Публикация

Екатерининский парк . Большой дворец

Здание на карте
фото
Архитекторы: Растрелли Ф.-Б.
Год постройки: 1752-1756
Стиль: Барокко

Фото - Mary, 10.2015.

Екатерининский парк .

Большой дворец

Екатерининский парк, 1 - Садовая ул., 9

Пам. арх. (феральн.)

Первый двухэтажный каменный дворец

1718-1724 арх. Иоганн Браунштейн

Новый дворец

1743 - арх. Земцов М. Г. - проект

1743 - арх. Квасов Андрей - переботанный проект

1744-1748 -

1745 - арх. Чевакинский С. И. -

Большой дворец

1752-1756 - Растрелли Ф.-Б.       барокко

Дворцовая церковь

1746 -

 

Государственный музей-заповедник "Царское Село" .

Екатериниский дворец

 

     см. Екатерининский парк       Церковь Воскресения Христова

 

 

В центре архитектурно-паркового ансамбля г. Пушкина находится огромное здание Екатерининского дворца. Перед его восточным и западным фасадами расположены наиболее старые части Екатерининского и Александровского парков с симметричной планировкой. Эти ругулярные парки переходят в созданные позднее обширные пейзажные парки. Дворцово-парковый комплекс создавался в течение двух веков.

  • фото

    Большой дворец в Царском Селе.
    Проект надстройки Среднего дома. 1-й вариант.
    Фасад со стороны парадного двора.

  • фото
  • фото

    2-й вариант. С.И.Чевакинский по проекту
    Ф.-Б. Растрелли. 1749-1750 гг. [234]

  • фото

    Копия перв.пол. XIX в. ([234].С.76-80.)

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    Ф.-Б. Растрелли.
    План 1-го и 2-го этажей.

  • фото

    План 1-го этажа.
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    Вид. Большого дворца.
    карт. Ф.Г.Баризьена. 1760-1761. [235]
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    Дворец в Царском Селе.

  • фото

    Садовников В.С. Вид
    Екатерининского дворца
    со стороны парадного двора.
    (добавил IVa )

  • фото

    Л. Премацци.
    Екатерининский дворец в ЦС.
    (добавил IVa )

  • фото

    Фасад Екатерининского дворца
    (со стороны площади).
    Худ. В.Садовников. ([*].C.)
    (добавил Mary)

  • фото

    Боковой фасад
    екатерининского
    дворца в ЦС,
    1870-е гг.
    Фото Бианки И. К.
    (добавил IVa )

  • фото

    Старая открытка.

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото
  • фото

    (добавил Mary)

  • фото
  • фото

    1912 г. [225]
    (добавил Mary)

  • фото

    Добавил -
    Андрей Агафонов .

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото
  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    Парадные ворота.
    Фото 1941 г.
    (добавил Михаил М.)

  • фото

    Приложение
    к Топ-плану 2004
    (добавил- IVa)

  • фото

    Кадр DVD-фильма о СПб

  • фото

    (добавил- IVa)

  • фото

    Большой дворец
    в Царском Селе
    1930-1932
    Фото - Брэнсон Деку

  • фото

    Янтарная комната
    1930-1932
    Фото - Брэнсон Деку

  • фото

    Фото начала 1970-х гг.
    (Чугунов Г. Город Пушкин.
    Художник РСФСР, Ленинград, 1976)

    (добавил- IVa)

  • фото

    Предхорный зал. Анфилада.
    Фото начала 1970-х гг.
    (Чугунов Г. Город Пушкин.
    Художник РСФСР, Ленинград, 1976)

    (добавил IVa)

  • фото

    Парад войск.
    А. Шарлемань. сер. XIX в. 1*
    (добавил IVa)

  • фото

    Большой зал. Фото 1942 г.
    (добавил - Михаил М. .)

1*  Парад войск. Картина работы А. Шарлеманя, сер. XIX в.

     приведена в книге: Бунатян Г. Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Лениздат, 1987 (Iva)

 

В начале XVIII в. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга на территории нынешнего Екатерининского парка находилась небольшая усадьба, окруженная лесами. По-фински она называлась Saari mojs, швед. Sarishoff - "мыза на возвышенном месте", по-русски - Сарская мыза. Усадьба стояла на бывшей Новгородской земле, захваченной в XVII в. шведами и возвращенной в начале Северной войны (1700-1712).

