Публикация

Дом Грачевых - Дом Экспедиции заготовления государственных бумаг - Жилой дом

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1897
Стиль: Эклектика

Жилой дом                                                                                                   Эклектика

 

1897 - (по ЕИСТ, лестницы 2)

 

Дом Грачевых   (1910-е, ..1913..)

Дом Экспедиции заготовления государственных бумаг   (..1916..)

 

Жилой дом

 

 

Этот дом примерно до 1910-х гг. принадлежал семье знаменитых огородников Грачевых. (про Грачева см. по Дровяной)

Перед Первой мировой перешел к Экспедици заготовления Государственных бумаг. (ЭЗГБ) (anchurian)

В ВПб на 1913 участок еще показан принадлежащим наследникам Грачева. В ВПг на 1916 дом уже принадлежит Экспедиции заготовления государственных бумаг.  (Liz)

  • фото

    План Петербурга (фрагмент)
    1882-1883 гг. (Воротникова)

  • фото

    ВПг на 1917 г.

  • фото

    Добавил - саманта

  • фото

    * см. ниже

* "Это семья моего прадедушки, жившая в этом доме: Семья Афанасьевых: Андрей Афанасьев (глава семьи), Агафья Петровна Афанасьева

   (мама), дети - Иван  Андреевич Афанасьев, Полина Андреевна Афанасьева (Петрова),  Мария Андреевна Афанасьева (Степченко), Анна

   Андреевна Афанасьева (Алексеева)" (Нонна Ермилова, Нонна)  (предположительно, фотография сделана до 1915 г.)

 

На подробном плане Петербурга, составленным в 1882-1883 полковником Воротниковым на основании плана Шуберта, между Дровяной, Таракановкой и Курляндской показан большой зеленый массив под названием "огород Грачева". В атласе Цылова (1849) никаких намеков на Грачевых еще нет (здесь еще голицынская земля).                          (anchurian)

 

Дом был на краю огородного поля, которое теперь превратилось в скопище сараев и складов.                            (sperling)

"В этом доме наша семья жила много лет назад. К тому времени квартира была коммунальной, а до этого она целиком принадлежала (?) моей прабабушке Агафье. Нашими  к тому врмени оставались две комнаты, в одной из них была изразцовая печь (ее сломали, когда провели паровое отопление). В квартире тогда  еще сохранялась  медная ванна и  большая дровяная плита (у прадедушки и прабубшки была булочная и они готовила часть выпечки дома) (булочная, возможно, была уже при НЭПе.).

Наша семья уехала из него в конце шестидесятых. В его дворе до сих пор сохранились кирпичные погреба, когда не было парового отопления, в них хранили запасы дров, а бабушка моя рассказывала, что еще раньше держали разную живность - даже поросят.

Насколько я помню, со стороны двора была парадная лестница и "черная лестница", то есть в квартиру можно было попасть по обеим лестницам. К сожалению,  могу рассказать только о семье прадедушки - он не был богатым человеком и содержал неподалеку  булочную, но, очевидно, в семье был определенный  достаток, если она занимала довольно большую квартиру.

А я пишу то, о чем помню по рассказам бабушки Анны, и она охотнее рассказывала разные бытовые вещи - о поросенке, жившем во во дворе, о котах, один из которых  дожил до блокады и так и  заснул от голода, сидя с семьей около горевшей печки. Я часто вспоминаю про этого кота, когда слышу современные рассказы о том, как люди  в блокаду будто бы теряли человеческий облик.

Все эти люди, и уже даже  их дети потом  жили и работали в блокаду, а прадедушка не смог ее пережить.

Я немного написала об этом доме в одной из своих повестей в книге "Воздушный корабль" (Изд-во "Геликон плюс".2004 г.) 

(proza.ru/2002/10/07-126)  (Нонна Ермилова, Нонна)

  • фото

    Здание 4Ц

  • фото

  • фото

    Навес над входом

  • фото

    Фото - Nipnip, 04.2022.

