Публикация

Адмиралтейские Ижорские заводы. Железоделательный завод. 2-й бронепрокатный завод
Ижорский завод. Сортопрокатный цех № 12

Здание на карте
фото
Колпино
Ижорский завод, 9АМ
Архитекторы: Мерц И. А.
Год постройки: 1873-1875
Стиль:

Фото 05.2015, Влада

Адмиралтейские Ижорские заводы. Железоделательный завод. 2-й бронепрокатный завод

 Ижорский завод.  Сортопрокатный цех № 12

г. Колпино, Ижорский завод, 9 лит. АМ

 

Пам. арх. (выявл.)

1873-1875 - инж.-арх. Мерц Иван Александрович ([99]. C. 213)

 

  • фото

    Железоделательный завод (вдали),
    электрическая станция (направо)
    и магазины (налево).
    («Ижорский завод». Сборник кратких
    сведений по Морскому ведомству
    (СПб, 1908)

    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    Бурим Л. Д., Ефимова Г. А., Лопатенко Н. Л.
    "Один ответствовать должен..." (СПб, 2001)

    (добавил GeorgiaG )

  • фото

    1923 г. Знамя
    сортопрокатного цеха.
    фото из музея
    истории ИЗ.
    (добавил GeorgiaG)

  • фото

    Кадр из к/ф
    "Колпино - город
    переднего края" (1941)

    (добавил GeorgiaG )

Место для нового большого железоделательного завода было избрано к северо-востоку от прежнего железопрокатного завода, на возвышенности, где находились склады угля. В конце 1876 г. в этом заводе установлена, для прокатки мильбарса и заготовок, 60-ти сильная паровая машина, после чего пудлинговое отделение открыло свое действие. В 1877 г. была собрана паровая реверсивная машина в 1.500 сил, изготовленная машиностроительным заводом Камп в Вестфалии; этою машиною приводились в действие броневой, крупносортный и листовой станы. В 1879 г. завод был вполне оборудован и к действию приготовлены: три пудлинговые печи, одна броневая и десять сварочных (4 листовых и 6 сортовых), три паровых молота (два по пяти тонн и третий в 1 1/2 тонны); 4 вентилятора Рута, паровая пила для обрезки крупносортного железа, двойные ножницы для обрезки кромок, два мостовых крана в 50 и 80 тонн и гидравлически пресс, для испытания железа до 100 тонн. На устройство железоделательного завода до конца 1879 года было истрачено 1.421.822 рубля. С 1880 г. завод освещен электричеством, по системе Яблочкова. В железоделательном заводе изготовлялся мильбарс и прокатывалось: односварочное, двухсварочное, квадратное, угловое, тавровое и листовое железо, броня и сталь листовая и сортовая.

Стоимость пуда изделий колебалась: мильбарса от 1 р. 56 коп. до 2 руб. 2 коп., железа от 2 руб. 7 коп. до 8 руб. 68 коп., брони от 7 руб. 50 коп. до 8 руб. 88 коп. и стали от 4 руб. 20 кои. до 6 руб. 90 коп.

В конце 1879 года, для наблюдения за изготовлением брони, на заводы был назначен окончивший курс в Горном Институте, корпуса инженер-механиков подпоручик Бринк, получивший звание приемщика. Артиллерийским отделением Морского Технического Комитета Бринку дана особая инструкция. По этой инструкции в обязанность приемщика, кроме наблюдения за изготовлением и приемом плит, входило обязательное присутствие при всех работах по изготовлению брони; он должен был свидетельствовать заготовленный материал и вести журнал всем операциям по производству брони.

 (Городков Г. И. Адмиралтейские ижорские заводы: Крат. ист. очерк: (Юбил. изд.): Сост. по поруч. Гл. упр. кораблестроения и снабжений, т. с. Г. Городковым. - Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1903. С. 131-133) (добавил vladimir-2013)

 

Производство броневых плит нового типа (сталежелезных) в то время развивалось в Англии, и с английской фирмой Каммель был заключен договор на водворение производства сталежелезных плит на Ижорском заводе, и эта фирма в 1885 г. построила в железоделательном заводе две сталелитейные печи (А и Б со всеми принадлежностями (лифтом, краном)) (ныне в этом здании расположен участок №5 цеха №15).