Для освоения местности вокруг строящегося Петербурга Петр I первоначально отдал Сарскую мызу генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меншикову. Позднее, в 1710 г. по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 г. его женой под именем Екатерины Алексеевны.


 В 1718-1724 гг. по проекту арх. Иоганна Браунштейна здесь был возведен первый двухэтажный каменный дворец с рустованными углами и скромными наличниками - "каменные палаты о шестнадцати светлицах". Дворец был окрашен суриком и крыт гонтом. Перед дворцом на насыпанных земляных уступах был разбит сад. За садом раполагались парники и оранжереи. С западной стороны находился Зверинец - огороженный участок леса, в котором содержали лосей, кабанов и зайцев для царской охоты. Вокруг мызы появилась деревня, кирпичные и изразцовые заводы, сараи для обжига извести и др. хозяйственные сооружения.
В 1724 г. в новых "палатах" было устроено праздненство, этим было подчеркнуто значение нового дворцового поместья, которое вскоре стали называть Саарским Село, затем Царским Селом.


В царствование Елизаветы Петровны в Царском Селе развернулось большое строительство. В 1743 г. по распоряжению Елизаветы арх. М. Г. Земцов разработал проект нового, большого дворца, но он остался неисполненным из-за смерти автора. В том же году был утвержден проект, переработанный Андреем Квасовым, имевшим "против прежнего небольшое излишество". Перестройка царскосельского дворца по этому проекту началась в 1744 г. и продолжалась до 1748 г.

 

С 1745 г. арх. С. И. Чевакинский принимал участие в проектировании и руководил строительными и отделочными работами. Задачу арх. осложняло распоряжение императрицы сохранить старый дом, делая к нему пристройки. Старый дом был включен в центральный корпус дворца, его фасады получили новую отделку. Дворец, созданный по проекту Кавоса и Чевакинского, состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Снаружи он был украшен лепкой, а внутри - "штукатуркой и резной работой".

Огромный парадный двор со стороны западного фасада дворца был окружен служебными флигелями, расположенными полукругом.

([229]. С. 151-160) ([227]. С. 5-36, Mary)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 10.2015.

  • фото

    Юго-восточный фасад.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото

    2009 г.

  • фото

    2008 г.

  • фото

    2008 г.

  • фото

    2008 г.

  • фото

    2011 г.

  • фото

    2011 г.
    Фото- Тамара
    Николаевна

  • фото

    Фото - Наталия,
    03.2006.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 09.2019.

  • фото

    Фото - Влада, 12.2020.

Дальнейшей перестройкой дворца занимался арх. В. В. Растрелли (1700-1771). В 1752 г. По указу Елизаветы сравнительно небольшие дворцовые здания со сдержанными украшениями сменились постройками огромных размеров, с пышным, парадным оформлением фасадов в стиле барокко. В 1752-1756 гг.. Растрелли перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резиденцию.

Дворец надстроили. Его главный фасад длиной более 300 м получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и скульптуры. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. Между дворцовой церковью и северным флигелем Растрелли оставил открытую галерею, устроив там висячий сад. Парадный двор украсили ажурные ворота, выкованные из железа мастерами Сестрорецкого завода и отделаны золотом. В 1751-1752 гг. деревянные решетчатые заборы были заменены высокой каменной оградой с воротами по проекту Растрелли.В 1754-1757 гг. близ дворца, на месте нынешней Гранитной террасы, по проектам А. К. Нартова и Растрелли было построено здание Катальной горки.

В 1746 г. была заложена дворцовая церковь, которая сначала планировалась как отдельно стоящее здание. К осени 1746 г. были закончены флигели-циркумференции - расположенные по дуге одноэтажные вспомогательные помещения с северо-западной стороны дворца. Старые каменные палаты, увенчанные новым карнизом и кровлей, увеличились по фасаду и в высоту. С этого времени палаты Екатерины I стали называться Средним домом.

С 1748 г. строительные работы возглавил Б.-Ф. Растрелли, назначенный главным архитектором дворца. Он разработал свой план Большого Царскосельского дворца и парка и начал новую реконструкцию. Все части дворца ранее соединявшиеся галереями-переходами, были объединены в целостный массив, Средний дом и боковые флигели надстроены третьим этажом, фасады дворца получили новую архитектурную обработку.