  • фото

    Западная
    лестница.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М, 11.2017.

  • фото

    Парадная лестница
    (восточная).

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М, 11.2017.

55 комментариев
3326 просмотров
Добавил: Наталия, 18 Ноября 2008, 21:00
Редактировано: 29 Ноября 2022, 20:40
Оцените:
(13 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2697.html' target='_blank'>Дом Грачевых - Дом Экспедиции заготовления государственных бумаг - Жилой дом на Citywalls.ru</a>
Всего 55 комментариев
  • 2 Апреля 2013, 22:36

    В этом доме наша семья жила много лет назад. К тому времени квартира была коммунальной, а до этого она целиком принадлежала моей прабабушке Агафье. Нашими  к тому врмени оставались две комнаты, в одной из них была изразцовая печь ( ее сломали, когда провели паровое отопление). В квартире тогда  еще сохранялась  медная ванна и  большая дровяная плита ( у прадедушки и прабубшки была булочная и они готовила часть выпечки дома). Я немного написала об этом доме в одной из своих повестей в книге "Воздушный корабль"  Издательство "Геликон плюс".2004 г.)   http://www.proza.ru/2002/10/07-126

  • 2 Апреля 2013, 22:39

    Жилой дом?  Или непонятно, что это за таинственный ДОМ?  

  • 2 Апреля 2013, 22:51

    Жилой.

  • 2 Апреля 2013, 23:14

    Это и сейчас жилой дом. Наша семья уехала из него в конце шестидесятых. В его дворе до сих пор сохранились кирпичные погреба, когда не было парового отопления, в них хранили запасы дров, а бабушка моя рассказывала, что еще раньше держали разную живность - даже поросят.

  • 2 Апреля 2013, 23:17

    Интересно, что парадной с улицы нет.

    Что же это за дом был до революции?   Кто там жил до 1917 ? 

    Видно у него сразу был большой участок земли и войти во двор можно было сбоку от дома, а не через арку как обычно. На торцах не глухая стена, а окна и оформленный фасад как лицевой.  

    "Элитное решение" при дороговизне земли в городе так, как правило, не делали. 

    А сколько там лестниц? фото двора нет.  

  • 2 Апреля 2013, 23:24

    По ЕИСТ - 1897 г., лестницы 2.

  • 3 Апреля 2013, 00:01

    Насколько я помню, со стороны двора была парадная лестница и "черная лестница", то есть в квартиру можно было попасть по обеим лестницам. К сожалению,  могу рассказать только о семье прадедушки - он не был богатым человеком и содержал неподалеку  булочную, но, очевидно, в семье был определенный  достаток, если она занимала довольно большую квартиру. 

  • 3 Апреля 2013, 00:04

    У меня есть фотография семьи прадедушки, его звали Андрей Федорович Афанасьев, но я не знаю,где ее разместить - только что на своей  аватрке) 

  • 3 Апреля 2013, 00:10
    Ответ на "У меня есть фотография семьи прадедушки, его звали" от Нонна

     В комментариях и размещайте, в верхней строке есть кнопка "добавить/изменить изображение" 

  • 3 Апреля 2013, 00:50

    Это семья моего прадедушки, жившая в этом доме: Семья Афанасьевых: Андрей Афанасьев ( глава семьи), Агафья Петровна Афанасьева ( мама), дети - Иван  Андреевич Афанасьев, Полина Андреевна Афанасьева ( Петрова),  Мария Андреевна Афанасьева ( Степченко), Анна Андреевна Афанасьева ( Алексеева)

  • 3 Апреля 2013, 09:32

    Аренда 5 комнатной квартиры в те времена составляла  примерно от 500 до 2000 руб в год, в зависимости от расположения. Поесть в кабачке можно было за 5 коп. Зарплата рядового рабочего была в среднем приблизительно от 12 до 30 руб в месяц. То есть можно прикинуть, что Ваш прадедушка, по тем временам был весьма обеспеченным человеком

  • 3 Апреля 2013, 09:38

    Либо прадедушка работал в каком-то учреждении в какой-то должности, где такие особые условия полагались. 

