Публикация

Доходный дом

Здание на карте
фото
Архитекторы: Диммерт Е. И.
Кирилов А. С.
Год постройки: 1822, 1862-1863
Стиль: Эклектика

Фасада здания (угол Прачечного и Пирогова пер.)

Фото - Г.Саидов  15.07.2012.

Доходный дом 

 пер. Пирогова, 16, левая часть - Прачечный пер., 7

1822  - арх.(АХ) Диммерт Егор Иванович

 

Доходный дом

пер. Пирогова, 16, правая часть

1862-1863  - арх.(АХ) Кирилов Алексей Семёнович - перестройка

- здание надстроено            ([99])

  • фото

    Максимилиановский пер.
    (Пер. Пирогова), 16.
    Фото 1900 г.

  • фото

    Табель домов и улиц 1888.
    (добавил miraru1)

  • фото
  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2019 г.

Изменения облика дома: дверь угловая в казенную винную лавку заложена и та, что правее, по Максимиллиановскому, зонтик, конечно, сдан в металлолом. А все остальное, на фасаде во всяком случае, как будто на месте.

В то время, когда делался снимок, дом принадлежал даме, о которой никаких сведений в адресных книгах что-то не видно, кроме перечня принадлежавших ей домов. Это - Мария Юльевна графиня Сакрипанти маркиза Витути (ВПб на 1901. О. 4. Стб. 207). Видимо, казенная винная лавка, вывеска которо видна на снимке, появилась на доме незадолго до 1900 года, если только эта дата снимка подлинная. В Адресной книге Яблонского на 1896 показано, что в доме тогда находились принадлежавшие разным  владельцам столярная и переплетная мастерские, булочная и трактир с крепкими напитками "Плевна" Андрея Павловича Палкина.   (Liz)

 

Сакрипанте (Sacripante), маркиза Мария Юльевна, графиня Витули (Vituli - так), урожд. баронесса Таубе. Дочь барона Юлия Ивановича и Луизы Карловны. 

Замужем: 1) Александр Карлович Гедершерна (Hederstjerna), ум., вдова. 2) Маркиз Сакрипанте, граф Витули.

Адрес: Венеция, Канал Гранде, палаццо Персико (однако!).

Дочь: графиня Бьянка Лавателли, урожд.Сакрипанте. (Almanach de St.-Petersbourg. Cour, monde et ville. St.-Pb.: Soc. Wolff, 1912. P.432.)

Заодно:

Таубе-фон, барон Юлий Иванович, инженер-полковник, ум. 18 ноябр. 1887. С ним жена фон-Таубе, р. 4 апр. 1877, ум. 9 февр. 1884. (Ал.-Невск. лавра, Никольское кладб.)      (Саитов, т. 4. С. 231.)

Гедерстиерна Александр Карлович, гофмейстер, тайн. советн., ум. янв. 1878  (Ал.-Невск. лавра, Никольское кладб.).

(Саитов, т. 1. С. 553.)

(добавил anchurian)

  • фото

    Фото - Сергей Васильев. 2010.

История участка прослеживается по адресным книгам, начиная с 1809 г. Согласно адресной книге Реймерса, участок на углу Прачешного и Глухого (позднее Максимилиановского) переулков принадлежал тогда купцу 3 гильдии Сергею Ивановичу Шутову.

В «Указателе жилищ и зданий СПБ. ...» С. Аллера 1822 г. владельцем участка назван мещанин Шутов, а в издании 1836 г. - «Нумерация домов в СПб. ...» - купец Шутов. Возможно, дом был продан уже вскоре, во всяком случае в «Книге адресов СПб., изданной Карлом Нистремом» в 1837 году по этому адресу проживал тогда отставной коллежский секретарь Илья Тимофеевич Лактаев, а в адрес-календаре, изданном тем же Нистремом в 1844 г., владелицей дома названа Локтаева.

Судя по тому, что пишут об истории приюта принца Ольденбургского, в 12-й роте Измайловского полка он оказался не сразу, а первоначально, в 1846 году, для него было приобретено некое здание (адрес не сообщается), в котором приют располагался до тех пор, пока оно не стало для него тесным. Получается, что этим зданием и был дом на углу Прачешного и Глухого переулков, и этот адрес - по Глухому переулку - показан у детского приюта принца Ольденбургского в «Городском указателе, или Адресной книге ... на 1850 г.» (СПб., 1849).