30 июля 1756 г. в Царском Селе состоялся торжественный прием, посвященный окончанию строительства Большого дворца.
Регулярная часть Екатерининского парка террасами спускалась с холма. В XVIII в. этот район парка назывался Старым садом.

Внутри дворца появилась анфилада обширных парадных залов с разнообразной художественной отделкой. Для отделки дворца было использовано 6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота (около 100 кг).
Дворец стал центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее Екатерининского парка) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории Александровского парка). Автор проекта садов неизвестен. Оба парка имели регулярную планировку. Расположение аллей, прудов, боскетов было строго симметричным. Искусно подстриженные кусты и деревья образовывали стены и ниши, в которых устанавливали статуи. В парке было много "садовых затей" - фигурных водоемов, скульптур, архитектурных сооружений, павильонов, созданных по проекту арх. Растрелли. Работы по созданию дворца и парков продолжалось 4 года. Растрелли помогали арх. помощники В. И. Неелов и А. И. Мыльников, делавшие чертежи. Листовое золото поставляли московские "сусальные" мастера. Большие денежные суммы, необходимые для строительства царской резеденции, давало "соляное комиссарство" - взятая в казну продажа соли.


Новый дворцово-парковый ансамбль, выстроенный к концу 1756 г., вызывал всеобщее восхищение. В 1755 г. из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет. Царское Село стало местом официальных парадных приемов русской знати и представителей иностранных государств. Здесь же решались и важные государственные вопросы. Во время Семилетней войны (1756-1763) здесь устраивались совещания.


При Екатерине II Царское Село сохранило значение парадной резиденции. В этот период вид дворца несколько изменился: в связи с переносом парадной лестницы в центр здания, возвышавшийся в южной части дворца купол был уничтожен, обветшавшие золоченые деревянные статуи сняты, а золоченые лепные украшения закрасили охрой.

 

Церковь Воскресения Христова.

Автором проекта дворцовой церкви был архитектор С. И. Чевакинский. Торжественная закладка церкви, расположенной в северной части дворца, состоялась 8 августа 1746 г. в присутствии Елизаветы Петровны, наследника Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.

Шестиярусный иконостас столярной работы, украшенный золочеными колоннами и пилястрами создавался по проекту Ф.-Б. Растрелли,  а резные работы были поручены лучшему придворному мастеру Иоганну Дункеру. Живописный плафон с изображением  Вознесения Господня  был исполнен художником Джузеппе Валерияни, писавшим его несколько лет с 1749 г. В том же году Императрица установила и цвет (темно-синей берлинской лазури), в который должна была быть выкрашена церковь в своем окончательном виде.

Дворцовая церковь, увенчанная пятью золочеными главами, была освящена 30 июля 1756 г. во имя Воскресения Христова архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром (Кулябка) в присутствии Императрицы. Необычайно роскошная отделка храма являлась одним из лучших образцов елизаветинской эпохи. Все находившиеся в церкви иконы, в том числе и на стенах храма, в алтаре и на хорах (всего их было 114), были врезаны в стены и закрыты золочеными рамами. В алтаре, над жертвенником возвышалась громадная резная золоченая сень на восьми колоннах. Хоры и помещения под ними были отделены от церкви стеной. На хорах во время богослужений находилась Императрица и ее Двор.

12 мая 1820 г. в результате пожара церковь сгорела, при этом погибла большая часть находившихся в ней икон. Купола восстановленные после пожара В. П. Стасовым несколько отличались от первоначальных и, по замечанию современников, менее соответствовали облику дворца. Огромный живописный плафон, повторявший работу Валерияни, был написан заново художником В. К. Шебуевым. Новый плафон в алтаре "Слава Святого Духа" был написан в 1822 г. художником Дмитрием Антонелли по штукатурке. В помещении на хорах новый плафон, изображавший свв. Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию, был начат в 1823 г. придворным живописцем Отто Игнациусом, а закончен из-за сметри последнего Густавом Гиппиусом.Реставрацию большинства икон взял на себя Д. Антонелли. Остальные иконы были написаны заново А. Е. Егоровым, профессором Андреем Ивановым и живописцем И. Ф. Тупылевым. Рамы во время пожара успели вынуть и спасти. Восстановленная после пожара уерковь была вновь освящена 2 апреля 1822 г. архиепископом Тверским и Кашинским Ионой (Павлинским) в присутствии Александра I.