  • 3 Апреля 2013, 09:48
    Ответ на "Либо прадедушка работал в каком-то учреждении в ка" от sperling

     Там выше написано, он был владельцем булочной.

  • 3 Апреля 2013, 13:35

    Этот дом примерно до 1910-х принадлежал семье знаменитых огородников Грачевых. Перед Первой мировой перешел к ЭЗГБ. 

  • 3 Апреля 2013, 13:37

    Огородники Грачевы? 

    А сам дом требует более детального осмотра и изложения. :(  

    Дом был на краю огородного поля, которое теперь превратилось в скопище сараев и складов. 

  • 3 Апреля 2013, 13:38

    Про Грачева - по Дровяной.

  • 3 Апреля 2013, 17:38

    ВПг на 1917 г.

     

    Огород Грачева превратился вполне себе в небольшую промзону. Со складами в т.ч.

  • 3 Апреля 2013, 20:27
    Ответ на "Аренда 5 комнатной квартиры в те времена составлял" от Алексей von Fricken

     Нужно оговаривать, что это именно для Петербурга. И для какого времени данные? Ясно, что дороговизна времен 1-й Мировой потому так "при жизни" и именовалась дороговизной во всех документах (а не только в СМИ), что цены выросли заметно. И вообще-то инфляцию и в довоенное время никто не отменял, просто она была не такой ужасающей.

    Что до главы семьи на фото, то насколько можно видеть на этом скане, там г-н Афансьев в форменной одежде и при знаках отличия. Стало быть, был либо на гос. службе / службе с правами госслужащих, либо получил право на мундир благодаря благотворительной деятельности. Но на первое больше похоже. Жаль, здесь нет года съемки + данных о прадедушке из адресно-справочных книг или адрес-календарей.

  • 3 Апреля 2013, 21:56

    Хотелось бы побольше конкретики, если можно. Люди на фотографии симпатичные, но ситуация какая-то загадочная. Главы семейства нет в ВПб (смотрела выпуски 1909-1917, но не все).

    Фотограф Ив. Фед. Агафонов появляется в адресной части ВПб на 1910 год по адресу Обводный канал, 124-2. В разделе "Фотографии" он появляется не сразу, но когда появляется, то тоже по этому адресу, тот же адрес указан и в ВПб на 1914 год. В ВПг на 1917 - Обводный, 122, но это уже не важно, т.к. на фирменном штампе паспарту указан СПб (и Лигово, где, вероятно, открывался филиал в летнее время). Т.е. теоретически фотографию можно датировать 1909-1914 годами, но Нонна, вероятно, знает более точную дату.

    Если дом принадлежал в 1910-х (с какого именно времени?) ЭЗГБ, м.б. отец семейства там и служил?

    Что касается булочной, м.б. эти воспоминания относятся уже к ранним советским временам? Потому что булочной Афанасьевых в ВПб-ВПг  нет.

  • 3 Апреля 2013, 22:49

    Более точной даты, я,  к сожалению, не знаю, но предполагаю, что фотография сделана до 1915 года, по возрасту сфотографированных людей. Конечно, прадедушке и прабабушке ( они родились в 1871 году)  принадлежала только квартира в этом доме, а никак не сам дом - я и пишу об этом, что они не были богатыми и знатными людьми. И булочная, возможно, была уже при НЭПе. О булочной мне уже рассказал мой дядя уже  в наше время. Дело в том, что  мои бабушки ( те, которые на фотографии две маленькие девочки)  и в 70-ые неохотно говорили о сословных принадлежностях и о том, что было до революции. 

    Подскажите, что означает абревиатура ЭЗГБ? 