«Путеводитель: 60000 адресов из СПб. ...» 1854 года называет находившееся здесь заведение сиротским приютом.

Издание 1862 года (Цылов Н. Описание улиц СПб. к 1863 году) и Табель 1869 называет владельцем дома Воронина, Табель 1875 - Мензеля.

Адресные книги, начиная с издания Яблонского на 1892 и заканчивая Впб на 1911 называют владелицей дома  Марию Юльевну графиню Сакрипанти маркизу Витути (вариант Витури, но ни разу, кажется, Витули). ВПб на 1912 показывает ее живущей на Мойке, 61 и домовладения уже не имеющей. То же издание называет владельцем дома живущего еще на Никольской площади, 6 купца и потомственного почетного гражданина Алексея Ивановича Иванова, старосту Морского Никольского Богоявленского собора, владельца ресторана и пивной.

Впг на 1917 показывает его живущим здесь, на Максимилиановском, 16, по прежнему старостой Никольского собора и владельцем кухмистерской, ресторана и трактира.

(добавил Liz)

  • фото

    Внутренний двор дома.

  • фото

    Фото - golib, 07.2015.

  • фото

    Внутренний двор: слева - стена,
    которая относится к пер. Пирогова (д.16),
    прямо - к Прачечному переулку (д.7)
    Фото - golib

  • фото

    Угловая парадная внутреннего
    двора: слева стена, относящаяся
    к пер.Пирогова (д.16),
    справа - к Прачечному пер. (д.7)

  • фото

    Дворовые фасады

  • фото
  • фото

    Фото - Vladimir-2013, 03.2018.

  • фото

    Дворовые фасады.
    Лицевой корпус по Пирогова.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 08.2019.

  • фото
  • фото
  • фото

    Парадная № 1
    по пер. Пирогова.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 30.04.2016.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2016.

  • фото

    Кафельная плитка
    на полу I этажа.

  • фото

    Перила и ступеньки центральной
    парадной по пер.Пирогова, 16
    Фото - Г.Саидов, 15.07.2012.

  • фото

    Лестница №3

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница №4

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Vladimir-2013, 03.2018.

  • фото

    Лестница №3
    (дворовая).

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 08.2019.

23 комментария
3344 просмотра
Добавил: Blackadder, 25 Ноября 2008, 16:44
Редактировано: 4 Сентября 2019, 22:40
Оцените:
(10 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2634.html' target='_blank'>Доходный дом на Citywalls.ru</a>
Всего 23 комментария
  • 9 Июля 2012, 23:55

    Живу в этом доме с 1987 г. Судя по старой (черно-белой) фотографии, облик дома претерпел значительные изменения с 1975 года (время кап.ремонта).

  • 10 Июля 2012, 11:54

    Да не особенно он изменился, по-моему: дверь угловая в казенную винную лавку заложена и та, что правее, по Максимиллиановскому, зонтик, конечно, сдан в металлолом. А все остальное, на фасаде во всяком случае, как будто на месте.

    В то время, когда делался снимок, дом принадлежал даме, о которой никаких сведений в адресных книгах что-то не видно, кроме перечня принадлежавших ей домов. Это - Мария Юльевна графиня Сакрипанти маркиза Витути (ВПб на 1901. О. 4. Стб. 207). Видимо, казенная винная лавка, вывеска которо видна на снимке, появилась на доме незадолго до 1900 года, если только эта дата снимка подлинная. В Адресной книге Яблонского на 1896 показано, что в доме тогда находились принадлежавшие разным  владельцам столярная и переплетная мастерские, булочная и трактир с крепкими напитками "Плевна" Андрея Павловича Палкина.

  • 10 Июля 2012, 20:23

    (Liz) Огромное Вам спасибо за дополнительную информацию! Сожалею, что очень поздно стал интересоваться питерскими домами, их историей... Они как люди: каждый имеет "своё лицо", свою неповторимую прелесть. Если Вас не затруднит, подскажите, к каким источникам, заслуживающим доверия, прежде всего следует обратиться, относительно обсуждаемой темы. Заранее, глубоко Вам признателен.  

