Публикация
Екатерининский парк . Большой дворец
Фото - Екатерининский парк . Большой дворец Екатерининский парк, 1 - Садовая ул., 9 Пам. арх. (феральн.) Первый двухэтажный каменный дворец 1718-1724 арх. Иоганн Браунштейн Новый дворец 1743 - арх. Земцов М. Г. - проект 1743 - арх. Квасов Андрей - переботанный проект 1744-1748 - 1745 - арх. Чевакинский С. И. - Большой дворец 1752-1756 - Растрелли Ф.-Б. барокко Дворцовая церковь 1746 -
Государственный музей-заповедник "Царское Село" . Екатериниский дворец
см.
В центре архитектурно-паркового ансамбля г. Пушкина находится огромное здание Екатерининского дворца. Перед его восточным и западным фасадами расположены наиболее старые части Екатерининского и Александровского парков с симметричной планировкой. Эти ругулярные парки переходят в созданные позднее обширные пейзажные парки. Дворцово-парковый комплекс создавался в течение двух веков.
1* Парад войск. Картина работы А. Шарлеманя, сер. XIX в. приведена в книге: Бунатян Г. Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Лениздат, 1987 (Iva)
В начале XVIII в. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга на территории нынешнего Екатерининского парка находилась небольшая усадьба, окруженная лесами. По-фински она называлась Saari mojs, швед. Sarishoff - "мыза на возвышенном месте", по-русски - Сарская мыза. Усадьба стояла на бывшей Новгородской земле, захваченной в XVII в. шведами и возвращенной в начале Северной войны (1700-1712). Для освоения местности вокруг строящегося Петербурга Петр I первоначально отдал Сарскую мызу генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меншикову. Позднее, в 1710 г. по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 г. его женой под именем Екатерины Алексеевны.
С 1745 г. арх. С. И. Чевакинский принимал участие в проектировании и руководил строительными и отделочными работами. Задачу арх. осложняло распоряжение императрицы сохранить старый дом, делая к нему пристройки. Старый дом был включен в центральный корпус дворца, его фасады получили новую отделку. Дворец, созданный по проекту Кавоса и Чевакинского, состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Снаружи он был украшен лепкой, а внутри - "штукатуркой и резной работой". Огромный парадный двор со стороны западного фасада дворца был окружен служебными флигелями, расположенными полукругом.
Дальнейшей перестройкой дворца занимался арх. В. В. Растрелли (1700-1771). В 1752 г. По указу Елизаветы сравнительно небольшие дворцовые здания со сдержанными украшениями сменились постройками огромных размеров, с пышным, парадным оформлением фасадов в стиле барокко. В 1752-1756 гг.. Растрелли перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резиденцию. Дворец надстроили. Его главный фасад длиной более 300 м получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и скульптуры. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. Между дворцовой церковью и северным флигелем Растрелли оставил открытую галерею, устроив там висячий сад. Парадный двор украсили ажурные ворота, выкованные из железа мастерами Сестрорецкого завода и отделаны золотом. В 1751-1752 гг. деревянные решетчатые заборы были заменены высокой каменной оградой с воротами по проекту Растрелли.В 1754-1757 гг. близ дворца, на месте нынешней Гранитной террасы, по проектам А. К. Нартова и Растрелли было построено здание Катальной горки. С 1748 г. строительные работы возглавил Б.-Ф. Растрелли, назначенный главным архитектором дворца. Он разработал свой план Большого Царскосельского дворца и парка и начал новую реконструкцию. Все части дворца ранее соединявшиеся галереями-переходами, были объединены в целостный массив, Средний дом и боковые флигели надстроены третьим этажом, фасады дворца получили новую архитектурную обработку. 30 июля 1756 г. в Царском Селе состоялся торжественный прием, посвященный окончанию строительства Большого дворца.