    А я пишу то, о чем помню по рассказам бабушки Анны, и она охотнее рассказывала разные бытовые вещи - о поросенке, жившем во во дворе, о котах, один из которых  дожил до блокады и так и  заснул от голода, сидя с семьей около горевшей печки. Я часто вспоминаю про этого кота, когда слышу современные рассказы о том, как люди  в блокаду будто бы теряли человеческий облик.

    Все эти люди, и уже даже  их дети потом  жили и работали в блокаду, а прадедушка не смог ее пережить.

    . А в квартире этой в доме на Курляндской улице  в детстве я жила сама.

    За сведения о фотографии Агафонова - спасибо!  Спасибо за все, что я узнала об этом доме, который вспоминаю с теплотой! ну а люди с фотографии, кем бы они не были по профессии и по происхождению, на самом деле в этом доме жили, за это я ручаюсь).

  • 3 Апреля 2013, 23:17

    В ВПб на 1913 участок еще показан принадлежащим наследникам Грачева. В ВПг на 1916 дом уже принадлежит Экспедиции заготовления государственных бумаг. За промежуточные годы нужного раздела у меня нет.

  • 3 Апреля 2013, 23:18

    ЭЗГБ - экспедиция заготовления государственных бумаг. Эта организация и владела домом. Нонна, тогда нельзя было владеть одной квартирой в доме как сейчас. Многие, и я в том числе слышал мифы от бабушек, о якобы принадлеживаших нашей семье до революции, квартирах. Увы это миф. Дома принадлежали домовладельцам, частным лицам или организациям, как в данном случае. Квартиры сдавались в наём. Либо жильё предоставлялось как служебное. Вот почему коллеги и предположили, что Ваш прадед служил в ЭЗГБ.

  • 4 Апреля 2013, 00:12

    Алексей, я же пишу вам совсем об обратном - моя бабушка  была очень скромным человеком и очень скупо говорила и о достатке семье и о должностях, которые занимали ее члены ( именно поэтому я и не знаю. где служил прадедушка), но про то, что эта семья жила в  большой  квартире на втором этаже этого дома единолично, об этом рассказывают все наши пожилые родственники. Возможно они ошибались, предполагя, что квартира принадлежала прадедушке, потому что сами в ту пору были детьми.

    Возможно они действительно жили там как в служебном помещении, возможно нанимали.

    Меня спросили, какие люди жили здесь - я показываю. У меня есть и еще снимки, но, думаю,. я воздержусь теперь от их публикации.

    Честно сказать, я с душевным трепетом решилась разместить здесь фотографию - но мысль о том, что я делаю это в память об этих родных мне людях и для сохранения истории нашего города, все-таки переселила мои сомнения.

    Поэтому прошу вас в диалоге о моих родственниках  либо переменить тон и быть сдрежанней в своих суждениях о неизвестных вам людях, но которых можно уважать, даже не зная их, за то что они были с городом в годы блокады, либо  вовсе не оставлять комментарияев. 

  • 4 Апреля 2013, 00:24
    Ответ на "Алексей, я же пишу вам совсем об обратном - моя ба" от Нонна

     Никоем образом не хотел как-то затронуть Ваших родных. Тем более их не обсуждаю. Я лишь пытаюсь логически понять, что вероятнее всего семья ваших предков , и многие тысячи других семей в СПб, снимала эту квартиру и платила за нее деньги. Либо она была предоставлена в пользование, тем учреждением, в котором трудился Ваш прадед.Тогда не было " своих" квартир. Это и моя собственная бабушка, будучи в плену мифа, ошибочно говорила, во времена коммуналок ей вспоминалась жизнь ребенком в огромной квартире и естественно, она казалась ей собственной. Почему вы стесняетесь того факта, что вероятно Ваши предки были людьми обеспеченными и могли позволить себе найм хорошей квартиры?? Я кстати тоже посылал фото моей прабабушки в публикацию про дом где она жила, но ее не разместили, почему-то:( Я придерживаюсь мнения, что по прошествии времени, личность, даже если это наш родственник, принадлежит, не только нам, но и истории.