  • 10 Июля 2012, 22:09

    Совершенно невозможно, чтобы от такой титулованной дамы не осталось следов. Перевожу:

     

    Сакрипанте (Sacripante), маркиза Мария Юльевна, графиня Витули (Vituli - так), урожд. баронесса Таубе. Дочь барона Юлия Ивановича и Луизы Карловны. 

    Замужем: 1) Александр Карлович Гедершерна (Hederstjerna), ум., вдова. 2) Маркиз Сакрипанте, граф Витули.

    Адрес: Венеция, Канал Гранде, палаццо Персико (однако!).

    Дочь: графиня Бьянка Лавателли, урожд. Сакрипанте.

    Almanach de St.-Petersbourg. Cour, monde et ville. St.-Pb.: Soc. Wolff, 1912. P. 432.

     

    Заодно уж пройдемся по покойникам. 

     

    Таубе-фон, барон Юлий Иванович, инженер-полковник, ум. 18 ноябр. 1887. С ним жена фон-Таубе, р. 4 апр. 1877, ум. 9 февр. 1884. (Ал.-Невск. лавра, Никольское кладб.)

    Саитов, т. 4. С. 231.


    Гедерстиерна Александр Карлович, гофмейстер, тайн. советн., ум. янв. 1878  (Ал.-Невск. лавра, Никольское кладб.).

    Саитов, т. 1. С. 553.

  • 10 Июля 2012, 22:17

    "Затем дом на Пушкинской, 18, не меняя своего назначения, отошел к баронессе Таубе (баронский герб до сих пор на фасаде). В 1880–90-е гг. гостиницей управляли совладельцы – баронесса, какой-то заезжий итальянский маркиз Сакрипанте (он же граф Витутти), его жена и некий А.А. Неклюдов. Тогда-то гостиница и получила название «Пале-Рояль»."

     http://kn.sobaka.ru/n15/03.html

  • 11 Июля 2012, 19:34

    (anchurian) Не устаю восхищаться познаниями краеведов, любящих свой город "изнутри". Неважно: будь это искусствовед с огромным научным багажом или просто, любитель-энтузиаст... Спасибо вам за то, что не поленились и добавили свои комментарии, "заразив" и втянув меня в этот познавательный экскурс с ещё большей страстью и воодушевлением. Сердечное всем спасибо!

  • 11 Июля 2012, 19:44

    golib, вы можете сфотографировать и прислать интерьеры парадной и другое, если есть (лепнина в квартире, печи..). И двор хотелось бы увидеть.

  • 11 Июля 2012, 19:58

    Да, Виктор, Вы правы: иногда (казалось бы) незначительная деталь, может натолкнуть на (пусть, и - небольшое, но...) открытие. Правда, наша парадная ничем особо, вроде, не блещет. Но - за подсказку спасибо: в нашем квартале столько интересных парадных! Боюсь Вам обещать, но обязательно учту Ваши советы.

  • 11 Июля 2012, 20:06

    Надо же - канал Гранде! То-то ее адреса очень редко встречаются в адресных книгах.

    История участка прослеживается по адресным книгам, начиная с 1809 года. Согласно адресной книге Реймерса, участок на углу Прачешного и Глухого (позднее Максимилиановского) переулков принадлежал тогда купцу 3 гильдии Сергею Ивановичу Шутову.

    В «Указателе жилищ и зданий СПБ. ...» С. Аллера 1822 года владельцем участка назван мещанин Шутов, а в издании 1836 г. - «Нумерация домов в СПб. ...» - купец Шутов. Возможно, дом был продан уже вскоре, во всяком случае в «Книге адресов СПб., изданной Карлом Нистремом» в 1837 году по этому адресу проживал тогда отставной коллежский секретарь Илья Тимофеевич Лактаев, а в адрес-календаре, изданном тем же Нистремом в 1844 году, владелицей дома названа Локтаева.

    Судя по тому, что пишут об истории приюта принца Ольденбургского, в 12-й роте Измайловского полка он оказался не сразу, а первоначально, в 1846 году, для него было приобретено некое здание (адрес не сообщается), в котором приют располагался до тех пор, пока оно не стало для него тесным. Получается, что этим зданием и был дом на углу Прачешного и Глухого переулков, и этот адрес — по Глухому переулку — показан у детского приюта принца Ольденбургского в «Городском указателе, или Адресной книге ... на 1850 г.» (СПб., 1849).