Церковь Воскресения Христова. Автором проекта дворцовой церкви был архитектор С. И. Чевакинский. Торжественная закладка церкви, расположенной в северной части дворца, состоялась 8 августа 1746 г. в присутствии Елизаветы Петровны, наследника Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. Шестиярусный иконостас столярной работы, украшенный золочеными колоннами и пилястрами создавался по проекту Ф.-Б. Растрелли, а резные работы были поручены лучшему придворному мастеру Иоганну Дункеру. Живописный плафон с изображением Вознесения Господня был исполнен художником Джузеппе Валерияни, писавшим его несколько лет с 1749 г. В том же году Императрица установила и цвет (темно-синей берлинской лазури), в который должна была быть выкрашена церковь в своем окончательном виде. Дворцовая церковь, увенчанная пятью золочеными главами, была освящена 30 июля 1756 г. во имя Воскресения Христова архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром (Кулябка) в присутствии Императрицы. Необычайно роскошная отделка храма являлась одним из лучших образцов елизаветинской эпохи. Все находившиеся в церкви иконы, в том числе и на стенах храма, в алтаре и на хорах (всего их было 114), были врезаны в стены и закрыты золочеными рамами. В алтаре, над жертвенником возвышалась громадная резная золоченая сень на восьми колоннах. Хоры и помещения под ними были отделены от церкви стеной. На хорах во время богослужений находилась Императрица и ее Двор. 12 мая 1820 г. в результате пожара церковь сгорела, при этом погибла большая часть находившихся в ней икон. Купола восстановленные после пожара В. П. Стасовым несколько отличались от первоначальных и, по замечанию современников, менее соответствовали облику дворца. Огромный живописный плафон, повторявший работу Валерияни, был написан заново художником В. К. Шебуевым. Новый плафон в алтаре "Слава Святого Духа" был написан в 1822 г. художником Дмитрием Антонелли по штукатурке. В помещении на хорах новый плафон, изображавший свв. Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию, был начат в 1823 г. придворным живописцем Отто Игнациусом, а закончен из-за сметри последнего Густавом Гиппиусом.Реставрацию большинства икон взял на себя Д. Антонелли. Остальные иконы были написаны заново А. Е. Егоровым, профессором Андреем Ивановым и живописцем И. Ф. Тупылевым. Рамы во время пожара успели вынуть и спасти. Восстановленная после пожара уерковь была вновь освящена 2 апреля 1822 г. архиепископом Тверским и Кашинским Ионой (Павлинским) в присутствии Александра I. В ночь на 16 июня 1863 г. в дворцовой церкви вновь произошел пожар, полностью уничтоживший все купола, но на этот раз большинство образов и церковной утвари удалось спасти. Чудом уцелел и плафон художника В. К. Шебуева. Плафон в алтаре Дм. Антонелли погиб, но был написан заново академиком Беллони на полотне. Восстановленная в течение года церковь была заново освуящена 27 октября 1864 г. духовником Императрской Семьи протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Александра II. Главы дворцовой церкви, восстановленные архитектором Александром Фомичем Видовым, на этот раз более соответствовали стилю "елизаветинского барокко". Несмотря на все повреждения, полученные во время пожаров, к ХХ веку цворцовая церковь в основном сохранила свой первоначальный вид, который имела во время царствования Елизаветы Петровны. Церковь была официально закрыта 22 мая 1922 г., хотя службы в ней прекратились еще в 1917 г. 9 июня 1918 г. в Екатерининском дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны в помещении церкви немецкими войсками был устроен гараж, а ее внутреннее убранство было разграблено, либо сильно повреждено 98 икон, оставшихся в храме были похищены. От знаменитого плафона к 1944 г. сохранились только остатки. В результате контрнаступления советских войск здание дворца оказалось частично разрушенным прямыми попаданиями снарядов. После войны дворец был передан Военно-Морскому училищу, которое занимало его до 1951 г. Помещение церкви в это время, по словам искусствоведа А. М. Кучумова, было превращено в склад всего, что уцелело во дворце, и лишь с 1957 г. в нем начались планомерные восстановительные работы. Купола дворцовой церкви были восстановлены лишь в 1963 г. ([
После Октябрьской соц. революции в 1918 г. царскосельские дворцы и парки были взяты под охрану государства. Они стали историко-художественными музеями и местом отдыха. В начале ВОв наиболее ценные экспонаты были эвакуированы, а парковые скульптуры зарыты в парке. Во время окупации дворцы и парки сильно пострадали. После освобождения города в январе 1944 г. почти сразу же начались работы по расчистке парка, консервации екатерининсского дворца и павильонов. В июне 1945 г. открыли екатерининский парк, а весной 1946 - Александровский. После войны в парке посажены тысячи деревьев, очищен Большой пруд, восстановлены фасады павильонов Екатериниского парка и значительная часть парковой скульптуры.
([
Продолжаются реставрационные работы в залах Екатерининского дворца. С 2010 по 2013 г. велись реставрационные работы в Агатовых комнатах, при этом использовалась методика консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест).
Памятник федерального значения. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
14 комментариев
13411 просмотров Добавил: Mary, 4 Декабря 2014, 02:04
Редактировано: 17 Сентября 2024, 14:49
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house25651.html' target='_blank'>Екатерининский парк . Большой дворец на Citywalls.ru</a>
Всего 14 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32220
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14279
Всего сегодня: 2590
|