  • 4 Апреля 2013, 00:58

    Дорогая Нонна, с большим интересом прочитала историю Вашей петербургской семьи. Несомненно, всё рассказанное представляет неоценимое богатство для многих. Вызывает душевный трепет, как Вы точно выразились, старинная фотография. Такие воспоминания и фотографии очень трогательны. Кануло в летопись все, что было, не каждый может заглянуть в старинный альбом и рассказать о том, кто изображен на фотографиях...

    "Я придерживаюсь мнения, что по прошествии времени, личность, даже если это наш родственник, принадлежит, не только нам, но и истории." Алексей, полностью Вас поддерживаю!

     

     

  • 4 Апреля 2013, 01:21

    Да  и я тоже придерживаюсь этого мнения! Спасибо большое, Наталия! 

    Мне  тоже хочется "все сущее -  увековечить", поэтому я и стараюсь рассказать обо всем, что я знаю и что уже - не успеешь оглянуться, становиться историей.

    Мне кажется, город открывается нам иначе, когда  мы видим  фотографии тех, кто жил в нем, и тем более, когда узнаем об этих людях, даже если они были скромны.Может быть, этот сайт не совсем для этого предназначен - но почему бы и нет?

    Это фотографию сделал мой отец Борис Алексеев ( тоже живший в квартире на Курляндской)), кто эти люди ( кроме моего дедушки), я уже не смогу узнать, но ощущение от  этой фотографии удивительно весеннее и светлое. 

  • 24 Апреля 2013, 00:08

    По ЕИСТ - 1897, пр РГИС -  Курляндская улица, дом 4, литера Б.

    Послал виды двора.

  • 24 Апреля 2013, 08:56

    эклектика

  • 24 Апреля 2013, 11:34

    Алексей, ваши фотографии я размещала (помню точно)

    Если их сейчас нет - пришлите, пжл., еще раз. Спасибо

  • 25 Апреля 2013, 01:34

  • 25 Апреля 2013, 01:37

    Кирпичные постройки внутри двора дома на Курляндской. 4.

  • 25 Апреля 2013, 08:59

    " как люди  в блокаду будто бы теряли человеческий облик"

    Увы теряли. Моя бабушка, врач-хирург, работавшая в больнице в блокаду много чего рассказыала. И от других знакомых я тоже слышал ужасные вещи. Не хочу их повторять в публичной ветке.

  • 25 Апреля 2013, 12:53

    Ощущение есть, что изначально домик был 2-х этажный, а потом надстроили. 

  • 25 Апреля 2013, 13:11
    Ответ на "Кирпичные постройки внутри двора дома на Курляндск" от Нонна

     У меня такое тоже есть, и я даже посылал в публикацию, но...

  • 27 Апреля 2013, 22:51
    Ответ на "" как люди  в блокаду будто бы теряли че" от Алексей von Fricken

     Наверное, действительно, правильнее было бы написать "как будто бы ВСЕ люди..." в том смысле, что большинство людей все же его не теряло.  В каждой войне есть свои герои и свои подонки.

  • 28 Апреля 2013, 01:41

    Какая-то хозпостройка (фрагмент плана треста ГРИИ (июль 1975 г.):

  • 28 Апреля 2013, 02:00

    Интереснее придумать, что бы это могло быть... Ледник?

  • 29 Апреля 2013, 02:55

    Я где-то в интернете встречала упоминание об этих постройках именно как о ледниках. Но где-то ведь и  поросят и кур во дворе из бабушкиных рассказов ( начало 20 века)  держали?. И дрова. Помню, правда, только  как мы с мамой спускались за ними во двор и потом топили печку - в большой комнате она была изразцовая, такие и сейчас сохранились в некоторых петербургских  домах, где их даже можно топить, а в маленькой комнате была печка попроще - круглая, железная(?). Эти печки, увы, сломали, как только провели паровое отопление.  

    В наш компьютерный век трудно даже себе это представить, но это так было!     

