Публикация

Вокзал станции Зеленогорск (бывш. Териоки)

Здание на карте
фото
Зеленогорск
Вокзальная ул., 2
Архитекторы: Гранхольм Б. Ф.
Гречанников А. А.
Год постройки: 1917, 1950
Стиль:

Фото 24.10.2015.

Вокзал станции Зеленогорск (бывш. Териоки)

г. Зеленогорск, Вокзальная ул., 2

1917 - арх. Гранхольм Бруно

1939, 1941-44 - разрушены центральная часть и западное крыло

1950 - восстановление, арх. Гречанников А.А. (Дорпроект Октябрьской ж.д.)

 

Первый деревянный вокзал в Терийоках появился в 1870 году, одновременно с окончанием строительства железной дороги. Вначале это была первая станция на финской стороне после Белоострова.

Тогда еще никто не ожидал, что "дачный бум" охватит все финское Побережье, от Дюн до Ваммельсуу и дальше. Петербуржцам, имевшим дачи, например, в Куоккала, нужно было выходить из поезда либо в Белоострове, либо в Терийоках, и затем брать извозчика. Через несколько лет выросли промежуточные платформы: Куоккала (1889, станция с 1897), Келломяки (1901, станция с 1903), Оллила (1901, станция с 1906), Тюрисевя (1908), Канерва (1914, между Келломяками и Куоккалой, ныне не существует).

Резкий рост пассажиропотока привел к тому, что старое здание вокзала перестало удовлетворять потребности пассажиров. Поэтому одновременно со зданием ст. Раяйоки в 1917 году началось строительство нового, каменного, здания вокзала в Терийоках. Ввиду военного времени, строительство велось медленными темпами. Оба здания были введены в эксплуатацию лишь 1 декабря 1917 года. Архитектором обоих зданий был Бруно Гранхольм.

Новая Терийокская станция строилась почти в 700 метрах к западу от Старой станции, в районе Койвикко. Между нею и Старой станцией образовалась Асемакату ("Станционная улица"), которая вела мимо Новой станции через Кивеннавантие (Кивеннапская дорога - продолжение Виертотие) к Старой станции. Перед перекрёстком Асемакату была настолько широка, что там возникла стоянка извозчиков. Там же в 1930-х годах была стоянка такси. Железнодорожный переезд через Виертотие был теперь оформлен великолепным путепроводом. Для этого пришлось поднять насыпь и заглубить полотно дороги. Так образовалась пологая дорожная выемка длиной почти 250 м. Новая станция и мост были закончены к 1917 г.

Во время военных действий 1939 и 1941-44 гг. здание сильно пострадало - центральная часть была практически полностью разрушена, большие повреждения получило западное (расположенное в сторону Выборга) крыло. Железнодорожный мост был разрушен. В 1950 году здание было перестроено по проекту архитектора А. А. Гречанникова.

Текст взят с сайта "Териоки", здесь же можно увидеть чертежи и исторические фотографии.

 

В 2014 (?) году завершена реставрация вокзала. Во время реставрации в здании произошел пожар.

  • фото

    1920-1929 гг.

  • фото

    (добавил - YURIY ALEKSANDROV.)

  • фото

    Териоки.Вид вокзала в 1900-гг.
    (из книги "Минцлов С.Р.
    Петербург в 1903-1910 годах")

    (добавил - люблюпитер .)

  • фото

    Фото 1950-х гг.
    (добавил - MANOLA .)

  • фото

    План подвала (западная часть).
    Фото - peterburzhets, 11.09.2021

  • фото

    Кассовый зал с
    остатками интерьеров
    1917 г. (восточное
    крыло)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М,
    24.10.2015.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 09.2015.

  • фото

    Фото - peterburzhets, 28.10.2020.

  • фото

    Центральный зал.
    Интерьер 1950 г.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Галерея на 2 этаже

  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница в подвал 1950 года

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото 24.10.2015.

  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 05.2013.

4 комментария
3849 просмотров
Добавил: Виктор М, 24 Октября 2015, 22:15
Редактировано: 14 Августа 2023, 19:25
Оцените:
(13 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house26533.html' target='_blank'>Вокзал станции Зеленогорск (бывш. Териоки) на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
  • 30 Января 2019, 06:18

    Фото на "Викискладе" (есть снимки старого вида остекления):

     

    https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Zelenogorsk_railway_station

  • 30 Января 2019, 06:32

    Неужели это тот же Гречанников, что работал над зданием 1912-го на площади Островского? 

  • 30 Января 2019, 19:44
    Ответ на "Неужели это тот же Гречанников, что работал над зд" от Nezoist

     тот самый. Он оставил любопытные воспоминания как становился членом СА ссср в 1950-ые гг ( жена заставляла, льготы полагались_.)

    На комиссии заявил "А я строил рядом с Росси"

  • 2 Мая 2023, 03:35

    "В 1950-м вокзал перестроили по проекту архитектора Александра Гречанникова. Он сохранил восточное крыло, но все фасады сделал в сталинской архитектуре. Сейчас там пригородные кассы с элементами старинного финского интерьера."

    см. фото и следующие

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3869