(И. Н. Воскресенский «Моя работа на Адмиралтейских Ижорских заводах» (публикация, примечания Л.Д. Бурим) //

Колпинский альманах "Ижорские берега" №2 (СПб, 1999), C. 95

 

Среди корпусов особенно впечатляет здание бывшего «2-го бронепрокатного завода» (ныне ООО «Ижорский трубный завод»). Оно было построено по проекту архитектора И. А. Мерца, автора ряда доходных домов и водонапорной башни на Шпалерной улице в Петербурге. Фасад украшает гигантский витраж, по форме напоминающий хвост павлина. Даже сейчас, когда стекла обыкновенные, а не цветные, витраж производит сильное впечатление. Впервые «павлин распустил свой хвост» на Нижегородской выставке 1896 года. Затем его перенесли под Петербург и вставили в фасад завода. При этом «павлинов» два, но второй на противоположном фасаде заложен поздней пристройкой.

("Заводской музей: перезагрузка?"   karpovka.com  14.04.2014; добавил: GeorgiaG)

 

Здание завода (впоследствии - цех №12) - яркий образец промышленной архитектуры второй половины XIX века. Это трёхпролётный корпус, центральная часть которого перекрыта металлической арочной фермой с килевым завершением. Радиально расходящиеся оси торца, остеклённого витражами в ажурных каркасах, образуют рисунок его металлического переплёта. "Оригинальность и лёгкость инженерного замысла подчёркивали архитектурные детали: профилированные карнизы, облицовка пилонов торцевых фасадов, декорированные лучковые перемычки, что придавало целостность всей композиции... Конструктивное решение позволяло разместить в определённой последовательности крупногабаритное оборудование, подкрановые пути и организовать верхнее боковое освещение", - отмечает историк архитектуры М. А. Гордеева. При этом первоначальный проект здания, представленный Мерцем, был изменён по требованию Морского технического комитета (были устранены "излишества архитектурных украшений").

В 1878 г. в строящемся железоделательном заводе проводились испытания электрического освещения (дуговых фонарей, изобретённых в 1876 г. П. Н. Яблочковым). Установили три электроосветительные машины, приводимые в движение, паровыми двигателями небольшой мощности. Испытаниями руководил инженер Г. Чикалов. Результат оказался превосходным, и в следующем году товарищество "Яблочков и K'" установили в железоделательном заводе 16 фонарей. Ещё 4 запасных питались от динамо-машины.

В мае 1942 г. после появления приказа директора ИЗ о действующих и недействующих цехах, цех №11 объединили с цехами № 9, 12, 13, 14 в один цех. Сортопрокатный цех № 12 возобновил работу уже в 1944 г.

Сизёнов Е.П., Иволга Р.С., Ефимова Г.А. «История Колпина» (СПб, 2007), С. 86-87, 429

Гордеева М. А."Город и завод. Промышленный архитектурный ансамбль города Колпино. Очерк",

Колпинский альманах "Ижорские берега" №5 (СПб, 2001),С. 202  

Кучкин В. Г. «Гордость моя - ижорцы!» (публикацию подготовила Л.Д. Бурим) "Ижорец" №7 (10684) от 30 апреля 2015 г., С. 8.

(Добавил: GeorgiaG)

Новый тип [двухслойной сталежелезной, или компаундной] брони стали осваивать в большом железоделательном заводе, построенном по проекту архитектора И.А. Мерца в 1873-1875 гг. Архитектура здания, южный и северный фасад которого украсили витражи, высокого оценивалась современниками. Газета "Петербургский листок" в 1874 г. отмечала: "Главный фасад здания настолько прекрасен по своему характерному выполнению, что можно сказать, что такой изящной заводской постройки в окрестностях Петербурга ещё не видано. Вся постройка этого здания металлическая, то есть из чугуна и железа, кроме некоторых устоев и стен. Словом, выполнение этого проекта представляет образец строительного искусства...". Новая мастерская, выпускавшая первоначально железную броню, к 1883 г. с помощью английской фирмы "Камель и Ко" была переоборудована и уже через год прокатала сталежелезные плиты для крейсера "Адмирал Нахимов". В 1887 г. изготовили 200 000 пудов железа, 50 000 пудов стальной отливки и 73 000 пудов брони.