    Я не думаю, чтобы дом в начале был двухэтажным - по-моему у него законченнный с точки зрения архитектуры облик. и помню, еще что бабушка считала второй этаж в нем самым лучшим.

    У меня есть фотографии комнаты, но уже без печки, поищу потом.

  • 29 Апреля 2013, 12:41
    Ответ на "Наверное, действительно, правильнее было бы написа" от Нонна

     Полностью согласен. Не могу сказать, что не теряло большинство, увы многие негативные факты специально замалчивались. Но многие, как Ваша семья, мужественно держались.

  • 10 Мая 2013, 01:19

    Спасибо, какой подробный  план! А есть ли план  этажей?

    Как оказалось, поросят и кур и дрова держали в деревянных сараях, которые располагались во дворе, а потом их снесли.

  • 21 Марта 2015, 11:48

    1965, 1976, 1988: Ясли Ленинского р-на № 155, Курляндская ул., 4. ([108], с. 210), («Краткий справочник ЛГТС-1976", с. 415), ([125], с. 557)

  • 9 Марта 2017, 21:52

      У важаемая Нонна если не секрет ,в какой именно квартире  (на ул.Курляндская д.4  ) Вы проживали до 1960г.?     

     

  • 15 Марта 2017, 21:48

    Саманта, я появилась позже) но застала несколько лет в этой квартире, вернее, уже в двух комнатах этой квартиры. Она располагается на втором этаже, окнами во двор. Если вам важно, то могу уточнить номер. Почему вас это интересует? 

  • 16 Марта 2017, 00:24

     Нонна,просто интересно. Одна из моих бабушек родилась в кв.1 этого дома.      Затем семья переехала на 2-ой этаж.Какое-то время    занимали целую квартиру из 6-ти комнат так-как семья была очень большая (13чел.)Прадед имел отношение к Госзнаку.Я до сей поры живу там  ,только уже не в 6-ти комнатах,а после всех уплотнений в 1-ой.

  • 16 Марта 2017, 23:52

    Да, это очень интересно! Я написала вам подробнее в сообщении.

  • 16 Ноября 2017, 19:51

    Опубликованы лестницы - парадная и черная. Теперь нет квартир, имеющих вход с обеих лестниц.

  • 27 Ноября 2017, 02:23

    Значит, теперь с черной лестницы на площадке вход только в одну квартиру? Правда, и в конце 20 века выходы на черную лестницу, как я понимаю, были уже закрыты. Так же, как и внутриквартирные двери, которые соединяли комнаты, принадлежащие разным людям. Например, в заделанной нише от двери в нашей  бывшей "большой" комнате располагались книжные полки.    

  • 27 Ноября 2017, 10:02

    С черной лестницы вход в квартиры с 1 по 11 (с каждой площадки три либо два входа), с парадной лестницы вход в квартиры с 12 по 15

  • 10 Января 2022, 22:51

    С сайта недвижимости.

    8-к апартаменты, 137.8 м², 1/4 эт.

    Переделка квартиры в 8 студий

     

  • 10 Января 2022, 22:54

    Еще  одна квартира

  • 22 Мая 2022, 09:51

    Непосредственно сейчас продается, судя по Яндекс-недвижимости, квартира с планировкой точно как на фото 4, с точностью до "отрезания" коридора от 24-метровой комнаты

  • 2 Июля 2022, 00:16
    Ответ на "БРАВО!!! " от Александр ОТ

     Здравствуйте! Извините за беспокойство, но фрагмент чего это? и какого примерно года?

     

  • 22 Ноября 2022, 21:41

    На стене со стороны двора какое-то железное приспособление. Что бы это тако могло быть?

  • 23 Ноября 2022, 01:22
    Ответ на "На стене со стороны двора какое-то железное приспособление. Что бы это тако могло быть?" от Nipnip

     Над входом был козырёк.

    На стене видна даже его конфигурация.

    А железки — останки консолей.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32395
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 14594