    «Путеводитель: 60000 адресов из СПб. ...» 1854 года называет находившееся здесь заведение сиротским приютом.

    Издание 1862 года (Цылов Н. Описание улиц СПб. к 1863 году) и Табель 1869 называет владельцем дома Воронина, Табель 1875 — Мензеля.

    Адресные книги, начиная с издания Яблонского на 1892 и заканчивая Впб на 1911 называют владелицей дома  Марию Юльевну графиню Сакрипанти маркизу Витути (вариант Витури, но ни разу, кажется, Витули). ВПб на 1912 показывает ее живущей на Мойке, 61 и домовладения уже не имеющей. То же издание называет владельцем дома живущего еще на Никольской площади, 6 купца и потомственного почетного гражданина Алексея Ивановича Иванова, старосту Морского Никольского Богоявленского собора, владельца ресторана и пивной.

    Впг на 1917 показывает его живущим здесь, на Максимилиановском, 16, по прежнему старостой Никольского собора и владельцем кухмистерской, ресторана и трактира.

     
    golib, честно говоря, не знаю, что Вам ответить. Какую тему Вы имеете в виду - историю этого дома, окружающего района? Адресные книги и разные справочники можно найти в интернете. anchurian по это части более продвинут. 

  • 11 Июля 2012, 21:16

    Уважаемая Liz! Менее всего, меня интересует конкретная история одного (неважно - какого) дома. Я имел в виду (прежде всего), авторитетные исторические справочники, на которые опираются историки и искусствоведы в своих монографиях и пр. рода научных статьях. Это очень важно (во всяком случае, для меня), поскольку, в нашу эпоху коньюктурщины, недобросовестности отдельных авторов, а зачастую и откровенного дилетантизма, приходится сталкиваться с такими "откровениями" и "открытиями", от которых становится не по себе даже здравомыслящему человеку,  хоть сколь-либо сведующему в той или иной сфере, касаемо истории столь уникального города. Я более чем убежден, что эти "островки" былой культуры всё ещё существуют. Данный сайт является наглядной иллюстрацией сказанному: тут столько интересных личностей, с которыми я бы с удовольствием готов был встретиться и пообщаться.

  • 11 Июля 2012, 21:51

    Дом, кстати, очень скудно представлен в смысле фото - там ведь фактически 3 здания - и это только по красным линиям.

  • 11 Июля 2012, 23:05

    golib - Вам и карты в руки. Если Вы сфотографируете и добавите хотя бы только в публ. о Вашем доме, будет уже оч. хорошо: сегодня трудно проникать за парадные двери или во дворы. Портрет дома будет полнее, если добавятся фотографии интерьеров - лестниц, площадок и дворов.

    А если вы "вхожи" и в соседние дома... и так далее 😀

  • 12 Июля 2012, 16:27

    Спасибо, уважаемая Ладада, за дельный совет!
    С теплом, -

  • 14 Июля 2012, 02:23

    Типография "Печать". Контора - Адмиралтейская наб., 6; типография - Максимилиановский пер., 16-7. Владелец Ерофеев Гр. Мих. (ВПг на 1917).

  • 14 Июля 2012, 17:40

    Простите, уважаемая Liz, однако мне не совсем понятно, каким образом можно состыковать Ваше последнее сообщение (про типографию "Печать") с тем, что Вы выяснили чуть выше:
    "То же издание называет владельцем дома живущего еще на Никольской площади, 6 купца и потомственного почетного гражданина Алексея Ивановича Иванова, старосту Морского Никольского Богоявленского собора, владельца ресторана и пивной.

    Впг на 1917 показывает его живущим здесь, на Максимилиановском, 16, по прежнему старостой Никольского собора и владельцем кухмистерской, ресторана и трактира."?
    Год (и тут, и - там) указан 1917... Возможно, только часть дома была занята под тирографию? Или... Просто, не совсем понятно - как у одного дома могло быть два владельца, в одно и то же время... Впрочем, вполне допускаю, что это моя невнимательность или неверная интерпретация полученной информации. Тем не менее, был бы весьма Вам признателен, если сочтете необходимым прояснить данное недоразумение.

