Публикация

Русский автомобильный завод И. П. Пузырева

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Русский автомобильный завод И. П. Пузырева

Красногвардейский пер. (Головинский пер. 1-5)

 

 

Завод И. П. Пузырева  возник благодаря идее создать  «русский автомобиль» чтобы  «…завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров».  Вторая задача - создать автомобиль отвечающего требованиям передвижения в России, применительно к особенностям наших дорог.

В 1907 г. Пузырев стал  официальным представителем в России  немецкой фирма Sorge & Sabeck  - поставщика  запасных частей, открыв свой магазин «Автомобильный материал И. П. Пузырев» (М. Конюшенная, 12). Почти сразу же он выпустил первый в России каталог запасных частей. Спустя два года от сотрудничества с фирмой Sorge & Sabeck Иван Петрович отказался, объяснив это тем, что его партнер ничего не производит, а выступает только в роли посредника, чем завышает цены.

  • фото

    И. П. Пузырев

  • фото

    1912 г.

  • фото

В августе 1909 г. на Черной речке Пузырев открыл собственный завод - на деньги своей матери, дочери купца Прозорова и сестры председателя Санкт-Петербургского Биржевого Комитета и члена Государственной Думы. На заводе Пузырев наладил выпуск запасных частей, а также ремонтировал сами автомобили. Опыт в этом пригодился для создания первой модели "Пузырев": Иван Петрович просто выяснил, какие части и конструкции иностранных машин наиболее пригодны для России. Зимой 1911 г. был готов первый  автомобиль модели 28/35HP.
Пузырев был популяр в  петербургском обществе, его любила пресса, журналисты писали о нем  в восторженных тонах.

В 1911 г. в России было лишь два предприятия, выпускавших машины: Русско-Балтийский вагонный завод и Русский автомобильный завод И. П. Пузырев.

 

Для серийного производства предполагалась усовершенствованная модель "Пузырев" 28/40HP - "тип, наиболее отвечающий русским условиям". К чести Ивана Петровича, он не просто копировал отдельные удачные узлы иностранных моделей. Патентованным новшеством стала коробка скоростей,  конструкции было много алюминиевых сплавов,  специально для наших условий предусматривался огромный дорожный просвет 320 мм и усиленные рессоры. Но серийный выпуск так и не начался.  16 декабря 1911 г. Отдел военных сообщений выдал Пузыреву заказ на первый автомобиль, а 20 февраля следующего - и на второй. Но сроки поставки заказа несколько раз срывались. В конце 1912 г. два автомобиля Пузырев сдал военным, но больше они у него машины не заказывали.
В 1913 г. в московском журнале «Автомобилист» появилось сообщение о том, что «Русский автомобильный завод И. П. Пузырев» преобразован во Французское акционерное общество. На выставке в Петербурге Пузырев показал два автомобиля модели 28/40HP - «торпедо военного типа» и лимузин, но заказчиков было немного.  Пресса начала писать о «кустарном производстве», объектом издевательств стала и сама главная идея предпринимателя.

 

8 января 1914 г. ночью на заводе Пузырева произошел пожар, охвативший малярную мастерскую, сборочную, медницкую и кладовую. В огне погибли восемь автомобилей и пятнадцать готовых комплектов для сборки, причем, среди них оказался и принадлежавший Учебной автомобильной роте дубль-фаэтон "Пузырев", отправленный на завод для ремонта. Ущерб оценили в 52 тысячи рублей, и оказалось, что застрахована лишь половина сгоревшего имущества. Было ли возгорание случайным или имел место поджог - вопрос остается открытым. Сам Пузырев после пожара прожил не так долго и умер 4 сентября 1914 г. Похоронен на Никольском кладбище  Александро-Невской Лавры.

 

После смерти Пузырева его завод не прекратил существования. С началом войны РАЗИПП получил заказы на изготовление двигателей внутреннего сгорания для траншейных прожекторных станций и запчастей к ним. С приближением немцев к Петрограду предприятие эвакуировали в Симбирск - нынешний Ульяновск, где уже в советское время на его базе появился завод по производству небольших стационарных моторов.

