною в 7 фут. В 1849 году, при изготовлении паровых машин в 400 сил, литейная еще более расширилась пристройкою двух ваграночных печей, четырех кранов на каменных фундаментах и особой печи, для производства опытов литья чугунных орудий, по неаполитанскому способу. Для освещения подземного помещения, где производилась формовка, пристроили чугунный полукупол, с чугунным оконным переплетом, и увеличили число окон в самой литейной. К 1.856 году литейная занимала площадь, длиною в 46 саж., и состояла из двух больших отделений: среднего и ваграночного, и из трех малых отделений. В среднем отделении, длиною около 8 саж., формовали и отливали крупные вещи; формовочная яма была обложена кирпичом и имела в длину 17 фут. в ширину 20 ф. и в глубину 12 ф. В этом отделении помещались две печи для плавки меди и чугуна, длиною 23 фут и шириною 5 1/2 фут, два сушила, по 4 саж. длиною, соединенные между собою рельсами, и 3 крана для подъема ковшей. В ваграночном отделении для плавки чугуна, имелись две вагранки, по 4 1/2 фута в диаметре и четыре крана, для подъема тяжестей. В остальных отделениях, где формовали мелкие вещи, были помещены цилиндрические меха, глиномятная машина и машина для измельчения угля, которые приводились в движение вододействующим колесом. … В 1860 году в чугунолитейной мастерской, для сплавки 1000 пудов металла в один раз, устроена ваграночная печь, в диаметре 6 фут, с вентилятором для раздувания огня; 1861 году установлены на каменном фундаменте металлический поворотный кран, для подъема тяжестей до 1500 пудов, и 2 поворотных железных крана, с подъемною силою: один в 60 пудов, а другой до 600 пудов. В 1865 году чугунолитейная была капитально перестроена. В 1867 году, для литья тяжеловесных вещей, обделаны 2 ямы, с железными ящиками, длиною 30 фут., шириною 17 1/2 фут., и глубиною 7 фут., и две круглые ямы, глубиною 15 фут., установлены 3 вагранки, три вентилятора с приводом, воздуходувными трубами и резервуаром, 3 больших стенных поворотных крана, в 5 тонн каждый, и изготовлен заводами для формовочного отделения передвижной кран в 30 тонн с лебедкой. В 1870 году в слесарном отделении, назначенном для очистки отлитых вещей, устроен жёлезный потолок, сделаны три железных поворотных крана для подъема и передачи вещей, весом до 150 пудов. (Городков Г.И. Адмиралтейские ижорские заводы: Крат. ист. очерк: (Юбил. изд.): Сост. по поруч. Гл. упр. кораблестроения и снабжений, т. с. Г. Городковым. - Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1903. С. 60-61, 101 добавил:
В ВОВ мастерские были разрушены, частично сохранились только подземные строения.
* Вид зданий Адмиралтейских Ижорских заводов (слева направо) цепные кузницы, склад пожарных инструментов, сборочная мастерская на переднем плане - плотина № 2
Недаром самый опасный участок - бульвар Свободы, расположенный на заводской плотине, назывался тогда «перешейком смерти». Миновать его было никак нельзя, так как это была единственная переправа через Ижору. Враг знал об этом и не жалел снарядов и мин, пытаясь вывести плотину из строя. Там, где она стыкуется с улицей Урицкого, находился чугунолитейный цех. Один из тяжелых снарядов попал в него, под обломками оказалось отделение разведчиков, а глыбами от стен завалило проезжую часть улицы, по которой везли боеприпасы и шла техника на передовую. Движение остановилось. На место аварии были брошены все силы МПВО. Кругом грохот, рвутся снаряды, мины. Завал разбирали кирками и лопатами, а где и просто руками. ("Война прошла через меня..." (Администрация Колп. р-на, 2015) С. 29-30; добавил:
В феврале 1943 г. один из тяжёлых снарядов попал в чугунолитейный цех (рядом с оградой на углу бульвара Свободы и улицы Урицкого, ныне Соборной). Под обломками оказалось отделение разведчиков, а глыбами от стен завалило проезжую часть улицы, по которой везли боеприпасы и шла техника на передовую. Движение остановилось. На место аварии были брошены все силы МПВО. Рвались снаряды, мины. Завал разбирали кирками и лопатами, а то и просто руками. Раненые были извлечены и доставлены в медсанбат. (Е.П. Сизёнов, Р.С. Иволга, Г.А. Ефимова "Колпино. Исторический очерк" (СПб, 2020). С. 339; добавил: 0 комментариев
3478 просмотров Добавил: vladimir-2013, 20 Июня 2017, 13:53
Редактировано: 30 Марта 2023, 12:33
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house28374.html' target='_blank'>Адмиралтейские Ижорские заводы. Чугунолитейный цех. на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32214
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14275
Всего сегодня: 10534
|