В ночь на 16 июня 1863 г. в дворцовой церкви вновь произошел пожар, полностью уничтоживший все купола, но на этот раз большинство образов и церковной утвари удалось спасти. Чудом уцелел и плафон художника В. К. Шебуева. Плафон в алтаре Дм. Антонелли погиб, но был написан заново академиком Беллони на полотне. Восстановленная в течение года церковь была заново освуящена 27 октября 1864 г. духовником Императрской Семьи протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Александра II. Главы дворцовой церкви, восстановленные архитектором Александром Фомичем Видовым, на этот раз более соответствовали стилю "елизаветинского барокко".

Несмотря на все повреждения, полученные во время пожаров, к ХХ веку цворцовая церковь в основном сохранила свой первоначальный вид, который имела во время царствования Елизаветы Петровны.

Церковь была официально закрыта 22 мая 1922 г., хотя службы в ней прекратились еще в 1917 г. 9 июня 1918 г. в Екатерининском дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны в помещении церкви немецкими войсками был устроен гараж, а ее внутреннее убранство было разграблено, либо сильно повреждено 98 икон, оставшихся в храме были похищены. От знаменитого плафона к 1944 г. сохранились только остатки. В результате контрнаступления советских войск здание дворца оказалось частично разрушенным прямыми попаданиями снарядов.

После войны дворец был передан Военно-Морскому училищу, которое занимало его до 1951 г. Помещение церкви в это время, по словам искусствоведа А. М. Кучумова, было превращено в склад всего, что уцелело во дворце, и лишь с 1957 г. в нем начались планомерные восстановительные работы. Купола дворцовой церкви были восстановлены лишь в 1963 г.                                                                                                                                   ([149]. С.76-83; добавил: Наталия)

  • фото

    Северо-западный фасад.

  • фото

    Парадные ворота.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2013.

  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото

    Памятник Растрелли
    2008 г.

  • фото

    Памятник Растрелли
    2008 г.
    Фото- Тамара
    Николаевна

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 09.2019.

После Октябрьской соц. революции в 1918 г. царскосельские дворцы и парки были взяты под охрану государства. Они стали историко-художественными музеями и местом отдыха. В начале ВОв наиболее ценные экспонаты были эвакуированы, а парковые скульптуры зарыты в парке. Во время окупации дворцы и парки сильно пострадали. После освобождения города в январе 1944 г. почти сразу же начались работы по расчистке парка, консервации екатерининсского дворца и павильонов. В июне 1945 г. открыли екатерининский парк, а весной 1946 - Александровский. После войны в парке посажены тысячи деревьев, очищен Большой пруд, восстановлены фасады павильонов Екатериниского парка и значительная часть парковой скульптуры.


Реставрационные работы Екатерининского дворца начаты в 1957 г. Производители работ - Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Главного архитектурно-планировочного управления и трест "Фасадремстрой". Автор проекта восстановления - арх. А. А. Кедринский.  Фасады дворца восстановлены с максимальным приближением к их виду в XVIII в., поздние наслоения - удалены. Убрано разрушенное крыльцо парадного подъезда со стороны дворцовой площади, построенное в середине XIX в. На его месте воссоздано крыльцо по чертежам Растрелли. Во фронтонах среднего дома воспроизведены картуши первоначального рисунка. Уже в 1958 г. часть помещений второго ээтажа использовалась под выставку. В 1959 г. открылись первые восстановленные дворцовые залы. Регулярная часть парка перед дворцом воссоздана в первоначальном виде.


В 1950-е гг. в центральной части дворца находился музей, в боковых флигелях располагались: Всесоюзный музей А.С.Пушкина, детская музыкальная школа и база однодневного отдыха. В это время парковый фасад дворца был частично скрыт за высокими деревьми.

([229]. С. 151-160) ([227]. С. 5-36, Mary)


В январе 1983 г. дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 г. получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник "Царское Село".
В 1989 г. дворцы и парки ансамблей города Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Продолжаются реставрационные работы в залах Екатерининского дворца. С 2010 по 2013 г. велись реставрационные работы в Агатовых комнатах, при этом использовалась методика консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест).