(Л. Д. Бурим, Г. А. Ефимова "Ижорские заводы. Исторические очерки" СПб, 2009 , C. 40-41;   добавил: GeorgiaG)

 

До начала XX в. отдельной ремонтной службы на Ижорских заводах не было, а ремонт производился силами той мастерской, где случалась поломка, или специалистами фирм, поставлявших оборудование. В конце XIX века на Железоделательном заводе работала ремонтная кузница, которая со временем стала обслуживать не только этот завод, но и другие мастерские. Затем образовался Общий отдел Железоделательного завода, в состав которого вошла кузница. В отчете отдела за 1902 год отмечалось, что «было преступлено к постройке новой (на месте старой) ремонтной кузницы, так как старая была тесна и неудобна». Но и в 1901, и в 1902 гг. Общий отдел был не самостоятельным подразделением, а частью Железоделательного завода. С 1903 г. в Отчетах Ижорских заводов отдельной строкой указывается Мастерская разных цехов, производившая ремонтные работы. Она разместилась в здании Железоделательного завода. В состав Мастерской разных цехов входила ремонтная кузница и Общий отдел, которые занимались «исправлением механизмов, инструмента, вагонов, весов, сборкой кранов, вспомогательных приспособлений для ковки, ремонтов станов и печей в прокатном отделе, переделкой паровозов, разработкой и сборкой воздуходувной машиной». Приказа о создании Мастерской разных цехов не найдено, но, по-видимому, это произошло в 1903 г. 9 ноября 1911 г. она была переименована в ремонтную мастерскую Ижорского завода. Ремонтно-монтажной мастерская стала после 1917 г.. Она переехала из Железоделательного завода в здание, где сейчас размещен цех № 23. Материал предоставлен музеем истории Ижорских заводов  

(История ООО "ИжораРемСервис" сайт omz-irs.ru 11.06.2020;  добавил: GeorgiaG)

Сортопрокатный цех (затем цех № 12) в связи с отсутствием на заводе топлива в 1918-1922 гг. работал крайне неритмично и только в одну смену. По воспоминаниям начальника планово-распределительного бюро цеха № 12 Валериана Семеновича Федорова, "на бронепалубном стане катали тонкую броню для автомобилей и лист на заготовку для лемехов, сортовой стан также периодически работал в одну смену. После организации нормального снабжения завода топливом в 1923 г. начинается восстановление нормальной работы цеха, начинает работать сортовой участок в три смены производительностью в 3000 пудов (50 тонн) сорта и 700 пудов (11 тонн) листа в сутки". В воспоминаниях В. С. Федорова сказано, что знамя сортопрокатного цеха "приобретено на собранные трудящимися цеха средства". Смотришь на знамя и сразу понимаешь, что в 1923 г. у коллектива прокатчиков денег было немного: полотнище сшито из отдельных кусков бархата. Со временем постарела бахрома, местами вытерся бархат, но хорошо сохранилась машинная вышивка, выполненная обычными и металлизированными нитями. Художник - автор эскиза знамени - задумал изобразить на бархате рабочую клеть стана, а неизвестная мастерица-вышивальщица перенесла эскиз на бархат. Но либо автор эскиза был художником-самоучкой (прокатчиком он явно не был), либо такова была задумка коллектива, но, по заключению специалистов Колпинского отделения ВНИИМЕТМАШа, на знамени вышита чистовая клеть сортового стана и рабочие валки обжимной клети того же стана. Знамя пережило блокаду, послевоенную разруху и было передано в музей в 1973 г. Было отреставрировано в 2013 г. и помещено в экспозицию.

(Л. Д. Бурим "Ижорское цеховое знамя" // "Ижорская перспектива", 25.09.2014., GeorgiaG)

 

По состоянию на 2001 г. в здании железоделательного завода размещался участок цеха № 15, до этого там работал сталепрокатный цех № 12.

(По информации Гордеева М. А. "Город и завод. Промышленный архитектурный ансамбль города Колпино. Очерк" //

Колпинский альманах "Ижорские берега" №5 (СПб, 2001), С. 203; GeorgiaG)

 

 

Выявленный объект культурного наследия (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001)

5 комментариев
2915 просмотров
Добавил: Виктор М, 25 Мая 2012, 16:18
Редактировано: 17 Октября 2023, 17:04
Оцените:
(9 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house26269.html' target='_blank'>Адмиралтейские Ижорские заводы. Железоделательный завод. 2-й бронепрокатный завод Ижорский завод. Сортопрокатный цех № 12 на Citywalls.ru</a>
Всего 5 комментариев
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3077