(по материалам раздела «Автопилот»  сайта kommersant.ru добавил:Наталия)

  • фото

    Весь Петербург
    на 1908 O.II С.1096

  • фото
  • фото
  • фото

    Весь Петербург
    на 1910 O.II С.1188

  • фото
  • фото

    Весь Петербург
    на 1914 O.II С.1189

  • фото

    Весь Петроград
    на 1917 г.О. II С.1231

  • фото

    1911-06-01. № 11.
    журнал "Автомобиль"

  • фото

    Добавил -
    YURIY ALEKSANDROV.

По справочникам Суворина:

1908 О. II  C. 1095  Пузырев Иван Петрович (автомобильная мастерская), М. Конюшенная, 12

        О. III С. 621    Пузырев Иван Петрович, потом. дворянин, Фонтанка, 15 Автомобильный материал

1910 О. II  C.1188,  О. III С. 696  то же самое

1911 О. III С. 732    Пузырев Иван Петрович, потом. дворянин, Фонтанка, 15 Автомобильный материал. Дмв.

1912 О. III С. 737    Пузырев Иван Петрович, потом. дворянин, Каменный остров, Средняя Аллея 50

                             Владелец склада "Автомобильный материалъ" и "Русский автомобильный завод". Дмв.

1913 О. II  C.1133   Пузырев Иван Петрович склад автомобильных материалов ул. Гоголя, 4

        О. III С. 521    Пузырев Иван Петрович, потом. дворянин, Каменный остров, наб. р. Невки 4б

                             Владелец Русского автомобильного завода Дмв. (№ 3 и 5 по Головинскому пер.)

1914 О. II  C.1189   "И. П. Пузырев" (контора и склад) ул. Гоголя, 4 Владелец Пузырева Мария Антоновна

        О. III С. 521    Пузырев Иван Петрович, потом. дворянин, Каменный остров, наб. р. Невки 4б Дмв.

1917 О. II  C.1231   "Автомобильный материал И. П. Пузырев" (автомоб. принадлежности (контора и склад) ул. Гоголя 4

                             Владелец Пузырева Мария Антоновна.

Участки по Головинскому пер. 1, 3 и 5 до 1917 г. были в собственности наследников Пузырева.

Из справочников  видно, что к 1914 г. (данные для справочников собираются в 1913 г.) завод уже не принадлежал Пузыреву, а владелицей склада стала М. А. Пузырева.                                                                                    (Наталия)

 

Постановлением ВСНХ от 19 февраля 1919 г. Русский автомобильный завод И. П. Пузырёва, основанный в 1909 г., был национализирован и подчинен Секции по металлу СНХ Северного района (с 1920 г. ПСНХ). В 1922 г. передан в ведение Губернского управления местного транспорта и переименован в 1 -ый машиностроительный авторемонтный завод.

(spbarchives.ru 19.03.2018)

1 комментарий
2812 просмотров
Добавил: Наталия, 10 Декабря 2016, 20:27
Редактировано: 14 Октября 2018, 00:55
Оцените:
(11 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house27578.html' target='_blank'>Русский автомобильный завод И. П. Пузырева на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
  • 7 Сентября 2021, 21:31

    "В 1907 году он открывает в Пе­тербурге магазин под названием "Автоматериал". Здесь продаются запчасти к машинам иностранного производства. Чтобы обеспечить клиентов не только запчастями, но и ремонтом, пришлось открыть при магазине небольшую мастерскую. Затем, детально ознакомившись с делом, Пузырев стал расширять производство и к 1909 году недалеко от Строгановской набережной, в Новой Деревне, открыл "Русский автомобильный завод И.П. Пузырева", который поначалу занимал площадь в 600 квадратных сажен, впрочем, скоро она удвоилась." (источник)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32220
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2530