 

 

Памятник федерального значения.  Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

  • фото

    Фрагмент воссозданного партера
    перед Екатерининским дворцом.
    (реставрация Н.Е.Тумановой)

  • фото

    Гостиная имп. Марии Александровны
    в Екатерининском дворце
    (бывшая спальня Екатерины II).
    Худ. Э.П.Гау. 1850 г.

  • фото

    Картинный зал.
    Фото начала 1970-х гг.
    из книги: Чугунов Г. Город Пушкин.
    "Художник РСФСР", Ленинград, 1976

14 комментариев
13411 просмотров
Добавил: Mary, 4 Декабря 2014, 02:04
Редактировано: 17 Сентября 2024, 14:49
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house25651.html' target='_blank'>Екатерининский парк . Большой дворец на Citywalls.ru</a>
Всего 14 комментариев
  • 7 Ноября 2018, 23:20

     

  • 16 Марта 2019, 21:57

    Хорошая фотография льва https://arch-heritage.livejournal.com/548248.html

  • 16 Марта 2019, 22:06

    Этой паре повезло меньше, почему-то почти нет их фотографий https://ornament-i-stil.livejournal.com/418901.html

  • 15 Сентября 2019, 09:03

    Фото 25 из коллекции Гос. Эрмитажа сделано в период 1870-1884 гг. Фотограф Бианки И. К. (1811-1893). 

    К той же серии относится и следующее фото -

    Боковой фасад екатерининского дворца в ЦС, 1870-е гг. Фотограф Бианки И. К.

     

  • 16 Апреля 2020, 14:07

    Автор фотографий - Всеволод Сергеевич Тарасевич  (Великая Отечественная война 1941-1945)

    https://pikabu.ru/story/velikaya_otechestvennaya_voyna_19411945__97_6552767 

  • 24 Августа 2021, 20:17

    Т.3.ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII-XIX ВВ И ГРАБАРЬ.

     

  • 29 Августа 2021, 10:15

  • 15 Ноября 2021, 15:38

    Предпоследний абзац перед вторым блоком фото: "Дворец, созданный по проекту Кавоса и Чевакинского..." - всё же несмотря на сходство фамилий разница между Кавосом и Квасовым огромная.

    Далее по тексту Растрелли фигурирует с инициалами то В.В., то Ф-Б, то Б-Ф, лучше привести к Ф-Б - наиболее устоявшемуся, на мой взгляд, варианту.

  • 10 Июня 2022, 13:05

    Старый Дворецъ

     

    Источник: «Альбом Фототипныхъ Видовъ: Царское село», дореволюционное издание 1897г. 

     

    Поработать с изданием вы можете в читальном зале Центра петербурговедения Маяковки на 3 этаже Невского пр. 20 (http://mirpeterburga.ru/)

  • 16 Ноября 2023, 00:19

    1920-30-e гг. Над воротами надпись "Площадь имени т. Воровского"  https://vk.com/wall-98221643_147011

    0тправил

    P.S. При внимательном рассмотрении видно, что вензель Екатерины I на месте...

  • 16 Ноября 2023, 10:05

    Датировка совершенно фантастическая. Вряд ли позже конца 1923 года. 

  • 16 Ноября 2023, 10:16

    Нормально.

    В Детском Селе имени товарища Урицкого располагается площадь имени товарища Воровского. ))

  • 16 Ноября 2023, 10:41
    Ответ на "Датировка совершенно фантастическая. Вряд ли позже" от Liz

    " 6 октября 1923 года Исаакиевская площадь была снова переименована, на этот раз в площадь имени Воровского. В 1929 Мариинская площадь вошла в состав площади Воровского. 13 января 1944 историческое название было возвращено — площадь снова стала Исаакиевской.[7] "

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Исаакиевская_площадь

     

    Если верить датировке, то в 1932 https://pastvu.com/p/121977  уже был вензель Екатерины I

    В 1944 г. он также есть: https://pastvu.com/p/1585208

  • 16 Ноября 2023, 12:35
    Ответ на "Датировка совершенно фантастическая. Вряд ли позже конца 1923 года" от Liz

     И на раньше мая 1923-го. ))

    Ну да, когда Воровского убили, был такой всплеск "увековечивания".

    Который также плавно и затух.

    Появились "другие любимые герои" ©.

     

    А уж парадный двор — это площадь как раз для именования!

    Ни адресов, ни каких других зацепок, мёртворождённое название, на злобу дня. ((

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32220
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2590