  • 15 Июля 2012, 02:34

    Конечно, типография занимала не весь дом, возможно, она вообще находилась в каком-то дворовом строении. (На всякий случай: Весь Петроград на 1917 год показывает ситуацию, в основном, на начало осени 1916; это относится и ко всем выпускам на предыдущие годы.)

    В ВПб на 1914 эта типография показана еще где-то на Морской. На 1915 у меня выпуска нет, а вот объявление в ВПг на 1916 разъясняет некоторую странность - нахождение конторы типографии отдельно и, главное, в столь шикарном месте.

    В выпуске на 1916 год помимо маленького объявления, аналогичного приведенному, есть и большое объявление на двух языках - русском и французском: Франко-русская типография "Печать". Специальность: работы на иностранных языках. Печатание газеты "Journal de Petrograd" 

    "LʹEconomiste Russe". Печатание газет, книг, докладов и мелких работ. Контора: Адмиралтеская наб., 6. Типография: Максимилиановский пер., 7-16" (так, что, конечно, ошибка, встречающаяся очень часто, когда в дроби номера меняются местами).

  • 15 Июля 2012, 07:08

    Надо же: сколь немало интересного, оказывается, можно найти, если любить свой город и его историю! Сердечное спасибо Вам, Liz!

  • 28 Февраля 2013, 17:10

    Табель домов и улиц 1888 г.   см. публ.

  • 28 Февраля 2013, 17:33

    Стиль - эклектека, "Окна Браманте" из ренессанса.

  • 23 Октября 2021, 14:07
    • В 1913 и 1914 годах в доме жил Николай Иванович Кульбин (1868-1917), оставивший след в истории как человек, который оказывал широкую поддержку поэтам и художникам из числа "кубофутуристов". Кульбин упоминается во многих мемуарах, посвящённых Серебряному веку (в том числе в "Петербургских зимах" Георгия Иванова). Очень вероятно, что в его квартире (номер квартиры неизвестен) бывали и жили Маяковский, Хлебников, братья Бурлюки, Кручёных и другие яркие персонажи той эпохи.
    • В 1914-м году (точная дата неизвестна) Кульбин переехал в другой дом по тому же Максимилиановскому переулку (№17), где и прожил остаток жизни.
  • 10 Февраля 2022, 19:49
    Ответ на "В 1913 и 1914 годах в доме жил Николай И" от Пё1р

     "О сколько нам открытий чудных..." - огромное Вам спасибо за ещё один лучик... ещё одну связующую нить во времени-пространстве!  Это так захватывающе интересно, оказывается... )))

  • 12 Февраля 2022, 00:05
    Ответ на ""О сколько нам открытий чудных..." - огромное Вам " от golib

    Пожалуй, это самое интересное в жизни! 

  • 5 Января 2023, 10:08

    Могу добавить маленькое от себя: в ЦГИА есть чертежи этого дома ф. 513 оп 102 д 3455. 

    Там можно посмотреть смену хозяев: 

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Шутову, Ямпольской, Сиротскому приюту принца Ольденбургского, М.С.Воронину, Мельцер, Л.И.Лаптевой, Сакрипант, Витути, А.И.Иванову по Прачечному пер., 7 и Максимилиановскому пер., 16

    Просмотреть образы

     В данном случае, в Вашей заметке о доме ошибочно указаны только Локтаевы (им принадлежал соседний дом, который, судя по всему, был снесён Ямпольскими перед сдачей Приюту). Вместо их дома у Ямпольских нарисован просто сад.

    И очень интересно выглядит цепочка адресов этого дома во времени:

    1822 - Дом 187 (бывш. 181,179) 2 Адмиралтейской части 4 квартала Ямпольского

    1824 - Дом 187 Коллежского Советника Павла Семёновича Ямпольского

    1836 - Дом 17 по Глухому Статской Советницы Ямпольской

    1844 - Глухой пер. 17 Ямпольского (15 был у Ла(о)ктаевых)

    1854 - Глухой пер. 15-17 Приют Принца Ольденбургского

    1862 - Глухой пер. 18-20 Дом Воронина

    После 1870 - Максимилиановский 18, дом Воронина, позже - 16 всех остальных;

    И, наконец, Пирогова 16.

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31865
Готовится: 65
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 8273