Публикация
Доходный дом А. К. Глазера Фото - Доходный дом Александра Карловича Глазера эклектика ул. Достоевского, 10 1902 - Веретенников Алексей Николаевич ([
В № 99 у И. В. Вереницына значится только одна постройка - особняк Корсаковой на Почтамтской,. 21 (С. 73). А этот дом, согласно тому же справочнику, построил Алексей Николаевич Веретенников в 1902 г. ([
В 1890-х гг. д. 10 на Ямской ул. (Достоевского) принадлежал Александру Ивановичу Скворцову (адр. кн. на 1893; ВПб на 1894), Клеопатре Александровне Скворцовой (ВПб на 1896).
Александр Карлович Глазер появляется в качестве владельца во ВПб на 1897 (О. 4. Стлб. 344). Во ВПг на 1917 он также указан владельцем. Сведений о нем сообщается немного: пот. почетный гражданин, в 1900-е - член Высочайше учрежденного Николаевского комитета для разбора и призрения нищих. В ВПг на 1917 он - член комитета Общества благоустройства Сестрорецкой приморской дачной местности. Начиная с 1904 г. А. К. Глезер жил здесь. (добавил
В этом доме жили: 1924 - 1926, 1929 - 1930 архитектор А. Е. Левинсон (ВЛд на 1925. O. X. C. 225, на 1926. O. XI. C. 202, на 1930. С. 325) 1906 - 1908 военный инженер подполковник И. П. Ставицкий (ВПб на 1907. O. III. C. 672, на 1908. С. 716) (добавил
1924: "Артель трезвенников" (огородная) - ул. Достоевского, 10 ("Спутник по Петрограду...", 1924, С. 58)
В отделке лицевого корпуса фрагментарно сохранился комплекс витражей и декоративного остекления начала ХХ в. в стиле модерн. Учтено шесть объектов.
Над дверью парадного входа установлен фацетный витраж на латунном профиле. Рисунок геометрический. Стекла с пятнами от небрежной окраски рам.
В четырех окнах лестничного объема частично сохранились витражи различного рисунка, все они - яркие образцы стиля модерн с уникальным, более в петербургской архитектуре не встречающимся, изображением.
На площадке 1-2-го этажей витражное полотно сохранилось во фрамужной части. Композиция в виде овала внутри верхней рамы с лучковым завершением. По периметру овала изображены листья, в центре внизу - два цветка розы. В центральном поле фрамуги на фоне рифленых стекол изображены свисающие бутоны розового цвета. Поле по краю рамы заполнено геометрическим рисунком нерегулярного характера. Он выполнен из опалесцентного бело-сине го стекла, упруго изогнутая ветка - из зеленого стекла с фактурой «Muranese», цветы и листья - из опалесцентных розовых и темно-зеленых стекол, окантовка по периметру рамы - из белого и желтого стекла с фактурой «Muranese». Есть выбоина в центральной секции справа.
Витраж на площадке 2-3-го этажей имеет изображение цветка мака на желтом фоне. По периметру проходит орнаментальная кайма из трехлепестковых бутонов. Использованы стекла: рифленое бесцветное для заполнения фона, солнечно-желтое - для центрального элемента; опалесцентное красное, голубое и зеленое - для растительных элементов; зеленое, голубое, темно-красное и розовое кафедральное, а также желтое с фактурой «Muranese» - для каймы по периметру окна; мелкие зеленые кабошоны и розовые и оранжевые рюмочные плитки. На площадке 3-4-го этажей во фрамуге окна - витраж с изображением стилизованных перьев павлина. Они упруго поднимаются вверх и склоняются изящным силуэтом, образуя фигурную раму в оконном проеме. Фоновое заполнение выполнено из рифленого бесцветного стекла, павлиньи «глазки» - из опалесцентных стекол разных цветов; солнечно-желтый фон обрамления - из кафедрального, узкая рамка по периметру окна - из голубых и желтых стекол с фактурой «Muranese».
На площадке 4–5-го (верхнего) этажей окно бóльшей высоты. Витражное полотно сохранилось во фрамужной части и в верхних секциях створок. Изображен красный солнечный круг, с лучами, расходящимися во все стороны. Листья и плоды на изогнутых в духе модерна ветках образуют изящную раму вокруг солнца. По периметру окна проходит орнамент-плетенка. Использованы стекла: бесцветное рифленое, зеленое разных оттенков, коричневое, розовое кафедральное; сине-голубое опалесцентное, красные и розовые рюмочные плитки. В этом окне применено два вида стекла с фактурой «Muranese». Первый - в орнаментальной «плетенке» у края рамы. Фактура на этом стекле плоская, имеет выраженный графический характер. Модуль орнамента крупнее, чем в других петербургских витражах, в элементах-цветах есть пустая сердцевина. Такие стекла «Muranese» использованы и на других этажах этой лестницы. Для солнечного диска применено стекло «Muranese» второго типа - рельеф его выпуклый, орнамент имеет мелкий модуль. Такое стекло также крайне редко встречается в петербургской архитектуре. Наличие в этих витражах редких стекол с фактурой «Muranese» может стать атрибуционным признаком мастерской, которая их выполнила, или источника поступления стекол.
Эти витражи отличаются от основного корпуса петербургских витражей большим количеством опалесцентного стекла в фоновой части, обычно такое стекло используется дозированно, для акцентов и деталей композиции.
Все витражи со следами краски и въевшихся загрязнений.
В двух окнах квартир, смежных с лестницей, сохранились травленые стекла. Окна одинаковые, трехчастные, с полуциркульным завершением.
На площадке 3-го этажа окно закрашено белой краской, рисунок практически не читается. В окне на площадке 4-го этажа: в боковых секциях травленая рамка по периметру, в центральной секции - три цветка тюльпана, в верхней секции - графический рисунок в стиле модерн и розетка из листьев.
Дата осмотра: Июнь 2020. Все фото выполнены волонтерами проекта. (добавил
![]() ![]() Добавил: Blackadder, 19 Ноября 2008, 13:56
Редактировано: 7 Апреля 2025, 15:14
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2736.html' target='_blank'>Доходный дом А. К. Глазера на Citywalls.ru</a>
Всего 9 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 8
Гостей: 1159
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 8120
|
И самое интересное. В № 99 у И. В. Вереницына значится только одна постройка - особняк Корсаковой на Почтамтской,. 21 (С. 73). А этот дом, согласно тому же справочнику, построил Алексей Николаевич Веретенников в 1902 году (С. 73).